7M03103 Социальные и гендерные исследования в КазНЖПУ, QYZPU
-
Цель образовательной программы Подготовка магистров, обладающих междисциплинарными знаниями и способных анализировать гендерные и социальные процессы, разрабатывать эффективные стратегии достижения равенства и справедливости, а также применять эти знания в научной, образовательной и общественной деятельности на международном уровне.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M061 Социология
-
Область образования 7M03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 7M031 Социальные науки
Дисциплины
-
Дизайн исследования и этические нормы
Магистранты изучат различные аспекты исследовательского дизайна, включая формулирование исследовательских вопросов, выбор методологии, разработку инструментов сбора данных и планирование процедур анализа данных. Кроме того, особое внимание в курсе уделяется этическим нормам и стандартам, регулирующим проведение исследований в области образования, таким как конфиденциальность данных, права и благополучие участников исследования. Обучение включает практическое применение полученных знаний для проектирования и реализации научных проектов, обеспечивая тем самым формирование у магистрантов необходимых навыков для проведения высококачественных и этически обоснованных исследований в сфере образования.
Кредитов - 6
-
Гендер, СМИ и культура в глобальном контексте
Изучается с целью формирования знаний о ключевых понятиях и подходах в области гендера, медиа и культуры (например, теория репрезентации, постколониальный феминизм), а также развития профессиональных и исследовательских навыков магистрантов. Содержание охватывает роль СМИ в формировании социальных ролей (стереотипы маскулинности/фемининности), влияние глобализации (миграция, транснациональные медиа) и цифровизации (социальные сети) на гендерное восприятие. Практические задания включают сравнительный анализ медиаконтента (кино, реклама), оценку гендерной чувствительности государственных программ, разработку рекомендаций для НПО и проектов по деконструкции гендерных стереотипов. Результатом обучения является умение критически оценивать медиатексты, предлагать стратегии для инклюзивной коммуникации и применять гендерный подход в международных культурных проектах.
Кредитов - 5
-
Насилие против женщин и участие женщин в мирных процессах
Изучается с целью формирования навыков анализа гендерного насилия (включая домашнее, структурное и конфликт-связанное насилие) и миротворческих стратегий, а также знаний о ключевых концепциях (феминистская теория насилия, интерсекциональный подход). Содержание охватывает изучение причин насилия (патриархальные нормы, экономическая зависимость), роль женщин в мирных переговорах (резолюция 1325 ООН, постконфликтное восстановление) и механизмы интеграции гендерного подхода в миротворческие инициативы. Практические задания включают анализ кейсов (например, ситуации в Украине или Йемене), разработку проектов по защите прав жертв насилия, моделирование переговорных процессов с учетом гендерной чувствительности. Результатом обучения является умение разрабатывать программы для укрепления безопасности (создание кризисных центров, правовые реформы) и гендерного равенства (квоты для женщин в политике, образовательные кампании), а также оценивать их эффективность в различных социокультурных контекстах.
Кредитов - 5
-
Качественные исследования и анализ данных
Дисциплина углубленно изучает качественные методы, применяемые в образовательных исследованиях. Магистранты знакомятся с различными методами сбора данных, такими как интервью, фокус-группы, наблюдение и анализ документов. Дисциплина развивает навыки сбора, записи и анализа качественной информации, интерпретации результатов и формирования выводов на основе качественных данных. Особое внимание уделяется анализу и освоению принципов обеспечения обоснованности и надежности результатов исследования при применении качественных методов. Магистранты развивают навыки формирования качественного подхода, теоретической базы и разработки исследовательских вопросов.
Кредитов - 5
-
Гендер и развитие: подходы и стратегии
Изучается с целью формирования навыков интеграции гендерного подхода в проекты развития, включая методы гендерного мэйнстриминга (анализ потребностей, оценка воздействия) и инструменты устранения структурных неравенств. Содержание охватывает изучение международных стандартов (ЦУР 5 ООН), анализ гендерных диспропорций в доступе к образованию, здравоохранению и экономическим ресурсам, а также разработку инклюзивных программ (микрокредитование для женщин, сельские кооперативы). Практические задания включают кейс-стади (например, проекты UN Women в Центральной Азии), разработку гендерно-чувствительных бюджетов и моделирование стратегий для интеграции гендерного равенства в политику государств и НПО. Результатом обучения является умение создавать стратегии для достижения гендерного равенства: внедрение мониторинговых систем, адаптация глобальных инициатив к локальным контекстам, продвижение женского лидерства в устойчивом развитии.
Кредитов - 4
-
Гендерная социализация и гендерная идентичность
Изучается с целью формирования знаний о ключевых понятиях и подходах в области гендерной социализации и идентичности (социальное конструирование гендера), а также развития профессиональных и исследовательских навыков магистрантов. Содержание включает анализ процессов социализации (в семье, образовании, трудовой среде), дискриминационных практик (стереотипы, харассмент) и стратегий создания инклюзивной среды (гендерно-нейтральные политики, тренинги осознанности). Практические задания направлены на разработку образовательных программ, анализ кейсов из корпоративной и образовательной сфер, моделирование инклюзивных решений для организаций. Результатом обучения является умение разрабатывать меры для обеспечения равенства: внедрение антидискриминационных протоколов, адаптация HR-практик, продвижение гендерного разнообразия в публичных и профессиональных пространствах.
Кредитов - 5
-
Гендер и экономика
Изучается с целью формирования навыков анализа экономических процессов через гендерную призму. Содержание охватывает феминистские экономические теории (включая феминистскую политэкономию, интерсекциональный подход), оценку гендерного неравенства в доступе к ресурсам, оплате труда и карьерных возможностях. Практические задания направлены на анализ данных о гендерном разрыве в различных секторах экономики, изучение роли социальных норм и структурных барьеров. Результатом обучения является способность разрабатывать и обосновывать политики, направленные на сокращение дискриминации, повышение экономической независимости женщин и обеспечение равных возможностей на рынке труда.
Кредитов - 5
-
Современные проблемы женщин в Казахстане
Изучается с целью формирования знаний о ключевых понятиях и подходах в области гендерных исследований (например, феминистская теория, интерсекциональность) и анализа актуальных проблем женщин в Казахстане. Содержание включает анализ социокультурных аспектов (традиционные стереотипы, семейные роли), экономических барьеров (гендерный разрыв в оплате труда, доступ к предпринимательству) и политических вызовов (представленность женщин в органах власти, реализация гендерных квот). Практические задания направлены на изучение кейсов (например, ситуация в сельских регионах, влияние урбанизации), разработку социальных проектов (поддержка женщин-лидеров, борьба с домашним насилием) и сотрудничество с НПО. Результатом обучения является способность проектировать решения для улучшения условий жизни женщин: внедрение образовательных программ, продвижение гендерного бюджетирования, укрепление правовой защиты и расширение участия женщин в принятии решений на всех уровнях.
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Дисциплина «История и философия науки» дает магистрантам представление об эволюции мышления в контексте развития научных методов. Магистранты анализируют основные философские понятия и их влияние на научные открытия, используя навыки критического мышления и сравнительного анализа. Они оценивают влияние идеологий на формирование научных парадигм, используют интеллектуальные навыки для сравнения и оценки различных подходов к знанию. Обсуждая и исследуя исторические контексты, магистранты развивают навыки анализа и синтеза информации, а также глубокое понимание связи между философией и наукой.
Кредитов - 4
-
Антропология гендера и участие женщин в политике
Изучается с целью формирования знаний о роли женщин в политических процессах, включая анализ антропологических концепций (гендерная стратификация, интерсекциональность) и исторических примеров (к примеру, движение суфражисток). Содержание охватывает барьеры для лидерства (культурные стереотипы, институциональная дискриминация, отсутствие ресурсов) и современные тенденции (цифровой активизм, женские политические сети). Практические задания включают сравнительный анализ участия женщин в политике Казахстана и других стран Центральной Азии, разработку проектов по преодолению гендерных барьеров и моделирование стратегий для повышения видимости женщин в публичной сфере. Результатом обучения является умение оценивать влияние гендера на политическую активность и предлагать меры для её усиления: реформирование избирательных систем, образовательные программы для женщин-кандидатов, продвижение гендерных квот в законодательных органах.
Кредитов - 5
-
Анализ литературы, теоретические и концептуальные рамки в области гендерных исследований
В процессе изучения дисциплины магистранты проводят критический анализ научных исследований, разрабатывают собственные исследовательские подходы и применяют навыки сравнительного анализа для понимания ключевых концепций и тенденций в сфере гендерных исследований. Каждое задание направлено на развитие критического мышления и аналитической работы с научными материалами, что помогает магистрантам не только глубже понять предметную область, но и подготовиться к созданию собственных научных проектов.
Кредитов - 4
-
Гендерные отношения в семье и браке
Изучается с целью формирования знаний о динамике гендерных ролей в семье и браке, включая влияние культурных норм (патриархальные традиции), экономических факторов (зависимость, распределение доходов) и социальных институтов. Содержание дисциплины охватывает анализ распределения власти, обязанностей и ресурсов между партнерами, а также изучение таких явлений, как гендерное насилие, стереотипы в воспитании детей и неравенство в принятии решений. Практические задания включают анализ кейсов (семейные конфликты, межпоколенческие различия), разработку проектов по внедрению гендерно-чувствительных семейных политик и оценку эффективности мер поддержки (консультирование, правовые реформы). Результатом обучения является умение выявлять гендерные диспаритеты (например, в доступе к образованию или карьерным возможностям) и разрабатывать меры для их устранения: образовательные программы, реформы трудового законодательства, продвижение равного участия в домашних обязанностях.
Кредитов - 5
-
Количественные исследования и анализ данных
Цель дисциплины направлена на освоение методов количественного анализа в области образования и социальных наук. Магистранты изучат основы планирования количественных исследований, разработку инструментов сбора данных (анкеты, опросы), принципы выборки, а также методы статистической обработки данных с использованием современных программных средств. Особое внимание уделяется формулированию гипотез, интерпретации результатов, проверке статистических моделей и визуализации данных.
Кредитов - 5
-
Педагогика и психология высшей школы
Дисциплина направлена на предоставление магистрантам глубоких знаний в области педагогики и психологии высшей школы. В ходе обучения рассматриваются инновационные методы организации учебного процесса, проектирование образовательных программ, подходы к оценке учебных достижений студентов, а также психологические аспекты лидерства, включая мотивацию, лидерство, коммуникацию и управление конфликтами.
Кредитов - 4
-
Иностранный язык (профессиональный)
Дисциплина направлена на обеспечение освоения супербазового стандарта как минимум на уровне B1, а также на формирование межкультурной и коммуникативной компетентности магистрантов, обучающихся по нелингвистическим направлениям. Дисциплина расширяет и совершенствует языковые навыки магистрантов в контексте их профессиональной деятельности. Включает изучение специализированной лексики, терминологии и коммуникативных стратегий, соответствующих предметной области магистратуры. Магистранты знакомятся с профессиональными текстами, документацией и коммуникативными ситуациями, с которыми они могут столкнуться в будущей карьере.
Кредитов - 4
-
Роль мужчины и женщины в современном обществе
Изучается с целью формирования навыков критического анализа гендерных норм, углубления знаний о ключевых концепциях (к примеру, социальный конструктивизм) и развития профессиональных компетенций магистрантов. Содержание охватывает изучение социальных ролей (семья, карьера, политика), стереотипов (к примеру, токсичная маскулинность) и стратегий достижения равенства (гендерный мейнстриминг, квоты, образовательные кампании). Практические задания включают анализ медиаконтента, разработку социальных проектов и дискуссии по кейсам из международной практики. Результатом обучения является способность предлагать решения для улучшения гендерной справедливости: реформирование институтов, внедрение инклюзивных политик, борьба с дискриминацией в трудовой и публичной сферах.
Кредитов - 5
-
Феминизм, гражданское общество и социальная трансформация
Изучается с целью формирования знаний о роли феминизма в социальных изменениях, а также о ключевых концепциях (интерсекциональность) и подходах в области гражданского общества и трансформации. Содержание охватывает анализ теорий (либеральный, радикальный, постколониальный феминизм), активизма и вклад НПО в продвижение гендерного равенства (правозащитные инициативы, образовательные проекты). Практические задания включают разработку социальных кампаний, анализ кейсов (например, реформы в сфере домашнего насилия в Казахстане), моделирование стратегий для взаимодействия с локальными сообществами. Результатом обучения является умение применять феминистские подходы в проектах гражданского общества: создание программ по расширению прав женщин, оценка гендерного воздействия политик, продвижение инклюзивных практик в публичной и частной сферах.
Кредитов - 4
-
Гендер и вопросы равенства в международных организациях
Изучается с целью формирования навыков анализа гендерной политики на глобальном уровне, а также знаний о ключевых концепциях (феминистская теория международных отношений, гендерный мэйнстриминг) и подходах в деятельности международных организаций. Содержание включает изучение программ ООН (ЦУР 5, инициативы UN Women), МОТ (стандарты равной оплаты труда), ЮНЕСКО (образование для девочек) и анализ таких документов, как CEDAW и Пекинская платформа. Практические задания направлены на разработку проектов для международного финансирования, оценку эффективности глобальных стратегий (например, кампания HeForShe) и адаптацию международных стандартов к национальным контекстам (Казахстан, Центральная Азия). Результатом обучения является способность разрабатывать стратегии продвижения равенства: внедрение гендерных аудитов, подготовка отчетности для международных структур, создание сетей сотрудничества между НПО и межправительственными организациями.
Кредитов - 5
-
Академическое письмо
Дисциплина развивает навыки письменной речи в академическом контексте. Дисциплина включает изучение структуры научного текста, методов исследования и аргументации, правил цитирования и оформления ссылок. Магистранты осваивают методы планирования, написания и редактирования научных эссе, рецензий и исследовательских статей, а также вопросы академической этики и правила форматирования работ. Через практические задания и получение обратной связи магистранты развивают способность ясно, логично и обоснованно выражать свои мысли в рамках академической дискуссии. Цель дисциплины — формирование у магистрантов академических навыков письма, необходимых для научно-исследовательской деятельности.
Кредитов - 4
-
Женщины в НТИМ/STEM: проблемы и вызовы
Изучается с целью формирования знаний о барьерах для женщин в научно-технических сферах. Содержание включает анализ гендерных стереотипов (например, предубеждений о профессиональной пригодности), статистики участия (доля женщин в руководящих ролях, разрыв в зарплатах) и структурных ограничений (недостаток наставничества, дискриминация при найме). Практические задания направлены на изучение международного опыта, оценку социокультурных факторов и разработку проектов для поддержки женщин в STEM. Результатом обучения является умение предлагать меры для повышения инклюзивности: создание образовательных программ, корпоративных квот, систем мотивации и адаптации рабочих условий.
Кредитов - 5
-
Введение в гендерные и социальные исследования
Изучается с целью формирования знаний о ключевых концепциях гендерных и социальных исследований (гендер, интерсекциональность, колониальность) и развития профессиональных компетенций магистрантов. Содержание включает анализ влияния гендера на общественные процессы: от репродуктивного здоровья до политических решений, с акцентом на теорию перформативности гендера и интерсекциональный подход. Практические задания направлены на развитие критического мышления через анализ кейсов (например, гендерная политика в образовании), дискуссии о гендерных ролях в разных культурах и проекты по разработке социальных инициатив. Результатом обучения является умение различать биологический и конструктивистский подходы, критически оценивать их влияние в социальных контекстах, а также применять полученные знания для анализа и решения актуальных гендерных вопросов в профессиональной и академической деятельности.
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Интегрирует научные результаты в содержание образования с учетом взаимосвязи науки и образовательного процесса, актуальных вопросов истории и философии науки, профессиональных основ речевой коммуникации, а также соблюдения этических и правовых стандартов при использовании искусственного интеллекта в условиях трансформации образования.
- Применяет в профессиональной деятельности теоретико-методологические основы развития педагогических и психологических наук, методы обучения в соответствии с инклюзивными принципами с учетом студентов с различными способностями, процессы управления и усвоения, а также суть и содержание психолого-педагогических исследований.
- Представляет структуру, методологию, данные и выводы исследования в соответствии с академическими стандартами, соблюдая этические нормы на всех этапах научной работы.
- Анализирует сложные гендерные явления и социальные проблемы, используя методы научного исследования для выявления структурных неравенств и их влияния на общественные процессы.
- Классифицирует гендерные аспекты в социальных, культурных, экономических и политических контекстах с целью глубокого понимания механизмов дискриминации и неравенства.
- Изучает гендерную динамику в современных обществах через проведение прикладных исследований, направленных на интерпретацию данных и формулирование научно обоснованных выводов..
- Определяет проявления гендерного неравенства и дискриминации на индивидуальном, организационном и общественном уровнях с целью разработки мер по их преодолению.
- Разрабатывает гендерно-чувствительные программы и политики в сферах образования, здравоохранения, права и экономики, обеспечивая учет интересов различных социальных групп.
- Определяет направления профессиональной деятельности в сфере гендерных исследований, включая академические, аналитические и практико-ориентированные задачи в различных институциональных контекстах.
- Применяет гендерную перспективу для анализа и решения широкого круга социальных и экономических проблем, способствуя формированию более справедливых и инклюзивных общественных практик.
- Оценивает эффективность гендерных программ и инициатив на основе анализа их воздействия на социальное развитие и улучшение качества жизни населения.