Действующая образовательная программа

6B05102 Биология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Зоология беспозвоночных и низшие растения
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представления о важнейших основных концепциях, методах и перспективах развития фауны и флоры. В процессе изучения курса рассматриваются многообразие и основные закономерности формирования беспозвоночных животных и низших растений, хозяйственное, медицинское, промысловое значение и роль фауны и флоры в экологических системах.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Химия и математика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины состоит в общеобразовательном значении, т.е. сообщении известного запаса сведений (определений, теорем, связей между ними, методов решения задач) и обучении их применению, в подготовке к изучению других математических методов и оценивать взаимосвязь состава, строения и свойств химических элементов и их соединений, использовать экспериментальные методы определения физико-химических свойств неорганических соединений.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Зоология позвоночных и высшие растения
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины формирование представления о важнейших основных концепциях, методах и перспективах развития позвоночных животных и высших растений. В процессе изучения курса рассматриваются многообразие и основные закономерности формирования позвоночных животных и высших растений, особенности зоологических и ботанических методов исследования и математической обработки результатов полевых и экспериментальных исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биология клетки и гистология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: формирование представления об организации строения, происхождения и функционирования клеток и тканей, взаимосвязи тонкого строения клеток с обменом веществ, клеточного деления и дифференцировки в норме и при патологии, типовых закономерностях структурно-химической организации и системных механизмов у тканей одной функциональной специализации разных, далеких в филогенетическом плане организмов.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Биохимия
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное системное представление о фундаментальных положениях биохимии, структурно-функциональных особенностях основных классов биомолекул.Демонстрировать знания о химическом составе клеток и тканей, строении веществ, объяснять особенности реакций анаболизма и катаболизма, анализировать механизмы регуляции биохимических процессов в организме.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Микроскопическая техника и анатомия человека и животных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: объяснять суть микроскопической техники в биологии, позволяющей с помощью светооптического микроскопа изучать макроскопического и микроскопического строения органов, систем органов и организма в целом у человека и животных, включающие вопросы происхождения и функции, а также получение теоретических знаний и практических навыков классических и современных микроскопических методов исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Анатомия и морфология растений
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины-формирование у студентов знаний об особенностях строения растительных клеток и растительных тканей, морфологии и анатомии побегов, о корневой и генеративной системе, основных направлениях морфологической эволюции растений, биологической сущности размножения, возрастных и сезонных изменениях растений, изменениях структуры растений в процессе онтогенеза и филогенеза.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Генетика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины - формирование у студентов целостного системного о механизмах наследственности и изменчивости живых организмов, анализировать результаты генетических экспериментов и делать выводы по результатам исследования, понимать основные законы наследования признаков, типы наследования, понимать механизмы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, кроссинговера, анализировать закономерности протекания генетических процессов в популяции.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Физиология человека и животных
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины– систематизация теоретических и методологических основ физиологии, физиологических процессов жизнедеятельности организма человека и животных в их единстве и взаимосвязи с окружающей средой. В результате студент будет способен объяснить и систематизировать общие закономерности и специфические особенности деятельности различных систем организма, их отдельных структурных элементов и организма в целом.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Экология микроорганизмов
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать у студентов способность концептуализировать роль микроорганизмов в сохранении природного равновесия,анализировать и оценивать экологические вопросы, показать значение микроорганизмов в сохранении природного равновесия, вследствие их активного участия в кругообороте веществ в природе, определить экологические проблемы окружающей среды, связанными с загрязнениями сточных вод, воздуха и почв, для решения которых требуется применение биологий.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Микробиология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование у студентов целостных представлений о биологии микроорганизмов и их роли в экосистеме, умений исследовать, оценивать возможности практического применения, характеризовать структурную организацию прокариотической клетки, использовать микроорганизмы как объект научного исследования и для практических целей, работать с микробными культурами, использовать микроскопические методы с целью изучения микроорганизмов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Биостатистика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины- формирование знаний терминов биостатистики, анализа закономерностей распределения случайных величин, использование методов биостатистики, результатов научных экспериментов на основе математико-статистических методов, применять методику группировки большого количества данных, оценку выборочных показателей, проведение корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа, делать научно обоснованные выводы на основе данных биостатистики.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Биоэтика и радиационная биология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формировании компетенций в соответствии с представлениями о взаимодействии человека с природой и правовых аспектах биоэтики, умении определять биоэтические проблемы в области управления биологическими объектамии и использовании радиации в науке и промышленности, в исследованиях и испытаниях на животных, и понимании механизмов воздействия ионизирующих излучений на живые организмы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Биология индивидуального развития
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о закономерностях онтогенетического развития организмов, описывать основные этапы онтогенеза и определять фазы эмбрионального развития, объяснять механизмы роста, морфогенеза, причин появления аномалий развития,изучаются механизмы регенерации, эмбриональной индукции, дифференциации, детерминации и старения, лежащие в основе развития животных.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Онтогенез человека
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование у студентов целостного системного представления о закономерностях онтогенетического развития организмов, описывать основные этапы онтогенеза человека и определять фазы эмбрионального развития, а также рассматривает процесс дифференциации, химические, морфологические и функциональные признаки, морфогенез, появление новых структур и изменения их формы в ходе индивидуального развития организмов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Хронобиология, нейрофизиология и имунология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать представления о природе биологических ритмов, факторах-синхронизаторах и роли ритмов в качестве механизма адаптации в жизнедеятельности организмов, о физиологических основах познавательных процессов, механизмах психической деятельности и закономерностях поведенческих реакций, а также сформировать способность описывать и объяснять ключевые моменты ответа иммунной системы организма на воздействие факторов окружающей среды.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Молекулярная биология
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины формирование представления о ключевых структурах и механизмах, обеспечивающие передачу и реализацию наследственной информации у прокариот- и эукариот, рассматриваются особенности молекулярного строения нуклеиновых кислот и белков, современные методы анализа структуры и физико-химических свойств нуклеиновых кислот и белков, механизмы и методы исследования репликации, транскрипции, созревания РНК, репарации генетического материала.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Экологическая этика и воздействие физических полей на живой организм
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать представления о воздействии физических полей на живые организмы и представлениями о взаимодействии человека с природой и вопросах экологической этики этих взаимодействий, научиться определять экоэтические проблемы в области проведения исследований и испытаний на животных и человеке, и понимании механизмов воздействия физических факторов на живые организмы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Интродукция растений
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины дать студентам теоретические знания о интродукции растений, познакомиться с высоким интродукционным потенциалом флоры Казахстана и мира, фенологические наблюдения, отбирать и оценивать исходный материал, определять возрастные состояния интродуцентов, организовывать и проводить эксперименты по интродукции растений, применять интродуценты в зеленом строительстве.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Фитотерапия
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: ознакомить студентов с распространением, особенностями использования растений, потенциально ценных как лечебные и используемых в народной медицине, но не являющихся официнальными лекарственными растениями, также с основными современными видами лекарственного сырья и принципами его применения, обеспечивающими эффективность фитопрепаратов, методами применения лекарственных растений, макроскопическими и микроскопическими диагностическими признаками основных лекарственных растений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Основы общей микологии
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины в получении студентами системы современных теоретических знаний о природе грибов, классификация грибов, экологические группы грибов, биологическом разнообразии, происхождении, значение соответствующих структур для систематики и диагностики, эволюции, филогенетических связях, а также о значении в природе и жизни человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Генетика человека
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: формирование у студентов углубленного представления об основных закономерностях и особенностях пре- и постнатального онтогенеза человеческого организма, знакомство с основными этапами эмбрионального развития, молекулярно-биологическими, генетическими, клеточно-тканевыми механизмами роста, морфогенеза и цитодифференциации эмбриона, причинами возникновения аномалий развития, рассмотреть критические периоды в развитии человека и других представителей млекопитающих.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биология стволовых клеток
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины является изучать строение и функции стволовых клеток, морфофункциональных особенностей стволовых клеток в условиях in vivo и in vitro, роль стволовых клеток в развитии многоклеточного организма, проблема раковых стволовых клеток,понимать взаимосвязь стволовых и дифференцированных клеток в норме и при патологии и навыками микроскопирования цитологических и гистологических препаратов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биология и экология насекомых
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: формирование современных представлений о биологии и экологии одной из важнейших и разнообразнейших групп живых организмов насекомых, возможных перестройках в разнообразии и населения насекомых в условиях меняющейся биосферы, роли в потоках веществ и энергии как в локальных экосистемах, так и в биосфере в целом, о взаимоотношениях насекомых и человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Экология растений и теория эволюции
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины -формирование материалистического мировоззрения о происхождении жизни на Земле. В результате студент будет способен систематизировать знания об основных факторах, механизмах и закономерностях эволюционных процессов и формирование представлений о распространении, размножении, особенностях различных свойств и взаимоотношений с биотической и абиотической средой растений разных экологических групп, выделенных по отношению к разнообразным экологическим факторам, их роль в круговороте веществ.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биология рыб
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: Обеспечить студентам всестороннее представление о курсе биологии рыб, морфологических признаков, биологических и экологических особенностей рыб и умение на основе полученных знаний проводить экологические исследования, а также готовить научно-биологические обоснования для сохранение и эффективное использование ресурсов ихтиофауны.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Спецпрактикум по физиолого-биофизическим методам исследования
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Сформировать у студентов систему теоретических знаний и методологии рационального применения современного высокотехнологичного оборудования при проведении исследований в научных лабораториях при подготовке студентов к выполнению профессиональной деятельности в научных учреждениях, в клинико-диагностических и лечебно-профилактических лабораториях. Будут изучены: современные фотометрические и спектральные методы исследования, полярографические, кондуктометрические и электрофизиологические методы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Фотобиология и дифференцировка клеток
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать представления о физико-химических основах фотобиологических процессов (фотосинтеза, зрение, хемилюминесценции и т.д.) и механизмах дифференцировки клеток, а также методах изучения этих явлений (микроскопия, спектрофотометрические, колориметрические методы, люминесцентный анализа и т.п.) и умение применять методы фотобиологические воздействия на живые организмы и диифренцировку клеток.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Патология клеток и тканей
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – изучение основ гомеостаза, адаптации и типовых форм патологии клеток и тканей. В процессе изучения курса рассматриваются современные представления о типовых формах патологии клеток: дистрофии, дисплазии, метаплазия, гипотрофия (атрофия), гипертрофия, а также, некроз и патологические формы апоптоза; эффекты эндо- и экзогенных факторов, вызывающих повреждение клеток; механизмы клеточной альтерации.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биофизика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины- формирование представления о важнейших физических процессах, протекающих в живых организмах, основных принципах и теоретических положений биофизики и навыков биофизического подхода к экспериментальному исследованию биологических явлений и закономерностей, рассматриваются взаимосвязь физического и биологического аспектов функционирования живых систем, физические основы жизнедеятельности, включая химическое строение, свойства природных соединений и их комплексов.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биология и экология млекопитающих
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать знания о особенностях строения, путях происхождения и эволюции млекопитающих, об основных таксонов с характеристикой их морфологических и биологических особенностей, определяющих распространения и динамики численности, особенности жизненных циклов и их места в экосистемах, а также способности анализировать виды абиотических, биотических и антропогенных факторов при управлении популяциями млекопитающих.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Физиолого-биофизические механизмы адаптации и кинетика лекарственных препаратов
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать знания о закономерностях жизнедеятельности и адаптационных особенностях организма и его частей в единстве взаимосвязи с окружающей средой, особенностей и закономерностей адаптация, а также способности анализировать основные фармакодинамические и фармакокинетические механизмы действия лекарственных препаратов и методах регуляции физиологической активности различных систем организма с помощью лекарственных препаратов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Фитопатология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: сформировать способность описывать типы и механизмы иммунитета растений, влияющие на восприимчивость и устойчивость растений к патогенам. Объяснять генетические и молекулярные основы инфекционных болезней растений, бактериями и вирусами, и находящихся под влиянием экологических факторов, оценивать генетическую коллекцию культурных растений на устойчивость к фитопатогенам, исследовать геномный полиморфизм у фитопатогенных микроорганизмов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Биоресурсы Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: Получение знаний о биологических ресурсах Казахстана и основах рациональной использовании животного и растительного мира, изучение теоретических основ ресурсоведения, анализ особенностей пространственного распределения и освоения различных видов биоресурсов, изучение методов оценки запасов и контроля за состоянием ресурсных видов растительного и животного происхождения, освоение экологических основ рационального использования ресурсных видов и сообществ.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Частная гистология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: ознакомление студентов с закономерностями гистологического строения органов. Студенты должны усвоить общие принципы в тонком строении органов животных и человека, осмыслить единство структуры и функций, объяснять значимость микроскопической анатомии для изучения морфологии различных органов и систем, определять различные типы клеток и тканей в составе различных органов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Возрастная физиология и эндокринология
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины: формирование понимания основ физиологии развивающегося организма, закономерности роста и развития, оценки здоровья детей и подростков, особенности становления и развития всех систем организма, формирование целостного системного представления по эндокринологии, позволяющие произвести оценку состояния эндокринной системы организма, обосновать особенности гормональной регуляции физиологических систем организма и его резервных возможностей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Цитогенетика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины: сформировать способность использовать современные цитогенетические методы классификации и анализа хромосом. Результаты обучения: демонстрировать знания о структуре и функциях интерфазных и метафазных хромосом, политенных хромосом и хромосом типа «ламповых щеток»; анализировать генетические изменения в хромосомном наборе (хромосомные, геномные мутации) и причины, их вызывающие; проводить цитогенетический анализ; анализировать и составлять кариотип растений, животных и человека в норме и при хромосомных патологиях.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Основы общей паразитологии
    Кредитов: 6

    сформировать знания о паразитологии, как науке экологической раскрывающей общебиологические закономерности связанные с переходом организмов к паразитическому образу жизни и разнообразием в системе паразит – хозяин, а так же способность использовать методы позволяющие провести анализ адаптивных изменений в организации паразитических животных с определением их роли в природных и антропогенных очагах трансмиссивных заболеваний.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON12

    ориентироваться в методологических проблемах, возникающих на современном этапе развития науки; использовать индивидуальные креативные способности для решения исследовтельских и инновационных задач и владеть навыками отбора достоверной информации для осуществления профессиональной деятельности.

  • Код ON4

    осваивать методы микроскопического, ботанического, зоологического, биохимического, иммунологического, нейрофизиологического,фотобиологического,хронобиологического, эмбриологического, генетического, молекулярно-биологического, физиологического, биофизического, экологического и др. Видов биологического анализа и практиковать их в условиях выполнения научно-исследовательской деятельности;

  • Код ON8

    оценивать качество и безопасность полученных биологических, генетических, биотехнологических, биомедицинских продуктов и производств на соответствие правилам GLP;

  • Код ON2

    применять знания и понимание об основных направления биологической науки: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, цитологии и гистологии, биологии индивидуального развития, биохимии, генетике, микробиологии, молекулярной биологии, эмбриологии, ихтиологии, биофизике, экологии при выполнении профессиональной деятельности;

  • Код ON5

    планировать и проводить эксперименты в лабораториях НИИ на биообъектах для выявления механизмов их жизнедеятельности в соответствии с международными требованиями и принципами биоэтики;

  • Код ON11

    осуществлять забор биологического материала (кровь, мазок, биопсия и др.) для диагностических исследований в медицинских лабораториях;

  • Код ON10

    осваивать методы биохимического, молекулярно-генетического, цитологического, гистологического, биофизического, хронобиологичкого, нейробиологического, иммунологического анализа для использования в биомедицинской практике;

  • Код ON7

    анализировать научную литературу, составлять обзоры, писать тезисы, статьи, докладывать и аргументировано отстаивать результаты исследований на научных конференциях, публичных слушаниях;

  • Код ON6

    осуществлять сбор, обработку, интерпретацию биологического материала в полевых условиях и в условиях лаборатории с использованием методов биостатистики; 

  • Код ON1

    демонстрировать представления о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, их взаимосвязи и взаимообусловленности; о биоразнообразии живых организмов, об основных законах эволюции и функционировании живых систем; об экологических принципах рационального природопользования; о роли биологических законов в решении социальных проблем; о методах познания природы, необходимых для решении задач при выполнении профессиональных функций; 

  • Код ON3

    демонстрировать навыки по сбору и подготовке научных материалов, обработке результатов полевых и экспериментальных исследований;

  • Код ON9

    осуществлять диагностику, экспертизу, мониторинг биообъектов в условиях биологических, биотехнологических, биомедицинских и химических лабораторий для решения задач экологии, контроля ГМО;

Top