6B02193 Инструментальное исполнительство - Струнные инструменты-АВАК в КазНУИ
-
Цель образовательной программы Подготовить высококвалифицированных специалистов в области инструментального исполнительства на струнных инструментах, способных применять профессиональные знания, развивать исполнительские навыки, интегрировать элементы методической подготовки, осуществлять творческую, концертную и образовательную деятельность в соответствии с современными требованиями отрасли.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет искусств
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B099 Инструментальное исполнительство
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B021 Искусство
Дисциплины
-
Квартет І
Цель дисциплины «Квартет» - приобретение навыков ансамблевой деятельности в струнном квартете. Формирование навыков совместной игры происходит путем работы над единством штрихов и чистотой квартетной интонации. Важное внимание уделяется развитию слухового самоконтроля. В первом семестре студенты исполняют квартеты композиторов XVIII-XIX вв., а также сдают коллоквиум по квартетному творчеству Гайдна и Моцарта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Ансамбль І
Цель дисциплины «Ансамбль I» - овладение искусством ансамблевого исполнительства в процессе изучения сочинений камерно-инструментального жанра. Формирование ясного представления об основных принципах совместного музицирования.Важное внимание уделяется развитию слухового контроля и работе над звукоизвлечением и артикуляцией, изучению музыкально-риторических фигур. В первом семестре студенты исполняют камерно-инструментальные произведения композиторов эпохи барокко или венских классиков или ранних романтиков, а также сдают коллоквиум по камерному творчеству Баха, Гайдна, Моцарта, Вебера
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Оркестр I (по видам)
Дисциплина «Оркестр I» вводит студентов в основы ансамблевой работы в составе выбранного обучающимся оркестре (симфонический, камерный, оперная студия). Студенты осваивают базовые навыки совместного музицирования, чтения нот с листа и согласования партий в ансамбле. Особое внимание уделяется развитию дыхательной техники, артикуляции и ритмической точности, что является основой для успешного ансамблевого исполнения. Дисциплина направлен на формирование первичных навыков коллективного взаимодействия и ансамблевого исполнительства в оркестре.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность I
Цель дисциплины «Специальность I» развитие навыков игры на инструменте, различных способов звукоизвлечения, звуковедения и фразировки. Совершенствование механизмов музыкальной памяти и музыкального слуха. Развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха. На первом семестре изучаются инструктивный материал, пьесы, произведения крупной формы. Обучающиеся изучают произведения Компаньоли, Поппера, Римский-Корсакова, Крейцера и др.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Малые и смешанные ансамбли I
Цель дисциплины «Малые и смешанные ансамбли I» формирование знаний, умений, навыков ансамблевого исполнительства. Обучающиеся изучают музыкальные произведения написанные для дуэтов, трио. Это произведения для двух альтов, для арфы и виолончели, для скрипки, альта и виолончели и другие сочетания музыкальных инструментов. Важно изучить специфику каждого инструмента, тембра, единства звучания, штрихов. Уметь работать над ансамблевыми компонентами игры, совершенствовать умения согласовывать свои действия с другими участниками ансамбля. Обучающиеся изучают репертуар XVI-XX веков. Это произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Изаи и др.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Квартет ІІ
Цель дисциплины «Квартет» - создание предпосылок и условий для самостоятельной работы над квартетной музыкой любого стиля, жанра и формы. В процессе работы над произведением происходит развитие полифонического, гармонического, тембрового слуха, а также понимание и исполнение своей партии в соответствии с её функцией в партитуре. Во втором семестре студенты исполняют квартеты венских классиков и сдают коллоквиум по квартетному творчеству Бетховена.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Ансамбль ІІ
Цель дисциплины «Ансамбль II» - формирование способности к обобщению и практическому применению знаний, умений и навыков, полученных в специальном классе, при освоении ансамблевой игры. Развитие навыков ансамблевой игры (ритмическая воля, контроль динамического баланса, штриховое единство) и музыкального вкуса. Навыки работы с авторским текстом (нюансы, точное исполнение длительностей и т.д.). Формирование творческого подхода к деятельности инструменталиста в камерном ансамбле (моменты инициативы и аккомпанемента)./ Во втором семестре студенты исполняют камерно-инструментальные произведения композиторов венских классиков или ранних романтиков по выбору, а также сдают коллоквиум по камерному творчеству Бетховена.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Оркестр II (по видам)
В дисциплине «Оркестр IІ» студенты продолжают углублять навыки ансамблевого взаимодействия и интерпретации сложных произведений. Важную роль играет работа над точностью интонации, ритмической стабильностью и динамическим балансом между группами. Вводятся произведения, требующие более сложного исполнительского подхода, акцентируется внимание на интерпретации и музыкальной выразительности. Важной задачей становится осознание роли каждого музыканта в общей оркестровой ткани.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Малые и смешанные ансамбли II
Дисциплина направлена на формирование и закрепление навыков умения игры в смешанном ансамбле; обучение грамотному исполнению нотного текста произведения, с учетом трактовки композитора; формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность II
Цель цисциплины «Специальность II» - овладение различными видами техники, многообразными штриховыми приемами, выполнение анализа исполняемых произведений. Во втором семестре к изучаемому материалу добавляется изучение полифонической музыки. У обучающихся формируется развитие полифонического мышления. Во втором семестре студенты исполняют произведения Баха, Телемана, Генделя, Вивальди и др.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Малые и смешанные ансамбли III
Программа дисциплины включает в себя определение темпа и метроритма при игре в ансамбле, правильного темпа, отражающего образно-содержательную сущность исполняемого произведения, понимание метрической и исполнительской агогики, динамическое соотношение средств ансамбля, роль нюансов и фраз в раскрытии содержания произведения, их связь со стилем с формой и темпом, изучение произведений Барокко и классицизма.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Обязательное фортепиано I
Дисциплина включает в себя овладение основными навыками игры на фортепиано, развитие игрового аппарата, изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара. Дисциплина направлена на обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа, аккомпанирования, игре в ансамбле. Применение фортепиано в работе над произведениями, как вспомогательный инструмент, приобретение навыков грамотного разбора нотного текста, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Трудности оркестрового исполнительства I
Цель курса - подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах, развить у студентов оркестровое мышление. Курс направлен на изучение основного концертного репертуара камерного и симфонического оркестра: исполнительские особенности ансамблево-оркестровой игры в совокупности с духовыми и ударными инструментами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Оркестр III (по видам)
Дисциплина «Оркестр III» предполагает освоение репертуара различных стилей и эпох. Студенты изучают произведения с разной стилистикой, от классики до современных композиций, что позволяет развивать гибкость исполнительского подхода. Значительное внимание уделяется интерпретации оркестровых партитур, передаче характерных элементов разных жанров и расширению динамических возможностей исполнения. Развиваются навыки самостоятельного анализа партитуры и взаимодействия с дирижером.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Изучение оркестровых соло I
Дисциплина направлена на изучение и преодоление технически сложных и трудных разделов формы в оркестровых сочинениях композиторов различных эпох, стилей и направлений, развитие чувства ритма, баланса, гармонического, тембрального слуха и технических возможностей, воспитание исполнительской воли, концентрации внимания и артистизма, усвоение принципов и методов оркестровой работы над музыкальным произведением при подготовке к публичному выступлению.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Изучение оркестровых трудностей І
Цель дисциплины «Изучение оркестровых трудностей I» изучение партий симфонической и оперной музыки, партий для камерного оркестра. Развитие способности и готовности к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением. Приобретаются навыки игры под руководством дирижера. Умение исполнять произведения в коллективе. Студенты изучают музыкальную литературу периодов классицизма и романтизма. Произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта и др.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Общее фортепиано І
Дисциплина "Общее фортепиано I" включает в себя формирование у студентов базовых знаний, практических умений и навыков в области пианистического искусства и исполнительства; развитие у студентов комплекса музыкальных способностей, необходимых для фортепианного исполнения; формирование навыков чтения с листа, отрывочного перехода из простого фортепианного репертуара, знакомство с произведениями разных стилей и авторов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Концертмейстерский класс I
Дисциплина направлена на формирование практических навыков в области концертмейстерского искусства аккомпанирования солисту; умение аккомпанирования при транспонирование, подбор по слуху; формирование навыков переложения аккомпанемента для своего инструмента; формирование у студента художественного вкуса, чувства стиля; развитие творческой самостоятельности стремления к самосовершенствованию; знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Квартет ІІІ
Цель дисциплины «Квартет» - совершенствование навыков совместной игры. Детальное изучение партитуры произведения, понимание принципов формообразования, учитывание специфики звучания регистров и характера штрихов при исполнении тематических и аккомпанирующих эпизодов партии. Совершенствование мастерства владения своим музыкальным инструментом каждого из участников квартета. В третьем семестре студенты исполняют квартеты классического или романтического периода и сдают коллоквиум по квартетному творчеству Шуберта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История исполнительского искусства
Дисциплина изучающая исполнительские стили в исторической перспективе. В связи с изменением социально-культурных условий, развитием художественных критериев инструментального искусства, исполнительское искусство эволюционирует и ставит новые задачи. Предмет изучается в историко-хронологическом порядке явлений, как творческое наследие исполнителей мировой музыки от истоков до наших дней. Формирование представления у студентов о музыкально-исполнительском искусстве, как о целостном, исторически развивающемся явлении, неразрывно связанном с социально-историческими процессами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Ансамбль ІІІ
Цель дисциплины «Ансамбль III» - совершенствование навыков совместной игры, формирование ансамблевого технического потенциала. Работа над качеством звука и штриховой согласованностью. Развитие навыка чтения с листа. Детальное изучение партитуры произведения, понимание принципов формообразования. Совершенствование мастерства владения своим музыкальным инструментом каждого из участников ансамбля. В третьем семестре студенты исполняют камерно-инструментальные произведения композиторов эпохи романтизма и сдают коллоквиум по камерному творчеству композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Э.Григ, Ф.Мендельсон, Й. Брамс и тд.).
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность III
Цель дисциплины «Специальность III» развитие виртуозной игры, воспитание творческой инициативы. Студенты исполняют виртуозные пьесы. Оттачиваются штрихи, их характер, скорость игры. Педагог дает представление о методике разучивания произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями. Изучается закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента. Студенты играют произведения композиторов романтизма и XX века.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Общее фортепиано II
Дисциплина направлена на развитие способности самостоятельно осваивать фортепианную литературу, работать над воплощением замысла музыкального произведения в своем исполнении; развитие навыков слуховой и аналитической деятельности в ходе чтения дополнительной литературы по дисциплине, слушания аудиозаписей известных исполнителей-пианистов, посещения концертов; совершенствование уровня владения различными приемами звукоизвлечения, фразировки, туше и т.д.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Специальность IV
Цель дисциплины «Специальность IV» - работа над укреплением и развитием игровых навыков, ясностью и выразительностью исполнения, красивым и чистым звукоизвлечением. Постепенно расширяется объем технических задач – гаммы, арпеджио, аккордами, трелями, октавами, двойными нотами. Этюды на различные виды техники. Расширяется репертуар исполняемых произведений. Студенты знакомятся с произведениями других форм – сюита, фантазия и др.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Ансамбль IV
Цель дисциплины «Ансамбль IV» - создание предпосылок и условий для успешного исполнения камерно-инструментального сочинения. Знание и соблюдение композиционных и стилистических особенностей. Развитие навыка самостоятельной работы над своей партией участника ансамбля. Способы достижения технической и эмоциональной свободы в ансамблевом музицировании. Навык ауфтакта. В четвёртом семестре студенты исполняют камерно-инструментальные произведения эпохи классицизма, романтизма или импрессионизма по выбору.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Полифонические формы
Дисциплина "Полифонические формы" изучает жанры и методы создания полифонии От Барокко до ХХ века. Осваиваются навыки анализа фуги, остинатных полифонических вариаций и смежных жанров; техники простого и сложного контрапункта, канонической имитации, канонической секвенции и бесконечного канона в условиях свободного стиля; методы композиции тонально-развивающейся фуги.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение оркестровых соло II
Дисциплина включает в себя изучение оркестровых трудностей различного характера: интонационных, штриховых ритмических; оркестровых соло из наиболее репертуарных произведений мировой классики. Умение читать ноты с листа – важнейший показатель профессионального уровня оркестрового музыканта.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основы экономики, предпринимательства и финансовой грамотности
Курс направлен на развитие общеобразовательных компетенций и формирование теоретических и практических знаний в сфере экономики и предпринимательства. Студенты изучат основы бизнеса, виды предпринимательства, финансовую систему, тайм-менеджмент, проектное управление, научатся вести переговоры, выступать публично, планировать бюджет и применять инструменты финансовой грамотности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экология, устойчивое развитие и безопасность жизнедеятельности
Цель курса «Экология, устойчивое развитие и безопасность жизнедеятельности» — формирование у студентов навыков охраны жизни и здоровья, развитие экологической грамотности в контексте целей устойчивого развития. Курс охватывает все аспекты безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, включая экологические проблемы, пути их решения и защиту человека в чрезвычайных ситуациях.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Малые и смешанные ансамбли IV
Программа дисциплины включает в себя штрихи и артикуляции в ансамблевом исполнении, понятие, приемы и основные возможности артикуляции, основные виды штрихов, тембровый ансамбль и его художественно-выразительные возможности, стилистические приемы в исполнении ансамблевой романтической музыки. Курс направлен на стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в смешанном ансамбле; развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в смешанном ансамбле), артистизма и музыкальности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Полифония II
Дисциплина «Полифония II» развивает полифоническое музыкальное мышление, формирует знания о жанрах и формах полифонической музыки; этапах процесса развития полифонического типа многоголосия, целостного анализа музыкальных явлений в широком временном диапазоне - от музыки позднего европейского средневековья и эпохи Возрождения до образцов народного многоголосия, и современных полифонических циклов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Концертмейстерский класс II
Дисциплина направлена на умение проводить сравнительный анализ различных исполнительских интерпретаций, стилей, направлений, эпох; накопление репертуара, включающего произведения различных жанров, стилей, в том числе произведения композиторов-классиков, романтиков, импрессионистов экспрессионистов, неоклассиков, композиторов второй половины ХХ века-начала ХХ века. Целью дисциплины является воспитание высококвалифицированного концертмейстера, владеющего всеми тонкостями аккомпанемента, теоретическими и практическими знаниями в области концертмейстерского искусства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
История казахской музыки
Дисциплина «История казахской музыки» формирует представление об основных этапах, закономерностях, тенденциях исторического развития казахской музыки, своеобразии, особенностях казахской музыкальной культуры, инструментарии, художественных направлениях, видах, жанрах, стилях, традиционной и профессиональной композиторских школах, об эволюции казахского музыкального искусства в контексте общественных процессов, художественных тенденций, академических жанров и творчества композиторов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Трудности оркестрового исполнительства II
На курсе студенты изучают оркестровый репертуар, развивают художественный вкус, расширяют музыкальный кругозор, навыки систематической работы над совершенствованием исполнительских приемов при чтении партии с листа и транспонировании, приобретают навыки семиотического анализа музыки и применяют полученные результаты в своей исполнительской деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Квартет IV
Цель дисциплины «Квартет» - умение передавать в процессе исполнения композиционные и стилистические особенности сочинения, использовать многочисленные тембральные и динамические возможности каждого инструмента в ансамблевом единстве. Подробная работа с нотным текстом, развитие навыка самостоятельной работы над своей партией участника квартета. В четвёртом семестре студенты исполняют квартеты романтического периода и сдают коллоквиум по квартетному творчеству Мендельсона.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Гармония
Дисциплина направлена на выполнение гармонического анализа музыкального произведения, характеристику гармонических средств в контексте содержания музыкального произведения; применение изучаемых средств в упражнениях на фортепиано, игру гармонических последовательностей в различных стилях и жанрах, письменных заданиях на гармонизацию; знание выразительных и формообразующих возможностей гармонии через последовательное изучение гармонических средств в соответствии с программными требованиями.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Изучение оркестровых трудностей ІІ
Цель дисциплины «Изучение оркестровых трудностей II» изучение партий для камерного оркестра. Преобретаются навыки игры в камерном оркестре. Изучаются особенности исполнения штрихов, динамики, баланса между другими музыкальными инструментами в камерном оркестре. Студенты изучают музыкальные произведения от раннего барокко до произведений современных композиторов XX века. Произведения Баха, Вивальди, Моцарта, Берга, Шёнберга и др.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Обязательное фортепиано II
Дисциплина помогает осознать специфику фортепианного исполнительства как вида творческой деятельности. Данная дисциплина способствует формированию профессиональной инструментальной и исполнительской культуры, углубляет профессиональные знания, навыки и умении, а также позволяет творчески проявить себя при организации внеклассной концертной деятельности и приобрести навыки публичных выступлений, интерес к музицированию.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Основы права и антикоррупционной культуры
Дисциплина направлена на изучение основ политического строя и правового статуса граждан, а также деятельности органов власти и управления в Республике Казахстан. Особое внимание уделяется антикоррупционной политике, механизмам противодействия коррупции и анализу факторов, способствующих ее возникновению. Студенты осваивают навыки анализа коррупционных правонарушений, применения методов измерения коррупции, а также работы с национальным законодательством и международными стандартами по противодействию коррупции.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оркестр IV (по видам)
В рамках дисциплины «Оркестр IV» студенты продолжают работать над техническим и художественным совершенствованием ансамблевого исполнения. Вводятся сложные оркестровые произведения, требующие тонкой работы с ритмическими и артикуляционными элементами. Основное внимание уделяется ансамблевому балансу, интонационной точности и стилистическому разнообразию. Продолжается работа над глубоким пониманием партитуры, развитием музыкального мышления и интерпретации произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Квартет V
Цель дисциплины «Квартет» - развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной и творческой дисциплины, воспитание навыков общения в процессе репетиционной работы. Формирование навыков публичного выступления. Соблюдение акустических законов. В пятом семестре студенты исполняют квартеты романтического периода и сдают коллоквиум по квартетному творчеству композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф.Мендельсон, Й. Брамс и тд.)
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Современная музыка стран СНГ
Дисциплина направлена на овладение студентами широкими знаниями в области современной музыки, расширение музыкального кругозора студентов. Курс посвящен изучению основных направлений и художественных тенденций в музыке ХХ века стран СНГ, наиболее ярких образцов жанровых разновидностей музыкального искусства. В курсе отражено стилевое и жанровое многообразие музыкального творчества стран СНГ ХХ века.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История музыкального театра
Дисциплина изучает историю становления и пути развития музыкального театра. Формируются знания жанров и форм в опере и оперетте, их современных сценических трактовок. Изучается структура и функционирование оперного театра: труппа театра - солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты, художественные руководители - дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра, особенности работы музыкальных театров в разных странах.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестр V (по видам)
В дисциплине «Оркестр V» студенты активно участвуют в подготовке к концертным выступлениям, что требует от них уверенности в техническом, исполнительском плане. Уделяется внимание тонкостям ансамблевого взаимодействия, работе с дирижером и подготовке к более сложным по свойстве концертным программам. Студенты осваивают эффективные репетиционные методики и учатся критически оценивать свою игру, работая над улучшением ансамблевого звучания.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История современной музыки
Дисциплина формирует знания об основных направлениях и стилевых тенденциях музыкального искусства ХХ–ХХI века, творчестве выдающихся композиторов эпохи, а также теоретические и социально-исторические основы, необходимые для осмысления процессов музыкального развития. Включает анализ применения технологий искусственного интеллекта в современной композиции, интерпретации и музыкальном анализе. Знакомит с ведущими художественными стилями эпохи, их проявлением в музыкальном искусстве, учит мобилизации профессиональных знаний, необходимых для оценки эстетической и художественной ценности музыкального произведения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Анализ музыкальных произведений
Анализировать музыкальные произведения различных стилей и эпох с применением методов традиционного и цифрового анализа. Использовать инструменты искусственного интеллекта для распознавания структур, стиля, гармонии и ритма, интерпретировать музыкальный текст и вырабатывать собственные аналитические суждения на основе креативного и междисциплинарного подхода.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Малые и смешанные ансамбли V
Курс направлен на совершенствование специальных навыков ансамблевого исполнения (достижение гармонии, гармонии звучания), воспитание исполнительской дисциплины в условиях работы музыкального коллектива, активизацию творческого потенциала студентов, стилистические подходы к исполнению ансамблевой музыки на современном этапе.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность V
Цель дисциплины «Специальность V» - работа над слаженностью игрового аппарата, звуковой выразительностью, техническим развитием в сочетании с художественными задачами (кантилена, легато, стаккато, secco, арпеджиато). Формируется комплекс исполнительских навыков. Обучающиеся накапливают репертуар. Изучают музыкальные произведения различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Полифония I
Дисциплина развивает полифоническое музыкальное мышление, формирует знания о жанрах и формах полифонической музыки; этапах процесса развития полифонического типа многоголосия, целостного анализа музыкальных явлений в широком временном диапазоне; формирует навыки владения техникой полифонического письма, применения полифонической техники на практике, связанной с сочинением музыки и аранжировкой для различных составов исполнителей, владения основными полифоническими средствами и приемами для создания сравнительно небольших полифонических форм.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный ансамбль І
Цель дисциплины «Камерный ансамбль I» - достижение высокохудожественного исполнения камерно-инструментального произведения. Необходимым условием для занятий в классе камерного ансамбля является хорошее владение инструментом, а также общеэстетический, интеллектуальный и музыкальный кругозор. Формируются навыки творческой дисциплины, культуры общения в процессе репетиций. Практика концертного выступления, представление о законах акустики. В пятом семестре студенты исполняют камерно-инструментальные произведения эпохи романтизма или композиторов 20 века по выбору и сдают коллоквиум по квартетному творчеству композиторов: М. Равеля, К. Дебюсси, Б. Бартока, П. Хиндемита и др.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оркестр VI (по видам)
Дисциплина «Оркестр VI» направлен на освоение сложного репертуара с акцентом на произведения крупных форм. Студенты углубляют анализ оркестровых партитур, развивают навыки работы в сложных ансамблевых структурах и изучают тонкости оркестрового исполнительства. Вводятся произведения, требующие высокого уровня технической подготовки, ритмической и интонационной точности, что способствует общему профессиональному росту исполнителей.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Камерный ансамбль ІІ
Цель дисциплины «Камерный ансамбль II» - дальнейшее формирование музыкально – исполнительского мастерства студентов. Умение в ансамблевой игре демонстрировать единство исполнительского замысла и полную согласованность в деталях. Развитие лидерских качеств в исполнении тематических эпизодов. Проблематика звукового баланса. В шестом семестре студенты исполняют камерно-инструментальные сочинения позднеромантического периода или импрессионизма и сдают коллоквиум по камерному творчеству композиторов русской и советской школы (С. Прокофьев, Д. Шостакович, композиторы Казахстана и др.).
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
История казахской музыки XX века
Дисциплина формирует представление об основных этапах, закономерностях, тенденциях исторического развития казахской музыки, своеобразии, особенностях казахской музыкальной культуры, инструментарии, художественных направлениях, видах, жанрах, стилях, традиционной и профессиональной композиторских школах, об эволюции казахского музыкального искусства в контексте общественных процессов, художественных тенденций, академических жанров и творчества композиторов Казахстана 20 века.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыка Казахстана на рубеже 20-21 веков
Курс предусматривает стилевое и жанровое разнообразие музыкального творчества XXI века Казахстана. Материал учебного курса охватывает основные явления музыкальной культуры XXI века Казахстана: пути развития жанров, художественно-стилистические тенденции в творчестве композиторов XX века, развитие национальных композиторских школ ХХ века. Особое внимание уделяется на фольклорные традиции в развитии академической инструментальной музыки Казахстана; на формирование национального камерно-инструментального жанра в творчестве композиторов Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Музыкальная культура Казахстана XX века
Дисциплина изучает современный этап развития музыкальной культуры и искусства Казахстана. В процессе изучения дисциплины выделяются два направления: продолжение развития традиционной музыкальной культуры и развитие академической музыкальной культуры. Рассматриваются достижения композиторов Казахстана академического направления и традиционного, состояние музыкальных жанров, их развитие, музыкальные произведения. Рассматриваются процессы, происходящие в музыкальной культуре ХХ века: музыкальное образование на современном этапе, деятельность учреждений культуры и искусства (театры, филармонии), персоналии деятелей культуры и искусства.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Квартет VІ
Цель дисциплины «Квартет» - дальнейшее формирование музыкально – исполнительского мастерства студентов. Умение в ансамблевой игре демонстрировать единство исполнительского замысла и полную согласованность в деталях. Развитие лидерских качеств в исполнении тематических эпизодов. Проблема звукового баланса. В шестом семестре студенты исполняют квартеты позднеромантического периода или импрессионизма (Ф.Мендельсон, Й. Брамс, Равель, Дебюсси и тд.) и сдают коллоквиум по квартетному творчеству композиторов 20 века.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Малые и смешанные ансамбли VI
Курс направлен на овладение художественно-выразительными средствами (артикуляцией, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности), знание профессиональной терминологии. Развитие способности к концентрации внимания, умения самостоятельно ставить и решать художественно-образные задачи.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Дополнительный инструмент
Дисциплина способствуют развитию гармонического слуха, музыкальной памяти, расширяют кругозор у обучающихся. Задача дисциплины - подготовка высококвалифицированных специалистов владеющих художественным музыкально–исполнительским мастерством игре на дополнительном инструменте. Дисциплина значительно обогащает художественное и инструментальное развитие обучающегося, раскрываются, дорабатываются и закрепляются навыки, полученные в специальном классе.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальность VI
Цель дисциплины «Специальность VI» повышение музыкально - исполнительского и технического уровня. Расширение репертуара, изучение произведений повышенной сложности, закрепление и повторение пройденного. Выступление в концертах, участие в фестивалях и конкурсах. Приобретение более широкого сценического и исполнительского опыта. Формирование навыков использования в исполнении художественно оправданных технических приемов, воспитание слухового контроля, умения управлять процессом исполнения.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика преподавания специальных дисциплин
«Методика преподавания специальных дисциплин» является одной из важных дисциплин в специально-музыкальном образовании инструменталиста-исполнителя, который готовит его к последующей деятельности в качестве преподавателя специальных предметов. Он дает возможность выйти на новый уровень методических обобщений, накопленного в этой сфере опыта, впоследствии используя его в качестве основы для самостоятельной практики обучения профессиональных исполнителей на струнно-смычковых инструментах.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Специальная педагогическая подготовка
Цель дисциплины «Специальная педагогическая подготовка» — освоение базовых навыков обучения игре на музыкальных инструментах. Охватывает вопросы организации и методики обучения. Изучается репертуар детской музыкальной школы и колледжа. Особое внимание уделяется внедрению цифровых ресурсов и технологий ИИ для индивидуализации и оптимизации учебного процесса. Формируются навыки педагогической деятельности, понимание работы с нормативной документацией и цифровыми образовательными инструментами в системе начального и средне-специального музыкального образования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Камерный ансамбль ІІІ
Цель дисциплины «Камерный ансамбль III» - практическое применение приобретённых навыков. Слышание звуковой палитры инструментов в ансамблевом звучании. Владение средствами агогики. Владение тембральным потенциалом своего инструмента и богатством штрихов. Воспитание творческого подхода к решению музыкально-исполнительских задач ансамбля. В седьмом семестре студенты исполняют камерно-инструментальные сочинения композиторов 20 века: советских, казахстанских, западно-европейских.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Специальность VII
Цель дисциплины «Специальность VII» подготовка к выпускным экзаменам. В начале года выбирается выпускная программа, возможно повторение ранее играемых произведений. Это может быть концертный этюд, развернутая пьеса, фантазия, вариации или концерт. Программа должна быть сбалансирована, интересна и выявлять наиболее характерные, сильные стороны исполнителя: музыкальность, техническую оснащенность, понимание стилевых и жанровых особенностей, раскрытие композиторского замысла исполняемых произведений
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Музыкальная инклюзия: практика струнника-преподавателя
Демонстрировать знания и навыки адаптации методик преподавания струнных инструментов для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Оценивать индивидуальные особенности учеников, подбирать подходящий репертуар, применять инклюзивные стратегии взаимодействия и обеспечивать музыкальное развитие с учётом когнитивных, моторных и сенсорных ограничений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Малые и смешанные ансамбли VII
Дисциплина направлена на совершенствование способности исполнителя измерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы индивидуальностью, стилем, методами исполнения партнеров, обеспечение гармонии и гармонии исполнения произведения в целом.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы научного исследования
Цель дисциплины - формировать умение разрабатывать научно-исследовательский проект. В содержании дисциплины включено изучение особенностей научно-исследовательского проекта. Дисциплина способствует формированию современного научного исследователя с широким кругозором, научным аппаратом, умением критически мыслить и творчески решать поставленную задачу.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Квартет VІІ
Цель дисциплины «Квартет» - практическое применение приобретённых навыков в качестве концертных исполнителей и в профессиональной деятельности педагога. Умение определять и решать музыкально-исполнительские задачи ансамбля, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения. В седьмом семестре студенты исполняют 2 части из двух квартетов (каждый скрипач должен исполнить партию 1-й скрипки) русских и советских композиторов (С. Танеев, А. Аренский, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.).
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Написание дипломной работы
Дисциплина направлена на изучению методов ведения научного исследования по выбранной теме. В результате завершения курса обучающийся должен освоить методологию и методику научных исследований; выработать навыки по отбору, анализу, систематизации необходимой информации; уметь формулировать цель и задачи, знать объект и предмет исследования.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Оркестр VII (по видам)
Дисциплина «Оркестр VII (по видам)» ориентирована на практическое освоение навыков; углубление понимания специфики оркестрового исполнительства, как вида творческой деятельности; развитие навыков работы "в команде", чувств ответственности за качество исполнения в коллективе; выполнение обязанностей концертмейстера группы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Специальность VIII
Цель дисциплины «Специальность VIII» является важнейшим в системе воспитания студента – музыканта за период обучения в ВУЗе. Подготовка к государственным экзаменам Выпускная программа состоит из произведения классического репертуара, концертного этюда, концерта и развернутой пьесы, фантазии, вариаций, сюиты, сонаты, (на выбор). Под руководством педагога формируется исполнительское мастерство музыканта, владеющего всеми приемами игры на инструменте, имеющего обширный репертуар и творческую инициативность.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Малые и смешанные ансамбли VIII
Дисциплина направлена на воспитание навыков изучения ансамблевых композиций различных стилей и их исполнения в концертном варианте, стимулирования творческой инициативы в процессе изучения произведений и их концертного исполнения, самостоятельной расшифровки ансамблевых партий с детальной регистрацией штрихов, приемов, нюансов, гармонии.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Квартет VIII
Цель дисциплины «Квартет» - подготовка музыкантов высшей квалификации, владеющих всем комплексом знаний, исполнительских навыков и умений для самостоятельной подготовки произведения к концертному исполнению, а также для работы с учениками. В восьмом семестре студенты исполняют два квартета западно-европейских композиторов 19,20 веков (каждый скрипач должен исполнить партию 1-й скрипки). Например, квартеты А. Дворжака, Б. Сметаны, М. Равеля, К. Дебюсси, Э. Грига, Б. Бартока, П. Хиндемита.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Камерный ансамбль IV
Цель дисциплины «Камерный ансамбль IV» - достижение свободного музицирования в ансамбле. Изучение камерно-инструментальных сочинений высокой степени сложности. Художественная интерпретация исполняемых произведений. Способы достижения высокопрофессионального исполнительского уровня. Проявление творческого мышления и инициативы. В восьмом семестре студенты исполняют любые камерно-инструментальные сочинения от барокко до конца 20 века по выбору.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Оркестр VIII (по видам)
Дисциплина «Оркестр VIII» направлен на формирование практического опыта репетиционно-концертной работы в оркестре. Студенты умеют психофизиологически владеть собой, использовать слуховой контроль и работать в составе оркестра. Знают оркестровые сложности инструментов, выразительные возможности родственных инструментов, базовый репертуар, профессиональную терминологию и специфику репетиций.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Изучение произведений эпохи Барокко
Дисциплина способствует развитию древних навыков импровизации, гармонического слуха и интонации в различных диапазонах. В результате освоения дисциплины студент знает историю исполнения Барокко, доклассического и классического периодов, специфику состава ансамбля, а также ансамблевый и сольный репертуар с включением произведений 17-18 веков.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 3
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрировать навыки игры на струнных инструментах, уметь грамотно исполнять нотный материал произведения, владеть техникой исполнения произведений различных стилей и жанров, обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, вести концертную деятельность в качестве солиста.
- Обладать глубокими знаниями о репертуаре для струнного квартета, активно применять эти знания на практике, используя свои умения и навыки в квартетном классе. Уметь успешно интегрировать теоретические знания в практическое исполнение, а также вести активную концертную деятельность в составе квартета, выступая как солист и член ансамбля.
- Исполнять музыкальные партии в составе ансамблей и камерных групп, обеспечивая точное и гармоничное взаимодействие с другими участниками. Вести сольные концертные программы, охватывающие различные жанры и стили, демонстрируя разнообразие репертуара и высокий уровень исполнительского мастерства. Уметь эффективно решать художественно-исполнительские задачи в ансамблевом исполнении, раскрывая музыкальные идеи и эмоции, создавая при этом единую художественную концепцию совместного исполнения.
- Обладать навыками изучения оркестрового репертуара, охватывающего различные жанры и стили, включая симфонический, камерный оркестр и оркестр оперной студии. Понимать выразительные и технические возможности смежных инструментов и их роль в оркестровом, ансамблевом и дуэтном исполнении. Знать основы репертуара оркестровых инструментов, включая важные произведения и их переложения, что позволяет глубже понять их особенности и функции в различных музыкальных контекстах.
- Обладать фундаментальными приемами игры на дополнительном инструменте, а также уверенно демонстрировать навыки исполнения музыкальных произведений на этом инструменте. Уметь использовать различные техники и подходы, соответствующие стилю и жанру произведений, чтобы достичь высокого уровня мастерства и выразительности в исполнении на дополнительном инструменте.
- Проявлять глубокие знания в области музыкальной истории, эффективно применяя эти знания для творческой деятельности в исполнительском и научном направлениях. Обладать пониманием принципов работы современных информационных технологий, а также быть осведомленным о нормативно-правовых актах и документах, касающихся культуры и искусства, для грамотного выполнения профессиональных задач и соблюдения всех требований в данной области.
- Обладать комплексными теоретическими и практическими знаниями в области анализа музыкальных произведений, применяя эти знания, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, для повышения эффективности в профессиональной деятельности. Уметь систематически анализировать музыкальные произведения, выявляя их структурные и художественные особенности. Знать и понимать общие закономерности тональной гармонии, что позволяет глубже интерпретировать музыку и создавать обоснованные музыкальные решения в различных контекстах.
- Обладать глубокими знаниями истории исполнительского искусства, включая ключевые эпохи, стили и традиции, которые оказали влияние на развитие исполнительской практики. На основе этих знаний умело проводить собственный художественно-исполнительский анализ музыкальных произведений, создавая оригинальную и обоснованную интерпретацию. Уметь учитывать исторические и культурные контексты, что позволяет точнее передать замысел композитора и создать выразительное исполнение, соответствующее историческим и эстетическим требованиям.
- Осознавать специфику методической деятельности в области музыкальной педагогики, понимая требования преподавания для разного контингента обучающихся. Уметь планировать учебный процесс с учётом уровня, интересов и индивидуальных особенностей студентов. Использовать педагогический репертуар, адаптируя его к задачам как традиционного, так и инклюзивного образования. Применять современные методики и цифровые технологии, включая элементы искусственного интеллекта, для персонализации, мониторинга и повышения эффективности образовательного процесса.
- Освоить ключевые принципы правового регулирования и антикоррупционной культуры, анализировать основные экономические и финансовые процессы, а также применять принципы устойчивого развития и экологической безопасности для эффективного функционирования в различных сферах жизни и бизнеса.