6B08603 Проектирование гидротехнических сооружений в КазНАУ
-
Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных специалистов водного хозяйства с углубленным знанием основ проектирования гидротехнических сооружении водохозяйственных систем и управления водными ресурсами.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 243
-
Группа образовательных программ B082 Водные ресурсы и водопользования
-
Предметы на ЕНТ Математика и Физика
-
Область образования 6B08 Сельское хозяйство и биоресурсы
-
Направление подготовки 6B086 Водные ресурсы и водопользования
Дисциплины
-
Инженерная гидрометрия
Описываются современные приборы и гидрометрические установки. Излагаются новые аспекты речной гидрометрии и гидрологии, связанные с осуществляемой системой государственного учета вод и ведения водного кадастра. Освещается различные варианты регулирования стока и его экономической эффективности. Рассмотрен комплекс-научно-методических и технических мероприятий по метрологическому обеспечению гидрологической сети.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Высшая математика
Курс высшей математики является фундаментом математического образования и включает такие разделы, как линейная и векторная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные уравнения, теория вероятностей и математической статистики. Освоение теоретических основ математики и приобретение практических навыков решения практических задач является необходимостью для последующего изучения базовых и профилирующих дисциплин и применения математических методов в различных областях науки и техники.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Начертательная геометрия и инженерная графика
Дисциплина "Начертательная геометрия и инженерная графика" учит изучать начертательную геометрию, приобретать знания и навыки, позволяющие составлять и изучать технические чертежи, проектную документацию, а также развивать инженерное пространственное воображение.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гидрохимия
Рассматривает природные воды, вода как природный растворитель, условия формирования химического состава, минерализация природных вод, классификация природных вод по Алекину, Валяшко и др., графическое изображение состава вод, растворенные в природных водах газы, биогенные, макро-, микроэлементы, органические соединения, карбонатное равновесие, загрязнение, источники загрязнения и охрана природных вод.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Климатология и метеорология
Дисциплина изучает состав, строение и процессы, протекающие в атмосфере, факторы и процессы климатообразования, причины изменения климата, принципы и классификации климата, климаты Земли.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Физика
Курс основан на изучение основных законов физики и возможности их применения при решении задач, возникающих в их профессиональной деятельности. Уметь применять разные методы и способы при решения типовых задач, знать методику проведения физического эксперимента и математическую обработку данных измерений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Техническая механика
Данная дисциплина изучает основные понятия и аксиомы механики; способы преобразования систем сил; условия равновесия твердых тел под действием сил; способы задания движения точки, определение ее скорости и ускорения; поступательное, вращательное и плоское движение тела, сложное движение точки.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Химия и микробиология воды
Дисциплина изучает основные понятия и законы химии; состав природных вод и факторы его определяющие; классификация состава природных вод; общие закономерности формирования химического состава природных вод; процессы метаморфизации вод; источники образования органического вещества, биогенных и микролементов в природных водах; борьба с загрязнениями природных вод. определение основных компонентов загрязнений природных вод.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Инженерная геодезия
Рассматривает принципы организации и методы производства геодезических работ при измерении углов, длин линий, определении превышений с анализом основных источников ошибок и оценкой точности результатов измерений; методы построения съёмочного обоснования и производств топографических съёмок в крупных масштабах, методы инженерных работ при озеленении населённых пунктов, в лесоустройстве, лесоинвентаризации, составлении лесных планов и карт, строительстве сооружений лесной промышленности; оптико-механические приборы, применяемые в данной области.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Гидравлика
Дисциплина изучает следующие основные вопросы: силы, действующие в покоящейся и движущейся жидкости, понятие об "идеальной жидкости", физические свойства жидкости, гидростатика, дифференциальное уравнение равновесия жидкости (уравнение Эйлера), основное уравнение гидростатики, абсолютное, избыточное и вакуумметрическое давление, гидростатический парадокс, сила давления жидкости на произвольно ориентированную поверхность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Гидрометеорология
Дисциплина изучает климат как важнейший экологический фактор окружающей среды. Экологические особенности атмосферы, как среды обитания. Роль климатического режима в формировании экологического состояния, мониторинг изменения эколого-климатического состояния, антропогенного воздействия и пути преодоления экологических кризисов, связанных с изменениями климата и загрязнением атмосферы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы геологии и гидрогеологии
Предмет изучает строение, состояние земной коры, материалы земной коры, минерально-петрографический состав и свойства, эндогенные геологические процессы, экзогенные геологические процессы, свойства каждого вида, гравитационные свойства подземных вод, движение подземных вод, инфильтрация и фильтрация, основные виды и законы движения, режим и баланс подземных вод, охрана подземных вод, основы инженерной геологии.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Основы искусственного интеллекта
Дисциплина знакомит с ключевыми понятиями, историей и основными направлениями искусственного интеллекта (ИИ). Рассматривает различные методы создания интеллектуальных систем, включая машинное обучение, глубокое обучение, обработку естественного языка и компьютерное зрение, а также затрагивает этические и социальные аспекты ИИ.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Антикоррупционная культура
Развитие у бакалавров юридически грамотного мышления, выработка осмысленного понимания роли науки в решении практических задач, закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков в борьбе с коррупцией. Основная проблематика курса посвящена изучению современных подходов к исследованию феномена коррупции. Проблем формирования и применения международного права и казахстанского законодательства в антикоррупционной практике.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Дисциплина направлена на формирование у студентов понимания основ предпринимательской деятельности, развитие ключевых навыков и компетенций для успешного ведения бизнеса. Целью курса является ознакомление студентов с основными аспектами предпринимательства, включая создание бизнес-идеи и разработку бизнес-плана в результате обучения студенты получают умение разрабатывать и анализировать бизнес-планы, применять стратегические и тактические подходы в управлении предпринимательским проектом, а также эффективно решать проблемы в бизнесе.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы научных исследований
В рамках этой дисциплины студенты изучают основные подходы к научным исследованиям, включая выбор темы исследования, разработку гипотезы, выбор методов сбора данных и анализа результатов. Они также изучают основы статистики и экспериментальных исследований, которые помогают им анализировать данные и делать выводы на основе результатов исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гражданское право
Гражданское право является важнейшей отраслью наук в праве. Сущность гражданского права определяется огромным влиянием гражданского законодательства на рыночную экономику. В ходе изучения дисциплины студент получает сведения о понятии гражданского права, источниках, принципах, элементах гражданских правоотношений, понятии физического лица, юридического лица, предпринимательства, понятии договора, сделки, обязательства, методах обеспечения его исполнения, интеллектуальной собственности, наследственном праве.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гидрология и регулирование стока
Курс изучает знания о факторах и закономерностях формирования речного стока, режимах рек, озер, болот, способах и технических средствах измерения и определения основных гидрологических характеристик водотоков и водоемов, теоретических основах и методах инженерных гидрологических и водохозяйственных расчетов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Экономика
Содержание дисциплины «Экономика» направлено на освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, отдельных предприятий и государства. Предмет способствует развитию экономического мышления у студентов и умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов. Дисциплина способствует формированию готовности использовать приобретенные знания о функционировании экономики для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Безопасность жизнедеятельности
Курс формирует профессиональную культуру безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Управление личными финансами. Формирование собственных денежных средств и выбор банка. Финансовые риски и стратегия инвестирования. Виды налогов, оплачиваемых физическими лицами в РК. Страховой рынок РК. Создание собственного бизнеса. Финансовые мошенничества. Возможности пенсионного накопления.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе, мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья, экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Водно-технические изыскания
Дисциплина дает понятия о современных водохозяйственных проблемах и задачах водных исследований и изысканий. Описывается история водных исследований; Дается классификация водных исследований и изысканий, виды и этапы работ, организация изыскании. Дается характеристика водохозяйственных объектов комплексного назначения, о геодезических и топографических работах, измерительных работах, гидрологических работах, о проведении специальных гидрологических наблюдений и исследований на реках, о водно-технических изысканиях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Гидроэнергетические сооружения
Дисциплина дает сведения о составных элементах ГЭС и напорных бассейнах; об основных конструктивных схемах ГЭС и о напорных бассейнах, о водоприемных камерах, аванкамерах; о напорных бассейнах и сооружениях в них; о расположении напорных бассейнов на местности и мерах, обеспечивающих их устойчивость; о бассейнах суточного регулирования.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Инженерные конструкции
Дисциплина дает общие сведения об инженерных конструкциях, сооружениях и их частях (подвижные или неподвижные; дается методика проведения расчетов по определению размеров инженерных конструкции; расчетов их на прочность, устойчивость, выносливость, трещиностойкость и по деформациям, на воспринятие разнообразных нагрузок и воздействий; даются сведения об инженерных конструкциях из стали, алюминия, бетона, железобетона, камня, пластмасс; о бетонных, железобетонных и металлических конструкциях, применяемых в гидротехническом и мелиоративном строительстве; о деревянных конструкциях.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Комплексное использование водных ресурсов
Рассмотрены основные потребители воды, их особенности, требования к водным источникам и влияние на других водопотребителей. Освещены методы составления водохозяйственных балансов, водохозяйственные и водно-энергетические расчеты. Уделено внимание созданию водохозяйственных комплексов, их экономическому обоснованию и управлению. Рассмотрены вопросы охраны водных ресурсов от загрязнения и истощения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Строительные материалы
Дисциплина дает общие сведения и особенности строительных материалов и конструкции; о сырье и изготовлении; о применении полученных материалов и конструкции в строительстве водохозяйственных систем в зависимости от их свойств; о новых и усовершенствованных стоительных материалах и конструкциях; об условиях их применения. Изучение данной дисциплины позволить проектировать свойств основных строительных материалов, исследовать основные свойства строительных материалов и решать практические задачи по выбору, расчету и применению строительных материалов и конструкции в сооружениях гидромелиоративных систем.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Нормативно-техническая документация по проектированию гидротехнических сооружений
Дисциплина знакомит о нормативно-технической документации, описанной в СП 58.13330.2019 «Гидротехнические сооружения. Свод правил. Основные положения по проектированию. Общие указания по проектированию гидротехнических сооружений» Даются основы по проектированию гидротехнических сооружений, о технико-экономической целесообразности, обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, охране окружающей среды; о строительстве дренажно-противофильтрационных устройств; устройстве берегоукрепительных конструкций; устройстве оградительных и водоотводных конструкций (дамб, каналов, трубопроводов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Механика грунтов
Дисциплина дает сведения о видах грунта, о происхождении, составе и строении грунтов; о свойствах твердых частиц грунта; о жидкой составляющей грунтов; о газообразной составляющей грунта; о строении грунтов. Дается классификация грунтов и их характеристика; сведения о природных скальнх грунтах; о природных дисперсных грунтах; основные характеристики грунта и определяющие его свойствах; определение свойств грунтов в лабораторных и полевых условиях; о прочности и устойчивости оснований.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основания и фундаменты
Дисциплина дает сведения об образовании грунтов, об их физических и механических свойствах; о напряженно-деформированом состоянии грунтовой толщи оснований сооружений; об основных положениях по проектированию оснований и фундаментов; о назначении глубины заложения и конструктивных форм фундаментов; о расчете и проектировании фундаментов; об основах проектирования оснований и фундаментов по предельным состояниям, о фундаментах возводимых в открытых котлованах, методике расчета осадок фундаментов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Гидротехнические мелиорации
В дисциплине даются сведения о проведении расчетов по определению режимов орошения сельскохозяйственных культур; о построении графиков гидромодуля; о наблюдении за факторами, определяюших мелиоративное состояние орошаемых земель: за режимом грунтовых вод, водным и солевым балансом орошаемых земель и наблюдении за степенью, характером и динамикой засоления почв, изменениями их водно-физических свойств и плодородия, технология полива и работы технических средств орошения; о проведении гидротехнических мелиорации на оошаемом массиве.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Система автоматизированного проектирования элементов гидротехнических сооружений
Курс обучает использованию современных программ для проектирования и анализа гидротехнических конструкций. Программа включает изучение методов моделирования, расчетов и визуализации, необходимых для обеспечения надежности и безопасности таких сооружений, как плотины, дамбы и водосбросы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Компьютерная графика
Формирует у студентов мировоззрения в области компьютерной графики и системное овладение студентами знаниями в области автоматизации выполнения конструкторской графической и текстовой документации, создания, обработки и вывода цифровых графических изображений, а также привитие студентам умений и навыков использования систем автоматизированного проектирования для решения проектно-конструкторских задач.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Насосы и насосные станции
Изучает общие сведения о насосах, насосных установках и насосных станциях; особенно подробно рассмотривает лопастные насосы; раскрывать для будущего специалиста понятие "гидроузел насосной станции", разобрать элементы, входящие в его состав, схемы гидроузлов насосных станций на оросительных, осушительных системах с различным забором и способами подачи воды.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Гидросиловые установки
Данная дисциплина изучает насосы, насосные агрегаты, насосные установки и насосные станции, используемых для подачи воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения и в системе мелиорации для полива сельскохозяйственных культур на орошаемых землях.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Сельхозводоснабжение и обводнение пастбищ
Дисциплина дает сведения об основах сельскохозяйственного водоснабжения и обводнение пастбищ; о системе и схемах сельскохозяйственного водоснабжения; о водоподъемном оборудовании; о сооружениях и наружных сетях водопроводов; о наиболее эффективных системах обводнения пастбищ; о мерах по предотвращению нехватки воды и современное состояние использования водных ресурсов.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 7
-
Проектирование мелиоративных систем
Содержание дисциплины эффективно проектировать мелиоративные системы, решать основные проблемы производства водохозяйственного проектирования с научно-творческой точки зрения, правильно проектировать водохозяйственные объекты, уметь планировать и оценивать водные фонды РК, сохранять мелиоративные ресурсы орошаемых участков, определять экономическую эффективность мелиоративных мероприятий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Водозаборные гидроузлы
Дисциплина изучает общие сведения о водозаборных гидроузлах. Рассматривает классификацию водозаборных гидроузлов таких как: речные бесплотинные водозаборы, речные плотинные водозаборы, боковые водозаборы, фронтальные водозаборы, донно-решетчатые водозаборы, а также требования, предъявляемые к водозаборным гидроузлам и гидроузлам на реках.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Производство гидротехнических работ
Дисциплина рассматривает общие вопросы производства работ в гидротехническом строительстве; выбор внутрипостроечного транспорта и дорог, о проведении земельно-скальных и буровзрывных работ; о строительных карьерах; о возведении качественных насыпей; о вопросах гидромеханизации работ; о производстве бетонных и железобетонных работ; о проведении монтажных работ; о производстве специальных работ.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Строительство речных гидроузлов
Дисциплина дает сведения о технологии производства работ головных водозаборных сооружений; об устройстве закрытых трубопроводов; каналов-лотков; сведения о гидрометрических устройствах; о дорожной сети; о водохранилище, о регулирующих и защитных сооружениях; сведения о карьерах грунтоматериалов, о складах заполнителей и цемента.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Организация и технология строительства плотин
Дисциплина рассматривает особенности строительства плотин, общие вопросы организации строительства; сведения о производственной базе строительства речных гидроузлов; о материально-техническое снабжении и складском хозяйстве, энерго- и водоснабжение гидротехнического строительства; особенности пропуска расходов рек в период строительства; строительный генеральный план речных плотин.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Надежность и безопасность гидротехнических сооружений
При изучений данной дисциплины дается общие сведения по вопросам устойчивости и прочности водоподпорных сооружений фильтрации воды в зоне гидротехнических сооружений. Рассматривает классификацию плотины: грунтовые, бетонные, железобетонные, деревянные. Водопропускные сооружения при плотинах: водосбросы, водовыпуски, водоспуски. Затворы и гидромеханическое оборудование гидротехнических сооружений. Компоновки речных гидроузлов. Изучает специальные сооружения гидроузлов и энергетических объектов: рыбопропускные, рыбозащитные, шуго- и ледопропускные, лесопропускные, противоэрозионные, противоселевые.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Гидротехнические сооружения
Формирование профессиональных навыков для проектирования и расчета гидротехнических сооружений на мелиоративной сети, дать навыки моделирования и строительства и эксплуатаций водозаборных сооружений и водохранилищных гидроузлов.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Эксплуатация водохозяйственных сооружений и систем
Эксплуатационная классификация и сведения о техническом уровне водохозяйственных систем; приведены требования водохозяйственного производства, методика составления планов регулирования и контроля, изложены виды повреждений, приемы эксплуатационного обслуживания, ремонта и реконструкции водохозяйственных систем, а также рассмотрены вопросы содержания и ремонта водозаборов, водоочистных сооружений, водопроводов систем водоснабжения и водоотведения, насосных станций, прудов и водохранилищ.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Аграрная экономика
В курсе изучаются объективные предпосылки формирования и развития аграрного сектора экономики, а также, экономические механизмы агробизнеса на макро, мезо и микроуровне, организация и использование различных ресурсов аграрного сектора в процессе производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Водный кадастр
Дисциплина предназначена для систематизированного свода документированных сведений о водных объектах, находящихся в собственности государства, собственности субъектов РК, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Управление водными ресурсами
В дисциплине рассматривается современное состояние управления водными ресурсами в контексте с устойчивым развитием, понятие об интегрированном управлении водными ресурсами, обоснование необходимости внедрения интегрированном управлении водными ресурсами для условий Казахстана, законодательные основы управления водными ресурсами, национальная водная политика и национальная стратегия управления водными ресурсами, основной стратегический принцип интегрированного управления водными ресурсами, функционирование бассейновых советов, информационное обеспечение процесса интегрированном управлении водными ресурсами, международное сотрудничество и совершенствование управления трансграничными водными объектами.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Автоматизация и диспетчеризация водохозяйственных систем
Дисциплина изучает вопросы автоматизации гидротехнических сооружений; сведения об основных элементах и устройствах автоматики; о технических средствах автоматизации и диспетчеризации управляемых гидротехнических сооружений; об автоматизации водозаборных узлов, насосных станций и узлов водораспределения; об автоматизации измерения и учета воды на гидротехнических сооружениях.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Показывать знания по базовым основам в области естественнонаучных дисциплин, безопасности жизнедеятельсности, структуры и функции правовой, экономической, антикоррупционной, устойчивого развития и экологической культуры, предпринимательства и основ финансовой грамотности. Значение использования искусственного интеллекта при проектировании и модернизации гидротехнических сооружений и развитии научного потенциала.
- Знать фундаментальные основы технических наук: математики, технической механики, гидравлики, гидрометрии, начертательной геометрии и инженерной графики, проведения гидрометрических работ и поверхностных измерений на водных источниках с применением средств измерений, проведение расчетов, чертежных работ для проектирования гидротехнических сооружений.
- Применять знания физики, гидравлики, геологии и гидрогеологии, климатологии и метеорологии, гидрологии и регулирования стока, гидрохимии, инженерных основ на профессиональном уровне для проектирования гидротехнических сооружений.
- Владеть методами научных исследований, нормативно-технические и правовые основы при проектировании сооружений. Установление новых требований к качеству подготовки устойчивых и конкурентоспособных специалистов.
- Выполнять теоретические и практические знания современных методик водно-технических изысканий и систему автоматизированного проектирования элементов гидротехнических сооружений для решения задач в области водного хозяйства.
- Применять информационные технологии при проектировании гидротехнических сооружении, современные строительные материалы и инженерные конструкции.
- Демонстрировать знание основ проектирования гидротехнических сооружений, строительства речных гидроузлов, проектирования мелиративных систем и водопользования, гидросиловых установок и комплексное использование водных ресурсов, основы сельхозводоснабжения и обводнения пастбищ.
- Различать конструкции и принцип действия, область применения гидросиловых установок, насосов различных типов, оценивать их технические характеристики и режим работы.
- Выбирать современные технологии организации строительства гидротехнических сооружений, эксплуатации водохозяйственных сооружений и систем, гидроэнергетических сооружений для обеспечения долгосрочной работы, надежности и безопасности гидротехнических сооружений.
- Предлагать современные технологии автоматизации и диспетчеризации при проектировании гидротехнических сооружений водохозяйственных систем.
- Рекомендовать методы проведения гидротехнических мелиорации на орошаемом массиве.
- Выражать свое знание аграрной экономики и предлагать мероприятия для эффективного управления водными ресурсами рек, с учетом интересов всех водопользователей и водопотребителей.