6B05109 Биотехнология в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка биотехнологов - профессионалов, обладающих профессиональными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями в научно-прикладной и образовательной сфере деятельности, удовлетворяющих возрастающие требованиям к качеству специалистов для научно-исследовательских, проектных организаций, предприятий микробиологической и фармацевтической промышленности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
Дисциплины
-
Биостатистика
Основные понятия и определения биостатистики. Элементы математической статистики. Биологическая статистика: её роль и значение. Понятия генеральной совокупности и выборки. Выборочная совокупность. Ранжирование данных. Вариационный ряд. Средняя арифметическая величина и её свойства. Среднее квадратическое значение. Ошибка средней арифметической. Критерий Стьюдента. Число степеней свободы. Критерии достоверности или коэффициенты корреляции Спирмена. Анализ биологических данных на основе их графического представления.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
морфология и систематика растений
Клетка – основная структурная единица организма. Анотомия и морфология растений. Строение клеток прокариот и эукариот. Разнообразие тканей у расте-ний . Морфологическое и анатомическое строение вегетативны и генеративных органов растений. Систематика растений. Общая характеристика царств живых организмов: прокариоты, эукариоты, грибы, растения. Основные системати-ческие группы растений. Царства. Отделы. Классы. Значение классификации растений.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
биология клеток и тканей
Учение о клетке. Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Клетка - основная структурная единица всех организмов, способная к самовоспроизведению. Уровни организации живой материи. Свойства живых организмов. Строение и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных. Отличие строения прокариотических и эукариотических клеток. Органоиды клеток и их функции. Тканевой уровень строения организма. Классификация тканей. Гистогенез. Эпителиальная ткань. Соединительные ткани. Мышечные ткани (гладкая, поперечнополосатая, сердечная мышеяные ткани). Нервная ткань (нейроглия, нейрон).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биоразнообразие животного мира
Многообразие животного мира Казахстана. Основное распределение животного мира. Экологические зоны Казахстана. Экологические группы животных. Животные пустынь, степей, лесов, водоемов. Животные Красной книги. Охраняемые территории (заповедники, национальные парки, заказники) и их значение в сохранении растительного и животного мира. Животный мир как объект правовой охраны и регулирования использования. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию растительного и животного мира.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Клеточная биотехнология
Общее представление о росте и развитии. Дифференцировка. Тотипотент-ность. Культура каллусных тканей и их морфогенетические особенности. Суспензионная культура. Культуры отдельных клеток. Применение куль-тур растительной ткани. Фундаментальные и практические аспекты. Вспомогательное использование методов in vitro в селекции растений. Преодоление постгамной несовместимости. Клональное микроразмно-жение отдаленных гибридов. Гибридизация соматических клеток. Слияние изолированных протопластов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Биоразнообразие растительного мира
Многообразие растительного мира Казахстана. Основное распределение растительного мира. Экологические зоны Казахстана. Экологические группы растений. Растения пустынь, степей, лесов, водоемов. Лекарственные растения. Эндемики. Охраняемые территории (заповедники, национальные парки, заказники) и их значение в сохранении растительного ми ра. Растительный мир как объект правовой охраны и регулирования использования. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию растительного мира.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Токсикология
Предмет и задачи токсикологии. Токсикология – наука, изучающая токсические свойства химических веществ и их воздействие на живые организмы и экосистемы . Способность химических веществ действовать на биологические объекты, вызывая их нарушение. Различие веществ по токсичности. Задачи и методы токсикологии. Основные направления токсикологии: экспериментально-теоретическое, профилактическое и клиническое. Основные принципы классификации ядов. Основные токсические характеристики.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Биология человека
Цель: Формирование системы знаний о биологии человека. Содержание: Положение человека в природе. Теории происхождения и эволюции человека. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Общий обзор тела человека. Формы поведения человека. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека. Понятие об экологии человека; проблемы его здоровья. Компетенции: Формирование научных представлений об основных этапах антропогенеза, о проблемах здоровья и экологии человека, особенностях его демографии.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Микробиология с основами вирусологии
Современные представления об организации и жизнедеятельности прока-риотных микроорганизмов: строение, химический состав и биохими-ческие функции бактериальной клетки; метаболизм и его регуляция; организация генетического аппарата и способы переноса наследственной информации. Экология и геологическая деятельность микроорганизмов. Основы общей вирусологии. Строение и химический состав вирусов. Формы взаимодействия с клеткой. Принципы классификации вирусов. Бактериофаги. Взаимодействие фага с бактериями.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Морфология и систематика животных
Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории.Животные в составе органического мира. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Значение в природе и жизни человека.Основы экологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Беспозвоночные и позвоночные животные. Особенности организации. Происхождение, эволюция и значение животных.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 3
-
Биотехнология микроорганизмов
Значение бактерпий, грибов, вородослей, лишайников, вирусов, простейших, в жизнедеятельности людей. Микроорганизмы – классический объект для реше-ния общих вопросов генетики, биофизики, биохимии, космической биологии, широко используются в решении многих проблем биотехнологии. Использование микроорганизмов в процессах хлебопечения, пивоварения, виноделия, сыроварения, производство ферментов, гормонов, биологически активных веществ. Биометаллургия. Очистка сточных вод. Биоремедиация.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Основы иммунологии животных и человека
Основные понятия об иммунитете. Естественный и искусственный иммунитет. Структура и классификация иммуноглобулинов. Функции иммуноглобулинов. Иммунология репродукции. Генетический контроль иммунного ответа. Генетический полиморфизм белков. Аномалии иммунной системы. Теории иммунитета. История развития иммунологии и иммуногенетики.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Экологическая биотехнология
Раздел биотехнологии, посвященный решению задач охраны окружающей среды и рационального природопользования с применением биологических систем и процессов. Типы бытовых отходов. Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов. Биологическая переработка промышленных отходов. Отходы молочной промышленности. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности. Переработка отходов после очистки воды. Переработка ила. Биодеградация отходов. Биодеградация ксенобиотиков в окружающей среде. Биодеградация нефтяных загрязнений. Пестициды. Ликвидация токсичных и опасных отходов. Компостирование органических отходов.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Основы экономики и предпринимательства
Целью дисциплины является освоение знаний студентами наиболее важных экономических категорий и законов, новых явлений в развитии современного общества, достижение которой обеспечивается изучением следующих основных разделов: Общественное производство; структура капитала; Издержки производства; Доходы производства в рыночной экономике; Формируется навыки рассмотрение значении предпринимательства через призмы экономики и компетенций личности, различие предпринимательство.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Биотехнология сельскохозяйственных растений
Клеточная и тканевая биотехнология в растениеводстве. Культура клеток растений как объект биотехнологии. Культура каллусных тканей. Клеточные суспензии. Клональное микроразмножение растений. Культура изолированных клеток, тканей и органов в селекции растений. Получение трансгенных растений устойчивых к стрессовым факторам. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста в биотехнологии растений. Перспективы развития исследований и применение фиторегуляторов в биотехнологии.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Биологическая химия
Биохимия как наука. Разделы биохимии: статистическая, динамическая, функциональная. Характеристика разделов биохимии. Статистическая биохимия изучает строение и состав биомолекул организма. Белки: строение, свойства, фуккции. Углеводы: строение, свойства, функции. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Витамины. Ферменты. Гормоны. Динамическая биохимия изучает процессы в живом организме. Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм белков. Биосинтез белка. Метаболизм углеводов. Пути распада углеводов. Энергетический баланс.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Радиационная генетика
Цель: получение базовых знаний о биологических эффектах радиации и рисках на клеточном уровне для человека Содержание: Методы и история становления радиационной генетики. Генетические эффекты ионизирующего излучения. Общая теория радиационного мутагенеза. Основные закономерности действия радиации на мутационный процесс. Зависимость частоты возникновения мутаций от дозы облучения. Радиационно-индуцированная нестабильность генома Компетенции: знание современных проблем биологи, готовность предлагать обосновывать способы их решения
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Казахский (русский) язык (В2)
Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью на казахском языке (русском языке). Содержание: Определение культуры речи. Правильность речи. Правильный выбор слова, формы слова. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. Выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство, чистота, логичность речи. Нормы произношения и ударения. Определение практической стилистики. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Речевые тренировки в определенных коммуникативных ситуациях. Этика речевого поведения. Виды делового общения. Формируемые компетенции: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и казахском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Общая и молекулярная генетика
Проблемы общей и частной генетики. Классические разделы генетики: менделизм, хромосомная теория наследственности, генетика пола, цитогенетика, биохимическая и молекулярная генетика.Закономерности наслед-ственности и изменчивости. Материальные основы наследственности. Насле-дование признаков, сцепленных с полом. Изменчивость и ее причины, методы исследования. Молекулярная генетика. Популяционная и эволюционная генетика. Генетика человека. Медицинская генетика. Генетические основы селекции.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Современные технологии обучения биологии
Предмет, цель, задачи методики преподавания биологии. Методологические основы. Современные методы и методические приемы, технологии обучения. Формы обучения. Обновленное содержание биологи-ческого образования в школе. Внедрение прикладных курсов по биологии. Современная оценка достижений учащихся. Материальная база обучения биологии.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Арт образование
Цель: ознакомление студентов с произведениями искусства, с различными направлениями изобразительного искусства, его стилевыми и жанровыми особенностями. Содержание: Базовые знания об основных вехах становления и развития отечественного искусства и художественной культуры от древности до современности. Курс охватывает все виды искусства, что позволяет составить общую картину эволюции нравственно-эстетического мира казахов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Молекулярная биология
Краткая история развития молекулярной биологии. Молекулярные основы жизнедеятельности организмов. Изучение механизмов хранения, воспроизведения и передачи генетической информации.Строение и структуры ДНК и РНК. Функции ДНК и РНК. Механизм репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Транскрипция – переписывание информации с ДНК-матрицы на и-РНК. Трансляция. Стадии трансляции: активация аминокислот, инициация синтеза, элонгация цепи, терминация. Функции ферментов ДНК- и РНК-полемиразы в процессе биосинтеза белка. Роль ДНК в передаче наследственной информации.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Продвинутый иностранный язык (английский язык)
Цель: углубленное изучение иностранного языка. Содержание: Развернутые доклады по тематике. Новости и репортажи. Статьи и сообщения по современной проблематике, современная художественная проза. Активное участие в дискуссии по знакомой проблеме, объясняя и отстаивая свое мнение. Высказывание всех аргументов «за» и «против» по актуальной проблеме.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Физиология растений
Физиология растений как наука. Разделы физиологии растений. Физиология растительной клетки. Осмотические явления в клетке. Поступление воды и ионов в клетку. Водный режим растений. Питание растений углеродом (фотосинтез). Химизм фотосинтеза.Световая и темно-вая стадии. Цикл Кальвина. Цикл Хэтча-Слэка. САМ-0метаболизм. Рост и развитие растений. Фитогормоны. Перио-ды покоя. Яровизация. Фототро-пизм. Пути распада углево-дов:анаэробный иаэробный. Брожение. Химизм клеточного дыхания. Гликолиз. Цикл Креб-са. ЭТЦ дыхания. Апотомический распад. Механизмы защиты и устойчивости растений
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Основы генной инженерии
Классическая генная инженерия. Полимеразная цепная реакция Исследования генома и транскрипции генов. Антисмысловые технологии, аптамеры, рибозимы. Приёмы, методов и технологии получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами, введения их в другие организмы и выращивания искусственных организмов после удаления выбранных генов из ДНК. Генная инженерия в конструировании белков. Трансгенные животные. Трансгенные растения. Рекомбинантные флуоресцирующие белки.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Биотехнология продуктов микробного синтеза
Микроорганизмы продуценты разнообразных ценных продуктов обмена.Микробиологический синтез. Развитие микробиологической промышленности, выпускающей ценные продукты биосинтеза. Проду-центы. Преимущества микробиологического синте-за перед другими способами получения. Факторы регулирования микробного синтеза. Ферменты. Коферменты. Витамины. Аминокислоты. Нуклеотиды. Антибиотика. Роль микроорганизмов в пивоварении, виноделии, хлебопечении, сыроварении.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
Технология и перспективы микроклонального размножения растений
Клональное микроразмножение – бесполое размножение растений с помощью метода культуры тканей, позволяющее получать растения идентичные исходному. В основе получения таких растений лежит способность соматических клеток растений полностью реализовывать свой потенциал развития (свойство тотипотентности). Преимущества микроклонального размножения: высокий коэффициент размножения, получения генетически однородного материала и т.п..Технология размножения. Этапы микроклонального размножения. Способы микроклонального размножения. Перспективы микроклонального размножения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Ветеринарная биотехнология
Биотехнология в животноводстве. Трансплантация эмбрионов. Оплодотворение яйцеклеток вне организма животных. Клеточная инженерия в животноводстве. Генная инженерия в животноводстве. Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяственных животных. Получение кормовых белков. Производство кормовых витаминных препаратов.Кормовые липиды. Ферментные препараты. Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном комплексе.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
Современные проблемы отраслевой биотехнологии и селекции
Основные отрасли применения биотехнологии: сельское хозяйство, производство химических веществ, энергетика, добыча минерального сырья и нефти. Влияние геномодифицированных организмов на другие организмы и окружающую среду. Точная и ранняя диагностика, профилактика и лечение инфекционных и генетических болезней. Создание растений, устойчивых к вредителям, болезням и неблагоприятным факторам среды с целью повышения урожайности. Создание пород сельскохозяйствен-ных животных с улучшенными наследуемыми признаками.Переработка токсических отходов окружающей среды. Переработка растительных, бытовых и других отходов с целью получения дешевой энергии.
Год обучения - 4
Семестр - 8
Кредитов - 5
Результаты обучения
- организует учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, понимает сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, применяет современные компьютерные технологии поиска информации в исследовательской и проектной деятельности учащихся, современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе (SMART и STEM технологии).
- – использует знания, умения и навыки в области базовых биологических дисциплин, с целью применения их при изучении профилирующих биотехнологических дисциплин и использования в практической деятельности.
- последовательно и грамотно решает проблемы в контексте биотехнологических исследований, выявляет экологические проблемы; формулирует и высказывает свои мысли на родном и иностранном языках, владеет навыками устной и письменной речи на казахском (русском), иностранном языках для работы с научными и специальными текстами и публичных выступлений,
- формулирует основные положения Конституции, действующего законодательства РК; критически анализирует работу системы органов, нормативные правовые акты, оценивает этические и правовые нормы.
- характеризует и классифицирует основные химические законы, закономерности и теории, владеет современными химическими технологиями для использования в биотехнологических процессах.
- – обобщает фундаментальные исследования и научно-практические инновационные разработки, направленные на решение биотехнологических задач в различных сферах производства.
- – владеет основами предпринимательства в системе профессионального образования, способами организации биотехнологической деятельности в научно-производственной и образовательной среде.
- - обобщает закономерности социально-философского и всемирно - исторического развития и использует знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализирует функциональные отношения искусства как составляющей культурного измерения человеческого бытия и потребности общества.