6B02128 Традиционное музыкальное искусство в КУ им. Коркыт Ата
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов в области искусства и культуры, развивающих традиционное исполнительство, способствующих воспитанию общечеловеческих и этнокультурных ценностей
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Кызылординский университет имени Коркыт Ата
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B021 Исполнительское искусство
-
Предметы на ЕНТ Творческий экзамен и Творческий экзамен
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Освоение профессиональной специальности
Цель дисциплины — формирование целостного представления о профессии в области традиционного музыкального искусства. Стремление приобрести необходимые знания и навыки для профессионального исполнения, освоения исторических аспектов этой области и их успешного применения в современном музыкальном контексте, а также развитие индивидуальных способностей через самостоятельное изучение и поиск новых подходов в музыкальном творчестве с целью достижения высоких профессиональных результатов и личностного роста.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Цель дисциплины: Целью дисциплины «Экология и устойчивое развитие» является объяснение принципов устойчивого развития с учетом эффективного использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и удовлетворения социальных и экономических потребностей общества.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методы научных исследований
Цель дисциплины - является подготовка к организации научно-исследовательской работы, формирование понятия по общенаучной методологии психолого-теоретического исследования; обучение основам методологии и методологии научно - исследовательской работы, формирование навыков работы с различными источниками информации, развитие компетенций в решении практических задач в ходе педагогического процесса, овладение использованием методов исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 1: Кобыз
Цель дисциплины - Формирование исполнительского мастерства будущего специалиста, знакомство с устройством инструмента кобыз, освоение начальных правил исполнения. Обучение студентов особенностям музыкальных произведений, исполняемых на этом инструменте. Освоение правильного ведения смычка и чистоты звукоизвлечения. Чтение нот с листа и исполнение
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Инклюзивное образование
Цель изучения дисциплины: Дисциплина знакомит студентов с теоретико-методологическими и методическими основами, основными категориями, а также с особенностями организации инклюзивного образования; формирует знания об объекте, предмете, целях, задачах, принципах, этапах становления и развития инклюзивного образования, определяет социокультурную роль инклюзивного образования. Курс рассматривает деятельность современных образовательных (коррекционных) учреждений и формы организации особенного образования и педагогических систем.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Дирижерское искусство Казахстана
Цель дисциплины - исследуя исторические личности казахского дирижерского искусства и их творчество, овладеть основами дирижерского искусства и чтением оркестровых партитур. Путем практического применения основных принципов и методов дирижерского искусства, формировать основы дирижирования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основной музыкальный инструмент 1: Домбыра
Цель дисциплины-изучение и овладение основными приемами игры на домбре, понимание ее культурного и исторического значения, развитие музыкальных навыков, сольного и ансамблевого исполнения. Также изучить традиционный репертуар для домбры, в том числе кюи и песни, развивать личное творчество и культурную самобытность.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
Целью дисциплины является подготовка обучающихся к обеспечению безопасности в процессе трудовой деятельности и повседневной жизни. Это включает в себя изучение основных принципов охраны труда, предотвращения травм и профессиональных заболеваний на рабочем месте, а также обеспечение безопасности человека в условиях различных чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. Обучающиеся приобретают знания и практические навыки для защиты жизни, здоровья и окружающей среды в условиях производственной и жизненной активности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Теория музыки и сольфеджио
Цель дисциплины - овладение основами теории музыки, позволяющими обучающимся глубже понимать музыкальные структуры, артикуляции и гармонию, анализировать музыкальные произведения, исполнять одноголосные и двухголосные упражнения, развивать навыки написания музыкального диктанта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель дисциплины-Курс основы антикоррупционной культуры направлен на профилактику коррупции, понимание ее причин и последствий, а также формирование антикоррупционной культуры в обществе. В курсе будет проведен анализ международного и отечественного опыта по противодействию коррупции, информации о роли представителей гражданского общества, молодежи и широкой общественности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основной музыкальный инструмент 1: Сырнай
Цель дисциплины - формирование исполнительского аппарата, совершенствование правильного владения музыкальным инструментом, координации движений правой и левой рук. Обучение интерпретации музыкальных произведений различных жанров и стилей. А также формировать музыкальное исполнительское мастерство и художественно-эстетическое отношение обучающихся, развить их творческое мышление, художественные способности путем обучения игры небольших произведений на музыкальном инструменте.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Традиционное певческое искусство
Цель дисциплины - заключается в комплексном изучении и практическом освоении стилевых и жанровых направлений в певческом искусстве, с учетом сохранения культурного наследия казахского народа. Основные аспекты работы включают: изучение и практика различных музыкальных стилей и жанров, присущих традиционной музыкальной культуре Казахстана; освоение основных принципов и техник аккомпанирования народных песен на музыкальных инструментах, который позволяет дополнить песенное исполнение; работа с текстом песни и звуковыми особенностями в пении, включая анализ и интерпретацию текстов народных песен. Основная цель работы с исполнительскими направлениями традиционных песенных школ Казахстана состоит в сохранении, изучении и передаче богатства народной музыкальной культуры через глубокое освоение её исполнительских и художественных аспектов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основной музыкальный инструмент 2: Домбыра
Цель дисциплины - заключается в развитии творческих способностей и профессионального исполнительского мастерства будущих инструменталистов. Основное внимание уделяется обучению различным методам и приемам игры на музыкальном инструменте, специфически для домбры. Целью также является освоение исполнительских навыков, необходимых для игры в жанрах кюи и классической музыки. Основной задачей является формирование у студентов устойчивых навыков и глубокого понимания технических аспектов игры на домбре, что позволит им достигнуть высокого профессионального уровня в музыкальной сфере.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Гармония и сольфеджио
Цель предмета - "Гармония и сольфеджио" заключается в формировании теоретических и практических музыкальных навыков, необходимых для глубокого понимания музыкальной структуры; развития слуха и способности к музыкальной интерпретации; понимание основных принципов гармонии, аккордов и их последовательностей; обучение пению по нотам и чтению нот с листа; развитие ритмического чувства и способности точно воспроизводить ритмические фигуры; изучение интервалов, аккордов и их функций в музыкальном контексте; изучение различных музыкальных форм и структур, таких как сонатная форма, вариации и другие.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная музыкальная дисциплина 1
Цель дисциплины - развитие исполнительских навыков и компетенций у исполнителей путем расширения репертуара различных жанров, форм и стилей музыкальных произведений, а также формирование исполнительского репертуара. В рамках общего и специализированного класса домбры достигается высокий уровень мастерства, что позволяет интерпретировать произведения классиков казахской, русской и мировой музыки.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 2: Кобыз
Цель дисциплины - овладение техническими приемами и музыкальными возможностями игры на инструменте кобыз, изучение традиционных и современных аспектов исполнительского искусства кобыза, а также формирование глубокого понимания роли и значимости этого инструмента в казахской культуре и музыкальном наследии. Овладение основами исполнительских действий в процессе повышения профессионального уровня.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 2: Сырнай
Цель дисциплины - сформировать у будущего специалиста музыкальное исполнительское мастерство, а также творческое мышление. Совершенствовать умение интерпретировать и исполнять музыкальные произведения, развивать эмоциональные и эстетические чувства, исполнять музыкальные произведения разных жанров и стилей, расширять музыкальный репертуар и совершенствовать технические навыки игры на инструменте баян.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность1 и информационные технологии: Школа Запада
Цель дисциплины - умение постигать и практиковать западное певческое исполнительское искусство в практической деятельности. Дать возможность проанализировать западное певческое искусство. Приобщить к освоению художественных музыкальных знаний. Обучение и совершенствования навыкам творческого поиска. Освоение традиционного певческого искусства жыра соответсвенно музыкальным данным исполнительского искусства школ жыра. Оценивая исполнительское искусство традиционных певцов школы жыра донести их слушателям.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность 1 и информационные технологии: Школа Сыра
Цель дисциплины — дать представление об этапах становления, деятельности и исполнения школ Жырау региона Сыр (Жиенбай, Нуртуган, Нартай). Интерпретация жанров в искусстве жырау. Совершенствование сопровождения музыкальным инструментом и овладение методами его гармонизации с голосом. Воспитание человека, умеющего высказывать своё мнение об искусстве жырау. Комплектование аудиофонда жыр-терме с использованием информационных технологий в учебном процессе.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальный музыкальный инструмент 1
Цель дисциплины - анализировать тему, форму, мелодическую структуру и гармонию музыкальных произведений, ощущать единство музыкального состава. Формирование навыков грамотного чтения и исполнения нотных записей музыкальных произведений, работы с их интонацией.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 3: Домбыра
Цель дисциплины - ознакомить студентов с уникальным исполнительским стилем известных домбристов и развить их способности к самостоятельному анализу и эффективному использованию исполнительских методов. Глубоко понять природу кюев, таких как Косбасар, Байжума, Акжелен и др., и расширить их репертуары с этими кюевами. Проанализировать и выделить особенности национальных школ и стилей различных исполнителей, развить исполнительские навыки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент (Сырнай) (н..и)
Цель дисциплины - изучение истории происхождения инструмента сырнай, освоение основ музыкальной теории, понимание принципов звукоизвлечения, развитие навыков чтения нот с листа. Изучив различные методы игры на инструменте сырнай, освоить основы исполнительских техник и умение анализировать содержание музыкальных произведений, а также, раскрывая приемы исполнения и содержательный смысл произведений, изучить различные способы выразительного исполнения музыки.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент: (домбыра) (н..и)
Цель дисциплины - познакомить будущих традиционных исполнителей с основами игры на домбре. Ознакомить с конструкцией инструмента, обучить исполнению упражнений, гамм (звукорядов), методам и приемам исполнения легких пьес. Развить начальные навыки чтения и исполнения нотных записей из музыкальной литературы. Научить студентов методам извлечения звука, постановке рук и правильному и чистому исполнению мелодий. Понять основные понятия музыкальной теории и применять их на практике для улучшения музыкальных способностей. Обучение игре на домбре позволяет студентам глубже понять богатое наследие национальной музыкальной культуры и развивать его в дальнейшем.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 3: Кобыз
Цель дисциплины - заключается в формировании основ и навыков традиционной техники игры на кобызе, включая индивидуальное исполнение мелодии каждого голоса в кюе. Студенты приобретут навыки самостоятельного анализа и выразительного исполнения музыкальных произведений. Особое внимание уделяется исполнению кюев, написанных для кобыза. Также предусмотрено изучение навыков игры под аккомпанемент фортепиано, что способствует развитию комплексного музыкального образования и профессиональной подготовки студентов в области народных музыкальных инструментов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальность 2: Школа Сыра
Цель дисциплины – воспитание певца-сказителя, овладевшего художественными и исполнительскими приемами и методами начальных основ исполнения песен, терме и толгау. Адаптация традиционного исполнения жырау к сценической культуре. Освоение музыкальных и художественных особенностей исполнения в школах Жиенбая, Нуртугана и Нартая, а также исполнение музыкальных и песенных произведений жырау Тасбергена и Сарсенбая. Умение анализировать особенности исполнения и выражать мнение о произведениях традиционных сказителей-жырау.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальность 2: Школа Запада
Цель дисциплины - понимание особенностей певческого искусства школы жыра Мангистау и применение их на практике. Умение анализировать исполнительское искусство школ жыра региона Батыс и применение их на сцене. Развитие личных творческих способностей традиционного певца. Умение оценивать творческие выступления в Западном регионе (Мангистауская школа), совершенствование качества музыкального образования в сфере культуры и искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Мастерство исполнения песен –жыр на сцене
Цель дисциплины - наряду с развитием у обучающихся мастерства исполнения песен и жыров на сцене, обучение их управлению массовыми мероприятиями, освоению сценической культуры, накопление и овладение конкретным концертным репертуаром, способствующим развитию искусства традиционного исполнителя, а также совершенствование техники исполнения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент (Кылкобыз) (н.и)
Цель дисциплины - развитие слуховых и исполнительских навыков у студентов, с акцентом на чистое извлечение звуков. Формирование устойчивых навыков чтения нот с листа и исполнения легких и небольших пьес по слуху, что способствует развитию музыкального восприятия и памяти. Усиленное внимание уделяется совершенствованию техники левой руки, включая позиционирование пальцев, их ловкость и скорость, что важно для достижения мастерства в исполнении музыкальных произведений. В ходе обучения студенты также научатся интерпретировать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей, развивая комплексное понимание музыкальной структуры и выразительности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальная музыкальная дисциплина 2
Цель дисциплины - работа с музыкальными произведениями, разработка основных принципов оценки контента, создание динамических и других структурных моделей, сохранение и обновление актуальных версий нот и работа с музыкальными произведениями (включая народные и классические композиции) в процессе исполнения. Уделять внимание чистоте звуков в процессе исполнения музыкальных произведений, умение играть в оркестре и ансамблях, а также аккомпанировать певцу.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальный музыкальный инструмент 2
Цель дисциплины - заключается в освоении основ и навыков профессионального исполнительского мастерства на музыкальном инструменте, а также различных приемов и методик исполнения. В рамках курса изучаются фундаментальные аспекты игры на музыкальном инструменте, включая позиционирование рук, артикуляцию и фразировку. Обучающиеся также обучаются технически выразительному исполнению музыкальных произведений, осваивают приемы игры штрихов и формируют традиционное музыкальное искусство на уровне высокого профессионального исполнения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актерское мастерство
Цель дисциплины - преподавание предмета актерского мастерства основано на теоретических и методических основах формирования актерских навыков. Развитие способности воспринимать людей с помощью художественных эмоций, образного мышления. Освоить технику актерского мастерства по специальности. Использование теоретических основ актерского мастерства в художественных образах (сценический язык, сценическое движение, пение, танцы и т. д.).
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История исполнительского искусства
Цель дисциплины — выявление жанровых особенностей казахского фольклора. Освещение особенностей искусства, фольклора, музыкальных традиций и этнографических наук, созданных вместе с казахским народом на протяжении веков. Анализ жанров фольклора, наставничество в традиционном искусстве. Разработка программы исследования фольклора. Воспитание у студентов ответственности и систематичности в процессе развития их профессиональной компетенции, руководствуясь принципами постепенного улучшения и сохранения традиций.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы права
Цель дисциплины-курс Основы права направлен на понимание основных понятий и принципов права. Данный курс предполагает формирование их правовой культуры, разъясняя основы правовых знаний и правового регулирования в обществе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель изучения дисциплины: формирование опыта рационального экономического поведения; овладение знаниями финансовой грамотности как специалиста для будущей работы и эффективной самореализации в экономической сфере. Курс охватывает основные разделы, такие как личное финансовое планирование, депозиты, финансы и кредит, страхование, инвестиции, пенсии, налоги и другие финансовые категории, с целью дальнейшего эффективного применения полученных знаний в повседневной жизни.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экономика и предпринимательство
Цель дисциплины: познакомить студентов с организационно-правовыми формами предприятий различных форм собственности, с выбором определенного вида реализации тех или иных бизнес-идей. Курс раскрывает сущность экономики и предпринимательства и его формы, всесторонне рассматривает теоретические и практические аспекты этой деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 3: Сырнай
Цель дисциплины – обучающиеся, осваивая технику игры и анализируя музыкальные произведения, совершенствуют приемы исполнительского мастерства, выражая музыкальными средствами художественное исполнение музыкальных произведений различных стилей, эпох, направлений и различной сложности, вырабатывают навыки профессионального, технически и стилистически точного исполнения индивидуальной инструментальной программы.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Освоение образцов макам саз
Цель дисциплины – сохранение структурных особенностей исполнительских характеристик в песнях. Исследование уникальных музыкальных стилей школ национальной песни и инструментального искусства, основанных на местных традициях в областях Арка, Батыс, Сыр и Жетису. Сохранение культурного наследия четырех национальных школ в музыкальном образовании и адаптация их структурных особенностей в национальной музыкальной системе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент (сырнай)
Цель дисциплины - изучая основы исполнительских движений игры на баяне, освоить основные его технические навыки. Развить способности свободного и художественного исполнения музыкальных произведений путем совершенствования исполнительской техники. Обогащать исполнительский опыт, исполняя музыкальные произведения разных эпох и стилей и знакомясь с произведениями, написанными и аранжированными для инструмента Сырнай.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Ансамбль (н.и)
Цель дисциплины - формирование творческих коллективов путем применения различных стилей, жанрами и традициями в исполнении ансамбля. Обучение гармоническим особенностям музыкальных инструментов. Разработка методов индивидуального и коллективного исполнения. Ощущение гармонии мелодий ансамбля, умение слушать и исполнять.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фольклорный ансамбль (н.и)
Цель дисциплины - формирование профессиональной творческой команды в фольклорном ансамбле включает в себя освоение разнообразных национальных и стилевых особенностей, жанров и традиций музыкального исполнения. Особое внимание уделяется особенностям музыкального исполнения народных песен, которые требуют глубокого понимания мелодической структуры, ритмического строения и выразительности. Кроме того, значимость звучания национальных музыкальных инструментов подчеркивается как ключевой элемент формирования звучания ансамбля, что способствует сохранению и передаче наследия культурного фольклора будущим поколениям.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная музыкальная дисциплина 3
Цель дисциплины - расширение знаний учащихся о традиционных школах кюй в регионе Сыра и других областях, ознакомление с культурой исполнения, сложившейся в традиционных школах кюй. Цель также включает в себя изучение уникальных особенностей народного искусства кюй каждого региона и использование этих знаний для повышения профессионального уровня в будущем. Студенты учатся распознавать и анализировать особенности народного музыкального наследия каждого региона и глубже понимать национальное музыкальное наследие.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Музыкальный инструмент (домбыра, кобыз, сырнай)
Цель дисциплины - заключается в том, чтобы обучающиеся, осваивая технику игры и анализируя музыкальные произведения, совершенствовали приемы исполнительского мастерства. Они выражают художественное исполнение доступных музыкальных произведений различных стилей, эпох и направлений различной сложности, используя музыкальные средства выразительности. В процессе также разрабатываются навыки профессионального, технического и стилистически точного исполнения индивидуальной инструментальной программы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фонд жыра /minor/
Цель дисциплины - раскрытие профессиональных возможностей исполнительского мастерства в области исполнительского искусства на основе сбора репертуара. Умение пользоваться работами известных исполнителей искусства песенными сборниками народных поэтов и композиторов их трудами и сборниками песен –жыров.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахского фольклора
Цель дисциплины - "История казахского фольклора" заключается в изучении исторических и культурных аспектов фольклорных традиций народа Казахстана. Студенты углубляют свои знания о разнообразии фольклорных жанров, анализируют развитие фольклора на протяжении времени, изучают особенности и значение фольклорных произведений в казахской культуре. Целью также является формирование у студентов глубокого уважения к культурному наследию и способность к критическому осмыслению и интерпретации фольклорных текстов и музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент (кылкобыз)
Цель дисциплины - расширение исполнительского репертуара обучающихся, развитие их творческого поиска и формирование исполнительской техники. Обучение игре минорных гамм (натуральных, гармонических, мелодических) разными штрихами с помощью смычка. Кроме того, исполнение произведений казахских и зарубежных композиторов, изучение традиционного профессионального исполнительства. Совершенствование исполнительских навыков через исполнение пьес и штрихов различных жанров. Развитие навыков исполнения музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент (Фортепиано)
Цель дисциплины - совершенствование методов и приемов профессионального исполнительского мастерства и навыков игры на фортепиано (правильное расположение звуков, постановка и правильная аппликатура, упражнения, образцы игры несложных произведений). Формирование навыков аккомпонирования. Выразительное исполнение музыкальных произведений написанных в разных жанрах и стилях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инструментоведение
Цель дисциплины - дать обучающимся представление о видах и функциях музыкальных инструментов, их диапозонах, звуковых регистрах, тембрах, их природных свойствах и особенностях. Владеть самоанализом оркестровых партитур с пониманием структурных особенностей музыкальных инструментов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность 3: Школа Сыра
Цель дисциплины – имея представление о представителей трех школ жырау Сыра, а также практическое демонстрирование особенностей исполнительского искусства этих школ. Развитие умения творчески интерпретировать исполнительское искусство певцов Сыра с акцентом на оценку их мастерства. Обучение высокому уровню исполнительского мастерства, позволяющему сочетать традиционные и современные стили исполнительских школ, а также подготовка квалифицированных специалистов и формирование специального концертного репертуара.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность 3: Песенная школа Арка
Цель дисциплины - понимание певческих традиций Арки. Демонстрируя мнение о традиционном исполнении школы Арка, может оценивать школы (Біржан сал, Ахан Сері) и демонстрировать на сцене. Подготовка для школы Арки профессиональных певцом в области традиционного музыкального искусства с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, конкурентоспособностью, самосовершенствованием, социальной адаптацией.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История традиций жырау
Цель дисциплины - знакомство с народной традиционной музыкой народов с их историей и культурой, знакомство с целью и миссией истории традиционных песен (жыра), формирование единой культурной и этнической среды тюрко-монгольских народов, роль музыкальной культуры в кочевом мире кочевых народов, музыкальные и языковые особенности исполнительских традиций.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Дополнительный музыкальный инструмент (Домбыра)
Цель дисциплины - дополнительный музыкальный инструмент предназначен для совершенствования исполнительских способностей и мастерства будущего исполнителя. Знать методы и приемы исполнения на инструменте (домбыра). Формирование навыков игры на музыкальном инструменте (домбыра) народных песен и кюев посредством игры несложных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальный музыкальный инструмент 3
Цель дисциплины - совершенствование знаний о стилях и музыкальных жанрах в кюевом искусстве, понимание стилистического развития и использования опытными исполнителями, формирование культуры сценического исполнения и интерпретации музыкальных произведений различных жанров, развитие профессиональных навыков и художественной выразительности исполнителей, изучение музыкальных форм, кюев и классических произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Оркестровый класс
Цель дисциплины - развитие у студентов способности чувствовать оркестровое звучание и владеть исполнением музыкальных композиций в контексте оркестровой работы. Студенты осваивают навыки чтения и записи музыкальных партий каждого инструмента в оркестре, а также изучают особенности аккомпанирования и развивают технические и выразительные навыки исполнительства. Целью является также сравнение и анализ технических и музыкально-выразительных аспектов различных музыкальных произведений, что способствует глубокому пониманию их структуры и интерпретации в оркестровом исполнении.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Освоение искусственного интеллекта в традиционном искусстве
Обучающиеся изучают основные понятия, методы и направления развития искусственного интеллекта (ИИ), осваивают алгоритмы построения систем ИИ и их практическое применение. Использование ИИ технологий в традиционном музыкальном искусстве позволяет анализировать произведения и народные песни, исследовать их ритмическую, гармоническую структуру. С помощью средств ИИ обучающиеся учатся выявлять особенности различных стилей и жанров и эффективно использовать их в творческой и исследовательской работе. Кроме того, освоение возможностей искусственного интеллекта позволит обучающимся эффективно использовать современные технологии и разрабатывать новые идеи и инновационные решения в традиционном музыкальном искусстве.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Специальная педагогическая подготовка
Цель данной дисциплины состоит в развитии профессионального интереса к педагогическому воспитанию учащихся и в совершенствовании умений и знаний, необходимых для успешной работы будущих учителей. Основные задачи включают систематизацию и глубокий анализ педагогических методов и приемов, адаптированных к различным психологическим особенностям учеников. Дисциплина направлена на формирование у студентов высоких профессиональных компетенций в области образования, способствующих эффективному обучению и воспитанию в школе и других образовательных средах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Традиционные школы жыр, күй
Цель дисциплины - исследование объемной области казахского традиционного музыкального искусства через изучение аспектов жыр-терме и куй. Изучение уникальных культурных вкладов инструментального искусства и школ жырау, сформированных в регионах Арка, Батыс, Сыр и Жетису, а также творчества выдающихся представителей традиционных школ жыр-терме и инструментального искусства. Формирование основного репертуара традиционного исполнителя.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Профессиональное исполнительство /minor/
Цель дисциплины - обучающиеся умеют демонстрировать произведения, написанные в разных жанрах, и передавать их эмоциональное и смысловое наполнение аудитории. Важной частью обучения является развитие умения анализировать и сравнивать исполнительское мастерство различных инструменталистов, что помогает углубить понимание различных стилей и техник исполнения. Дисциплина нацелена на всестороннее развитие инструментального исполнительства, включающее как практическую, так и теоретическую подготовку, что способствует формированию высококвалифицированных исполнителей, способных выступать на профессиональной сцене и проводить глубокий анализ музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмен 4: Сырнай
Цель дисциплины - полное освоение игры на инструменте сырнай как солиста и приобщение к концертной исполнительской культуре. Формирование навыков аккомпанирования солисту и освоение других исполнительских техник для мастерского исполнения музыкальных произведений. Кроме того, интерпретация музыкальных произведений, совершенствование методов исполнения и расширение репертуара различными жанрами и стилями. Углубление теоретических знаний и развитие практических навыков для полного соответствия художественным и техническим требованиям музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Обзор музыкальных технологий /Coursera/
Цель дисциплины - освоение основных направлений и последних достижений в области музыкальных технологий, включая цифровые инструменты, программное обеспечение и аппаратное обеспечение. Рассмотрение влияния технологий на процессы создания, записи, обработки и распространения музыкальных произведений. Исследование изменений в музыкальной культуре и потребительском поведении в контексте технологических инноваций. Приобретение практических навыков работы с цифровыми аудио- и видеоинструментами, а также средствами обработки звука и музыкального контента, применение технологий в творческом процессе. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в области музыкальных технологий, включая умение адаптироваться к быстро меняющейся технологической среде и использовать её в своей работе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Формирование фонда жыр
Цель дисциплины - формирование у студентов устойчивого песенного фонда, развитие навыков структурирования репертуара и интерпретации музыкальных произведений, а также сохранение и развитие голосовых качеств. Создание основного репертуара, включающего как простые, так и сложные композиции, с использованием различных методов исполнения: чтение, запоминание и исполнение с аккомпанементом. Формирование песенного репертуара студентов путем сохранения в памяти строк стихов, включающих терме, народные мудрости, пословицы, песнопения, айтысы, парафразы, рассказы и истории.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Создание партитуры оркестра
Цель дисциплины - построение партитуры для оркестра направлено на ознакомление учащихся с основами оркестровой композиции, освоение особенностей оркестровой аранжировки и обучение созданию партитур на профессиональном уровне. Этот курс обеспечивает понимание звуковых особенностей различных инструментов оркестра, их технических возможностей и гармонии в оркестре. В процессе обучения студенты исследуют диапазоны и тембровые особенности оркестровых инструментов, осваивают методы чтения и анализа оркестровых партитур, изучают принципы аранжировки музыкальных произведений для оркестра, получают опыт создания оркестровых партитур в различных стилях и жанрах, а также учитывая динамические и артикуляционные особенности музыкального произведения, владеют методами формирования оркестрового звучания.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Исполнительское искусство
Цель дисциплины - изучение исторического наследия музыкального искусства казахского народа, включая вклад исполнителей в национальное искусство и их влияние на последующие поколения. Придавая значение особенностям и различиям исполнительской традиции, обучающиеся развивают свои творческие способности, кругозор, осваивают исполнительское мастерство певцов, слушая песни известных исполнителей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмен 4: Кобыз
Цель дисциплины - совершенствование техники игры на инструменте кобыз и развитие сценического мастерства студентов. Обучение приемам исполнения музыкальных произведений разных стилей. Достижение высокого уровня владения инструментом кобыз и формирование навыков профессионального выступления на сцене.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основной музыкальный инструмент 4: Домбыра
Цель дисциплины - заключается в том, чтобы освоить методы и приемы теоретических основ игры на инструменте домбра, совершенствовать мастерство как инструментального исполнителя на сцене. Учебный процесс направлен на достижение свободного исполнения музыкальных произведений различных жанров. Студенты также учатся демонстрировать произведения, написанные в различных музыкальных стилях, и транслировать их смысл и эмоциональную глубину зрителям. Кроме того, в рамках дисциплины учащиеся развивают способности анализировать и сравнивать исполнительское мастерство различных инструменталистов, что способствует более полному восприятию и оценке музыкальных произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Музыкальные инновационные технологии
Цель дисциплины - развитие музыкального опыта студентов путем изучения современных тенденций и инноваций в музыкальной сфере. Исследование и освоение новых аспектов, включая использование цифровых технологий в музыкальном творчестве, аудио-визуальные методы и другие инновационные подходы. Применение инновационных технологий для улучшения техники исполнения, музыкальной интерпретации и композиционных навыков. Организация индивидуальных и коллективных музыкальных проектов с использованием современных технологий для достижения творческих целей. Поддержка развития музыкальной культуры студентов через внедрение интерактивных методов обучения. Создание условий для взаимодействия студентов с новыми технологиями в музыкальной среде с целью профессионального роста и саморазвития в музыкальной индустрии.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Формирование современных образцов сказительского пения
Цель дисциплины - заключается в обучении студентов познавательно-структурным аспектам современного мировоззрения и творчества, передаче исторических и многогранных знаний. Основное внимание уделяется изучению историко-хронологических аспектов произведений жырау, наблюдению за развитием и социально-политическими процессами различных времен. В рамках дисциплины проводится анализ развития искусства жырау и его культурно-исторических связей. Осуществляется также изучение жанров и стилей искусства жырау, их творческих приемов, музыкальных и инструментальных методов с целью выявления познавательно-структурных связей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Эпический жыр
Цель дисциплины - изучение музыкально-эпических традиций и региональных особенностей эпических рассказов среди восточных народов, их начальные типы рассказчиков, связь с шаманскими верованиями и обрядами. Анализ жанровых, стилевых и содержательных особенностей эпических произведений, изучение их музыкальной структуры и особенностей с точки зрения музыкальной теории. Исследование современного состояния казахских эпических жанров, исторического контекста и эпических характеристик, а также анализ музыкальной структуры и гармонической системы в ладовой системе. Свободное владение исполнением песен-дастанов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Музыкальный менеджмент
Цель дисциплины - формирование знаний основ музыкального менеджмента и особенностей командного управления. Развитие профессиональной компетентности в области музыкального менеджмента, а также методов повышения мотивации и координации управленческой деятельности в современной конкурентоспособной среде. Обучающиеся получат представление о ключевых аспектах музыкального менеджмента, включая планирование, организацию и контроль музыкальных проектов. Они изучат специфику работы в команде, научатся эффективно распределять задачи и управлять коллективом. Дисциплина направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных успешно управлять музыкальными проектами и коллективами, применяя современные методы и подходы в области менеджмента.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История казахской и мировой музыки
Цель дисциплины – изучение исторической и хронологической эволюции творчества классиков прошлого и современных периодов. Получение знаний о формировании и развитии различных жанров в казахской и мировой музыке, исторических закономерностях и социальных причинах их развития. Оценка значения музыкальных трактатов и исторических записей для понимания уникальных черт и исторического контекста казахской и мировой музыкальной культуры с использованием научно-методологических знаний.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика обучения специальных дисциплин
Цель дисциплины - направлена на разработку системы подходов и методов, способствующих освоению студентами точных знаний и навыков в выбранной области с акцентом на понимание и применение основных теорий, методологий и принципов. Она включает использование теоретических знаний на практике, улучшение доступности образования и расширение обучающих возможностей через информационные технологии, онлайн-ресурсы и образовательные программы. Эффективные методы обучения специальных дисциплин способствуют углубленному освоению теоретического материала студентами, развитию практических навыков и компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в выбранной области.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальный музыкальный инструмент 4
Цель дисциплины - освоение музыкальных инструментов на уровне отдельных профессиональных исполнителей, адаптация к культуре концертных выступлений, формирование технических навыков игры на инструменте. Обучение художественным, выразительным навыкам. Формирование художественного вкуса к различным музыкальным композициям казахстанских и зарубежных композиторов. Умение анализировать жанровые особенности инструментальных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исполнительское мастерство (жыр)
Цель дисциплины - обучение теоретическим основам и совершенствование личности традиционного профессионального исполнителя. Освоение методов и приемов традиционного исполнительства с целью развития у учащихся способности осознанно и творчески мыслить в будущей профессиональной деятельности. Глубокое понимание теоретических основ традиционного исполнительства, совершенствование личных качеств и навыков профессионального исполнителя, освоение разнообразных методов и приемов традиционного исполнительства, развитие творческого и осознанного подхода к профессиональной деятельности, сохранение и развитие традиционных произведений искусства, а также их передача будущим поколениям для продолжения и обогащения культурного наследия.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Организация продюсерской деятельности
Цель дисциплины - определение содержания и сущности музыкального искусства, знаний и навыков, необходимых для организационной, воспитательной и образовательной работы. Возможность организации культурных мероприятий на разных уровнях. Развивать культурные связи в области музыки (запись в студии, подбор и редактирование репертуара, технический звук, редакционная коррекция и т. д.). Воспитание молодежи на примерах исконной отечественной культуры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общая инструментовка
Цель дисциплины - дисциплина направлена на подготовку студентов к профессиональной игре в оркестре, расширение их знаний и навыков в области инструментоведения, а также развитие умения работать с нотным материалом и интерпретировать его в контексте ансамблевого исполнения. Обучающиеся осваивают методы и приемы освоения нотного и мелодического инструментоведения музыкальных инструментов. Работа с нотным материалом позволяет углубить знания в области общего инструментоведения и развить навыки интерпретации музыкальных произведений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Ансамбль
Курс «Ансамбль танца» подробно изучает различные рисунки и положения массовых танцев, а также выработку навыков работы в ансамбле: синхронное исполнение, соблюдение рисунка танца, интервала в танце, демонстрация отточенности мелких движений и манеру исполнения. Также, изучение сольных номеров, сюжетных танцевальных композиции, умение передачи образы, характера и краски той или иной народности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность 4: Школа Сыра
Цель дисциплины - формирование концепции исполнения песен-дастанов в школах жырау Сыра. Понимание и применение уникальных черт песен-дастанов в практике. Изучение основных принципов передачи содержания песен-дастанов. Разработка методов адаптации музыкальных композиций в соответствии с музыкальными жанрами.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура сцены
Цель дисциплины - формирование профессионального подхода к сценическому искусству, развитие у студентов умений и навыков, необходимых для качественного и профессионального выступления на сцене. Изучение эстетических и культурных аспектов, понимание значимости эстетики и культурного контекста в сценическом искусстве, включая исторические и современные тенденции. Изучение техник взаимодействия с аудиторией, использование голоса, мимики, жестов и других сценических приемов для эффективной коммуникации с зрителями. Развитие сценической презентации и исполнительских умений, а также подготовка к профессиональной деятельности. Цель дисциплины "Культура сцены" также направлена на формирование у студентов уважения к профессиональной этике, ответственности перед публикой и глубокого понимания роли сценического искусства в культурной жизни общества.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Обработка традиционных песен-кюев для ансамбля
Цель дисциплины - формирование навыков преподавания народных песен и кюев в ансамбле. В рамках курса студенты должны знать особенности музыкальных инструментов в ансамбле, такие как аппликатура, диапазон, тесситура и другие характеристики. Изучая методы и техники преподавания народных песен и кюев в ансамбле, студенты понимают особенности взаимодействия различных музыкальных инструментов в ансамбле, а также развивают навыки обработки и интерпретации традиционных песен в ансамблевом контексте.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Специальность 4: Школа Жетису
Цель дисциплины - изучение навыков певческого исполнительства школ Жетысу. Способность различать жизнь и творчество, репертуар, преемственность традиций и стили певческого исполнения яркого представителя школ жыра Жетису Суенбая. Важной задачей является изучение специфических особенностей исполнения традиционных песен школы Жетысу. Обучающиеся должны понимать сущность мелодии регионального исполнения в музыкальной деятельности, а также особенности стилизованного характера певца и инструментального сопровождения. Студенты осваивают: техники и приемы, характерные для певческой школы Жетысу, методы анализа и сравнения различных исполнительских стилей в рамках школы, способы интеграции традиционных элементов в современное музыкальное исполнение, практические навыки исполнения и интерпретации традиционных песен Жетысу.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальная музыкальная дисциплина 4
Цель дисциплины - развитие творческих способностей и кругозора исполнителя посредством использования трудов искусствоведов о известных исполнителях, а также освоение конкретного концертного репертуара, что способствует профессиональному росту и творческому развитию исполнителей. Анализируя произведения известных исполнителей, студенты изучают их творческие методы и технические особенности, что способствует формированию собственного стиля и повышению индивидуальных творческих способностей. Кроме того, важной целью является формирование сценической культуры.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фольклорный ансамбль
Цель дисциплины - "Фольклорный ансамбль" заключается в развитии профессионального уровня ансамблей, специализирующихся на исполнении народных композиций и работ отечественных композиторов. Основное внимание уделяется глубокому изучению характеристик народных музыкальных произведений, особенностям их исполнения и традиционной эстетике. Студенты изучают различные жанры и стили народной музыки, а также анализируют и выбирают концертный репертуар, учитывая национальные музыкальные произведения и их значимость для культурного наследия. Основной целью является подготовка музыкантов к профессиональной деятельности на сцене, обеспечивая высокий уровень музыкального исполнения и культурное продвижение народной музыки.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Сольный концертный репертуар исполнителя
Цель дисциплины - формирование индивидуального концертного репертуара исполнителя на основе выбранных произведений традиционных исполнительских школ. Учитывая голосовые и исполнительские возможностей обучающихся, освоить различные версий песен, достигнутых через традиционных исполнителей. Расширение репертуара путем освоения произведений представителей жырауско-исполнительских школ. Создание собственного репертуарного фонда путем интерпретации произведений, переданных устным народным творчеством и собранных в сборниках песен, в зависимости от способности к самостоятельному поиску.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Применяет знания в области гуманитарных, социально-политических, языковых, информационно-коммуникационных технологий, экологического образования и предпринимательства при решении профессиональных задач.
- Развивает музыкальные способности, осваивает основы профессионального исполнительства.
- Знает структуру содержания произведений в работе с музыкальным репертуаром и осваивает приемы художественного исполнения. Демонстрирует выразительную игру на музыкальном инструменте.
- Знает исполнительские особенности традиционных песенных школ и кюйев в истории казахской музыки, может теоретически анализировать инструментальные произведения мировой музыки. Владеет историю и развития казахского народного творчества, творчество народно-профессиональных композиторов, традиционных певцов и инструменталистов.
- Разносторонно владеет приемами профессионального исполнительского искусства. Исполняет в оркестре и ансамбле народные и классические музыкальные произведения, выступает на сцене.
- Владеет методикой преподавания специальных дисциплин, применяет современные технологии анализа образцов макам-саз.
- Умеет организовывать специальную педагогическую подготовку в системе образования научно-творческого направления.
- Умеет подбирать индивидуальный репертуар из произведений представителей исполнительской школы, знает исполнительскую культуру на сцене. Владеет актерской техникой и элементами сценического движения. Демонстрирует навыки жырауского и инструментального исполнительского искусства.