7M01723 Подготовка педагогов казахского языка и литературы 2, в ТарГУ им. Дулати
-
Цель образовательной программы Подготовка специалиста, обеспечивающего динамичное культурное и социально-экономическое, научно-техническое развитие общества и способного к самостоятельному мышлению, обладающего высокими духовно-нравственными качествами, глубокой научной и педагогической подготовкой, в полной мере сформировавшимся базовым пониманием фундаментальных и прикладных направлений языкознания и литературы, владеющего научно-исследовательскими и практическими методами анализа современных филологических процессов и явлений.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Казахский
-
Название ВУЗа Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M017 Подготовка педагогов казахского языка и литературы
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе
-
Поэтика устной авторской литературы'
Кредитов: 4Понятие об авторе произведений в литературном процессе. Традиции литературы и фольклора в устной авторской поэзии. Предикативные стихи в авторской поэзии. Прогнозирующие стихи поэтов отражающие суть психологии в художественной литературе. Летописные песни и биографические стихи в творчестве автора. Казахские ораторы - представители устной литературы. Литературная критика и художественные особенности национальной поэзии начала XIX века. Айтыс и его виды.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
История и философия науки'
Кредитов: 4Наука как предмет философского исследования, философские основания науки; история научного знания; структура научного знания, методы научного исследования, научная истина; общие закономерности научного познания, наука как социальный институт, как особая сфера культуры; особенности современного этапа развития науки; роль науки и техники в развитии цивилизации, перспективы научного знания и будущее человечества.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Педагогика высшей школы'
Кредитов: 4История и тенденции высшего образования в Казахстане на современном этапе. Национальная система образования. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы. Дидактика высшей школы. Новые образовательные технологии. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии. Технология создания учебно-методических материалов. Особенности воспитательной работы в вузе. Куратор в вузе. Менеджмент высшего профессионального образования.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Метаязык и метасловарь лингвистики'
Кредитов: 5Понятие и структура метаязыка в лингвистике. Объект исследования, предмет метаязыка. Использование метаязыка как средства общения. Лингвистический статус метаязыка, его место в языковой и функциональной системе. Понятие метаязыка и терминологические определения. Недостатки в терминологических словарях, ошибки в определении терминов в словарях. Отражение метаязыка лингвистики в лексикографических источниках. Основные аспекты развития казахской терминологии. Классификация и виды терминологических словарей.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Теоретические основы эпохи истории литературы'
Кредитов: 5Значение хронологии истории литературы в литературоведении. Принципы хронологии истории литературы. Принципы периодизации истории литературы. Позиция Б. Кенжебаева в периодизации истории литературы. Проблемы эпохи истории казахской литературы 1960,1970,1980-х годов. Введение в научный оборот поэзии жырауов. "Пробелы" в национальной духовности. Духовное обновление и национальные ценности. Принципы хронологии риторики в отечественной литературной критике конца ХХ века.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Поэтическая система казахской поэзии'
Кредитов: 4Признание поэтической системы казахской поэзии как науки. Теоретические основы особенностей казахской поэзии. Направления развития современной казахской поэзии. Поэтическая история казахской поэзии. Система художественной поэтики. Сложные сочетания мыслей и образов в поэтическом и лингвистическом употреблении. Стилистические особенности казахской поэзии. Поэтика жырауской поэзии, основа художественная поэзии. Концепции национальной идентичности в современной казахской поэзии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Иностранный язык (профессиональный)
Кредитов: 4Развитие и совершенствование у магистрантов иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере, использование иностранного языка в профессиональной деятельности, реализация научно-практического обмена с зарубежными партнерами в рамках своей деятельности. Расширение лингвистических знаний и умений; совершенствование культуры межличностного общения на иностранном языке в ситуациях межкультурного взаимодействия; публикация результатов исследований на национальном и международном уровнях
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Психология управления'
Кредитов: 4Теоретико-методологические и прикладные основы психологии управления. Сравнительно-исторический анализ и перспективы исследования в психологии управления. Структура и основные разделы управленческой деятельности. Субъекты и объекты управления. Групповая динамика и управление. Познавательные процессы в управленческой деятельности. Руководство и лидерство в управленческих структурах. Коммуникации в управленческой деятельности. Психология управления конфликтными ситуациями.
Год обучения - 1
Семестр 1
-
Психологизм в художественном произведении'
Кредитов: 4Признание психологизма как науки, сформировавшейся в казахской литературоведческой науке. Способы практического применения проблемы психологизма в художественном творчестве. Жизненная реальности в художественной литературе и их связь в психологизме. Научные мнения и выводы о психологии в художественной литературе. Способы психологического анализа художественного произведения. Способы анализа изображений. Роль диалога в раскрытии образа в монологе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Практика письменного перевода'
Кредитов: 5Сущность и значение косвенной формы в письменном процессе перевода. Анализ письменной версии перевода. Проблема функциональной грамотности перевода. Основные принципы и принципы перевода. Лексические проблемы перевода. Явные проблемы при переводе фразеологизмов, составных и двойных слов. Роль перевода в языковом общении.Практические особенности письменного перевода. Методологический характер процесса перевода.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Основы киберпедагогики (для педагогических образовательных программ)'
Кредитов: 3Киберпедагогика в условиях цифровизации образования. Основные понятия киберпедагогики: киберонотология, киберсоциальность, киберпространственная цифровая образовательная среда и др. Психологические аспекты киберпедагогики. Киберпедагогика как инновационная отрасль современной психолого-педагогической науки. Предпосылки формирования киберпедагогики. Цифровая среда-многообразие информационных технологий и киберпространства. Всестороннее развитие культуры непрерывного образования в контексте киберсоциальности.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Теоретические основы периодизации истории языка'
Кредитов: 5Проблема эпохи истории языка. Преемственность между шумерской письменностью и древнетюркской. Алтайская эпоха. Эпоха гуннов в развитии истории казахского языка. Древнетюркский период в развитии истории казахского языка. Среднетюркская эпоха. Новая тюркская эпоха. Новейшая тюркская эпоха. Взгляды на состав рунического древнетюркского алфавита. Новые направления в развитии современного языка.
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Теория и практика переводоведения'
Кредитов: 5Наука перевода и история ее становления. Основные отрасли теории перевода и ее соотношение с другими филологическими дисциплинами. Перевод-средство языковой и межкультурной коммуникации. Перевод как средство межъязыковой коммуникации. Основные виды перевода. Перевод-технологическое действие. Альтернативные проблемы перевода. Переводоведение: лингвистические и лингвокультурные проблемы. Основные способы перевода лексических единиц. Терминологическая система сферы переводоведения. Способы перевода текста оригинала.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Аспекты и новые направления лингвистики'
Кредитов: 5Основные аспекты лингвистики. Новые направления в современном языкознании. Изучение новых лингвистических направлений. Основные исследовательские проблемы когнитивной лингвистики, психолингвистики, лингвистики текста, этнолингвистики, социолингвистики, прагмалингвистики, антропоцентрической лингвистики, нейролингвистики, коммуникативной лингвистики, лингвокультурологии.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Лингвистика текста'
Кредитов: 5Лингвистика текста. Направления изучения текста. Текстоведение: различия и сходства. Основы истоков и направления исследований лингвистики текста, методы и приемы. Текстообразование. Типы и категории текста.Средства связывания текста. Концептуальное пространство семантики текста, направления проведения анализа. Текст и дискурс. Методы и аспекты анализа текста, функции изобразительных средств. Структура текста.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Научно-теоретические основы анализа художественного произведения'
Кредитов: 4Литературная теория. Эстетика. Поэтика. Природа художественной литературы. Мир творчества и литературное бытие. Способы литературного анализа художественного произведения. Сюжетно-композиционная структура. Художественная деталь, изолированный эпизод, лирическое отступление, штриховка, эпилог, пролог. Жанр романа и его виды. Проблематика художественного произведения. Стиль. Теоретическая история искусства слова. Анализ прозаических, лирических, драматических произведений.
Селективная дисциплина
Год обучения - 1
Семестр 2
-
Методы научного исследования'
Кредитов: 4Научная работа: структура, содержание, язык и оформление. Планирование научной работы. Организация научных работ. Организация и проведение научных исследований, поиск, обработка и хранение информации, решение научных задач. Особенности подготовки научного текста: тезиса, доклада, научной статьи, монографии, заявки на изобретение, конкурсной документации.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Аспекты лингвоэкологии в культуре речи'
Кредитов: 5Соотношение языковой культуры с другими областями языкознания. Проблемы культуры речи. Нормы, стилевые системы литературного языка, функции литературного языка. Экология культуры слова. Сущность лингвоэкологических аспектов. Языковая политика, языковое сознание, значимость языковой среды. Нарушение стилистических отношений в речевой функции. Этика речи. Орфоэпические, пунктуационные, лексико-грамматические, синтаксические нормы в структурной системе языка и отклонения от них. Факторы сохранения чистоты языка.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Литература Алаш и казахская литература в начале ХХв.'
Кредитов: 5Общественно-политическая ситуация начала ХХ века и ее отражение в духовности страны. Книгоиздание первых периодов казахской печати и начала ХХ века. Направления развития литературы. Влияние учебно-просветительских проблем в области литературы Алаш на национальную литературу. Идея Алаша в литературе. Отражение национальной политической борьбы в литературе. Алашская литература и национальное сознание и идеология.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Лингвокультурология и когнитивное языкознание'
Кредитов: 5Вопросы взаимосвязи языка и национальной культуры.Культурные особенности нации. Языковая картина мира. Формулировка культуры как языковой категории. Отражение категории культуры в мировоззренческих и мировоззренческих позициях казахской нации. Параллелизм между структурой языка и структурой культурного мышления народа. Языковая картина казахского мира. Сила языка и ментальность. Факторы, которые делают культуру народа единым целым.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Методика применения инновационных технологий в преподавании лингвистических дисциплин'
Кредитов: 5Основные проблемы методики преподавания лингвистических дисциплин. Общее представление о передовых технологиях обучения. Методика обучения системе инновационных технологий. Внедрение инновационных технологий в преподавании лингвистических дисциплин с целью повышения качества образования. Пути обеспечения высокого теоретического уровня обучения, точнонаучности, ясности и успешности изложения материала. Повышение профессиональной квалификации личности с использованием эффективных приемов на уроках казахского языка.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Методика преподавания литературы в Высшей школе'
Кредитов: 5История становления, развития методики преподавания литературы. Содержание дисциплины методика преподавания литературы как научной дисциплины, этапы литературного образования. Методологические и научные основы методики преподавания казахской литературы. Новые технологии, используемые в преподавании литературы. Требования к проведению занятий в Высшей школе. Лекции, семинарские занятия. Методика преподавания эпических произведений. Сведения, связанные с объемными произведениями.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Методика преподавания языка в Высшей школе'
Кредитов: 5Структура курса обучения языку. Квалификационные особенности специальности «казахский язык и литература». Формы преподавания языкового предмета в Высшей школе. Методика организации СРС по казахскому языку и методике обучения. Пути организации НИР в обучении казахскому языку. Основополагающие документы в обучении казахскому языку. Методика специальных дисциплин казахского языка. Новая методика преподавания языка в Высшей школе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Литература Алаш'
Кредитов: 5Рождение и становление Алашской литературы. Отражение в литературе общественных изменений казахской степи в начале ХХ века. Алашская литература, направления развития литературы. Национальная пресса и литература. Влияние первичных организаций культуры на литературное развитие. Казахская литература начала ХХ века и критика в литературе. Эстетическое значение Алашской литературы. Духовно-идеологическая борьба деятелей алаш и цензура в литературе.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Методы и методология исследования казахской литературы'
Кредитов: 5Классификация методов и систем обучения казахской литературе. Методологические основы преподавания казахской литературы. Анализ практики современных учителей-методистов и ученых. Междисциплинарная интеграция. Методика преподавания и анализа художественного произведения в Высшей школе. Способы обучения лирическим и драматическим произведениям. Выразительное обучение композиции и сюжету художественных произведений. Методы обучения малым и средним видам прозы.
Селективная дисциплина
Год обучения - 2
Семестр 1
-
Код ON7
Владеет основными философскими, общенаучными и отдельными лингвистическими методами изучения и описания языка и языковых единиц. Осуществляет теоретическое изучение эмпирических методов исследования процесса мировой филологии и анализ лингвистических аспектов текста.
-
Код ON11
Владеет основными методами психолого-педагогических исследований, основами преподавательской деятельности по образовательным программам, методами организации научно-исследовательской деятельности. Выявляет новые методологические подходы к изучению литературы и языкознания в вузе, критически анализирует их и вырабатывает новые гипотезы.
-
Код ON2
Демонстрировать знания эмоциональной и когнитивной саморегуляции в условиях стресса, уметь использовать педагогические системы, выделять аспекты психологических проблем, учитывать особенности личности при решении конкретной практической задачи, устанавливать взаимосвязь между концепциями и направлениями в психоанализе.
-
Код ON6
Владеет всеми основами знаний по литературе и ее истории на современном этапе и их актуальными на сегодняшний день проблемами и может рационально использовать их в своей профессиональной деятельности. Алаш арысы анализируют сформированную национальную идею и используют ее в современной жизни.
-
Код ON3
Демонстрировать знание основ исследования, структуры и оценки качества наноматериалов; уметь формулировать предложения по разработке стратегии и проектов компании, использовать инструменты стратегического, текущего и оперативного планирования и контроля (менеджмент); использовать методы научного исследования.
-
Код ON9
Магистранты смогут изучать и анализировать методы и приемы обучения языку и литературе, осваивать цифровые и интернет-технологии и развивать навыки работы с ними. Разрабатывает способы решения проблем для достижения наилучшего конечного результата. Приобретает навыки ведения и создания занятий в вузе.
-
Код ON8
Владеет новыми направлениями современного языкознания, способен проводить научные исследования в новых исследованиях лингвистической науки, применять полученные знания в своей исследовательской и учебной работе. Формируются знания о металингвистической основе терминологической системы в лингвистике.
-
Код ON4
Знает особенности авторской устной литературы, ее преемственность с письменной литературой, особенности и ментальность, присущие казахской литературе на основе системы художественной поэтики и понятия психологизма в художественном произведении. Владеет способами литературного анализа художественного произведения.
-
Код ON10
Повышается способность к эффективной коммуникации, письменному, устному переводу, использованию компьютеров и других средств для улучшения качества переводов, умение вести коррекционную работу, редактировать и корректировать переведенный материал.
-
Код ON1
Демонстрировать знание коммуникативной компетенции иноязычного образования для развития навыков и умений владения языком в профессиональной деятельности, подготовки научных статей и свободного устного общения; генезиса, философской сущности и развития научного знания, закономерности организации и развития науки.
-
Код ON12
Повысится способность вуза проводить исследовательские работы в области современной парадигмы исследований казахской филологии и осуществлять преподавательскую и научную деятельность в рамках научно-исследовательской деятельности. Результаты исследовательской работы совершенствуются в виде отчетов, статей, монографий, лекционных курсов, учебников и учебных пособий, навыков редактирования современных печатных средств и использования информационных ресурсов.льность в области университетских исследований.
-
Код ON5
В совершенстве владеет теоретическими проблемами эпохи истории языка, формируется умение исследовать связь шумерской, древнетюркской, средневековой и казахской культур.