Действующая образовательная программа

7M03104 Культурология(Соф.У) в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка специалистов высокой квалификации с обширными профессиональными навыками для реализации профессиональной деятельности в области культурной дипломатии, способных решать специализированные региональные проблемы в налаживании культурных связей между ЕС и Центральной Азией; обладающих коммуникативными навыками и навыками посредничества в мультикультурной среде; обеспечивать преподавание культурологических дисциплин в вузе на основе новых концептуально-методологических подходов посредством рационально-объективного оценивания культурного развития, их влияния на изменение системы ценностей, моделей поведения, культурных и межкультурных коммуникаций, традиций и инноваций в традиционной и современной культурах, осуществлять научное исследование по проблемам культурной дипломатии и современным культурным исследованиям современного общества на основе привлечения современных информационных технологий; проводить сравнительную аналитику результатов научных исследований и теоретических источников, оформлять итоги научных изысканий в магистерской диссертации, научных публикациях.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 130
  • Группа образовательных программ M062 Культурология
  • Направление подготовки 7M031 Социальные науки
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов разработки современной научной информации с использованием основ психологии науки и практики, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. интерпретировать современную научную информацию об основах психологической науки и практики, необходимой для повышения эффективности профессиональной деятельности; 2. объяснить психологические закономерности и феномены, возникающие в профессиональной и научно-педагогической деятельности; 3. анализировать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии, видеть взаимосвязь между поведением и результатами деятельности личности и коллектива, ресурсы и возможности развития; 4. интегрировать психологическую информацию о себе и других в общее знание и формулировать обоснованные суждения; 5. применять психологические знания для принятия эффективных решений, реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; эффективно использовать психологические знания для развития потенциала себя и коллектива. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Данный курс познакомит магистрантов с научными знаниями, соответствующими современному уровню развития психологической науки и практики. Будут рассмотрены предмет, отрасли, методы психологии, закономерности развития и функционирования психических процессов, свойств и состояний личности, общения, основы эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации с учетом профессиональной и научно-педагогической деятельности магистрантов.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Современные исследования культуры
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – анализ новых форм культурных практик и смыслов, связанных со сложностью и скоростью изменений современного общества. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. исследовать основные тенденции и проблемы в развитии современных философских направлений и школ; 2. развивать навыки межкультурной коммуникации; 3. использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и педагогических задач профессиональной деятельности; 4. интерпретировать культурологические тексты, использовать культур-философскую методологию и основные концепции конкретных наук в сфере профессиональной деятельности; 5. вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества. Назначение дисциплины. Курс призван снабдить магистрантов знаниями нормативного и теоретического плана, расширить их осведомленность относительно современных подходов, технологий, методик и приемов разработки и реализации государственной политики в области культуры. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Культурная история: становление дисциплины и развитие основных исследовательских программ; Предпосылки современных программ и парадигм исследований культуры; Развитие культурных исследований: структурализм, постструктурализм, изучение взаимосвязей культурных и политических процессов; Микроистория и ее программа исследований культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование межкультурной коммуникативной компетенции у магистрантов по специальностям естественного и социально-гуманитарного направлений на основе общепринятой международной уровневой системы для активного применения иностранного языка, как в повседневном, так и в професиональном общении. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. говорить достаточно быстро и спонтанно без особых затруднений на повседневные или профессиональные темы; 2. практиковать с людьми на темы общего и профессионального характера; 3. продемонстрировать доклады и презентации на различные темы, в том числе профессиональные; 4. объяснять лекции и доклады на знакомую тематику с первого раза понимать прослушанный учебный текст 5. переводить аутентичные тексты по специальности с иностранного языка на родной с использованием словаря и справочников; 6. писать эссе и доклады на общие и профессиональные темы, аргументируя точку зрения, писать подробные сообщения по широкому кругу интересующих вопросов. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Учебная дисциплина является интегративной частью цикла непрерывного обучения английскому языку и нацелен на дальнейшее развитие полученных в университете языковых компетенций в рамках программы дисциплины «Английский язык». Предполагается развитие коммуникативных компетенций и навыков, необходимых сфере повседневного профессионального общения, чтения и перевода аутентичной литературы по специальности, формирование терминологического словаря, написания докладов и выступления на конференции и.т.д. Курс ориентирован на развитие у студентов восприятия иностранного языка как источника информации и иноязычного средства коммуникации в целях расширения и углубления системных знаний по специальности и как средство самостоятельного повышения своей профессиональной квалификации. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: чтение, письмо, аудирование, говорение, языковой: произношение, лексика, грамматика, чтение и перевод аутентичной литературы по специальности, написания докладов и выступления на конференции.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с особенностями научно-исследовательской деятельности и овладение навыками использования методов научного исследования, организации и планирования творческого труда. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. применять профессионально-практические умения и навыки в исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий в поисках новой научно-технической информации, анализируя отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; 2. проводить научно-исследовательские работы с учетом основ методологии, принципов и закономерностей организации процесса исследования; выполнять теплофизические измерения и расчеты для основного теплотехнического оборудования, применяемого в различных отраслях промышленности; 3. осуществлять метрологическое обеспечение экспериментальных исследований; 4. применять аналитические методы обработки достигнутых результатов; интерпретировать и обобщать результаты научных исследований, готовить отчеты, презентации и научные публикации с представлением практических рекомендаций по внедрению полученных результатов в производство; оформлять заявку на изобретение; 5. управлять работой творческого коллектива при разработке инновационного проекта для достижения поставленной научной цели. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Концепция науки. Классификация наук. Основные принципы государственной политики в области науки. Научно-исследовательские учреждения и исследовательские центры. Права интеллектуальной собственности на результаты научной деятельности. Научное исследование и его этапы. Методология научных исследований. Выбор направления и планирование научных исследований. Научная информация и ее источники. Форматирование в LaTex. Внедрение научных исследований в производство и учебный процесс. Эффективность научных исследований. Общие требования к исследовательской работе. Основные требования к написанию, оформлению и защите научной работы магистрантов. Подготовка научных публикаций и научного доклада. Подготовка научно-технических кадров. Формы повышения квалификации исследователей.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология культуры
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – введение в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений исторических и современных сообществ, а также систему языков и методов социальной коммуникации. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. определять дисциплинарные и институциональные аспекты представлений о культуре; 2. синтезировать основные методолого-теоретические положения современной культурологии; 3. анализировать основные этапы формирования культурологического знания с учетом их персонифицированности; 4. применять базовые категории культурологии с учетом специфики экологичности культуры; 5. использовать методы анализа конкретных феноменов экологии культуры. Назначение дисциплины.Курс призван дать представление о многообразии значений понятия культура и богатстве разных сфер культуры,дать необходимый объем теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры; выработать способности к пониманию и уважению различных национально-культурных платформ, к продуктивному общению представителей различных культур; помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Место экологии культуры в мировой цивилизации; Основные этапы истории экологии культуры; Концепции истории и экологии культуры Казахстана и критика европоцентризма; Номадизм как архетип казахской культуры; Мир экологии культуры казахов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Антология и методология гендерных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – применение методологии и развитие навыков аналитической интерпретации гендерных аспектов современного общества. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. описать основное содержание культур-философских оснований современных гендерных исследований; 2. объяснить специфику основных понятий, подходов и направлений современной гендерной теории; 3. классифицировать методы научного и философского анализа гендерных исследований; 4. обосновать роль и значение ключевых понятий, применяемых в гендерной теории и методологии для проведения культурологических исследований; 5. провести исследование актуальное для выявления методологических основ проблем в профессиональной области и презентовать результаты для обсуждения. Назначение дисциплины. Дисциплина «Антология и методология гендерных исследований» обеспечит анализ отличительных черт теоретико-методологических подходов в аспекте гендера в контексте современного общества, используемых в культурологическом исследовании. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Выработка навыков полевого этнографического исследования гендерной проблематики; Гендер как базовый фактор социальной стратификации; Теоретические основания гендерных исследований; Методологические постулаты гендерного исследования; Дискуссия о методах в гендерных исследованиях: количественные и качественные методы; Интерпретативные методы в качественных исследованиях:биографическое исследование, анализ дискурса, содержательный анализ, анализ и интерпретация визуальных данных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины: изучение закономерностей и тенденций развития особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторической динамике и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. использовать принципы организации и функционирования науки, генезис и историю науки с позиции формирования ее моделей, образов и стилей мышления; 2. формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; 3. выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; 4. анализировать и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания; 5. применять методологические и методические знания в проведении научного исследования, педагогической и воспитательной работы. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия естественных и технических наук, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Культура и социальные связи
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - формирование у магистрантов системного понимания сущности системы языков, методов социальных связей и коммуникаций в условиях глобализации. Курс призван дать представление о многообразии значений понятия культура и богатстве разных сфер социальных связей, дать необходимый объем теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: 1. проводить исследования современных процессов межкультурной коммуникации; 2. применять методологию междисциплинарного анализа с целью выявления уровня влияния социальных связей на формирование общественного мнения; 3. прогнозировать тенденцию развития коммуникационных связей на глобальном уровне; 4. разрабатывать практические рекомендации по проблемам межкультурного взаимопонимания; 5. ориентироваться в коммуникационных процессах международного сообщества XXI века. Назначение дисциплины. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Ценностно-смысловые и нормативно-регулятивные установления современных культурных сообществ. Сущность, структура, функции, механизмы и исторические типы культуры. Функциональные значения культурных платформ. Многообразие значений понятия культура и богатство разных сфер социальных связей. Межкультурная коммуникация как социальное явление, свойственное процессу глобализации. Коммуникация в глобальном мире. Тенденции изменения коммуникативных связей на протяжении истории человечества. Значение позиции культурного релятивизма в межкультурной коммуникации. Электронная эра коммуникации в современной культуре.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; 2. анализировать систему высшего профессионального образования в Казахстане; 3. определять содержание высшего образования; 4. применять традиционные и инновационные методы и формы организации обучения, новые образовательные технологии в высшей школе; 5. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Политическая психология и международные отношения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - владение магистрантами методами исследования политической психологии и международных отношений; анализировать закономерности политического поведения и политического сознания, факторы влияния общемировых процессов на особенности развития современных обществ.использовать методы анализа личности политика, психологического портретирования; В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: 1. демонстрировать взаимосвязь психологии международных отношений с другими отраслями психологии, особенно политической психологией, а также социологией международных отношений, теорией международных отношений; 2. использовать психологические методы изучения и интерпретации психических процессов, свойств и состояний индивидуальных и коллективных субъектов, которые находят свое выражение в особой сфере международных отношений; 3. систематизировать теории и результаты эмпирических исследований казахстанских и зарубежных ученых, раскрывающими закономерности функционирования политического сознания и политического поведения основных субъектов международных отношений; 4. ориентироваться в современных тенденциях мирового политического развития, понимание их перспектив и возможных последствий для Казахстана. Назначение дисциплины. Курс "Политическая психология и международные отношения" предполагает изучение психических процессов, свойств и состояния индивидуальных и коллективных субъектов. Данный курс направлен на расширение перечня факторов функционирования политической системы, рассмотренных в рамках дисциплин" психология политики"," социология международных отношений"," социология конфликта и консенсуса","анализ внешнеполитических решений". Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении данной дисциплины, а также на политологии, этносоциологии, истории.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Миф и жизнь
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – изучение мифологической картины мира как синкретической форме культуры, рассмотрение теории мифа как самостоятельной области знания о культуре, выявление специфики конкретных исследовательских подходов и практик изучения мифа. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. раскрыть культурные факторы, определить характер перемен, совершающихся в культуре, посредством анализа мифологем мифа и жизни; 2. выявить принципы понимания своего общества с его переплетением норм, ценностей и представлений и одновременно способствовать восприятию его людьми других обществ, с присущим им своеобразием в отношении к мифу, жизни, целям человеческого бытия. 3. владеть знаниями в области специфики мифа и мифологического мышления как способа освоения мира; 4. уметь анализировать логику и основные этапы развития мифологии, ее соответствие культурноисторической динамике и развитию форм рациональности; 5. аргументировано и логично, с опорой на весь массив изучаемого материала и использованием категориального аппарата дисциплины, излагать знания в области теории мифа. Назначение дисциплины. Анализ разнообразных форм культуры мифа и жизни, типов мифа, основных концепций теории мифа и философских проблемах осмысления явлений культуры мифа и жизни. Курс дает возможность по-новому организовать знания по истории и теории культуры, истории философии и мировой художественной культуре, сделав акцент на культурфилософской проблематике. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Мифология, ее типология и функции; Теоретические подходы в изучении мифов: культурологический, этнографический, социологический, философский, филологический и др.; Миф и наука: основные теории мифа XXI века; Миф как «коллективные представления»; Мифы и массовая культура; Мифотворчество как продуктивный механизм культуры; Мифология и утопия как феномены культуры.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Культура коренных народов, наследие и интеллектуальная собственность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование системы знаний о традиционной культуре коренных народов и их интеллектуальной собственности в этноконфессиональном аспекте. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. использовать системные знания по главным теоретическим вопросам и классификациям культуры коренных народов; 2. иметь объективное представление об историко-культурных обществах культуры коренных народов в прошлом и настоящем с учетом современного уровня отечественной и зарубежной культурологической науки; 3. владеть способностью к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; 4. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, связанные с развитием межкультурных связей и отношений, обусловленных процессами формирования поликультурного мира XXI века; 5. аргументировать основные закономерности развития культуры как формы человеческого существования историко-культурного развития человеческого общества в национальном и всемирном масштабе. Назначение дисциплины. Курс призван снабдить магистрантов знаниями в области идей и наследия культур коренных народов, а также содержания и форм сохранения, трансляции культурного наследия коренных народов. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты: Классификация коренных народов, их языков, антропологического состава, хозяйственно-культурных типов; Теории антропогенеза, теории этноса, особенности материальной и духовной культуры народов мира; Мифы и религиозные верования саков, сарматов, скифов; Культурное наследие тюркских народов, населяющих территорию Казахстана; Основные ценности степной цивилизации; Древнетюркские цивилизации и достижения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Дипломатический семинар
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование у магистрантов представления о деятельности дипломатических и консульских служб, обеспечение высокого уровня их теоретической, методической и практической подготовки, развитие практических навыков и умений решать проблемы профессионального сопровождения деятельности государственных органов по реализации внешнеполитических интересов страны. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. демонстрировать ведущие принципы поддержания дипломатических отношений и подчеркнуть важность организации дипломатических и консульских услуг; 2. раскрыть основных методов и приемов дипломатической работы; 3. применять дипломатическую стратегию и тактику, характеристики, особенности дипломатических и консульских служб; 4. различать основные виды дипломатических документов; 5. проанализировать процесс подготовки и принятия внешнеполитических решений; дать знание основного теоретического и фактического материала по вышеуказанной учебной дисциплине. Назначение дисциплины. Рассматриваемые в курсе вопросы находятся на стыке ряда смежных дисциплин и могут быть проанализированы с разных точек зрения: История дипломатии и история международных отношений, современная внешняя политика Республики Казахстан и других государств, государственные институты, право, Социальная психология, этикет и протокол и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Исследования культуры коренных народов: Специальные темы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – освоение знаний о культуре коренных народов, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, дальнейшее освоение широкого круга явлений с позиций диалога культур. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1.изучить традиционную систему жизнедеятельности коренных народов, включая современные этнокультурные и этнические процессы в различных странах мира; 2.определить специфику языка, этнической территории, особенностях быта и культуры, этногенезе и этнической истории коренных народов; 3.способствовать продвижению и реализации вопросов коренных народов на международном уровне; 4.применять инструментальные и источниковедческие основания этнологического знания, а также методы упорядочивания материала с помощью универсальных классификаций, принятых в культурологической науке; 5.использовать представление о культуре коренных народов в ее синкретическом многообразии, определяемом материальными условиями жизни и мировоззрением человека. Назначение дисциплины. Курс призван снабдить магистрантов знаниями по обобщению ранее полученных знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения общего курса «Культуры коренных народов» посредством углубленного решения ряда задач: исследование общего и особенного в этнокультурных различиях коренных народов; анализ бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства, системы жизнеобеспечения коренных народов в контексте их адаптации к природной среде и т.д. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие аспекты:Особенности формирования этнического ландшафта; Особенности традиционных культур коренных народов; Жизнеустройство мира в понимании культур коренных народов; Традиционные обряды и праздники в жизни коренных народов; Номадизм как тип культуры; Основные признаки культуры номадов евразийского пространства.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON2

    Демонстрировать глубокое понимание состояния, перспектив исследования международных отношений в контексте современных направлений и тенденций развития научного знания в области культурных исследований;

  • Код ON3

    Использовать методологию культурных исследований, принципы организации и методы проведения культурных исследований в области дипломатии;

  • Код ON6

    Критически оценивать существующие методики анализа применительно к исследованию межкультурных коммуникаций в истории дипломатии;

  • Код ON1

    Презентовать научные теории по приоритетным направлениям исследования проблем в области культурной дипломатии на современном этапе;

  • Код ON11

    Генерировать научные знания различных культурных явлений дипломатии в контексте изменений социокультурного пространства в собственное научное исследование по актуальным направлениям;

  • Код ON5

    Использовать концептуальные и методологические подходы в исследовании культурной дипломатии в контексте различных направлений культурных исследований;

  • Код ON7

    Находить новые решения новейших культурных явлений дипломатии, поведенческих моделей и коммуникаций, осуществлять самостоятельное и эффективное применение методов культурных исследований дипломатии для их интерпретации и анализа;

  • Код ON10

    Находить новые методы создания цифровых порталов по актуализации культурных исследований современных проблем дипломатии;

  • Код ON9

    Системно представлять программы планирования и организации исследования актуальных проблем культурной дипломатии, практической реализации образовательной деятельности по дисциплинам культурной дипломатии в организациях высшего образования;

  • Код ON12

    Активно работать в команде и творчески подходить к решению поставленной научной задачи.

  • Код ON4

    Формулировать проблемы и задачи научного исследования, выбирать соответствующую методологию, определять этапы исследования, оценивать и интерпретировать полученные результаты исследования проблем дипломатических отношений;

  • Код ON8

    Осуществлять самостоятельное научное исследование в культурной области дипломатических отношений на современном этапе;

Top