7M05220 География в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных магистров, обладающих углубленными научными и педагогическими знаниями, способных планировать и выполнять научно-педагогическую и производственную деятельность в различных отраслях географии
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M084 География
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
Дисциплины
-
История и философия науки
Цель дисциплины: Изучение проблематики феномена науки как предмета специального философского анализа, закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в социокультурном контексте. Содержание: Выявление специфики и взаимосвязи основных проблем истории и философии науки. Изучение закономерностей развития науки и структуры научного знания, методов научных исследований. Знание основных концепций и направлений неклассического и постнеклассического этапа развития науки. Анализ реалий современной теории и практики на основе осмысления методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знаний. Критическое мышление как предпосылка развития и функционирования современного общества.Технологии развития критического мышления: рассмотрение и изучение логики аргументов. Формирование критического рефлексивного мышления и метакогнитивных способностей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психология управления
Цель дисциплины: Овладение знаниями в области психологического менеджмента и развитие навыков управления человеческими ресурсами организации. Содержание: Развитие психологических теорий управления. Психологическая характеристика персонала. Психология мотивации работников. Технологии управления человеческими ресурсами организации. Психологическое обеспечение кадровой политики организации. Психология конфликта в организации. Технологии предупреждения профессиональной деформации личности. Практическая реализация в форме создания диагностического инструментария, разработки цифровых методов подготовки руководителей, управленческого консультирования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Водные ресурсы и водная безопасность Казахстана
Цель дисциплины: формирование знаний о водных ресурсах Казахстана и методах прогнозирования водной безопасности и определения защитных мер. Содержание: Водные ресурсы Республики Казахстан: распределение и уровневые особенности рек, озер, ледников и подземных вод. Зависимость запасов воды от климатических факторов, соотношения тепла и влаги, поступающей на поверхность Земли. Представления о современных тенденциях использования водных ресурсов Казахстана. Современные нормативно-правовые базы в области водопользования и охраны. Решение практических задач по эффективному использованию водных ресурсов. Методы качественной и количественной оценки экологического состояния водного ресурса. Методы прогнозирования и моделирования использования водного ресурса. Профилактические меры и методы защиты
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Политическая география и глобализация современного мира
Цель дисциплины: формирование знаний политической географии и основных проблемах развития геополитических процессов современного мира. Содержание: проблемы глобализации современного мира и формы структуры политической географии. Политическая география и основные проблемы развития геополитических процессов. Геополитические и географические аспекты экономической интеграции. Международные и внешнеэкономические отношения в современной политике. Движущие силы глобализации, политико-географическое «измерение» глобальных проблем.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика и психология высшей школы
Цель: Формирование основ профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза, общепедагогических компетенций, ознакомление магистрантов с теоретико-методологическими основами педагогики высшей школы. Содержание: Современные парадигмы высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная компетентность преподавателя вуза. Организация учебного процесса на основе кредитной технологии обучения в вузе. Современные образовательные технологии, методы и формы планирования, обучения и управления в вузе; методическое обеспечение вузовских дисциплин. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Концепции, стратегии, механизмы продвижения глобальных и национальных ценностей в молодежной среде и в социуме.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Водные ресурсы и водная безопасность Центральной Азии
Цель дисциплины: Формирование знаний о водных ресурсах Центральной Азии и овладение определением методов прогнозирования и мер защиты межгосударственной водной безопасности. Содержание: Географическое распределение и уровневые особенности водных ресурсов Центральной Азии. Представления о современных тенденциях использования водных ресурсов Центральной Азии. Современные нормативно-правовые базы и соглашения в области межгосударственного использования и охраны воды. Решение практических задач по эффективному использованию трансграничных водных ресурсов. Методы качественной и количественной оценки экологического состояния водного ресурса. Методы прогнозирования и моделирования использования водного ресурса. Профилактические меры и методы защиты.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методика преподавания профильных дисциплин
Цель дисциплины: Формирование профессионально-педагогической компетентности и методической подготовки магистрантов к будущей педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях. Содержание: Особенности построения целей, содержания, применение современных методов, методологий и организационных форм обучения профильных дисциплин. Методика организации и проведения занятий на основе искусственного интеллекта. Разработка программ курса, методической обеспеченности профильных дисциплин. Методика применения искусственного интеллекта в организации и проведении контроля и качества обучения по специальным дисциплинам, проводимым в ВУЗе. Внедрение новых методов в области прогнозирования природных явлений и закономерностей, анализа данных и картографии на основе искусственного интеллекта в преподавании профессиональных дисциплин.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: Системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Содержание: Уровни В2, С1 представлены в виде прагма-профессиональной направленности для профессиональных и академических целей на продвинутом уровне: научно-информационная база, интерпретация научной информации, аргументация, убеждения, научная полемика, академическое письмо. Использование инновационных методов и технологий, привлечение современных средств, Интернет-ресурсов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Геодинамические процессы и природные катастрофы
Цель дисциплины: формирование у магистрантов знаний о геодинамических процессов, методов прогнозирования, моделирования их последствий и определение защитных мер. Содержание: Геодинамические процессы и их последствия. Методы прогнозирования и моделирования геодинамических процессов. Превентивные защитные мероприятия и способы защиты. Природные катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Глобальные угрозы и чрезвычайные ситуации на Земле. Агроклиматические опасности и риски. Методы определения интенсивности различных опасных процессов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Планирование и организация научных исследований
Цель дисциплины: развитие навыков разработки, реализации и предоставление результатов научных исследований. Содержание: Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные. Сущность научных исследований. Формы и методы исследования: экспериментальные, методические, описательные, экспериментально-аналитические, теоретические и эмпирические уровни исследования. Планирование, организация и реализация научно-исследовательской работы. Этапы проведения научных исследований и их обработка. Представление научных результатов, публикации и защита.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Рекреационные ресурсы и география туризма РК
Цель дисциплины: формирование знаний о освоении и рациональном использовании рекреационных ресурсов и перспективах развития туризма РК. Содержание: Рекреационные ресурсы РК и потенциал. Уровень освоенности рекреационных ресурсов и методы рационального использования. Экономическое значение аспектов развития туризма. Возможности перспективы развития туризма, привлечение инвестиции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Изменение климата и современные проблемы опустынивания
Цель дисциплины: освоение теоретических знаний о современных проблемах опустынивания в связи с изменениями климата. Содержание: Выявление и анализ проблем глобального потепления и изменения климата на основе искусственного интеллекта. Анализ загрязнения окружающей среды с помощью искусственного интеллекта. Деградация ландшафтов разных экологических зонах. Анализ проблемы опустынивания, темпы опустынивания под влиянием природных и антропогенных факторов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Научно-теоретические основы изучения сакральной географии Туркестанской области
Цель дисциплины: проведение исследования на основе определения научно-теоретических основ географии сакральных мест Туркестанской области и проведение экспертизы уровня изучения. Содержание: сакральные места Туркестанской области. Программа «Рухани жаңғыру: Болашаққа бағдар» и Сакральная география области. Значение географии священных мест в образовании и воспитании. Научно-теоретические основы изучения сакральных мест. Святые места как средство формирования национальной идентичности государства. Научное определение статуса сакральных мест Туркестанской области на международном, национальном и местном уровнях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Управление научными проектами
Цель дисциплины: развитие навыков планирования организации и реализация научно-исследовательских проектов. Содержание: Базовые понятия управления проектами: управление проектами, успех проекта. Стандарты управления проектами: национальные и международные. Организационные структуры управления проектами. Функциональная, проектно-ориентированная и смешанная струк туры. Оценка эффективности проектов. Планирование проекта. Управление стоимостью проекта. Контроль и регулирование проекта. Завершение проекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Использование ГИС в географических исследований
Цель дисциплины: предоставление знаний о методах и методологии использования ГИС в географических исследований. Содержание: Теоретические основы ГИС. Значение использования ГИС в географических исследованиях. Анализ данных из ГИС-систем с помощью искусственного интеллекта. Методы географического исследования природных и природно-антропогенных систем. Программы ГИС: Линейка MosMap-GIS, Spatial Manager, ActiveMap GS, GIS 6 Web Edition, GisMapServer, GM Tool Kit, IndorCAD/River, MapInfo MapX. Проведение дистанционного зондирования и виртуальных исследований на основе искусственного интеллекта.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Эрозия и деградация почв
Цель дисциплины: формирование знаний о возникновения эрозионных и деградационных процессов и пути их восстановления. Содержание: Характерные особенности зрозии и деградации. Процессы эрозионной деградации почв, причина их возникновения и развития. Мероприятия по охране почв, основные методы исследования. Теоретические основы эрозионно-аккумулятивных процессов. Экологические и экономические аспекты охраны почв от эрозии и дефляции. Решение практических задач по экологически сбалансированному использованию эродированных и эрозионноопасных земель.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Теория и практика географических исследований
Цель дисциплины: формирование теоретических основ и практических навыков в проведении и организации географических исследованях. Содержание. Теория и практика научных исследований. Методы географических исследований природных и природно-антропогенных систем. Общие понятия о методах изучения природной среды и общества. Виды исследования: прикладные, фундаментальные, инновационные.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Современные геоэкономические и геополитические процессы
Цель дисциплины: Формирование знаний о современных геополитических и геоэкономических процессов. Содержание: Геоэкономические ресурсы и их основные компоненты. Теоретические основы геоэкономики. Геоэкономический каркас мировой экономики. Мировая валютная система. Международные отношения и организации. Геополитические процессы в современном мире. Взаимосвязь геополитических и геоэкономических процессов при переходе к многополярной мировой структуре.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Актуальные проблемы экономической, социальной и политической географии
Цель дисциплины: предоставление знании о современных и актуальных проблемах экономической, социальной и политической географии. Содержание: Социально-экономические и политические проблемы развития макрорегионов и отдельных стран. Актуальные общемировые проблемы социально-экономического и политического развития. Анализ общей географической картины мира, основные проблемы мирового и регионального развития.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теоретические и методологические проблемы географии
Цель дисциплины: рассмотрение актуальных проблем современной географии и перспективные направления развития. Содержание: Философские и методологические проблемы географических наук. Теоретическое представление о географии как целостной системе взаимосвязанных естественных и общественных дисциплин. Современные методологические основы и проблемы географической науки. Подходы к решению проблемы теоретизаций географии: деятельностный, модельный, кибернетический, системный, геоситуационный подходы, концепция теоретической географии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основы экологии и охраны природы
Цель дисциплины: формирование знании об экологических проблемах, охрана природы и эффективные пути их решения. Содержание: Глобальные проблемы охраны природной среды (сохранение биоразнообразия, изменение природных ландшафтов, урбано-демографические проблемы, антропогенное изменение климата, проблемы загрязнения). Научные теории, географические и социальные концепции. Инновационные технологии, проблем охраны природы. Соединение теории и практики в области охраны окружающей среды. Фундаментальные экологические проблемы охраны природы. Нормативные документы экологических и природоохранных вопросов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Геоэкологический мониторинг окружающей среды
Цель дисциплины: рассмотрение основных тенденций развития современного геоэкологического мониторинга, в решении проблемы окружающей среды. Содержание: Географические проблемы управления и прогнозирования окружающей среды. Территориальные проблемы управления ресурсами и регионом. Экологические проблемы постиндустриального мира. Глобальные проблемы современного этапа развития мировой цивилизации. Концепция устойчивого развития современного мира. Особенности и устойчивое региональное развитие регионального управления.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Информационно-картографическое моделирование
Цель предмета: формирование теоретических основ информационно-картографических моделей и моделирования. Содержание: Теоретические основы информационно-картографического моделирования. Основные понятия и этапы моделирования. Классификация информационно-картографических моделей. Математические методы построения моделей взаимосвязи и структуры явлений. Расчет направления движения и применение к моделям пространственного размещения объектов. Исследование моделей динамики явлений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Новые концепции развития географического образования
Цель дисциплины: предоставление знании о новых реформах образования и сравнение передовых образовательных реформ. Содержание: современные реформы и концепции образования. Исследование передовых реформ иностранных государств в улучшении образования (Сингапур, Швеция, Великобритания и др). Способы анализа, сравнения и внедрения передового опыта в исследовательскую работу.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Географичеcкая наука в контексте устойчивого развития
Цель дисциплины: формирование современных географических представлений в контексте устойчивого развития. Содержание: Природное и культурное наследие как фундаментальная географическая категория. Современная география и контекст устойчивого развития. Условие для устойчивого, экологически сбалансированного развития. Глобальные проблемы в рамках концепции устойчивого развития географической науки. Концепция устойчивого развития и связь географической науки.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
История и методология современной геоморфологии
Цель дисциплины: представление объективных знании геоморфологии и современные направления его развития. Содержание: Методологические принципы изучения и классификации рельефа. Основоположники геоморфологических исследовании. Особенности истории формирования современного рельефа. Особенности рельефа ранга морфоскульптуры. Пространственно-временной анализ в геоморфологии. Современные направления, системный анализ, прогноз.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные проблемы гляциологии
Цель предмета: формирование знаний об основных процессах гляциологии и пространственно-временные изменения ледников в современный период. Содержание: Закономерности образования и свойства льдов. Классификации природных льдов. Типы льдообразования. Криогенное строение сезонно- и вечномерзлых грунтов. Криогенный рельеф. Пространственные закономерности криолитозоны. Колебания ледников. Современные проблемы глобальной и региональной гляциологии. Гляциологическое районирование.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Анализировать мировоззренческие и методологические проблемы в области естественных наук, различных фактов и явлений на основе единого системного научного мировоззрения с использованием положений и категорий философии науки.
- Демонстрировать владение иностранным языком в межличностном общении и профессиональной деятельности.
- Оценивать развития и формирования персонала в организации, владеть социально-психологическими технологиями управления массовым поведением.
- Применять эффективные методики преподавания и искусственного интеллекта в области географии, критически оценивать научную организацию труда педагога высшей школы.
- Применять исследовательскую деятельность географической направленности для решения региональных и глобальных геоэкологических проблем с применением физико-географических методов.
- Применять искусственного интеллекта и экологических экспертиз при проведении анализа, географических исследований и экспертизы природных, природно-антропогенных, социально-экономических и территориально-производственных систем на региональном и глобальном уровнях.
- Аргументированно обосновать и решать современные проблемы географических исследований,формирующих разнообразие природных и техногенных процессов.
- Владеть и применять методами географического познания и технологиями планирования решения фундаментальных профессиональных задач в сфере научных географических исследований, обосновывать результаты исследований.