Действующая образовательная программа

6B02234 Археология и этнология в КУ им. Коркыт Ата

  • Цель образовательной программы Цель образовательной программы 6B02234-Археология и этнология-подготовка конкурентоспособных и востребованных специалистов с высшим образованием, ориентированных на осуществления организационной и научной деятельностей в государственных и научных учреждениях Республики Казахстан, демонстрирующих глубокие теоретические знания по археологии и этнологии, владеющих методами современного научного исследования
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B134 Археология и этнология
  • Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки

Дисциплины

  • Теоретическая археология

    Цель этого курса - дать углубленное представление об археологической теории и интерпретации на уровне бакалавриата. В ходе курса будет рассмотрена история развития археологической теории, а также рассмотрены и оценены основные интерпретационные подходы, используемые различными научными школами. В дополнение к лекции студентам будет предложено прочитать и проанализировать теоретические примеры на еженедельных семинарах. Предполагается, что студенты не только изучат ряд теоретических подходов, но и научатся выбирать и применять археологическую теорию для изучения археологических материалов и поведения человека. Содержание курса включает следующие вопросы: археология и история культуры; миграции и распространение; процессуальная археология; постпроцессуальная археология; человек и деятельность; теория практики; колониализм и постколониальная археология.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Доисторическая эволюция человечества

    Цель курса-познакомить с доисторической эволюцией человечества. В ходе изучения курса обучающиеся узнают о происхождении хозяйства, поселений и предпосылках возникновения государств в жизни человечества; понимают основные этапы и проблемы становления и развития первобытного общества человека; анализируют процессы расселения и распространения на континенты доисторического человечества; анализируют, оценивают вопросы религиозных верований и культуры древних людей, происхождения языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Культурная история древнего мира (Восток)

    Цель курса-изучение истории культур и цивилизаций Древнего Востока. В ходе курса обучающиеся изучают и узнают о происхождении древних городов и государств Ближнего Востока, Древней Истории и культуре Египта, истории древних государств и цивилизаций на Земле Китая и Индии; подробно анализируют археологические памятники и артефакты, являющиеся передовыми образцами мировой культуры и цивилизаций, об истории их изучения и культурных особенностях. Курс также охватывает проблемы возникновения и развития государств и политических систем на древнем Востоке, социальной и политической сложности, культурной идентичности и взаимосвязи, взаимосвязи событий в различных частях Средиземноморья и Ближнего Востока, а также взаимосвязи материальной культуры и ментальных концепций в этих событиях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в археологию

    Основная цель этого курса - ознакомление студентов с ключевыми концепциями и практическими подходами в археологии. Студенты познакомятся с основами, целями и задачами исследований современной археологии. Они также получат представление об истории археологии как академической дисциплины и ее (эволюционирующей) взаимосвязи с (древней) историей, антропологией и естественными науками. Студенты познакомятся с различными способами, с помощью которых археологи используют материальную культуру для реконструкции прошлого человека и прошлых обществ, при этом особое внимание будет уделено роли антропологического и исторического подходов. Связи между археологической теорией и практикой будут дополнительно изучены с использованием тематических исследований, проведенных в самые разные периоды времени и географические регионы. Будет также рассмотрена политика в области археологии и дано представление о возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются археология и культурное наследие в современном мире.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

    Дисциплина охватывает два взаимосвязанных аспекта: охрану труда, направленную на обеспечение безопасности и здоровья работников в процессе их профессиональной деятельности, и безопасность жизнедеятельности, включающую защиту жизни и здоровья человека в повседневных условиях. В рамках дисциплины изучаются правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности труда, предотвращению профессиональных заболеваний и травм, а также правила и действия в чрезвычайных ситуациях (пожары, техногенные катастрофы, экологические угрозы и т.д.). Обучающиеся изучают основы гражданской защиты, основы оказания первой доврачебной помощи и организации спасательных работ. Дисциплина направлена на формирование у студентов системного подхода к вопросам безопасности и выработку практических навыков для обеспечения безопасности на рабочем месте и в жизни.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы антикоррупционной культуры

    Цель дисциплины-Курс основы антикоррупционной культуры направлен на профилактику коррупции, понимание ее причин и последствий, а также формирование антикоррупционной культуры в обществе. В курсе будет проведен анализ международного и отечественного опыта по противодействию коррупции, информации о роли представителей гражданского общества, молодежи и широкой общественности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Культурная история древнего мира (Запад)

    Цель курса-изучение цивилизации Древней Греции и Рима, ее культурного наследия. В ходе курса обучающиеся изучают и узнают о проблемах возникновения древних государств, формирования культур и цивилизаций в Греции и Риме; подробно анализируют археологические памятники и артефакты, являющиеся передовыми образцами мировой культуры и цивилизаций, историю их изучения и культурные особенности. Кроме того, курс охватывает вопросы возникновения и развития государств и политических систем в Древней Греции и Риме, социальной и политической сложности, культурной идентичности и взаимосвязи, а также взаимосвязи материальной культуры и ментальных концепций в этих событиях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология и устойчивое развитие

    Цель дисциплины: Целью дисциплины «Экология и устойчивое развитие» является объяснение принципов устойчивого развития с учетом эффективного использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и удовлетворения социальных и экономических потребностей общества.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 3
  • Основы финансовой грамотности

    Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к эффективному управлению своими финансовыми ресурсами в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Курс включает изучение базовых знаний для принятия грамотных финансовых решений в области доходов и расходов семейного бюджета, налогообложения, страхования и пенсионного обеспечения, бизнес-планирование в целях осуществления предпринимательской деятельности, механизма регулирования и функционирования финансового рынка, его основных сегментов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История этнографии Казахстана

    Цель курса-изучение истории становления этнографической науки в Казахстане. В ходе курса обучающиеся узнают о роли российских исследователей в становлении этнографии Казахстана, о первых представителях казахской школы этнографии и их трудах, обсудят изучение казахской этнографии советского периода и новейшие современные исследования, проанализируют их результаты, проанализируют вклад казахских исследователей в науку этнографии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Основы права

    Цель изучения дисциплины: курс Основы права направлен на понимание основных понятий и принципов права. Данный курс предполагает формирование их правовой культуры, разъясняя основы правовых знаний и правового регулирования в обществе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История археологии Казахстана

    Цель курса-изучение истории становления археологии Казахстана. В ходе курса обучающиеся изучают историю первых археологических исследований, проведенных на территории Казахстана, и историю археологических исследований периода царской России; проведут анализ археологических раскопок советского периода и их результатов, археологических изысканий, проведенных за годы независимости; обобщают знания о роли комплексных археологических экспедиций, которые широко исследовали территорию Казахстана по региону, и труды ученых, внесших вклад в становление археологии Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Вспомогательные исторические дисциплины

    Цель дисциплины-изучение дополнительных дисциплин к истории. Обучающиеся получают информацию о дисциплинах: генеология, геральдика, нумизматика и др.; понимают их историко-фактическое значение в исторических исследованиях; определяют документальную, фактическую роль субдисциплин в истории. Результаты вспомогательных исторических дисциплин позволяют проводить самостоятельные исследования, учитывая их значимость в проведении археологических и этнологических, этнографических исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Инклюзивное образование.

    Цель курса – ознакомление обучающихся с этапами становления системы специального образования в Казахстане и за рубежом, закономерностями аномального развития детей и подростков, государственной политикой в области специального и инклюзивного образования, условиях специального образования для детей с различными отклонениями в развитии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Каменный век Казахстана

    Цель курса-изучение истории каменного века Казахстана. В ходе курса обучающиеся углубленно изучают историю каменного века на земле Казахстана. Узнают о памятниках каменного века, являющихся первыми следами человечества на земле Казахстана; понимают проблемы изучения и периодизации каменного века Казахстана, анализируют особенности расположения стоянок каменного века; обобщают знания о значении неолита и энеолита в истории человечества, анализируют вопросы о происхождении и развитии хозяйства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экономика и предпринимательство

    Целью дисциплины является предоставление студентам экономических знаний, связанных с их будущей профессиональной деятельностью, развитие аналитических навыков и умения принимать обоснованные экономические решения. Студенты изучат основные принципы экономики и предпринимательства, применимые к их сферам деятельности. Рассматриваются основные экономические концепции, методы анализа экономической информации, принципы принятия экономических решений и бизнес-стратегии. Р

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теоретическая этнология

    Целью курса является изучение теоретических проблем этнологии. В ходе курса обучающиеся изучают основные понятия этнологии, осваивают теоретико-методические проблемы, анализируют теоретико-концептуальные основы этнических и этнокультурных процессов, концепции «этногенеза», «этноса", анализируют историю становления школ и научных направлений в этнологии, их концептуальные особенности друг от друга, анализируют межэтнические отношения и межэтнические конфликты, анализируют их анализирует основные теоретико-методические основы исследования и решения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Проблемы сакско-сарматской археологии в Казахстане

    Цель курса-ознакомление с основными проблемами сакско-сарматской археологии в Казахстане. В ходе курса обучающиеся получают комплексные знания об археологических культурах ранних кочевников и первых оседлых жителей на земле Казахстана; анализируют вопросы изучения и периодизации сакско-сарматской археологии; раскрывают схожие комплексные признаки и особенности различных культур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Римское искусство и археология (coursera)

    Целью курса является ознакомление обучающихся с древнеримской культурой и археологией. В ходе курса обучающиеся получают исчерпывающую информацию о государственном устройстве и материальной и духовной культуре Древнего Рима; обобщают знания об известных исторических и археологических объектах, являющихся свидетелями древнеримских времен, об искусстве Древнего Рима; выявляют особенности археологических памятников и историко-культурных объектов, анализируют актуальные научные проблемы и исследования Римской археологии

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этнография народов мира

    Цель дисциплины-дать знания о географической, лингвистической, антропологической, хозяйственно-культурной классификации народов мира. Во время курса обучающиеся узнают о народах Австралии и океанических островов, американских народах, европейских народах, азиатских народах, африканских народах; понимают их Этногенез и этническую историю; анализируют последствия колонизации; обобщают знания о хозяйстве и традиционной культуре, обычаях народов мира

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Технология древних и средневековых производств

    Цель дисциплины-изучение истории древних и средневековых производств и истории их развития во всем мире. В ходе курса обучающиеся изучают историю первобытных производств и методы обработки камня древнего каменного века; обобщают знания о каменных орудиях и оружии, созданных в исторические периоды, о технологии изготовления керамики более поздних эпох; анализируют темы использования орудии труда в землеперерабатывающем хозяйстве, освоении меди и происхождении бронзы и производстве железа; обобщают знания о производственных центрах в Египте, Месопотамии, Передней Азии, Древней Греции и Риме, являющихся очагами ранней цивилизации, и осваивают темы комплекса стекла, кости и керамики на территории средневекового Казахстана.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Мировые археологические памятники

    Цель дисциплины-ознакомление с мировыми археологическими памятниками; историей их открытия, результатами исследований. В ходе курса обучающиеся изучают и узнают о следах древней цивилизации на Трои, Помпеях, Геркулануме, Египте, Месопотамии, Крите, микенских островах; обобщают знания об археологических исследованиях вблизи озера Ван на Кавказе и памятниках мировой культуры в Китае, Индии; обсуждают памятники цивилизации инков и майя в Южной Америке.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и культура казахской диаспоры (minor)

    Целью дисциплины является предоставление информации об истории и этапах становления казахской диаспоры за рубежом, о современном состоянии и культуре казахов за рубежом.В ходе курса обучающиеся изучают и узнают о казахских диаспорах дальнего зарубежья и казахских диаспорах в странах бывшего СССР; обобщают знания о казахской ирриденте и хронологических рамках; анализируют основные этапы расселения казахов за рубежом, состояние и культуру казахских диспор в эпоху СССР и годы независимости; осваивают представления о состоянии казахских диапор на современном этапе, увеличении и уменьшении этого процесса.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Арабский язык

    Курс охватывает фонетические, грамматические, морфологические и лексикологические основы арабского языка. Обучающиеся учатся читать и писать на арабском языке; практикуются устно излагать свои мысли.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Бронзовый век Казахстана

    Целью курса является углубленное изучение истории бронзового века Казахстана, проблем развития хозяйственных и общественных отношений. В ходе курса обучающиеся обобщают знания об изучении и периодизации памятников бронзового века Казахстана, археологических культурах бронзового века и их региональных, структурных особенностях; изучают структуру и методы строительства поселений бронзового века и погребальных памятников, религиозные верования в бронзовом веке.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Зарубежная археология

    Целью дисциплины является предоставление информации об истории становления зарубежной археологии и археологических культурах в Европе и Азии, Америке, Африке и Австралии. В ходе курса обучающиеся узнают о древних памятниках и их особенностях, которые занимают особое место в археологии Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии; обобщают знания о современных исследованиях и их результатах за рубежом, анализируют эволюцию орудии труда и древние религиозные верования, погребальные обряды, осваивают знания о древних городах и их структурах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Железный век Казахстана

    Цель дисциплины-ознакомление обучающихся с историей железного века Казахстана, проблемами возникновения и становления древних государств, археологическими памятниками и культурами. В ходе курса обучающиеся поймут историю железного века Казахстана и его изучение, периодизацию; узнают археологические культуры и памятники железного века; проанализируют особенности курганов Иссык, Бесшатыр, Берел, тасмолинской, чиркрабатской культур, периодов майемера, Шиликты, кулажора; религиозные верования и погребальные обычаи железного века, хозяйственные и общественные обычаи; анализирует вопросы социальной структуры.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы этнологических исследований

    Целью дисциплины является изучение методов этнологических исследований. В ходе курса обучающиеся узнают основы становления, историю развития, основные научные школы этнологической науки; понимают направления и методы своих исследований; обобщают знания о методах эволюционизма, диффузионизма, релятивизма, функционализма, структурализма; учатся применять этнологические методы в научных исследованиях; оценивают результаты этнологических исследований

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Этнография этнических групп в Казахстане (minor)

    Цель дисциплины-изучение этнографии этнических групп в Казахстане. В ходе курса обучающиеся узнают об историко-политических причинах становления этнических групп в Казахстане и их расселении в Казахстане; разбираются в вопросах современного состояния, сохранения и развития языка и культуры; обобщают знания о духовной и материальной культуре, традициях и обычаях, национальных праздниках, религиозных верованиях, ритуалах погребения и прощания умерших; анализируют проблемы влияния миграционного процесса на язык и культуру этнических групп.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Основы архивоведения*

    В ходе изучения курса студенты знакомятся с историей мирового и отечественного архивоведения; изучает виды и методы хранения архивов и использования их материалов; получают начальные знания по истории организации архивного дела, сбора документов и сортировки материалов; накапливают необходимые знания об архивной работе

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Цивилизация кочевников

    Целью дисциплины является предоставление информации о становлении цивилизации кочевников и ее особенностях от оседлой культуры. В ходе курса обучающиеся узнают о зарождении и этапах становления цивилизации кочевников; проводят анализ истории кочевников; определяют специфику кочевого хозяйства и культуры от городского, земледельческого оседлого хозяйства и культуры; анализируют вклад цивилизации кочевников в развитие мировой цивилизации

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Этнография тюркских народов

    Целью дисциплины является изучение этнографии тюркских народов. В ходе курса обучающиеся узнают об этнической истории и этногенезе тюркских народов; разбираются в вопросах, связанных с традиционным жильем, одеждой, едой и семейными обычаями, относящимися к языку, хозяйству, материальной и духовной культуре тюркских народов (пир, рождение ребенка и его воспитание, похороны умерших); разбираются в видах и способах строительства и технике жилья тюркских народов определяют виды одежды и ее возрастные, половые различия; анализируют виды пищи тюркских народов и способы ее приготовления.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Полевые этнографические методы исследования

    Цель дисциплины-ознакомление с методами проведения полевых этнографических исследований. В ходе курса обучающиеся узнают методы полевых исследований традиционного хозяйства; овладеют методы фиксации и описания традиционных предметов одежды и ювелирных произведений искусства; научатся изучать особенности национальной кухни и посуды; проанализируют методы обобщения вариантов традиционной музыки и фольклора; определют особенности народной медицины и ветеринарии; овладеют обобщением народных астрономических понятий и знаний; анализируют методы описания религиозных и национальных обрядов, обрядов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Управление искусством и наследием (coursera)

    Цель курса-обучить будущих профессионалов и менеджеров навыкам и методам, необходимым для управления учреждениями искусства и культуры. В ходе курса обучающиеся учатся разрабатывать планы действий, необходимые для удовлетворения клиентов (посетителей и аудитории) и опережать конкурентов; осваивают модели и инструменты для его реализации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Методы археологияческих исследований*

    Цель и задачи: Ознакомление обучающихся с видами археологических памятников, методами археологической разведки и раскопок; обучение обучающихся проведению археологической разведки и раскопок. Обучающиеся знают виды археологических памятников, понимают методы проведения разведки археологических памятников, задачи разведки, правила безопасности при разведке, владеют методами и приемами раскопок, обобщают знания о полевом чертеже, дневнике, археологической фиксации, знакомятся с используемым техническим оборудованием.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы музееведения

    Цель курса-изучение основ музееведения, проблем сохранения музейной истории и историко-культурного наследия. В ходе курса обучающиеся узнают историю музейных организаций по всему миру; знакомятся с развитием отечественного музееведения; обобщают знания о сборе музейных материалов, реставрации, использовании и сортировке экспонатов; формируются навыки оформления музейных залов, создания тематических экспозиций; знакомятся с правовыми и законодательными основами, касающимися сохранения и охраны историко-культурного наследия, музейной сферы Республики Казахстан.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Традиционная этнография земли Сыра

    Цель дисциплины-информирование об этнографии казахов, населявших низовья реки Сырдарья во второй половине XIX-начале XX веков. В ходе курса обучающиеся узнают историко-политическую информацию о политико-административном делении Перовского, Казалинского уездов; анализируют этнографический характер казахских сел вдоль сыра, этническую историю племен, населявших Сырский регион; анализирует вопросы развития земледелия и садоводства, развития подсобных хозяйств, направлений деятельности по ведению традиционного животноводства и поворотов в процессе перехода от кочевого к полупосадочному хозяйству; определяют расселение племен, караванные пути и миграционные пути, систему оросительных систем и зимовочных наименований; определяют традиционную материальную и духовную культуру казахов земли Сыра, верования сырдарьинских казахов; обобщают знания о верованиях, системе суеверий, коренных архаических религиозных верованиях; анализируют вопросы брака и ухаживания, традиции погребения умерших сырдарьинских казахов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • История и теория антропологии

    Обучающиеся узнают историю становления антропологической науки; обобщают выводы о теории эволюции; применяют в обсуждении теории диффузионистских и историко-культурных зон, теории функционализма и структурализма, основанные на действии; обобщают знания о различных областях процессуальных и марксистских исследований, релятивизма, структурализма и постструктурализма; оценивают проблемы, связанные с интерпретационными и постмодернистскими взглядами

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История тюркских народов

    Цель дисциплины-изучение общей истории тюркоязычных народов в древности и средневековье. В ходе курса обучающиеся узнают политическую и культурную историю саков, гуннов, синих турок и других этносов и государств, являющихся общими предками тюркских народов; понимают прошлое, настоящее и будущую интеграцию тюркоязычных народов; обобщают знания о хозяйстве, культуре, политической жизни, традициях и обычаях тюркоязычных этносов и улусов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Культурная антропология

    Целью дисциплины является ознакомление с культурным направлением антропологической науки. В ходе курса обучающиеся узнают о становлении культурной антропологии; понимают происхождение этносов, культур; анализируют значение и значение обычаев и традиций в жизни этноса; анализируют особенности направления культурной антропологии в западных странах

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Петроглифы Казахстана

    Цель дисциплины-изучение петроглифов Казахстана, истории их изучения и семантики. В ходе курса обучающиеся узнают мировоззрение древних племен; поймут сущность петроглифов; обсудят вопросы их защиты и сохранения; проанализируют, проанализируют научные исследования и их результаты; оценят особенности петроглифов Казахстана, внесенных в список ЮНЕСКО

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Средневековая археология Казахстана

    Цель дисциплины-изучение средневековой археологии Казахстана. В ходе курса обучающиеся узнают об изучении средневековой археологии Казахстана; понимают особенности средневековой археологии; определяют структуру средневековых памятников, городов и поселений; анализируют актуальные проблемы средневековой археологии Казахстана; изучают культуру города, сложившуюся в Средние века на казахской земле, анализируют влияние политико-экономических и этнических процессов в Средние века на развитие культуры города

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы обработки и реставрации археологических находок

    Цель дисциплины-изучение методов обработки и восстановления археологических находок. В ходе курса обучающиеся узнают о методах, используемых в мировой практике и отечественной науке в ходе реставрационной работы открытого объекта; знают описание, фотографирование, экспозицию и анализ экспонатов в области музея и археологии, процедуры хранения и транспортировки; осваивают методы консервации и реставрации археологических находок: керамических и железных, золотых изделий, текстильной одежды

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Цифровая археология

    Цель курса является предоставление информации о правилах и применении наиболее важных цифровых и цифровых методов и техник в археологии. В ходе курса обучающиеся приобретают навыки использования цифровых и количественных методов, работая над групповыми и/или индивидуальными задачами; знают, как управлять базами данных, анализировать и применять их; учатся проектировать и понимать базы данных, собирать, отображать данные с упором на запросы и отчетность ГИС; анализирует базовые данные; изучает 3D-моделирование структур

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этногенез и этническая история казахского народа

    Цель дисциплины-изучение этногенеза и этнической истории казахского народа. В ходе курса обучающиеся узнают коренные основы этногенеза; понимают его основные лингвистические, археологические, этнографические факторы; анализируют происхождение казахского народа на основе научных концепций; изучают родственные, родственные отношения казахского народа; анализируют актуальные вопросы изучения этногенза и этнической истории казахского народа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Духовная культура казахского народа

    Цель дисциплины-изучение духовной культуры казахского народа. В ходе курса обучающиеся узнают обычаи и их типологию и функции в традиционной культуре казахов; знакомятся с устными сакральными данными, мифологией, фольклором, устными этическими данными; анализируют эпосы и устную историографию, письменные исторические данные, родословную; анализируют традиционную музыкальную культуру и декоративно-прикладное и изобразительное искусство, духовно-культурные знания, народный календарь и обобщают знания по астрономии, народной медицины и ветеринарии; анализируют религиозные системы и доисламские концепции, вопросы мусульманства у казахов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Использование искусственного интеллекта в познании и пропаганде историко-культурного наследия на Великом Шелковом пути

    Цель дисциплины-ознакомление с историко-культурным наследием Великого Шелкового пути, продолжившего Запад и Восток. В ходе курса обучающиеся узнают предпосылки формирования Великого Шелкового пути и основы искусственного интеллекта; понимают роль Великого Щелкового пути в политико-экономических, культурных отношениях; анализируют становление городской культуры вдоль Великого Шелкового пути, торгово-экономические связи, значение Великого Шелкового пути в культурных связях между странами; выявляют древние и средневековые археологические, архитектурные, монументальные памятники; анализируют историко-культурные вопросы современного состояния и охраны наследства; учится использовать методы искусственного интеллекта в познании и пропаганде историко-культурного наследия на Великом Щелковом пути.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Историческая демография

    Цель дисциплины-развитие человечества от раннего до современного периода, раскрываются факторы, влияющие на него. Отмечается рост численности человека в разных странах, влияние на него внутренних и внешнеполитических-социальных, экономических условий, влияние войн и эпидемий на процесс развития численности человека. Польза, которая привела к развитию городов к росту человечества, Дана с точки зрения конкретных фактов. Демографический импульс, связанный с современным периодом, в широком масштабе передается через графики, составленные различными общественными организациями.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Историческое краеведение

    Цель дисциплины-в ходе обучения обучающимся даются сведения, относящиеся к истории региона Сыр от древности до современности. Среди них археологические памятники страны Сыр, поселения вдоль реки Сырдарья, исторические события в стране Сыр, интеллигенция, развитие сельского хозяйства, животноводства, производства.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Практическая археология

    Целью дисциплины является изучение способов выполнения законодательства в области изучения и сохранения культурных пластов при проведении земляных и строительных работ в зоне расположения археологических объектов. В ходе курса обучающиеся узнают методы исследования для изучения и сохранения культурных пластов; понимают сущность проводимых раскопок для сохранения памятников; обобщают знания о законодательных и нормативных документах, касающихся археологических объектов

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Археология Приаралья

    Цель курса-изучение археологии Приаралья. В ходе курса обучающиеся узнают историю изучения приаральской археологии; понимают специфику природно-климатических условий Приаралья в древности и средневековье; осваивают особенности формирования древних оросительных систем и хозяйства Приаралья; обобщают знания об археологических комплексах, памятниках, культурах Приаралья; анализируют результаты текущих поисков, проводимых Приаралья

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Естественнонаучные методы исследования в археологии

    Целью дисциплины является изучение естественно-научных методов археологии. В ходе курса обучающиеся узнают о междисциплинарных связях археологии; понимают значение естественно-научных методов в археологических исследованиях; дополняют знания о методах остеологии, почвоведения, геофизики; учатся применять химические методы в хранении и обработке керамики, металлов; анализируют научную реальность естественно-научных методов

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Историческая антропология

    Целью курса является предоставление информации о зарождении и становлении науки исторической антропологии, направлении и проблемах исследования. В ходе курса обучающиеся узнают об исторической антропологии, являющейся одним из наиболее влиятельных направлений в современных исследованиях; разбираются в понятиях микроистории, истории повседневной жизни, новой истории культуры; анализируют особенности отдельных школ (Франция, Италия, Германия, США, Великобритания) наряду с общим характером работ историко-антропологического направления

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Керамика как исторический источник

    Целью дисциплины является изучение проблемы технологии и периодичности изготовления керамики в археологии. В ходе курса обучающиеся узнают цель и значение использования керамики в древности; понимают сущность керамики в погребальных обрядах и традициях; проанализируют технологию и смесь в изготовлении керамики, содержащиеся в ней минералы; оценят узоры, нанесенные на керамику, и остатки пищи, хранящиеся внутри, как источник хозяйства, быта.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Архитектура Казахстана и Центральной Азии

    Цель дисциплины-ознакомление архитектурных памятников Казахстана и Центральной Азии с древнейших времен до позднего средневековья. Во время курса обучающиеся узнают о поселениях, погребальных сооружениях и могилах, мавзолеях и башнях; анализируют значение мечетей и караванных дворцов; обобщают знания о структуре и особенностях средневековых городов; оценивают политико-экономические условия и влияние религии на структуру архитектурных памятников

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Этногеография Турана в древности

    Цель дисциплины-ознакомление с природно-климатическими особенностями Туранской низменности, проблемами этнического формирования и географического положения населения, населявшего данный регион. В ходе курса обучающиеся узнают историю расселения народов, населявших территорию древнего Турана; определяют особенности формирования их традиционного хозяйства; анализируют древние историко-этнические процессы на основе результатов археологических исследований; анализируют миграцию, хозяйство и культурно-экономическое развитие археологических культур и древних племен на территории древнего Турана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Этнография казахского народа

    Цель дисциплины-изучение этнографии казахского народа. В ходе курса обучающиеся знакомятся с проблемами становления этнографии в Казахстане как науки; узнают историю развития казахской этнографии, вклад российских и других ученых в этнографическую науку Казахстана; анализируют материальную и духовную культуру казахского народа; обобщают знания о быте, обычаях и традициях казахского народа; оценивают особенности казахской культуры

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Восстановление прошлого человечества и сохранение всемирного наследия (coursera)

    Целью курса является воссоздание истории прошлого человечества с помощью археологических материалов, изучение проблем исследования с помощью междисциплинарных связей и методов. В ходе курса обучающиеся изучают и узнают о влиянии методов естественных наук на развитие археологической науки; понимают важность информативных методов и виртуальной реконструкции для археологической науки; анализируют актуальные проблемы сохранения и охраны историко-культурного наследия и определения его ценности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Материальная культура казахского народа

    Целью дисциплины является изучение материальной культуры казахского народа. В ходе курса обучающиеся узнают понятия "быт" и "материальная культура"; анализируют развитие поселений и жилых построек на территории Казахстана в древности и средневековье, в новое и современное время; рассуждают о структуре и особенностях традиционных жилищ казахского народа, юрты, о комплексе одежды и ювелирных изделий в древности и средневековье; анализируют вопросы традиционной системы питания, правил и этики питания, суевериях и обычаях, связанных с питанием.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Родословное казахов

    Целью дисциплины является изучение сущности и значения казахского родословного, его структуры и роли как исторического и этнографического источника. В ходе курса обучающиеся узнают о распространении древних племен и родов, связанных с ними исторических событиях; обобщают знания о казахских Жузах и их структуре, истории не входящих в казахские Жузы родов; анализируют данные о сказителях, батырах из казахских родов и племен; определяют этническое, историческое значение понятия "семь колен" в казахском народе; оценивают историческое, этническое значение знания и сохранения родословного в самосохранении

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Охрана историко-культурного наследия Казахстана

    Целью дисциплины является изучение вопросов охраны и охраны историко-культурного наследия Казахстана. В ходе курса обучающиеся узнают об историко-культурном наследии Казахстана; поймут значение юридической защиты историко-культурного наследия; научатся обозначению охранной зоны памятников; научатся оформлению официальных документов по охране историко-культурного наследия; узнают значение создания охранных раскопок памятников; проанализируют вопросы реставрации памятников

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Традиционное хозяйство казахского народа

    Целью дисциплины является предоставление информации о становлении и особенностях традиционного хозяйства казахского народа. В ходе курса обучающиеся проведут историко-археологический обзор возникновения земледелия; узнают о распространении орошаемого и приусадебного земледелия; обобщат знания о распространении сельскохозяйственной культуры и способах обмолота, транспортировки, хранения зерна в Казахстане, о средствах земледелия и земледельческих обычаях казахского народа, о верованиях, связанных с казахским земледелием; анализируют вопросы пастбищных угодий и их периодического использования, продолжительности и направлений миграционных путей, основных типов и видов животноводства у казахов, связанных с животноводством, посредством историко-этнографического обзора животноводства на территории Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Понимает концептуальные и теоретические основы социально-политических наук, уровень их исторического становления и современного развития, знает основы права, инклюзивного образования и финансовой грамотности, экономики и предпринимательства.
  • Знает основы и историю становления археологии и этнологии, изучает грамматику арабского языка, осваивает основы познания мировых археологических памятников и этнографических артефактов.
  • Знает историю возникновения и развития человеческого общества, историю становления государств и культур в древнем мире, проблемы краеведения и демографии, основные исторические, археологические, этнографические понятия, основы деятельности музеев и архивов.
  • Знает методы обработки и реставрации археологических артефактов, умеет осуществлять экспертную деятельность в области историко-культурного наследия, вести учет и хранение памятников и музейных ценностей, умеет работать в экзпозиционных залах музея.
  • Владеет основами духовной и материальной культуры и традиционного хозяйства народов, всесторонне обобщает этнографические данные, умеет планировать и организовывать использование этнографических ресурсов, владеет практическими профессиональными навыками сбора и обработки этнографической информации в полевых условиях, архивах, музеях и библиотеках.
  • Профессионально применяет теоретические и практические знания по археологии и этнологическим наукам, осуществляет научно-исследовательскую деятельность, осваивает инновационные научно-практические методы, приобретает профессиональные навыки сбора этнологической, археологической и антропологической информации в полевых условиях, архивах и музеях.
  • Знает методы естественных наук, применяемые в области археологической науки, может применять методы цифровизации археологических данных и искусственного интеллекта, достижения современных информационных технологий в изучении и пропаганде историко-культурного наследия, в решении профессиональных задач.
Top