6B11410 Социальная работа в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных кадров для органов управления и учреждений социальной работы, способных эффективно осуществлять деятельность по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, социальной защите и социальной поддержке населения, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B090 Социальная работа
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B11 Услуги
-
Направление подготовки 6B114 Социальная работа
Дисциплины
-
Введение в специальность
Цель: ознакомление социального работника с основами профессиональной деятельности, целью, содержанием и задачами, реализуемым в обществе, а также осмысленному отношению к освоению профессии в процессе обучения. Содержание: Возникновение социальной работы как профессии. Варианты определения социальной работы как науки. Подходы к оценке субъективного фактора объекта социальной работы. Основные направления социальной политики государства. Категории, закономерности и принципы социальной работы. Проблемы формирования профессионального мастерства в социальной работе. Социальное взаимодействие социального работника и клиента.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Социальная работа зарубежом
Цель: формирование знаний исторических аспектов системы социального обслуживания в зарубежных странах; особенности становления системы социальной защиты населения; основные формы государственной системы социального обеспечения различных стран. Содержание: Социальная работа зарубежом. Научная основа социальной работы зарубежом. Связь с другими дисциплинами. Важная роль дисциплины «социальная работа зарубежом» в подготовке специалистов социальной работы. Методология и методы исследования опыта социальной работы зарубежом. Формы и способы социальной работы за рубежом.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы академического письма
Цель: формирование навыков построения письменных и устных академических текстов на основе представления о целях, структуре, стилистических особенностях и жанровых различиях. Овладение основными принципами коммуникации в академической среде. Содержание: Особенности научного дискурса. Стили и жанры академических текстов. Работа с академическим текстом в университете. Анализ лингвистической статьи. Академический регистр. Библиография и цитирование. Стилистика. Интерпретация.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Динамика развития социальной работы
Цель: оттачивать теоретические и практические знания об основах социальной работы, формировать представление о ее месте и роли в современном обществе. Содержание: Cтановление социальной работы как науки. Исторические факторы формирования социальной работы. Эволюция подхода к социальной работе. Формирование новых институтов социальной помощи. Формирование теоретических концепций социальной работы. Развитие социальной работы в Казахстане на современном этапе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Национальные традиции в социальной работе
Цель: использование путей решении социальных проблем на основе национальных традиций. Содержание: Общественное значение социальных традиций. Место традиций в системе общественных явлений. Социальная сущность казахских традиций. Национальная традиция как народная социальная и нравственная традиция. Национальные традиции, сложившиеся с целью оказания поддержки и социальной помощи. Народная традиция как формирующий элемент общественного сознания. Роль традиций в социально-психологической адаптации молодежи.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и теория социальной работы
Цель: получение систематических знаний об исторических аспектах, теоретических и методологических основах, направлениях и методах социальной работы. Содержание: Характеристика социальной работы как науки и ее история. Основные направления благотворительности и социальной помощи в раннем и среднем веках. Возникновение первичных правовых документов, связанных со сферой помощи в социальной деятельности. История становления социальной работы в Казахстане как профессиональной деятельности. Специфика социальной работы как формы практической деятельности. Связь социальной работы с другими науками. Первые практические шаги в теоретическом понимании социальной работы. Теоретико-практические основы социальной работы с клиентом.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная патология
Цель: анализ современных социологических и психологических методов исследования патологии личности, расстройств личности, типов личности, изучение патологии как важнейшего инструмента социальной технологии. Содержание: Социальная норма, социальное поведение, девиантное поведение. Социальная патология как социальное явление. Этапы социальной патологии. Социальная и медицинская патология: основные различия. Социальная девиация, психологическая патология. Методы определения патологического уровня у детей дошкольного возраста.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство и финансовая грамотность
Цель: обучение навыкам организации предпринимательской деятельности, управления личными и семейными финансовыми ресурсами, имеющими ключевое значение для достижения финансового благополучия Содержание: Предпринимательство: сущность, содержание и условия формирования. Организационно-правовые формы предпринимательства. Риски в предпринимательской деятельности. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности. Организация предпринимательских сделок. Культура и этика предпринимательства. Финансирование предпринимательской деятельности. Понятие, цели и задачи финансовой грамотности. Деньги, расчеты и платежи. Личные финансы: доходы, расходы, бюджет. Налоги и налогообложение физических лиц. Пенсии и страхование. Банковское обслуживание населения. Банкротство физических лиц и финансовые риски. Финансовая пирамида и личная финансовая безопасность.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экосистема и право
Цель: формирование интегрированных знаний в области экономики, права, экологии и безопасности жизнедеятельности, ценностей устойчивого развития, методов научных исследований. Содержание: основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивности экосистем и биосферы. Деятельность общества в условиях ограниченности ресурсов, направленных на ценности устойчивого развития, повышение конкурентоспособности бизнеса и национальной экономики. Регулирование отношений в области экологии и безопасности жизнедеятельности человека. Знание казахстанского права, обязанностей и гарантий субъектов, знание и соблюдение государственного регулирования общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Применение методов научных исследований. Правовые основы искусственного интеллекта. Инклюзия-стратегия международного законодательства.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Абаеведение
Цель: сохранение «национального кода» в проекте «Казахтану» на основе творчества А.Кунанбаева. Содержание: Исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая». К.Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель: формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова. Семипалатинский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М. Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М. Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек», пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа-эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитие практических навыков и умений: применять инструменты ИИ; работать с большими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ. Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Социальная работа с молодежью
Цель: формирование умений организовывать, внедрять модели и технологии в профессиональную деятельность в контексте системы социальных услуг и организаций для молодежи. Содержание: Молодежь-объект социальной работы. Изучение проблемы молодежи в педагогике, психологии, социологии. Рынок образовательных услуг. Факторы и типология возникновения социальных проблем молодежи. Досуг, его значение в социальном развитии молодежи. Молодежная субкультура. Особенности положения молодежи на рынке труда. Возможности подготовки молодежи к труду и жизни.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Социальная диагностика и консультирование
Цель: формирование системы знаний в области социальной диагностики, представлений о методологии, методах и методиках социальной диагностики. Содержание: Деятельность социальной технологии. Проведение социальной оценки в системе государственного учреждения. Роль социальной диагностики в экспертной оценке. Применение методов в практике социальной работы. Социальное консультирование как метод основы технологии. Технология посредничества и консультирования. Консультирование как метод социальной помощи. Использование искусственного интеллекта в консультационных процессах. Прогнозирование социальных проблем с помощью искусственного интеллекта. Определение групп риска с помощью искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Социальная работа в внешкольных учреждениях
Цель: формирование общего представления о специфике и содержании социальной работы в системе внешкольных учреждений. Содержание: Становление и развитие социальной работы. Социальная работа как область знаний. Внешкольные учреждения. «Программа обучения на пути развития» Закона Республики Казахстан «Об образовании». Социальное формирование личности. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей. Факторы, влияющие на социокультурный мир ребенка. Система народного образования. Программа ускоренного развития.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Социальная работа в специализированных школах-интернатах
Цель: формирование теоретических основ социальной работы в системе специализированных школ-интернатов и практических навыков оказания социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Содержание: Особенности психолого-педагогического сопровождения в обучении, воспитании, развитии и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Как социальный институт, неспособность семьи обеспечить необходимые условия для жизни и воспитания ребенка. Инклюзивное образование в общемировой практике. Традиции и общество. Инклюзивное образование.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями
Цель: изучение особенностей социальной работы с лицами с ограниченными возможностями для обеспечения комфортного существования и решения проблем социального благополучия личности и общества. Содержание: Научные концепции инвалидности (инвазии). Социальная защита инвалидов в Республике Казахстан. Анализ закона «О социальной защите лиц с ограниченными возможностями». Дети с расстройствами поведения. Понятие «индивидуальная адаптация в нестационарных условиях». Социально-бытовая среда, окружающая людей с ограниченными возможностями. Вспомогательные средства адаптации, необходимые для выживания людей с ограниченными возможностями.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методы и технологии социальной работы
Цель: формирование теоретических основ практического применения технологий и методов социальной работы в профессиональной деятельности. Содержание: Основные понятия, категории и виды технологий социальной работы. Методы социальной работы, его группирование и содержание. Социалогия в системе подготовки социальных работников многоуровневый характер образования и роль в социальной работе. Классификация социальных технологий. Технология социальной экспертизы. Социологические (педагогические, психологические) методы в социальной работе. Социальная адаптация. Социальная реабилитация. Социальная коррекция. Социальная терапия.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы инновационной технологии в социальной работе
Цель: обучение использованию знаний об особенностях инновационных технологий в сфере социальной работы, в практике социальной работы с клиентами, а также формирование профессиональных навыков организации социальной работы с различными категориями граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Содержание: Сущность и содержание инноваций. Педагогическая инновация. Инновационные процессы в социальной работе. Перспективные инновационные проекты. Тенденции развития. Инновационный менеджмент в социальной работе. Использование новых ресурсов. Мотивация к инновациям. Электронная продажа социальной продукции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Профессионально-ориентированный иностранный язык
Цель: формирование базового уровня профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в процессе совершенствования навыков устной и письменной речи, грамматического оформления высказывания. Содержание: Требование к современному специалисту со стороны работодателя и профессиональных организаций основывается на анализе социально-педагогических факторов в соответствии с дополнительной и профессиональной подготовкой. Проведение сравнительного анализа, развитие коммуникативных навыков, возможность выполнения следующих заданий: научного взгляда на объективные факторы, проведения сравнительных анализов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Профессиональный казахский (русский) язык
Цель: обеспечение профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста, способного адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях и владеющего нормами языка для специальных целей. Содержание: Профессиональный язык и его составляющие. Профессиональная терминология как основной признак научного стиля. Научная лексика и научные конструкции в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах. Алгоритм работы по анализу и продуцированию научных текстов по специальности. Продуцирование научно-профессиональных текстов. Основы деловой коммуникации и документации в рамках будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Культура общения
Цель: повышение общей культуры гуманитарного образования, развитие их коммуникативных навыков и подготовка к эффективному взаимодействию с партнером по общению. Содержание: Общение как субъект-объектное взаимодействие людей. Мировоззренческие основы распознавания культуры общения. Виды и формы общения. Структура и средства общения (вербальные, визуальные, неязыковые знаки). Психология и методы взаимодействия с окружающими людьми. Социокультурные и психологические особенности общения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Этические основы социальной работы
Цель: формирование целостного подхода к профессионально-нравственным принципам и нормам социальной работы; формирование способности и готовности к обеспечению высокой социально-этической культуры в профессиональной деятельности. Содержание: Значение этических основ в системе социальной работы. Этические принципы и нормы социальной работы. Гуманистические ценности. Значение профессионального и гражданского долга в социальной работе. Культура общения. Профессионально-этические критерии и требования к личностным качествам специалиста социальной работы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Рекреационно-оздоровительные технологии досуга
Цель: формирование у студентов системы знаний о рекреации и ее роли в жизни человека и общества – рекреационных потребностях и соответствующих им формам рекреационной деятельности. Содержание: Рекреационные ресурсы и методы их оценки. Социальное и экономическое значение рекреации. Рекреационные системы и взаимосвязь их элементов. Принципы, методы и подходы организации отдыха в соответствии с меняющимся рекреационными потребностями общества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Основы коммуникативной культуры
Цель: формирование теоретических основ коммуникативной культуры и особенности функционирования во всех ситуациях. Содержание: Специфика основ коммуникативной культуры. Анализ ситуаций межличностного взаимодействия, извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем. Практическое использование коммуникативных приемов для решения прикладных и практических задач в профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Социальная работа с детьми и семьей
Цель: формирование теоретических и практических знаний о социальной работе с семьей, направленной на предупреждение семейного неблагополучия, решение трудных жизненных ситуаций и обеспечение социальной защиты семьи и ее отдельных членов. Содержание: Понятие семьи. Семья как главный институт социализации. Меры по укреплению воспитания детей в семье. Рассмотрение ретро-спектра семьи и брака в истории человеческого общества. Способствовать преодолению ТЖС через выявление и укрепление потенциала лица (семьи). Мониторинг выявления лица (семьи), оказавшейся в ТЖС. Организовать меры по предоставлению социальной помощи и услуг нуждающемуся лицу (семье) для преодоления ТЖС, либо предупреждения ее возникновения.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Социальная демография
Цель: формирование знаний и навыков в области социальной демографии и демографических основ целостного представления о современной демографической и этнографической ситуации в мире, стране, регионе. Содержание: «Социальная демография». Демографические процессы, понятие, история демографии". Состав и особенности этнических процессов. Формы, характерные черты этнических процессов. Демографическая политика и регулирование роста населения. Состав и особенности этнических процессов. Формы и основные направления миграции. «Демографический взрыв». «Демографическая революция». «Демографический кризис».
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Методика проведения научных исследований в социальной сфере
Цель: формирование знаний о классификации методов научного исследования, их дифференциация и интеграция; знание теоретических основ научной организации социологических исследований, концепции социологического планирования исследований. Содержание: Методология и логика научного и социологического исследования. Основные аспекты социологической науки. Логика - это наука о мышлении, ходе умозаключений, интеллекте, внутренней законности, законах и видах мышления. Организация исследовательской работы в социальной сфере. Изучение общественного мнения по объекту и области применения исследования. Методы использования инструментов искусственного интеллекта в социальных исследованиях. Обработка данных опроса с помощью искусственного интеллекта. Использование искусственного интеллекта в научном анализе инновационных изменений на рабочих местах в социальной сфере.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовое обеспечение социальной работы
Цель: формирование теоретических знаний о социальных правах и обязанностях населения, их структурах, социальном праве и социальной законности. Содержание: Международные документы и Конституция РК. Нормативные правовые акты, регулирующие социальные права и свободы человека и гражданина. Содержание правоотношений. Объекты правоотношений в социальном обеспечении. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения. Всеобщность, комплекс и тотальность реализации социального обеспечения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Стандартизация социального обслуживания
Цель: освоение теоретических основ системы стандартизации, использование технологий в сфере социального обслуживания, формирование деловых навыков в использовании метода основных социальных показателей по данным переписи населения. Содержание: Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг. Значение квалиметрии и ее основные функции. Разработка и внедрение стандартов социального обслуживания. Институт социальных услуг и методы оценки качества и эффективности социальных услуг. Факторы, определяющие качество социальных услуг. Информационно-аналитическая деятельность мониторинга: организация, сервисное содержание. Значение супервизии в социальной работе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Стандарты и мониторинг социальных услуг
Цель: овладение методами мониторинга системы стандартизации, содержания и исследования объема услуг социальной работы. Содержание: Государственная система стандартизации в Республике Казахстан. Социальная стандартизация, ее особенности. Стандарты и руководящие принципы социального обслуживания. Стоимость жизни как социальный показатель. Минимальные социальные стандарты в сфере социальных и трудовых отношений. Минимальные стандарты в сфере образования, здравоохранения и культуры система государственных минимальных стандартов в социальном обеспечении. Анализ качества и видов оказываемых услуг, прогнозирование перспектив их развития, динамики нуждающихся в посторонней помощи.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные теории социального благополучия
Цель: формирование умения критериального анализа социального благополучия определенных групп населения с историко-культурной точки зрения на основе изучения теоретических представлений о явлении социального благополучия. Содержание: Этапы и уровни нового направления современной теории общественного благосостояния. Благосостояние народа и его уровни как наука. Социальные индикаторы, социальные нормы, безработица и современные индикаторы общественного благосостояния. Умение оценивать тенденции, динамику рынка труда, республиканские и региональные аспекты занятости.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Адвокация в социальной работе
Цель: формирование навыков защиты общественных интересов или ценностей, влияние на социально значимые проблемы или общественные представления об этих проблемах, расширение прав и возможностей уязвимых категорий граждан. Содержание: Понятие «Адвокации». История и теория адвокации. Принципы и технологии адвокатской деятельности. Формы адвокации. Принципы социальной адвокации. Этапы и субъекты адвокации. Перспективы социальной адвокации как инновационной технологии социальной работы.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная политика
Цель: изучение сущности, основных принципов и категорий социальной политики, развитие знаний о ее взаимосвязи со сферами социальной безопасности и социальной защиты населения. Содержание: Объект, субъект и категории социальной политики. Социальная структура общества. Социальные институты как структура социальных потребностей. Социально-демографические проблемы. Основные направления социальной защиты населения. Вопросы финансового и квалифицированного обеспечения специалистов по реализации социальной политики. Социальное партнерство, связанное с социальной политикой.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальное прогнозирование и проектирование
Цель: формирование научных основ проектирования и прогнозирования различных видов и типов в системе социальной работы. Содержание: Социальное прогнозирование и моделирование. Результаты прогнозирования и требования к ним. Типовая методика и возможности прогнозирования. Особенности моделирования социальных процессов. Основные недостатки процессов прогнозирования и факторы их определяющие. Социальное проектирование, его природа и сущность. Социальное проектирование и социальные инновации.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика составления социальных программ
Цель: освоение особенностей теории практических и актуальных проблем в работе социальных служб и методов построения социальных программ в управлении. Содержание: Особенности составления и организация социальных программ на современных этапах. Место социальной программы в практике социальной работы. Программы, направленные на социальную поддержку многодетных семей. Модели социальных программ, с проводимых семьями с детьми с психофизиологическими нарушениями. Опыт применения программ, направленных на социальное восстановление в социальных сферах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальное планирование
Цель: формирование системы знаний, умений и навыков о содержании и механизме планирования социальной работы на всех уровнях организационной структуры и практической реализации. Содержание: Теоретические основы социального планирования. Уровни и формы социального планирования. Описание информационных входов и результатов процесса планирования. Система показателей уровня и качества жизни населения. Технологии консультирования различных групп по вопросам планирования семьи. Аналитика в области социального развития-улучшение условий труда, повышение квалификации работников, повышение общего образования и культурного уровня населения, улучшение жилищных, культурно-бытовых и медицинских услуг.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экономические основы социальной работы
Цель: оказание помощи в освоении составных частей экономики социальной работы и принципов ее развития на современном уровне. Содержание: Экономические основы организации социального обеспечения. Социальная защита населения и ее место в государственной политике. Деятельность социальной защиты. Социальное обеспечение, его основные виды. Принципы финансирования в социальной работе. Источники финансирования социальной защиты населения. Экономическая дифференциация населения. Пути финансирования социальной защиты населения. Экономические основы формирования социальной деятельности для незащищенной социальной категории населения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы социальной работы среди сельского населения
Цель: изучение особенностей социального обслуживания обучающихся при работе с различными демографическими группами сельского населения. Содержание: Сущность социальных услуг в сельской местности. Стандарт работы социального обслуживания на селе. Выявление и оценка потребностей пожилых людей и инвалидов в предоставлении специальных услуг. Социальное обслуживание на дому в сельской местности. Пропаганда медицинского страхования среди сельских жителей. Особенности сельского образа жизни, его свойства. Технологии социальной работы на селе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная работа в здравоохранительных учреждениях
Цель: формирование у обучающихся знаний о вопросах социальной работы в учреждениях здравоохранения: сохранение репродуктивного здоровья, организация помощи инвалидам, социальная работа в психиатрии, социальная работа с людьми с различными диагнозами. Содержание: Этапы становления учения о здоровье. Влияние на здоровье медицинских, социальных, экономических природных, биологических, психологических и др. факторов. Определение, основные цели и задачи науки социальной гигиены. Роль питания в формировании здоровья. Социопатия. Важнейшие социальные заболевания и меры их профилактики.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы социальной медицины
Цель: формирование представлений о социальной медицине как науке о здоровье народа и закономерностях развития здравоохранения; формирование системы медицинских знаний и их применение в практической социальной работе с различными индивидами и группами населения. Содержание: Общественное здоровье как социальная ценность. Показатели здоровья населения. Профилактика психического стресса и коррекция его последствий. Сексуальная культура и ее воспитание. Эффективная организация труда и отдыха. Экологические проблемы в контексте социальной медицины. Важнейшие социальные заболевания и меры их профилактики. Алкоголизм или водка, его стадии и осложнения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Социально-медицинская деонтология
Цель: формирование целостного представления о профессиональном долге и ответственности в социальной работе; формирование способности и готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями долга. Содержание: Социальная медицина-взаимодействие и понятие с клинической медициной. Генетическая и социология здоровья. Проблема деонтологической подготовки социальных работников. Гуманистические позиции социальной среды. Деонтология-это наука о долге. Позиция «Не навреди».
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Социальная геронтология и гериатрия
Цель: формирование целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфический характер; раскрытие сущности и обеспечение необходимости индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов; культивирование геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей. Содержание: Роль геронтологической науки в решении проблем старости. Значение геронтологической науки в подготовке специалистов социальной работы. Этапы социальной геронтологии. Тенденция к старению. Теоретические концепции старости. Скорость старения и биологический возраст.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Теория конфликтологии
Цель: формирование представлений о сущности и природе конфликта, о стратегиях конфликта; о взаимодействии и методах управления конфликта. Содержание: Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтов. Классификация конфликта и причина возникновения. Эффективность управления конфликтами. Межличностные и межгрупповые конфликты, основные формы и пути их урегулирования. Социальная напряженность в общественном развитии. Общая теория предотвращения и разрешения конфликтов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Конфликтология в социальной работе, трудовые споры
Цель: формирование всесторонних знаний в области социальной работы в современном обществе и об основных конфликтных механизмах трудового спора и овладение путями его разрешения. Содержание: Психология переговорного процесса по разрешению конфликта. Технологии эффективного общения и рационального поведения в условиях конфликта. Принцип гласности и социальной справедливости в управлении как фактор предотвращения конфликтов. Особенности изображения конфликтной ситуации в групповом конфликте. Организационные, технические, социально-экономические и административные конфликты в организации. Технологии управления конфликтом.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Социальная работа с детьми девиантного поведения
Цель: определение причин девиантного поведения подростков, оптимальные методы и приемы профилактической работы с данной категорией детей. Содержание: Девиация. Сущность и значение предмета социальной работы с детьми девиантного поведения. Понятие и содержание аддиктивных видов девиантного поведения. Выявление детей с антиобщественным поведением. Понятие нормы и ее отклонения.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная статистика
Цель: усвоение знаний о понятии социальной статистики, ее теории и методах; формирование знаний о методах статистического исследования. Содержание: Управление и группирование статистических данных. Сущность и программа статистического контроля. Статистическое исследование социальных явлений. Динамические этапы социальной статистики. Показатели системы государственной социальной службы. Анализ показателей процессов социального и экономического развития и подведение итогов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социальная работа среди этнических групп
Цель: формирование представлений об особенностях развития многонациональной социальной среды, а также опыта разрешения межэтнических конфликтов и способностей будущих специалистов к эффективной социальной работе в мультикультурной среде. Содержание: Основы современной теории социальной культуры. Основные понятия и теории в психосоциальной, структурной и комплексной сфере. Ориентированная социальная работа. Закономерности формирования и развития полиэтнической среды. Сущность структуры и эволюции межэтнических отношений. Этнокультурные особенности взаимоотношений и взаимодействия человека и этноса. Социальные процессы, происходящие в обществе, их возможные негативные последствия, конфликтные процессы, ситуации социального риска.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Конфессиональная социальная работа
Цель: овладение навыками систематического описания конфессиональной социальной работы, овладение формами, методами взаимодействия с религиозными организациями по обеспечению социальной защиты семей и детей. Содержание: Конфессиональная социальная работа. Институционализм. Социальный институт. Религиозные учреждения. Благотворительность. Общественная премия. Концептуальные основы конфессиональной социальной работы. Взаимодействие с религиозными организациями в обеспечении социальной защиты семей и детей. Взаимодействие социальной службы и религиозных организаций, осуществляющих социальную деятельность. Правовые основы конфессиональной социальной работы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Социология воспитания
Цель: определение различных аспектов общественного развития и его результатов через понимание состояния общества. Изучение служебных связей человека с различными сферами общественной жизни. Содержание: Понятие воспитания. Социальное воспитание. Организация воспитательной работы. Планирование воспитательной работы. Методика убеждения. Основа воспитания в семье. Работа воспитателя с общественностью. Деятельность всех субъектов социального воспитания. Различные факторы социализации: социальные, психологические, педагогические.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Занятость населения и ее регулирование
Цель: выявление, классификация и оценка экономических, социальных, трудовых и образовательных факторов, влияющих на занятость населения; изменения в структуре занятости в республиканском и региональном масштабах. Содержание: Понятие занятости населения. Социальная сущность занятости населения в условиях рыночных отношений. Система социально-трудовых отношений, основанная на принципах рыночной экономики. Конституционное право человека на труд и свободу труда. Определение правовых основ состояния личности в современном обществе. Сущность занятости населения, ее социально-экономическое значение.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Кейс-менеджмент в социальной сфере
Цель: обучение эффективным методам и приемам социальной работы, в том числе освоение роли, принципов и этапов кейс-менеджмента в работе с клиентами. Содержание: понятие, история и основные принципы кейс-менеджмента в социальной работе. Структура и организационные основы системы социального обслуживания. Примеры кейс-менеджмента в социальной работе (координационный, интеграционный, интенсивный). Этапы процесса кейс-менеджмента. Области применения кейс-менеджмента в социальной работе. Практические аспекты реализации Кейс-менеджмента.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Социальная работа в адаптационных и реабилитационных центрах
Цель: формирование основ социальной деятельности для адаптации и реабилитации различных категорий лиц с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сфер в центрах социальной адаптации и реабилитации с применением технологий социальной работы. Содержание: Понятие социальной адаптации. Этапы процесса адаптации. Уровни адаптации. Проблемы и разделы социальной адаптации. Проблемы применения в стране зарубежного опыта адаптации к среде. Теоретические основы реабилитации. Реабилитационные центры и их виды. Нормативно-правовые основы социальной реабилитации. Цель и задачи реабилитации и их характеристика. Социально-медицинские реабилитационные центры. Особенности социально-психологической и социально-педагогической реабилитации. Значение социально-культурной и социально-экономической реабилитации.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Пенсионное обеспечение
Цель: анализ пенсионных прав и обязанностей людей; формирование знаний о видах пенсий, путях назначения, пенсионных реформах в стране. Содержание: Введение в дисциплину «пенсионное обеспечение». История пенсионного обеспечения РК. Пенсионный вопрос и его место в обществе. Пенсии, общая характеристика, виды, порядок назначения: трудовые пенсии. Социальные пенсии. Общие правила выплаты пенсионных выплат. Сущность и значение системы пенсионного обеспечения. Законы РК, связанные с пенсионным обеспечением.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория и методика инклюзивного взаимодействия
Цель: ознакомление с основными теоретическими и технологическими способами организации обучения и общения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержание: Понятие, категории личности с ограниченными возможностями. Социализация и социальная адаптация. Компоненты готовности оказать помощь. Специальная поддержка коррекционно – педагогических и социальных нужд личности. Социально-политический контекст инклюзивного образования детей. Тенденции инклюзивного обучения в образовательных учреждениях.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Социальная работа в государственных учреждениях
Цель: формирование знаний, квалификации и навыков по организации и осуществлению социальной работы в государственных учреждениях с использованием традиционных и инновационных технологий. Содержание: Система государственного регулирования социальной сферы. Направления основных понятий социальной сферы. Методы государственного регулирования реализации социальной политики. Источники финансирования социальной сферы. Отраслевые особенности регулирования социальной работы. Социальная помощь, социальные услуги, социальное страхование и здравоохранение.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Социальная деятельность в социальной работе
Цель: формирование знаний об организации социального обслуживания населения, основных методах и технологиях, направленных на оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг. Содержание: Понятие социальной деятельности. Оказание услуг, ее отражение в социальной работе. Типология социального функционирования. Бытие служения, его группировка, рынок социальных услуг. Оказание специальных социальных услуг, их группировка. Практика социального обслуживания лиц, оказавшихся в трудной ситуации. Оказание специальных социальных услуг в системе работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Патронат и социальная работа с патронатными семьями
Цель: формирование международного опыта патронатного воспитания и навыков применения мировых технологий в практике социально–патронатной работы в РК. Содержание: Понятие патроната. Особенности приемных семей. Права детей-сирот, государственные социальные пособия на них. Вопросы воспитания ребенка в Конвенции ООН. Понятие опеки и попечительства. Понятие, история патронатного воспитания. Патронат – как форма устройства детей-сирот в семью.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Cоциальная работа в пенитенциарных учреждениях
Цель: формирование основ профессиональной компетентности в области социальной работы в пенитенциарных учреждениях, приобретение умения выбирать, развивать и эффективно реализовывать технологии социальной работы, направленные на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты. Содержание: Социальная работа с осужденными разных категорий. Перевоспитание в пенитенциарных учреждениях. Средства коррекции и ресоциализации осужденных. Правовая база, обеспечивающая основы отбывания осужденными наказания в уголовно-исполнительной системе. Снижение процента рецидивов. Социальная защита осужденных и оказание им социальной помощи. Обеспечение трудовых и бытовых условий лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Способен свободно коммуницировать на государственном, русском и иностранных языках в социуме и профессиональной среде, понимая принципы и культуру академического письма и честности.
- Демонстрирует социально-культурное, профессиональное развитие на основе формирования мировоззренческой, гражданской, духовной, социальной ответственности и порядочности, методов научного и экспериментального исследования.
- Обладает информационной грамотностью и цифровыми навыками, использованием инструментов искусственного интеллекта; умением обобщать, анализировать и воспринимать информацию, постановки цели и выбора путей ее достижения.
- Способен использовать методы и технологий социальной работы, обладая практическими навыками управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на благосостояния различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и социальных кризисных ситуациях.
- Проводит оценку и может определить потребность в социальной помощи и услугах, осуществляя действия по прогнозированию и профилактике социальных рисков.
- Проводит мониторинг, составляет план работы и социальное сопровождение оказавшихся в трудной жизненной ситуации клиентов и осуществляет вмешательство для достижения практических целей.
- Способен предоставлять социальные услуги и защиту, проводя оценку нужд и потребностей социальных услуг клиентов, основываясь на законодательных и других нормативных правовых актах.
- Способен использовать маркетинговые технологий с целью формирования и развития рынка социальных услуг, привлечения внимания к социальным проблемам, формирования позитивного имиджа социальной работы и реализующих ее специалистов.
- Демонстрирует навыки самосовершенствования и ведения здорового образа жизни, умение работать в команде, взаимодействие со специалистами органов и организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, организаций, уполномоченных работать с лицом (семьей), находящимся в трудной жизненной ситуации.
- Способен проводить тренинги, направленные на решение социальных проблем с инициативными группами, группами само- и взаимопомощи, применяя научно-педагогические и социальные знания в социально-практической и образовательной деятельности.