6B01901 Специальная педагогика: Сурдопедагогика в КазНПУ им. Абая
- 
        Цель образовательной программы Подготовка педагога-профессионала, обладающего современными предметными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями, навыками инклюзивного образования, способного к созданию высококачественного обучающего контента и организации образовательного процесса.
- 
        Академическая степень Бакалавриат
- 
        Языки обучения Русский, Казахский
- 
        Срок обучения 4 года
- 
        Объем кредитов 240
- 
        Группа образовательных программ B020 Специальная педагогика
- 
            Предметы на ЕНТ Биология и География
- 
        Область образования 6B01 Педагогические науки
- 
        Направление подготовки 6B019 Специальная педагогика
Дисциплины
- 
            АбаеведениеЦель: Формирование знаний о многоранности личности Абая. Содержание: Наследие Абая. Поэт – мыслитель. Многогранность личности Абая – нравственно-философские, культурно-аксиологические, исторические, социально-политические взгляды.Мысли Абая о вечных ценностях: чтение, образование, наука, искусство, воспитание, нравственность, выраженные в его стихах и прозрениях; основные источники, повлиявшие на мировоззрение поэта-мыслителя; овладение понятием чести и совести, исходящим из восточной культуры, исламской философии. Компетенции: Формирование нравственно-философских, культурно-исторических, гуманистических ценностей Год обучения - 1
 Семестр - 1
 Кредитов - 3
 
- 
            Клинические особенности развития детей с ООПЦель Ознакомление с онтогенезом детей в норме и детей с ООП; Содержание Анатомо-физиологические, нервно-психические особенности развития детей различного возраста. Методы обследования детей с ООП; ознакомление теоретически и на практике с клиническими симптомами различных заболеваний; Теоретические основы для дальнейшего восприятия необходимых медико-биологических и клинических знаний. Год обучения - 1
 Семестр - 1
 Кредитов - 3
 
- 
            Био-клинические основы специального образования ІІ (Невропатология)Изучения особенностей в развитии детей с ограниченными возможностями в следствие различных заболеваний: умственной отсталости, наследственной патологии, нарушений опорно- двигательной сферы, дефектов слуха,зрения, речи и др. Нейрохирургия и Психиатрия. Энцефалиты. Остеохондроз. Радикулит. Полиомиелита Год обучения - 1
 Семестр - 1
 Кредитов - 5
 
- 
            Био-клинические основы специального образования І (Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения)Цель: изучить строения, функционирования, патологических отклонений органов слуха, речи и зрения, Содержание Функционирование патологических отклонений органов слуха, речи и зрения, методы исследования, коррекция и реабилитация при патологии органов слуха, речи и зрения. Знакомство с различными нарушениями, анатомо-физиологическое строение органов слуха, зрения, речи. Год обучения - 1
 Семестр - 2
 Кредитов - 5
 
- 
            Национальное воспитаниеСущность национальной культуры казахского народа; история, язык, обычаи и традиции, самобытность казахского народа; сущность национальных интересов, национальных ценностей, ценностных ориентаций казахского народа, всего казахстанского народа; межэтнический, межконфессиональный и межкультурный диалог; общечеловеческие ценности - жизнь, свобода, совесть, вера, любовь, счастье, фиксирующие «вечные» идеалы Добра, Истины, Красоты, способствующие сохранению мира. Год обучения - 1
 Семестр - 2
 Кредитов - 3
 
- 
            Био-клинические основы специального образования ІІІ (Основы генетики. Расстройство психики у детей)Цель Изучение молекулярного и клеточного уровня наследственности для определения закономерностей передачи наследственной информации. Содержание Выявление причин наследственных заболеваний, изучения мутационных процессов и патогенез наследственных заболеваний. Хромосомы. Кариотип. Митоз. Мейоз. Хромосомная теория наследственности. Генетический код. Год обучения - 1
 Семестр - 2
 Кредитов - 5
 
- 
            Безопасность жизнедеятельности человекаЦель: Безопасность жизнедеятельности, ее основные положения. Содержание: Опасности, чрезвычайные ситуации. Анализ риска, управление рисками. Системы безопасности человека. Дестабилизирующие факторы современности. Социальные опасности, защита от них: опасности в духовной сфере, политике, защита от них: опасности в экономической сфере, опасности в быту, повседневной жизни. Компетенции: Система органов обеспечения безопасности жизнедеятельности, и правового регулирования их деятельности. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 5
 
- 
            ПсихологияЦель: Овладение теорией и практикой психологии развития личности Содержание: Эмоции, эмоциональный интеллект. Воля человека, психология саморегуляции. Индивидуально-типологические особенности. Ценности, интересы, нормы - духовная основа. Психология смысла жизни, профессионального самоопределения, здоровья. Общение личности и групп. Формируемые навыки: владеть основами психологии общения, предупреждать и разрешать межличностные конфликты Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 3
 
- 
            Физиология развития школьника с ООПОбщие закономерности роста, развития детей, подростковс ООП. Физиология, гигиена нервной системы, возрастные особенности высшей нервной деятельности. Физиология, сенсорные системы. Физиология желез внутренней секреции, половое воспитание. Возрастные особенности, опорно-двигательный аппарат, особенности вегетативных систем. Гигиенические требования к зданиям, классам, воздушной среде, освещению и оборудованию школ. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 5
 
- 
            Формирование инклюзивной культурыФундаментальная основа механизма управления качеством образования. Психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинг. Контроль качества. Мотивация. Организация. Планирование, проектирование. Анализ. Исследование качества. Образовательные технологии в инклюзивном образовании. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ООП. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 3
 
- 
            ПедагогикаМетодологические, аксиологические основы педагогики. Целеполагание, личность, воспитание. Возрастные, индивидуальные особенности. Глобализация образования. Профессиональные качества. Закономерности, принципы, методы, средства, формы воспитания. Мировоззрение - ядро личности. Коллектив как средство воспитания. Дидактика. Процесс обучения. Закономерности, принципы обучения. Содержание, методы, средства, формы обучения. Педагогический контроль качества процесса обучения. Мотивы учения. Педагогические технологии обучения. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 5
 
- 
            Специальная педагогикаЗнакомство с теорией специальной педагогики, историей специального образования лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями. Основы дидактики специальной педагогики, Содержание и организация специального образования, выявлены ключевые проблемы развития специальной педагогики, показан зарубежный и отечественный опыт в этой области. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 5
 
- 
            Основы права и антикоррупционной культурыЦель: основные положения Конституции, действующего законодательства РК; Содержание: систему органов государственного управления, круг полномочий, цели, методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике; финансовое право и финансы; механизм взаимодействия материального и процессуального права; сущность коррупции, причины ее происхождения; меру морально-нравственной, правовой ответственности за коррупционные правонарушения; Компетенции: действующее законодательство в области противодействия коррупции. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 5
 
- 
            Экология и устойчивое развитиеЦель: изучение способов бережного отношения к окружающему миру, сохраняя экологическое равновесие. Содержание: основные теории отношения природы и общества. Мальтузианство и ее современные интерпретации. Современные концепции, стратегии устойчивого развития в РК. Проблема экологии человека. Компетенции: знает основные законы поддержания экологического равновесия природы и общества. Год обучения - 2
 Семестр - 3
 Кредитов - 5
 
- 
            Психология в образованииCформировать знания по вопросам закономерности развития, функционирования и проявлений психики, как активной формы отражения действительности. Базовые знания об основных фундаментальных отраслей психологической науки от древности до современности. Курс охватывает актуальные проблемы становления, развития теоретико-методологических основ и современные разработки функционирования и развития личности человека, обобщения исследовательского опыта всех психологических наук. Год обучения - 2
 Семестр - 4
 Кредитов - 2
 
- 
            Сурдопедагогика и дошкольная сурдопедагогикаЦель формирование у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области образования лиц с нарушением слуха. Содержание Сурдопедагогика как наука о воспитании и обучении детей с нарушением слуха. История сурдопедагогики как науки. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушением слуха. Год обучения - 2
 Семестр - 4
 Кредитов - 5
 
- 
            Специальная психология с психолого-педагогической диагностикойИзучение ключевых понятий специальной психологии, Методологию исследования и основные направления её исследования. Сформировать представления о сущности дефекта у детей с различными отклонениями в развитии, особенностях их психического развития. Особенности ощущения и восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления детей с ООП. Год обучения - 2
 Семестр - 4
 Кредитов - 5
 
- 
            Психофизическое развитие детей со сложными нарушениямиЦель Знакомство студентов со сложными нарушениями у детей, принципах их диагностического изучения и путях коррекционной помощи; Содержание: теоретические основы дифференциальной диагностики в работе с детьми со сложными нарушениями; правила организации и содержание коррекционно-воспитательной работы в специальных организациях образования, оказывающих образовательные услуги детям со сложными нарушениями. Год обучения - 2
 Семестр - 4
 Кредитов - 5
 
- 
            Педагогика раннего и дошкольного возрастаОзнакомление с ранней коррекционно-развивающей помощью детям: пропедевтика, нормативы, закономерности, диагностика, виды нарушения развития: классификация этиопатогенетических факторов, биологических и социальных причин нарушений развития детей в раннем возрасте; технологии, методы коррекционно развивающих программ поддержки детей раннего возраста; технологии оценки родительского потенциала, работа с семьей; законодательство по защите детей, обязанности и ответственность семьи. Год обучения - 2
 Семестр - 4
 Кредитов - 4
 
- 
            Методы исследования в сурдопедагогикеОбщие теоретические вопросы методологического обеспечения психолого-педагогических исследований. Метод наблюдения. Метод психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха. Вербально-коммуникативные методы в сурдопедагогике. Метод эксперимента в сурдопедагогике. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение. Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 3
 
- 
            Казахский (русский) (В2)Определение культуры речи. Правильность речи. Правильный выбор слова, формы слова. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. Выразительность речи. Экспрессивный синтаксис. Богатство, чистота, логичность речи. Нормы произношения и ударения. Определение практической стилистики. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Речевые тренировки в определенных коммуникативных ситуациях. Этика речевого поведения. Виды делового общения Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 3
 
- 
            Дактилология. Жестовая речьЦель: знать особенности структуры дактилологии как одной из форм словесной речи, уметь общаться с учащимися при помощи дактильной и жестовой речи Содержание Особенности структуры дактилологии как одной из форм словесной речи; Основные закономерности развития и лингвистической структуры жестового языка; Развитие умения общаться при помощи дактильной и жестовой речи, Первоначальные навыки жестового перевода. Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 5
 
- 
            Инклюзивное образованиеРоль инклюзивного образования в социальной и образовательной политике. Нормативно-правовое обеспечение, модели, формы, виды инклюзивного образования. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Психолого-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями развития и с их семьями. Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 5
 
- 
            Теория и методика воспитательной работы детей с нарушениями слухаВооружение знаниями теоретических основ современной педагогической науки, знаниями о сфере воспитания, сущности, закономерностях, содержании, структуре процесса воспитания в специальной школе, о современных педагогических технологиях; познакомить с ключевыми компетенциями в осуществлении воспитательной деятельности в специальной школе, необходимыми для эффективной организации воспитания в различных социокультурных условиях Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 4
 
- 
            СурдопсихологияЦель: сформировать начальные знания по сурдопсихологии и по методике обследования психологических особенностей детей с нарушениями слуха Содержание: Теоретические основы сурдопсихологии. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха. Развитие сурдопсихологии. Психологическое обследование лиц с нарушениями слуха. Своеобразие в развитии психических процессов и свойств личности у детей с нарушениями слуха. Особенности развития личности детей с нарушениями слуха. Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 3
 
- 
            Цифровые технологии в образованииОзнакомление студентов с сущностью цифровых технологии и способами их применения. Современные цифровые технологии, использование их в образовании. Технологии мультимедиа. 3D-технологии в образовании. Разработка качественных цифровых образовательных ресурсов. Виртуальная реальность. Методика использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения. Формируемые компетенции: владеет способами применения цифровых технологии в своей профессиональной деятельности. Год обучения - 3
 Семестр - 5
 Кредитов - 5
 
- 
            Педагогические измеренияЦель: содействие эффективному усвоению, внедрению системы критериального оценивания. Содержание: Современные средства оценивания результатов обучения. Проблема оценочной деятельности. Модель технологии критериального оценивания. Принципы. Этапы, инструменты. Формативное, суммативное оценивание. Модерация результатов оценивания. Самооценивание и взаимооценивание. Педагогические задачи портфолио. Функции, состав портфолио. Формируемые компетенции: реализовать критериальное оценивание и методическое обеспечение оценивания по каждой дисциплине. Год обучения - 3
 Семестр - 6
 Кредитов - 3
 
- 
            Арт образованиеЦель: формирование целостного представления об основных веках развития художественной культуры Казахстана. Содержание: Базовые знания об основных вехах становления и развития отечественного искусства и художественной культуры от древности до современности. Компетенции: использовать полученные знания в практической деятельности педагога в становлении нравственно-эстетического облика современного казахстанца Год обучения - 3
 Семестр - 6
 Кредитов - 5
 
- 
            Методика обучения языку детей с нарушениями слухаЦель заключается в исследовании основных компонентов системы обучения языку в школе и связей между ними. Содержание обучения и принципы построения учебной программы по (родному) языку; Подбор содержания, методов, приемов, средств и форм обучения с учетом индивидуального и дифференцированного подхода; Коррекционно-образовательный процесс на основе специфических технологий обучения языку лиц с нарушениями слуха Год обучения - 3
 Семестр - 6
 Кредитов - 5
 
- 
            Методика обучения математике детей с нарушениями слухаЦель заключается в исследовании основных компонентов системы обучения математике в школе и связей между ними. Содержание: Психолого-педагогические и организационные особенности процессов обучения, воспитания и развития детей с нарушениями слуха. Общие вопросы методики обучения математике детей с нарушениями слуха. Цели обучения, воспитания и математического развития детей с нарушениями слуха. Год обучения - 3
 Семестр - 6
 Кредитов - 5
 
- 
            Минор 2: Практика письменной речи английского языкаСовершенствование у студентов межкультурных и коммуникативных навыков, состоящих из лингвистического, дискурсивного, культурного, социального и стратегического компонентов. Понимает основные идеи чётких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учёбе, досуге и т. д. Умеют общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могут составить связное сообщение на известные или особо интересующие темы. Могут описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать своё мнение и планы. Социально-бытовая сфера общения. Я и моя семья. Человек и его здоровье. Социально-культурная сфера общения. Карта мира. Обычаи и Традиции. Учебно-профессиональная сфера общения: Будущая профессия. Отдых. Современное жилище. Семья в современном обществе. Культурно-исторический фон. Образование. Моя профессия. Человек и природа, экологические проблемы. Новости, СМИ, реклама. Год обучения - 3
 Семестр - 6
 Кредитов - 5
 
- 
            Продвинутый иностранный языкРазвернутые доклады по тематике. Новости и репортажи. Статьи и сообщения по современной проблематике, современная художественная проза. Активное участие в дискуссии по знакомой проблеме, объясняя и отстаивая свое мнение. Высказывание всех аргументов «за» и «против» по актуальной проблеме. Написание эссе, докладов, писем выделяя особо важные события и впечатления. Год обучения - 3
 Семестр - 6
 Кредитов - 5
 
- 
            Аудиология и слухопротезированиеЦель иметь представление о важнейших тенденциях развития аудиологии, понимать их место и роль в учебно-воспитательном процессе, формировать определенный объем научно-теоретических знаний об эволюции аудиологических представлений. Основные понятия акустики слуха и аудиологии. Общие принципы и последовательность аудиологического обследования. Объективная аудиометрия. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования. Способы обработки звука слуховым аппаратом и кохлеарным имплантом. Индивидуальные слуховые аппараты. Год обучения - 4
 Семестр - 7
 Кредитов - 3
 
- 
            Предметно-практическое обучениеЦель заключается в исследовании основных компонентов системы обучения ППО в школе и связей между ними Теоретические основы реализации принципов коммуникации в обучении языку неслышащих; Цели и задачи методики «Предметно-практического обучения» детей с нарушением слуха; Типовые программы. Анализирование программ и учебников; Планирование уроков ППО по теме и разделу программы; Год обучения - 4
 Семестр - 7
 Кредитов - 5
 
- 
            Методика формирования произношенияЦель: освоение теоретических знаний и практических умений и навыков в области обучения устной речи неслышащих и слабослышащих детей. Содержание: Методы диагностики состояния устной речи и постановки звуков речи; Особенности восприятия и воспроизведения устной речи; Методика работы над речевым дыханием, голосом и звуками речи; Основные формы организации работы над произношением. Год обучения - 4
 Семестр - 7
 Кредитов - 5
 
- 
            Методика развития слухового восприятияЦель знать содержание работы по развитию слухового восприятия речи. Содержание Формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия речи. Задачи, принципы, методы развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Развитие слухового восприятия на внеклассном занятии. Технологии развития слухового восприятия речи у детей с нарушениями слуха. Применение новых технологий развития слухового восприятия речи. Год обучения - 4
 Семестр - 7
 Кредитов - 5
 
- 
            Реабилитация детей после кохлеарной имплантацииСистема кохлеарной имплантации. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. Психолого-педагогическое сопровождение после кохлеарной имплантации. Настройка процессора кохлеарного импланта. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом. Кохлеарный имплант и FM-системы (системы «учитель-ученик»). Работа с родителями детей с кохлеарными имплантами. Год обучения - 4
 Семестр - 7
 Кредитов - 4
 
- 
            Социальная адаптация детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образованияЦель формировать знания о создании благоприятных условий социальной адаптации ребенка Содержание Обеспечение психолого педагогической поддержкой детей с нарушениями слуха в ходе всего образовательного процесса; специализированная помощь в использовании сурдотехнических средств развития речевого слуха, формирования произносительной стороны речи детей, имеющих нарушения слуха, социальная адаптация. Год обучения - 4
 Семестр - 7
 Кредитов - 4
 
- 
            Болезни нервной системыФормировать знания и умения получить информацию о болезни и больных, у детей разного возраста и основные клинические признаки этих заболеваний в целом, формирование современных клинико-лабораторных и инструментальных методов обследование больного ребенка, сведений, полученных в интерпретаций, лечение на современном этапе. Год обучения - 4
 Семестр - 8
 Кредитов - 8
 
Профессии
Результаты обучения
- применяет методы и приемы организации педагогического взаимодействия с родителями и общественностью, привлечения семьи к образовательному процессу и педагогическому содействию в воспитании и образовании детей с особыми образовательными потребностями.
- демонстрирует способности к профессиональной коммуникации на государственном, русском и иностранном языках; создает субъект-субъектные отношения и информационную связь на ценностно-смысловом уровне; владеет основами академического письма; придерживается принципов академической честности
- демонстрирует гражданско- мировоззренческую и профессиональную позицию и цифровую грамотность; обладает комбинаторностью в инновационном мышлении и умениями критического мышления;знает и применяет методы сбора и обработки результатов психолого-педагогических наблюдений, диагностики.
- проектирует, реализует образовательный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, применяет общепедагогические и вариативные, специальные методы обучения, альтернативные системы коммуникации, подбирает и разрабатывает дидактические материалы с учетом образовательных потребностей обучающихся.
- демонстрирует навыки обучения, лидерские качества, создает психолого-педагогическую импровизацию в предметной среде;способен прогнозировать результаты своей деятельности; владеет предпринимательскими навыками
- проводит комплексную диагностику актуального уровня развития обучающихся, проектирует индивидуальные образовательные маршруты (программы), развивающую образовательную среду, обеспечивает психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся с особыми образовательными потребностями.
- понимает социальную значимость профессии специального педагога, соблюдает принципы профессиональной этики, содействует утверждению в обществе принципов и ценностей инклюзивного образования.
- владеет базовыми категориями и понятиями специальной педагогики и психологии, анализирует современные тенденции в развитии содержания, методов и организационных форм специального и инклюзивного образования
- демонстрирует знание и понимание изучаемой предметной области,высокой социальной значимости и нормативно-правовых основ профессии актуальных проблем естественных и социально-гуманитарных наук
- применяет современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания особых образовательных потребностей обучающихся, проведения педагогического мониторинга освоения образовательных программ.
- планирует проведение исследования, применяет современные методы сбора, анализа и обработки научной информации, разрабатывает программы наблюдения, экспериментально –опытной работы, практические рекомендации по оптимизации методики обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, их изучению.
- изучает и применяет инновационный педагогический опыт, имеет высокую мотивацию к педагогической деятельности, стремление к самообразованию и самореализации.
