Меню

Действующая образовательная программа 7M08401 Рыбное хозяйство и промышленное рыболовство в КазНУ им. аль-Фараби

Цель образовательной программы
Цель образовательной программы - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих конкурентноспособными знаниями и навыками, с развитой языковой компетентностью, способных работах на научно – исследовательских учреждениях, предприятиях в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры.
Академическая степень
Магистратура
Языки обучения
Русский, Казахский, Английский
Название ВУЗа
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Срок обучения
2 года
Объем кредитов
120
Предметы на ЕНТ/КТ
Рыболовство и Аквакультура
Область образования
7M08 Сельское хозяйство и биоресурсы
Направление подготовки
7M084 Рыбное хозяйство
Группа образовательных программ
M134 Рыбное хозяйство
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; - систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; - выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; - критически оценивать современные научные достижения; - ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; - сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экологическая экспертиза водоемов
    Кредитов: 5

    В курсе рассматривается предпосылки и этапы проведения экологической экспертизы водоемов. Рассматриваются методы проведения экологического мониторинга, порядок составления аргументированого научного обоснования по проведению экологической экспертизы, базированной на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Проблемы рационального использования биоресурсов Казахстана
    Кредитов: 5

    В курсе рассматриваются вопросы по изучению проблем биоресурсов как объектов биосистем различного уровня организации. Дается развернутая характеристика наземных биоресурсов, биогеография хозяйственно-ценных видов организмов. Приводятся. сравнительный анализ продуктивности наземных и водных экосистем в различных климатических зонах. Рассматриваются факторы повышающие биоресурсы. Рассматриваются особенности биологических ресурсов в связи с их характером хозяйственного использования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экологическая структура видов и популяций гидробионтов
    Кредитов: 5

    Курс рассматривает классификацию и типы популяций гидробионтов, их экологическую, статистическую, динамическую и этологическую структуру, механизмы регуляции численности популяций гидробионтов, типы популяционной динамики численности, а также методы моделирования динамических показателей в зависимости от характера и устойчивости экосистем при влиянии различных экологических факторов. умение вырабатыват

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Закономерности развития гидробионтов
    Кредитов: 5

    В курсе рассматриваются вопросы закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития гидробионтов, факторы, влияющие на рост и развитие гидробионтов, особенности развития плода, индивидуальные направления первичных половых клеток, гаметогенез, половой цикл рыб, типы оплодотворения и размножения гидробионтов, сперматогенез, стадии онтогенеза, методы определения стадий эмбрионального и постэмбриональных периодов у рыб. Рассматриваются закономерности онтогенеза рыб различных таксономических и экологических групп.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Охрана рыбных ресурсов
    Кредитов: 5

    Дисциплина рассматривает вопросы рационального использования рыбных ресурсов; дает основные знания по правовым аспектам охраны и регулирования промыслового рыболовства на водоемах республики. Изучает эффективность проведения рыбоохранных мероприятий на тех или иных водоемах рыбохозяйственного значения. Изучает методы расчета объема нанесенного ущерба рыбному хозяйству или конкретному водему в результате интенсивной деятельности человека и действий браконьеров.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биотехнология в рыбном хозяйстве
    Кредитов: 5

    В курсе рассматриваются современные методы и приемы совершенствования производственных процессов на рыбоводных предприятиях. Дается полная характеристика новых технологий, базирующихся на использовании научно – технических и инновационных разработок. Рассматриваются экономические стороны решения проблем; приводятся примеры снижения себестоимости и увеличения экономической прибыли на рыбоводных предприятии различного типа, за счет внедрения высокотехнологичных методов аквакультуры.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Закономерности функционирования водных экосистем
    Кредитов: 5

    Курс рассматривает основные элементы теории функционирования водных экосистем: оценка структурной организации экосистем и их компонентов, сезонной и многолетней динамики биомассы и их связей с факторами среды, потоки энергии, вещества и информации и их связи с особенностями водоемов, их продуктивностью, факторами среды. Рассматривает и оценивает стабильность, устойчивость, выносливость водных экосистем.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Биотехнология разведения гидробионтов
    Кредитов: 5

    В курсе рассматриваются биология ценных промысловых видов беспозвоночных гидробионтов: раков, креветок,мидий, моллюсков. Приводятся сведения о распространений, классификации гидробионтов, современное состояние популяций ценных беспозвоночных гидробионтов. Изучаются технологические параметры основных биотехнических процессов широкоразводимых видов гидробионтов. Рассматриваются типы промышленных хозяйств, подробно описываются устройства и приспособления, техническая оснащенность по культивированию пищевых, кормовых беспозвоночных гидробионтов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: приобретение и совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования, позволяющих использоватьиностранный язык как средство общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности будущего магистра. В результате изучения дисциплины сформировать у магистрантов способности:  Участвовать в новых видах деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний;  Понимать принципы организации и функционирования языков;  использовать иностранный язык в процессе приобретения профессинальных знаний;  использовать устные и письменные высказывания для выполнения конкретных функций;  четко излагать свои мысли, справляться с затруднительными и тупиковыми ситуациями;  самостоятельно работать над профессиональными и научными проблемами;  анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию; ставить цель исследования и выбрать оптимальные пути и методы его достижения.  эффективно взаимодействовать в социуме в повседневной жизни, в профессиональной сфере;  аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе обсуждения профессиональных и непрофессиональных тем. Настоящая учебная программа дисциплины «Иностранный язык (профессиональный)» предначначена для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на рынке труда, т.к. через иностранный язык будущий магистр получает доступ к академическим знаниям, новым технологиям и современной информации и, таким образом, он служит инструментом для успешной профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате изучения дисциплины сформировать у магистрантов способности: - понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; - анализировать методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений; - применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; - объяснять основные психологические особенности деятельности отдельных людей и групп, являющихся объектами управления; - систематизировать основные психологические особенности деятельности субъектов управления; устанавливать сущность и содержание психологической подготовки субъектов управленческой деятельности; - характеризовать социально-психологические явления, возникающие в процессе управления в интересах повышения его эффективности; - демонстрировать методы и приемы развития и совершенствования профессионально важных психологических качеств субъектов управления; - развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; - разрабатывать программы решения конфликтных ситуаций в организации; - осуществлять исследовательскую проектную деятельность в области психологии управления, презентовать ее результаты; - реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; - критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления;эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Теория и практика рыболовства
    Кредитов: 5

    В курсе рассматриваются вопросы промышленного рыболовства: об особенностях рыболовства в открытом океане, прибрежных водах и внутренних водоемов; технических средствах обеспечения лова; процессы научного исследования, создания и эксплуатации рыболовных промысловых систем, включая орудия добычи рыбы и других гидробионтов, а также процессы управления поиском и добычей гидробионтов, регулированием и инспекцией рыболовства.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Организация и планирование научных исследований (англ.)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: подготовка студентов магистратуры к работе в сфере науки и ознакомление их с особенностями научно-исследовательской, научно-технической, инновационной деятельности, со средствами и методами научного исследования, организацией и планированием творческого труда. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - пользоваться навыками организации научных исследований в сфере профессиональной деятельности; - анализировать межличностные коммуникации в команде; - к использованию современных методов психологии работы в команде; - пользоваться навыками составления отчётов о ходе работы над научным проектом; - пользоваться навыками последовательного изложения мыслей в ходе планирования научного исследования; - применять навыки изучения предметной области научного исследования. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: научное исследование; основные этапы формулирования цели научного проекта; навыки изучения предметной области научного исследования; межличностные коммуникации в команде; организация научных исследований в сфере профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, способности педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: - охарактеризовать мировое образовательное пространство и Болонский процесс как современную стратегию развития образования; - анализировать и оценивать учебно-воспитательные ситуации с позиции теории целостного педагогического процесса (комплексный, системный анализ ситуаций); - проектировать целостный педагогический процесс в соответствии с законами, закономерностями и принципами образования; - объяснять динамику развития процесса обучения через связи и зависимости его компонентов: с позиции системного подхода; критериального оценивания; достижимости результатов обучения; - выстраивать процесс обучения как динамическую систему на основе методологических подходов (деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, крединой системы и др.); - проектировать лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия с использованием различных стратегий и методов обучения, на основе кредитной системы обучения. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке; современная парадигма высшего образования, мегатенденции развития образования и Болонский процесс; система высшего профессионального образования в Казахстане. методология педагогической науки; профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы; теория обучения в высшей школе (дидактика); содержание высшего образования; проектирование TLA-стратегии образования, применение традиционных и инновационных методов и форм организации обучения, новых образовательные технологии в высшей школе, организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии; технология составления учебно-методических материалов; теория научной деятельности высшей школы. НИРС; деятельность куратора- эдвайзера в системе высшего образования; менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Устойчивое управление водными биоресурсами
    Кредитов: 5

    Курс рассматривает сырьевую базу рыболовства в Мировом океане, в морях и внутренних водоемах Республики Казахстан, районирование, биологические ресурсы внешних и внутренних вод, характеристику и состояние запасов гидробионтов внутренних водоемов, характеристику и состояние объектов аквакультуры в мире и нашей стране, методики проведения оценки состояния водных биоресурсов для их устойчивого управления.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биотехника осетроводства
    Кредитов: 5

    В курсе рассматриваются основные вопросы по проблемам развития осетроводства в Казахстане, изучаются основные биотехнические процессы осетроводства, определяются виды осетровых рыб, используемых в промышленном осетроводстве. Дается подробная характеристика биологии и экологии осетровых рыб.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биологическая продуктивность естественных водоемов
    Кредитов: 5

    Дисциплина рассматривает понятия о биологической продуктивности естественных водоемов, основные факторы, определяющие продуктивность естественных водоемов, понятие продукции и деструкции, их соотношение в водоемах, первичная и вторичная продукция и методы их определения. Рассматриваются загрязнение водоемов, биологическое самоочищение воды, экологические основы охраны гидросферы. умение вырабатывать реко

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Проблемы гибридизации объектов аквакультуры
    Кредитов: 5

    В данном курсе рассматриваются генетические основы селекции, селекционно-племенная работа в аквакультуре, материальные основы и закономерности наследственности и изменчивости у рыб, селекционные достижения в рыбоводстве, организация селекционно-племенной работы в прудовом рыбоводстве, методы изучения количественных признаков генотипической изменчивости; традиционные и генетические методы в селекции рыб, генетические процессы и проблемы гибридизации в популяциях рыб.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биологическая продуктивность искусственных водоемов
    Кредитов: 5

    Дисциплина рассматривает понятия о биологической продуктивности искусственных водоемов, основные факторы, определяющие продуктивность искусственных водоемов, понятие продукции и деструкции, их соотношение в водоемах, первичная и вторичная продукция и методы их определения. Рассматриваются загрязнение водоемов токсическими и биогенными веществами, биологическое самоочищение и формирование качества воды, экологические основы охраны гидросферы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биотехника товарного лососеводства
    Кредитов: 5

    Курс рассматривает рыбоводно-биологическую характеристику основных и перспективных объектов товарного лососеводства, формирование и эксплуатацию ремонтно-маточных стад объектов товарного лососеводства, стимуляцию созревания, получение половых продуктов, осеменение и инкубация икры, эмбриогенез лососевых, выдерживание предличинок, выращивание посадочного материала, выращивание товарной рыбы, рыб в разнотипных хозяйства, биотехнические нормативы выращивания товарной рыбы. системы нормирования кормления лососевых рыб.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Учение о популяции
    Кредитов: 5

    Курс рассматривает эколого-генетические характеристики популяции, основные направления изучения природных популяций, популяцию как единицу управления, концепцию минимальной жизнеспособной популяции, экологические принципы эксплуатации природных популяций, состояние популяций и перспективы дальнейшего использования, эффективную численность популяции, размножение угрожаемых видов в неволе, интродукцию, успехи интродукции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    Владеет знаниями об актуальных методологических и философских проблемах естественных наук, а также знаниями по психологии и педагогике. Умеет применять полученные знания на иностранном языке, свободно изъясняется на иностранном языке в профессиональной и научной деятельности.

  • Код ON2

    Владеет глубокими теоретическими знаниями в области рыбного хозяйства, охраны и рационального использования рыбных ресурсов и аквакультуры, использует основные закономерности функционирования водных экосистем на практике, оценивает влияние различных видов хозяйственной деятельности на формирование продукции естественных водоемов.

  • Код ON3

    Владеет теоретическими основами и практическими методами организации гидробиологического мониторинга, процесса управления и регулирования рыболовства, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды; механизмами регуляции численности популяций гидробионтов, умеет определять величины первичной и вторичной продукции в искусственных водоемах.

  • Код ON4

    Способен к аналитическому мышлению, логике, анализу, к научным обоснованиям и творческому решению проблем, знает психологические основы эффективности управленческой деятельности в области рыбного хозяйства и аквакультуры, имеет навыки сбора, систематизации и обобщения первичных данных в области разнообразия, состояния водных биологических ресурсов и при проведении экологической экспертизы водоемов.

  • Код ON5

    Применяет на практике навыки по воспроизводству и охране рыбных ресурсов, рационального использования и управление водными биоресурсами, пользуется кадастром рыбодобывающих объектов, промысловой статистики; ведет контроль рыбопромысловой деятельности и мониторинга водных биоресурсов; применяет методы экологического нормирования в рыбном хозяйстве.

  • Код ON6

    Применяет на практике законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны и рационального использования рыбных ресурсов в РК; выявляет случаи браконьерного рыболовства на водоемах и принимает меры по пресечению фактов нарушения правил ведения рыболовства; компетентен оценить и анализировать объем нанесенного ущерба в результате интенсивной деятельности человека. обосновывает необходимость проведения экологического мониторинга на водоемах.

  • Код ON7

    Владеет биотехникой разведения различных гидробионтов, применяет полученные знания в научной и практической деятельности. Понимает особенности адаптации рыб к различным условиям внешней среды; применяет -Альфа,-Бета, -Гамма технологии; владеет теорией контроллинга, основой маркетинга и концепцией логистики, рассчитывает себестоимость и экономическую эффективность предприятия, изучает эффективность проведения рыбоохранных мероприятий.

  • Код ON8

    Применяет современную классификацию рыб на практике; определяет критерии и показатели состояния водных биологических ресурсов; выявляет причины болезней рыб. Способен рассчитать типы питания, длину трофических цепей и направленность продукционного процесса в искусственных водоемах. Выявляет взаимосвязь закономерностей роста гидробионтов и факторов окружающей среды; владеет основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем;

  • Код ON9

    Владеет методами изучения количественных признаков; генотипической изменчивости; традиционными генетическими методами в селекции рыб, оценивает генетические процессы в популяциях; Владеет цитологическими методами изучения наследственности, методами экологической экспертизы водоемов, выявляет особенности гибридологического (генетического) анализа, имеет навыки по ремонту и установке орудий рыболовства, оценивает износ и долговечность орудий лова, способен организовать процесс промышленного лова на внутренних водоемах.

  • Код ON10

    Использует методы идентификации промысловых рыб; проводит анализ биологических, промыслово-биологических параметров эксплуатируемых видов и популяций, составляет карту промысловой разведки рыб.

  • Код ON11

    Способен составлять и оформлять научные отчеты, рекомендации, публикаций, справки и аналитические обзоры, анализировать современные концепции, методологию, научные познания по вопросам профессиональной деятельности на родном и иностранном языках, реферирует тексты, самостоятельно планирует свою профессиональную и педагогическую деятельность, проводит научные исследования, расставляет приоритеты, соблюдает поставленные сроки выполнения работ.

  • Код ON12

    Способен осуществлять учебно – методическую деятельность на казахском, русском и английском языках для студентов – бакалавров , проводить лабораторные занятия, составлять программу дисциплин, разрабатывать задания для СРС, использует навыки организации научных исследований в сфере профессиональной и педагогической деятельности.