6B02336 Казахская филология в КУ им. Коркыт Ата
-
Цель образовательной программы Целью является подготовка профессиональных специалистов освоивших фундаментальные знания в области филологии, овладевших современными научными концепциями языкознания и проблемами художественно-эстетического развития литературы.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Кызылординский университет имени Коркыт Ата
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B037 Филология
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B023 Языки и литература
Дисциплины
-
Основы литературоведения
Цель дисциплины – дать представление о предмете исследования, основных областях и косвенных главах, основных теоретических принципах и понятиях литературоведения.Разъясняются тема и идея художественного произведения, система образов, строение и природа стихотворения, понятие сюжета и композиции, рассматриваются литература как основной вид искусства, выявляются характерные для нее основные черты, дифференцируются художественные, жанровые и стилевые особенности произведения, мастерство художника.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Устная народная литература
Цель дисциплины - овладение теоретическими и практическими навыками в рамках прежних-последних исследований фольклористской науки. Основные темы: понятие о устной литературе, жанры фольклора, этнические приемы и средства фольклора, история изучения фольклора, история изучения и классификация народных стихотворений, историческая основа и изучение ораторского искусства, жанровые составы и художественные особенности казахского эпоса, жанровые особенности и исследования влюбленных стихотворений, перекрытие исторического стихотворения, проблемы эпизма, сопоставление мнения ученых о нем и жанровые, художественные особенности исторических стихов, изучение искусства айтыса и айтыса, , идейные особенности, жанровые особенности и виды детского фольклора.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в языкознание
Дисциплина знакомит студентов с понятиями и терминами языкознания, основными знаниями о языках мира, историческими этапами их развития и особенностями функционирования, объясняет различные языковые явления в лингвистике. Цель курса – освоение студентами знаний в области развития современного языкознания, знание различных типов классификаций языков мира
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Фольклор и письменная литература
Цель дисциплины-разъяснение обучающемуся основных этапов становления фольклористики как науки, ее школ и направлений; осознание поэтической специфики и жанровой самобытности народной устной литературы; приобщение к умению адекватно анализировать отечественную литературу в поле общего спора мировой литературы и литературного процесса; овладение навыками работы с рукописными и печатными документами в различных областях.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Цель дисциплины: Целью дисциплины «Экология и устойчивое развитие» является объяснение принципов устойчивого развития с учетом эффективного использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и удовлетворения социальных и экономических потребностей общества.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методы научных исследований
Цель дисциплины - является подготовка к организации научно-исследовательской работы, формирование понятия по общенаучной методологии психолого-теоретического исследования; обучение основам методологии и методологии научно - исследовательской работы, формирование навыков работы с различными источниками информации, развитие компетенций в решении практических задач в ходе педагогического процесса, овладение использованием методов исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
Дисциплина охватывает два взаимосвязанных аспекта: охрану труда, направленную на обеспечение безопасности и здоровья работников в процессе их профессиональной деятельности, и безопасность жизнедеятельности, включающую защиту жизни и здоровья человека в повседневных условиях. В рамках дисциплины изучаются правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности труда, предотвращению профессиональных заболеваний и травм, а также правила и действия в чрезвычайных ситуациях (пожары, техногенные катастрофы, экологические угрозы и т.д.). Обучающиеся изучают основы гражданской защиты, основы оказания первой доврачебной помощи и организации спасательных работ. Дисциплина направлена на формирование у студентов системного подхода к вопросам безопасности и выработку практических навыков для обеспечения безопасности на рабочем месте и в жизни.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель предмета: предупреждение коррупции, понимание ее причин и последствий, а также формирование антикоррупционной культуры в обществе. В курсе анализируется международный и отечественный опыт противодействия коррупции, информация о роли представителей гражданского общества, молодежи и широкой общественности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Фонетика современного казахского языка
Цель дисциплины - изучение языковых звуков, звуковых законов и закономерностей в языке, различных явлений в языке, освоение методов фонетического анализа для их глубокого понимания. Основные темы: области фонетики и фонологии казахского языка, их формы исследования, единицы и особенности фонетики и фонологии, исследуемые эпохи казахской фонетики, структура казахской фонетики, направления исследования, научный аппарат современной казахской фонетики, составный фонд казахского языка, члены речи: актив и пассивные органы, ударение, его языковая природа, закон гармонии, понятие о перевозках, орфоэпии и орфографии, интонационная система казахского языка и его единицы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Инклюзивное образование
Цель изучения дисциплины: Дисциплина знакомит студентов с теоретико-методологическими и методическими основами, основными категориями, а также с особенностями организации инклюзивного образования; формирует знания об объекте, предмете, целях, задачах, принципах, этапах становления и развития инклюзивного образования, определяет социокультурную роль инклюзивного образования. Курс рассматривает деятельность современных образовательных (коррекционных) учреждений и формы организации особенного образования и педагогических систем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Абаяведение
Формирование полноценного, любящего человечество, гуманного, толерантного гражданина, проникнутого гуманистическим учением Абая. Воспитывать глубокую любовь к мыслям Абая о вечных ценностях: чтение, образование, наука, искусство, воспитание, нравственность, выраженные в его стихах и прозрениях; показать основные источники, повлиявшие на мировоззрение поэта-мыслителя; овладение понятием чести и совести, исходящим из восточной культуры, исламской философии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Лексикология и лексикография современного казахского языка
Цель дисциплины - предоставить студентам систематические научные и теоретические знания о месте слов в лексической системе, их происхождении, применимости и различных парадигмах фразеологии. Основные темы: Характеристики слова, разница между значением слова и понятием, расширение и сокращение значения, метафора, метонимия, синекдоха. Основные типы лексических значений слов, лексико-семантические группы, вспомогательные номинации. Состав, происхождения, формирования и развития лексики современного казахского языка. Виды словарного запаса казахского языка, поделенные по способам полноценного развития и характеру его использования. Фразеология, ее форма исследования, цель. Лексикография. Этимология.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Виды комплексного поэтапного анализа.
Цель дисциплины – изучение содержания и системы казахской науки, ее словарного состава и грамматического строя, богатство речи и нормы литературного языка, формирование навыков правильного общения, грамотного письма. Овладение внутренними закономерностями казахского языка через комплексно-ступенчатый анализ.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экономика и предпринимательство
Цель изучения дисциплины: Направлена на предоставление обучающимся экономических знаний, связанных с будущей профессиональной деятельностью, развитие аналитических навыков и умения принимать обоснованные экономические решения. В рамках курса студенты изучают основные принципы экономики и предпринимательства, применяемые в их сферах деятельности. Они также развивают аналитические и предпринимательские навыки, которые позволяют им принимать обоснованные и эффективные решения в экономических условиях.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Корпусная лингвистика казахского языка
Цель дисциплины – изучение истории развития общего языкознания в контексте эпохи, сложившейся в науке. Понимает сущность, методологию изучения различных теоретических понятий в лингвистике. Использует полученные лингвистические знания в изучении и интерпретации истории развития родного языка. Анализирует проблемы развития языковых явлений с позиций взглядов и мнений различных течений, направлений и школ, сложившихся в истории лингвистики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - формирование у студентов фундаментальных знаний и умений в сфере финансовой грамотности, развитие способности эффективно управлять личными финансовыми ресурсами, принимать обоснованные решения в финансовых вопросах и обеспечивать собственную финансовую безопасность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы права
Курс Основы права направлен на понимание основных понятий и принципов права. Данный курс предполагает формирование их правовой культуры, разъясняя основы правовых знаний и правового регулирования в обществе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литературный анализ художественного произведения
Цель дисциплины – разъяснение обучающимся особенностей литературного анализа художественного произведения, овладение основами литературного анализа художественного произведения или художественного текста, ознакомление с основами литературно – исследовательского труда, относящихся к этапам при анализе, анализировать влияние анализируемого произведения на литературное развитие, проблемы их особенностей, художественности, применять теоретические знания на практике, научить систематически знакомиться с произведениями поэтов-писателей и получить исчерпывающую информацию. ; в процессе изучения данной дисциплины студент должен иметь представление о том, что он является одним из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие страны, и, как следствие, в целом, должен знать, что он является одним из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие страны, и, как следствие, является одним из факторов, влияющих на социально-экономическое развитие страны. Основные темы: проблемы литературного анализа художественного произведения (текста) и филологический анализ. Тема литературного исследования и проблемы систематизации его основ, художественное произведение (текст) и текстология, библиография, литературная связь, методика анализа художественного произведения (текста), аспекты анализа художественного произведения (текста), анализ художественного произведения (текста), составная и производная композиция, структура системы образов и литературный анализ, идейное содержание художественного произведения и литературный анализ, исследование содержания художественного произведения, проблемы стиля и языка, анализ художественного произведения (текста).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Междисциплинарные проблемы казахского языкознания
Цель дисциплины-освоение места языкознания в системе наук, связей с другими науками, общих проблем. Основные темы: место языкознания в системе наук, междисциплинарные области языкознания, связь образования с науками истории, этнографии, географии, психологии, социологии, политологии и др., Общие проблемы, новые направления языкознания, вытекающие из связей с другими науками (когнитивилингвистика, нейролингвистика, социолингвистика), объект их исследования, проблемы, которые нужно учитывать.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лингвистический анализ текста
Цель дисциплины - направлена на формирование навыков анализа и понимания художественного текста, развитие творческих речевых умений. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать классификацию методов и приемов лингвистического анализа текстов; имена известных ученых в области лингвистического исследования; уметь применять методы лингвистического анализа в исследовании текстов разных жанров и стилей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мультимедийные технологии
Цель дисциплины-дать представление о современных мультимедийных технологиях, составе мультимедиа, их применении в образовательном процессе, целесообразности и необходимости их применения. Учить создавать индивидуальные пособия на основе мультимедиа.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литература древнего периода
Цель дисциплины - дать обучающимся всесторонние знания об истории казахской литературы, о его роли в истории казахской литературы, о воспитательном и социальном значении тюркских народов, начиная с древнейших VI-VIII веках и до периода образования Казахского ханства (XV век). Основные темы: особенности периода (эпохи) развития древней литературы, древние легенды-жыры, орхонские памятники «Білге Каган»,«Тоныкөк», «Күлтегін», «Қорқыт ата», «Аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Жусип Баласагуни, Рабгузи» и другие. специфические особенности, сущность и социально-воспитательная, психологическая сущность.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литература ХІХ века
Цель дисциплины – дать обучающимся глубокие литературно-теоретические знания по творчеству писателей этой эпохи. Основные темы: основные особенности литературы ХІХ века, историко-социальные условия и развитие литературы, течения в литературе. Главная идея в произведениях современных поэтов. Дулат Бабатайулы Шортанбай Канайулы толгауи, произношение истины современности. Проблема поселения в творчестве Мурата Монкеулы. Творчество Абубакира Кердери, национально-освободительное восстание под руководством Исатая-Махамбета и литература. Творчество Ш. Жарылгасулы, А.Азаматкызы. Искусство айтыса ХІХ века и поэтическая, песенно-композиторская традиция. Научные труды Ч.Валиханова. И.Алтынсарин и просветительная идея. Абай-великий поэт, классик казахской литературы.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Языковая норма и новые употребления слов
Цель дисциплины-овладение обучающимися новыми словами и употреблениями, процессом их нормирования, соотношением функциональных стилей с усвоением языковых норм и грамматических законов казахского языка в фонетической, лексической, грамматической системе казахского языка. Основные темы: проблемы и стилистические аспекты языковой культуры, основные приоритеты, характерные для структурной системы казахского языка, каналы развития современного литературного языка, новые слова и употребления, процесс их нормализации, соотношение функциональных стилей, мотивированные и немотивированные отклонения от литературной нормы и причины их возникновения, критерии-условия нормы, стилистические ошибки в словоупотреблении, художественно - слововедение и литературная языковая норма в литературе, орфоэпические правила или правила цитирования слов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Литература ханского периода
Литература ханской эпохи – предмет, охватывающий значительный период истории национального искусства слова. В содержании дисциплины научно-теоретически освещаются проблемы естественной преемственности устной традиционной жырау и поэтической поэзии, художественного, стилевого объединения. Содержание: Поэзия жырау - это прекрасное художественное явление развитой национальной литературы, формировавшееся на протяжении веков. Поэзия жырау является наиболее широко развитым в Казахстане видом поэтического искусства, его происхождение, кочевые, полукочевые роды, богатое наследие племен. Поэтому в поэтической поэзии наряду с особенностями, характерный и для устной литературы, совершенствуются узоры, характерные для письменной поэзии. В нем широко использовались жанры толгау, образцы слов, распространенные ранее в устной форме. Особое место в толгау занимает глубокая гражданская позиция, образ современника, крупные общественные, социальные, политические, философские проблемы и темы. В данной дисциплине изучаются пути развития поэзии жырау, наследие жырау и история казахского народа, художественные особенности наследия жырау и поэтов через жизнь и творчество выдающихся представителей литературы ханской эпохи.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История восточной литературы
Цель дисциплины-познакомить студентов с особенностями восточной литературы. Знакомя с лучшими произведениями восточной литературы aca, выявляя новое содержание - сущность их вкладов в духовную культуру друг друга, дополняя, обогащая, ориентируясь на устойчивый спрос. Познание многовековой связи, исторической укорененности казахской литературы с искусством художественного слова других народов. Подробно остановиться на том, что духовная связь казахской литературы с восточной классической поэзией осуществляется через традицию Назира и определить пути и истоки развития этой традиции. Содержание: анализируются и презентуются образцы истории древнеиндийской, китайской, иранской, арабской литературы, а также японской, турецкой литературы и литературы Восточной классики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахского литературного языка и диалектологии
Цель дисциплины - усвоить обучающимся наиболее высокую форму национального языка в понимании путей развития литературного языка, нормализации, исторических периодов, сопоставлять с другими общими видами языка, понимать особенности, исторические истоки. Основные темы: понятие, характер, общественная функция литературного языка, нормы литературного языка, соотношение литературного языка с художественной литературой, функциональными стилями, этапы становления и развития казахского литературного языка, взгляды на него, исторические истоки формирования казахского литературного языка, эпохи становления казахского литературного языка, нормализация и стилистическое разветвление литературного языка.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Творческая лаборатория писателя
Цель дисциплины - овладение обучающимися теоретическими знаниями, формирование творческого подхода к литературным фактам и теоретическим понятиям, объяснение специфики дисциплины, углубление их литературно-теоретических знаний, ознакомление с основами литературоведско-исследовательского труда, касающихся творчества писателей, изучение условий влияния художественного произведения на жизнь и литературное развитие этого произведения, особенности творчества писателей, их особенности, художественные особенности, особенности произведений писателей. Основные темы: творческая лаборатория писателя и лаборатория живописи, лаборатория творчества писателя и психология творчества, лаборатория литературного творчества и литературоведения, лаборатория творчества писателя и лаборатория художественного творчества и художественного языка, творческая лаборатория и творческая лаборатория писателя, лаборатория художественного творчества и художественного ритма.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Создание 3D-технологий и анимации
Цель дисциплины-обучение изучению основ 3D моделирования, развитие научно-технического и творческого потенциала, оттачивание творческих и дизайнерских способностей обучающихся и овладение современными технологиями.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика преподавания казахской литературы
Цель дисциплины - формирование у обучающихся практических навыков, методологических основ и методической системы преподавания казахской литературы в школе. Основные темы: методолого-теоретические основы методики преподавания казахской литературы, методическая система школьного обучения в области казахского литературоведения, базовые-нормативные документы и учебники по дисциплине, учебно-методические комплексы, новые методики в мировой педагогической науке, новые технологии образования, профессиональные компетенции и компетенции.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика преподавания казахского языка
Цель дисциплины - освоение обучающимися путей формирования и развития методики обучения казахскому языку, источников начала, научных принципов, приоритетных направлений, цели, задачи и методическую систему обучения казахскому языку как родному языку в школе, содержания и системы программ, учебников и учебно-методических комплексов казахского языка, учебно-познавательного процесса обучения казахскому языку. Основные темы: методика преподавания казахского языка-самостоятельная область науки, пути формирования и развития методики преподавания казахского языка, источники, научные принципы, приоритетные направления методики обучения казахскому языку, содержание и система программ, учебников и учебно-методических комплексов казахского языка, пути организации обучения казахскому языку как учебно-познавательного процесса, методы и приемы осуществления внутрипредметной, междисциплинарной связи в процессе обучения казахскому языку, пути обогащения познавательного мира, логического мышления учащихся. , методика организации и проведения внеклассной работы при обучении казахскому языку.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Семасиология казахского языка
Цель дисциплины - овладение значением слова, взаимно-смысловыми отношениями элементов в составе слова, закономерностями развития словообразовательных видов. Объясняется соотношение слова и значения, слова и понятия, значения и понятия.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литературное наследие и его последователи
Цель дисциплины – ориентация обучающегося на литературно-исследовательскую, критическую деятельность по изучению национального литературного наследия и определению места его продолжателей в истории литературы. Содержание дисциплины знакомит обучающегося с направлениями литературоведения, с подробной информацией об освоении литературного наследия и его продолжателях. Дает им сведения из истории становления, развития мирового литературоведения и национального литературоведения. Таким образом, литературоведение расширяет круг знаний.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Использование инструментов ИИ в преподавании морфологии современного казахского языка
Цель дисциплины – обучить студентов теоретическим и практическим основам применения технологий искусственного интеллекта в преподавании морфологии современного казахского языка. Студенты изучают современные методы автоматизации морфологических структур, лингвистические модели на основе ИИ и алгоритмы обработки естественного языка (NLP). Рассматриваются новые подходы к анализу словообразовательных и словоизменительных систем казахского языка с использованием ИИ. Оценивается эффективность систем морфологического анализа и разрабатываются методики обучения на основе данных.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Синтаксис современного казахского языка
Цель дисциплины - формирование у обучающихся теоретических знаний, касающихся синтаксической системы современного казахского литературного языка, привитие интереса к изучению языка нации. Основные темы: синтаксическая система современного казахского литературного языка, парадигма словосочетания, их своеобразные признаки, в отличие от других языковых единиц, способы и формы общения слов, лексико-грамматические отношения словосочетания, синтаксис предложения и его виды, основные признаки сложного предложения, его отличия от простого предложения, система языковых приемов, связующих компоненты сложного предложения, паратаксис сложного предложения и его паратаксис, гипотаксистические разновидности, виды и виды произношения слова, различия в, их место, текст и сложная синтаксическая целостность, ее признаки, структура, способы, объединяющие предложения в сложную синтаксическую целостность.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История казахской литературы начала ХХ века
Цель дисциплины – дать обучающимся глубокие филологические знания об особенностях казахской литературы важнейшего периода в истории казахской литературы-начала ХХ века, каналах формирования литературных направлений и течений, условиях, способствовавших этому, особенностях, связях литературных направлений, их роли в литературном развитии и художественных изысканиях. Основные темы: значение, характер, особенности казахской литературы начала ХХ века. Формирование, особенности литературных направлений и течений начала ХХ века. Связь между литературными направлениями, их место в развитии казахской литературы. Новации и художественные изыскания, принесенные литературными направлениями и течениями начала ХХ века, их роль в развитии казахской литературы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахская эмигрантская литература
Цель дисциплины - познакомить с творчеством казахских литераторов зарубежных стран, представляющих большой спектр национальной литературы. Дать представление о его становлении, развитии. В ходе освоения дисциплины обучающиеся смогут познакомиться с культурно-духовной жизнью и узнать о творчестве представителей казахской литературно-формирующей диаспоры в Китае, Турции, Монголии, Узбекистане и других зарубежных странах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Словообразование современного казахского языка
Цель дисциплины – обучение основным закономерностям и приемам словообразовательной системы, формируемой в ходе развития казахского языка, их теоретическому осмыслению и внутренней смысловой структуре, закономерностям словообразования в казахском языке, формирование базовых знаний обучающихся.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахская литература за рубежом
Цель дисциплины – дать представление о становлении и развитии казахской литературы за рубежом, жанровых, тематических, идейно-художественных особенностях, ее представителях, исследовании. Основные темы: этапы становления и тенденции развития казахской литературы за рубежом, изучение казахской литературы за рубежом и исследователи, жанровые, тематические, идейно-художественные особенности, основные представители казахской литературы за рубежом и их творчество.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сложные предложения современного казахского языка
Цель изучения дисциплины - выявить специфические особенности сложноподчиненного предложения в современном казахском языке, изучить его структурные признаки. Познакомится с исследовательскими работами в современном языкознании по поводу сложноподчиненного предложения, научится выражать собственное мнение по поводу спорных вопросов. Структурное, функциональное отношение системы сложноподчиненных предложений и системы простых предложений, всесторонне овладевает граматическим характером простых и сложноподчиненных предложений. Выявлять специфику сложноподчиненного предложения и сложноподчиненного предложения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Когнитивное литературоведение
Цель дисциплины - ознакомление с базовыми понятиями когнитивного литературоведения. Курс овладевает когнитивной системой контекста, представлением художественного концепта как литературоведческой категории, единицами коллективного сознания, универсалиями, метакатегорией стереотипов, когнитивным стилем личности, когницией смысла, когнитивными стратегиями и идеостилем, языковой картиной мира, концептосферой художественного мира, обработкой информации в тексте.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской литературной критики
Цель дисциплины – освоение проблем создания, систематизации, эпохи казахской литературной критики, цели и рубежи литературной критики на определенном уровне, места в литературном процессе, творческих поисков критических статей и выдающихся ученых-критиков, исследований и трудов о них. Основные темы: связь истории литературной критики с литературоведением, публицистикой; жанр; типология литературной критики; периодизация истории казахской критики; историко-хронологическая систематизация критических материалов, критических трудов; литературная критика разных лет.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Языковая культура
Цель дисциплины - дать представление о норме литературного языка и его развитии, взаимоотношениях с языком речи, о связи языковой культуры с другими областями языкознания. В соответствии с нормами литературного языка осваиваются вопросы употребления слов, а именно: языковая норма (лексическая, словообразовательная, грамматическая, норма звучания) и этика (правила речевой этики) и коммуникативная норма (принципы эффективности речевого общения).
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Литература и эстетика
Цель дисциплины-изучение обучающимся истории развития и становления литературы и эстетики. Под эстетикой понимают научную дисциплину, изучающую искусство как иную форму общественного сознания. Читать и понимать историю и этапы рождения, развития эстетической, литературной мысли. Литературное творчество и методологию теории литературы, средства, всесторонне раскрывающие и отражающие все грани литературы, используют при анализе произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современная казахская литература
Цель дисциплины-разъяснение обучающимся процессов художественного развития современной казахской литературы, изучение этапов развития современной казахской литературы в сочетании с общечеловеческими идеями в художественном искусстве. Основные темы: тенденции развития казахской литературы и современной казахской литературы первой половины ХХ века, связи, жанровые, тематические, художественные особенности, основные представители, их известные произведения, литературные направления и течения, казахская историческая проза, лирическая проза, современная казахская лирика, казахская философская лирика, современные казахские поэмы, современная казахская сатира, современные казахские романы, современные казахские повести, современные казахские рассказы, документальная проза, современная казахская драматургия.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психолингвистика
Цель дисциплины – овладение обучающимися речевыми процессами психолингвистики,ее содержанием, коммуникативной ролью, отношением слова к мысли, языком как разделом науки между психологией и лингвистикой, рассматриваемым как отражение психологии этноса, наряду с личностью. Основные темы: характер психолингвистики как научной дисциплины. Место и статус психолингвистики в системе наук связь с областями внешней лингвистики. Методы и приемы психолингвистики. Речевая деятельность человека, ее изучение. Рождение речи и ее интерпретация. Процесс изучения родного и иностранного языков детьми и взрослыми. В процессе изучения дисциплины Психолингвистика студенты овладевают следующими компетенциями: место и статус психолингвистики в системе наук, связь с областями внешней лингвистики, методы и приемы психолингвистики изучение иностранных языков, проблемы логопедии, нарушения речи, связанные с деятельностью мозга, роль речи в средствах массовой информации и др.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые направления языкознания
Цель дисциплины-формирование у обучающихся знаний о новых направлениях и областях современного языкознания, развитие системы нового лингвистического мышления. Изучение дисциплины даст обучающимся глубокие филологические знания в области таких современных направлений, как функциональная лингвистика, математическая и статистическая лингвистика, когнитивная лингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика и др.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория литературы
Цель изучения дисциплины - формирование у студентов знаний истории родной и мировой литературы, привитие художественно - эстетических знаний обучающихся последнего курса с определенно-теоретическим понятиями, дополнениями новых теоретических понятий и категорий, всестороннее ознакомление с историей, литературой и искусством, способствовать формированию на их основе литературно-эстетического, теоретического познания. Изучение предмета теория литературы, понимане идейно-художественных качеств литературного произведения. Основные темы: теория литературы- это наука. Проблемы «художественного образа» и «образности» в литературе, единство идеи произведений, мировоззрение писателя, проблемы типичности в искусстве, тема и идея, содержание и форма художественного произведения, композиция и сюжет, построение, принципы разделения литературы на текст, форму, сюжет и фабулу, осмысление жанра, состояния развития теории жанра, происхождение видов литературы, вникание в особенности эпического, лирического, драматического произведений, модернистские течения литературе.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Казахская литература в годы независимости
Цель дисциплины – дать направление о казахской литературе за годы независимости, художественных поисках в литературе, новых темах и жанрах, литературе и проблемах общества. Основные темы: жанровые особенности произведений эпохи независимости, творческо-лабораторная бытность выдающихся писателей, преемственность традиций в системе литературного процесса мировой литературы произведений эпохи независимости, поэтическая гармония, новые вехи казахской поэзии, жанр прозы за годы независимости, казахская драматургия за годы независимости.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теория и практика академического письма
Цель дисциплины-формирование у обучающихся компетенций, связанных с аналитической текстовой деятельностью, получение мышления относительно целей и условий общения, формирование лингвистических и прагматических навыков, связанных с умением анализировать выразительно необходимые единицы языка. Основные темы: академическая подписка и ее специфика, академическая учебная деятельность, выбор темы, поиск информации, процесс подписки, критическое мышление, анализ данных, Написание введения, ведение делопроизводства и т. д.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Языковая культура и стилистика современного казахского языка
Цель дисциплины – дать обучающимся теоретические и практические знания о развитии, становлении и современном состоянии стилистической науки казахского языка, дать студентам знания об основных понятиях и направлениях лингвистической стилистики, особенно о стилистических возможностях функциональных стилей и языковых ярусов, различать стилистические возможности любого текста. Основные темы: общие проблемы стилистики и языковой культуры, новые направления стилистики, стилистики и общенародного языка, научные взгляды о тексте, понятие о языковой культуре, соотношение лингвистической стилистики с другими областями языкознания, языковая культура и стилистические ошибки, лексика и фразеология официального стиля, научный стиль, норма в терминологии и основные требования к ней, публицистический стиль и стиль устной речи, стилистическое применение фразеологических средств языка, грамматическая стилистика, стилистика сложного предложения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правило и мелодия звука
Цель дисциплины-овладение языковыми специалистами правилами правильной речи, грамотного письма, определение функции, места знаков препинания. Темы: разъяснение сущности орфоэпических, орфографических норм, обучение грамотному письму, умение правильно говорить с нормой литературного языка, выразительное чтение и др..
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория лингвистических терминов
Цель дисциплины-дать научно-теоретическое представление об истории формирования, мотивации, деятельности и расходовании терминов в различных областях казахского языка, ознакомив обучающихся с системой основных терминов мирового языкознания. Темы: понятие термина и терминология. История становления казахской терминологии. Терминообразование, выражение словообразовательных подходов в терминообразовании. Исторические этапы казахской терминологии. Принципы терминообразования в казахской терминологии. История терминографии. Терминообразование. Современная казахская терминология и специальная лексика. Билингвистические проблемы терминологии и др..
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Документация лингвистики
Цель дисциплины - обучающийся овладевает ведением делопроизводства на государственном языке в соответствии с нормами, учится различать служебные письма и их виды, владеет соблюдением формального языка-стиля.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Общее языкознание
Рассматриваются языки мира, их научное описание, изучаются научные направления, школы, теории, концепции, представляющие историю языкознания и образующие научную парадигму современного языкознания. Сущность соответствующих лингвистических концепций направлений, определение их места в истории русского и общего языкознания; проблемы, возникшие на стыке языкознания и других наук, а также связанные с малоизученными сторонами языка.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Синтаксис текста
Цель дисциплины-дать обучающимся глубокие филологические знания о тексте, основной личности структурного синтаксиса и синтаксиса причастия. Темы: специфические признаки текста, структурная специфика, типы текста, их отношение к предложению, сложная синтаксическая целостность-то, что текст является основной личностью, явления в составе и семантике предложений в тексте и т.д..
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
Результаты обучения
- Умеют анализировать причины и следствия гуманитарных наук, социально-политических наук, финансовой грамотности, юридических наук, проблем экологии, знают цели и принципы инклюзивного образования, применяют полученные знания в различных сферах жизни.
- Знакомится с лирическими, драматическими, прозаическими произведениями исторических эпох казахской литературы, анализирует художественный текст с теоретической и практической точек зрения. Изучает произведения зарубежной, эмигрантской и региональной литературы.
- Знает закономерности исторических изменений в системе фономорфологических, лексико-семантических, синтаксических и стилистических норм казахского языка, знакомится с новыми научными исследованиями в языкознании, знакомится с областями языкознания нового направления.
- Знает новые технологии обучения казахскому языку и литературе по программе обновленного содержания образования. Умеет применять педагогическое мастерство в научной и профессиональной деятельности.
- Осваивает и обобщает опыт использования основных понятий и терминов проблем лингвистики и теории литературы с использованием традиционных методов современного научного направления.
- Знает казахское литературное и языковое наследие Алаша, новые аспекты Ахметоведения, имеет представление об особенностях творческой лаборатории писателя, об истории казахской письменности и различных областях прикладной лингвистики.
- Применяет полученные по филологии теоретические и практические навыки в ходе итоговой аттестации, выражает и аргументирует свою точку зрения.