7M02314 Литературоведение в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
-
Цель образовательной программы Подготовка магистров, обладающих глубокими знаниями в области современного отечественного и зарубежного литературоведения, владеющих практическими методами литературоведческого анализа.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M058 Литература
-
Область образования 7M02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 7M023 Языки и литература
Дисциплины
-
Методы и приемы анализа литературного произведения
Цель курса – изложение методов и приемов анализа литературного содержания, их основных принципов, теоретических основ. Содержание курса – анализ литературного произведения в различных аспектах, систематизация способов анализа темы и сюжета, мотива, системы персонажей, структуры произведения, вывод результатов через анализ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование исследовательской работы
Цель курса – обучение основным принципам организации и планирования исследовательской работы, овладение выбором темы и определением материалов, работа с литературой. Содержание курса – специфика темы при проведении исследовательской работы, эффективность методов исследования, работа с разделами планирование, этапы исследования, анализ и обобщение, систематизация литературы по теме.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Содержание и структура научной работы
Цель курса – овладение требованиями к научной работе, ее содержанием и структурой, приобщение к исследованию. Содержание курса – охват вопросов об основных требованиях исследовательских работ, видах исследований, структуре научных статей и диссертаций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Целью данной дисциплины является приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного обучения, позволяющих использовать иностранный язык (уровень сверхбазовой стандартности (С1) как средство общения для успешной профессиональной и научной деятельности будущего магистра, способного конкурировать на рынке труда. Курс обучения предполагает изучение английского языка в профессиональном и академическом контексте в соответствии с образовательной программой. Основное внимание уделяется изучению и активному использованию специфической терминологии, связанной с профессиональной и научной сферой, критическому чтению, анализу текстов, восприятию информации, полученной через прослушивание, развитию академических навыков письма, необходимых для написания научных работ, а также развитию навыков устной речи для коммуникации в академической среде.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Литературно-эстетические учения ХХ-ХХІ вв.
Цель курса – овладение научно-теоретическими основами литературно-эстетических проблем ХХ-ХХІ веков, популяризация преемственности литературы и эстетики. Содержание курса – научные суждения, теоретические выводы об основах эстетического учения, развитии в XX-XXI веках, основах, аспектах литературно-эстетического учения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теоретические основы периодизации истории литературы
Цель курса – выявление теоретических аспектов периодизации истории литературы, усвоение их основных принципов, выявление закономерностей, внутренних, внешних факторов развития литературы. Содержание курса – теоретические обоснования истории литературы, характерные для каждого периода характеристики, суждения и дискуссии в исследованиях, выводы ученых-литературоведов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Курс направлен на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель курса - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Курс знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Курс способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Новые направления в современном литературоведении
Цель курса – овладение основными принципами, теоретическими обоснованиями новых направлений в литературоведении. Содержание курса – систематизация новых исследований, новых выводов в литературоведении, обсуждение методико-теоретических основ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы литературного творчества
Цель курса – овладение теоретическими выводами о творческой лаборатории, творческом процессе, мастерстве писателя. Содержание курса – психология творчества, творческий процесс в связях писателя и произведения, творческая лаборатория, творческая личность.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория жанров
Цель курса – овладение научно-теоретическими представлениями о литературном жанре, изложение выводов о жанровой природе. Содержание курса – знание истории жанра, жанровых особенностей, классификации жанров, видов жанров, жанровой интеграции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психология управления
Курс «психология управления» направлен на формирование социально-управленческого мировоззрения у магистрантов в контексте решения управленческих задач, определенных профессиональной деятельностью магистра в национальной рамке квалификации и квалификационном справочнике руководителей и специалистов. Цель курса заключается в систематизации и углублении знаний о социально-психологических процессах, явлениях, свойствах и основных категориях психологии управления для дальнейшего применения в управленческой деятельности магистров. Содержание дициплины включает такие темы как личность руководителя, особенности руководства и лидерства как социальных феноменов, основные функции управленческой деятельности, стили управления и руководства, личность подчиненного как объект управления, социализация личности как социальный феномен, характеристика процесса адаптации подчиненного к условиям организации, система регуляции поведения и деятельности личности, общение как социальный феномен, особенности управленческого общения и другие.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Когнитивное литературоведение
Цель курса – дать представление о генезисе и основных понятиях когнитивной литературоведения, познакомить с концепциями когнитивной риторики и когнитивной поэтики, когнитивной метафоры. Содержание курса – аспекты изучения познавательной системы сущности, анализ художественного концепта как категории литературоведения, когнитивно-концептуальный анализ литературного произведения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литературное редактирование и текстостроение
Цель курса – изложение теоретико-практических основ дисциплины. Объяснение основного значения, правил термина редактирование. Овладение основными аспектами литературного редактирования, приемами исправления текста. Содержание курса – пояснить, что литературное редактирование это процесс работы, состоящий из критического анализа текста, его оценки, исправление рукописи и обучать приемам этих этапов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель: формирование основ профессионально-педагогической культуры магистрантов, освоение теоретических основ современной педагогической науки. Содержание: педагогика высшей школы: предмет, задачи, функции и место в системе педагогических наук. Сущность явлений и процессов высшего образования, его основных тенденции развития. Структура педагогического процесса высшей школы. Технологии, методы и формы организации обучения и воспитания студентов. Педагогический менеджмент в системе высшего образования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Современные аспекты изучения поэтики литературы
Цель курса – изучение закономерностей, истории, природы, теоретических основ поэтики Содержание курса – научно-теоретические обоснования истоков, истории и современного развития учения о поэтике, аспекты современного поэтического исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Художественный перевод в контексте межкультурной коммуникации
Цель курса – овладение теоретическими основами, научными принципами художественного перевода в контексте межкультурной коммуникации. Содержание курса – раскрытие значения художественного перевода в культуре и духовных ценностях, анализ опыта перевода в рамках мировой литературы. Изучение аспектов мастерства в переводе художественного текста с оригинала. Рассмотрение сложной природы переводческого творчества.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Аспекты литературной критики
Цель курса – овладение теоретическими и научно-методологическими аспектами литературной критики в дифференциации художественно-эстетической системы словесного искусства. Содержание курса – рассматриваются жанры литературной критики и эстетические категории, демонстрируется критическое мастерство в оценке художественного развития и творческих поисков.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Неомифологизм в художественной литературе (на рубеже XX-XXI веков)
Цель курса – изложение выводов о направлениях, истории и методологических основах современной мифокритики. Содержание курса – анализ проявлений мифологизма в литературе ХХ века, рассмотрение мифо-и архетипических связей в структуре художественного текста, обсуждение литературных произведений с точки зрения мифопоэтического метода, систематизация выводов о неомифологизме.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Аспекты анализа структуры текста
Цель курса – объяснить природу, структуру текста, исходя из взаимосвязи между произведением и текстом. Содержание курса – обсуждение структурных элементов текста. Дать представление о дискурсе в тексте и его видах. Изложение структурно-прагматических основ художественного текста.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория художественного дискурса
Цель курса – овладение теоретическими вопросами, касающимися прагматики художественного дискурса по модели «автор ← текст ← читатель». Содержание курса – объяснить установление эстетического общения (диалога) между художником и читателем, рассмотреть концептуальные логики текста и художественного дискурса.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Инновационные методики анализа художественного произведения
Цель курса-объяснить природу, структуру литературного произведения, овладеть теорией, методикой преподавания, исходя из взаимосвязи между произведением и текстом. Содержание курса-обсуждение структурных элементов художественного произведения, теоретические обоснования дискурса в тексте и его видов, изобразительная природа художественного произведения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Компаративистские исследования в литературоведении
Цель курса – овладение основами, принципами и приемами компаративистского литературоведения. Содержание курса – знания о направлениях развития мировой литературы, генезисе, типологии, интеграции, сравнительно-литературном аспекте, ключевых ориентирах литературно-культурного развития нации, вопросах взаимодействия, сюжетно-тематической гармонии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- анализировать основные мировозренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, исследуемые в науке на современном этапе ее развития и использовать результаты в профессиональной деятельности; применять на профессиональном уровне свои знания, понимание и способности для решения проблем в новой среде, в более широком междисциплинарном контексте.
- владеть современными педагогическими технологиями и обладать коммуникативными способностями; осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений; четко и недвусмысленно сообщать информацию, идеи, выводы, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам.
- ориентироваться в теории и истории литературы, литературной критики, их школах, направлениях, периодах развития и тенденциях современного литературного процесса в Казахстане
- использовать основные приемы научного описания и интерпретации произведений, его поэтики в компаративистском аспекте
- обладать знаниями по истории литературы в диахроническом и синхроническом аспектах, закономерностям развития литературного процесса в контексте истории казахской и мировой литературы, основным современным тенденциям жанрового и стилевого развития
- применять основные приемы историко-типологического, историко-функционального, сравнительно-типологического и другие современные методы литературоведческого анализа для научной интерпретации литературного процесса; освоить навыки обучения, необходимые для самостоятельного продолжения дальнейшего обучения в изучаемой области.
- демонстрировать развивающиеся знания и понимание в изучаемой области, основанные на передовых знаниях этой области, при разработке и (или) применении идей в контексте исследования; применять результаты анализа для собственного научного исследования, планировать и проводить исследования в области литературоведения.
- осуществлять дискурсивный анализ текстов различной функциональной направленности, профессиональную коммуникацию в научной, педагогической, информационно-коммуникационной, переводческой и других видах профессиональной деятельности
- создавать, редактировать, реферировать и трансформировать (например, изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста) все типы текстов, включая программные продукты для телерадиовещательных СМИ