Действующая образовательная программа

6B05208 Экология и природопользование в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Дисциплины

  • Биологогические компоненты окружающей среды

    Цель дисциплины: Дать базовые знания о классификации живых организмов, жизненных формах, понимание закономерностей их распределения в окружающей среде, научить оценке их биоценотической роли. Теоретические знания основных понятий в области биологии закрепляется на практических занятиях и формируют естественнонаучное мировоззрение.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в специальность

    Цель: Сформировать знания для понимания экологических дисциплин, оценки и выбора способов решения проблем окружающей среды. Дать знания об экологии, целях и задачах, правилах и законах предмета, закономерностях существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействии с ОС, ознакомить с основами концепции естественных наук с основами химии, биологии, физики. Научить ориентироваться в системе экологических дисциплин путем СРС, применять знания в учебной практике.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Химия

    Цель:Формирование знаний в области химии, лежащих в основе естественнонаучного понимания окружающей среды. Учебная дисциплина «Химия» изучает основные законы и понятия химии, рассматривает строение атома, типы химической связи, растворы. Излагает основы учений о химическом равновесии, термодинамических и кинетических параметрах химических реакций, рассматривает вопросы классификации неорганических и органических загрязнителей окружающей среды. позволяют Полученные знания применяются в лабораторных работ.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биоэкология

    Цель дисциплины: дать студентам базовые знания об основных положениях биоэкологии и сформировать навыки проведения биоэкологического мониторинга. Курс включает вопросы этапов, моделей экологии организмов и окружающей среды, механизмы адаптации живых организмов, природные ассоциации, экосистемы, проблемы рационального использования природных ресурсов и проблемы современной экологии. Полученные знания и методы уметь использовать на базе производственных практик экологического мониторинга.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Биогеохимический мониторинг

    Цель: Дать студентам знания об основных положениях биогеохимии и сформировать навыки проведения биогеохимического мониторинга. Курс включает вопросы формирования геохимических процессов, происходящих в земной биосфере, химический состав живых организмов и экотоксикантов в целях предотвращения, распространения, распространения и вредных действий экотоксикантов. Полученные навыки анализа геохимических процессов природных систем закрепляются путем самостоятельной работы студента и в практической деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экология животных и растений

    Цель: Предназначен для изучения сезонных особенностей этологии и отношения особей друг к другу и к условиям существования, адаптации животных и растений к условиям окружающей среды; экологической взаимосвязи животных и растений; экологических групп живых организмов по отношению к различным факторам среды; значение света, температуры, влажности как важнейших экологических факторов в жизни животных и растений. Информация, полученная студентами по изученному курсу закрепляется на практических занятии и на базе производственных практик.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологическая токсикология

    Цель: Научить студентов идентифицировать ксенобиотики окружающей среды, понимать ущерб их воздействия на экосистемы, оценивать динамику деградации экосистем и организовывать экотоксикологическую экспертизу. Курс включает вопросы распределения, миграции, трансформации токсичных веществ, их эффекты на экосистемы и круговорот в биосфере, в пищевых цепях; механизмы токсических эффектов на организменном, популяционном и биоценотическом уровнях. Инструменты достижения цели: самостоятельная работа студентов с преподавателем, практические работы, производственная практика.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы ESG

    Цель курса: формирование у студентов понимания основных принципов и составляющих ESG аспектов. Рассмотрение методов оценки и управления рисками, связанными с климатическими изменениями, загрязнением окружающей среды, исчерпанием ресурсов и другими экологическими вызовами. ESG - (Экологический, Социальный и Управленение)

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Цифровые способы обработки экологических исследований

    Цель дисциплины: анализу информации с использованием цифровых способов обработки экологических исследований для последующей интерпретации и принятия решений. Курс включает вопросы: цифровая обработка экологических, генетических, цитологических, микробиологических, радиобиологических условий в окружающей среде, оценка с вероятностью, и их анализ требует использования статистических методов и применения на базе производственной практики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы полевых исследований в экологии

    Знание и умение анализировать информацию, получаемую в полевых исследованиях о техногенном воздействии на природную среду оценки экологического риска. Курс включает вопросы: Оценка состояния окружающей среды через живые объекты. Они оцениваются как абиотическими, так и биотическими факторами. Инструменты достижения цели: самостоятельная работа студентов с преподавателем, практические работы на лабораторных занятиях, производственная практика.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Экология микроорганизмов

    Курс направлен на изучение экологических групп микроорганизмов, их значимости в природе и жизни человека, а также на ознакомление обучающихся с данными о видах и штаммах микроорганизмов, встречающихся в различных природных средах, месте их ассоциаций в экосистемах. Цель курса: обучить студентов различать экологические группы микроорганизмов, ознакомить с их значением в восстановлении природной среды и другими способами использования в экологических целях. Курс повышает интерес у обучающихся к изучению роли микроорганизмов в таких вопросах, как восстановление окружающей среды, поиск альтернативных путей сохранения природных ресурсов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение об окружающей среде

    Цель: идентифицировать возможные пути восстановления нарушенных территорий; анализировать знания о емкости и пределах устойчивости природных систем. Студент должен: знать объекты ОС, части биотической, абиотической и социальной сред, их взаимодействие, роль и значение для охраны природы; понимать закономерности взаимодействия человека и ОС; владеть основами рационального природопользования; уметь проводить оценку экологических последствий антропогенной деятельности, пути решения экологических нарушений. Курс мотивирует студентов к анализу экологических проблем.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Эволюция биосферы

    Цель: сформировать представление об экологических закономерностях эволюции биосферы, стратегии развития цивилизации в целях сохранения среды обитания. Вопросы курса: Знать: концепции происхождения Земли и биосферы, этапы возникновения и эволюции жизни, биосферную роль основных групп организмов, законы функционирования биосферы. Уметь: обосновывать условия устойчивости биосферы; аргументировать этапы эволюции биосферы; применять законы развития биосферы. Владеть: теориями антропогенеза, перехода сообщества к устойчивому развитию.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Экологическая биометрия

    Курс посвящен биометрическим принципам систем измерения окружающей среды. Цель курса: организация и планирование научных исследований, овладение экологическим экспериментальным материалом с использованием математических и статистических формул и методов при сборе, измерении, обработке и анализе. В курсе рассматриваются основные понятия экологической биометрии, алгоритмы статистических расчетов, принципы биологической интерпретации математических показателей, статистическая оценка, основы проверки гипотез, вопросы применения методов корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа. Курс способствует умению сравнивать в изучении экологических проблем и явлений, выявлять динамические изменения, прогнозировать их состояние в будущем

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Медицинская экология

    Цель: идентифицировать аспекты воздействия ОС на здоровье населения и средовые заболевания. Студент должен: знать: показатели и факторы здоровья населения; заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов; профилактику. уметь: анализировать и оценивать состояние здоровья населения и влияние на него факторов ОС и производственной среды; владеть интерпретацией результатов методов диагностики и оценки состояния здоровья населения. Курс мотивирует к изучению экологических проблем и здоровья населения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экологическая геология

    Цель: Научить идентифицировать пути восстановления нарушенных территорий, анализировать знания об экологической емкости природных систем и пределах их устойчивости. Курс включает вопросы: общие сведения о Земле, разделы геологии, состав, строение и закономерности развития земной коры, геодинамические процессы, эндогенные, экзогенные геологические процессы, техногенные процессы, принципы формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем. Мотивировать обучающихся к научным исследованиям через СРС, практические работы, производственную практику.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Инклюзивная культура в современном обществе

    Целью дисциплины является формирование у студентов навыков знаний основ инклюзивной культуры общества, базовых принципов инклюзивной культуры, а также знания нормативно-правовых аспектов организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В результате освоения дисциплины формируются способности студентов использовать принципы инклюзии в социальной и профессиональной сферах, способности выбирать коммуникативные стратегии в мультикультурном обществе.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Социальная экология

    Цель: формирование экологической культуры через ознакомление с функционированием социоприродных систем, взаимодействием человека, общества и природы. Вопросы: эволюция и закономерности взаимоотношений человека и природы, природы и общества; анализ глобальной трансформации современного мира, политические и экономические механизмы социального управления качеством среды; анализ путей решения экологического кризиса; формирование экологической культуры, экологической этики. Инструменты достижения цели: мотивация к социологическим научным исследованиям, СРСП.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологическая биогеография

    Цель: Изучает экологические особенности разных видов с учетом современных физико-географических и палеографических характеристик территории. Биогеография выявлет закономерности географического распределения организмов и сообществ, вскрыть его причины, структурно-функциональных и исторических особенностей живого планеты. Проблемы охраны и рационального использования ресурсов. Инструменты достижения цели: мотивация к научным исследованиям, СРСП, практические работы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Целью дисциплины является формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать процессы использования современных финансовых услуг и цифровых технологий. В рамках курса обучающиеся научатся использовать на практике финансовые инструменты, сохранять и приумножать собственные накопления, планировать личный бюджет, уметь исчислять налоги, анализировать финансовую отчетность и использовать методы оценки эффективности инвестиций.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основы научных исследовании

    Дисциплина «Основы научных исследовании» рассматривает определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство и бизнес

    Дисциплина «Предпринимательство и бизнес» через теоретические, научные и практические знания позволит сформировать у студентов готовность к предпринимательской деятельности и к организации бизнеса. Дисциплина представляет собой систематизацию нормативно-правовых, экономических, организационно-управленческих знаний по вопросам становления, ведения предпринимательства и бизнеса, которые станут основой для развития предпринимательского мышления для решения конкретных задач и деловых ситуаций.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Промышленная экология

    Цель: Сформировать понимание тенденций развития современного бизнеса, его значение для экологии региона; умение анализировать, оценивать экологические проблемы в сфере управления экономикой и производством, обобщать информацию о техногенном воздействии на природную среду. Курс включает вопросы техногенных воздействий предприятий на ОС, источниках загрязнения, состава поллютантов, количественной оценке,расчет выбросов вредных веществ. Инструменты достижения цели: СРСП, практические семинары.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Урбоэкология

    Цель: идентификация возможных путей восстановления урбанизированных территорий, проведение и организовация экологической экспертизы. Вопросы: быстрый рост городов посредством концепции «урбанизма» и «урбанизации», экологическая уязвимость городов, трудности дезадаптации человека в городе. Анализ экологически значимых проблем городов и их воздействия на окружающею среду. Полученные навыки анализа влияния города на природные системы и здоровье населения закрепляются путем самостоятельной работы студента и в практической деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Антикоррупционная культура

    Дисциплина «Антикоррупционная культура» направлена на изучение антикоррупционных норм для направления «Естественные науки, математика и статистика». Рассматриваются все нормативные акты регулирующие биологические и смеженные науки, в сфере окружающей среды и в сфере физических и химических наук, а так же сфере математики и статистики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Устойчивое развитие, экология и безопасность жизнедеятельности

    Цель: дать знания о принципах устойчивого развития, основ целей устойчивого развития (ЦУР), ESG-принципов, декарбонизации и научить анализировать взаимосвязь экологических, социальных, экономических факторов, оценивать риски и разрабатывать устойчивые стратегии глобальных экологических и социальных вызовов и их последствий, экобезопасности водных ресурсов, воздушного бассейна, деградации земельных ресурсов, продовольственной безопасности, природных и техногенных бедствиях, связанных с антропогенной деятельностью и способах защиты от них.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Популяционная экология и биоценология

    Цель: понимание региональных и глобальных экологических проблем взаимодействия популяций и окружающей среды. Вопросы: связи биоценоза, границы устойчивости популяций; приспособленность членов биоценоза к совместной жизни как результат естественного отбора; сходство требований организмов к абиотическим условиям среды; динамики популяционных процессов; популяционных изменений в тесной связи с действием совокупности биотических и абиотических факторов среды. Закрепление и применение полученных знаний и навыков в практике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоэкология

    Цель: подготовка специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями о закономерностях пространственной дифференциации природно-антропогенных географических систем. Курс формирует у студентов представления об единой экосфере, о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы с учетом воздействия на них человеческого общества. Инструменты достижения цели: самостоятельная работа студентов с преподавателем, практические работы на лабораторных занятиях, учебная практика

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Глобальная экология

    Курс направлен на изучение основных закономерностей макроэкосистем и биосферы, а также влияния глобальных экологических проблем на различные компоненты макроэкосистем, возможностей их решения. Цель курса: ознакомление обучающихся с глобальными экологическими проблемами на уровне макроэкосистем, видами воздействия антропогенных факторов на компоненты окружающей среды, изучение взаимосвязи между природными макроэкосистемами и антропогенными экосистемами с целью снижения техногенной нагрузки на природу.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы геоэкологических исследований

    Курс направлен на изучение применения методов геоэкологических исследований при оценке антропогенного воздействия на природные компоненты и процессов, вызванных этими воздействиями. Цель курса: заключается в подготовке специалистов, способных проводить комплексные исследования состояния окружающей среды с использованием современных геоэкологических методов. Курс рассматривает изучение теоретических основ и практических навыков, необходимых для сбора, анализа и интерпретации геоэкологических данных, а также для оценки и прогнозирования экологических рисков. Курс подготавливает специалистов к работе в областях экологического мониторинга, природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития, способствуя улучшению качества окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология водных экосистем

    Цель: идентифицировать пути восстановления нарушенных гидроэкосистем; анализировать знания об экологической емкости и устойчивости водных систем; оценивать динамику и развитие гидроценозов. Экология водных экосистем дает понятия об условиях жизни водных экосистем, их структуре, взаимодействии гидробионтов, их популяций и сообществ – биоценозов друг с другом и с неживой природой. Возможные пути решения нарушенных гидросистем в экологии. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, СРСП.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология почв

    Цель курса: дать базовые знания о структуре и функционировании природных и созданных человеком почвенных экосистем. Курс включает изучение вопросов: структура почвы, состав, свойства и законы географического распределения, образования, места, экологии, эффективного использования и способов рекультивации. Инструменты достижения цели: самостоятельная работа студентов с преподавателем, практические работы на лабораторных занятиях, учебная практика.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экологическое ресурсоведение

    Стремительный рост потребления природных ресурсов, масштабность производственной деятельности, разрушение природных систем, направленные на решение перспективных задач их использования. Цель курса: овладение принципами идентификации путей сохранения природных ресурсов, экологической экспертизы природных ресурсов, рационального использования природных ресурсов, сохранения окружающей среды, биоразнообразия, расчета платежей в фонды методами экологического мониторинга. Курс знакомит с вопросами составления различных прогнозов при решении проблем использования экологических фондов в учебно-исследовательском процессе, анализа новых традиционных методов, норм экологической экспертизы, экологической емкости природных ресурсов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Рациональное использование природных ресурсов

    Цель: Знать о стратегиях и методах рационального природопользования в республиканских и международных масштабах, анализировать ситуацию и делать выбор технологий иуспешного формирования трудовых ресурсов Курс включает вопросы анализа подхода рационального природопользования и устойчивого развития в различных секторах экономики. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, самостоятельная работа студентов с преподавателем.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы экологического проектирования

    Курс рассматривает основы экологического проектирования в Республике Казахстан. Цель курса: изучить виды, методы и принципы экологического проектирования, уметь проводить оценку воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, владеть навыками разработки проектов «Нормативы допустимых выбросов», «Нормативы допустимых сбросов», «Проект нормативов размещения отходов», «Программа управления отходами», паспортов отходов, составления экологической статистической отчетности на основе требований действующего законодательства РК. Курс направлен на подготовку специалистов, способных разрабатывать экологически безопасные проекты, учитывающие требования охраны окружающей среды и устойчивого развития. Курс охватывает теоретические и практические аспекты экологического проектирования, включая анализ экологических рисков, применение экологических стандартов и нормативов, а также интеграцию экологических принципов в процесс проектирования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Охрана природных ресурсов

    Курс направлен на оценку современного состояния природных ресурсов и изучение эффективных методов рационального использования запасов возобновляемых, невозобновляемых ресурсов. Цель курса: формирование у обучающихся понимания по определению возможных путей сохранения и восстановления природных ресурсов, обучение усвоению принципов безопасного и эффективного природопользования. Курс рассматривает разработку комплекса научных мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и окружающей среды, сохранение богатства недр, чистоты питьевой воды, лесов и земельных ресурсов, разъяснение экономического, исторического, социального и государственного значения охраны природы. Курс способствует сохранению запасов природных ресурсов и развитию методологического комплекса эффективного использования ресурсов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологическое нормирование и экспертиза

    Курс направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков в области экологического нормирования и экспертизы. Цель курса: изучение принципов и методов экологического нормирования на производстве и технологических проектах, оценки динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга. Курс знакомит с особенностями оценки влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, принципам и способам предотвращения вредных экологических последствий, природоохранного законодательства, инструментам контроля качества окружающей среды, а также применению навыков в решении конкретных задач на практических занятиях. Курс способствует развитию у обучающихся понимания ключевых компонентов экологического нормирования и экспертизы, а также умению применять законодательные и нормативные акты, методы и инструменты оценки воздействия на окружающую среду. В рамках курса рассматриваются процедуры экологической экспертизы и заключении, практические кейсы и современные тенденции в данной области.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологический мониторинг

    Цель: Базовые знания о закономерности функционирования экосистем, применять знания для организации экологического мониторинга, выбирать эффективные решения на основе оценки наблюдений. Вопросы: оценка показателей состояния целостности экосистем и среды обитания человека; причины изменения этих показателей и оценка последствий изменений, определение корректирующих мер; создать предпосылки для определения мер по исправлению создающихся негативных ситуаций до нанесения ущерба. Применение знаний экологического мониторинга и методов наблюдения на практике.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Управление отходами

    Курс направлен на исследования по проблемам и передовым методам управления отходами. Цель курса: формирование знаний по видовому составу, особенностям, обезвреживанию, управлению и утилизации отходов. Курс дает представление о классификации отходов, видовом составе, особенностях, технологиях и методах обеззараживания, системе управления отходами. Курс информирует о деятельности национальных и международных организаций в области утилизации и управления отходами.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Институциональное обеспечение охраны окружающей среды

    Курс направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков, необходимых для понимания и эффективного применения институциональных механизмов охраны окружающей среды. Цель курса: изучение правовых, экономических, административных и социальных аспектов управления экологическими рисками и ресурсами, а также на рассмотрение лучших практик в этой области. Курс охватывает ключевые элементы институционального обеспечения охраны окружающей среды, включая государственные и негосударственные институты, законодательную базу, экономические инструменты, методы планирования и управления, а также участие общественности и научные исследования. Особое внимание уделяется международному опыту и успешным примерам из различных стран. Курс знакомит с основными законами и нормативными актами в области охраны окружающей среды, международными экологическими соглашениями и конвенциями. Курс способствует комплексному пониманию институциональных аспектов охраны окружающей среды и подготовит их к эффективному решению экологических задач в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Управление выбросами парниковых газов

    Курс направлен на изучение вопросов экономических механизмов регулирования выбросов парниковых газов в рамках концепции замедления роста средней температуры поверхности Земли. Цель курса: формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для проведения эффективной инвентаризации выбросов парниковых газов, а также разработке мероприятий по декарбонизации. Курс знакомит с международными механизмами сокращения выбросов парниковых газов Рамочной конвенции ООН по изменению климата (Киотский протокол, Парижское соглашение). Раскрываются особенности государственного регулирования выбросов парниковых газов в мире и Республике Казахстан (Система торговли углеродными единицами РК), а также на не регулируемых углеродных рынках. Курс способствует развитию умений по проведению инвентаризации выбросов парниковых газов по всем видам парниковых газов для различных отраслей с формированием отчетности, валидации и верификации выбросов парниковых газов. Оцениванию потенциала сокращения парниковых газов в Республике Казахстан с учетом реализации Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Инженерная защита окружающей среды

    Курс направлен на изучение методов и технологий инженерной защиты окружающей среды. Цель курса состоит в формировании знаний и навыков, необходимых для разработки и реализации инженерных решений, направленных на предотвращение и минимизацию загрязнения окружающей среды. Курс знакомит обучающихся с основными инженерными технологиями и средствами, применяемыми для защиты воздуха, воды и почвы от загрязнений. Курс способствует развитию профессиональных компетенций в области экологической инженерии и устойчивого природопользования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Среда обитания и экология человека

    Курс направлен на освоение исследований среды обитания, их видов, особенности и экологии человека. Цель курса: рассмотреть вопросы среды обитания человека, их особенности, связи человека между природой и обществом, влияния среды обитания на человека. Курс способствует изучению региональных и глобальных экологических проблем в области сохранения среды обитания, международного и республиканского законодательства, сбору информации о техногенном воздействии на природную среду, применению методов оценки экологического риска для здоровья человека.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Экологический туризм

    Цель: внедрение принципов и методов экологического туризма в туристическую отрасль, поддержка устойчивого развития не только местного населения, но и государства, к природоориентированной, экологически и социально ответственной, культурно значимой деятельности, развиваться в гармонии с окружающей человека природной и социальной средой, обеспечивать экологическое воспитание и просвещение различных групп населения, организация экоменеджмента и экоаудита в экотуризме, экотуристической деятельности на особо охраняемых территориях, современный экотуризм включает в себя основные проблемы, связанные с окружающей средой.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экологическое районирование и зондирование

    Цель: Идентифицировать и описывать основные локальные, региональные показатели на основе современных информационных, аэрокосмических технологий; районирование путем сбора, хранения и обработку экологической информации; Вопросы: экологическое зонирование и методы дистанционного зондирования. Принципы работы с геоинформационными системами для обработки экологических данных при дистанционномзондирования и основные функции ArgGIS Desktop. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Заповедное дело

    Цель: Знать о деятельности республиканских и международных ООПТ, анализировать динамику численности видов и их размещении, оценивать глобальные и региональные мероприятия по сохранению видов, синтезировать знания для успешного преумножения биологических ресурсов. Курс дает сведения об охране природы, обеспечивает знания о широте спектра проблем охраны природы и необходимости их решения на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП, лабораторные работы для закрепления навыков.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Экологическая безопасность и прогнозирование

    Цель: идентифицировать локальные, региональные, глобальные экологические источники экологической опасности, пути решения по устранению угроз для экосистем, эколого-экономическиие ОВОС; прогнозы на основе сбора, систематизации и обработки экологической информации; Дисциплина направлена на изучение методов прогнозирования состояния окружающей среды и возможностей применения методов прогнозирования и оценки качества различных компонентов окружающей среды.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Системная экология

    Курс направлен на оценку глобальных и региональных проблем, связанных с ростом населения и процессами урбанизации. Цель курса: расширение знаний для обеспечения экологической устойчивости, управления окружающей средой, сбора, хранения, обработки и использования экологической информации, систематический анализ экологических проблем, улучшение взаимосвязи компонентов в экосистеме между собой, с окружающей средой, знание о характеристиках организма. применение системных методов изучения адаптации организмов. Курс содействует использованию методов обработки и хранения экологической информации с помощью цифровизации.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Оценка воздействия на окружающую среду

    Цель: Идентифицировать и описывать основные локальные, региональные экологические состояния, владеть методами ОВОС на основе сбора обработки и анализа информации. Вопросы: процедуры оценки последствий намечаемой хозяйственной и иной деятельности для ОС и здоровья человека, меры по предотвращению неблагоприятных последствий, оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Радиационная экология

    Курс «Радиационная экология» изучает закономерности распространения радионуклидов в окружающей среде, их влияние на экосистемы и живые организмы, а также методы контроля и защиты. Цель курса — сформировать у студентов знания о механизмах радиационного воздействия, принципах радиационной безопасности и методах снижения экологических рисков. Основное содержание: основы радиоактивности, виды излучения и их источники; законы распространения радионуклидов в биосфере и их влияние на экосистемы; методы мониторинга и защиты от радиационного загрязнения; нормативно-правовая база радиационной безопасности; применение радиационной экологии в атомной энергетике, медицине и промышленности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология Казахстана

    Курс направлен на формирование у обучающихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах Казахстана. Цель курса: расширить и углубить знания о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем Казахстана, ознакомить с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем. Курс знакомит с основными понятиями экологии, с особенностями различных сред обитания и адаптации к ним организмов, с принципами воздействия экологических факторов на биосистемы, с умением использовать экологические знания применительно к специализации, с представлениями о ретроспективном и современном воздействии человека на биосферу, стратегиях выживания человечества. Курс способствует получению знаний о естественных и антропогенных экосистемах Казахстана и мероприятиях по их охране.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Изменение климата и зеленая технология

    Курс рассматривает причины и последствия изменения климата, а также инновационные зеленые технологии и стратегии для смягчения его последствий и продвижения устойчивого развития. Цель курса: идентификация и характеристика региональных, глобальных климатических тенденций, анализ эффективных путей решения экологических проблем на основе зеленых технологий для его смягчения и устойчивого развития. Курс предназначен для изучения современных тенденций изменения климата, его последствий, вопросов устойчивого развития, основных положений концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике, международных соглашений по борьбе с климатическими изменениями, а также зеленых технологий, направленных на его смягчение.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Механизмы рационального природопользования

    Цель: Идентифицировать и правильно выбирать верные технологии рационального природопользования уметь устранять нарушения структуры и функций экосистем, владеть методами и эколого-экономическими основами ОВОС. Курс включает экологический менеджмент окружающей среды, теорию и практику устойчивого развития, принципов управления и экологических аспектов, интерпретируется как сфера уникальных знаний. Инструменты достижения цели: мотивация обучающихся к научным исследованиям, самостоятельная работа студентов с преподавателем.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экологическая биотехнология

    Цель: Идентифицировать экологические проблемы, которые можно решить путем биотехнологий. Вопросы: направления экологической биотехнологии. Описаны общие проблемы научных основ биотехнологии - научное развитие и история, возможности и особенности различных биотехнологических процессов, описаны биологические агенты, субстраты, устройства и изделия. Участие в деятельности международных и региональных организий в области охраны окружающей среды и решение экологических проблем с помощью методов биотехнологии. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Климатология и метеорология в экологии

    Цель: Идентифицировать и описывать основные региональные, глобальные климатические явления, анализировать воздействие климатических факторов на современные экосистемы и хозяйственную деятельность; владеть навыками получения и обработки информации о климате с помошью современных информационных технологий. Курс предполагает внедрение основных концепций метеорологии и климатологии и терминов, формирование понятий об атмосфере и климате, определение их связи с окружающей средой. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП, лабораторные работы для закрепления навыков.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Мутагенез и окружающая среда

    Цель: Идентификация экологических проблем, связанных с генотоксическим влиянием факторов окружающей среды, понимание роли мутационного процеса в адаптации и эволюции организмов. Умение организовать и провести генетический скрининг. Теоретические знания основных принципов экологического генетического мониторинга, основы генетической токсикологии и физического мутагенеза включают концепцию мутагенеза, опасность и механизм мутагенеза и последствия мутагенеза. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП, лабораторные работы для закрепления навыков.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Системная экология

    Цель: идентифицировать региональные, глобальные экологические процессы, проблемы, связанные с ростом численности населения, оценивать процессы урбанизации, синтезировать знания для успешного сохранения экосистем и природопользования, сбор, хранение и обработка экологической информации. Вопросы: системный анализ экологических проблем, компонентов экосистемы, взаимодействия друг с другом и окружающей средой, системные методы изучения адаптации организма к окружающей среде. Цифровизация обработки и хранения информации. Инструменты для цели: научные исследования, СРСП.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения;
  • Использовать цифровую технологию, различные виды информационно-коммуникационных технологий по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации и применять предпринимательские знания в различных сферах жизнедеятельности.
  • Знать расширение достигнутых знаний и получение новых знаний, научное обобщение проектов, исследования с целью обоснования науки, работы научного характера, связанные с научными изысканиями, аналитика. А также применять философские знания для формирования мировоззренческой позиции, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
  • Знать основы полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством физической культуры, демонстрировать культуру безопасности, анализировать и оценивать источники экологической опасности, уметь организовать условия безопасности жизнедеятельности, а также разрабатывать и внедрять стратегии устойчивого развития, оценивать влияние экологических, социальных и экономических факторов, прогнозировать риски и разрабатывать меры по их снижению в условиях глобальных экологических и социальных вызовов.
  • Демонстрировать достаточный уровень правосознания, исполнять профессиональные обязанности и принципы культуры поведения и этические нормы общения.
  • Применять навыки владения базовыми принципами и подходами инклюзивной культуры, выбирать стратегию коммуникации в повседневной и профессиональной деятельности, основанную на принципах социального равенства
  • Иметь базовые знания для понимания экологических дисциплин, понимать основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом, применять искусственный интеллект для анализа данных и организации экологического мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, выбирать эффективные решения на основе оценки наблюдений, понимать значимость интегрированного подхода к устойчивому развитию с использованием современных технических программных средств.
  • Знать о региональных и глобальных экологических проблемах, требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды; понимать тенденции развития современного бизнеса, его значении для экологии региона; анализировать, оценивать экологические проблемы в сфере управления экономикой и производством; обобщать информацию о техногенном воздействии на природную среду, применять методы оценки экологического риска, практические навыки и знания, необходимые для проведения качественных полевых исследований в экологии.
  • Идентифицировать возможные пути восстановления нарушенных территорий; анализировать знания об экологической емкости природных систем и пределах их устойчивости; знать принципы и уметь организовать экологическую экспертизу территорий, производств и технологических проектов; знать принципы формирования и оценивать динамику и развитие природно-антропогенных геосистем разного ранга.
  • Знать о деятельности республиканских и международных организаций в области охраны окружающей среды, анализировать динамику численности населения и его размещения в отдельных регионах, оценивать глобальные и региональные процессы урбанизации, обеспечивать объективность и достоверность результатов исследования, синтезировать знания для успешного формирования трудовых ресурсов
  • Идентифицировать и описывать основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы, выбирать рациональные пути решения по устранению нарушений структуры и функций экосистем, владеть методами и эколого-экономическими основами оценки воздействия на окружающую среду; владеть основами современных информационных технологий; применять сбор, хранение и обработку экологической информации;
Top