Инновационная образовательная программа

7M07163 Технология минеральных солей и агрохимия в ЮКГУ им. М. Ауезова

Дисциплины

  • История и философия науки

    Цель: Изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в социокультурном контексте. Содержание: Выявление специфики и взаимосвязи основных проблем истории и философии науки. Изучение закономерностей развития науки и структуры научного знания, методов научных исследований. Знание основных концепций и направлений неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Анализ реалий современной теории и практики на основе осмысления методологии естественноннаучного, социогуманитарного и технического знаний. Критическое мышление как предпосылка развития и функционирования современного общества. Технологии развития критического мышления: рассмотрение и изучение логики аргументов. Формирование критического рефлексивного мышления и метакогнитивных способностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Методы агрохимических исследований

    Цель: Изучение закономерностей миграции химических элементов в системе почва-растение-удобрение. Содержание: Аналитические методы исследования растений и почвы. Планирование и организация полевого опыта и применение его результатов для расчета коэффициента использования питательных веществ почв и удобрений. Принципы составления многофакторных полевых опытов, пути сокращения многовариантных схем. Формирование навыков анализа, используемых в агрохимических исследованиях, математической обработке результатов исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Инновационные технологии в агрохимии

    Цель: Изучение основных направлений развития инноваций в области агрохимии и почвоведения. Содержание: Методы определения потребности растений в макро- и микроэлементах и влияние условий питания на обмен веществ в растении. Формирование навыков расчета и оптимизации доз удобрений, дифференцированного внесения химических препаратов с применением цифровых технологий. Методологические подходы к моделированию и проектированию агроэкосистем, оптимизации почвенных условий, воспроизводству плодородия почв и систему добрения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель: Системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Содержание: Уровни В2, С1 представлены в виде прагма-профессиональной направленности для профессиональных и академических целей на продвинутом уровне: научно-информационная база, интерпретация научной информации, аргументация, убеждения, научная полемика, академическое письмо. Использование инновационных методов и технологий, привлечение современных средств (Интернет-ресурсов). Демонстрация знания языкового материала в любой смежной дисциплине.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Психология управления

    Цель: Овладение знаниями в области психологического менеджмента и развитие навыков управления человеческими ресурсами организации. Содержание: Развитие психологических теорий управления. Психологическая характеристика персонала. Психология мотивации работников. Технологии управления человеческими ресурсами организации. Психологическое обеспечение кадровой политики организации. Психология конфликта в организации. Технологии предупреждения профессиональной деформации личности. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки цифровых методов подготовки руководителей, управленческого консультирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика и психология высшей школы

    Цель: формирование у магистрантов навыков планирования и организации образовательно-научного процесса на основе принципов студентоориентированного обучения и оценивания, экстраполирования в учебный процесс инновационных (в т.ч. цифровых) и практикоориентированных методов и технологий обучения, подготовка их к академической и научно-методической деятельности в ОВПО. Содержание: Педагогика высшей школы как наука и учебная дисциплина. Методология педагогики высшей школы. Современные мировые тенденции развития высшего образования. История, современное состояние и перспективы развития высшего образования в Казахстане. Дидактика высшей школы. Студентоориентированное обучение и оценивание в ОВПО, его закономерности и принципы. Содержание образования в ОВПО. Инновационные педагогические технологии, формы и методы обучения в ОВПО. Концепции, стратегии, механизмы продвижения глобальных и национальных ценностей в студенческой среде и в социуме. Управление ОВПО. Поддержка и развитие образовательной среды и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Проектирование химических производств

    Цель: Формирование компетенций в области проектирования химических производств, анализа современных технологических схем и технико-экономического обоснования производства. Содержание: Организация проектирования химических производств. Проектно-сметная документация. Исходные данные, стадии проектирования оборудования и предприятий по производству фосфора, аммиака, неорганических кислот, солей и минеральных удобрений. Системы автоматизированного проектирования. Разработка технологической схемы производства. Расчет материального и теплового балансов процессов. Технологический и механический расчет основного и вспомогательного оборудования химических производств.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Математическое планирование и обработка результатов эксперимента

    Цель: Формирование навыков самостоятельного планирования эксперимента и моделирования его результатов. Содержание: Этапы планирования и проведения научных исследований, углубление знаний особенностей проведения научного эксперимента с целью прогнозирования, поиска оптимальных решений и режимов функционального управления исследуемым объектом. Формирование навыков, позволяющих самостоятельно провести компьютерное моделирование исследуемого объекта, сформировать целевую функцию и с помощью методов адаптивного управления провести многокритериальную оптимизацию объекта экспериментального исследования. Построение 3D диаграмм рассеяния с помощью искусственного интеллекта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Статистические методы обработки научных данных

    Цель: Формирование навыков самостоятельного выполнения расчета статистических показателей процесса и вывода уравнений регрессии. Содержание: Основные понятия теории вероятности, статистические методы анализа экспериментальных данных, числовые характеристики случайной величины, основные стандартные распределения случайной величины. Обучение дисперсионному, корреляционному и регрессионному анализу, анализу временных рядов. Однофакторный, криволинейный и многофакторный коэффициент корреляции. Овладение навыками самостоятельной обработки экспериментальных данных с применением математических статистических программ и баз данных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Методы исследования неорганических соединений

    Цель: Овладение методами исследования неорганических соединений Содержание: Теоретические и экспериментальные методы исследования, этапы планирования и выполнения исследований неорганических соединений индивидуально и в команде; методология анализа научной информации в электронных базах данных, формулирование задачи научного исследования. Овладение методологией эксперимента, методами и средствами измерений, методами обработки результатов измерений и наблюдений. Применение искусственного интеллекта в анализе литературных данных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Графический анализ процессов в многокомпонентных системах

    Цель: Овладение методами графических расчетов фазовых превращений в многокомпонентных водно-солевых системах по диаграммам растворимости. Содержание: Применение графического анализа многокомпонентных систем в технологических расчетах производств неорганических солей для выбора оптимальных условий переработки минерального сырья. Формирование навыков расчета процессов испарения, растворения и кристаллизации на основе фазовых равновесий в трех- и четырехкомпонентных системах с помощью диаграмм растворимости. Составление материального баланса процессов, определение выхода продукта и технологического режима производства минеральных удобрений. Применение знаний и умений в междисциплинарных научных исследованиях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Углубленное изучение фазовых равновесий в многокомпонентных системах

    Цель: Приобретение навыков исследования процессов растворения и кристаллизации минеральных солей на основе фазовых равновесий в многокомпонентных системах. Содержание: Кинетические закономерности и методы ускорения процессов растворения и кристаллизации из растворов, методы получения крупных кристаллов и очистки от примесей. Применение диаграмм растворимости многокомпонентных систем для расчета выхода продукта и определения технологического режима производства минеральных удобрений. Применение навыков расчетов в научном исследовании.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Перспективные технологии кальцинированной соды

    Цель: Формирование навыков выбора оптимального технологического режима современного производства кальцинированной соды. Содержание: Особенности современного производства кальцинированной соды методом Сольве: обоснование необходимости очистки сырого рассола, перспективные схемы работы абсорбционной колонны, обоснование температурно-концентрационного режима карбонизации аммонизированного рассола, оптимальный режим кальцинации бикарбоната натрия. Формирование навыков решения проблемных вопросов регенерации аммиака, утилизации дистиллерной жидкости, выполнения технологических расчетов производства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Инновационные технологии усвояемых фосфатов и нитратов

    Цель: Формирование навыков анализа технологий усвояемых фосфатов и нитратов и принятия практических решений по совершенствованию технологических процессов. Содержание: Углубление знаний особенностей разложения некондиционного фосфатного сырья кислотой, современных методов производства аммофоса, дикальцийфосфата, аммонизированного двойного суперфосфата, аммиачной селитры, нитрата калия и сульфата аммония. Обоснование выбора рациональной технологической схемы. Формирование навыков расчета процессов получения азотных и фосфорных удобрений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Оптимизация минерального питания растений

    Цель: Изучение влияния состава и свойств почвы на режим питания растений, условия внесения удобрений. Содержание: Взаимосвязь вида минерального удобрения и содержания в нем питательных компонентов и эффективность применения удобрения на различных типах почв. Формирование навыков анализа содержания элементов питания в почве, использования результатов анализа в научных исследованиях и формулирования обоснованных выводов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Цифровизация сельского хозяйства

    Цель: Изучение этапов перехода к технологиям цифровизации сельского хозяйства. Содержание: Сбор информации, проведение агрохимобследования земель, разработка систем планирования и управления, автоматизации и роботизации производства, внедрения Smart технологий для обеспечения эффективного информационного обмена между участниками сети. Переход к точечному земледелию. Формирование навыков анализа повышения эффективности бизнес-процессов и повышения урожайности культур при внедрении цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Энергоэффективные технологии минеральных кислот

    Цель: Формирование знаний и умений в области современных энергосберегающих технологий минеральных кислот. Содержание: Перспективы развития энерготехнологических и ресурсосберегающих схем производств серной, азотной, соляной, экстракционной и термической фосфорных кислот, синтетического аммиака. Углубление знаний о методах утилизации тепла химических реакций, применении интенсивных энергохимических агрегатов, рациональном аппаратурном оформлении процессов. Организация эффективного управления технологическим процессом, формирование навыков принятия оперативных решений в энергоэффективных производствах и выполнения технологических расчетов энергосбережения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Современные технологии переработки минерального сырья

    Цель: Формирование фундаментальных знаний в области современных технологий переработки минерального сырья и техногенных отходов. Содержание: Особенности современных технологий химической, электротермической и экстракционной переработки минерального сырья с использованием техногенных отходов. Актуальность проблемы комплексного использования минерального сырья; новые технологии обогащения полезных ископаемых. Выбор оптимального технологического режима производства, показатели процессов переработки. Расчет эффективности химико-технологических процессов с применением программ математического моделирования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Современные технологии тукосмешения

    Цель: Изучение новых способов получения сложно-смешанных удобрений под сельскохозяйственные культуры различного назначения. Содержание: Инновационные технологии удобрительных смесей с вводом микроэлементов, сбалансированных и несбалансированных NPK-удобрений по фосфорно-кислотной технологии, новых композиций тукосмесей для почв различных типов. Определение совместимости компонентов тукосмесей при хранении и использовании смешанных удобрений и проведению испытаний.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Перспективные технологии сложных минеральных удобрений

    Цель: Изучение научных основ тукосмешения и получения сложных и сложно-смешанных минеральных удобрений. Содержание: Углубление знаний новых способов получения сложных и сложно-смешанных минеральных удобрений из бедного фосфатного сырья, разработки новых композиций тукосмесей, особенностей производства сложных удобрений пролонгированного действия с использованием техногенных отходов с микроэлементами. Организация оперативно-диспетчерского управления производств NP, NPK и РК-удобрений и тукосмесей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Агроэкологическая оценка почв

    Цель: Изучение почвенно-агроклиматических ресурсов экосистем. Содержание: Уровень потенциальной биопродуктивности как фактор выбора оптимального использования почв, критерии экологической оценки и снижения плодородия как фактор деградации почв. Технология снижения загрязнения сельскохозяйственной продукции, экологические риски мелиорации. Формирование навыков расчета затрат на рекультивацию, экологической оценки взаимодействия удобрений и мелиорантов с почвой на основе бонитировки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инновационные технологии кормовых солей

    Цель: Формирование знаний и умений в области современных технологий кормовых солей. Содержание: Углубление знаний о новых экономичных способах производства кормовых минеральных продуктов, требованиях стандартов к составу. Выбор оптимальных технологических режимов производств конденсированных и термических обесфторенных фосфатов, кормовых монокальцийфосфата, преципитата, диаммонийфосфата, динатрийфосфата. Управление процессом получения кормовых фосфатов из разных видов сырья. Анализ результатов расчета показателей получения кормовых солей на основе диаграмм растворимости.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Исследование термодинамики и кинетики технологических процессов

    Цель: Формирование способности рассчитывать и анализировать термодинамические и кинетические закономерности химико-технологических процессов Содержание: Теоретические основы химической кинетики, различные способы расчета константы скорости, энергии активации и порядка реакции для определения области протекания технологического процесса. Выбор различных моделей для кинетического анализа различных типов процессов в различных условиях протекания. Анализ термодинамической вероятности протекания химических процессов при различных технологических параметрах. Привитие навыков расчета изобарно-изотермического потенциала, константы равновесия и равновесного выхода продукта для определения оптимального технологического режима.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Ресурсосберегающие технологии переработки техногенных отходов

    Цель: Формирование представлений о современных способах переработки и утилизации техногенных отходов и организации безотходной технологии. Содержание: Направления создания ресурсосберегающей безотходной и малоотходной технологии минеральных удобрений, методы хранения и уничтожения отходов химических предприятий, комплексная технология переработки отходов производств фосфора, экстракционной фосфорной кислоты и фосфорных удобрений. Освоение методов утилизации твердых техногенных отходов, очистки сточных вод, газообразных выбросов производств минеральных удобрений и методов их регенерации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные конструкционные материалы в химической технологии

    Цель: Изучение характеристик и методов защиты современных конструкционных материалов от коррозии. Содержание: Перспективные конструкционные материалы, применяемые в производстве минеральных солей, их коррозийная стойкость, современные представления о закономерностях и механизмах разрушения конструкционных материалов в технологии неорганических соединений, металлических и неметаллических защитных покрытий. Новые методы защиты оборудования от коррозии, применение электрохимической катодной и анодной защиты, ингибиторов коррозии при выполнении научных исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Химическая технология реактивных кислот и солей

    Цель: Изучение научных основ и технологических режимов производства реактивных кислот и солей. Содержание: Методы получения высокочистых веществ, современные технологические схемы производства реактивных кислот и солей. Влияние загрязнений на процессы глубокой очистки веществ. Пути модернизации производств реактивной фосфорной кислоты марок «ч», «чда» и «хч». Методы получения солей пищевой и реактивной квалификации. Анализ расчета основных стадий и обоснование оптимальных условий производства.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Управление экологическими рисками

    Цель: Изучение путей решения экологических проблем в химической инженерии и оценки экологической безопасности химических производств. Содержание: Формирование навыков оценки степени влияния факторов на величину экологического риска, методов анализа техногенного риска, снижения степени риска, структуры и величины возможного ущерба. Приобретение навыков расчета ущерба от загрязнения окружающей среды промышленными отходами производств неорганических соединений, экономического ущерба от техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоинформационные технологии

    Цель: Формирование знаний, умений и навыков по использованию геоинформационных систем в агрохимии и почвоведении, комплексному мониторингу плодородия почв и созданию агрохимических картограмм. Содержание: Агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий. Почвенная диагностика питания растений. Методы определения содержания в почве усвояемых форм фосфора, азота, калия, рН и засоленности почвы. Группировка почв по содержанию элементов питания. Установка доз удобрений по результатам почвенной диагностики. Создание почвенных карт. Составление агрохимических картограмм полей. Навыки работы с информационными массивами данных, статистическая обработка результатов оценки состояния почв.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Систематизировать и критически анализировать научно-техническую информацию с применением знаний иностранного языка и результаты исследований с привлечением информационных ресурсов, математической обработки экспериментальных данных и с применением искусственного интеллекта.
  • Анализировать мировоззренческие и методологические проблемы, в т.ч. междисциплинарного характера, на основе положений философии науки и методологии научных исследований.
  • Эффективно управлять командой с применением психолого-педагогических технологий и современных методик преподавания в высшей школе, проявляя лидерские качества, творческий подход и критическое мышление.
  • Принимать оперативные управленческие и технические решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно управляя производственным процессом получения и применения минеральных удобрений, кормовых солей и средств защиты растений.
  • Обосновывать оптимальный технологический режим производства минеральных солей на основе закономерностей химико-технологических процессов для получения продукции высокого качества.
  • Предлагать эффективные системы минеральных удобрений в зависимости от степени обеспеченности почвы питательными элементами.
  • Решать современные научные и практические проблемы на стыке наук, оценивая и доказывая результаты научных исследований в отечественных и международных научных трудах с учетом принципов научной этики.
  • Решать проблемы рационального применения удобрений в различных системах земледелия с учетом агротехнических приемов, почвенно-климатических условий и биологических особенностей культур в рамках программы автоматизации и цифровизации сельского хозяйства.
  • Интегрировать и развивать исследовательские, предпринимательские навыки и навыки работы в условиях неопределенности для анализа проблем в междисциплинарных родственных областях знаний и непрерывного личностного развития.
Top