6B05109 Биотехнология в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка биотехнологов - профессионалов, обладающих профессиональными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями в научно-прикладной и образовательной сфере деятельности, удовлетворяющих возрастающие требованиям к качеству специалистов для научно-исследовательских, проектных организаций, предприятий микробиологической и фармацевтической промышленности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B050 Биологические и смежные науки
-
Предметы на ЕНТ Химия и Биология
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B051 Биологические и смежные науки
-
Биостатистика
Кредитов: 4Основные понятия и определения биостатистики. Элементы математической статистики. Биологическая статистика: её роль и значение. Понятия генеральной совокупности и выборки. Выборочная совокупность. Ранжирование данных. Вариационный ряд. Средняя арифметическая величина и её свойства. Среднее квадратическое значение. Ошибка средней арифметической. Критерий Стьюдента. Число степеней свободы. Критерии достоверности или коэффициенты корреляции Спирмена. Анализ биологических данных на основе их графического представления.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
морфология и систематика растений
Кредитов: 3Клетка – основная структурная единица организма. Анотомия и морфология растений. Строение клеток прокариот и эукариот. Разнообразие тканей у расте-ний . Морфологическое и анатомическое строение вегетативны и генеративных органов растений. Систематика растений. Общая характеристика царств живых организмов: прокариоты, эукариоты, грибы, растения. Основные системати-ческие группы растений. Царства. Отделы. Классы. Значение классификации растений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
биология клеток и тканей
Кредитов: 5Учение о клетке. Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Клетка - основная структурная единица всех организмов, способная к самовоспроизведению. Уровни организации живой материи. Свойства живых организмов. Строение и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных. Отличие строения прокариотических и эукариотических клеток. Органоиды клеток и их функции. Тканевой уровень строения организма. Классификация тканей. Гистогенез. Эпителиальная ткань. Соединительные ткани. Мышечные ткани (гладкая, поперечнополосатая, сердечная мышеяные ткани). Нервная ткань (нейроглия, нейрон).
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Биоразнообразие животного мира
Кредитов: 3Многообразие животного мира Казахстана. Основное распределение животного мира. Экологические зоны Казахстана. Экологические группы животных. Животные пустынь, степей, лесов, водоемов. Животные Красной книги. Охраняемые территории (заповедники, национальные парки, заказники) и их значение в сохранении растительного и животного мира. Животный мир как объект правовой охраны и регулирования использования. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию растительного и животного мира.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Клеточная биотехнология
Кредитов: 4Общее представление о росте и развитии. Дифференцировка. Тотипотент-ность. Культура каллусных тканей и их морфогенетические особенности. Суспензионная культура. Культуры отдельных клеток. Применение куль-тур растительной ткани. Фундаментальные и практические аспекты. Вспомогательное использование методов in vitro в селекции растений. Преодоление постгамной несовместимости. Клональное микроразмно-жение отдаленных гибридов. Гибридизация соматических клеток. Слияние изолированных протопластов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Биоразнообразие растительного мира
Кредитов: 3Многообразие растительного мира Казахстана. Основное распределение растительного мира. Экологические зоны Казахстана. Экологические группы растений. Растения пустынь, степей, лесов, водоемов. Лекарственные растения. Эндемики. Охраняемые территории (заповедники, национальные парки, заказники) и их значение в сохранении растительного ми ра. Растительный мир как объект правовой охраны и регулирования использования. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию растительного мира.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Токсикология
Кредитов: 5Предмет и задачи токсикологии. Токсикология – наука, изучающая токсические свойства химических веществ и их воздействие на живые организмы и экосистемы . Способность химических веществ действовать на биологические объекты, вызывая их нарушение. Различие веществ по токсичности. Задачи и методы токсикологии. Основные направления токсикологии: экспериментально-теоретическое, профилактическое и клиническое. Основные принципы классификации ядов. Основные токсические характеристики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Биология человека
Кредитов: 5Цель: Формирование системы знаний о биологии человека. Содержание: Положение человека в природе. Теории происхождения и эволюции человека. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Общий обзор тела человека. Формы поведения человека. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека. Понятие об экологии человека; проблемы его здоровья. Компетенции: Формирование научных представлений об основных этапах антропогенеза, о проблемах здоровья и экологии человека, особенностях его демографии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Микробиология с основами вирусологии
Кредитов: 6Современные представления об организации и жизнедеятельности прока-риотных микроорганизмов: строение, химический состав и биохими-ческие функции бактериальной клетки; метаболизм и его регуляция; организация генетического аппарата и способы переноса наследственной информации. Экология и геологическая деятельность микроорганизмов. Основы общей вирусологии. Строение и химический состав вирусов. Формы взаимодействия с клеткой. Принципы классификации вирусов. Бактериофаги. Взаимодействие фага с бактериями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 3
-
Морфология и систематика животных
Кредитов: 3Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории.Животные в составе органического мира. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Значение в природе и жизни человека.Основы экологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Беспозвоночные и позвоночные животные. Особенности организации. Происхождение, эволюция и значение животных.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 4
-
Биотехнология микроорганизмов
Кредитов: 4Значение бактерпий, грибов, вородослей, лишайников, вирусов, простейших, в жизнедеятельности людей. Микроорганизмы – классический объект для реше-ния общих вопросов генетики, биофизики, биохимии, космической биологии, широко используются в решении многих проблем биотехнологии. Использование микроорганизмов в процессах хлебопечения, пивоварения, виноделия, сыроварения, производство ферментов, гормонов, биологически активных веществ. Биометаллургия. Очистка сточных вод. Биоремедиация.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 4
-
Основы иммунологии животных и человека
Кредитов: 5Основные понятия об иммунитете. Естественный и искусственный иммунитет. Структура и классификация иммуноглобулинов. Функции иммуноглобулинов. Иммунология репродукции. Генетический контроль иммунного ответа. Генетический полиморфизм белков. Аномалии иммунной системы. Теории иммунитета. История развития иммунологии и иммуногенетики.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 4
-
Экологическая биотехнология
Кредитов: 4Раздел биотехнологии, посвященный решению задач охраны окружающей среды и рационального природопользования с применением биологических систем и процессов. Типы бытовых отходов. Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов. Биологическая переработка промышленных отходов. Отходы молочной промышленности. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности. Переработка отходов после очистки воды. Переработка ила. Биодеградация отходов. Биодеградация ксенобиотиков в окружающей среде. Биодеградация нефтяных загрязнений. Пестициды. Ликвидация токсичных и опасных отходов. Компостирование органических отходов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 4
-
Основы экономики и предпринимательства
Кредитов: 5Целью дисциплины является освоение знаний студентами наиболее важных экономических категорий и законов, новых явлений в развитии современного общества, достижение которой обеспечивается изучением следующих основных разделов: Общественное производство; структура капитала; Издержки производства; Доходы производства в рыночной экономике; Формируется навыки рассмотрение значении предпринимательства через призмы экономики и компетенций личности, различие предпринимательство.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 4
-
Биотехнология сельскохозяйственных растений
Кредитов: 5Клеточная и тканевая биотехнология в растениеводстве. Культура клеток растений как объект биотехнологии. Культура каллусных тканей. Клеточные суспензии. Клональное микроразмножение растений. Культура изолированных клеток, тканей и органов в селекции растений. Получение трансгенных растений устойчивых к стрессовым факторам. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста в биотехнологии растений. Перспективы развития исследований и применение фиторегуляторов в биотехнологии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 5
-
Биологическая химия
Кредитов: 5Биохимия как наука. Разделы биохимии: статистическая, динамическая, функциональная. Характеристика разделов биохимии. Статистическая биохимия изучает строение и состав биомолекул организма. Белки: строение, свойства, фуккции. Углеводы: строение, свойства, функции. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Витамины. Ферменты. Гормоны. Динамическая биохимия изучает процессы в живом организме. Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм белков. Биосинтез белка. Метаболизм углеводов. Пути распада углеводов. Энергетический баланс.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 5
-
Радиационная генетика
Кредитов: 5Цель: получение базовых знаний о биологических эффектах радиации и рисках на клеточном уровне для человека Содержание: Методы и история становления радиационной генетики. Генетические эффекты ионизирующего излучения. Общая теория радиационного мутагенеза. Основные закономерности действия радиации на мутационный процесс. Зависимость частоты возникновения мутаций от дозы облучения. Радиационно-индуцированная нестабильность генома Компетенции: знание современных проблем биологи, готовность предлагать обосновывать способы их решения
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 5
-
Казахский (русский) язык (В2)
Кредитов: 5Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью на казахском языке (русском языке). Содержание: Определение культуры речи. Правильность речи. Правильный выбор слова, формы слова. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. Выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство, чистота, логичность речи. Нормы произношения и ударения. Определение практической стилистики. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Речевые тренировки в определенных коммуникативных ситуациях. Этика речевого поведения. Виды делового общения. Формируемые компетенции: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и казахском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 5
-
Общая и молекулярная генетика
Кредитов: 5Проблемы общей и частной генетики. Классические разделы генетики: менделизм, хромосомная теория наследственности, генетика пола, цитогенетика, биохимическая и молекулярная генетика.Закономерности наслед-ственности и изменчивости. Материальные основы наследственности. Насле-дование признаков, сцепленных с полом. Изменчивость и ее причины, методы исследования. Молекулярная генетика. Популяционная и эволюционная генетика. Генетика человека. Медицинская генетика. Генетические основы селекции.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 5
-
Современные технологии обучения биологии
Кредитов: 5Предмет, цель, задачи методики преподавания биологии. Методологические основы. Современные методы и методические приемы, технологии обучения. Формы обучения. Обновленное содержание биологи-ческого образования в школе. Внедрение прикладных курсов по биологии. Современная оценка достижений учащихся. Материальная база обучения биологии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 5
-
Арт образование
Кредитов: 5Цель: ознакомление студентов с произведениями искусства, с различными направлениями изобразительного искусства, его стилевыми и жанровыми особенностями. Содержание: Базовые знания об основных вехах становления и развития отечественного искусства и художественной культуры от древности до современности. Курс охватывает все виды искусства, что позволяет составить общую картину эволюции нравственно-эстетического мира казахов.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 6
-
Молекулярная биология
Кредитов: 5Краткая история развития молекулярной биологии. Молекулярные основы жизнедеятельности организмов. Изучение механизмов хранения, воспроизведения и передачи генетической информации.Строение и структуры ДНК и РНК. Функции ДНК и РНК. Механизм репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Транскрипция – переписывание информации с ДНК-матрицы на и-РНК. Трансляция. Стадии трансляции: активация аминокислот, инициация синтеза, элонгация цепи, терминация. Функции ферментов ДНК- и РНК-полемиразы в процессе биосинтеза белка. Роль ДНК в передаче наследственной информации.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 6
-
Продвинутый иностранный язык (английский язык)
Кредитов: 5Цель: углубленное изучение иностранного языка. Содержание: Развернутые доклады по тематике. Новости и репортажи. Статьи и сообщения по современной проблематике, современная художественная проза. Активное участие в дискуссии по знакомой проблеме, объясняя и отстаивая свое мнение. Высказывание всех аргументов «за» и «против» по актуальной проблеме.
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 6
-
Физиология растений
Кредитов: 6Физиология растений как наука. Разделы физиологии растений. Физиология растительной клетки. Осмотические явления в клетке. Поступление воды и ионов в клетку. Водный режим растений. Питание растений углеродом (фотосинтез). Химизм фотосинтеза.Световая и темно-вая стадии. Цикл Кальвина. Цикл Хэтча-Слэка. САМ-0метаболизм. Рост и развитие растений. Фитогормоны. Перио-ды покоя. Яровизация. Фототро-пизм. Пути распада углево-дов:анаэробный иаэробный. Брожение. Химизм клеточного дыхания. Гликолиз. Цикл Креб-са. ЭТЦ дыхания. Апотомический распад. Механизмы защиты и устойчивости растений
Селективная дисциплина
Год обучения - 3
Семестр 6
-
Основы генной инженерии
Кредитов: 5Классическая генная инженерия. Полимеразная цепная реакция Исследования генома и транскрипции генов. Антисмысловые технологии, аптамеры, рибозимы. Приёмы, методов и технологии получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами, введения их в другие организмы и выращивания искусственных организмов после удаления выбранных генов из ДНК. Генная инженерия в конструировании белков. Трансгенные животные. Трансгенные растения. Рекомбинантные флуоресцирующие белки.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 7
-
Биотехнология продуктов микробного синтеза
Кредитов: 4Микроорганизмы продуценты разнообразных ценных продуктов обмена.Микробиологический синтез. Развитие микробиологической промышленности, выпускающей ценные продукты биосинтеза. Проду-центы. Преимущества микробиологического синте-за перед другими способами получения. Факторы регулирования микробного синтеза. Ферменты. Коферменты. Витамины. Аминокислоты. Нуклеотиды. Антибиотика. Роль микроорганизмов в пивоварении, виноделии, хлебопечении, сыроварении.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 7
-
Технология и перспективы микроклонального размножения растений
Кредитов: 5Клональное микроразмножение – бесполое размножение растений с помощью метода культуры тканей, позволяющее получать растения идентичные исходному. В основе получения таких растений лежит способность соматических клеток растений полностью реализовывать свой потенциал развития (свойство тотипотентности). Преимущества микроклонального размножения: высокий коэффициент размножения, получения генетически однородного материала и т.п..Технология размножения. Этапы микроклонального размножения. Способы микроклонального размножения. Перспективы микроклонального размножения.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 7
-
Ветеринарная биотехнология
Кредитов: 4Биотехнология в животноводстве. Трансплантация эмбрионов. Оплодотворение яйцеклеток вне организма животных. Клеточная инженерия в животноводстве. Генная инженерия в животноводстве. Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяственных животных. Получение кормовых белков. Производство кормовых витаминных препаратов.Кормовые липиды. Ферментные препараты. Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном комплексе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 7
-
Современные проблемы отраслевой биотехнологии и селекции
Кредитов: 5Основные отрасли применения биотехнологии: сельское хозяйство, производство химических веществ, энергетика, добыча минерального сырья и нефти. Влияние геномодифицированных организмов на другие организмы и окружающую среду. Точная и ранняя диагностика, профилактика и лечение инфекционных и генетических болезней. Создание растений, устойчивых к вредителям, болезням и неблагоприятным факторам среды с целью повышения урожайности. Создание пород сельскохозяйствен-ных животных с улучшенными наследуемыми признаками.Переработка токсических отходов окружающей среды. Переработка растительных, бытовых и других отходов с целью получения дешевой энергии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 4
Семестр 8
-
Код ON3
организует учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, понимает сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, применяет современные компьютерные технологии поиска информации в исследовательской и проектной деятельности учащихся, современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе (SMART и STEM технологии).
-
Код ON7
– использует знания, умения и навыки в области базовых биологических дисциплин, с целью применения их при изучении профилирующих биотехнологических дисциплин и использования в практической деятельности.
-
Код ON5
последовательно и грамотно решает проблемы в контексте биотехнологических исследований, выявляет экологические проблемы; формулирует и высказывает свои мысли на родном и иностранном языках, владеет навыками устной и письменной речи на казахском (русском), иностранном языках для работы с научными и специальными текстами и публичных выступлений,
-
Код ON1
формулирует основные положения Конституции, действующего законодательства РК; критически анализирует работу системы органов, нормативные правовые акты, оценивает этические и правовые нормы.
-
Код ON6
характеризует и классифицирует основные химические законы, закономерности и теории, владеет современными химическими технологиями для использования в биотехнологических процессах.
-
Код ON8
– обобщает фундаментальные исследования и научно-практические инновационные разработки, направленные на решение биотехнологических задач в различных сферах производства.
-
Код ON4
– владеет основами предпринимательства в системе профессионального образования, способами организации биотехнологической деятельности в научно-производственной и образовательной среде.
-
Код ON2
- обобщает закономерности социально-философского и всемирно - исторического развития и использует знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализирует функциональные отношения искусства как составляющей культурного измерения человеческого бытия и потребности общества.