Новая образовательная программа

6B05109 Биотехнология в КазНПУ им. Абая

  • Биостатистика
    Кредитов: 4

    Основные понятия и определения биостатистики. Элементы математической статистики. Биологическая статистика: её роль и значение. Понятия генеральной совокупности и выборки. Выборочная совокупность. Ранжирование данных. Вариационный ряд. Средняя арифметическая величина и её свойства. Среднее квадратическое значение. Ошибка средней арифметической. Критерий Стьюдента. Число степеней свободы. Критерии достоверности или коэффициенты корреляции Спирмена. Анализ биологических данных на основе их графического представления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • морфология и систематика растений
    Кредитов: 3

    Клетка – основная структурная единица организма. Анотомия и морфология растений. Строение клеток прокариот и эукариот. Разнообразие тканей у расте-ний . Морфологическое и анатомическое строение вегетативны и генеративных органов растений. Систематика растений. Общая характеристика царств живых организмов: прокариоты, эукариоты, грибы, растения. Основные системати-ческие группы растений. Царства. Отделы. Классы. Значение классификации растений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • биология клеток и тканей
    Кредитов: 5

    Учение о клетке. Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Клетка - основная структурная единица всех организмов, способная к самовоспроизведению. Уровни организации живой материи. Свойства живых организмов. Строение и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных. Отличие строения прокариотических и эукариотических клеток. Органоиды клеток и их функции. Тканевой уровень строения организма. Классификация тканей. Гистогенез. Эпителиальная ткань. Соединительные ткани. Мышечные ткани (гладкая, поперечнополосатая, сердечная мышеяные ткани). Нервная ткань (нейроглия, нейрон).

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Биоразнообразие животного мира
    Кредитов: 3

    Многообразие животного мира Казахстана. Основное распределение животного мира. Экологические зоны Казахстана. Экологические группы животных. Животные пустынь, степей, лесов, водоемов. Животные Красной книги. Охраняемые территории (заповедники, национальные парки, заказники) и их значение в сохранении растительного и животного мира. Животный мир как объект правовой охраны и регулирования использования. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию растительного и животного мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Клеточная биотехнология
    Кредитов: 4

    Общее представление о росте и развитии. Дифференцировка. Тотипотент-ность. Культура каллусных тканей и их морфогенетические особенности. Суспензионная культура. Культуры отдельных клеток. Применение куль-тур растительной ткани. Фундаментальные и практические аспекты. Вспомогательное использование методов in vitro в селекции растений. Преодоление постгамной несовместимости. Клональное микроразмно-жение отдаленных гибридов. Гибридизация соматических клеток. Слияние изолированных протопластов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Биоразнообразие растительного мира
    Кредитов: 3

    Многообразие растительного мира Казахстана. Основное распределение растительного мира. Экологические зоны Казахстана. Экологические группы растений. Растения пустынь, степей, лесов, водоемов. Лекарственные растения. Эндемики. Охраняемые территории (заповедники, национальные парки, заказники) и их значение в сохранении растительного ми ра. Растительный мир как объект правовой охраны и регулирования использования. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию растительного мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Токсикология
    Кредитов: 5

    Предмет и задачи токсикологии. Токсикология – наука, изучающая токсические свойства химических веществ и их воздействие на живые организмы и экосистемы . Способность химических веществ действовать на биологические объекты, вызывая их нарушение. Различие веществ по токсичности. Задачи и методы токсикологии. Основные направления токсикологии: экспериментально-теоретическое, профилактическое и клиническое. Основные принципы классификации ядов. Основные токсические характеристики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биология человека
    Кредитов: 5

    Цель: Формирование системы знаний о биологии человека. Содержание: Положение человека в природе. Теории происхождения и эволюции человека. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Общий обзор тела человека. Формы поведения человека. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека. Понятие об экологии человека; проблемы его здоровья. Компетенции: Формирование научных представлений об основных этапах антропогенеза, о проблемах здоровья и экологии человека, особенностях его демографии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Микробиология с основами вирусологии
    Кредитов: 6

    Современные представления об организации и жизнедеятельности прока-риотных микроорганизмов: строение, химический состав и биохими-ческие функции бактериальной клетки; метаболизм и его регуляция; организация генетического аппарата и способы переноса наследственной информации. Экология и геологическая деятельность микроорганизмов. Основы общей вирусологии. Строение и химический состав вирусов. Формы взаимодействия с клеткой. Принципы классификации вирусов. Бактериофаги. Взаимодействие фага с бактериями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Морфология и систематика животных
    Кредитов: 3

    Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории.Животные в составе органического мира. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Значение в природе и жизни человека.Основы экологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Беспозвоночные и позвоночные животные. Особенности организации. Происхождение, эволюция и значение животных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Биотехнология микроорганизмов
    Кредитов: 4

    Значение бактерпий, грибов, вородослей, лишайников, вирусов, простейших, в жизнедеятельности людей. Микроорганизмы – классический объект для реше-ния общих вопросов генетики, биофизики, биохимии, космической биологии, широко используются в решении многих проблем биотехнологии. Использование микроорганизмов в процессах хлебопечения, пивоварения, виноделия, сыроварения, производство ферментов, гормонов, биологически активных веществ. Биометаллургия. Очистка сточных вод. Биоремедиация.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы иммунологии животных и человека
    Кредитов: 5

    Основные понятия об иммунитете. Естественный и искусственный иммунитет. Структура и классификация иммуноглобулинов. Функции иммуноглобулинов. Иммунология репродукции. Генетический контроль иммунного ответа. Генетический полиморфизм белков. Аномалии иммунной системы. Теории иммунитета. История развития иммунологии и иммуногенетики.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Экологическая биотехнология
    Кредитов: 4

    Раздел биотехнологии, посвященный решению задач охраны окружающей среды и рационального природопользования с применением биологических систем и процессов. Типы бытовых отходов. Проблема утилизации твёрдых бытовых отходов. Биологическая переработка промышленных отходов. Отходы молочной промышленности. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности. Переработка отходов после очистки воды. Переработка ила. Биодеградация отходов. Биодеградация ксенобиотиков в окружающей среде. Биодеградация нефтяных загрязнений. Пестициды. Ликвидация токсичных и опасных отходов. Компостирование органических отходов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Основы экономики и предпринимательства
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является освоение знаний студентами наиболее важных экономических категорий и законов, новых явлений в развитии современного общества, достижение которой обеспечивается изучением следующих основных разделов: Общественное производство; структура капитала; Издержки производства; Доходы производства в рыночной экономике; Формируется навыки рассмотрение значении предпринимательства через призмы экономики и компетенций личности, различие предпринимательство.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Биотехнология сельскохозяйственных растений
    Кредитов: 5

    Клеточная и тканевая биотехнология в растениеводстве. Культура клеток растений как объект биотехнологии. Культура каллусных тканей. Клеточные суспензии. Клональное микроразмножение растений. Культура изолированных клеток, тканей и органов в селекции растений. Получение трансгенных растений устойчивых к стрессовым факторам. Фитогормоны и синтетические регуляторы роста в биотехнологии растений. Перспективы развития исследований и применение фиторегуляторов в биотехнологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Биологическая химия
    Кредитов: 5

    Биохимия как наука. Разделы биохимии: статистическая, динамическая, функциональная. Характеристика разделов биохимии. Статистическая биохимия изучает строение и состав биомолекул организма. Белки: строение, свойства, фуккции. Углеводы: строение, свойства, функции. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Витамины. Ферменты. Гормоны. Динамическая биохимия изучает процессы в живом организме. Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм белков. Биосинтез белка. Метаболизм углеводов. Пути распада углеводов. Энергетический баланс.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Радиационная генетика
    Кредитов: 5

    Цель: получение базовых знаний о биологических эффектах радиации и рисках на клеточном уровне для человека Содержание: Методы и история становления радиационной генетики. Генетические эффекты ионизирующего излучения. Общая теория радиационного мутагенеза. Основные закономерности действия радиации на мутационный процесс. Зависимость частоты возникновения мутаций от дозы облучения. Радиационно-индуцированная нестабильность генома Компетенции: знание современных проблем биологи, готовность предлагать обосновывать способы их решения

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Казахский (русский) язык (В2)
    Кредитов: 5

    Цель: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью на казахском языке (русском языке). Содержание: Определение культуры речи. Правильность речи. Правильный выбор слова, формы слова. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. Выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство, чистота, логичность речи. Нормы произношения и ударения. Определение практической стилистики. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Речевые тренировки в определенных коммуникативных ситуациях. Этика речевого поведения. Виды делового общения. Формируемые компетенции: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и казахском языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Общая и молекулярная генетика
    Кредитов: 5

    Проблемы общей и частной генетики. Классические разделы генетики: менделизм, хромосомная теория наследственности, генетика пола, цитогенетика, биохимическая и молекулярная генетика.Закономерности наслед-ственности и изменчивости. Материальные основы наследственности. Насле-дование признаков, сцепленных с полом. Изменчивость и ее причины, методы исследования. Молекулярная генетика. Популяционная и эволюционная генетика. Генетика человека. Медицинская генетика. Генетические основы селекции.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Современные технологии обучения биологии
    Кредитов: 5

    Предмет, цель, задачи методики преподавания биологии. Методологические основы. Современные методы и методические приемы, технологии обучения. Формы обучения. Обновленное содержание биологи-ческого образования в школе. Внедрение прикладных курсов по биологии. Современная оценка достижений учащихся. Материальная база обучения биологии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Арт образование
    Кредитов: 5

    Цель: ознакомление студентов с произведениями искусства, с различными направлениями изобразительного искусства, его стилевыми и жанровыми особенностями. Содержание: Базовые знания об основных вехах становления и развития отечественного искусства и художественной культуры от древности до современности. Курс охватывает все виды искусства, что позволяет составить общую картину эволюции нравственно-эстетического мира казахов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Молекулярная биология
    Кредитов: 5

    Краткая история развития молекулярной биологии. Молекулярные основы жизнедеятельности организмов. Изучение механизмов хранения, воспроизведения и передачи генетической информации.Строение и структуры ДНК и РНК. Функции ДНК и РНК. Механизм репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты. Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Транскрипция – переписывание информации с ДНК-матрицы на и-РНК. Трансляция. Стадии трансляции: активация аминокислот, инициация синтеза, элонгация цепи, терминация. Функции ферментов ДНК- и РНК-полемиразы в процессе биосинтеза белка. Роль ДНК в передаче наследственной информации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Продвинутый иностранный язык (английский язык)
    Кредитов: 5

    Цель: углубленное изучение иностранного языка. Содержание: Развернутые доклады по тематике. Новости и репортажи. Статьи и сообщения по современной проблематике, современная художественная проза. Активное участие в дискуссии по знакомой проблеме, объясняя и отстаивая свое мнение. Высказывание всех аргументов «за» и «против» по актуальной проблеме.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Физиология растений
    Кредитов: 6

    Физиология растений как наука. Разделы физиологии растений. Физиология растительной клетки. Осмотические явления в клетке. Поступление воды и ионов в клетку. Водный режим растений. Питание растений углеродом (фотосинтез). Химизм фотосинтеза.Световая и темно-вая стадии. Цикл Кальвина. Цикл Хэтча-Слэка. САМ-0метаболизм. Рост и развитие растений. Фитогормоны. Перио-ды покоя. Яровизация. Фототро-пизм. Пути распада углево-дов:анаэробный иаэробный. Брожение. Химизм клеточного дыхания. Гликолиз. Цикл Креб-са. ЭТЦ дыхания. Апотомический распад. Механизмы защиты и устойчивости растений

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Основы генной инженерии
    Кредитов: 5

    Классическая генная инженерия. Полимеразная цепная реакция Исследования генома и транскрипции генов. Антисмысловые технологии, аптамеры, рибозимы. Приёмы, методов и технологии получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами, введения их в другие организмы и выращивания искусственных организмов после удаления выбранных генов из ДНК. Генная инженерия в конструировании белков. Трансгенные животные. Трансгенные растения. Рекомбинантные флуоресцирующие белки.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биотехнология продуктов микробного синтеза
    Кредитов: 4

    Микроорганизмы продуценты разнообразных ценных продуктов обмена.Микробиологический синтез. Развитие микробиологической промышленности, выпускающей ценные продукты биосинтеза. Проду-центы. Преимущества микробиологического синте-за перед другими способами получения. Факторы регулирования микробного синтеза. Ферменты. Коферменты. Витамины. Аминокислоты. Нуклеотиды. Антибиотика. Роль микроорганизмов в пивоварении, виноделии, хлебопечении, сыроварении.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Технология и перспективы микроклонального размножения растений
    Кредитов: 5

    Клональное микроразмножение – бесполое размножение растений с помощью метода культуры тканей, позволяющее получать растения идентичные исходному. В основе получения таких растений лежит способность соматических клеток растений полностью реализовывать свой потенциал развития (свойство тотипотентности). Преимущества микроклонального размножения: высокий коэффициент размножения, получения генетически однородного материала и т.п..Технология размножения. Этапы микроклонального размножения. Способы микроклонального размножения. Перспективы микроклонального размножения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Ветеринарная биотехнология
    Кредитов: 4

    Биотехнология в животноводстве. Трансплантация эмбрионов. Оплодотворение яйцеклеток вне организма животных. Клеточная инженерия в животноводстве. Генная инженерия в животноводстве. Биотехнология кормовых препаратов для сельскохозяственных животных. Получение кормовых белков. Производство кормовых витаминных препаратов.Кормовые липиды. Ферментные препараты. Применение достижений современной биотехнологии в агропромышленном комплексе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Современные проблемы отраслевой биотехнологии и селекции
    Кредитов: 5

    Основные отрасли применения биотехнологии: сельское хозяйство, производство химических веществ, энергетика, добыча минерального сырья и нефти. Влияние геномодифицированных организмов на другие организмы и окружающую среду. Точная и ранняя диагностика, профилактика и лечение инфекционных и генетических болезней. Создание растений, устойчивых к вредителям, болезням и неблагоприятным факторам среды с целью повышения урожайности. Создание пород сельскохозяйствен-ных животных с улучшенными наследуемыми признаками.Переработка токсических отходов окружающей среды. Переработка растительных, бытовых и других отходов с целью получения дешевой энергии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 8
  • Код ON3

    организует учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, понимает сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, применяет современные компьютерные технологии поиска информации в исследовательской и проектной деятельности учащихся, современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе (SMART и STEM технологии).

  • Код ON7

    – использует знания, умения и навыки в области базовых биологических дисциплин, с целью применения их при изучении профилирующих биотехнологических дисциплин и использования в практической деятельности.

  • Код ON5

    последовательно и грамотно решает проблемы в контексте биотехнологических исследований, выявляет экологические проблемы; формулирует и высказывает свои мысли на родном и иностранном языках, владеет навыками устной и письменной речи на казахском (русском), иностранном языках для работы с научными и специальными текстами и публичных выступлений,

  • Код ON1

    формулирует основные положения Конституции, действующего законодательства РК; критически анализирует работу системы органов, нормативные правовые акты, оценивает этические и правовые нормы.

  • Код ON6

    характеризует и классифицирует основные химические законы, закономерности и теории, владеет современными химическими технологиями для использования в биотехнологических процессах.

  • Код ON8

    – обобщает фундаментальные исследования и научно-практические инновационные разработки, направленные на решение биотехнологических задач в различных сферах производства.

  • Код ON4

    – владеет основами предпринимательства в системе профессионального образования, способами организации биотехнологической деятельности в научно-производственной и образовательной среде.

  • Код ON2

    - обобщает закономерности социально-философского и всемирно - исторического развития и использует знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализирует функциональные отношения искусства как составляющей культурного измерения человеческого бытия и потребности общества.

Top