6B05102 Биология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Программа направлена на формирование бакалавра естествознания, обладающего, практическими навыками, компетенциями в области биологии, способного работать в научно-исследовательских, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и др. учреждениях.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
Дисциплины
-
Зоология беспозвоночных и низшие растения
Цель дисциплины формирование представления о важнейших основных концепциях, методах и перспективах развития фауны и флоры. В процессе изучения курса рассматриваются многообразие и основные закономерности формирования беспозвоночных животных и низших растений, хозяйственное, медицинское, промысловое значение и роль фауны и флоры в экологических системах.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 9
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Химия и математика
Цель дисциплины формировать умение описывать фундаментальные вопросы общей химии и предполагает выполнение математических арифметических действий, нахождение приближенных значений величин и вычислительных ошибок, решение задач прикладного характера с сочетанием устного и письменного подходов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биохимия
Цель дисциплины – формирование систематизированных знаний состава, свойств, структуры и функций биохимических процессов живых организмов, особенностях биологического действия биополимеров, идентифицировать функциональные группы белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов ферментов, гормонов, витаминов, аминокислот регуляции метаболизма, обмена веществ и биохимических методов анализа в лабораторных условиях.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Зоология позвоночных и высшие растения
Цель дисциплины формирование представления о важнейших основных концепциях, методах и перспективах развития позвоночных животных и высших растений. В процессе изучения курса рассматриваются многообразие и основные закономерности формирования позвоночных животных и высших растений, особенности зоологических и ботанических методов исследования и математической обработки результатов полевых и экспериментальных исследований.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Биология клетки и гистология
Цель дисциплины: формирование представления об организации строения, происхождения и функционирования клеток и тканей, взаимосвязи тонкого строения клеток с обменом веществ, клеточного деления и дифференцировки в норме и при патологии, типовых закономерностях структурно-химической организации и системных механизмов у тканей одной функциональной специализации разных, далеких в филогенетическом плане организмов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 9
-
Микроскопическая техника и анатомия человека и животных
Цель дисциплины: объяснять суть микроскопической техники в биологии, позволяющей с помощью светооптического микроскопа изучать макроскопического и микроскопического строения органов, систем органов и организма в целом у человека и животных, включающие вопросы происхождения и функции, а также получение теоретических знаний и практических навыков классических и современных микроскопических методов исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Анатомия и морфология растений
Цель дисциплины-формирование у студентов знаний об особенностях строения растительных клеток и растительных тканей, морфологии и анатомии побегов, о корневой и генеративной системе, основных направлениях морфологической эволюции растений, биологической сущности размножения, возрастных и сезонных изменениях растений, изменениях структуры растений в процессе онтогенеза и филогенеза.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 9
-
Биостатистика
Цель дисциплины- формирование знаний терминов биостатистики, анализа закономерностей распределения случайных величин, использование методов биостатистики, результатов научных экспериментов на основе математико-статистических методов, применять методику группировки большого количества данных, оценку выборочных показателей, проведение корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа, делать научно обоснованные выводы на основе данных биостатистики.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Экология микроорганизмов
Цель дисциплины: сформировать у студентов способность концептуализировать роль микроорганизмов в сохранении природного равновесия,анализировать и оценивать экологические вопросы, показать значение микроорганизмов в сохранении природного равновесия, вследствие их активного участия в кругообороте веществ в природе, определить экологические проблемы окружающей среды, связанными с загрязнениями сточных вод, воздуха и почв, для решения которых требуется применение биологий.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Физиология человека и животных
Цель дисциплины– систематизация теоретических и методологических основ физиологии, физиологических процессов жизнедеятельности организма человека и животных в их единстве и взаимосвязи с окружающей средой. В результате студент будет способен объяснить и систематизировать общие закономерности и специфические особенности деятельности различных систем организма, их отдельных структурных элементов и организма в целом.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Микробиология
Цель дисциплины: формирование у студентов целостных представлений о биологии микроорганизмов и их роли в экосистеме, умений исследовать, оценивать возможности практического применения, характеризовать структурную организацию прокариотической клетки, использовать микроорганизмы как объект научного исследования и для практических целей, работать с микробными культурами, использовать микроскопические методы с целью изучения микроорганизмов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 6
-
Генетика
Цель дисциплины: сформировать способность к пониманию ключевых механизмах наследственности и изменчивости живых организмов и использовать эти знания в профессиональной практике. Будут рассмотрены: основные закономерности классической генетики, механизмы наследования признаков; взаимодействия аллельных и неаллельных генов; генетика пола, сцепленное с полом наследование; кроссинговер; виды изменчивости; генетические процессы в популяции; основы генетики человека.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 9
-
Онтогенез человека
Цель дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о закономерностях онтогенетического развития организмов, описывать основные этапы онтогенеза человека и определять фазы эмбрионального развития, а также рассматривает процесс дифференциации, химические, морфологические и функциональные признаки, морфогенез, появление новых структур и изменения их формы в ходе индивидуального развития организмов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Экологическая этика и воздействие физических полей на живой организм
Цель дисциплины: сформировать представления о воздействии физических полей на живые организмы и представлениями о взаимодействии человека с природой и вопросах экологической этики этих взаимодействий, научиться определять экоэтические проблемы в области проведения исследований и испытаний на животных и человеке, и понимании механизмов воздействия физических факторов на живые организмы.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Биоэтика и радиационная биология
Цель дисциплины: формировании компетенций в соответствии с представлениями о взаимодействии человека с природой и правовых аспектах биоэтики, умении определять биоэтические проблемы в области управления биологическими объектамии и использовании радиации в науке и промышленности, в исследованиях и испытаниях на животных, и понимании механизмов воздействия ионизирующих излучений на живые организмы.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Молекулярная биология
Цель дисциплины формирование представления о ключевых структурах и механизмах, обеспечивающие передачу и реализацию наследственной информации у прокариот- и эукариот, рассматриваются особенности молекулярного строения нуклеиновых кислот и белков, современные методы анализа структуры и физико-химических свойств нуклеиновых кислот и белков, механизмы и методы исследования репликации, транскрипции, созревания РНК, репарации генетического материала.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Биология индивидуального развития
Цель дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о закономерностях онтогенетического развития организмов, описывать основные этапы онтогенеза и определять фазы эмбрионального развития, объяснять механизмы роста, морфогенеза, причин появления аномалий развития,изучаются механизмы регенерации, эмбриональной индукции, дифференциации, детерминации и старения, лежащие в основе развития животных.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Хронобиология, нейрофизиология и имунология
Цель дисциплины: сформировать представления о природе биологических ритмов, факторах-синхронизаторах и роли ритмов в качестве механизма адаптации в жизнедеятельности организмов, о физиологических основах познавательных процессов, механизмах психической деятельности и закономерностях поведенческих реакций, а также сформировать способность описывать и объяснять ключевые моменты ответа иммунной системы организма на воздействие факторов окружающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 9
-
Фитотерапия
Цель дисциплины: ознакомить студентов с распространением, особенностями использования растений, потенциально ценных как лечебные и используемых в народной медицине, но не являющихся официнальными лекарственными растениями, также с основными современными видами лекарственного сырья и принципами его применения, обеспечивающими эффективность фитопрепаратов, методами применения лекарственных растений, макроскопическими и микроскопическими диагностическими признаками основных лекарственных растений.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Цитогенетика
Цель дисциплины: сформировать способность использовать современные цитогенетические методы анализа интерфазных и метафазных хромосом. Будут рассмотрены: хромосомная теория наследственности; особенности структурно-функциональной организации хромосом; кариотип, принципы кариотипирования; методы приготовления цитогенетических препаратов; методы получения и идентификация полиплоидных форм; фертильность и жизнеспособность пыльцы и методы их оценки; типы структурных нарушений хромосом; клиника и цитогенетика хромосомных синдромов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Фотобиология и дифференцировка клеток
Цель дисциплины: сформировать представления о физико-химических основах фотобиологических процессов (фотосинтеза, зрение, хемилюминесценции и т.д.) и механизмах дифференцировки клеток, а также методах изучения этих явлений (микроскопия, спектрофотометрические, колориметрические методы, люминесцентный анализа и т.п.) и умение применять методы фотобиологические воздействия на живые организмы и дифференцировку клеток.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Возрастная физиология и эндокринология
Цель дисциплины: формирование понимания основ физиологии развивающегося организма, закономерности роста и развития, оценки здоровья детей и подростков, особенности становления и развития всех систем организма, формирование целостного системного представления по эндокринологии, позволяющие произвести оценку состояния эндокринной системы организма, обосновать особенности гормональной регуляции физиологических систем организма и его резервных возможностей.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Экология растений и теория эволюции
Цель дисциплины -формирование материалистического мировоззрения о происхождении жизни на Земле. В результате студент будет способен систематизировать знания об основных факторах, механизмах и закономерностях эволюционных процессов и формирование представлений о распространении, размножении, особенностях различных свойств и взаимоотношений с биотической и абиотической средой растений разных экологических групп, выделенных по отношению к разнообразным экологическим факторам, их роль в круговороте веществ.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Биология стволовых клеток
Цель дисциплины является изучать строение и функции стволовых клеток, морфофункциональных особенностей стволовых клеток в условиях in vivo и in vitro, роль стволовых клеток в развитии многоклеточного организма, проблема раковых стволовых клеток,понимать взаимосвязь стволовых и дифференцированных клеток в норме и при патологии и навыками микроскопирования цитологических и гистологических препаратов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Биоресурсы Казахстана
Цель дисциплины: Получение знаний о биологических ресурсах Казахстана и основах рациональной использовании животного и растительного мира, изучение теоретических основ ресурсоведения, анализ особенностей пространственного распределения и освоения различных видов биоресурсов, изучение методов оценки запасов и контроля за состоянием ресурсных видов растительного и животного происхождения, освоение экологических основ рационального использования ресурсных видов и сообществ.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Интродукция растений
Цель дисциплины дать студентам теоретические знания о интродукции растений, познакомиться с высоким интродукционным потенциалом флоры Казахстана и мира, фенологические наблюдения, отбирать и оценивать исходный материал, определять возрастные состояния интродуцентов, организовывать и проводить эксперименты по интродукции растений, применять интродуценты в зеленом строительстве.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Частная гистология
Цель дисциплины: ознакомление студентов с закономерностями гистологического строения органов. Студенты должны усвоить общие принципы в тонком строении органов животных и человека, осмыслить единство структуры и функций, объяснять значимость микроскопической анатомии для изучения морфологии различных органов и систем, определять различные типы клеток и тканей в составе различных органов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Биология и экология насекомых
Цель дисциплины: формирование современных представлений о биологии и экологии одной из важнейших и разнообразнейших групп живых организмов насекомых, возможных перестройках в разнообразии и населения насекомых в условиях меняющейся биосферы, роли в потоках веществ и энергии как в локальных экосистемах, так и в биосфере в целом, о взаимоотношениях насекомых и человека.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Основы общей паразитологии
сформировать знания о паразитологии, как науке экологической раскрывающей общебиологические закономерности связанные с переходом организмов к паразитическому образу жизни и разнообразием в системе паразит – хозяин, а так же способность использовать методы позволяющие провести анализ адаптивных изменений в организации паразитических животных с определением их роли в природных и антропогенных очагах трансмиссивных заболеваний.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Биология рыб
Цель дисциплины: Обеспечить студентам всестороннее представление о курсе биологии рыб, морфологических признаков, биологических и экологических особенностей рыб и умение на основе полученных знаний проводить экологические исследования, а также готовить научно-биологические обоснования для сохранение и эффективное использование ресурсов ихтиофауны.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Фитопатология
Цель дисциплины: сформировать способность описывать типы и механизмы иммунитета растений, влияющие на восприимчивость и устойчивость растений к патогенам. Объяснять генетические и молекулярные основы инфекционных болезней растений, бактериями и вирусами, и находящихся под влиянием экологических факторов, оценивать генетическую коллекцию культурных растений на устойчивость к фитопатогенам, исследовать геномный полиморфизм у фитопатогенных микроорганизмов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Генетика человека
Цель дисциплины: формирование у студентов углубленного представления об основных закономерностях и особенностях пре- и постнатального онтогенеза человеческого организма, знакомство с основными этапами эмбрионального развития, молекулярно-биологическими, генетическими, клеточно-тканевыми механизмами роста, морфогенеза и цитодифференциации эмбриона, причинами возникновения аномалий развития, рассмотреть критические периоды в развитии человека и других представителей млекопитающих.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Физиолого-биофизические механизмы адаптации и кинетика лекарственных препаратов
Цель дисциплины: сформировать знания о закономерностях жизнедеятельности и адаптационных особенностях организма и его частей в единстве взаимосвязи с окружающей средой, особенностей и закономерностей адаптация, а также способности анализировать основные фармакодинамические и фармакокинетические механизмы действия лекарственных препаратов и методах регуляции физиологической активности различных систем организма с помощью лекарственных препаратов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Патология клеток и тканей
Цель дисциплины – изучение основ гомеостаза, адаптации и типовых форм патологии клеток и тканей. В процессе изучения курса рассматриваются современные представления о типовых формах патологии клеток: дистрофии, дисплазии, метаплазия, гипотрофия (атрофия), гипертрофия, а также, некроз и патологические формы апоптоза; эффекты эндо- и экзогенных факторов, вызывающих повреждение клеток; механизмы клеточной альтерации.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Биология и экология млекопитающих
Цель дисциплины: сформировать знания о особенностях строения, путях происхождения и эволюции млекопитающих, об основных таксонов с характеристикой их морфологических и биологических особенностей, определяющих распространения и динамики численности, особенности жизненных циклов и их места в экосистемах, а также способности анализировать виды абиотических, биотических и антропогенных факторов при управлении популяциями млекопитающих.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Основы общей микологии
Цель дисциплины в получении студентами системы современных теоретических знаний о природе грибов, классификация грибов, экологические группы грибов, биологическом разнообразии, происхождении, значение соответствующих структур для систематики и диагностики, эволюции, филогенетических связях, а также о значении в природе и жизни человека.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 9
-
Спецпрактикум по физиолого-биофизическим методам исследования
Цель дисциплины: Сформировать у студентов систему теоретических знаний и методологии рационального применения современного высокотехнологичного оборудования при проведении исследований в научных лабораториях при подготовке студентов к выполнению профессиональной деятельности в научных учреждениях, в клинико-диагностических и лечебно-профилактических лабораториях. Будут изучены: современные фотометрические и спектральные методы исследования, полярографические, кондуктометрические и электрофизиологические методы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Биофизика
Цель дисциплины- формирование представления о важнейших физических процессах, протекающих в живых организмах, основных принципах и теоретических положений биофизики и навыков биофизического подхода к экспериментальному исследованию биологических явлений и закономерностей, рассматриваются взаимосвязь физического и биологического аспектов функционирования живых систем, физические основы жизнедеятельности, включая химическое строение, свойства природных соединений и их комплексов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
Результаты обучения
- осваивать решения социальных проблем с анализом основных экологических закономерностей сохранения биоразнообразия окружающей среды, эволюции их развития, учения Аль-Фараби, Абая, направлений социально-культурного развития с основами предпринимательской и финансовой грамотности.
- применять знания и понимание об основных направления биологической науки: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, цитологии и гистологии, биологии индивидуального развития, биохимии, генетике, микробиологии, молекулярной биологии, биофизике, экологии при выполнении профессиональной деятельности;
- демонстрировать навыки по сбору и подготовке научных материалов, обработке результатов полевых и экспериментальных исследований;
- осваивать методы микроскопического, ботанического, зоологического, эмбриологического, генетического, молекулярно-биологического, физиологического, биофизического, экологического и др. видов биологического анализа, практиковать их в условиях выполнения научно-исследовательской деятельности;
- планировать эксперименты в лабораториях НИИ и учебных заведениях, на биообъектах для выявления механизмов их жизнедеятельности в соответствии с международными требованиями и принципами биоэтики;
- осуществлять сбор, обработку, интерпретацию биологического материала в полевых и лабораторных условиях с использованием методов биостатистики;
- анализировать научную литературу, составлять обзоры, писать тезисы, статьи, докладывать и аргументировано отстаивать результаты исследований на научных конференциях, публичных слушаниях;
- оценивать качество и безопасность полученных биологических, генетических и биотехнологических продуктов и производств на соответствие правилам GLP;
- осуществлять диагностику, экспертизу, мониторинг биообъектов в условиях биологических и биотехнологических и других лабораторий для решения задач экологии, контроля ГМО;
- осваивать методы биохимического, молекулярно-генетического, цитологического, гистологического анализа для использования в биомедицинской практике;
- осуществлять забор биологического материала (кровь, мазок, биопсия и др.) для диагностических исследований в медицинских лабораториях;
- осуществлять профессиональное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.