6B05110 Биология в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка кадров, владеющих теоретическими и практическими знаниями в области различных отраслях биологии, умеющих применять, оценивать и анализировать современное состояние развития биологических наук, способных формулировать и принимать эффективные решения в профессиональной деятельности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
Дисциплины
-
Введение в специальность
Цель: Формирование у обучающихся целостного представления об основных этапах, отраслях и структурах развития биологии как науки, методах исследования и профессиональном образе будущего биолога. Содержание: Виды профессии. Необходимость, направленность, причины выбора профессии специалиста. Этапы профессионального становления человека. Методика изучения модели биолога-специалиста, профессиограммы, психограммы, качеств, обеспечивающих профессиональную деятельность биолога. Основные направления исследований биолога.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Основы академического письма
Цель: Овладение общими правилами и методами, навыками профессионального чтения, академического письма и устного изложения, основанными на технике познания и отдельных его приемах. Содержание: Навыки академического чтения и письма, язык и структура научно-профессиональных текстов. Конспектирование, написание рефератов, тезисов, ознакомление с результатами научного анализа, чтение научно-профессиональных текстов. Развитие навыков участия в научно-профессиональных дискуссиях и презентация профессионально ориентированных проектов. Навыки самостоятельной работы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Ботаника
Цель: Углубление знаний о разнообразии, формировании и особенностях морфологического и анатомического строения, эволюции низших и высших растений. Содержание: История развития дисциплины, методы исследования. Особенности строения клеток и тканей растений. Семена и проростки; корень и корневая система; лист и стебель; метаморфозы органов растений; морфологические основы репродуктивной биологии растений. Морфологическое разнообразие цветка. Характеристика и принципы классификации плодов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Анатомия и морфология растений
Цель: Формирование представлений о морфологии и анатомическом строении, особенностях вегетативных и генеративных органов растений. Содержание: Строение растительной клетки, классификация тканей; биохимические и физиологические процессы в тканях. Морфологические признаки и особенности анатомического строения органов растений. Сезонные и возрастные изменения растений, размножение и продуктивность и основы восстановления, морфологические эволюционные направления. Распространение плодов и семян. Классификация жизненных форм растений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Зоология
Цель: Формирование знаний об разнообразия животных, особенностей их строения, жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, закономерности распространения и обучение эффективному их использованию, способам сохранения запасов природы. Содержание: Представители основных типов и классов животных. Морфология, физиология, экология, этология. Увеличение, развитие, значение. Филогения. Таксоны, систематика и эволюция беспозвоночных и позвоночных животных, место и роль животных в экологических системах, значение в медицине и профессиональном хозяйстве.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Систематика растений
Цель: Углубление знаний о биоразнообразии, систематических группах, жизненных формах, экологии и эволюции растительного мира. Содержание: Систематика растений. Теоретическое и практическое значение классификации растений. Таксоны. Прокариоты. Эукариоты. Бактерии. Вирусы. Отдел водорослей. Низшие и высшие грибы. Отделы лишайников, слизевиков, мохообразных, риниофитов, плаунообразных, хвощеообразных и папоротников. Голосеменные растения, класс хвойные. Отдел покрытосеменных (цветковых) растений. Жизненные формы и экологические группы растений.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Зоосистематика
Цель: Формирование знаний об описаний истории систематики животных от К. Линней до современности, изучение характеристик таксономических рядов (категорий), теории зоологической классификации, о методах выявления и анализа таксонов, видах диагностических ключей, их эффективности и недостатках. Содержание: Место зоосистематики в биологической системе (теоретической и прикладной). Задачи систематизации. Понятия типов: типологический, биологический, морфологический. Зоологическая номенклатура. Классификация видов. Идентификация и анализ таксонов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
География растении
Цель: Формирование знаний о закономерностях распространения растений, ареале, структуре сообществ, классификации разнообразия. Содержание: Географическое распространение типов растительности. Флора. Границы, геоморфологическое строение территории флоры. Географическое распространение видов формации растений. Основные этапы исторического развития растительного мира. Специфика флорных зон Земли, история их формирования, сравнительная флористика, методы флористических и географико-ботанических исследований, классификация флор и принципы флористического зонирования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Зоология c основами экологии
Цель: Формирование знаний о строении, таксономии, жизнедеятельности, распространении, биоценотическом и экономическом значении хордовых животных. Содержание: Биологическое разнообразие живых организмов. Принципы систематики и таксономии. Взаимодействия организма и среды. Популяция. Задачи систематизации биоразнообразия. Формирование экологической культуры, экологического сознания, характеристика окружающей среды, усвоение теоретических знаний в области зоологии, экологии, организация работы по разъяснению пользы животных для человека.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Высшая математика
Цель: Формирование навыков применения в учебно-профессиональной и социально-личностной сфере элементов теории вероятностей; освоение матричного, дифференциального и интегрального исчилений для решения задач, используемых в профессиональной деятельности. Содержание: Система определителей и линейных уравнений. Матрицы и ранг матрицы. Решение системы линейных уравнений Крамером, матричными методами. Векторы и операции над ними. Найдите скалярное, векторное и смешанное произведение векторов. Кривые 2-го порядка: эллипс, гипербола, парабола. Интегральные методы расчета.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Химия
Цель: Обучение теоретическим основам неорганической химии для повышения профессиональной креативности, формирование навыков и умении для проведения экспериментов. Содержание: Основные понятия и законы химии. Классификация неорганических соединений. Классификация сложных веществ в зависимости от их функционального состояния. Эквивалент. Строение атома. Периодический закон химических элементов (ХЭПЗ). Химическая связь. Растворы. Электролитическая диссоциация. Термодинамика. Химическая кинетика. Химическое равновесие. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей. Электролиз.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Профессионально- ориентированный иностранный язык
Цель: Чтение и перевод текстов, относящихся к профессии, на английском языке, установление общения на профессиональную тематику, понимание и использование языкового материала в устной и письменной форме речи. Содержание: Место английского языка в изучении биологии. Характеристики и уровни живых организмов. Строение бактерии. Особенности простейших. Строение и разнообразие животных. Растительный мир. Связь окружающей среды и живых организмов. Эволюционное развитие жизни
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель: Формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции, устойчивых навыков антикоррупционного поведения. Содержание: Преодоление правового нигилизма, формирование основ правовой культуры обучающихся, в сфере антикоррупционного законодательства. Формирование осознанного восприятия, отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали, этики. Освоение навыков, необходимых для противодействия коррупции. Создание антикоррупционного стандарта поведения. Антикоррупционная пропаганда, распространение идей законности, уважения к закону. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, искать пути преодоления проявлений коррупции. Применение ИИ в противодействии коррупции.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины – изучение личных и семейных финансовых ресурсов, которые имеют решающее значение для достижения финансового благополучия. Содержание дисциплины. Финансовое планирование и безопасность потребителя. Основные методы и приемы ведения эффективной траты и экономии финансов. Защита и инвестирование собственных финансовых ресурсов. Роль и значение личных финансов, их возможностей для достижения финансовой устойчивости. Фильтрация множества сомнительной финансовой информацией. Стимулы к самостоятельному управлению обязанностями и оптимальными финансовыми возможностями потребителя. Принятие грамотных финансовых решений при построении профессиональной карьеры.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Профессиональный казахский (русский) язык
Цель: обеспечение профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста, способного адекватно выстраивать общение в профессионально значимых ситуациях и владеющего нормами языка для специальных целей. Содержание: рассматривается пофессиональный язык и его составляющие, профессиональная терминология как основной признак научного стиля, научная лексика и научные конструкции в учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах, алгоритм работы по анализу и продуцированию научных текстов по специальности, продуцирование научно-профессиональных текстов, основы деловой коммуникации и документации в рамках будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Мухтароведение
Цель: Формирование исторического, литературного представления о творчестве М. Ауэзова в контексте истории литературы, патриотизма и культурно-духовного позиции. Развитие художественного мышления, навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Содержание: Жизнь и творческий путь М. Ауэзова Семипалатинский, Ташкентский, Санкт-Петербургский периоды. Деятельность М.Ауэзова в журналах «Шолпан», «Абай». Публицистика М.Ауэзова. Художественный обзор рассказов «Қорғансыздың күні», «Қыр суреттері», «Оқыған азамат», «Көксерек»,пьеса Еңлік-Кебек и повестей «Қилы заман», «Қараш-қараш» оқиғасы», монографии «Абай Құнанбаев», романа- эпопеи «Абай жолы».
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы искусственного интеллекта
Цель: формирование компетенций в области использования знаний и практического применения инструментов и методов искусственного интеллекта, с учётом приоритетов программы AI-Sana. Содержание: Введение в искусственный интеллект (ИИ). Развитие практических навыков и умений: применять инструменты ИИ; работать с большими языковыми моделями (LLM); использовать платформы искусственного интеллекта без кода; инструменты генеративного искусственного интеллекта; распознавания изображений; обработки естественного языка (NLP); визуализации данных с помощью ИИ. Иметь представление о применении ИИ в различных сферах; раскрыть потенциал ИИ через интеграцию подходов программы AI-Sana.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Зоогеография
Цель: Формирование знаний о роли биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы; о современных теориях в области зоогеографии; о механизмах формирования ареалов и фауны; о принципах фаунистического районирования суши и океана. Содержание: Систематизация понятий о животных и системе мира. Основы закономерностей и методы исследования зоогеографии, формирование образа экологического мышления, закономерности формирования фаун под влиянием природных явлений.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физика
Цель: Формирование у студентов основ естественного-научного мировоззрения, комплексного подхода к понятиям и законам физики, овладение методами научного мышления; ознакомление с основными законами и принципами физики. Содержание: Применения существующих физических законов к биологическим явлениям, особенности развития процессов в целых организмах на всех уровнях организации от макромолекул до экосистем. Рассмотрены химия и физика макромолекул, молекулярная биофизика и некоторые проблемы биоэнергетики.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Абаеведение
Цель: Сохранение «национального кода» в проекте «Казахcтану» на основе творчества А.Кунанбаева. Содержание: Исторический обзор истории Казахстана и казахской литературы ХІХ-ХХ в. Исследования наследия Абая ХХ-ХХІ в. Хронология творчества Абая. Абай - великий поэт, этнограф, основатель казахской письменной литературы. Абай - составитель свода законов «Положение Карамолы», общественная значимость. Абай - мыслитель, религиовед, философ. Роль Абая в образовании и науке, концепция «Целостного человека». «Слова назидания» Абая, роман-эпопея М.Ауезова «Путь Абая» . К. Токаев «Абай и Казахстан в XXI веке», роль, значимость .
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Биохимические функции живых организмов
Цель: Формирование теоретических знаний о биохимических функциях живых организмов, связанных с их жизнедеятельностью; биохимическими процессами, происходящими в организме: питанием, дыханием, размножением и гибелью. Содержание: Энергетические процессы в живом организме. Теории биологического окисления. Дыхательная цепь. Промежуточный обмен. Метаболизм углеводов. Метаболизм липидов. Метаболизм белков и аминокислот. Строение и функции клеточной мембраны. Нуклеиновые кислоты. Взаимосвязь обмена углеводов, липидов и белков.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Физиология растений
Цель: Формирование знаний об основных закономерностях жизнедеятельности растительного организма и применению их в управлении продуктивностью сельскохозяйственных, культурных растений. Содержание: Взаимосвязь между строением и функцией структур растений. Водный режим растений. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотосинтетическое фосфорилирование. Цикл Кальвина. Дыхание растений. Анаэробные и аэробные стадии. Гликолиз. Цикл Кребса. Субстратное фосфорилирование. Минеральное питание растений. Рост и развитие растений. Фитогормоны. Движения растений. Устойчивость растений.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Гистология и основы эмбриологии
Цель: Формирование знаний о структурной организации, функциях и взаимосвязях жизненных процессов на уровне клеток, тканей и органов, выявление закономерностей их развития. Содержание: История развития гистологии и эмбриологии. Закономерности возникновения, классификация и эволюции тканей. Эмбриология человека. Зародышевая стадия эмбрионального развития. Теоретические основы современных гистохимических методов, основные методики изготовления гистологических препаратов. Изучение получения материала, его закрепления, промывки, обезвоживания и заливки гистологического материала, умение работать под микроскопом.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Цитология и гистология
Цель: Формировать представления об основных закономерностях строения клетки, строении и функции тканевой системы. Содержание: Морфология клетки, состав, органоиды клетки и их функции, основные биологические процессы, происходящие в клетке. Освоение знаний по клеточной теории, ядерному аппарату клетки, строению и функции цитоплазмы, особенностям строения и функции клеток тканей растений, животных и человека, овладение современными цитологическими методами исследования клеток и тканей.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биология человека
Цель: Формирование знаний об основных закономерностях морфологических и структурных особенностей организма человека и его онтогенезе и филогенетической изменчивости. Содержание: Основные методы изучения биологии человека. Пассивная часть двигательного аппарата-скелет. Активный двигательный аппарат организма-Миология. Общее строение пищеварительной системы. Общая характеристика строения органов дыхания. Система кровообращения. Строение и топография сердца. Строение нерва, его значение. Центральная нервная система. Крупные полушария, их строение. Система желез внутренней секреции. Мочевыделительная система. Органы чувств-эстезиология.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биохимия
Цель: Формирование у обучающихся знаний о структуре и свойствах химических соединений, входящих в состав живых организмов, основных закономерностях биохимических процессов и механизмах регуляции метаболизма и навыков работы на приборах и оборудовании, используемых в биохимических лабораториях. Содержание: Введение в биохимию. Белки. Ферменты. Нуклеиновые кислоты. Рибонуклеиновые кислоты (РНК). Углеводы. Липиды. Витамины. Биоэнергетика. Углеводный обмен. Обмен белков и аминокислот. Липидный обмен. Обмен нуклеиновых кислот.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Анатомия человека
Цель: Формирование знаний о строении человека и его системах на основе современных достижений Макро-микроскопической анатомии, анатомо-топографических отношений органов. Содержание: Методы анатомического исследования. Учение об остеологии и мышцах, а также внутренних органах - Спланхнология. Анатомия и топография дыхательной системы. Учение о крови и сосудистой системе. Строение и топография сердца. Структура, топография центральной нервной системы, мозга и его отделов. Учение о железах внутренней секреции. Структура и топография мочевыделительной и сенсорной систем.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экосистема и право
Цель: формирование интегрированных знаний в области экономики, права, антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, предпринимательства, методов научных исследований. Содержание: основы безопасного взаимодействия человека и природы, продуктивности экосистем и биосферы. Предпринимательская деятельность в условиях ограниченности ресурсов, повышение конкурентоспособности бизнеса и национальной экономики. Регулирование отношений в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности человека. Знание и соблюдение казахстанского права, обязанностей и гарантий субъектов, государственное регулирование общественных отношений для обеспечения социального прогресса. Применение методов научных исследований. Правовые основы искусственного интеллекта. Инклюзия - стратегия международного законодательства.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Физиология и биохимия растений
Цель: Формирование знаний о биохимических процессах растительного организма и их значений в жизнедеятельности растений. Содержание: Закономерности протекания процессов жизнедеятельности растительного организма и механизмы обмена веществ в растениях. Строение, свойства и механизмы функционирования основных классов биологических веществ в растительном организме. Строение и функция белков. Строение и функция углеводов. Строение и функции нуклеиновых кислот. Строение липидов и их функция. Биологические активные вещества.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биологический эксперимент
Цель: Знание методологии и методов научно-исследовательской работы, формирование навыков самостоятельного исследования требований к правилам планирования, проведения лабораторных экспериментов, анализа и творческого мышления результатов. Содержание: Наука и научные исследования. Основные понятия научно-исследовательской работы. Этапы научно-исследовательской работы. Индивидуальные и специальные методы научного исследования. Экспериментальные методы исследования. Первичная обработка данных. Статистическая обработка результатов эксперимента. Специфика метода эксперимента, виды эксперимента, основные этапы подготовки и проведения эксперимента.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научно-исследовательской работы по биологии
Цель: Формирование навыков организации и планирования научно-исследовательских работ, методов проведения исследований, анализа полученных результатов, подготовки статей, оформления доклада. Содержание: Научное исследование — это процесс познания, осуществляемый по определённому плану с использованием научных методов; его виды и этапы чётко определены и реализуются в формате рефератов, курсовых и дипломных работ. Искусственный интеллект оказывает помощь в этом процессе за счёт анализа информации, визуализации данных и обработки текста.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Микробиология
Цель: Формирование системы знаний о специфике прокариот, их размножении, систематике, метаболизме, об эволюции и экологии микроорганизмов, значение микроорганизмов в природе и жизни человека. Содержание: Современные направления микробиологии, тенденции, методы исследования. Питательные среды. Морфология, типы дифференциации прокариот. Ультра-строение, физиология прокариот. Методы выделения микроорганизмов, прополки. Классификация прокариот. Морфология эукариотических микроорганизмов. Метаболизм, дыхание и генетика микроорганизмов. Влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы. Специфика, структура вирусов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Биология индивидуального развития
Цель: Формирование знаний о закономерностях биологии индивидуального развития, видовых особенностях человека и животных, условиях их жизнедеятельности, воспроизводстве и постнатальном развитии, морфологии и физиологии гамет, основных стадиях зародышевого развития. Содержание: Биология индивидуального развития организма, методы исследования. Преэмбриональное развитие, гаметогенез. Мейоз – размножение половых клеток. Особенности полового цикла. Оплодотворение. Отдел хордовых. Бластуляция земноводных. Фрагментация яиц млекопитающих. Развитие нервной системы. Постэмбриональное развитие и процесс старения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Генетика и основы селекции
Цель: Формирование исследовательской компетентности путем освоения теоретических знаний и практических навыков в области генетики и селекции. Содержание: Характеристика процесса отбора, оценки исходного материала, необходимого для селекции, методами исследования селекционной науки. Научный анализ генетической основы селекции, определение научной достоверности центров происхождения культурных растений и данных естественного отбора, теоретико-методологическая основа понимания природы, полноты и достоверности данных.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Основные теории биологической эволюции
Цель: Анализировать проблемы от возникновения жизни до происхождения человека, дополнять представления, понятия о закономерностях развития живой природы. Содержание: Органическая эволюция объективный процесс методы исследования эволюции. Жизнь-особая форма движения материи. Эволюционное изменение Земля является необходимым условием жизни на земле. Следующие этапы биохимической эволюции. Доказательства эволюции и методы ее изучения. Борьба трансформизма и креационизма, преформизма и эпигенеза. Становление эволюционной биологии.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Генетика
Цель: Формирование систематизированных знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, изучение основ селекции, генной инженерии, методов молекулярно-генетического анализа. Содержание: Методы исследования наследственности и изменчивости. Цитологическая основа наследования, гаметогенез. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании. Взаимодействие генов. Генетика пола. Хромосомная теория наследования. Изменчивость. Генетика человека. Медицинская генетика, наследования групп крови человека и задачи популяционной генетики.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Биология клетки
Цель: Формирование представлений о строении и классификации основных типов клеток растений и животных. Содержание: Основы клеточной теории. Химический состав клетки. Общая характеристика и функции цитоплазмы, гиалоплазмы. Плазматическая мембрана. Клеточное ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии и пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Воспроизводство клеток. Жизненный цикл клеток. Митоз. Амитоз. Мейоз, стадии и разновидности мейоза. Дифференцировка и патология клеток.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Систематика микроорганизмов
Цель: Формирование представления об особенностях жизнедеятельности, организации прокариотических и зукариотических микроорганизмов и их положении в общей системе органического мира. Содержание: Особенности прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Методы стерилизации в микробиологии. Морфология бактерий. Морфология актиномицетов. Строение бактериальной клетки. Химическая структура микроорганизмов, питание. Филогенетическая и фенотипическая систематика бактерий. Классификация прокариот. Энергетические и биосинтетические процессы. Дыхание. Микроорганизмы и окружающая среда.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Эволюционная теория
Цель: Формирование научного представления о происхождении жизни на земле и ее историческом развитии, основах эволюционного учения. Содержание: История развития эволюционного учения. Формирование и развитие эволюционных идей в докарвиновский период. Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Доказательства эволюции и методы ее изучения. Учение о микроэволюции. Популяция элементарная структура эволюции. Эволюционный прогресс. Антропогенез.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Молекулярная биология
Цель: Объяснение строение живых организмов с молекулярной точки зрения. Содержание: Клетки и геномы. Общие свойства клеток на земле. Химические компоненты клетки. Особенности строения молекулы воды. Значение ферментов в метаболизме. Значение активированных носителей в биосинтезе молекул. НАДН и НАДФ являются важными носителями электронов. Форма, структура и функция белков. Механизмы репликации ДНК. Хромосомная ДНК. Развитие геномов. Возникновение геномных изменений. Нарушение механизмов копирования и коррекции ДНК.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Физиология высшей нервной деятельности
Цель: Формирование знаний о физиологии и общих закономерностях высшей нервной деятельности, свойственных организму, функции и особенностях высшей нервной системы. Содержание: Рефлекторная теория И.П.Павлова. Формирование рефлексов. Феномен доминанты. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Корковые зоны, функциональные блоки. Асимметрия больших полушарий мозга. Типы высшей нервной деятельности. I и II сигнальная система. Физиологические механизмы памяти. Классификация видов внимания. Эмоции. Сознание и мышление. Типы высшей нервной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Физиология человека и животных
Цель: Формирование знаний об основных функциях организма человека и животных, о жизнедеятельности физиологических систем, органов, клеток, клеточных структур. Содержание: История становления физиологии как науки, методы исследования физиологии человека и животных, свойства и виды возбудимых тканей и общей мышечной, нервной тканей, физиология отдельных отделов вегетативной и центральной нервной системы. Синапсы, их виды и физиологические свойства. Анализаторы, эндокринные железы, кровь, сердце, кровеносные сосуды, дыхание и физиология пищеварительной системы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Молекулярная биология с основами генетик
Цель: Формирование современных знаний об основных молекулярно – генетических и клеточных механизмах жизнедеятельности организмов, их применении в клинической практике. Содержание: Строение и значение нуклеиновых кислот. Основные пути передачи генетической информации. Биосинтез ДНК. Генетическая рекомбинация. Анаболизм. Этапы биосинтеза белка. Генетический код. Генетический аппарат клетки. Кариотип человека. Нарушение генетического гомеостаза и проявление в патологии человека. Генные, геномные, хромосомные мутации. Мутагенез. Мутагенные факторы.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Лихенология
Цель: Формировать знания о морфологии и анатомии лишайников, систематике лишайников, обменных процессах, экологии и их значении в биогеоценозах с экологическими группами. Содержание: Общая характеристика лишайников Классификация лишайников. Морфологическое строение лишайников. Лишайниковые водоросли (фотобионты или фитобионты). Лишайниковые грибы (микобионты). Анатомическое строение лишайников. Рост лишайников. Метаболизм у лишайников. Понятие о симбиотрофизме. Значение лишайников в природе. Их среда обитания.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Микология
Цель: Формирование представления о морфологии грибов, видовом составе, систематических группах, биологии, экологии, филогении, распространении в природе и жизни человека. Содержание: Общее описание грибов. Изменения темы. Питание грибов. Влияние внешней среды на развитие грибка. Грибной рост. Классификация грибов. Слизевики, миксомицеты. Настоящие грибы. Класс Плазмодиофоры. Класс Хитриодимицеты. Оомицеты. Зигомицеты. Аскомицеты (карманные грибы). Базидиомицеты. Класс незрелых грибов (дейтеромицеты).
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Урбанофлора Туркестанской области
Цель: Формирование представлений об этапах формирования и развития городской флоры, цели, особенностях, порядке размещения, культурно-социальном значении. Содержание: Урбанофлора Туркестанской области. Защита и оптимизация городской флоры. Древесные и травянистые (однолетние и многолетние) растения, наиболее приспособленные к выращиванию в урбанизированных системах. Почвенный покров, основные закономерности формирования флоры, изменения физико-химических и биологических показателей, культурное и социальное значение.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Биоресурсы Казахстана
Цель: Ознакомление обучающихся с изучением биоресурсов Казахстана, их рациональным использованием, разнообразием растений и животных, периодами истории исследований, методами получения сырья и способами их применения. Содержание: Концепции биологических ресурсов. Этапы изучения сырьевых растений Казахстана. Ресурсоведение подходы к изучению и освоению сырьевых растений. Эффективное использование и защита полезных растений в естественной флоре Казахстана. Перспективы ресурсного районирования и ресурсной научной работы в Казахстане. Основные водные биоресурсы Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Лекарственные растения Казахстана
Цель: Формирование знаний по охране и эффективному использованию видового состава, морфологии, биоэкологических особенностей, биоресурсов лекарственных растений, произрастающих на территории Казахстана. Содержание: Общая характеристика лекарственных растений; история использования растительного сырья в лечебных целях; охрана ресурсов лекарственных растений; технология сбора лекарственных растений; зависимость лечебных свойств лекарственных растений от их химического состава. Морфологические, экологические и экономические характеристики основных представителей лекарственных растений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Геоботаника
Цель: Формирование знаний о закономерностях распространения растительного покрова, структуре, разнообразии и классификации растительных сообществ. Содержание: Этапы развития науки Геоботаники; теоретические основы современной геоботаники; методы исследования; флористический состав фитоценоза; популяции видов и жизненные состояния; геоботаническое районирование; диапазон и типы диапазонов; элементы хронологической, функциональной структуры фитоценоза; конституциональная структура фитоценозов, динамика, жизненные формы и способы взаимодействия растений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Паразитология
Цель: Формировать знания о путях появления паразитов, взаимоотношениях паразита и хозяина, строении, биологии, экологии, жизненном цикле, распространении паразитов. Содержание: Основные понятия и термины паразитологии; особенности жизненных циклов, их промежуточные хозяева, пути передачи, методы профилактики паразитарных инвазий, меры профилактики природно-очаговых заболеваний. Особенности методов оценки паразитологического состояния. Дискуссионные навыки и аргументы в дискуссиях о паразитологической безопасности.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Гельминтология
Цель: Формирование основ компетенции, необходимых для выполнения научно-исследовательских, полевых, лабораторных работ, используя современную аппаратуру в области гельминтологии. Содержание: Основные морфологические, биологические, экологические особенности трематод, цестод, нематод, скребней и их личинок; методы диагностики распространенных гельминтозов. Различать строение гельминтов и их личинок по общепринятым препаратам и схематическим рисункам; определение стадий развития гельминтов у последнего, промежуточного, вторичного хозяина.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Флора и фауна мира
Цель: Формирование научных представлений о флоре и фауне мира, расширение знаний о многообразии видов и об основных представителях животного и растительного мира. Содержание: Распространение растений и животных на Земле зависит от климата и географических условий, а искусственный интеллект позволяет отслеживать и моделировать эти процессы. В изучении эндемичных видов, а также флоры и фауны степных, пустынных, горных, тундровых и таёжных зон искусственный интеллект становится эффективным инструментом для сохранения и охраны экосистем.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Сравнительная флористика
Цель: Формирование теоретических и практических знаний по сравнительной флористике, привитие умений и навыков самостоятельной работы с растительными объектами, развитие интереса к проведению научных исследований в области флористики. Содержание: Сравнительная флористика, задачи и перспективы. Естественные и искусственные флоры. Методы флористических исследований. Современные методы сравнения флор: сходство и различия, родовой коэффициент. Флористический анализ. Флористическое районирование. Фитогеографическое положение.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Биология почв
Цель: Усвоение современных представлений о многообразии живого мира в почве, о царстве живой природы, об отдельных группах биоты, о разложении, трансформации органического вещества на земле, образовании, разложении гумуса. Содержание: Основные понятия и определения биологии почвы в системе разделов почвоведения и их связь. Основные этапы развития почвенной биологии, почвенной биоты, царства природы. Распределение живых организмов по фазам почвы.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экология популяций и сообществ
Цель: Изучение закономерностей главного взаимодействия в системе популяционно - общинно–техногенной среды и формирование экологического диалога о решении природоохранных вопросов. Содержание: Современное понимание концепций, стратегий и практических задач устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан. Комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению сложных и спорных вопросов экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Декоративные растении Казахстана
Цель: Формирование знаний по охране и эффективному использованию видового состава, морфологии, биоэкологических особенностей, биоресурсов природных декоративных растений Казахстана. Содержание: Разнообразие декоративных растений; морфология, биоэкологические особенности; особенности роста и развития декоративных растений в различных климатических зонах; методы приживления декоративных растений; знание видов декоративных растений, выращиваемых на объектах общего пользования, их выращивание, хранение и переработка.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Лесоведение и лесоводства
Цель: Формирование теоретических основ ведения лесного хозяйства на современном этапе его развития, исходя из положений и требований действующего лесного законодательства Содержание: Элементы, составляющие лес. Лесное хозяйство- отрасль экономики. Изучение, обновление лесов; уход за лесом, заготовка древесины, ее вырубка и регулирование; выращивание саженцев в питомниках; орошение; защита леса от пожаров, вредителей и различных болезней; меры регулирования лесопользования с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине и лесной продукции.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экологические проблемы РК
Цель: Формирование представлений об экологическом и природоохранном законодательстве РК для решения экологических и природоохранных вопросов. Содержание: Проблемы экологии и охраны окружающей среды в Казахстане. Проблемы изменения климата РК в настоящее время. Загрязнители атмосферы, радиационная обстановка. Общие закономерности и защитные мероприятия повреждения лесов. Меры эффективной защиты видов природных ресурсов. Демографическая ситуация и концепция устойчивого развития Казахстана.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Прикладная биология с основами почвоведения
Цель: Формирование знаний о достижениях областей прикладной биологии, структуре, составе почв, способах плодородия и теоретических, методических основах выращивание растений, способах применения на практике. Содержание: Значение курса основы прикладной биологии и почвоведения, связь с другими науками. Факторы почвообразования. Строение почвы, морфологические признаки, физические и механические свойства почвы. Севооборот. Сорняки и борьба с ними. Классификация удобрений. Классификация и группировка полевых культур. Животноводство. Кролиководство. Ценные меховые звери. Птицеводство.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Ландшафтный дизайн
Цель: Формирование возможностей использования в направлениях ландшафтного дизайна климата, рельефа, биоресурсов местности, ландшафтных особенностей и закономерностей различных зон и поясов территориальной природы. Содержание: Основные принципы ландшафтного дизайна. Деревья и кустарники, используемые в ландшафтном дизайне. Агротехническая подготовка территории. Направления ландшафтного дизайна, объекты дизайнерской деятельности. Принципы организации ландшафта: экологичность, функциональность, эстетика. Развитие садового дизайна. Устойчивые и ландшафтные стили ландшафтной архитектуры.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Ихтиология
Цель: Изучение особенностей видов рыб; формирование знаний о строении, жизни, распространении, систематике, эволюции рыб. Содержание: Особенности биологического строения класса рыб. Хрящевые рыбы. Группа костистых рыб, их размножение. Основные экологические группы рыб. Морская, пресноводная рыба. Кормление рыб. Разведение рыбы. Хозяйственное значение рыб. Рыболовство. Рыбоводство. Виды рыбы, используемые в общественных местах. Пищевая ценность рыбы. Факторы, влияющие на химический состав рыбы.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Орнитология
Цель: Формирование знаний об особенностях размножения, распространении, систематике птиц, значении птиц, обитающих на территории Казахстана. Содержание: Класс птиц как многочисленная группа наземных позвоночных, особенности их строения, организации, принципы систематизации и роль в природных биоценозах. Происхождение и эволюция. Анатомо-экологические особенности. Основные группы птиц, обитающих в Казахстане. Орнитофауна, биоразнообразие редких и охраняемых видов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Растениеводство с основами почвоведения
Цель: Формирование навыков профессионального применения знаний о значении растениеводства, особенностях современного выращивания растений и типах почв, значении почв в природе, закономерностях распространения на земле. Содержание: Значение растениеводства в сельскохозяйственном производстве. История происхождения культурных растений. Труды Н.И.Вавилова. Зерновые культуры. Основные бобовые культуры. Масличные культуры. Основные направления селекционной работы, достижения. Понятие о почве и ее плодородии. Значение почв в сельскохозяйственном производстве.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Заповеднoе дело в Казахстане
Цель: Формирование представлений об основных видах особо охраняемых природных территорий в Казахстане и особенностях режима их функционирования. Содержание: Охрана растительного и животного мира в Казахстане. Виды особо охраняемых природных территорий. Мониторинг состояния окружающей среды. Основные принципы и условия в области особо охраняемых территорий. Основное законодательство РК в области особо охраняемых природных территорий.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Биологическая экология
Цель: Формирование знаний о закономерностях жизнедеятельности биологических и социальных экосистем, о защите среды обитания, мировых и местных экологических проблемах. Содержание: Климатическая региональность и типы экосистем. Организм, условия его существования. Действие ограничивающих факторов на организмы. Влияние антропогенных факторов на окружающую среду. Биоэкология популяций, сообществ. Законы организации экосистем. Экологическая преемственность. Мониторинг окружающей среды. Устойчивое развитие биосферы. Пути сохранения популяций растений и животных.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
Профессии
Результаты обучения
- Свободно коммуницировать в профессиональной среде и социуме на казахском, русском и английском языках с пониманием принципов и культуры академической честности.
- Демонстрировать естественно-научное, социально-культурное, профессиональное развитие на основе формирования мировоззренческой, гражданской, духовной и социальной ответственности, методов научного и экспериментального исследования.
- Обладать информационной и вычислительной грамотностью, умением обобщения, анализа и восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения.
- Выполнять полевые, лабораторные, биологические исследования используя современную аппаратуру.
- Определять особенности функционирования живых систем, уровни их организации, основные концепции, методы и перспективы развития биологии, владеть методами наблюдения, описания, идентификации и классификации биологических объектов.
- Формулировать и решать современные научные и практические проблемы, применяя современные методологические достижения и перспективные направления развития основных биологических отраслей.
- Проводить научные исследования в области экспериментальной и прикладной биологии с помощью современного оборудования и информационных технологии.
- Определять особенности структуры, морфологии, физиологии, размножения, ареал распространения и экологию представителей основных биологических таксонов, принципы системной организации, дифференциации и интеграции функции организма.
- Применять нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия, путей их восстановления и рациональных мер по их эффективному использованию.
- Использовать различные информационные ресурсы, готовые программно-методические комплексы, компьютерные и мультимедийные технологии, искусственный интеллект, цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности.
- Использовать исследовательские, практические навыки и навыки обучения, необходимые для самообразования в профессиональной сфере.
- Эффективно работать индивидуально и как член команды, корректно отстаивать свою точку зрения, корректировать свои действия и использовать различные методы.