7M03211 Журналистика в КазУМОиМЯ им. Абылай хана
-
Цель образовательной программы Подготовка магистрантов, конкурентоспособных специалистов в области массовой коммуникации, социологии и психологии масс-медиа, владеющих иностранными языками, инновационными информационными, операционными и организационными технологиями журналистики, современными методами медиа исследований, основными моделями коммуникативной деятельности журналистов, а также навыками исследования психологических и социальных эффектов СМИ, социологического анализа целевой аудитории СМИ, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях глобализации и цифровизации современного медиапространства.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M067 Журналистика и репортерское дело
-
Область образования 7M03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 7M032 Журналистика и информация
Дисциплины
-
Моделирование коммуникативной деятельности
Дисциплина направлена на изучение природы коммуникативной деятельности во всех её формах, выявление основных моделей и механизмов общения, рассмотрение типологии и семиотики коммуникации. Особое внимание уделяется созданию и анализу коммуникативных моделей, применимых к различным сценариям — от межличностного взаимодействия до профессиональной, деловой, медийной, научной и образовательной коммуникации. В рамках курса изучаются принципы разработки концепции медиапроекта, включая моделирование, дизайн, а также методы анализа и коррекции медиаконтента, а также вопросы организации редакционной работы, касающиеся планирования и подготовки материалов к публикации и в эфир, соблюдения графиков выхода рубрик, полос и подборок.
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Иностранный язык (профессиональный)
Дисциплина направлена на совершенствование устной и письменной иностранной речи, изложение собственной точки зрения и оформление её в различных формах: отчётах, письмах, тезисах, докладах, аналитических статьях, а также развитие языковых и коммуникативных навыков в бытовой, социокультурной, профессиональной и научной сферах. В рамках курса рассматриваются вопросы организации редакционной работы и планирования своевременной и качественной подготовки материалов к печати и в эфир, а также контроль выполнения графика публикаций на иностранном языке.
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Дисциплина направлена на изучение и понимание психологических аспектов, на эффективное управление в организационной среде СМИ. В рамках дисциплины рассматриваются принципы мотивации, коммуникации, лидерства, конфликтологии и другие психологические аспекты, изучаются проблемы успешного управления персоналом и организационных процессов, улучшения производительности труда, мотивирования сотрудников и достижения стратегических целей организации на основе социализации обучающейся молодежи в профессиональной среде.
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методология научных медиа исследований
Дисциплина направлена на изучение методов, подходов и инструментов, проведения научных исследованиях в области медиа. В рамках дисциплины предусмотрено изучение аспектов проектирования и проведения медиа исследований, включая сбор и анализ данных, а также разработку критериев оценки качества медийных продуктов. Магистранты рассматривают вопросы применения различных методологических подходов, статистических методов и теоретических концепций, и явлений в медийной сфере, использования современных технологий и инструментов, проведения качественных и количественных медиа исследований и научно-методических работ, вопросы взаимодействия со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования.
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Современные операционные, информационные и организационные технологии журналистики
Дисциплина направлена на изучение современных аспектов использования технологий в сфере журналистики, на анализ и выявление сильных и слабых сторон в реализации проектов информационной политики средств массовой информации. В рамках курса магистранты изучают операционные процессы, вопросы создания, редактирования и распространения новостей, современных информационных технологий, эффективного использования инструментов и технологий, вопросов контроля и выполнения графика поступления публикаций, рубрик, полос, подборок.
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общепрофессиональный иностранный язык
Дисциплина направлена на развитие и совершенствование языковых и коммуникативных компетенций при профессиональной деятельности в международной среде. В рамках курса магистранты овладевают специальной профессиональной лексикой и терминологией, совершенствуют навыки устной и письменной коммуникации в деловых и научных контекстах. Особое внимание уделяется к анализу, интерпретации и созданию профессиональных текстов на иностранном языке, а также эффективному ведению коммуникации в профессиональной сфере, включая планирование и организацию редакционных процессов, контроль сроков публикаций и координацию выпуска тематических материалов в соответствии с этическими стандартами.
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Дисциплина направлена на осмысление эволюции научного знания, изучение философских основ науки и её значения в развитии общества. Рассматриваются ключевые этапы развития научных парадигм, методы научного познания, логика и этика научной деятельности. В рамках дисциплины обеспечивается методологическая база для проведения научных исследований и осуществления научно-методических работ в академической и прикладной сферах.
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Инновационные методы преподавания профессиональных дисциплин
Дисциплина направлена на ознакомление будущих педагогов и специалистов с передовыми методами обучения, способствующими более эффективному и интересному усвоению профессиональных знаний как преподаватель, ассистент в области образования. В ходе курса магистранты изучают современные технологии, методы активного обучения, а также стратегии, способствующие развитию критического мышления и практических умений. Курс также включает в себя практические занятия, направленные на применение инновационных методов в образовательной среде, на решение задач будущими преподавателями журналистких дисциплин успешного внедрения их в своей профессиональной деятельности с помощью методик и технологий обучения.
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Политико-экономические и социальные аспекты формирования СМИ Казахстана и Центральной Азии
Дисциплина направлена на изучение взаимосвязи массовых коммуникаций с политическими, экономическими и социальными процессами в регионе, на анализ эволюции средств массовой информации в контексте политических структур, экономических трансформаций и социокультурных изменений. В рамках дисциплины предусматривается изучение законодательства, влияющего на медийную сферу, анализ моделей владения и финансирования СМИ, а также рассмотрение социокультурных факторов, содержащих вопросы инклюзии и устойчивого развития, влияющих на формирование медийного ландшафта в Казахстане и Центральной Азии, а также вопросов организации редакционной работы по планированию своевременной и качественной подготовки материалов к печати и в эфир, а также контроль выполнения графиков поступления публикаций, рубрик, полос и подборок.
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Дата-журналистика и B2B маркетинг
Дисциплина направлена на освоение современных методов сбора, анализа и визуализации данных, подготовки информационных и аналитических материалов в сфере бизнес-коммуникаций. Особое внимание уделяется интеграции дата-журналистики в практику B2B-маркетинга, вопросы эффективной контент-стратегии, укрепления доверия к бренду и поддержки управленческих решений по данным. Курс предусматривает теоретические подходы к работе с данными и цифровыми платформами, контроль выполнение графика поступления публикаций, рубрик, полос, подборок, практические аспекты построения коммуникаций в сегменте «бизнес для бизнеса». В ходе обучения магистранты овладеют инструментами дата-аналитики, методами сторителлинга на основе данных, анализируют целевой аудитории в B2B-среде и разрабатывают визуально выразительный и содержательно обоснованный контент для различных B2B-платформ — от корпоративных сайтов и презентаций до аналитических кейсов, white papers и отраслевых отчётов.
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Инструменты искусственного интеллекта в сфере масс-медиа
Дисциплина направлена на изучение возможностей и практического применения инструментов искусственного интеллекта (ИИ) в журналистике, PR, цифровом маркетинге и других областях масс-медиа. В фокусе курса — анализ технологий машинного обучения, обработки естественного языка, генеративного ИИ и автоматизации, трансформации производства, распространения и потребления медиаконтента. В курсе предусматривается сочетание теоретического понимания ИИ как технологии, меняющей медиапейзаж, с практическими навыками работы с ИИ-инструментами для создания текстов, изображений, видео, анализа данных своевременной и качественной подготовки материалов к печати и в эфир.
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Психология массовой коммуникации
Дисциплина направлена на изучение психологических основ функционирования массовых коммуникаций, восприятия медиаконтента и влияния медиа на сознание и поведение аудитории. В рамках курса рассматриваются ключевые теории и концепции психологии медиа, такие как процессы коммуникационного воздействия, формирование общественного мнения, влияние информационной среды на ценности, установки и поведенческие модели. Особое внимание уделяется методам и приёмам психологического анализа средств массовой информации и их целевых аудиторий для понимания механизмов воздействия и взаимодействия в медиа-среде. Также рассматриваются вопросы проведения научных исследований и научно-методической работы в области массовой коммуникации, включая аудит медийного контента, оценку эффективности коммуникационных стратегий и выявление манипулятивных техник в медиа.
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Педагогика высшей школы
Дисциплина направлена на ознакомление с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, а также с современными технологиями анализа, планирования и организации процессов обучения и воспитания. Курс знакомит с достижениями современной науки и практики в области психолого-педагогических технологий, инновационных методик и методов преподавания, особенностей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Рассматриваются вопросы применения технологий специального обучения, аспекты социализации обучающейся молодежи, виды и приёмы современных специальных педагогических технологий, а также разработка учебных программ для преподавания журналистских дисциплин в качестве преподавателя или ассистента в сфере образования.
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Социологические аспекты функционирования современных масс-медиа
Дисциплина направлена на изучение и анализ медийных явлений через призму социологических подходов к вопросам совершенствования методов организации инклюзивного образования и обеспечения устойчивого развития. Курс охватывает влияние масс-медиа на формирование общественного мнения, трансформацию социокультурных процессов, а также особенности взаимодействия медийных структур с обществом. Рассматриваются такие аспекты, как роль СМИ в формировании и изменении социальных стереотипов, участие в политических процессах, влияние на механизмы социальной идентификации в условиях современного медиапространства. Особое внимание уделяется вопросам социализации обучающейся молодёжи, а также построению эффективного взаимодействия со стейкхолдерами системы высшего и послевузовского образования.
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Язык для академических целей
Дисциплина направлена на изучение специфики академического языка, включая структуру академических текстов (такие как заметки, доклады, эссе, научно-исследовательский проект, диссертации) и других форм академической работы. В рамках курса изучается вопросы научного стиля изложения информации, сканирование текста, поиск ключевых слов и основных идей, реферирование и резюмирование текстов, академически грамотное составление устной и письменной речи, критического мышления при анализе текстов и их обсуждении в качестве преподавателя и ассистента в сфере образования, а также для участия в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Определяет функции науки в жизни общества, критически анализируя и оценивая современные научные достижения и исследования, а также проводит научные исследования, учитывая знания об этических проблемах в проведении научно-методических работ.
- Проектирует и осуществляет коммуникационные и научные исследования, используя результаты научных изысканий в сфере медиа с помощью эмпирических и общенаучных методов исследования и взаимодействия со стейхолдерами высшего и послевузовского образования.
- Рефлексирует собственную практику преподавания и практику коллег, изучая лучшие педагогические технологии с принципами познавательного/образовательного процесса в разработке учебных программ и планов обучения, а также реализации процесса обучения журналистских дисциплин и воспитания в безопасной, благоприятной обучающей и развивающей среде для формирования компетенций в области методики преподавания журналистских дисциплин и социализация обучающейся молодежи.
- Реализует формы, социально-психологические методы управления, опираясь на принципы типологии личности при принятии управленческих решений, социализация обучающейся молодежи.
- Применяет инструменты и технологии искусственного интеллекта для автоматизации процессов сбора, анализа и визуализации медиаконтента в различных цифровых форматах и определения инновационных медиарешений в качественной подготовке материалов к печати и в эфир, направленных на повышение эффективности, персонализации и креативности в производстве и распространения информации в сфере масс-медиа.
- Применяет современное техническое и программное обеспечение для обработки данных и визуального материала, организации редакционной работы в печатных и электронных СМИ (пресса, ТВ, радио), а также для реализации медиапроектов с использованием прикладных коммуникативных технологий и контроля выполнения графика поступления публикаций, рубрик, полос, подборок.
- Анализирует медиа данные с использованием методов дата-журналистики для выявления потребностей и поведения бизнес-аудитории, маркетинговых стратегий, направленных на создание и распространение целевого контента в профессиональной медиасреде и организация редакционной работы по планированию своевременной и качественной подготовки материалов к печати и в эфир.
- Реализует современные стандарты обучения коммуникациям в высшем учебном заведении, учитывая тенденции развития инновационных методов преподавания в профессиональной деятельности, эффективно используя информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе на основе современных методов обучения в качестве преподавателя, ассистента в области образования.
- Владеет иностранным языком на уровне, необходимом для профессиональной коммуникации, аналитической переработки зарубежной информации, а также эффективного участия в научных и проектных инициативах, включая планирование редакционных процессов, контроль сроков публикаций и координацию выпуска тематических материалов в соответствии с установленными стандартами качества.
- Оперирует научной, деловой и профессиональной лексикой иностранного языка в объёме, достаточном для осуществления профессионального общения, понимания, анализа и перевода текстов научного и специализированного дискурса, с целью формирования навыков аргументации, реферирования и аннотирования иноязычных материалов, в том числе в рамках выполнения функций преподавателя и ассистента в области образования при участии в научно-исследовательской и проектной деятельности.
- Анализирует природу, структуру и специфику научной коммуникативной деятельности, а также ключевые модели и механизмы, обеспечивающие её эффективную реализацию в процессах планирования и управления коммуникацией, включая организацию редакционной работы по своевременному и качественному планированию подготовки материалов к печати и в эфир, а также контроль выполнения графиков поступления публикаций, рубрик, полос и подборок, с целью формирования профессиональной коммуникативной компетентности и развития коммуникативной личности в образовательной и научно-исследовательской среде.
- Анализирует тенденции развития современных масс-медиа и коммуникационные модели при создании медиапроектов и научных продуктов различных форматов и жанров, направленных на решение политических, экономических и социальных проблем общества, опираясь на принципы работы с источниками информации, методы сбора данных, а также инструменты инклюзии и устойчивого развития, включая организацию редакционной работы по планированию своевременной и качественной подготовки материалов к печати и в эфир, а также контроль выполнения графиков поступления публикаций, рубрик, полос и подборок.
- Использует методы и приёмы социо-психологического анализа массовой коммуникационной деятельности, опираясь на социально-психологические инструменты для формирования и исследования общественного мнения и общественного сознания, а также для содействия социализации обучающейся молодёжи и организации взаимодействия со стейкхолдерами высшего и послевузовского образования.
- Использует методы и приёмы психологического анализа средств массовой коммуникации и их целевых аудиторий для понимания и анализа механизмов воздействия и взаимодействия в медиа-среде, включая проведение научных исследований и выполнение научно-методической работы в области массовой коммуникации.