Действующая образовательная программа

6B03107 Психология в КазНУ им. аль-Фараби

  • Цель образовательной программы Обеспечить подготовку компетентных специалистов, способных синтезировать общие профессиональные и специализированные знания (в том числе и инновационные) в практику в области профессиональной психологической деятельности; осуществлять широкий спектр прикладной деятельности (психологической, консультативной, реабилитационной и др.) в сферах образования, бизнеса, здравоохранения, услуг, в военных и специализированных организациях, центрах и службах.
  • Академическая степень Бакалавриат
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 4 года
  • Объем кредитов 240
  • Группа образовательных программ B041 Психология
  • Предметы на ЕНТ Биология и География
  • Направление подготовки 6B031 Социальные науки

Дисциплины

  • Методы научных исследований

    Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и безопасность жизнедеятельности человека

    Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в специальность

    Цель: формирование целостного видения профессиональной деятельности психолога; введение студентов в круг основных проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности. Изучаются специфика профессиональной деятельности; профессионализм в психологии, значение профессии, её место и статус в современном мире; мотивация успешного овладения специальностью и последующего профессионального становления в должности психолога.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Мозг, психика и сознание

    Цель: сформировать целостное представление о соотношении психических процессов и работы мозга, психофизиологии основных психических процессов и функций сознания. Дисциплина последовательно раскрывает проблему исторического развития психики человека, уровни отражения у человека, происхождение и развитие сознания, признаки и свойства сознания, соотношение понятий "психика" и "сознание", принципы единства деятельности и сознания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Общая психология

    Цель: формирование целостной системы знаний об общих закономерностях психической деятельности, базовых категориях, фундаментальных теориях и основных методах психологической науки. Раскрываются общие закономерности возникновения, развития и бытия психических явлений; факты и понятия, о природе психики человека, её специфике, феноменологии и динамике; основные психологические категории, их проявления и взаимоотношения в целостной психической деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психология семьи

    Цель: сформировать способность проводить исследование, диагностику, консультирование, психотерапию, коррекцию межличностных отношений в семье на основе теории и методологии семьи как социально-психологического феномена и как психологической системы для оказания психологической помощи супругам, родителям и детям. В основе курса лежит изучение основных закономерностей становления и проявления семейных отношений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психодиагностика и практика проведения психологических исследований

    Цель: формирование диагностической и исследовательской компетентностей будущего психолога. Дисциплина знакомит с теорией и практикой использования методов и методик психологической диагностики, в том числе: областью применения, возможностями и ограничениями диагностического инструментария, принципами подбора комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам психологического исследования, процедурой проведения исследования, методами обработки и интерпретации данных.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Психология развития

    Цель: формирование готовности к пониманию проблемы психического развития человека в онтогенезе. Даётся система представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза; законах и детерминантах психического развития; основных периодизациях психического развития; о влиянии биологических и средовых процессов на развитие человека; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Социальная психология

    Цель дисциплины: сформировать основы социально-психологической компетенции, целостное представление о социально-психологических особенностях межличностного и группового общения. Будут изучены закономерности социального поведения личности, малых и больших групп; социальная адаптации личности, теории социальной психологии, социальное познание, установки/ ценности/аттитюды.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • История психологии

    Цель: формирование системы базовых знаний об основных закономерностях и тенденциях исторического развития психологических знаний, основных психологических парадигм; умения ориентироваться в основных направлениях и научных школах психологии. Дисциплина направлена на создание общего представления о путях становления и развития психологической науки в связи с внутренней логикой развития и социокультурными условиями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Дифференциальная психология

    Цель: углубление общепсихологических знаний; формирование научно-психологических представлений о системе индивидуальности и ее психологических проявлений. Изучаются причины и источники индивидуальных различий; специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития; индивидуальные особенности познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Теории личности

    Цель: формирование системы базовых знаний о теориях личности; показать специфику различных точек зрения на личность в контексте научной и практической деятельности специалиста; выработать недогматичный взгляд на различные теории. Изучаются основные подходы к теоретическому и экспериментальному изучению целостной личности, разработанной классиками персонологии.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Экспериментальная психология

    Цель дисциплины: сформировать способность проектировать и проводить психологический эксперимент, осуществлять эмпирическое исследование, на основе знаний методологии исследования и методов количественной оценки данных и качественной интерпретации результатов. Изучаются эмпирические методы психологии – от наблюдения до сложных многоуровневых экспериментов, которые включают регистрацию объективных психических показателей; даются ориентиры в современных способах организации экспериментального исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Основы психологического консультирования

    Цель: формирование целостной системы компетенций в области психологического консультирования по применению психологического инструментария, психотехнических приемов, обеспечивающих эффективную психологическую помощь клиентам. Дисциплина обеспечивает комплексную подготовку студентов в области теории, техник и методик психологического консультирования и развитие у них личностных характеристик, способствующих осуществлению консультативной деятельности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Гендерная психология

    Цель: формирование компетенций гендерного анализа социально-психологических процессов и явлений, освоение теоретических и методических основ гендерного подхода. Дисциплина рассматривает различные точки зрения на природу гендера и его содержание; факторы, определяющие гендерные представления, выбор гендерных ролей, формирование гендерной идентичности; особенности гендерных стереотипов и их влияние на сознание и поведение; методы диагностики в гендерной психологии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Медицинская психология

    Цель: сформировать представления о теоретико-методологических основах медицинской психологии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов. Изучаются современные психологические подходы к психическим и соматическим расстройствам, кризисным состояниям и нарушениям развития; общие и частные психологические закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Психология стресса и здоровья

    Цель: формирование компетенций в области психологии здоровья и стрессоустойчивости, развитие практических навыков диагностики и коррекции проявлений психологического стресса, состояний сниженной работоспособности и здоровья населения. Рассматриваются представления о здоровье и стрессе; механизмы и способы преодоления стресса; факторы, влияющие на состояние здоровья; психологические возможности сохранения и поддержания психического и физического здоровья, стрессоустойчивости.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Практикум по клинической психологии

    Цель: сформировать у студентов способность работать с патопсихологическим инструментарием, знать основы диагностики нарушений психики для практической работы в медицинских учреждениях различного профиля. Дисциплина даёт представление о личности как о единой социально-биологической структуре, способствует выработке системного подхода к диагностике, лечению и профилактике широкого круга заболеваний в теснейшей связи с деонтологией.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Педагогическая психология

    Цель: формирование профессиональных компетенций в области пеагогической психологии, через изучение закономерностей усвоения индивидом социального опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) в условиях учебно-воспитательной деятельности. Дисциплина рассматривает методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Политическая психология

    Цель: формирование системы знаний в области психологии политики и навыков политико-психологического анализа отдельных групп людей и ситуаций, психологических феноменов в общественно-политической жизни страны и мира. Раскрываются политико-психологические явления; психологические особенности личности политика и различных аспектов политической деятельности; теории политического лидерства, психология власти и противоборства; процессы политической социализации; политическое сознание и самосознание.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Юридическая психология

    Цель: формирование у студентов системы базовых психологических знаний о закономерностях поведения человека как объекта и субъекта правового регулирования. Дисциплина направлена на изучение психологических закономерностей поведения личности в правоохранительной и правонарушающей деятельности; теории и практики решения прикладных психологических задач в сфере социального взаимодействия человека и права.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Кризисная психотерапия и суицидология

    Цель: интеграция представлений и компетенций в области кризисной психотерапии и суицидологии. С современных позиций обобщены теоретические, методические и организационные вопросы данных направлений психологической помощи; раскрываются механизмы формирования суицидального поведения, кризисных состояний личности; приводятся основные принципы их диагностики, профилактики и коррекции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Этнопсихология

    Цель: формирование целостной системы знаний о своеобразии проявлений и функционирования психики представителей различных этнических общностей, о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; компетенций в области анализа и предупреждения этнических стеретипов, психопросвещения в области совершенствования и углубления межэтнического взаимодействия, психпрофилактики межэнических конфликтов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Основы психологической реабилитации, психогигиены и психопрофилактики

    Цель: формирование системы знаний о современных направлениях изучения психического здоровья людей, закономерностях развития психики в связи с влиянием различных биопсихосоциальных факторов; компетенций предотвращения психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравматических реакций и оказания психогигиенической помощи в условиях риска возникновения нарушений психического здоровья детей и взрослых.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Специальная психология

    Цель: формирование общего представления об аномалиях детского развития, вариантах психического дизонтогенеза, о специфике выявления, коррекции и профилактики различных типов нарушения психического развития. Изучаются ключевые теоретические проблемы специальной психологии, психологии дизонтогенеза, а также стратегии и тактики работы с лицами, имеющими особые образовательные и жизненные потребности и возможности.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Психология бизнеса, маркетинга и рекламы

    Цель: формирование профессиональных компетенций осуществления психологической деятельности в сферах бизнеса, маркетинга и рекламы. Дисциплина интегрирует знания о структуре, содержании и социально-психологических закономерностях бизнеса, маркетинга и рекламы; о маркетинговых и бизнес-коммуникациях с учетом различных аспектов человеческого фактора в организации; ориентирует на применение психологических методов для решения практических задач в данных сферах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • HR

    Цель: формирование профессиональных компетенций в сфере управления и развития человеческих ресурсов на основе ознакомления с особенностями труда HR-специалиста по человеческим ресурсам; содействие осмыслению подходов к управлению человеческими ресурсами; обучение ключевым технологиям работы с персоналом. Дисциплина готовит к самостоятельной постановке и осмысленному решению практических проблем в работе с человеческими ресурсами.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Психология коучинга

    Цель: формирование системного представления о коучинге как методе психологической работы с людьми; овладение навыками коуча для внедрения коуч-инструментов в практику своей профессиональной деятельности. Дисциплина знакомит с базовыми понятиями и теориями в области коучинга, предполагает практическое освоение элементов коучинга (инструменты, технологии, методы, мировоззрение).

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Основы cоциально-психологического тренинга

    Цель: освоение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, формирование компетенций в области организации групповой интерактивной психологической работы. Дисциплина готовит к использованию эффективных форм практической психологической работы, применению различных методов и технологий тренинга для оказания социально-психологической помощи индивиду, группе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Психологическая служба в инклюзивном и массовом образовании

    Цель: формирование профессиональной готовности к деятельности в составе психологической службы учебных заведений, в том числе в условиях инклюзивной практики. Дисциплина ориентирована на выработку практических навыков, направленных на развитие личности и учебной деятельности всех субъектов образовательного процесса; оценки инклюзивной среды и качества образования с точки зрения современных гуманистических концепций образовательной интеграции.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Психологическая служба в военных и силовых структурах

    Цель: совершенствование подготовки студентов к нормативным и чрезвычайным действиям в условиях мирного и военного времени для исполнения служебных обязанностей психолога в составе психологической службы военных и силовых структур. Дисциплина ориентирует на применение основных положений военно-психологической науки и юридической психологии; психологическое обеспечение служебной деятельности правооохранительных органов, военных и военизированных организаций.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Психология искусства

    Цель: формирование широкого круга знаний и компетенций в области психологии искусства. Дисциплина дает представления об истории и теоретических положениях данной отрасли знания; раскрывает возможности психологического обеспечения сферы искусства; ориентирует на применение направлений и методов искусства (арт-терапии и др.) в психологической деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Исследовательские методы и математическая статистика в психологии

    Цель: обеспечение готовности студента к овладению системой знаний и компетенций по использованию исследовательских и математических методов в психологии, определяющих получение результатов и выводов психологических исследований с большей экспериментальной и статистической достоверностью. Изучаются виды психологических измерений и способы математической обработки данных; особенности выбора экспериментальных переменных и способы их контроля.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Акмеология

    Цель: формирование целостного представления о закономерностях развития и саморазвития зрелого человека, компетенций в области предупреждения отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности. Изучаются основные закономерности развития психики человека в период взрослости, акмеологический аспект профессиональной деятельности психолога.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Практикум по психологии личности

    Цель: сформировать в сознании обучающихся конструкт теоретической модели объяснения личности, лежащей в основе любой психодиагностической, консультативной, терапевтической или психокоррекционной практики. Изучаются закономерности формирования личности; проблематика внутренней сущности и духовности человека; научно-психологические подходы к исследованию защитных механизмов личности; практики оказания психологической помощи по сохранению и оптимизации внутренних резервов личности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Психологическая помощь при ЧС

    Цель: формирование когнитивных и инструментальных компетенций по оказанию экстренной психологической помощи при ЧС. Дисциплина даёт представления о теоретических подходах к оказанию психологической помощи лицам, пережившим ЧС, о специфике переживаний личности в экстремальных ситуациях, последствиях переживания этих ситуаций для дальнейшей адаптации и стратегиях совладания с ними.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Психология медиации и переговоров

    Цель: формирование компетенций эффективной коммуникации, переговоров и медиации (посреднической формы разрешения споров и конфликтов), подготовка к психологической медиаторской деятельности в русле сотрудничества и ориентации на взаимовыгодный результат. Дисциплина ориентирует на приобретение практических навыков участия в процедуре медиации в качестве медиатора сторон, использование медиативного подхода для урегулирования конфликтов в различных сферах деятельности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Кросс-культурная психология

    Цель: фундаментальная подготовка к анализу и оценке культурной специфики индивидуального и группового поведения людей; развитие исследовательской компетенции, позволяющей проводить кросс-культурные сравнительные исследования. Дисциплина раскрывает основы психологии групп людей, принадлежащих к разным культурам, закономерности взаимодействия личности с этими группами и их взаимодействия между собой.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Организационная психология

    Цель: формирование целостного представления о реалиях организационной жизни, психологии производственного поведения; подготовка к психологическому сопровождению персонала организации и функционирующих в ней систем. Изучаются организационно-психологические теории и концепции; социально-психологические закономерности подбора сотрудников, принципы формирования рабочих групп, командообразования; вопросы предупреждения и профилактики профессионального «выгорания»; сущность и содержание работы организационного психолога.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Основы психотерапии и супервизии

    Цель: формирование клинической осведомленности и инструментальных компетенций в области психотерапии и супервизии. Дисциплина интегрирует теоретические основы психотерапии и практической помогающей деятельности психолога; знакомит с основными психотерапевтическими традициями; с порядком организации процесса супервизии; с типичными проблемами в практической деятельности супервизора; с практикой психотерапии и супервизии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Воспроизводить систему философско-просветительских идей мыслителей прошлого, базовые знания общественно-гуманитарного профиля, в т.ч. об основных закономерностях и тенденциях исторического развития научных знаний, об основных психологических парадигмах, основных отраслях, подходах, теориях, направлениях и научных школах психологии.
  • Демонстрировать понимание истоков и преемственности казахской государственности; социальных понятий и феноменов; современных тенденций и политики в области предпринимательства, экологической безопасности; основ борьбы с коррупцией и финансовой грамотности.
  • Характеризовать фундаментальные закономерности психики, ее развития, психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии в соответствии с принятой классификацией.
  • Осуществлять анализ и оценку информации о мозге, психике и сознании; психологических особенностях и закономерностях развития и функционирования личности в исследовании психологических феноменов.
  • Анализировать специфику психического функционирования человека с учётом возрастных, гендерных, социальных, культурных, этнических, индивидуальных особенностей, факторов онтогенетического развития, развития в семье и организационно-психологических условий.
  • Использовать психодиагностические и экспериментальные методы и методики, соответствующие целям ситуации, с последующими навыками количественной и качественной обработки данных, в т.ч. с помощью ИКТ, умением их интерпретировать, формулировать психологическое заключение.
  • Демонстрировать способности проведения психологических исследований и эксперимента на основе применения общенаучных и конкретно психологических методов исследования.
  • Учитывать в практической работе общие и частные психологические закономерности изменений и восстановления психической деятельности, психофизиологического состояния в норме и при различных патологических состояниях и аномалиях развития.
  • Осуществлять психологическую деятельность в составе психологических служб сферы образования, бизнеса, производства, здравоохранения, военных, политических и силовых структур на основе знания языков, отраслей психологии и с учетом факторов развития индивидуальности, гендерной идентичности, национально-психологических особенностей, социально-культурных отличий и специфики онтогенеза.
  • Применять процедуры оказания психологической помощи личности и группе с использованием психодиагностики, консультирования, психотерапии, психокоррекции, тренинга, коучинга, технологий медиации и переговоров, организационно-психологических методов и супервизии.
  • Реализовывать методы психопрофилактики, психогигиены, кризисной психотерапии и реабилитации при стрессе, суицидальном поведении, расстройствах, связанных с чрезвычайными и кризисными ситуациями.
  • Корректно выражать и аргументированно решать возникающие профессиональные проблемы в соответствии с законодательством РК, кодексом профессиональной этики психолога, общечеловеческих ценностей толерантности и поддержки на основе устойчивой профессиональной мотивации.
Top