6B02306 Литературоведение в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных специалистов в области литературоведения, фольклористики и риторики.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B037 Филология
-
Предметы на ЕНТ Казахский/Русский язык и Казахская/Русская литература
-
Область образования 6B02 Искусство и гуманитарные науки
-
Направление подготовки 6B023 Языки и литература
Дисциплины
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины – сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель дисциплины – получение базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы литературоведения
Цель дисциплины сформировать способность применять основные теоретические понятия литературоведения, необходимые для изучения художественного творчества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования особенностей построения и идейно-тематического содержания произведений художественной литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов построения художественных произведений, особенностей их содержания и формы, методов и приемов исследования творчества писателей.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель дисциплины – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Фольклор
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать произведения устного народного творчества в контексте историко-культурного развития общества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания специфики произведений фольклора, основных понятий и категорий современной фольклористики. Дисциплина направлена на изучение идейно-тематического содержания, системы образов, жанров, художественно-выразительных средств произведений устного народного творчества.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в специальность
Цель дисциплины формировать способность понимать значение профессии литературоведа, ее место и роль в общественной жизни, связь с другими специальностями. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления деятельности литературоведа; понимания природы и принципов анализа художественного творчества. Дисциплина направлена на изучение особенностей профессии литературоведа, сферы применения полученных знаний и компетенций.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Казахская литература ханского периода
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать произведения казахской литературы ханского периода. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения литературного наследия казахских акынов и жырау. Дисциплина направлена на изучение закономерностей и тенденций развития казахской литературы ханского периода, идейно-тематического содержания, построения, художественного своеобразия литературных произведений данного времени.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Поэтика литературы
Цель дисциплины сформировать способность понимать задачи поэтики литературы, ее место в системе филологических дисциплин. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования построения художественных текстов различных жанров, их стилевого и языкового многообразия. Дисциплина направлена на глубокое изучение основных понятий и разделов поэтики литературы, принципов ее подхода к исследованию творчества писателей.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Литература древнего периода
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать древние памятники литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения литературного наследия прошлого с точки зрения их содержания, жанрового состава, языкового своеобразия. Дисциплина направлена на изучение закономерностей и тенденций развития литературы древнего периода, идейно-тематического содержания, сюжетно-композиционной организации литературных произведений данного времени.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Введение в языкознание
Цель дисциплины – ознакомить студентов с предметом и задачами науки о языке, структурой и основными направлениями современной лингвистики, основными разделами языкознания; сформировать представление о базовых лингвистических понятиях, об основной лингвистической терминологии; подготовить студентов к дальнейшему изучению дисциплин лингвистического цикла.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Жанры литературной критики
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать роль и значение литературной критики в восприятии и судьбе художественного произведения. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для написания литературно-критических статей и обзоров. Дисциплина направлена на изучение истории становления и развития литературной критики, ее основных жанров, принципов написания литературно-критических статей, критериев оценки художественных произведений.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теория литературы
Цель дисциплины сформировать способность понимать понятийно-категориальный и методологический аппарат современного литературоведения. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования природы художественного творчества, тенденций развития литературного процесса. Дисциплина направлена на глубокое изучение методов и приемов исследования художественного творчества, литературных течений и направлений, жанрово-стилевого своеобразия, структурно-языковой организации произведений писателей.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Методика анализа художественного произведения
Цель дисциплины сформировать способность анализировать произведения художественной литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для глубокого изучения содержания и структуры художественных произведений, их языка и стиля, применения традиционных и инновационных подходов к исследованию литературы. Дисциплина направлена на систематизацию и определение основных методов и приемов постижения природы словесного творчества, творческой лаборатории писателя.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Казахская литература ХІХ века
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать произведения тенденции развития казахской литературы XIX века. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения художественного творчества XIX века в контексте историко-культурного развития общества. Дисциплина направлена на изучение закономерностей развития казахской литературы XIX века, творчества писателей в контексте литературных течений и направлений данного периода.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Литературное редактирование и стилистика
Цель дисциплины сформировать способность понимать задачи и значение литературного редактирования. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления редакторской правки художественных произведений различных жанров и стилей. Дисциплина направлена на изучение видов редакторского чтения, основных этапов работы редактора над художественным текстом, его содержанием, композицией, языком, стилем.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Риторика
Цель дисциплины сформировать способность грамотно и правильно составлять и произносить публичные речи, четко и ясно излагать свои мысли. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для осуществления эффективной коммуникации, ведения полемики в процессе реализации профессиональной деятельности. Дисциплина направлена на изучение принципов построения публичной речи, искусства аргументации и убеждения, психологии и культуры общения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Литература и театр
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать литературу как вид искусства, ее место и роль в системе современных искусств. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения связей литературы и театра. Дисциплина направлена на исследование этапов развития драматургии и театрального искусства, их жанрового и художественного своеобразия, современного состояния.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Жанры драматургии
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать природу и особенности драматических произведений. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для глубокого изучения драматургии, постижения ее отличий от поэзии и прозы. Дисциплина направлена на исследование структуры, содержания, жанров, языковых и стилистических особенностей драматических произведений, тенденций развития современной драматургии и проблемы рецепции драматических произведений.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Творческая лаборатория писателя
Цель дисциплины сформировать способность характеризовать основные этапы работы над художественным произведением. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для анализа особенностей мировоззрения, мышления писателя, влияния его внутреннего мира и биографии на его творческое наследие. Дисциплина направлена на изучение специфики писательского труда, понимания истории и принципов создания произведений литературы.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Казахская литература І половины XX века
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать тенденции развития казахской литературы I половины ХХ века. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения основных литературных школ и направлений, жанров казахской литературы I половины ХХ столетия. Дисциплина направлена на изучение тенденции и особенностей развития литературы, анализа жанрового состава и стиля произведений писателей.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Поэтика ораторской речи и спичрайтинг
Цель дисциплины сформировать способность понимать принципы построения публичной речи, ее языковой организации. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для развития навыков написания текстов для публичных выступлений. Дисциплина направлена на изучение принципов и этапов подготовки публичных речей, приемов и технологий их написания, исследование языковых факторов, обусловливающих эффективность и убедительность речи.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Типология жанров современной литературы
Цель дисциплины сформировать способность описывать основные жанры современной литературы, этапы их становления и развития. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования жанрового своеобразия произведений современной литературы, принципы их классификации и градации. Дисциплина направлена на изучение понятия «литературный жанр», принципов типологии жанров, их природы и специфики, факторов, влияющих на трансформацию жанров.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Современный мировой литературный процесс
Цель дисциплины сформировать способность объяснять основные тенденции развития мировой литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования закономерностей развития национальных литератур на современном этапе, месте и роли казахской литературы в мировой культуре. Дисциплина направлена на изучение литературных течений, направлений и школ, художественных исканий писателей, их подходов к изображению действительности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Поэзия акынов и жырау
Цель дисциплины сформировать способность анализировать произведения акынов и жырау, описывать их роль в развитии казахской литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования поэтического наследия казахского народа. Дисциплина направлена на глубокое изучение творчества Асан-кайгы, Казтугана, Доспамбета, Актамберды, Умбетея, Бухара жырау и др., осмысление их наследия в контексте культуры Казахстана.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Казахская литература ІІ половины XX века
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать тенденции развития казахской литературы I половины ХХ века. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения основных литературных школ и направлений, жанров казахской литературы I половины ХХ столетия. Дисциплина направлена на изучение тенденции и особенностей развития литературы, анализа жанрового состава и стиля произведений писателей.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Текстология и книговедение
Цель дисциплины сформировать способность понимать задачи текстологии, принципы работы с различными источниками информации и библиографическим материалом. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для текстологического анализа художественных текстов. Дисциплина направлена на изучение типов изданий текстов и принципов работы с ними, с информационными ресурсами в области художественной литературы и литературоведения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Сравнительное литературоведение и фольклористика
Цель дисциплины сформировать способность понимать основные понятия и задачи сравнительного литературоведения и фольклористики. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для сравнительно-исторического и сравнительного типологического исследования национальных литератур. Дисциплина направлена на изучение истории становления и развития сравнительного литературоведения в Казахстане и за рубежом, методологического и категориального аппарата литературной компаративистики.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Творческая лаборатория литературного критика
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать задачи литературной критики. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для анализа особенностей мировоззрения, литературного критика, влияния его внутреннего мира и жизненного опыта на восприятие художественного произведения. Дисциплина направлена на изучение направлений деятельности литературного критика, особенностей его подхода к постижению и оценке творчества писателей.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Рецепция художественного текста
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать идейно-смысловое содержание произведений литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения проблемы рецепции художественного текста. Дисциплина направлена на определение и анализ факторов, влияющих на восприятие и интерпретацию произведений литературы, роли читателя, критика, ученого-литературоведа, постижение основных подходов к изучению идейно-смыслового содержания художественного текста.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Литература народов Казахстана и СНГ
Цель дисциплины сформировать способность описывать закономерности развития современной литературы Казахстана и СНГ. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для сопоставительного изучения творчества писателей Казахстана и СНГ. Дисциплина направлена на изучение основных направлений, течений современного литературного процесса Казахстана и СНГ, жанрового состава и содержания произведений писателей.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Литература и массовая культура
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать тенденции развития современного историко-культурного процесса. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования жанрового состава современной литературы, идейно-художественных поисков писателей, методов изображения действительности. Дисциплина направлена на изучение влияния массовой культуры на развитие художественной литературы, предпосылок развития и роли массовой литературы в жизни общества.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Писатель и издатель
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать связь писательского труда и издательской деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения направлений и принципов сотрудничества писателя и издателя, функций литературных агентов. Дисциплина направлена на определение роли издателей в судьбе литературного произведения, особенностей издательской деятельности, этапов подготовки рукописи художественного произведения к публикации.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Современная литература Казахстана
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать закономерности развития современной литературы Казахстана. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения творчества казахских писателей конца ХХ – начала XXI веков. Дисциплина направлена на изучение жанрового состава произведений, художественных поисков писателей Казахстана, направлений развития современной отечественной литературы в условиях глобализации интеграции общества.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Искусство айтыса
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать роль и значение айтыса, его специфику как вида словесного искусства. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения истории становления и развития айтыса, Дисциплина направлена на исследование природы айтыса, истории и особенностей его развития, анализа творчества акынов, внесших значительный вклад в развитие поэтического искусства.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Литературное образование
Цель дисциплины сформировать способность понимать значение художественной литературы в духовном и нравственном воспитании личности, формировании эстетического вкуса. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для развития творческого мышления, понимания и осымысления художественных произведений. Дисциплина направлена на развитие навыков анализа и интерпретации произведений литературы, разработки стратегии изучения художественного творчества.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Литературное творчество и копирайтинг
Цель дисциплины сформировать способность составлять рекламные тексты для привлечения внимания читателей к литературным произведениям. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для применения в профессиональной деятельности механизмов и приемов написания рекламных текстов. Дисциплина направлена на изучение основ ssm менеджмента, этапов, особенностей, принципов и приемов создания литературных, рекламных текстов, сценариев, Интернет-постов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Казахские литературные взаимосвязи
Цель дисциплины сформировать способность понимать типологические связи казахской литературы с другими национальными литературами. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для анализа и определения особенностей развития литературных и культурных взаимосвязей Казахстана, их влияния на творчество казахских писателей. Дисциплина направлена на исследование особенностей развития казахских литературных связей с литературами зарубежных стран.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Общее языкознание
Цель дисциплины: формирование способности ориентироваться в актуальных лингвистических направлениях в рамках современных научных парадигм, знание их важнейших проблем и достижений. Предмет изучает основные положения современной теории языка, историю развития и важнейшие направления школы и науки, методы исследования современной лингвистики.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Литература и художественный перевод
Цель дисциплины сформировать способность понимать значение перевода в развитии межкультурных связей. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для оценки переводов произведений классиков казахской и зарубежной литературы. Дисциплина направлена на изучение особенностей художественного текста как объекта переводческой деятельности, основные критерии и методы художественного перевода, роль переводчика в формировании картины мира писателя.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Художественная литература и сторителлинг
Цель дисциплины сформировать способность понимать и описывать особенности написания и рассказывания художественных произведений, составления историй различных жанров и тем. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу понимания составления, структурирования и подачи произведений литературы. Дисциплина направлена на изучение принципов и приемов создания и презентации художественных текстов, работы с аудиторией.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Литературоведение и журналистика
Цель дисциплины сформировать способность понимать взаимосвязи литературоведения и журналистики, их близость и различие, специфику деятельности литературоведа и журналиста. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для подготовки статей различных жанров. Дисциплина направлена на изучение творческой деятельности литературоведа и журналиста, этапов их работы с информацией и подготовкой материала на конкретную тематику.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Объяснять закономерности исторического, социально-экономического развития Казахстана; понятийный и методологический аппарат современной социогуманитарной науки; сущность и значение информации в развитии современного общества, правил соблюдения информационной безопасности; особенности взаимодействия с окружающим миром; политические, социальные, культурные процессы сегодняшнего общества.
- Знать историю развития казахской и мировой литературы; исторические, социальные, экономические и политические факторы, влияющие на сознание и мировоззрение писателей, на развитие отечественной и мировой литературы.
- Понимать предпосылки, истоки и причины зарождения литературных и языковых явлений, их распространения на определенном этапе историко-культурного и художественного процессов; этапы создания произведений литературы и факторы, обусловливающие эволюцию мировоззрения писателя.
- Сравнивать художественные произведения, выделяя их типологические особенности, новаторство и самобытность писателей.
- Анализировать идейно-тематическое содержание, сюжетно-композиционную, пространственно-временную, языковую организацию произведений литературы и фольклора, их образную систему и жанрово-стилевое своеобразие.
- Использовать методы вспомогательных дисциплин литературоведения в процессе изучения творчества писателей, подготовки публичной речи, написания литературных текстов и сценариев, разработки учебных занятий.
- Владеть основными методами, приемами и средствами получения, хранения и обработки информации, необходимой для изучения литературного наследия прошлого и настоящего.
- Работать с научной литературой, архивными документами, необходимыми для постижения творческой биографии писателя, анализа произведений художественной литературы, преподавания литературы, фольклора, риторики и языка в образовательных учреждениях.
- Осуществлять сбор, систематизацию и интерпретацию информации для выработки суждений о тенденциях и закономерностях развития отечественной и мировой литературы и культуры.
- Применять теоретические знания по литературоведению, фольклористике, языкознанию и риторике в профессиональной практике и в процессе подготовки дипломной работы, реализации различных форм литературной деятельности.
- Оценивать достижения, методы и приемы современного литературоведения, фольклористики, риторики, языкознания их значение для постижения художественного творчества.
- Разрабатывать методические рекомендации и статьи по изучению художественных произведений с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.