Действующая образовательная программа

6B05283 Экология и природопользование в КГУ им. Коркыт Ата

  • Цель образовательной программы Цель:образовательной программы 6В05283-Экология и природопользование – подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными навыками в области охраны окружающей среды, способных вести экологическую экспертизу, экологический учет природных объектов на различных производственных предприятиях, предприятиях на территории Республики Казахстан, способных создавать экологически безопасные технологии с целью снижения негативных антропогенных воздействий на окружающую среду
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B051 Окружающая среда
  • Предметы на ЕНТ Биология и География
  • Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
  • Экологические аспекты естествознания
    Кредитов: 3

    Цель изучения дисциплины: Формирование систематизированных знаний в области экологического аспекта естествознания по аспектам теории и методики организации экологического образования и воспитания, а также в соответствии с новейшими научными данными по проблемам природопользования. Краткое содержание дисциплины: В первом разделе изучаются место природных ресурсов в природе и их значение для живой и неживой природы, их классификация, значение в хозяйственной деятельности человека, а также рассматриваются две глобальные проблемы использования природных ресурсов, а именно: истощение природных ресурсов и их загрязнение, причины данных проблем, их основные негативные последствия для живой и неживой природы и для чел��века. Во втором разделе рассматриваются пути предотвращения кризиса природных ресурсов, именуемые в общем виде собственно экологическими основами природопользования. Направление: Направлена на получении навыков использования методов определения оптимальных условий устойчивого развития эколого-экономических систем. Темы: Введение. Экологические аспекты естествознания – как наука и история ее развития. Основные направления и факторы развития учения об окружающей среде. Биосфера, вещественный и энергетический состав биосфе��ы. Взаимоотношени�� человека и природы. Социально-экологические проблемы современности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Введение в специальность
    Кредитов: 2

    Цель: Сформировать знания для понимания экологических дисциплин, оценки и выбора способов решения проблем окружающей среды. Дать знания об экологии, целях и задачах, правилах и законах предмета, закономерностях существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействии с ОС, ознакомить с основами концепции естественных наук с основами химии, биологии, физики. Научить ориентироваться в системе экологических дисциплин путем СРС, применять знания в учебной практике. Направление: Курс призван помочь экологам корректно подходить к анализу влияния экологических факторов на живые организмы, а также к анализу самого человека как мощного антропогенного фактора. Описание: Дисциплина «Введение в специальность «Экология» направлена на познание закономерностей взаимодействия органического и неорганического мира Земли, в том числе и взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными факторами. Изучение данного курса тесно связано с дисциплиной «Биология�� и предшествует изучению таких дисциплин как «Общая экология», «Экология организмов», «Прикладная экология» Темы: Введение. Исторический очерк развития естественных наук. Уровни организации живой материи. Строение биосферы. Ноосфера. Вклад В.И. Вернадского. Экологическая роль абиотических и биотических факторов. Классификация факторов. Лимитирующие факторы. Некоторые экологические законы. Концепция сообщества (биоценоза) Системность экологии. Виды систем. Понятие эмерджентности. Разграничение понятий популяция, вид, сообщество. Ареал и биотоп. ��труктура и классификация биоценозов. Понятия экосистема и биогеоценоз. Классификация и иерархия экосистем. Энергия в экосистемах. Трофические цепи. Понятие сукцессии. Экологические кризисы. Будущее человечества: Природные ресурсы и их классификация. Природопользование в историческом аспекте и на современном этапе. Ознакомление студентов с современными экологическими проблемами общества и ролью специалиста-эколога в их решении. Ресурсный кризис. Демографический кризис. Экологическое сознание.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Математика
    Кредитов: 5

    Целью обучения математике в вузе является: ознакомление студентов с основами математической информации, необходимой для решения прикладных задач; развитие у студентов логической и алгоритмической системы мышления, способностей, навыков самостоятельного изучения математической литературы и ее приложений. На практических занятиях по математике необходимо сформировать и развить навыки анализа и составления проектов нестандартных прикладных математических проблем, связанных с деятельностью будущего специалиста

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Физика
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины-" Физика" является обеспечение фундаментальной физической подготовки, позволяющей будущим специалистам ориентироваться в научно-технической информации, использовать физические принципы и законы, а также результаты физических открытий в тех областях техники, в которых они будут трудиться. Задачи: ознакомление с современной научной аппаратурой и методикой физического исследования, позволяющее развить навыки экспериментального технического поиска; выработка у студентов приемов и навыков решения конкретных задач из разных областей физики, помогающих в дальнейшем решать инженерные и организационно-экономические задачи

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Истоки «Мәңгілік ел» - Модернизация общественного сознания
    Кредитов: 2

    Изучает значение национальной идеи «Мәңгілік Ел» Республики Казахстан в рамках трех важнейших составляющих (этнополитическая, гражданская и общенациональная), исторические истоки национальной идеи «Мәңгілік ел», общественно-политическую деятельность просветителей и деятелей нации на пути независимости РК, значение программы «Рухани жаңғыру» и этнополитики современного Казахстана

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология животных и растений
    Кредитов: 5

    Задачи дисциплины: - изучение экологических факторов, закономерностей их действия на растения; - дать представление об основных экологических группах растений и их роли в биогеоценозах, абиотических и биотических факторах, аспектах влияния человека на растительность

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Экологическая биогеография
    Кредитов: 5

    Цель: Изучает экологические особенности разных видов с учетом современных физико-географических и палеографических характеристик территории. Биогеография выявлет закономерности географического распределения организмов и сообществ, вскрыть его причины, структурно-функциональных и исторических особенностей живого планеты. Проблемы охраны и рационального использования ресурсов. Инструменты достижения цели: мотивация к научным исследованиям, СРСП, практические работы. Направление: Познакомить студентов с основными этапами развития органического мира, современным состоянием флоры и фауны разных регионов планеты. Показать сущность экологических условий водной среды и принципы биотического своеобразия Мирового океана. Показать возможности практического использования знаний в области биогеографии в различных разделах экологии, биоиндикации, мониторинга, медицины, ландшафтоведения и др. Описание: Биогеография – является сравнительно молодой синтетической наукой вобравшей в себя сведения из наук географического и биологического цикла. На основе анализа экологических особенностей и родственных связей разных видов и групп, с учетом современных физико-географических (климатических, гидрологических, геоморфологических, почвенно-геохимических и т.п.) и палеографических характеристик территории, биогеография выявляет закономерности географического распределения организмов и сообществ, вскрывает причины структурно-функциональных и исторических особенностей живого покрова нашей планеты. Темы: Обьект, предмет и основные разделы биогеографии. Среда жизни и ее подразделения. Биоценоз и его свойства, классификация, горизонтальная и вертикальная структура. Функционирование и изменчивость биоценозов. Географические закономерности дифференциации живого покрова суши. Представление об ареале. Ареал как географическая характеристика вида. Факторы распространения животных. Изменение ареалов во времени. Структура живого покрова суши. Флористическое и фаунистическое районирование материков. Биогеография океана. Биогеография пресных вод.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Химия
    Кредитов: 5

    формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира. Основные стехиометрические законы химии. Номенклатура и классификация неорганической химии. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Химическая связь и молекулы. Закономерности протекания химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы. Комплексные соединения. Теория электролитической диссоциаций. Общий обзор свойств элементов и их соединений на основе периодической системы. Химические реактивы, посуды, оборудования, приборы. Организация и постановка лабораторных опытов и эксперимента.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Биологическая экология
    Кредитов: 3

    Формирование знаний по биологической экологии для будущих молодых специалистов.Определение основных направлений и определение биологических и экологических понятий между живыми организмами и мертвыми организмами.Изучение биологии живых организмов, сочетание биологии и экологии и обучение знанию биологических и экологических воздействий различных факторов

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Промышленная экология
    Кредитов: 5

    Формирование теоретических и практических навыков техногенного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Формирование у студентов знаний основных источников загрязнения, содержания вредных веществ в количественной оценке, основных направлений использования производственных ресурсов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Экологическая химия
    Кредитов: 5

    Цель: Целью дисциплины является формирование понимания основных закономерностей функционирования биосферы и протекающих в ней химических процессов, места и роли в ней человека. Дисциплина направлена на изучение: понятия экологической химии; биохимическая роль и токсические свойства химических элементов и их неорганических соединений; химия окружающей среды; современные методы определения элементов в объектах окружающей среды.. Направление: Данный курс направлен, чтобы вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Описание: В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах удовлетворяет постоянно развивающая технология. Вместе с тем НТР имеет обратную сторону, характеризующуюся ухудшением состояния окружающей среды, обеднением природных и энергетических ресурсов. Важнейшим условием решения создавшейся ситуации является не только понимание сущности проблем, но и поиск эффективных способов их решения, осознание важности собственного вклада в него каждого человека. Для этого необходимо повышение уровня естественнонаучного образования и экологической культуры населения. В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает значительное место, поскольку является важной наукой в познании законов природы, в решении глобальных экологических проблем, в формировании научной картины мира. Кроме того, экологические проблемы имеют в основе химическую природу, а в решении многих из них используют химические средства и методы. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем. Темы: Международное сотрудничество в области охраны природы, Хозяйственная деятельность и окружающая среда, Химическое загрязнение и здоровье, Загрязнение природных вод, Виды сточных вод и способы их очистки, Определение загрязнителей в почвах

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Экология и устойчивое развитие
    Кредитов: 3

    Основная цель дисциплины-формирование целостного подхода к основным законам устойчивого развития природы и общества. Задачи дисциплины Экология и устойчивое развитие - объяснить основные понятия, стратегии, проблемы экологии и устойчивого развития и практические способы их решения на глобальном, региональном и местном уровнях, изучить основные закономерности жизнедеятельности живых организмов, экосистем на различных уровнях организации, биосферу в целом и их устойчивость, сформировать знания об основных законах взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях деятельности человека в условиях усиления экологического менеджмента

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Основы безопасности жизнедеятельности и охрана труда
    Кредитов: 2

    Ознакомление студентов с основами безопасного взаимодействия человека со средой обитания и основами защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Законодательные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности. Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны (ГО) в Республике Казахстан. Классификация опасных и вредных факторов. Радиационная и химическая опасность. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения. Классификация чрезвычайных ситуаций различного характера. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Защита от оружия массового поражения.

    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Медицинская экология
    Кредитов: 5

    Цель: идентифицировать аспекты воздействия ОС на здоровье населения и средовые заболевания. Студент должен: знать: показатели и факторы здоровья населения; заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов; профилактику. уметь: анализировать и оценивать состояние здоровья населения и влияние на него факторов ОС и производственной среды; владеть интерпретацией результатов методов диагностики и оценки состояния здоровья населения. Курс мотивирует к изучению экологичесих проблем и здоровья населения.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Физическая и коллоидная химия
    Кредитов: 5

    Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний, позволяющих устанавливать взаимосвязи химических и физических явлений и прогнозировать их конечный результат, а также формирование на этой основе научного мировоззрения, способствующего освоению специальных дисциплин. Направление: формирование базовых знаний химической термодинамики, химической кинетики и катализа, химического равновесия, электрохимии; поверхностных явлений и дисперсных систем.Первый закон термодинамики. Частные случаи первого закона термодинамики. Внутренняя энергия, теплота и работа. Второй закон термодинамики, его формулировки. Химический потенциал и общие условия равновесия систем.Химическое равновесие.Фазовые равновесия и растворы.Химическая кинетика и катализ.Фотохимические реакции.Электрохимия.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Экология и экономика природопользование
    Кредитов: 5

    Цель: Целью изучения дисциплины «Экология и экономика природопользования» является формирование у студентов необходимых знаний в области организации рационального природопользования, формирование системного экологического мышления. Направление: Направлено на то, чтобы дать студентам необходимые знания в области организации природоохранной деятельности на разных уровнях управления; научить основным приемам системного экологического мышления ; показать роль и значение рационального природопользования при решении экономических и производственных задач. Описание: "Экология и экономика природопользования" - экономическая дисциплина, базирующаяся на законах и категориях экономики, применяющая данные естественных наук. Наука разр��батывает вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Темы: Научные основы рационального природопользования. Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и пути его уменьшения. Природоохранные затраты и их эколого -экономическая эффективность.

    Год обучения - 2
    Семестр 2
  • Биогеохимия и экотоксикология
    Кредитов: 5

    Цель: Ознакомление с биогеохимической эволюцией оболочек Земли под влиянием деятельности живого вещества, глобальными циклами химических элементов, биогеохимическими функциями живого вещества, биогеохимическими особенностями природных зон и поясов суши, Мирового океана. Направление: Знание законов и механизмов взаимодействия экотоксикантов с окружающей средой и человеком. Умение практически использовать геохимические данные при решении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Описан��е: Главным фактором окружающей среды в настоящее время становится антропогенное воздействие, которое определяет геохимическую ситуацию в целом и отрицательно влияет на все живое, включая самого человека. Биогеохимия дает теоретические представления об экологических процессах, которые используются при решении практических проблем, связанных с минеральным сырьем, здравоохранением, сельским хозяйством, охраной окружающей среды. Экотоксикология - новая научная дисциплина, рожденная на стыке традиционной токсикологии и экологии, призвана изучать вл��яние ксенобиотиков как на экосистемы, так и на отдельные виды живых организмов. Темы: Основные понятия экотоксикологии, принципы классификации экотоксикантов , Экотоксичность и экотоксический эффект , Система критериев оценки токсичности биосферы

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Количественный и качественный анализ в экологии
    Кредитов: 5

    Цель: освоение студентами теоретических основ и практического использования химических, физико-химических и биологических методов анализа объектов окружающей среды. Направление: направлена на освоение методов отбора и анализа проб объектов окружающей среды Описание: Методы экологического анализа включают в себя биологические, биохимические, химические методы анализа. Качественный анализ указывает на наличие в веществе определенных элементов, функциональных групп, а также индивидуальных химических соединений. Количественный анализ — определяет количество отдельных частей в веществе или отдельных веществ в каком-либо материале. Темы: Основные физико-химические методы анализа. Метрол��гические основы определения компонентов в окружающей среде. Отбор и подготовка пробы к анализу. Химические методы анализа

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Экологические аспекты урановой промышленности РК
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование знаний химии и технологии урана, об основных свойствах урана и его соединениях, о сырьевых источниках урана и методах переработки рудных материалов, способах извлечения урана, характере влияния, реализации комплекса мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и охраны окружающей среды на предприятиях атомной промышленности.Направление: направлено на качественное и количественное определение урана в рудах и минералах Тема: Классификация материалов, применяемых в ядерной энергетике. Роль урана в ядерной энергетике. Сведения из истории открытия урана. Изотопный состав и радиоактивные константы естественного урана.

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Инженерная экология
    Кредитов: 3

    Цель: Идентифицировать и описывать локальные, региональные экологические проблемы, выбор рациональных путей решения защиты экосистем методами инженерии; современными технологиями. Направление: Решение региональных и экологических проблем с применением эколого-экономических ОВОС и устранения нарушенний экосистем. Описание: молодое направление в экологической науке, которое изучает взаимодействие природы и техники, закономерность формирования природно-технических систем и возможные способы управления этими системами, для обеспечения экологической безопасности и защиты природной среды. Темы: Загрязнение атмосферы. Методы очистки газовых выбросов предприятий и транспорта. Загрязнение природных вод. Методы очистки сточных вод. Энергетические, шумовое, световое и другие виды загрязнений окружающей среды

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Геоэкология
    Кредитов: 4

    Цель: Изучение принципов рационального использования природных ресурсов с учетом экологического состояния окружающей человека среды, экологических законов и закономерностей природных и природно-антропогенных геосистем. Направление: Знание структуры экологических факторов окружающей среды; экологических проблем техногенеза; геоэкологических принципов хозяйственного освоения геосистем. Умение рассчитывать условия адаптации человека к фону нарушенных геосистем. Предвидеть экологические последствия влияния антропогенеза на геосистемы. Описание: Наука геоэкология – это дисциплина на стыке экологии и географии. В ее рамках изучаются особенности, состав, строение и процессы человеческой среды обитания. Специалисты в этой области работают над тем, чтобы обезопасить биосферу от неблагоприятных изменений, вызванных хозяйственной деятельностью людей. Темы: Основные механизмы и процессы, управляющие системой Земля. Геосферы Земли и деятельность человека. Геоэкологические аспекты функционирования природно-техногенных систем

    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Методы приборы контроля окружающей среды
    Кредитов: 5

    Целью освоения дисциплины «Методы и приборы контроля окружающей среды» является ознакомить студентов с основными требованиями контроля качества различных природных сред и окружающей среды в целом.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Оценка воздействия на окружающую среду
    Кредитов: 5

    Анализирует информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, логически верно, аргументировано и ясно строит устную и письменную речь, понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией, выполняет профессиональную деятельность, использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, обладать пониманием причинно-следственных связей в развитии общества, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям, владеть методами экологического проектирования и экспертизы, владеть методами обработки, анализа и синтеза экологической информации и использовать теоретические знания на практике. Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы. Знает основы оценки воздействия на окружающую среду, быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экол��гии и природопользования

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 1
  • Экологический мониторинг
    Кредитов: 5

    Цель: Базовые знания о закономерности функционирования экосистем, применять знания для организации экологического мониторинга, выбирать эффективные решения на основе оценки наблюдений. Направление: Направлен на оценку показателей состояния целостности экосистем и среды обитания человека; причины изменения этих показателей и оценка последствий изменений, определение корректирующих мер; создать предпосылки для определения мер по исправлению создающихся негативных ситуаций до нанесения ущерба. Применение знаний экологического мониторинга и методов наблюдения на практике. Описание: Научный анализ иногда очень тонких, небольших эффектов дает возможность выявить новые неизвестные эффекты различных антропогенных воздействий и прогнозировать их. Такой анализ в настоящее время осуществляется в рамках экологического мониторинга – информационной системы наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданной с целью выделения антропогенной составляющей на фоне природных процессов. Темы: Экологический мониторинг как основной метод контроля состояния окружающей среды. Современные концепции комплексного экологического мониторинга. Организация и структура мониторинга состояния окружающей среды. Класс��фикация экологического мониторинга. Фоновый мониторинг. Мониторинг загрязнений и источников загрязнений. Средства контроля окружающей среды.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Процессы и аппараты защиты окружающей среды
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является формирование знаний в области закономерностей физико-химических процессов защиты окружающей среды, технологий очистки пылегазовых выбросов, жидких сбросов, утилизации и переработки твердых отходов. Дисциплина направлена на изучение: физико-химические закономерности и теория процессов очистки отходящих газов, промышленных стоков, переработки твердых отходов, устройство и методы расчета аппаратов. Краткое содержание: студенты изучают системы управления химико-технологическими процессами, экологизацию технологий и безотходные производства, экологический мониторинг и процессы и аппараты защиты литосферы. Приобретенные по дисциплине знания необходимы для освоения дисциплин специализации и прохождения квалификационной практики

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Информационные технологии в экологии и природопользовании
    Кредитов: 5

    Целью освоения дисциплины является обучение принципам и информационным методам управления природопользованием и охраны окружающей среды, оценки экологических проектов. Направление: направлено на формирование студентов профессиональной компетенции в научно-исследовательской деятельности, которые имеют важное значение для принятия решений по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Темы: Общие сведения о программах серии «Эколог». Общие сведения по работе с программой «Инвентаризация». Обработка результатов работы методикпо программе «Инвентаризация»

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Управление отходами
    Кредитов: 5

    Цель: Знать о деятельности республиканском и зарубежном опыте в области управления отходами, минимизации отходов; оценивать глобальные и региональные риски для экосисистем. Направление: направлена на формирование и движения отходов в системе природная среда-человек, отходы производства и потребления - источник ресурсов. Знания о выбросах в окружающую среду и их особенностях, эффектах, проблемы, технологии и политика дезактивации. Деятельность кампаний по утилизации отходов различного класса. Описание: Дисциплина «управление отходами» входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки магистрантов по направлению Экология и природопользование и нацелена на их подготовку к проектно-производственной и контрольно-экспертной деятельности. Темы: Учет отходов. Классы опасности отходов. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок установления лимитов на размещение отходов. Требования к транспортированию отходов.

    Год обучения - 3
    Семестр 2
  • Экологический аудит
    Кредитов: 3

    Цель: Выбирать рациональные пути решения экологичного производства, владеть эколого-экономическими ОВОС, используя информационные технологии, сбор, хранение и обработка экологической информации. Направление: направлен на оценку деятельности предприятия по природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природопользования, хозяйствующих субъектов и состояния ОС - объектов экологического аудирования. Описание: Экологический аудит представляет собой независимую, объективную, вневедомственную оценку деятельности проверяемого хозяйственного субъекта на предмет соответствия определенным законодательным нормам, правилам, стандартам в области природопользования и охраны окружающей среды и выработку системы корректирующих мер. Темы: Особенности становления и развитие экологического аудита. Экологический аудит в международных стандартах. Теоретические основы экологического аудита. Классификация аудитов

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Заповедное дело
    Кредитов: 4

    Цель: формирование систематизированных знаний в области заповедного дела. Направление: направлен на изучение истории создания заповедников в Республике Казахстан и мире как основной формы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Описание: Многие виды растений и животных, особенно в последнее время, снижают свою численность и переходят в категорию редких и исчезающих. Это в большинстве случаев является следствием естественных процессов в биогеоценозах, но чаще причиной служит воздействие антропогенных процессов: разрушение и трансформация мест обитания, различные формы загрязнения, прямое уничтожение и т.д. Поэтому проведение природоохранных мероприятий, создание заповедников, заказников, национальных парков позволит сохранить те небольшие участки первозданной природы, которые так необходимы для поддержания экологического равновесия окружающей среды. Темы: Основные цели и задачи особо охраняемых природных территорий. Заповедники, история заповедного дела. Национальные парки, природные резерваты.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Основы радиационной экологии
    Кредитов: 5

    Цель: о предмете и задачах радиационной экологии, как науки изучающей экологические последствия радиационного загрязнения, поведения и закономерности миграции радионуклидов в экосистемах; - о радиационной обстановке в Республике Казахстан, имеющей самый печальный опыт отношений с радиацией и предпринимаемых мерах по экологической, экономической и социальной реабилитации загрязненных радионуклидами регионов. Направление: Направлена на изучение влияние радиации на окружающую среду. Описание: Радиационная экология наука, которая изучает экологические последствия радиационного загрязнения, поведения и закономерности миграции радионуклидов в окружающей среде. Темы: Физические основы радиационной экологии. Естественные радионуклиды в окружающей среде. Искусственные радионуклиды в окружающей среде. Дозиметрия ионизирующего излучения. Радиоактивные отходы. Радиационный контроль

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Экологическая биотехнология
    Кредитов: 5

    Цель: Идентифицировать экологические проблемы, которые можно решить путем биотехнологий. Вопросы: направления экологической биотехнологии. Направление: Направлен решение экологических проблем с помощью методов биотехнологии. Описание: Описаны общие проблемы научных основ биотехнологии - научное развитие и история, возможности и особенности различных биотехнологических процессов, описаны биологические агенты, субстраты, устройства и изделия. Темы: Предмет и задачи экологической биотехнологии, ее значение в современном обществе. Биогеохимические циклы. Роль микроорганизмов в кругообороте веществ. Новые биотехнологии для решении экологических проблем. Перспективы экологической биотехнологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Исследование почвенных ресурсов
    Кредитов: 4

    Цель: Изучение почвообразовательного процесса, его проявления на земной поверхности, влияния экологических факторов почвообразования, роли почвы в природе и хозяйственной деятельности человека, путях рационального использования почвенных ресурсов. Направление: Владение методами исследования почв, анализ и определение качества почвенного покрова на локальном уровне; применение методов лабораторных исследований почв для оценки состояния почвенного покрова. Описание: Формирование представления о земельных ресурсах Казахстана, охране и рациональном использовании земельных ресурсов, экономической оценке земельных ресурсов, государственном регулировании и государственном контроле за земельными ресурсами. Темы: Классические и современные методы изучения минералогического и элементного состава почв. Система и методы химического анализа почв. Методы изучения физических свойств почв.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Сельскохозяйственная экология
    Кредитов: 5

    Цель: Изучение закономерностей взаимоотношения организмов агроценозов со средой их обитания, роли сельского хозяйства в загрязнении биосферы, особенностях экологического кризиса в сельском хозяйстве, путях и методах сохранения современной агросферы. Направление: направлен на осуществление контроля за выполнением проектов по землеустройству, мелиорации и рекультивации земель, строительству различных объектов. Описание: Сельскохозяйственная экология – комплекс наук, исследующих возможности сельскохозяйственного использования земель для получения растениеводческой и животноводческой продукции при одновременном сохранении сельскохозяйственных ресурсов (почв, естественных кормовых угодий, гидрологических характеристик агроландшафтов), биологического разнообразия и защите экологической среды обитания человека и производимой продукции от сельскохозяйственного загрязнения. Темы: Предмет сельскохозяйственная экология , цели и задачи дисциплины. Место сельскохозяйственной экологии в ряду естественно-научных дисциплин. Воздействие агроэкосистем на биосферу.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Экологическое законодательство РК
    Кредитов: 4

    Цель: изучение нормативных правовых актов в сфере экологических отношений и практики его применения Направление: Направлен на овладение теоретическими и практическими навыками применения норм данного законодательства в жизни Описание: Экологическое законодательство РК считается относительно молодой отраслью права. Дальнейшее развитие экологического законодательства можно рассматривать как неотъемлемое условие обеспечения устойчивого развития, направленного на минимизацию вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, восстановления и охраны окружающей среды Темы: Понятие и предмет экологического права. История развития и источники экологического права. Организационно-правовые формы управления в области природопользования и охраны окружающей среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 1
  • Восстановление нарушенных экологических систем
    Кредитов: 5

    Цель: изучение природных и антропогенно-нарушенных экосистем, их сходства и различия, пути восстановления нарушенных экосистем. Направление: Дисциплина направлена на изучение: методы предупреждения развития негативных процессов и восстановления деградированных агроландшафтов; система мероприятий, обеспечивающей оптимальный мелиоративный режим, осуществлять в пределах агроландшафта благоприятную экологическую ситуацию, регулирование и управление природными процессами. Описание: Темы: Понятие и содержание охраны и рационального использования земельных ресурсов. Земли сельскохозяйственного назначения. Охрана и рациональное использование земельного фонда населенных пунктов. Охрана и рациональное использование земель промышленности, транспорта, связи, обороны. Земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Охрана и рациональное использование земель лесного фонда. Охрана и рациональное использование земель водного фонда. Охрана и рациональное использование почвенных ресурсов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Техника и технология защиты атмосферы
    Кредитов: 4

    Цель: научить будущих студентов по безопасности жизнедеятельности и инженерной защите окружающей среды самостоятельно решать задачи в области защиты атмосферы от загрязняющих веществ, созданные антропогенной деятельностью. Направление: Направлен на организацию мероприятиий по охране окружающей среды, в частности атмосферы Описание: Для защиты воздушного бассейна от загрязнения его вредными веществами используют следующие меры: экологизацию технологических процессов; очистку газовых выбросов от вредных примесей; рассеивание газовых выбросов в атмосфере; устройство санитарно-защитных зон; архитектурно-планировочные решения и др. Темы: Основные характеристики атмосферы как объекта защиты. Проблема загрязнения атмосферы и пути ее решения. Стратегия защиты атмосферы. Вентиляционные и технологические выбросы как источники загрязнения атмосферы. Определение выделений. Очистка выбросов от твердых частиц и аэрозолей. Методы пылеулавливания. Очистка выбросов с помощью скрубберов, электрофильтров, фильтров

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Экологическая биоклиматология
    Кредитов: 4

    Цель: Изучение прикладных аспектов взаимосвязей погоды и климата с природными и техническими компонентами территориальных комплексов; формирование представлений об экологических свойствах климата; развитие навыков обработки и анализа метеорологической и климатической информации для прикладных исследований. Направление: направлен на выработку навык биоклиматической и экологической оценки климата Описание: Вопросы климата и погоды постоянно привлекают пристальное внимание, что связано с их огромной ролью в хозяйственной деятельности человека, в развитии, существовании и устойчивости природных территориальных комплексов различного таксономического ранга. В последние годы это внимание усиливается еще значительнее в связи с проблемой антропогенного воздействия и глобальным потеплением. Соответственно усиливается актуальность использования метеорологической и климатической информации для всестороннего анализа взаимосвязей погоды и климата с природными и техническими компонентами территориальных комплексов. Темы: Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. Методы обработки метеорологических и климатических данных. Введение поправок на смену сроков наблюдений, замену приборов и др. Представление информации в справочниках и атласах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 2
  • Код ON1

    Обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных социально-гуманитарных, экономических дисциплин, способствующими формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления

  • Код ON2

    владеть знаниями, обеспечивающими общей методологией профессиональной деятельности и развитие профессионального творчества, навыками обращения с современной техникой, использования информационных технологий, программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности

  • Код ON3

    Анализирует природные и техногенные процессы с учетом современных подходов к требованиям безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды

  • Код ON4

    Выявляет экологические особенности разных видов и биогеографические закономерности распределения организмов и сообществ, использует инженерные принципы по улучшению природной среды, по очистке загрязненных участков.

  • Код ON5

    Владеет инновационными методами переработки, перевозки, хранению и уничтожению отходов, анализирует естественные и антропогенные регулирования устойчивости почв к эрозии и дефляции и экологическое состояние природной среды; разрабатывает систему агротехнических и специальных мероприятий по повышению плодородия почв и продуктивности сельскохозяйственных культур; проводит экспертные работ по оценке почвенного покрова; составляет почвенные карты и картограммы хозяйствующим субъектам; определяет степень соответствия почвенных условий к требованиям сельскохозяйственных культур; применет методы исследования почв в полевых и лабораторных условиях.

  • Код ON6

    Проводит мониторинговые исследования, анализирует экологические процессы, оценивает и прогнозирует экспертизу воздействия на окружающую среду хозяйственных проектов, составляет рекомендации и разрабатывает экологические проекты с проектными программами «Эра»

  • Код ON7

    Планирует процедуры нормирования, сертификации, аудита, лицензирования, экспертизы, анализирует расчеты экологического риска и ущерба при проведении оценки воздействия на окружающую среду, и прогнозирует последствия антропогенного влияния на экосистему.

  • Код ON8

    Применяет нормы экологического законодательства Республики Казахстан

Top