6B02201 Философия в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы подготовка конкурентоспособных специалистов, с присуждением академической степени «бакалавр» гуманитарных знаний с возможностью специализации в определенной сфере философского знания и способных свободно интерпретировать и творчески использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области классической и современной философии и методологии, а также вести научно-исследовательскую, инновационную и информационно-коммуникативную деятельность в области философии в научно-исследовательские подразделениях (фонды, центры и т.д.), государственные учреждениях, общественных объединениях и т.д.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B032 Философия и этика
-
Предметы на ЕНТ Всемирная история и География
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B022 Гуманитарные науки
Дисциплины
-
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История философии Древнего Востока
Курс направлен на изучение истории философии Древнего Востока. Цель курса сформировать у студентов представление об основных идеях, важнейших направлениях и специфике философии Древнего мира. В процессе изучения курса студенты знакомятся с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая, Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Введение в инклюзию
Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Логика
Цель дисциплины - усвоение навыков логического мышления для отыскания истины, получения новой информации о мире. Дисциплина «Логика» направлена на изучение в систематизированном виде основных теоретических положений логики, выработку навыков логического мышления и анализа различных понятий, высказываний и рассуждений, решения логическими средствами различного рода задач, которые возникают в практической деятельности человека.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины – получение базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и устойчивое развитие
Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История Античной философии
Дисциплина направлена на раскрытие актуальности философских вопросов античной философии в контексте современного философского дискурса. В курсе изучаются важнейшие философские школы Античности, оказавшие влияние на всю мировую философскую мысль. Курс предполагает углубленное изучение античного периода развития философии (Греция и Рим), рассмотрение метафизических систем, эстетических, этических и политических доктрин античной философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Риторика
Цель дисциплины сформировать способность грамотно и правильно составлять и произносить публичные речи, четко и ясно излагать свои мысли. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления эффективной коммуникации, ведения полемики в процессе реализации профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение принципов построения публичной речи, искусства аргументации и убеждения, психологии и культуры общения.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Исламская философия: традиции и современность
Цель дисциплины - углубленное изучение философского наследия арабо-мусульманских стран. В курсе изучаются история формирования философских идей, а также социокультурный и духовный контекст арабо-мусульманской философии, исламская культура и формирование основных направлений философии, рационалистическая традиция в исламской культуры, факторы, влиявшие на формирование средневековой арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Латинский язык: основы философской терминологии
Цель курса - ознакомить студентов, изучающих философию, с основными элементами латинского языка и латинской философской терминологии. Поскольку латинский язык в наши дни не является родным ни для одного народа, программа курса концентрирует внимание не на разговорной практике, а на переводе и анализе текстов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Европейская Средневековая философия
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов способности использовать в профессиональной деятельности знание истории философии Европейского Средневековья. История средневековой философии знакомит с истоками и смыслом основных философских проблем, позволяет выявить исторически меняющийся способ постановки интерпретации и решения мировоззренческих проблем в связи с изменением статуса религии, теологии, философии в обществе и культуре.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Тюркская философия
Цель преподавания: на основе изучения философских концепций культуры тюрков сформировать у студентов навыки анализа закономерностей становления и развития этнокультур. В предмет «Тюркская философия» входит комплекс мировоззренческо-ценностных и теоретико-методологических исследований проблем мировой и отечественной философии, её сущности, функционирования и развития, система актуальных историко-философских исследований культурно-исторических типов и различных видов цивилизаций.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Философия Возрождения и Нового времени
Цель дисциплины – обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей и учений философии Нового времени в сравнении с предшествующими философскими традициями. Знакомит с категориальным аппаратом, основными проблемами и направлениями философии Возрождения, Нового времени и Просвещения, и направлен на развитие навыков критического мышления при чтении источников и историко-философской литературы
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Казахская философия
Цель курса – изучение казахской философской мысли в процессе ее исторического развития, знакомство студентов с особенностями и спецификой истории казахской философии. Курс знакомит студентов с философскими теория, идеями и достижениями казахской философии. При изучении учебной дисциплины «Казахская философия» студент познакомится с основными концептами национальной философии.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Онтология и метафизика
Цель курса формирование представление о значении и содержании метафизики и онтологии как фундаментальных разделов философии. Курс знакомит студентов с метафизическими исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового, генезисом, становлением и развитием онтологической проблематики в истории философии, основными понятиями онтологии и метафизики с античности до наших дней.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Медиа и общество
Цель дисциплины - изучить понятия и парадигмы феноменов коммуникации и коммуникативного пространства в контексте взаимоотношения медиа и общества. Дисциплина выстраивается на системе знания основ коммуникативных технологий, их роли в формировании умственного, профессионального и нравственного облика человека.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Эпистемология
Цель курса - сформировать углубленное представление о взглядах на познавательную деятельность в современной отечественной и мировой философии. В рамках курса представлено современное состояние эпистемологической проблематики, вопросы о знании и истине, рациональности и релятивизме, реальности и явлении, структуре и границах знания и обоснования. Затрагиваются проблемы: интерсубъективности, социальной эпистемологии и др.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Философия современного общества
Цель дисциплины - исследование проблемы общества как фундаментальной проблемы философского знания. Курс вводит в проблематику социально-философского знания, раскрывает феномен общества в теоретическом и историко-философском аспекте. Дисциплина направлена на многостороннее рассмотрение проблем современного общества в том числе как общества массового, превращающего человека в абстрактного индивида.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Арабский язык 2
Курс продолжает готовит специалистов, владеющих арабским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство знакомства с философскими текстами на литературном и научном арабском языке, формирует у студентов специфические лингвистические и переводческие знания и навыки, позволяющие профессионально работать с текстами, написанными на арабском языке.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Экзистенциализм
Цель дисциплины - рассмотрение специфики направления в философии XX века, акцентирующего внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Под философским экзистенциализмом понимают учение, утверждающее, что всякая истина и действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Философия экзистенциализма актуальна обращением к проблеме критических и кризисных ситуаций, с которыми сталкивается человечество.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Арабский язык 1
Цель курса – получение базовых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области философии, и формирование начального уровня в области письменности, фонетики, лексики, грамматики базового уровня литературного и научного арабского языка. По итогам курса студенты должны овладеть базовым массивом лексики и грамматических моделей, а также нормативных речевых оборотов арабского языка.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Критическое мышление
Цель дисциплины - развитие навыков критического восприятия и осмысления современной социокультурной реальности. Курс направлен как на теоретическое и методологическое осмысление принципов критического мышления, так и на формирование практических навыков его использования в различных профессиональных и личностных ситуациях.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Феноменология
Цель дисциплины сформировать способность использовать методологический инструментарий феноменологии. Курс носит историко-философский характер и направлен на формирование представлений о специфике и преимуществах феноменологической методологии в различных направлениях социальных и философских исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Немецкая классическая философия
Цель дисциплины - формирование у студентов представлений и знаний об особенностях развития немецкой философии в период со второй половины XVIII в. и XIХ в., наиболее значительные идеи которой нашли свое выражение в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Немецкая классическая философия представляет собой одну из важных историко-философских дисциплин, исследующей рационально-логическими методами сложное духовно-ментальное и культурное явление, в котором проблематика знания приобретает новое решение.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Философия человека и общества
Цель дисциплины - дать углубленное представление о философствовании об обществе и человеке как целостной системе социогуманитарного знания. Курс вводит студентов в круг проблем классической и современной социальной философии и философской антропологии, знаком с историей социально-философской мысли, ее ключевыми проблемными полями, понятиями и теоретическими подходами к исследованию обществ модерна и постмодерна.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Философия в нефилософских формах
Цель дисциплины - изучение философии как особой формы мировоззрения, представленной как на научно-теоретическом, так и художественном уровне освоения действительности, а также находящем свое отражение в сфере обыденного сознания. В изучении курса студенты будут знакомится с формами философского знания, мудрости сохранившимися в народном творчестве, пословицах и поговорках, современном искусстве.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия сознания
Цель дисциплины - получить полное представление о философских и теоретико-методологических проблемах феномена сознания в контексте историко-философского и научного развития представлений о ментальном, а также внутри философской, междисциплинарной рефлексии и гуманитарной рефлексии. Данный курс знакомит с важнейшими проблемами современной философии сознания
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия середины ХIХ – первой половины ХХ века
Курс направлен на формирование способности ориентироваться в разнообразных, противоречивых направлениях философии середины ХIХ – первой половины ХХ века. Курс включает изучение, анализ и оценку таких философских школ и направлений как позитивизм, марксизм, прагматизм, экзистенциализм, неокантианство и др.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия музыки и театра
Цель дисциплины - рассмотрение феномена музыки как аспект развития человеческого сознания и культуры в целом. Акцентируется внимание на тенденциях развития музыки и театра в ХХ веке и их социальном и культурном значении. Дисциплина направлена на определение предметной области философии музыки с точки зрения сущности и предназначения философии и философствования
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Абай и Шакарим
Цель курса сформировать способность анализировать историю современной казахской философии от ее истоков к современности. Курс вводит в проблематику казахской философии и предполагает углубленное рассмотрение философского наследия А.Кунанбаева и Ш. Кудайбердиева. В содержание дисциплины входит анализ первоисточников, рассмотрение основных направлений философии Абая и Шакарима в контексте компаративистской методологии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия марксизма и современность
Целью курса является рассмотрение философии марксизма как экономической и социально-политической доктрины, которая тем или иным образом повлияла на философские теории и социально-политические преобразования ХХ века. Философская эволюция марксизма выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Философия бизнеса
Цель дисциплины - показать и раскрыть философский смысл основ, принципов, теории и практики бизнеса как в аспекте истории становления и развития хозяйствования, так и в аспекте их современной координации и субординации. В результате освоения курса история становления экономики в целом изучается как основа для экономической детерминации, а также теории и практики бизнеса в контексте исторического развития.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Турецкий язык
Цель курса – изучение турецкого литературного и философского языка, обеспечивающую овладение базовыми языковыми навыками. Овладение знаниями и компетенциями в области современного турецкого языка - фонетикой, нормативной грамматикой и лексикой, а также знакомство с современными философскими текстами на турецком языке.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Постмодернизм
Целью изучение дисциплины является формирование навыков анализа современных социальных и тенденция в рамках философии постмодернизма. Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Рассматриваются основные представители постмодернизма: Ф.Лиотар, Ж.Деррида, Ж.Делез, М.Фуко, и др.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия времени
Цель дисциплины - рассмотрение феномена времени как формы бытия человека и условия социального познания и социального моделирования. Курс вводит в проблематику феномена времени как формы существования природного и социального мира. Дает представление об истории становления проблемы времени, о ее основных аспектах в современной философии, значении проблемы времени для социального теоретизирования.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия языка
Цель дисциплин - формирование четких представлений об особенностях философского анализа языка. На основе классических и современных текстов осмысляется многообразие подходов в философии к лингвистической проблематики и их философский фундамент. Особое внимание уделяется тем философским течениям, которые в центр рассмотрения ставят язык, прежде всего, аналитическая философия, философская герменевтика, феноменология.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философская компаративистика
Цель дисциплины - знакомство с основоположениями и направлениями компаративистских исследований на разнообразном материале философских, социальных и культурологических теорий Запада и Востока, анализ диалога восточной и западной философских традиций, их сравнение в рамках схожей философской парадигмы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия религии
Цель курса формирование навыков сравнительного и критического анализа религиозно-философских концепций. Курс посвящен изучению философских оснований религиозных учений, изучению эпистемологических основ знания о религии, выявлению основных функций и роли религии в развитии современной цивилизации
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Неклассическая логика
Цель дисциплины - усвоение навыков логического мышления в контексте специфики различных направлений современной логики. Формирование у студентов логической культуры мышления и ведения диалога требует знания классических и неклассических форм логики. Неклассические логики - широкая область исследований, выходящая за пределы или, наоборот, сужающая область исследований классической логики высказываний и логики предикатов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Этика
Цель курса - формирование у студентов понимания методологической роли этико-философского знания, места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом. Курс включает углубленное изучение основных этапов в ставлении этики, освоение категориального и методологического аппарата этики, необходимого для его корректного использования в образовательных и научных целях.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия ХХ – ХХI века
Цель курса - углубленное изучение основных направлений, парадигм, тенденций развития современной философской мысли. Дисциплина направлена на ознакомление со спецификой философии середины ХХ- начала ХХI века, обучение критическому осмыслению и анализу ключевых идей новейших философских концепций, возникших в ХХ веке, специфики постмодернистского философского дискурса и перспектив развития современной философии мировой и отечественной философии.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
История русской философии
Цель дисциплины - систематическое изучение основных этапов развития русской философской мысли, в рамках которых сложились важнейшие теории и концепции. Курс знакомит студентов с проблемным полем, исследовательским аппаратом, логикой развития философского пространства России в контексте взаимосвязи философии, литературы и религии; направлен на изучение классического корпуса произведений русской философской мысли.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия истории и политическая философия
Цель дисциплины – формирование фундаментальных знаний философских проблем истории и политической философии в мировой и отечественной интеллектуальной традиции. Курс включает в себя проблемы смысла и назначения истории, проблемы исторического и политического познания, современную политическую философию с целью получения осмысленной философской ориентации в политической реальности на основе анализа различных парадигм философско-политической мысли.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философия культуры
Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления об основных философских концепцях культуры начиная с эпохи Возрождения до настоящего времени, формирование углубленных представлений о культуре, основных этапах ее развития, культурно-исторических типах. Курс также направлен на переосмысление классической модели культуры в единстве ее методологической, критической и систематической функций.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Эстетика
Цель дисциплины - ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в истории эстетической мысли от античности до эстетических теорий ХХ-ХХI веков. В курсе раскрывается специфика эстетики как науки философского цикла, анализируются актуальные теоретические проблемы современных эстетических учений; демонстрируется синхроническое и диахроническое многообразие эстетических исследовательских стратегий.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Философские основания классического образования
Целью дисциплины является углубленное рассмотрение философии образования в историко-философском контексте. Курс показывает развернутую панораму развития философских оснований современного образования в аспекте его исторического развития. Знакомит с основными парадигмами классического европейского образования. Дисциплина направлена на осмысление путей развития современного образования в контексте рассмотрения проблемы личности и тенденций развития современной информационной цивилизации.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной и отечественной философии, этики, эстетики и философской антропологии
- характеризовать социально-культурные процессы и явления как картины научного и обыденного мира с позиции методологии современной философии
- определять предмет философии и ее роль в истории человеческой культуры в соотнесенности с другими формами духовной жизни (религия, наука, искусство и др.)
- оценивать явления и процессы финансово-экономической, политико-правовой, социальной и духовной жизни современного общества на основе философского понимания закономерностей функционирования и развития природы и общества
- интерпретировать социально-культурные и исторические факты метаязыком философии
- анализировать актуальные проблемы развития современного общества и представлять результаты в формате научных статей и вторичных научных жанров (обзоров, аннотаций, библиографических указателей и т.д.)
- формулировать производственные задачи и работать с большими объемами текстовой информации, осуществляя поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать
- выстраивать межкультурный диалог на основе знания и понимания проблем человека в современном мире, ценностей мировой и казахстанской культуры
- осуществлять планирование и организацию своей профессиональной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, а также реализации политики научной коммуникации
- принимать управленческие решения на основе принципов системного социального анализа с высокой степенью автономности
- обосновывать систему научных результатов на основе принципов логического мышления, теории и практики аргументации и презентовать их научному сообществу и широкой общественности, отстаивать их в научных дискуссиях
- осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области философии на основе владения методами и приемами логического анализа, умения работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями, применять в профессиональной деятельности базовые основы научно-методической и учебно-методической работы
Похожие ОП
6B02201 Философия
Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби)
6B02201 Философия
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (ЕНУ им. Л. Н. Гумилева)
6B02201 Философия
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ им. Абая)
6B02201 Философия
Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова (КарУ им. Букетова)
6B02201 Философия
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (ЕНУ им. Л. Н. Гумилева)