7M05209 Экологическая экспертиза и устойчивое развитие (СУ СНГ) в ЮКГУ им. М. Ауезова
-
Цель образовательной программы Подготовка высокопрофессиональных магистров в рамках двудипломного образования, обладающих навыками проведения научно-исследовательской, педагогической, экспертно-аналитической деятельности, а также методами обработки и хранения научной информации в области экологической экспертизы и устойчивого развития.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский
-
Название ВУЗа Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M087 Технология охраны окружающей среды
-
Область образования 7M05 Естественные науки, математика и статистика
-
Направление подготовки 7M052 Окружающая среда
Дисциплины
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель: Практическое владение иностранным языком для использования его, как в повседневном общении, так и в области профессионального, делового и научного общения при решении различных задач. Содержание: Подготовка письменных сообщений на научные темы по специальности: научный доклад, тезисы по теме научного исследования, реферирование оригинальных источников на иностранном языке уровнем В2-С1, аннотирование научного текста, резюме. Понимание общего содержания аутентичных записей. Восприятие на слух лекций, сообщений, содержащих профессиональную информацию. Развитие навыков устной коммуникации по специальности: выступление с научным докладом, презентация научного исследования, научная дискуссия, научные дебаты, использование ситуационных игр.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методика преподавания профильных дисциплин
Цель: Ознакомление с современными методами и особенностями преподавания профильных дисциплин, развитие творческого потенциала и креативного мышления. Содержание: Компетентностный и творческий подходы в образовании. Технология индивидуального обучения, интегрированного, блочного и пара-центрического обучения. Мультимедийная технология обучения. Преподавание профильных дисциплин путем разбора и решения проблемных ситуаций и кейсов. Логические методы и приёмы. Цифровое образование. Оn-lineобучение. Организация творческой работы и развитие креативного мышления. Разработка и актуализация учебно-методической документации. Методика преподавания и внедрение ИИ в экологическое образование
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Компьютерные технологии и статистические методы в экологии и природопользовании
Цель: Овладение современными научными знаниями и развитие навыков решению круга задач, связанных с обработкой и анализом данных наблюдений, оценкой достоверности и надежности результатов исследований, проверкой статистических гипотез, анализом взаимосвязей природных процессов, постановкой и использованием численных методов теории вероятностей, математической статистики и теории случайных функций. Содержание: Ресурсы сети интернет, содержащие правовую и статистическую информацию. Базы данных научного цитирования и научные социальные сети. Специализированные программы для проведения сложных расчетов по оценке воздействия на окружающую среду, анализа рисков. Программные средства обработки текстовых и графических изображений Применение компьютерных программ стандартного офисного пакета для решения стандартных и нестандартных практических задач, проведения экономических и экологических расчетов. Первичная обработка статистических данных в Excel. Оценка характеристик генеральной совокупности в Excel. Проверка гипотез о виде и характеристиках распределения в Excel и специализированных программах. Задачи дисперсионного анализа. Задачи корреляционного анализа. Анализ динамических рядов и прогнозирование.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Медико-экологические аспекты устойчивого развития
Цель: Формирования знании методологии медико-экологической оценки влияния негативных последствий загрязнения окружающей среды на здоровье и жизнь человека, умение обоснования риска как интегрального критерия устойчивого развития общества, навыки применения в практике подготовки медико-экологических разделов программ по стратегии перехода общества к устойчивому развитию. Содержание: Человек в системе медико-экологических отношений с окружающей средой. Фиософско-методологические аспекты взаимосвязи медицинских и экологических оснований устойчивого развития общества. Философско-методологические проблемы взаимодействия медицины и экологии. Медико-экологические аспекты управления эколагобезопасным устойчивым развитием. Медико-экологические параметры устойчивого развития. Формирование культуры риска как условие экологобезопасного устойчивого развития. Здоровье человека в экологической и демографической культуре. Здоровье как социальная ценность.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
История и философия науки
Цель: Формирование представлений о закономерностях научного познания, научном рационализме, его формах, исторических видах и путях развития науки. Содержание: Предмет философия науки. Наука в культуре, цивилизации. Общие закономерности и тенденции научного познания. Возникновение, развитие науки. Научные революции. Научная рациональность. Философские методы. Наука как социальный институт. Естественные науки. История социально-гуманитарных наук. Организация научной деятельности. Эволюция знания. Этические аспекты современной науки. Компьютеризация науки. Актуальные проблемы естественных и социально-гуманитарных наук.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика и психология высшей школы
Цель: формирование у магистрантов навыков планирования и организации образовательно-научного процесса на основе принципов студентоориентированного обучения и оценивания, экстраполирования в учебный процесс инновационных (в т.ч. цирфовых) и практикоориентированных методов и технологий обучения, подготовка их к академической и научно-методической деятельности в ОВПО. Содержание: Педагогика высшей школы как наука и учебная дисциплина. Методология педагогики высшей школы. Современные мировые тенденции развития высшего образования. История, современное состояние и перспективы развития высшего образования в Казахстане. Дидактика высшей школы. Студентоориентированное обучение и оценивание в ОВПО, его закономерности и принципы. Содержание образования в ОВПО. Инновационные педагогические технологии, формы и методы обучения в ОВПО. Концепции, стратегии, механизмы продвижения глобальных и национальных ценностей в студенческой среде и в социуме. Управление ОВПО. Поддержка и развитие образовательной среды и организационную культуру в соответствии с политиками и процедурами ОВПО.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель: Формирование системных знаний, умений и навыков эффективного управления персоналом Содержание: Введение в психологию управления. Психологические факторы эффективности управленческой деятельности. Личность в системе управления. Мотивация и результативность организации. Лидерство в организации. Стрессы в организации и эмоциональное выгорание. Психология управления конфликтными ситуациями. Личность подчиненного. Психологические особенности личности руководителя. Психологическое влияние в управленческой деятельности. Психологические основы принятия управленческих решений. Межличностное общение в управлении.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Оценка вреда причиненного окружающей среде
Цель: Освоение научно-исследовательской и производственно-технологической работе в области охраны окружающей среды и получения новых методов оценки, анализа и исследования параметров окружающей среды. Содержание: Понятие вреда ОС. Эколого-правовая ответственность Правовые основы и механизм возмещения экологического вреда. Особенности возмещения экологического вреда, причиненного отдельным компонентам ОС: почвам, водным объектам, биологическим ресурсам. Расчет ущерба, причиненного ОС вследствие нарушения водного законодательства. Расчет ущерба, причиненного ОС вследствие нарушения земельного законодательства Расчет ущерба, причиненного ОС вследствие нарушения лесного законодательства. Особенности рекультивации нарушенных ландшафтов в зависимости от вида загрязнения (механического, химического, физического, биологического).
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Экосистемные исследования биологических ресурсов
Цель: Освоение методологических аспектов экосистемных исследований биологических ресурсов, применение навыков экосистемного подхода при разработке стратегии развития биологических ресурсов. Содержание: Структурно-функциональные организации экосистем и их разнообразие. Устойчивость и динамика природных систем. Устойчивость разных экосистем. Динамика экосистем (сукцессии и флюктуации). Цикличные изменения экосистем. Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия. Национальная стратегия сбалансированного использования биологического разнообразия. Законодательные основы сохранения биоразнообразия. Совершенствование законодательной основы сохранения и рационального использования биоразнообразия. Международное сотрудничество по сохранению биоразнообразия. Перспективы развития биосферных и экологических исследований. Перспективы развития биосферных и экологических исследований Энерго- и массообмен в биосфере, исследования биологических систем. Мониторинг биосферы и ее компонентов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 7
-
Экологический контроль и мониторинг природнотехногенных экосистем
Цель: Формирование творческого мышления, объединение фундаментальных знаний основных методов проведения мониторинга с последующей обработкой и анализом результатов исследований для принятия организационно-управленческих решений. Содержание: Виды экологического мониторинга и пути его реализации. Экологический мониторинг. Определение. Основные задачи и цели. Обратные связи и управление. Классификация. Основные задачи глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) . Национальный мониторинг. Организация и задачи Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Региональный экологический мониторинг. Мониторинг г. Москвы. Локальный экологический мониторинг. Мониторинг источника загрязнения. Фоновый мониторинг. Основные задачи. Организация фонового мониторинга. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Эколого-аналитический мониторинг состояния компонентов окружающей среды. Математическое моделирование и прогнозирование динамических процессов в экосистемах. Математическое моделирование и прогнозирование динамических процессов в экосистемах. Темы для самостоятельного изучения.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Зеленые технологии в производстве и транспорте
Цель: Формирование знаний и привитие практических навыков о сокращении загрязнения окружающей среды и повышение ресурсной эффективности на производстве и транспорте и ослабление неблагоприятных климатических изменений посредством перехода к зеленым технологиям. Содержание: Природоохранная деятельность в РК. Мониторинг и контроль окружающей среды на транспорте. Исследование организации государственного экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу на транспортных предприятиях. Управление природоохранной деятельностью в системе транспорта и перевозок в РК. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды на транспорте, внедрение зеленых технологий. Принципы устойчивого развития, особенности зеленых информационных систем и технологий, озеленение информационных систем и технологии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Экологичесое картографирование и ГИС
Цель: получение новых навыков по обработке и созданию пространственных данных, в том числе данных дистанционного зондирования с использованием инструментария ГИС-технологий и применением их для решения экологических задач. Содержание: Мониторинг и прогнозирование динамики изменения состояния наблюдаемых объектов и территорий в пространстве и во времени; Построение тематических карт заданных территорий; Моделирование природных и антропогенных процессов; Раннее выявление неблагоприятных факторов. Становления экологической картографии, методические разработки и подходы, основные принципы составления экологических карт, а также современные картографические методы. Пример экологических карт, созданных в стране с применением ГИС, Анализ особенностей составления экологических карт с использованием современных геоинформационных технологий, Вид компьютерной базы геоданных, Экологические показатели региона исследования Статичный объект и их развитие в динамике.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Экологически безопасные технологии в производстве
Цель: Представлять техническую и экологическую безопасность, защиты жизнедеятельности человека, правовых норм и экономических проблем, разработки нормативных документов, в том числе на государственном языке по декларированию уровня безопасности составных частей химических производств и класса их опасности в целом Содержание: Базовые понятия и методологические принципы формирования безотходных производств. Основные понятия и способы организации малоотходных производств, требования, предъявляемые к безотходным технологическим процессам и аппаратам, проблемы разработки высокоэффективных технологических процессов, экозащитных процессов и технологий. Математическое моделирование технологических процессов с учетом критериев химико-технологических и экологических факторов на показатели эффективности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Экологическое нормирование
Цель: Информирование о современных тенденциях развития экологической нормативной базы и ее реализации, о роли экологического нормирования как базы для эффективного управления природопользованием и формирования устойчивой экономики, развитие навыков разработки экологических нормативов и оценок устойчивости природных комплексов. Содержание: Экологическое нормирование в системе природопользования. Теоретические основы экологического нормирования. Международное сотрудничество в сфере экологического нормирования. Гармонизация экологических нормативов в сфере воздействий на атмосферу. Гармонизация экологических нормативов в сфере воздействий на поверхностные воды. Гармонизация экологических нормативов в сфере воздействий на подземные воды. Гармонизация экологических нормативов в сфере воздействий на почвенно-земельные ресурсы. Гармонизация экологических нормативов в сфере обращения с отходами. Представление о наилучших доступных технологиях. Нормирование специфических загрязнителей. Экологическое нормирование и экономика. Экологическое нормирование и экологическое проектирование.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Методы ликвидации накопленного вреда ОС (НВОС)
Цель: Формирование исследовательских, интерпретирующих и креативных навыков метода проектирования современных технологических систем, обеспечивающих эффективную и экологичную утилизацию отходов. Содержание: Классификация технологических решений для реабилитации объектов накопленного вреда. Работы по рекультивации и обустройству нарушенных земель. Примеры получения вторичных продуктов при переработке накопленных отходов (не биотехнологическим путем). Биотехнологическая переработка накопленных органических отходов. Термические методы ликвидации вреда ОС при накоплении отходов.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Токсиканты в окружающей среде
Цель Сформировать системное представление об основных закономерностях взаимодействия живых организмов и токсикантов, направленное на рациональное применение удобрений и пестицидов для снижения и предотвращения загрязнения агроэкосистем токсикантами и получение экологически безопасной сельскохозяйственной продукции. Физико-химические свойства промышленных ядов, влияющие на токсичность. Содержание: Основы токсикологии в окружающей среде. Общие сведения о токсичности веществ. Классификация токсикантов. Предельно-допустимые концентрации. Классификация вредных веществ по степени опасности. КОВОИО. Химическая болезнь. Отравления. Первая помощь при различных отравлениях. Токсические поражения отдельных органов и систем организма. Токсикологическое влияние современного производства.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Экологический аудит
Цель: Формирование специальных знаний по созданию и проведению процедуры экологического аудита с учетом особенностей эколого-правового регулирования данной сферы в Российской Федерации и за рубежом. Содержание: Введение. Основные термины и определения. Этапы становления и развитие системы экологического аудита. Международные стандарты системы экологического менеджмента. Стандарты по экологическому аудиту. Виды, формы, объекты и субъекты экологического аудита. Общие правила, порядок и процедуры проведения экологического аудита. Экоаудиторы и экоаудиторские организации, группы. Информационное обеспечение экологического аудита. Порядок проведения аккредитации и аттестации экоаудиторов. Общие методики экологического аудирования. Понятие и сущность предстрахового экологического аудита.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы экологического права
Цель: Изучение понятия, предмета, метода, принципов и системы экологического права РФ, основных видов его источников, экологических прав и обязанностей граждан, видов ответственности за причинение вреда окружающей среде, а также приобретение навыков использования полученных знаний в практической деятельности хозяйствующих субъектов и защите экологических прав. Содержание: Понятие и принципы экологического, природоохранного и природоресурсного права. Источники экологического права. Структура законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Эколого-правовой режим использования земель. Эколого-правовой режим недропользования, водопользования и лесопользования. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Экологические права и обязанности. Механизмы защиты. Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения. Виды эколого-правовой ответственности.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Радиоэкологическая экспертиза
Цель: Формирование специальных естественно-научных знаний в области радиоэкологии, а также исследований материалов дел по фактам негативного радиационного воздействия, привитие навыков статистического планирования, сбора и анализа экспериментальных данных, получаемых при радиоэкологических исследованиях. Содержание: Контроль содержания радионуклидов в объектах природной среды, продуктах и материалах. Нормы радиационной безопасности НРБ 99/2010. Определение удельной активности радионуклидов в пищевых продуктах. Радиационный контроль древесины, металлолома. Радиационный контроль строительных материалов. Радиационно-гигиеническое обследование жилых и общественных зданий. Радиационный контроль участков застройки. Радиационный контроль рентгеновской техники.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Продовольственная безопасность
Цель: Приобретение теоретических и практических знаний по вопросам безопасности продовольственного сырья и продуктов питания, развитие навыков проведения необходимых в исследовательской, проектной и производственной деятельности в области технологии продуктов питания. Содержание: Введение. Качество продовольственного товаров и обеспечение его контроля. Термины и понятия ИСО. Загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения. Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья. Меры токсичности веществ. Загрязнение микроорганизмами и их метаболитами. Меры профилактики. Микотоксины. Патулин и некоторые другие микотоксины Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов. Способы загрязнения. Виды загрязнения. Загрязнение веществами и соединениями, применяемыми в растениеводстве. Нитраты, нитриты, нитрозоамины. Удобрения. Загрязнение веществами, применяемыми в животноводстве. Загрязнение диоксинами и полициклическими ароматическими углеводородами. Полициклические ароматические углеводороды. Радиоактивное загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов. Метаболизм чужеродных соединений. Антиалиментарные факторы питания. Виды фальсификации. Способы фальсификации.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Региональные и муниципальные системы управления отходами
Цель: Формирование системных знаний, умений и навыков при разработке системы регионального и муниципального системы управления отходами. Содержание: Мировой опыт в системе управления отходами. Возможные сценарии управления. Отходы – как источник вторичных ресурсов и энергии. Механизмы совершенствования системы управления отходами в регионах РФ. Правовые основы управления отходами. Институт расширенной ответственности производителя, экологический сбор. Территориальные (региональные) схемы управления отходами. Роль муниципального управления. Наилучшие доступные технологии обработки, утилизации и хранения отходов. Комплексные схемы переработки твердых коммунальных отходов. Принципы экономического регулирования и стимулирования в области обращения с отходами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Экологическое страхование
Цель: Формирование знании основных положений социально-экономической сущности и целей страхования, и развитие навыков применения методов управления риском, а также принципов заключения, договоров экологического страхования. Содержание: Основы экологического страхования. Методология экострахования в России и за рубежом. Правовые основы экострахования в РФ и за рубежом. Актуарные расчеты. Страховые премии и страховые тарифы. Методические подходы к расчету тарифных ставок в экологическом страховании. Оценка возможности развития аварийной экологической ситуации. Предстраховая оценка экологической опасности объекта. анализ развития аварийной экологической ситуации. Сценарии развития. Отбор инцидентов. Дерево событий. Методология и инструментарий экологического страхования. Практика реализации и перспективы развития теоретико-методологических аспектов экологического страхования в России.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Судебная экспертиза объектов окружающей среды
Цель: Изучение предмета, задач, объектов, методов и видов судебно-экологической экспертизы, а также приобретение навыков использования специальных знаний в судопроизводстве для установления и оценки фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Содержание: Основы использования специальных экологических знаний в судопроизводстве. Понятие, стадии и участники уголовного, гражданского и арбитражного процессов, производства по делам об административных правонарушениях. Понятие специальных знаний, их виды и формы использования в процессе судопроизводства. Методические основы производства судебных экологических экспертиз. Предмет, объекты и задачи СЭ. Методология судебно-экспертных исследований. Организационные основы судебной экологической экспертизы. Субъекты судебно-экологической экспертной деятельности. Назначение СЭ. Процесс судебно-экспертного исследования, его стадии. Структура и содержание заключения эксперта.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Правовые основы охраны окружающей среды
Цель: Освоение нормы экологического права, анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по экологическим правоотношениям и применять правовые нормы для решения практических ситуаций. Содержание: Экологическое право как самостоятельная отрасль права. Эколого-правовая защита отдельных компонентов ОС. Эколого-правовой режим использования земель. Эколого-правовой режим недропользования, водопользования и лесопользования. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Экологические права и обязанности граждан РФ. Эколого-правовая ответственность.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
-
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Цель: Формирование представление о законодательной базе и основных принципах международного сотрудничества, международных конвенциях и соглашениях в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Содержание: Биосфера как среда обитания человека, не имеющая государственных границ. Международные конференции и протоколы в рамках международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования. Международные организации и программы по охране окружающей среды и природопользования. Участие Российской Федерации в международных конвенциях и организациях. Законодательство Российской Федерации в части международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 2
Результаты обучения
- Анализировать основные мировоззренческие и методологические проблемы, различные факты и явления, возникающих в науке на современном этапе ее развития, основываясь на положения и категории философии науки;
- Разрабатывать учебно-методическую документацию, применяя интерактивные методы и современные педагогические технологии обучения с использованием искусственного интеллекта для оптимизации учебного процесса и адаптации обучения;
- Применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке в профессиональной сфере, читая специальную литературу в оригинале и излагая собственные идеи научному обществу с учетом нормативов академического письма и принципов академической честности, культуры и этики.
- Владеть навыками лидерского управления и руководства коллективом с учетом психологических факторов эффективности управленческой деятельности;
- Решать проблемы в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, применяя зеленые технологии на основе экологической экспертизы и аудита;
- Самостоятельно выбирать наиболее эффективные решения использования природных ресурсов, применяя тенденции развития малоотходных и безотходных производств и современные достижения цифровых технологии;
- Осуществлять анализ эффективности работы природоохранных объектов предприятия и его подразделений на соответствие требованиям обеспечения экологической безопасности, нормативно-правовой документации с использованием компьютерных технологий;
- Создавать эффективные системы контроля за соблюдением установленных нормативов ПДВ, ПДС и ПДК загрязняющих веществ в окружающую среду, обрабатывать данные дистанционного зондирования с использованием инструментария ГИС-технологий и медико-экологических разделов программ по стратегии перехода общества к устойчивому развитию;
- Использовать в профессиональной деятельности навыки оценки экологических последствий с разработкой мер по их уменьшению и предотвращению.