6B05213 Экология и природопользование в КазНУВХИ
-
Цель образовательной программы Подготовить высококвалифицированных специалистов-экологов, способных решать управленческие задачи по рациональному природопользованию, сохранению окружающей среды и экологической безопасности.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 244
-
Группа образовательных программ B051 Окружающая среда
-
Предметы на ЕНТ Биология и География
-
Область образования 6B05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 6B052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Химия
Основные химические законы и понятия, теория строения веществ, основы теории растворов, теория окислительно-восстановительных процессов, химические свойства элементов и их соединений, строение, свойства и применение комплексных соединений; теоретические основы химии в образовательной и практической деятельности, расчеты химических реакций, оформление и представление результатов эксперимента.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в специальность и учение об окружающей среде'
понятия и категорий экологии и ее комплексность; роль и значение экологических знаний в науке и практике разных сторон современного общества; понятие об окружающей среде; антропогенные и природные влияния на биосферу; основные показатели и критерии природных экосистем; природные ресурсы и рациональное использование природы; качество окружающей среды и здоровье населения; жизненные формы организмов и адаптивная реакция.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экология почв
Формирование представления о экологических функциях и значении почв, структура и свойства основных типов почв, географических особенностей почвенного покрова, распространение почв на Земле, факторы изменения почв, антропогенные воздействия на почву, их последствия, эволюционные изменения интегральных характеристик почвы, экологическое влияние почвообрабатывающих технологий, последствия дегумификации и эрозии почв
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Учение о биосфере'
Идеи и представления философов и ученых о мироздании. Динамика становления естественных наук в изучении биосферы и их значение. Возникновении, строение, эволюция и современное состояние биосферы Земли, представление о единстве всего живого и неживого.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 2
-
Математика
Целью дисциплины является изучение математических расчетов различной формы Будут изучены: Матрицы и операции над ними. Системы линейных уравнений с вырожденной и невырожденной матрицей и методы их решения. Векторы в 2-мерном и 3-х мерном пространстве. Линейные и нелинейные действия над векторами. Геометрические объекты в 2-мерном и 3-х мерном пространстве и их взаимное расположение. Различные формы функций одного аргумента и нахождение их пределов, производных. Методы интегрирования явной функции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экологическое образование и мировозрение'
научно-теоретические основы экологического образования; принципы экологического образования и воспитания; современное положение экологического образования ивоспитания; формирование экологической культуры; роль внеклассных работ в экологическом образовании и воспитании их типы; особенности экологического образования в средних специальных и высших учебных заведениях; закономерности воздействия на население природных, социальных и бытовых факторов, включая культуру, обычаи и религию; причины возникновения и последствия эколого-социально-демографического процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Происхождение и эволюции биосферы'
Цель дисциплины: изучение эволюции приосхождении биосферы, концепции В.И.Вернадского о биосфере и развития закономерности. Рамках дисциплины будут изучены закономерности развития биосферы, геохимические циклы биогенных элементов, механизмы устойчивости, структуры и роль ее живого вещества, их компонентов, основные ступени эволюции биосферы и биомассы. В результате освеоения курса студент будет проводить всесторонний анализ полученных материалов биосферных исследований и анализировать проблемы, связанные с воздействием антропогенных факторов на биосферу
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Агроэкология'
Специфика работы агроэкосистем на базе современного техногенеза, путей производства экологически безопасных продуктов сельского хозяйства, проблем спасении природы на основе землепользований и нормирования экологии, агроэкологического мониторинга, адаптивно-ландшафтной системы агрономии, оснащение устойчивого ведения агропроизводства в рамках мировой перемены климата.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Геоэкология'
геоэкология как наука о взаимодействии сфер Земли с человеком; взаимосвязь и взаимозависимость человека и системы Земля; геоэкология и природопользование; теоретические и методологические основы геоэкологии; воздействие компонентов геосфер Земли на здоровье человека; основные особенности загрязнения почв, литосферы и гидросферы; основные круговороты вещества: водный, биохимические циркуляция атмосферы и океана; ландшафты, проблемы обезлесения, опустынивания.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экологическая биогеография
Основные принципы строения и функционирования экосистем и обитаемой биосферы в целом. Биоценоз и его свойства. Подходы к биогеографическому разделению территории. Флористические регионы суши. Биофилотическое районирование. Основные биомы суши. Особенности морских и пресноводных сообществ. Биогеографические аспекты охраны природы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Радиационная экология и экопатология'
Сущность радиоэкологии, ее задачи, воздействие радиоактивного излучения на все живые организмы, природоохранная деятельность и пути преодоления современных радиоэкологических проблем. Механизм радиоактивного распада, природа радиоактивных излучений, и их энергия, пробег в веществах и взаимодействие с ними; информация о современной радиоэкологической обстановке в стране; организация радиоэкологического мониторинга.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Социальная экология'
возникновение и развитие экологии как науки; основные понятия и категории социальной экологии; общество как объект природных воздействий; формы отношения человека к природе; социальная экология как наука и учебная дисциплина; социологический аспект охраны окружающей среды; экологические аспекты здоровья; здоровье человека и здоровье социума; экологическая культура; экологические аспекты социальной работы на современном этапе развития общества.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Практикум по экологии'
основные термины и понятия организма; распределение популяций по полу; характеристика структуры экосистемы; взаимодействие организмов в экосистемах и устойчивость экосистем; определение возможности устойчивого развития экосистем человека; характеристика загрязнений окружающей среды; понятие природных ресурсов; оценка экологических последствий, загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы;
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экология человека
Цель дисциплины сформировать знания о развитии демографических процессов, адаптации человека к изменяющимся условиям среды и закономерностям. Рамках дисциплины будут изучены: влияния экологических факторов на здоровье человека, понимать сущность и основные способы сохранения и поддержания устойчивости существования природной среды. В результате освеоения курса студент будет определять последствия антропогенного воздействия и применять методы исследований в экологии человека.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Законодательные акты в области окружающей среды '
Субъекты и объекты экологического права. Юридическая ответственность за несоблюдение норм экологического законодательства. Основные положения эколого-правовых нормативных актов. Законные специфики использования окружающей среды, оценки влияния и мониторинг природы. Экологический кодекс РК. Экологическая безопасность и экологические основы устойчивого развития РК.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Управление земельными ресурсами'
Основные принципы, методы и формы управления земельными ресурсами и земельными отношениями. Историю становления земельных отношений, методы управления земельными отношениями, формы планирования мероприятий по урегулированию земельных отношений, концепция эффективного управления природопользованием и земельными отношениями.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Экологическая химия'
Ознакомление студентов с основами экологической химии на базе современной комплексной науки, исследующей химические процедуры, проходящие во всевозможных геосферах планеты Земля. Создание картины о координации природных химических, физических, биологических процессов на разных оболочках Земли в следствии влияния человека.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Профессионально-прикладные программы специальности'-
Разработка алгоритмов решения профессионально-прикладных задач специальности, создание документов профессионального характера и работа с ними, выбор методов и средств работы с информацией, использование средств современных информационных и коммуникационных технологий по современным компьютерным программам для оформления текстовых и графических документов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Альтернативные источники энергии'
Владение профессиональной компетенцией и освоение теоретических и практических основ альтернативной энергетики и энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий с учётом современных тенденций их применения в защите окружающей среды. Формирование основных источниках альтернатиной энергетики, о методах и технологиях, применяемых при использовании возобновляемых ресурсов.
Год обучения - 2
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Математическое моделирование в экологии'
теоретические основы и закономерности построения и функционирования базовых экологических математических модели; получение представления о динамике сложных систем в экологии, механизмах самоорганизации и явлениях перехода от регулярной к хаотической динамике; формирование навыков построения, качественного и численного исследования математических моделей в экологии, в том числе, с использованием современных компьютерных средств и прикладного программного обеспечения.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Рациональное использование природных ресурсов'
Классификация природных ресурсов (генетическая, экологическая, геологоэкономическая, технологическая, торговая). Минеральные, земельные, водные и биологические ресурсы. Запасы природных ресурсов в регионах мира. Природноресурсные циклы процессы в геосфере и биосфере. Проблема потерь природных ресурсов в ходе их добычи и технологической переработки. Ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии. Рациональное использование ресурсов
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Утилизация и управление отходами'
современное состояние системы обращения с отходами в РК; методы и методики ресурсосберегающих технологий; утилизация отходов производства и потребления; анализ комплекса экологических проблем, связанных с накоплением и переработкой отходов; управление отходами в РК, изучение мирового опыта в обращении с отходами; многотоннажные отходы и методы предотвращения их образования и переработки; переработка отходов химической промышленности (неорганическое производство).
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Технология защиты окружающей среды'
Современных технических средств, используемых технологий на предприятиях, для защиты окружающей среды; оборудовать производственную площадку и производственный процесс;определить пригодность и безопасность новой технологии с точки зрения защиты окружающей среды; рассчитать и определить влияние осуществляемого проекта на окружающую природу.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Физика окружающей среды'
Экологические проблемы природной среды, причины их возникновения и пути решения; физические поля природного и антропогенного происхождения. Роль физики , в появлении и решении экологических задач и проблем; прикладное значение физики; роль человека и общества в загрязнении окружающей среды.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания экологии'
Целью дисциплины является формирование четких представлений об особенностях учебно-воспитательного процесса по экологии в условиях современного общеобразовательного процесса. Рамках дисциплины будут изучены: подходы, функции, закономерности и принципы экологического образования с методикой и технологиями обучения экологии. В результате освоения курса студенты будут проводить экспериментальные и инновационные работы, владеть формами и методами обучения экологии
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы расчета эмиссий'
Методы расчета выбросов загрязняющих веществ в ОС. Методическая основа определения отходов, вредных веществ, сбросов и выбросов. Методика расчета концентраций вредных веществ в атмосфере, в литосфере, в гидросфере от выбросов предприятий, сбросов и образования отходов по предприятиям.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Экология животных и растений
Понимание механизмов воздействия факторов среды на живые организмы и механизмов воздействия организмов на среду, изучение форм взаимоотношений между живыми организмами и различных форм адаптаций организмов, раскрыть механизмы влияния экологических факторовна функционирование живых организмов; рассмотреть методологию и методы исследований в экологии растений, экологии животных и экологии микроорганизмов.
Год обучения - 3
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Биогеохимия и экотоксикология'
Понятие о биохимическом складе биосферы,ключевые пути перемещения химических компонентов и значимости живых организмов в данной процедуре.Основновные пути поступления ксенобиотиков в экологию.Пути проведения экотоксикологических анализов. Определение воздействий и их влияние на биоту и экологию.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Управление водными ресурсами'
Основные положения стратегии и тактики комплексного и рационального использования водных объектов; принципы, методы и показатели использования воды различными отраслями народного хозяйства и охраны воспроизводства водных источников; планирование, управление и регулирование водными ресурсами; организационные и правовые навыки в области водопользования.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экономика и предпринимательство, Основы права и Антикоррупционная культура, Экология и безопасность жизнедеятельности
Цель дисциплины – сформировать основные современные представления об основах национальной экономики, казахстанского права, экологической безопасности государства и жизнедеятельности в отраслях. В рамках дисциплины будут изучены: базовые концепции и современные представления в развитии национальной экономики Республики Казахстан; основные направления и понятия гражданского и административного права; современные пути и механизмы борьбы с коррупцией, а также формирования антикоррупционной культуры в казахстанском обществе; основные проблемы экологической и водной безопасности РК. В результате освоения дисциплины у студентов будут сформированы знания, умения и навыки по использованию основных концепций и понятий в области национальной экономики, права, антикоррупционной культуры, экологической безопасности и жизнедеятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Охрана труда
Цель дисциплины - сформировать знания об основном комплексе мероприятий, проводимых по вопросам правово-трудовой, санитарно-гигиенической, организационной, лечебно-профилактической, технической и социально-экономической деятельности. В рамках данной дисциплины будут рассмотрены: оптимизация режимов труда с учетом психофизиологии для повышения производительности труда работников, работников в целом, правильная организация трудовой деятельности рабочего с применением всех требований основных систем стандартов безопасности по охране труда
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экологическое ресурсоведение'
Проблемы и принципы рационального использования природных ресурсов, прогнозирование данного процесса, характер взаимосвязи природно- ресурсного потенциала и социально-экономического комплекса региона, экологические принципы и закономерности, используемые на практике, значение ресурсной базы для развития хозяйства, возможности развития отдельных отраслей, производств и регионов в целом на основании информации об их ресурсообеспеченности
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Изменение климата и «зеленая» экономика
Цель дисциплины – формирование знаний о сохранении экосистем планеты и перехода к зеленой экономике. В процессе обучения будут рассмотрены: состояние и характер изменения окружающей среды, воздействие техногенных и антропогенных факторов, принципы построения природоохранных и ресурсосберегающих промышленных технологий, парниковые газы и их влияние на климат, энергетика и горючие полезные ископаемые, виды возобновляемой энергии, преимущества и недостатки, лес и его влияние на "зеленую" экономику, опустынивание и деградация почв, последствия изменения климата на водные ресурсы, электронные отходы их положительное и отрицательное влияние отходы, переработка и утилизация отходов, автотранспорт и окружающая среда
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Нормирование эмиссий в окружающей среде'
Разработка экологических нормативов, обеспечения их соблюдения предприятиями; принципы и методы оценки воздействия на окружающую среду. Нормативы качества ОС; Биологические, механические, химические, и другие показатели для оценки состояния природной среды, охрана природных ресурсов и эмиссий в ОС
Год обучения - 3
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Основы НИР, коммерциализации и академическое письмо
Основная цель дисциплины-основы и особенности коммерциализации, основные принципы построения и функционирования академических текстов, научных статей, отчетов по направлению подготовки, позволяющие студентам в дальнейшем использовать полученные знания при изучении различных дисциплин всего учебного курса. Основные правила организации научных исследований в Высшей школе;
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Техногенные системы и экологический риск'
Техносфера. Современные методы ограничения развития техногенной сферы. Методы снижения экологического риска от загрязнения ОС. Основные факторы техносферы, воздействующие на планету. Проблемы использования природных ресурсов. Система мер, регулирующих управленческую деятельность по снижению риска. Безотходные и малоотходные технологии. Экологически чистые технологий.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы контроля качества окружающей среды'
Способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности; обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей; способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Технологическое предпринимательство и стартапы
Построение команд: принципы, функции членов команды. Бизнес-моделирование на основе шаблонов. Бизнес-модель-CANVAS. Обоснование и выбор бизнес-идеи. Оценка целевых сегментов. Ключевые ценности: каналы получения и оценка их эффективности. Ключевые ресурсы, действия, партнеры и поставщики. Структура расходов и доходов, связанных с бизнес-моделью. Основы презентации бизнес- проектов: elevatorpitch. Потенциал коммерциализации технологий и пути и барьеры от идеи к рынку.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Мониторинг окружающей среды'
Наблюдения за состоянием элементов биосферы и за источниками и факторами антропогенного воздействия, с современными методами контроля за состоянием окружающей среды; систематизировать и анализировать информацию о состоянии окружающей среды, о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния, о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Устойчивое недропользование'
Взаимодействия человека и геологического пространства, закономерностями и прогнозом антропогенных изменений геологической среды; рациональным недропользованием и охраной природы, законодательными и нормативными документами; представляется качественная и количественная эколого-экономическая оценка разработки месторождений и необходимых природоохранных мер, оценка воздействия горных производств на окружающую среду. Дается природоохранный анализ разработки новых месторождений.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Рациональное использование земельных ресурсов'
Типы экосистем в связи с типологией почв и ландшафтов и их устойчивостью к антропогенным воздействиям; характер и виды естественного и антропогенного загрязнения; особенности землеустройства загрязненных территорий; технологические схемы создания тематических карт природных (земельных) ресурсов; технологические вопросы взаимодействия различных подсистем ГИС; понятия, законы, закономерности функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экологический мониторинг и геоинформационные системы'
Мониторинг, прогнозирование и оценка окружающей среды, предупреждение о создающихся критических ситуациях опасных для человека и экосистем; геоинформационные системы для получение информации по запросу и отображение ее на картооснове; оценка состояния экосистемы и прогнозирование ее развития.
Год обучения - 4
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Оценка последствий аварийных ситуаций'
Основные опасности, исходящие от техногенных систем. Угроза здоровью, жизни людей, материальной сфере и окружающей среде. Решения проблем предотвращения и уменьшения тяжести последствии аварий. Методы качественного и количественного оценивания техногенного и экологического риска.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Экологическое прогнозирование и моделирование'
Формирование представление об интегральной оценке качества окружающей среды, получаемой комплексной системой наблюдений, а также о разработке рекомендаций по регулированию качества среды и предупреждению критических экологических ситуаций. Изучение концептуальных основ и путей оптимизации решения проблем эколого-адаптационного природопользования; особенностей статистической обработки экспериментальных данных; основ моделирования локальных природных процессов, приемов и способов изучения геосистем; моделей природных и биосферных процессов.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Оценка воздействия на окружающую среду'
Формировать представление о правилах и процедурах экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности на стадиях; заявление о намерениях, техникоэкономического обоснования ,инвестиций, ТЭО проекта с учетом возможного воздействия на здоровье населения и социально-экономических последствий; с содержанием разделов ОВОС в хозяйственных проектах; дать представление о международной практике в области оценки воздействия на окружающую природную среду.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Стандарты менеджмента окружающей среды'
Формирование комплекса знаний в области принципов рационального природопользования; приобретение навыков анализа состояния окружающей природной среды региона и предприятия; формирование принципов, методов и подходов для организации экологизации производственных процессов и выпуска экологически чистой продукции; выработка устойчивых взглядов на экологизацию производства предприятий как на основу экономического и социального процветания общества.
Год обучения - 4
Семестр - 2
Кредитов - 5
Результаты обучения
- Производить мониторинг, оценку и прогнозирование по защите ОС, применяя методы очистки и рациональное использование сточных вод, организовывать учебный процесс, разрабатывая учебные программы и содержания курса, объяснять методы и технологии утилизации и обезвреживания отходов.
- Разрабатывать средства диагностики и управления данными для основной деятельности, применяя программное обеспечение компьютерных технологий и сетей с целью сохранения, обработки и распространения информации, анализируя средства и методы обработки данных, способы осуществления цифровых коммуникационных процессов.
- Определять основные элементы экологии человека в развитии человеческого общества, планировать исследования в области использования альтернативных источников энергии, осуществляя пропаганду экологического образования и воспитания, называя основные источники радиации и их действия на живые организмы
- Знать и понимать основы законов о противодействии коррупции, об образовании, о науке, трудового кодекса, а также административного и гражданского права; понимать основные принципы и идеи развития национальной экономики; понимать и применять теоретические знания в области экологической безопасности и жизнедеятельности в отраслях. Понимать, применять и транслировать знания в области духовных ценностей, межкультурного диалога, развития общественного сознания Республики Казахстан.
- Описывать базовые разделы высшей математики и физики, подготавливать химические расчеты и результаты эксперимента в профессиональной деятельности; оценивать воздействие агропромышленного комплекса на окружающую среду; проводить технические и экологические экспертизы во взаимосвязи с экономическим развитием общества.
- Производить прогнозирование и моделирование экосистем, состояния биосферы и их компонентов, оценивая экологические риски и ущербы с применением принципов, систем оценок и механизмов экоменеджмента в реализации экологических программ РК
- Определять нормативы эмиссий, сброс и выброс загрязняющих веществ от разных источников, отходы производства и потребления, применяя методики расчета платы за эмиссии в почву, описывать правовой механизм охраны ОС, экологический нормативный кодекс, законодательные акты РК по охране окружающей среды.
- Анализировать теоретические основы экологии животных, растений и микроорганизмов, частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, решать экологические задачи охраны окружающей среды, применять методы исследования и анализа биогеохимических и экотоксикологических свойств природных ресурсов.
- Оценивать воздействие промышленного объекта на окружающую среду, проводя техническую и экологическую экспертизу и аудит, определяя сведения об безопасных условиях на рабочих местах, об опасностях для здоровья и инструментах защиты, обязательствах предприятий в случае причинения вреда здоровью сотруднику.
- Применять методы научных исследований и экономических расчетов, способы созданий стартапа, также определять основы предпринимательства с целью дальнейшего развития soft-skills в профессональной деятельности
- Объяснять основы ресурсоведения, технологических процессов, современные методы и средства защиты, применять оборудования и технические средства, действующие стандарты по оформлению документации, анализировать деятельность техногенных систем для оценки экологического риска и снижения загрязнения.