Действующая образовательная программа

7M02201 Философия в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Дисциплины

  • Ориентализм и постколониальная критика

    Дисциплина направлена на получение знаний в области ориентализма и постколониальных исследований. Целью дисциплины является формирование у обучающихся представлений о современных постколониальных исследованиях как историко-культурного феномена. В рамках дисциплины рассматриваются исследование сложных культурных объектов на примере постколониальных исследований, основные подходы и способы анализа культурных феноменов, процессов и практик в постколониальных обществах, современные критические теории колониального опыта, различные формы повседневной культурной коммуникации; актуальные культурные формы и процессы в РК для рефлексии о собственном историческом опыте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Социогуманитарное знание: методологические аспекты

    Дисциплина направлена на формирование понимания методологических аспектов социогуманитарного знания. Цель дисциплины — развить навыки критического анализа и применения методологических подходов в исследованиях. В рамках дисциплины рассматриваются основные методы и методологии социальных и гуманитарных наук, включая качественные и количественные исследования, интерпретационное и критические подходы. Магистранты изучают вопросы теории и практики методологии, этические аспекты исследований и применение различных методологических инструментов в анализе социальных и культурных явлений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Дизайн исследования в философии

    Дисциплина направлена на получение знаний о требованиях международного академического сообщества к оформлению и представлению результатов научных исследований в различных жанрах (эссе, научный проект, статья, диссертация и др.), о практике дизайна в отечественной науке, формирование навыков выбора дизайна исследования и по работе над ним. Целью дисциплины является формирование знаний о специфике дизайна исследования в философии, навыков выбора дизайна исследования, совершенствование навыков академического письма, способностей аналитического, критического мышления. В рамках дисциплины обучающиеся научатся планированию исследования, работы по обзору литературы, определению философского мировоззрения для исследования, выбору методов исследования, узнают о критериях выбора дизайна для исследования; приобретут навыки рецензирования философских текстов, аргументированного обсуждения философских проблем. Получение знаний и различных навыков по дизайну исследования позволит обучающимся применить его к исследованию по своей магистерской диссертации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философия повседневности

    Дисциплина направлена на формирование понимания философских аспектов повседневной жизни. Цель дисциплины — изучение основных философских концепций, связанных с повседневной реальностью и практиками. В рамках дисциплины рассматриваются теории и идеи, объясняющие обыденные явления, анализируются культурные и социальные аспекты повседневности, а также исследуются способы философского осмысления и критического подхода к повседневным практикам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина направлена на изучение истории науки, философских основ научного знания и методологии научного исследования. Цель дисциплины - формирование у магистрантов целостного понимания развития науки как социального института, а также в освоении методологических основ и проблем современной науки. Дисциплина знакомит с историей взаимоотношений науки и философии, включая конкретные онтологические и эпистемологические проблемы, а также с философскими проблемами конкретных наук в их современном состоянии. Дисциплина способствует критическому анализу современных научных достижений, выработке методологической культуры научно-исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Мифопоэтические основания пространства и времени

    Дисциплина направлена на изучение мифопоэтических оснований пространства и времени в архаичной модели мира, исследование сущности и природы феномена казахской мифологии, выявление ее роли в формировании мировосприятия и системы ценностей в национальной культуре. Цель дисциплины: анализ мифологических основ времени и пространства, осмысление современных методов изучения пространства и времени. В результате освоения курса магистранты получат компетенции по оценке динамики научных знаний и проведению философского анализа, свободному толкованию основных положений мифо-поэтического направления, усвоению логики гуманитарного анализа и новых методов исследования. Данная дисциплина позволяет магистрантам расширить свои знания в области современной философии мифа посредством сравнительного анализа мифологических и научных картин мира, развивать профессиональные компетенции, необходимые для освоения новых тенденций в развитии современной науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Качественные методы исследования

    Дисциплина направлена на формирование навыков применения качественных методов в научных исследованиях. Цель дисциплины — изучение основных подходов и техник сбора и анализа качественных данных. В рамках дисциплины рассматриваются методы интервью, наблюдения, фокус-групп, контент-анализа, а также принципы интерпретации данных и этические аспекты качественных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель изучения дисциплины заключается в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции магистрантов в процессе иноязычного образования на уровне сверх-базовой стандартности (С1). Дисциплина предусматривает овладение магистрантами принципами академического письма, развитие навыков критического анализа, подготовку рецензий и аннотаций к научным исследованиям, докладов и библиографий по тематике проводимого научного исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Философия сознания и искусственного интеллекта

    Курс посвящён философскому анализу природы человеческого сознания и искусственного интеллекта. Рассматриваются онтология сознания, когнитивные структуры, способность к саморефлексии и свободе в сравнении с возможностями и ограничениями систем искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется разграничению между человеком и машиной, смыслу понятия «интеллект», а также различиям между сознательными и несознательными процессами. В рамках курса изучаются ключевые направления в когнитивных науках, философской антропологии, теориях сознания, а также этико-философические аспекты взаимодействия человека и технологии. Обсуждаются современные подходы к разработке ИИ и философская ответственность за его применение. Курс развивает навыки критического мышления и философского осмысления вызовов техногенной эпохи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Освоение данной учебной дисциплины поможет магистрантам усвоить основные теории и концепции методики преподавания психологии управления в современной отечественной и зарубежной науке, методические и технологические особенности управления в преподавании психологических дисциплин как теоретической, так и практической направленности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Маргинальная эпистемология ХХ века

    Дисциплина направлена на формирование понимания социокультурных особенностей процессов производства знания. Цель дисциплины - научить магистрантов разбираться в кросскультурных, междисциплинарных взаимосвязях. В рамках дисциплины рассматриваются философские теории, имевшие на момент своего возникновения статус маргинальных, но в дальнейшем оказавшие значительное влияние на развитие мировой философской мысли, гуманитарных наук и различных направлений искусства.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Идея и философия "Жақсы Қазақ"

    Дисциплина направлена на формирование устойчивых знаний и представлений о сущности и содержании феномена "Жақсы қазақ", имиджа свободного гражданина независимой страны. Цель дисциплины: социально-философский анализ понятий "Жақсы қазақ", «Мәңгілік ел», «Дәулет», «Береке», «Құт», а также содействие умению самостоятельно ориентироваться в социально-философских вопросах. В рамках дисциплины рассматривается новые концепции сохранения независимости и культурных традиций, политически-этнического единства казахского народа, национального самосознания, национального духа и цивилизационного сознания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины направлена на формирование у обучающихся системы педагогических знаний и практических умений, необходимых для эффективной профессионально-педагогической деятельности в высшем образовании, с учетом современных требований к преподавателю вуза, включая владение методикой преподавания, педагогическими технологиями и методами обучения. В содержании дисциплины рассматривается основные тенденции и процессы развития, определяющие сущность современного высшего образования; структуру и особенности педагогического процесса в высшем учебном заведении; современные педагогические технологии, методику преподавания, методы и формы организации учебной и воспитательной работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Философия посредничества

    Дисциплина, посвященная изучению теоретических основ и практик посредничества как философского феномена, способствующего разрешению конфликтов, установлению диалога и интеграции разнообразных взглядов. В рамках курса обучающиеся исследуют концепции посредничества в истории философии, анализируют современные подходы к медиации в социокультурной, политической и научной сферах. Актуальность дисциплины обусловлена необходимостью подготовки магистров, способных применять философские методы для анализа сложных конфликтных ситуаций и разработки стратегий эффективного взаимодействия в междисциплинарных и межкультурных контекстах. Дисциплина развивает навыки критического мышления, этического осмысления и коммуникации, востребованные в профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Гарифолла Есим: гулама-наме

    Дисциплина направлена на формирование глубокого понимания философских трудов и идей Гарифоллы Есима. Цель дисциплины — изучение и анализ основных концепций, представленных в его работах, а также их значение для современной философии и культуры. В рамках дисциплины рассматриваются ключевые философские тексты Есима, их историко-культурный контекст, влияние на развитие современной казахстанской философии и актуальность для современных научных и культурных дискуссий.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Аналитическая философия

    Дисциплина направлена на формирование навыков логического анализа и критического мышления. Цель дисциплины — изучение основных концепций и методов аналитической философии. В рамках дисциплины рассматриваются философские вопросы языка, логики, науки и сознания, а также методы философского анализа, аргументации и критического обсуждения. Дисциплина также рассматривает историко-философский анализ преобладающего направления философской мысли в англоязычной интеллектуальной традиции ХХ века, которое соединяет в себе множество направлений: логический позитивизм, теорию речевых актов и лингвистического анализа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Академик Абдильдин: история диалектики

    Дисциплина направлена на формирование знаний о развитии диалектической философии через труды академика Абдильдина. Цель дисциплины - анализировать концепции, закономерности, категориальный аппарат и принципы развития современной диалектики. Изучение диалектические учения основателя казахстанской диалектической школы Ж.М. Абдильдина. В рамках дисциплины рассматриваются основные концепции диалектики, ключевые работы академика Абдильдина, их влияние на философскую науку и значение для понимания современных философских и научных проблем.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Инновационные технологии обучения философии

    Дисциплина направлена на формирование навыков применения инновационных технологий в преподавании философии. Цель дисциплины — изучение современных методов и инструментов, способствующих эффективному обучению философским дисциплинам. В рамках дисциплины рассматриваются цифровые платформы, интерактивные методы обучения, использование мультимедийных ресурсов и онлайн-инструментов, а также подходы к интеграции технологий в учебный процесс.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философия управления и менеджмента

    Дисциплина направлена на формирование глубокого понимания философских основ и принципов управления и менеджмента. Цель дисциплины — изучение ключевых концепций, теорий и этических аспектов, влияющих на управленческую практику. В рамках дисциплины рассматриваются философские подходы к лидерству, принятие решений, организационная культура, а также современные тенденции и инновации в управлении и менеджменте.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Фалсафа Аль-Фараби и современность

    Дисциплина направлена на формирование понимания философских идей аль-Фараби и их актуальности в современном мире. Цель дисциплины — изучение ключевых концепций аль-Фараби и их применение к современным философским и социальным вопросам. В рамках дисциплины рассматриваются основные труды и идеи аль-Фараби, их влияние на развитие философии, а также способы интеграции этих идей в контексте современных проблем и вызовов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современная этика труда и управления

    Дисциплина направлена на теоретическое осмысление духовно-нравственных основ сферы труда и управления в историческом и современном аспектах, подготовку магистрантов к профессиональной деятельности в различных областях экономики, политики, социальной сферы и культуры. Цель дисциплины - дать общее представление о специфике трудовой и управленческой культур. В рамках дисциплины обучающиеся ознакомятся со своеобразием ценностно-этических систем, лежащих в основе экономической эффективности и менеджмента, цивилизационного прорыва различных стран и народов; изучат особенности становления корпоративной этики и профессиональной культуры. Особое внимание в рамках курса уделено вопросам изучения национальной культуры труда и управления в Казахстане с учётом социокультурного опыта нашего народа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Антропология нравственности

    Дисциплина направлена на формирование понимания этических аспектов человеческой культуры и поведения. Цель дисциплины — изучение моральных норм и ценностей различных обществ и их антропологических основ. В рамках дисциплины рассматриваются теории нравственности, сравнительный анализ моральных систем, а также культурные и социальные факторы, влияющие на формирование этических норм и поведения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • осуществить профессиональную деятельность на иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности; самостоятельно читать иноязычную научную литературу; применять навыки письменной коммуникации в академической сфере, при написании научных и исследовательских работ
  • Осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в организациях образования; анализировать, интерпретировать и оценивать современные концепции философии науки (чтение, комментирование, анализ текстов); знать основы теории и методологии, имплементировать научные методы, концепты социогуманитарного знания в профессиональной сфере; принимать участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ/творческих проектов; учитывать в планировании, организации и проведении учебных занятий специфику профессии (по направлению подготовки высшего образования).
  • Осваивать логические и методологические принципы философского исследования; конструировать структуру философского анализа; применять аналитические и диалектические методы в оценке теоретических концепций; анализировать феномены маргинальной эпистемологии XX века; интерпретировать полученные данные с учётом научной обоснованности; выбирать и использовать качественные методы исследования; планировать и реализовывать философский исследовательский проект.
  • Анализ философских направлений и мировоззренческих моделей; осмысление философии повседневности и моральных ценностей; оценка постколониальных и ориенталистских дискурсов; интерпретация историко-философских и мифопоэтических текстов; формулирование философских выводов на основе исследовательских навыков; систематизация и аргументация философских и этических идей.
  • Овладение навыками анализа, интерпретации и оценки философских текстов и идей; осуществление сопоставления и систематизации различных научных и мировоззренческих подходов; формирование склонности к осмыслению и обоснованию этических и онтологических позиций; развитие способности к философскому осмыслению моральной ответственности, культуры согласия и национальных духовных ценностей, а также к их применению в современном общественном контексте.
  • Глубокое понимание сложных социальных и технологических процессов современности, включая философские и этические аспекты искусственного интеллекта. Всесторонняя оценка изменений в обществе и инновационных процессов через философские концепции и методы. Формирование критического анализа влияния современных технологий и социальных изменений на жизнь человечества, его ценности и трудовую этику. Развитие способности принимать обоснованные решения в ответ на современные вызовы на основе философского мышления. Раскрытие философского значения современного развития общества и культуры с учетом перспектив их будущего развития.
Top