7M04103 Устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий в КУ им. Ш. Уалиханова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококонкурентоспособных кадров, освоивших теоретические знания в сфере экономики, способных к их реализации на практике и готовых к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию в течение всей жизни.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M070 Экономика
-
Область образования 7M04 Бизнес, управление и право
-
Направление подготовки 7M041 Бизнес и управление
Дисциплины
-
Продовольственная безопасность и контроль качества продуктов питания из растительного сырья
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности и качества продуктов питания, изготовленных из растительного сырья. Международная и казахстанская практика организации деятельности по обеспечению безопасности продуктов питания из растительного сырья. Использование методов оценки безопасности использования генетически модифицированных продуктов и добавок в продукты. Мировая практика сертификации продуктов питания из растительного сырья как способа обеспечения безопасности и контроля качества продовольственной продукции.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель курса: Развитие навыков устной и письменной речи, необходимых для профессиональной сферы деятельности, навыков применения языкового материала во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. При прохождении курса магистранты расширяют профессиональный словарный запас, учатся работать с различными электронными словарями и справочниками. В процессе обучения применяются коммуникативный, интерактивный методы и информационные технологии, индивидуальные и групповые формы работы, включая исследовательскую проектную деятельность в области изучаемого иностранного языка. Материалы и источники подбираются с учетом специфики образовательной программы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Развитие информационно-консультационной службы на сельских территориях
Взаимосвязь стабильности развития сельских территорий и наличия информационно-консультационной службы (ИКС). Структура, механизм создания и функционирования ИКС. Специфические аспекты создания ИКС. Взаимодействие информационно-консультационной службы и местных органов власти, различных отраслевых структур. Наименование и описание оказываемых службой услуг. Анализ опыта становления и функционирования службы в развитых странах. Разработка мероприятий по решению имеющихся у аграриев проблем.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель: развитие у магистрантов целостной системы научно-педагогических компетенций, направленных на критическое осмысление и применение теоретико-методологических основ высшего образования в условиях трансформации образовательной среды Республики Казахстан. Содержание: Современные методы и приемы по организации в системе образования моделирования образовательного и воспитательного потенциала личности, направленного на формирование умений и навыков активного планирования образовательного процесса в условиях глобализации. Методы обучения: интерактивный методы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Технологии устойчивого сельского хозяйства (растениеводство)
Значение растениеводства как отрасли и науки. Биологические особенности полевых культур и их производственная группировка. Применение инновационных технологий при возделывании сельскохозяйственных культур. Инновационные технологии как фактор устойчивого развития сельского хозяйства. Современная система земледелия. Использование современных средств защиты растений, минеральных удобрений и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве. Принципы составления севооборотов и практика применения нулевой технологии возделывания в условиях Северного Казахстана.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Исследовательская культура и научная этика
Цель: развитие исследовательской культуры как основы научной идентичности путём освоения, критического анализа и рефлексивного осмысления методологических и этических оснований научной деятельности. Содержание: Системное изучение методологических оснований, ценностно-смысловых ориентиров и нормативно-этических регуляторов научной деятельности в условиях трансформации современной академической среды. Формирование исследовательской культуры как совокупности когнитивных, мировоззренческих и поведенческих установок, способствующих развитию научной рефлексии, соблюдению принципов академической добропорядочности и интеллектуальной честности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель: формирование научной культуры мышления у магистрантов научно-педагогического направления. Содержание: Изучение магистрантами истории и философии науки способствует не только кумулятивному развитию научного знания, но и выработке методологического инструментария научного познания. Феномен науки преподается не как учебная дисциплина, а как научная, то есть как процесс по решению возникающих проблем по мере развития научного знания. Методы обучения: Групповая работа, проектная работа (PBL).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Статистическое обеспечение развития сельских территорий
Систематизация и группировка статистических показателей, применяемых в процессе определения состояния и уровня развития сельских территорий. Региональные особенности сельских территорий и отражение их в статистической отчетности. Специфика отраслевой статистики. Отражение уровня жизни и занятости сельского населения в статистической отчетности. Процедура сбора, обработки и анализа первичной статистической информации. Применение табличных и графических методов для визуализации результатов исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель курса: формирование у магистрантов знаний по психологии управления и практических навыков принятия управленческих решений на основе овладения основными психологическими механизмами при стратегическом, проектном и других видах управления. Ознакомить магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, её местом в системе психологического знания. Сформировать представление о современных тенденциях научного управления-новой научной управленческой парадигме. В результате усвоения дисциплины магистрант должен овладеть компетенциями: (общекультурные компетенции) - способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;(профессиональными компетенции)способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах; способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Технологии устойчивого сельского хозяйства (животноводство)
Происхождение и эволюция развития сельскохозяйственных животных. Методы изучения половых, породных и возрастных различий экстерьера сельскохозяйственных животных. Основы и технология кормления, воспроизводства и содержания сельскохозяйственных животных. Современные технологии производства животноводства в: скотоводстве, овцеводстве, коневодстве, верблюдоводстве и птицеводстве. Основы зоотехники и зоогигиены в животноводстве. Сводный отчет результатов племенной работы (отчёт о бонитировке): техника и методика составления.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Организация предпринимательской деятельности в сельской местности
Особенности ведения предпринимательской деятельности на селе. Отраслевая структура имеющихся и функционирующих субъектов предпринимательства. Преимущества и недостатки ведения бизнеса на селе. Взаимосвязь уровня полученного дохода и социально-экономического уровня жизни на сельских территориях. Эволюция взглядов на сущность предпринимательства. Венчурный бизнес в наукоемких и высокотехнологических областях с высокой долей риска. Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Экологические концепции и сельское хозяйство. Устойчивое развитие
Триединая основа существующей концепции устойчивого развития. Необходимость формирования инновационного типа взаимоотношений между человечеством и окружающей средой. Исключение любых возможностей, влекущих за собой потенциальные разрушения природной среды. Истоки, причины и последствия экологического кризиса современности. История и этапы развития науки – экология. Усиливающееся негативное воздействие человека на природу и возрастающая роль экологической науки.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 8
-
Циркулярные и устойчивые бизнес-модели
Изучение современных подходов к формированию и трансформации бизнес-моделей с учетом экологических, социальных и управленческих аспектов устойчивого развития (ESG) и принципов циркулярной экономики. Курс раскрывает методы проектирования бизнес-моделей, способствующих минимизации экологического воздействия, эффективному использованию ресурсов и созданию долгосрочной ценности для общества, бизнеса и окружающей среды. Устойчивое развитие и ESG-подходы. Инновации и трансформация. Оценка и управление устойчивостью.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Продовольственная безопасность и контроль качества продуктов питания из животного сырья
Нормативно-правовая база обеспечения качества и безопасности продуктов питания из животного сырья. Международные аспекты в области обеспечения безопасности продовольствия. Казахстанская практика организации деятельности по обеспечению безопасности продуктов питания из животного сырья. Оценка безопасности использования питания генетически модифицированных продуктов и добавок в продукты. Мировая практика сертификации продуктов питания из животного сырья как способа обеспечения продовольственной безопасности и контроля качества.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экономика замкнутого цикла
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся системного понимания устойчивого развития, ресурсосбережения и экологически ответственного проектирования экономических процессов. Курс изучает принципы и механизмы перехода от линейной модели потребления ресурсов к замкнутой, в которой ресурсы используются повторно, а отходы рассматриваются как ценное сырье. Экологический и экономический анализ жизненного цикла продукции. Политики и регуляторные механизмы циркулярной экономики. Устойчивое производство и потребление.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Агроэкотуризм
Взаимосвязь активного развития агроэкотуризма и стремительного роста урбанизации стран. Устранение барьеров, в том числе и административных, препятствующих активному развитию туристского вида деятельности. Комплексное совершенствование туристской инфраструктуры. Зависимость уровня развития агроэкотуризма от местных органов власти. Правовые основы развития этого вида бизнеса. Преимущества объединения представителей агроэкотуризма в кластеры. Способы снижения воздействия уровня риска на данный вид предпринимательской деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Биоэкономика
Страны – мировые лидеры по перереботке бытовых отходов. Наметившиеся тенденции развития системы обращения с бытовыми отходами в отечественной экономике и за рубежом. Выявление наличия источников загрязнения окружающей среды в территориальном разрезе. Сравнительный анализ классификации отходов в зависимости от степени их опасности в странах ЕС и Республике Казахстан. Законодательное обеспечение развития биоэкономики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Сельская социология
Специфические особенности сельской социологии. Зависимость уровня жизни сельских жителей от уровня социально-экономического развития региона, сельского поселения. Выявление существующих острых нерешенных социально-экономических проблем развития сельских территорий. Традиционный образ жизни сельского населения. Особенности социокультурной дифференциации сельских регионов Казахстана. Необходимость привлечения инвестиций для комплексного развития сельских территорий посредством усиления роли местных исполнительных органов власти.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Вовлечение населения в развитие сельских территорий
Зависимость уровня социально-экономического развития региона от степени вовлечения сельского населения в процесс развития сельских территорий. Необходимость активного участия местных жителей в вопросах местного самоуправления. Прямые выборы сельских акимов. Опыт реализации различных отраслевых программ в регионах: плюсы и минусы. Европейский опыт вовлечения населения в процесс разработки, обсуждения и дальнейшей реализации региональных программ развития
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Устойчивое развитие сельских территорий: подходы к разработке региональных программ
Нормативно-правовая база развития сельских территорий. Методология разработки региональных программ. Региональные проблемы и их отражение в содержании реализуемых региональных программ на областном и республиканском уровнях. Разработка программ развития села с учетом территориальных, отраслевых, социально-экономических, демографических и других особенностей региона. Анализ полноты и своевременности реализации принятых и исполненных региональных программ. Устойчивость программ развития региона.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Органическое сельское хозяйство
Анализ спроса на продукцию органического сельского хозяйства в территориальном аспекте. Оценка сложившегося состояния рынка сбыта органической продукции внутри Казахстана и за его пределами. Определение причин, факторов и условий, замедляющих развитие органического сельского хозяйства на территории страны. Термины, характеризующие экологически безопасную продукцию. Содержание и отличие существующих подходов к этимологии этого понятия.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрировать современные методы обработки информации в профессиональной деятельности, применить языковые навыки в профессиональной сфере.
- Объяснить технологические и экологические аспекты производства на сельских территориях.
- Охарактеризовать основные законодательно-правовые акты, регламентирующие профессиональную сферу деятельности; интерпретировать информацию для расчета экономических показателей и для планирования и прогнозирования дальнейшего развития организации.
- Проанализировать финансово-экономические показатели деятельности предприятия для дальнейшего использования при обосновании управленческих решений. Объяснить закономерности и тенденции экономического развития на макро- и микроуровне.
- Планировать, организовывать и проводить научное исследование и анализ с соблюдением принципов исследовательской этики. Способность к поиску и применению различных источников информации при проведении научных исследований по тематике диссертационной работы.
- Осуществлять образовательную и педагогическую деятельность по кредитной технологии обучения; использовать современные информационные технологии в образовательном процессе и в профессиональной деятельности.
- Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социально-экономических систем, а также национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в казахстанском социуме.
- Ориентироваться на региональном рынке труда и занятости и формировать позитивные конструктивные взаимоотношения с коллегами.