Действующая образовательная программа

6B02306 Литературоведение в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Программа направлена на формирование личности специалиста – литературоведа, обладающего критическим мышлением; способного интерпретировать и систематизировать теоретические знания по литературоведению, фольклористике и риторике; вести полемику, аргументированно представлять собственное мнение по актуальным проблемам современного литературоведения; работать в команде в качестве эксперта, научного сотрудника в области литературы, риторики, фольклора, корректора, литературного редактора.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B037 Филология
  • Направление подготовки 6B023 Языки и литература
  • Учение Абая
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины - сформировать у будущих специалистов компетенцию применения своих профессиональных знаний, пониманий и способностей в целях укрепления единства и солидарности страны, повышения интеллектуального потенциала общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы литературоведения
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность применять основные теоретические понятия литературоведения, необходимые для изучения художественного творчества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования особенностей построения и идейно-тематического содержания произведений художественной литературы. Дисциплина направлена на изучение особенностей содержания, построения художественных произведений, методов исследования творчества писателей, определения значения профессии литературоведа.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Методы научных исследований
    Кредитов: 5

    Цель - сформировать навыки использования технологии организации и управлении научными исследованиям в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков планирования организации научного исследования; навыков процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов, подачам заявок на научные гранты различных уровней.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины сформировать знания о закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, функционирования биосферы, основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от вредных, поражающих факторов, способов защиты от опасностей, мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Правовые основы противодействия коррупции
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование высококвалифицированных специалистов в совершенстве знающих нормы антикоррупционного законодательства и умеющих применять их в правоприприменительной практике, правильно квалифицировать коррупционные правонарушения, а также формирование антикоррупционной культуры. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Предпринимательство
    Кредитов: 5

    Цель:формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Аль-Фараби и современность
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Основы языкознания
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать понятийный аппарат современного языкознания. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования языковых фактов и явлений в литературе. Дисциплина направлена на изучение основных понятий, разделов языкознания, его методологического и категориального аппарата, генезиса и истории развития языков, принципов их классификации.

    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Фольклор
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать произведения устного народного творчества в контексте историко-культурного развития общества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания специфики произведений фольклора, основных понятий и категорий современной фольклористики. Дисциплина направлена на изучение идейно-тематического содержания, системы образов, жанров, художественно-выразительных средств произведений устного народного творчества.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Литература древнего периода
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать древние памятники литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения литературного наследия прошлого с точки зрения их содержания, жанрового состава, языкового своеобразия. Дисциплина направлена на изучение закономерностей и тенденций развития литературы древнего периода, идейно-тематического содержания, сюжетно-композиционной организации литературных произведений данного времени.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Казахская литература ханского периода
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины – формирование способности к обучению учащихся на основе патриотического воспитания через глубокое усвоение того, что творчество акынов и жырау ХІV-XVIІІ вв. служило интересам казахской общины. Оценка с точки зрения авторской позиции героических качеств акынов-жырау. Методологические изыскания исторической роли жырау как творческой личности, свойственной казахской литературе.

    Год обучения - 2
    Семестр 3
  • Казахская литература ХІХ века
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать произведения тенденции развития казахской литературы XIX века. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения художественного творчества XIX века в контексте историко-культурного развития общества. Дисциплина направлена на изучение закономерностей развития казахской литературы XIX века, творчества писателей в контексте литературных течений и направлений данного периода.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Казахская литература ХХ века
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать тенденции казахской развития литературы XX века. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения основных литературных школ и направлений, жанров казахской литературы ХХ столетия. Дисциплина направлена на изучение тенденции и особенностей развития казахской литературы XX века, анализа жанрового состава и стиля произведений писателей.

    Год обучения - 2
    Семестр 4
  • Методика анализа художественного произведения
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность анализировать произведения художественной литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для глубокого изучения содержания и структуры художественных произведений, их языка и стиля, применения традиционных и инновационных подходов к исследованию литературы. Дисциплина направлена на систематизацию и определение основных методов и приемов постижения природы словесного творчества, творческой лаборатории писателя.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Литературоведение и журналистика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать взаимосвязи литературоведения и журналистики, их близость и различие, специфику деятельности литературоведа и журналиста. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для подготовки статей различных жанров. Дисциплина направлена на изучение творческой деятельности литературоведа и журналиста, этапов их работы с информацией и подготовкой материала на конкретную тематику.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Литературное редактирование и стилистика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать задачи и значение литературного редактирования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления редакторской правки художественных произведений различных жанров и стилей. Дисциплина направлена на изучение видов редакторского чтения, основных этапов работы редактора над художественным текстом, его содержанием, композицией, языком, стилем.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Теория литературы и эстетика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать понятийно-категориальный и методологический аппарат современного литературоведения и эстетики. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования природы художественного творчества, тенденций развития литературного процесса. Дисциплина направлена на глубокое изучение методов и приемов исследования художественного творчества, литературных течений и направлений, жанрово-стилевого своеобразия, структурно-языковой организации произведений писателей.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Жанры литературной критики
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать роль и значение литературной критики в восприятии и судьбе художественного произведения. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для написания литературно-критических статей и обзоров. Дисциплина направлена на изучение истории становления и развития литературной критики, ее основных жанров, принципов написания литературно-критических статей, критериев оценки художественных произведений.

    Год обучения - 3
    Семестр 5
  • Литература и театр
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать литературу как вид искусства, ее место и роль в системе современных искусств. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения связей литературы и театра. Дисциплина направлена на исследование этапов развития драматургии и театрального искусства, их жанрового и художественного своеобразия, современного состояния.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Писательское мастерство
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность правильно писать тексты различных жанров и на разные темы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для понимания природы писательского мастерства и таланта. Дисциплина направлена на определение принципов написания текстов на различные темы и в разных стилях, изучение применения писательских навыков в повседневной жизни и в профессиональной сфере.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Текстология и книговедение
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать задачи текстологии, принципы работы с различными источниками информации и библиографическим материалом. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для текстологического анализа художественных текстов. Дисциплина направлена на изучение типов изданий текстов и принципов работы с ними, с информационными ресурсами в области художественной литературы и литературоведения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Творческая лаборатория писателя
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность характеризовать основные этапы работы над художественным произведением. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для анализа особенностей мировоззрения, мышления писателя, влияния его внутреннего мира и биографии на его творческое наследие. Дисциплина направлена на изучение специфики писательского труда, понимания истории и принципов создания произведений литературы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Сравнительное литературоведение и фольклористика
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать основные понятия и задачи сравнительного литературоведения и фольклористики. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для сравнительно-исторического и сравнительного типологического исследования национальных литератур. Дисциплина направлена на изучение истории становления и развития сравнительного литературоведения в Казахстане и за рубежом, методологического и категориального аппарата литературной компаративистики.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Поэтика литературы
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать задачи поэтики литературы, ее место в системе филологических дисциплин. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования построения художественных текстов различных жанров, их стилевого и языкового многообразия. Дисциплина направлена на глубокое изучение основных понятий и разделов поэтики литературы, принципов ее подхода к исследованию творчества писателей.

    Год обучения - 3
    Семестр 6
  • Современный мировой литературный процесс
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность объяснять основные тенденции развития мировой литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования закономерностей развития национальных литератур на современном этапе, месте и роли казахской литературы в мировой культуре. Дисциплина направлена на изучение литературных течений, направлений и школ, художественных исканий писателей, их подходов к изображению действительности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Казахские литературные взаимосвязи
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать типологические связи казахской литературы с другими национальными литературами. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для анализа и определения особенностей развития литературных и культурных взаимосвязей Казахстана, их влияния на творчество казахских писателей. Дисциплина направлена на исследование особенностей развития казахских литературных связей с литературами зарубежных стран.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Литература и художественный перевод
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность понимать значение перевода в развитии межкультурных связей. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для оценки переводов произведений классиков казахской и зарубежной литературы. Дисциплина направлена на изучение особенностей художественного текста как объекта переводческой деятельности, основные критерии и методы художественного перевода, роль переводчика в формировании картины мира писателя.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Литературное творчество и копирайтинг
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность составлять рекламные тексты для привлечения внимания читателей к литературным произведениям. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для применения в профессиональной деятельности механизмов и приемов написания рекламных текстов. Дисциплина направлена на изучение основ ssm менеджмента, этапов, особенностей, принципов и приемов создания литературных, рекламных текстов, сценариев, Интернет-постов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Принципы изучения жанров драматургии
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать природу и особенности драматических произведений. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для глубокого изучения драматургии, постижения ее отличий от поэзии и прозы. Дисциплина направлена на исследование структуры, содержания, жанров, языковых и стилистических особенностей драматических произведений, тенденций развития современной драматургии и проблемы рецепции драматических произведений.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Риторика
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность грамотно и правильно составлять и произносить публичные речи, четко и ясно излагать свои мысли. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления эффективной коммуникации, ведения полемики в процессе реализации профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение принципов построения публичной речи, искусства аргументации и убеждения, психологии и культуры общения.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Закономерности развития литературы народов СНГ
    Кредитов: 9

    Цель дисциплины сформировать способность описывать закономерности развития современной литературы СНГ. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для сопоставительного изучения творчества писателей СНГ. Дисциплина направлена на изучение основных направлений, течений современного литературного процесса СНГ, жанрового состава и содержания произведений писателей.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Современная литература Казахстана
    Кредитов: 6

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать закономерности развития современной литературы Казахстана. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения творчества казахских писателей конца ХХ – начала XXI веков. Дисциплина направлена на изучение жанрового состава произведений, художественных поисков писателей Казахстана, направлений развития современной отечественной литературы в условиях глобализации интеграции общества.

    Год обучения - 4
    Семестр 7
  • Код ON12

    Сообщать информацию, идеи относительно тенденций развития литературного и историко-культурного процессов, роли критики и читателей в восприятии, интерпретации и судьбе литературных произведений как филологам-специалистам, так и неспециалистам. Учитывать социокультурные различия людей и вести эффективный диалог с представителями различных социальных групп в процессе осуществления профессиональной деятельности.

  • Код ON5

    Анализировать сюжетно-композиционную, пространственно-временную, языковую организацию произведений литературы и фольклора, их идейно-тематическое содержание, образную систему и жанрово-стилевое своеобразие. Использовать методы вспомогательных дисциплин литературоведения в процессе изучения творчества писателей, подготовки публичной речи, написания литературных текстов и сценариев, разработки учебных занятий.

  • Код ON1

    Демонстрировать и применять знание и понимание понятийный и методологический аппарат современной социогуманитарной науки. Понимать и применять методику анализа художественных произведений, определять их место и роль в историко-культурном и литературном процессе.

  • Код ON10

    Интегрировать теоретические знания по литературоведению, фольклористике, языкознанию и риторике в педагогическую и профессиональную практику, подготовку дипломной работы, в реализацию различных форм литературной деятельности.

  • Код ON7

    Использовать коммуникативные методы и приемы в процессе изучения творческой лаборатории писателей, их художественного мастерства и самобытности. Владеть основными методами, приемами и средствами получения, хранения и обработки информации, необходимой для изучения литературного наследия прошлого и настоящего.

  • Код ON6

    Осуществлять литературно-критический обзор произведений фольклора и литературы, их анализ с позиций их практической значимости, воспитательного значения.

  • Код ON8

    Применять информационные и компьютерные технологии в процессе изучения художественного творчества, преподавания литературы, риторики и филологических дисциплин в учебных заведениях. Работать с научной литературой, архивными документами, необходимыми для постижения творческой биографии писателя, анализа произведений художественной литературы, преподавания литературы, фольклора, риторики и языка в образовательных учреждениях.

  • Код ON11

    Оценивать и анализировать достижения современного литературоведения, фольклористики, риторики, языкознания их значение для постижения художественного творчества. Критически осмыслять методы и приемы, применяемые в процессе анализа произведений литературы и фольклора, подготовки публичных выступлений, написания текстов различных жанров и стилей.

  • Код ON3

    Определять методы и приемы изучения литературы, языка и риторики, их роль и значение в процессе формирования личности, принципы написания произведений различных жанров.

  • Код ON2

    Понимать факторы, влияющие на развитие отечественной и мировой литературы, сознание и мировоззрение писателей; объяснять природу художественного творчества, особенности литературы как вида словесного искусства.

  • Код ON9

    Осуществлять сбор, систематизацию и интерпретацию информации для выработки суждений о тенденциях и закономерностях развития отечественной и мировой литературы и культуры.

  • Код ON4

    Обосновывать и анализировать предпосылки, истоки и причины зарождения литературных и языковых явлений, их распространения на определенном этапе историко-культурного и художественного процессов. Сравнивать художественные произведения, выделяя их общие черты и закономерности, новаторство и самобытность авторов.

Top