Новая образовательная программа

7M01106 Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Подготовка научно-педагогических кадров в сфере инклюзивного образования, реабилитационных центров, медицинских учреждений, имеющих высокий уровень гражданской ответственности, толерантности и эмпатии, способных организовать медико-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями с учетом нарушений развития, проводить консультативно-реабилитационную, коррекционную и терапевтическую работу, вести научно-исследовательскую деятельность в условиях инклюзии.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M001 Педагогика и психология
  • Область образования 7M01 Педагогические науки
  • Направление подготовки 7M011 Педагогика и психология
  • Функциональные (невротические) расстройства в детском возрасте
    Кредитов: 5

    изучение закономерностей психологического, психо-эмоционального развития и выявления функциональных расстройств у детей в возрастном аспекте. Будут изучаться следующие аспекты: проявления психо-эмоциональных, невротических расстройств у детей в различные возрастные периоды;дифференциальная диагностика невротических и поведенческих нарушений у детей; подбор психологических тестов для оценки эмоционального статуса детей и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Цель курса – обеспечение научной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. В результате освоения дисциплины магистрант будет способен: 1. понимать современное состояние теории и практики психологии управления в объеме, оптимальном для использования в последующей профессиональной деятельности; 2. применять и описывать психологические методы изучения отдельных лиц и социальных групп (общностей) в целях повышения эффективности управления; 3. развивать навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур; 4. реализовывать успешные коммуникативные стратегии в личной жизни и профессиональной деятельности; 5. критически оценивать жизненные и профессиональные ситуации с точки зрения психологии управления; эффективно использовать знания по психологии управления для развития своего потенциала и коллектива Курс дает знания основных направлений современного менеджмента. Раскрывает психологические требования в бизнес-технологиях и в управлении. Определяет психологические основы эффективности управленческой деятельности, связанной со взаимодействием с людьми. В рамках курса раскрываются предмет, основные принципы психологии управления, личность в управленческих взаимодействиях, управление поведением личности, современные представления об управлении по ценностям, психология управления групповыми явлениями и процессами, психологические особенности личности руководителя, индивидуальный стиль управления, психология влияния в управленческой деятельности, управление конфликтными ситуациями

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Нормативно-правовое обеспечение медико-педагогического сопровождения образования лиц с особыми образовательными потребностями
    Кредитов: 5

    формирование компетенций в применении нормативно-правовых основ инклюзивного образования.Будут изучаться следующие аспекты: законы об образовании и законы о специальном образовании, принятые за рубежом и в Казахстане, как отправные вехи реализации инклюзивного обучения; межд-ые документы о защите прав детей с ООП, регулирующие инклюзивное образование на территории РК и др

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Мониторинг и экспертиза в контексте инклюзивного образования
    Кредитов: 5

    Цель: формирование компетенций оценки готовности образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода для эффективного управления процессом внедрения и развития инклюзивной практики.Будут изучаться следующие аспекты: система экспертной поддержки инклюзивных школ; особенности мониторинга в инклюзивном образовании; комплексная система мониторинга благополучия детей и индекс благополучия детей; индикаторы оценки и критерии экспертизы инклюзивного образования и др

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Нарушения формирования психо-речевых функций в детском возрасте
    Кредитов: 5

    формирование знаний об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, комплексной коррекции и медико-профилактического сопровождения детей с нарушениями психо-речевых функций. Будут изучаться следующие аспекты: дифференциальная диагностика нозологических форм нарушений развития психо-речевых функций у детей; клинические симптомы и синдромы поражения нервной системы; закономерности формирования психических, речевых функциональных систем и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Организация и планирование научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – сформировать способность планировать, подготавливать, организовывать и проводить самостоятельные научные исследования.. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1. организовывать процесс исследования; определять роль научного исследования в развитии личности и организации; принципы и закономерности организации. 2. определить эффективность научной работы, организовывать внедрение ее результатов; 3. применять профессиональные знания в области научных исследований при постановке и решении проблем; 4. анализировать, находить проблемы, конструировать оптимальную последовательность действий по достижению намеченной цели, планировать научную деятельность, оценивать и контролировать ее; 5. разрабатывать механизм управления организацией научных исследований; организовывать систему научных исследований в среде студентов и молодых ученых. Дисциплина «Организация и планирование научных исследований» направлена на формирование у будущих специалистов способности к независимой исследовательской деятельностя. При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: международная система научных публикаций; авторские права в системе международных научных публикаций; индекс научного цитирования и импакт-фактор; методология и методы научного исследования; форматирование в LaTex; организация текста оригинальной статьи для журнала; грамматические и стилистические особенности текстов на английском языке; законы развития науки;экспоненциальный закон развития науки; выбор журнала и представление статьи; процедура рецензирования.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Научные основы психологии инклюзивного образования
    Кредитов: 5

    совершенствование компетенций в области психологии инклюзивного образования; формирование научных основ профессиональной готовности к работе в условиях образовательной интеграции. Будут изучаться следующие аспекты:сущность современных инновационных процессов в образовании, научные основы и общие вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде; научно-категориальный аппарат психологии инклюзивного образования и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: овладение профессиональными компетенциями преподавателя для организации педагогической деятельности в организациях среднего и высшего образования с использованием методологических основ педагогики высшей школы, современных технологий анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативных технологий взаимодействия преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. владеть основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы; содействовать развитию благоприятной образовательной среды для реализации культурных и языковых потребностей обучающихся; 2. самостоятельно проводить семинарские, практические, лабораторные занятия с учетом требований разработанных и утвержденных методических указаний; различные типы занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения; 3. разрабатывать учебно-методические комплексы профильных дисциплин для преподавания с учетом современных требований педагогики и психологических основ проведения инновационного образовательного процесса; 4. оценивать коммуникативные технологии субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающегося в образовательном процессеа; 5. обобщать и оценивать полученные результаты обучения в контексте дисциплины, выполнять апробацию результатов исследований и внедрять их в практическую педагогическую деятельность. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Педагогическая наука и ее место в системе наук. Современная парадигма высшего образования. Система высшего профессионального образования в Казахстане. Методология педагогической науки. Профессиональная и коммуникативная компетеность преподавателя высшей школы. Теория обучения в высшей школе (дидактика). Содержание высшего образования. Организация процесса обучения на основе кредитной системы обучения в высшей школе. Традиционные и дистанционные инновационные методы и формы организации обучения. Новые образовательные технологии в высшей школе. Организация самостоятельной работы магистрантов в условиях кредитной технологии. Технология составления учебно-методических материалов. Теория научной деятельности высшей школы. Научно-исследовательская работа. Высшая школа как социальный институт воспитания и формирования личности специалиста. Куратор в системе высшего образования. Менеджмент в образовании.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Анатомо-физиологичес-кие основы функционирования нервной системы
    Кредитов: 5

    изучение закономерностей функционирования нервной системы у детей в возрастном аспекте, рассмотренных с позиций анатомии и физиологии. Будут изучаться следующие аспекты: основы церебрального обеспечения когнитивных, сенсорных, двигательных функций в онтогенетическом аспекте; основы многоуровневой организации функций нервной системы; закономерности развития функциональных систем нервной системы, роли медиаторов и их генетические основы и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование коммуникативных компетенций для повседневного и профессионального общения на основе общепринятой международной уровневой системы. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности: 1. анализировать иностранную научно-техническую литературу с целью переработки информации и успешной коммуникации для личностного развития в профессиональной деятельности; 2. применять знания иностранного языка как средство делового общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; 3. проводить различные типы занятий для традиционных и дистанционных форм обучения с применением современных интерактивных методов и форм обучения на казахском, русском и английском языках; 4. самостоятельно работать со специальной литературой на иностранном языке, иноязычными информационными ресурсами и современными компьютерными переводческими программами; 5. развивать устную и письменную речь, оформлять результаты исследований в виде научных статей, докладов и презентаций для выступлений на международных конференциях. Дисциплина направлена на изучение следующих аспектов: Аннотирование и реферирование текста. Средства связи в научном тексте. Приемы, используемые при написании аннотации и реферата. Различия между аннотацией и рефератом. Чтение текстов профессиональной направленности. Письмо: составление кратких и развёрнутых аннотаций к прочитанным текстам. Академическое чтение. Научный текст. Особенности перевода научного текста. Типы научных текстов, их структура, параграфирование, разделение на абзацы. Обсуждение доклада на научной конференции. Понятие адекватности перевода. Реферативное изложение аутентичной статьи по теме исследования. Академическое письмо. Правила оформления письменных работ. Анализ научной статьи. Основные принципы построения научного (академического) текста. Цитирование, составление библиографии. Изучение публикаций, тезисов международных конференций. Основные правила подготовки научного доклада и презентации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Консультативно-реабилитационная работа в условиях инклюзивного образования
    Кредитов: 5

    формирование профессиональной компетентности в организации консультативно-реабилитационной работы в условиях инклюзивного образования с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. Будут изучаться следующие аспекты: теории и подходы к консультативно-реабилитационной работе с лицами, имеющими особые образовательные потребности; направления консультативно-реабилитационной помощи по оптимизации психической деятельности индивида и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Диагностика и клинические исследования в инклюзивном образовании
    Кредитов: 5

    формирование диагностической компетентности будущего специалиста; подготовка к решению типовых задач в области диагностической и исследовательской деятельности. Будут изучаться следующие аспекты: психологические теории психологического дизонтогенеза; причины и условия возникновения нарушений и расстройств; закономерности функционирования и развития в норме и при нарушениях и др.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Медико-реабилитационная и терапевтическая работа при заболеваниях нервной системы
    Кредитов: 5

    изучение, реабилитационных, коррекционных и терапевтических программ с учетом сенсорного, двигательного, когнитивного и психоэмоционального статусов детей. Будут изучаться следующие аспекты: возможности медицинской программы в комплексной реабилитации, коррекции и терапии детей с особыми образовательными потребностями; дифференциальная диагностика отклонений развития детей; методологические и методические пробы в проведении объективного комплексного исследования и др

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • История и философия науки
    Кредитов: 3

    Цель дисциплины формирование у магистрантов углубленного представления о современной философии науки как системе научного знания особого типа, включающего основные мировоззренческие и методологические проблемы в их рационально-теоретическом осмыслении. В результате изучения дисциплины магистрант будет способен: 1) определить особенности науки как особого вида знания, деятельности и социального института; 2) систематизировать основные проблемы и дискуссии о методах и стратегиях ведения научных исследований и закономерностях развития науки; 3) выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований и следовать им в профессиональной деятельности; 4) критически оценивать современные научные достижения и ориентироваться в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска; 5) сформулировать и грамотно аргументировать собственную этическую позицию по отношению к актуальным проблемам современного этапа развития науки. Назначение дисциплины. Дисциплина «История и философия науки» направлена, на формирование у будущих специалистов способности к независимому критическому мышлению и пониманию ключевых мировоззренческих понятий При изучении дисциплины будут рассмотрены следующие темы: Предмет истории и философии науки, Мировоззренческие основания науки, Функции науки, Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения, Новоевропейская наука – классический этап развития науки, Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития науки, Структура и уровни научного познания, Наука как профессия. Идеалы и нормы науки, Философские основания науки и научная картина мира, Научные традиции и научные революции, История и философия социальных и гуманитарных наук, Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Медико-психологическое сопровождение инклюзии при паралитических синдромах
    Кредитов: 5

    изучение клинических синдромов патологии движения детей с позиций анатомии и физиологии для разработки программы психолого-педагогической, медико-социальной реабилитации, социальной адаптации и интеграции их в общество. Будут изучаться следующие аспекты: проблемы развития психо-речевых функций у детей с церебральными параличами различной степенью тяжести; анализ патологии движения согласно международных функциональных шкал и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Специфика работы специалистов разного профиля в инклюзивной школе
    Кредитов: 5

    формирование профессиональных компетенций совместной деятельности со специалистами инклюзивного образования на основе организациионо-управленческих навыков плодотворного взаимодействия в целях обеспечения качественной инклюзии в образовательном учреждении. Дисциплина ориентирована на обучение магистрантов организационно-управленческим навыкам, позволяющим обеспечить взаимодействие специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации; осуществить эффективное взаимодействие сотрудников образовательного процесса и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Современные технологии инклюзивного образования
    Кредитов: 5

    формирование профессиональных компетенций в области обучения, воспитания, развития и коррекции нарушений в условиях инклюзивного образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями на основе современных технологий. Будут изучаться следующие аспекты: технологии коррекционной и развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; арт-технологии; воспитательные технологии в инклюзивном процессе; технологии развития с учетом психофизических, возрастных особенностей и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Международный опыт реализации инклюзивного образования
    Кредитов: 5

    формирование готовности к осознанию современных мировых тенденций в инклюзивном образовании и опыта подготовки специалистов к его реализации на международном уровне. Будут изучаться следующие аспекты: история становления и развития национальных систем инклюзивного образования и подготовки специалистов к его реализации; общая характеристика мировых тенденций в инклюзивной сфере и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Методы коррекции и первая помощь при эпилепсии
    Кредитов: 5

    изучение в возрастном аспекте клинико-физиологических, психологических, психических и речевых синдромов у детей с эпилепсией.Будут изучать следующие аспекты: клинические проявления эпилептических приступов их влияние на здоровье ребенка; психологические, речевые, поведенческие расстройства у детей с эпилепсией; признаки состояния ребенка, требующие неотложной медицинской помощи и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Диагностические методики в работе службы сопровождения инклюзивного образования
    Кредитов: 5

    формирование диагностической компетентности специалиста службы сопровождения инклюзивного образования; готовностиактивного применения диагностических методик с последующим использованием диагностических материалов в коррекционно-развивающей деятельности службы сопровождения инклюзивного образования. Дисциплина ориентирована на ознакомление со спецификой диагностической работы службы сопровождения инклюзивного образования, с особенностями проведения диагностики процесса обучения и развития ребенка с особыми образовательными потребностями и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Инновационные технологии сопровождения в инклюзивной практике
    Кредитов: 5

    практическая подготовка к реализации инклюзивной модели образования на основе инновационных технологий сопровождения. Дисциплина направлена на изучение теоретических основ построения системы сопровождения субъектов инклюзивного образования, практическое освоение инновационных технологий сопровождения в инклюзивной практике (с учетом особых образовательных потребностей обучающихся), интегрирующих организационно-управленческую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую составляющие целостного образовательного процесса инклюзивного учреждения.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Исследование телесно-когнитивной сферы: клинические проявления и диагностика
    Кредитов: 5

    изучение закономерностей и тенденций развития телесно-когнитивной сферы на основе локализационных функций мозга.Будут изучаться следующие аспекты:проблемы диагностики телесно-когнитивных расстройств; закономерности формирования сенсорных систем; значение сомастезии, кинестезии и стереогноза на формирование психо-речевых функций;методологические и методические пробы в проведении объективного исследования;разработка методов педагогической коррекции и воспитательной работы детей с сенсорной дезинтеграцией.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Медико-педагогическое сопровождение инклюзии при различных нарушениях и аномалиях развития
    Кредитов: 5

    формирование профессиональных компетенций, позволяющих магистрантам осуществлять медико-педагогическое сопровождение лиц при различных нарушениях и аномалиях развития в различных институциональных условиях. Дисциплина направлена на изучение концепций дизонтогенеза; основных причин психофизических нарушений развития; эндогенных (генетических) и экзогенных (средовых) факторов патогенного развития; особенностей развития и воспитания лиц с нарушениями интеллектуальной сферы и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Наследственные нервно-мышечные заболевания: особенности течения и диагностика когнитивных нарушений
    Кредитов: 5

    изучение закономерностей движения детей с позиций анатомии и физиологии в норме и при патологии нервно-мышечной системы.Будут изучаться следующие аспекты: дифференциальная диагностика нозологических форм нарушений развития психо-речевых функций у детей; клинические симптомы реабилитационныйпотенциал при патологии нервно-мышечной системы.;закономерности формирования наследственных нервно-мышечных заболеваний; разработка методов педагогической коррекции и др.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Код ON1

    1. проводить научные исследования на основе изучения процесса воспитания и обучения учащихся с особыми образовательными потребностями с использованием психолого-педагогических диагностических методик, применять методы научно-педагогических исследований при организации и проведении эмпирических и экспериментальных исследований и составлять рекомендации по внедрению в практику полученных научно-обоснованных результатов;

  • Код ON2

    2. владеть критическим мышлением, основными методами и методологическим инструментарием исследований, осуществлять междисциплинарную связь инклюзивного образования с другими науками, обрабатывать, анализировать, синтезировать, интерпретировать научно-педагогическую и медико-психологическую информацию;

  • Код ON3

    3. реализовывать педагогический процесс на основе знаний дидактики и теории воспитания, осуществлять поиск новых подходов и методов для эффективного решения профессиональных задач в области обучения и воспитания в инклюзивной практике;

  • Код ON4

    4. организовать педагогический процесс в традиционной и дистанционной форме для лиц с заболеваниями нервной системы, с нарушениями зрительной, слуховой, интеллектуальной, двигательной сферы в условиях инклюзии на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии c использованием современных технологий воспитания и обучения;

  • Код ON5

    5. управлять медико-педагогическим сопровождением инклюзивного образования на основе законодательно-правовых норм, международного опыта, понимания психологических аспектов управления, а также взаимодействовать с международными организациями по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан с применением иностранного языка, как средства общения в межкультурной, профессиональной и научной деятельности;

  • Код ON6

    6. осуществлять медико-педагогическое сопровождение на основе соблюдения гуманизма, нравственной культуры и этических норм, с использованием технологий социальной адаптации и навыков межличностной коммуникации, в соответствии с требованиями профессиональной этики;

  • Код ON7

    7. Разрабатывать диагностические, реабилитационные и коррекционные программы с учетом сенсорного, двигательного, когнитивного и психоэмоционального состояния лиц с особыми образовательными потребностями на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в рамках образовательного процесса;

  • Код ON8

    8. разрабатывать программу психолого-педагогической реабилитации для родителей учащихся с особыми образовательными потребностями с учетом психо-эмоционального здоровья;

  • Код ON9

    9. организовать воспитательную работу по формированию коммуникативной культуры и успешной социализации учащихся с особыми образовательными потребностями в обществе с использованием инновационных технологий и составлять психолого-педагогические рекомендации;

  • Код ON10

    10. проводить консультативную и терапевтическую работу по коррекции нарушения здоровья, на основе методов психодиагностики при изучении нарушений развития психической деятельности у лиц с особыми образовательными потребностями;

  • Код ON11

    11. использовать современные методы клинических исследований, медицинской, психолого-педагогической и логопедической реабилитации и терапии при работе с лицами, имеющими заболевания нервной системы;

  • Код ON12

    12. составлять рекомендации по реализации инклюзивной практики, разрабатывать тесты для выявления психологического состояния учащихся с особыми образовательными потребностями и оценки их дальнейшего развития c учетом международного опыта реализации инклюзивного образования.

Top