Новая образовательная программа

8D01702 Подготовка педагогов русского языка и литературы в ТарГУ им. Дулати

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в системе высшего, послевузовского образования и научной сфере, удовлетворяющих потребностям рынка труда и освоение научно-исследовательских и экспериментальных методов наблюдения и анализа лингвистических, литературоведческих, лингво и литературнодидактических процессов и явлений.
  • Академическая степень Докторантура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 180
  • Область образования 8D01 Педагогические науки

Дисциплины

  • Структурализм в литературоведении

    Цель дисциплины - формирование теоретических и практических знаний по литературе как системно-функционального явления (системные отношения между отдельными элементами ее структуры, способные к интеграции и трансформации). Будут изучаться: история возникновения структурализма; базовые концепции и направления; нарратология: основные понятия, история возникновения, принципы и приемы нарративного анализа; анализ художественного текста в аспекте структурализма в литературоведении. В результате освоения дисциплины докторанты приобретут навыки исследования конструктивных элементов художественного произведения в их зависимости от художественного мировоззрения автора.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Лингвоконцептология

    Цель дисциплины - формирование аксиологических координат личности, освоение категориального аппарата лингвоконцептологии, способов и форм концептуализации мира, их трансляция в разных видах коммуникативной деятельности человека, знакомство с концептосферой носителей различных культур. Будут изучаться основные аспекты, направления, категории и понятия лингвоконцептологии; типы концептов; теории в области концептуального анализа; концепты в русле лингвистической философии и лингвокультурологии; методика анализа концептов. В результате освоения дисциплины докторанты приобретут навыки анализа концепта с культурно-обусловленными языковыми фактами.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Методы научных исследований

    Цель дисциплины - формирование теоретических и практических знаний по методологическому потенциалу науку, методам научного познания, организации научно-исследовательских проблем в сфере филологии. Будут изучаться основные этапы научного исследования; теоретико-методологические, методические и организационные аспекты осуществления научно-исследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины доктранты приобретут навыки отбора современного инструментария научных исследований (методология, этапы организации работы, современные методы наукометрии и их применение на практике) для осуществляения профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Инновационные методики преподавания русского языка и литературы в высшей школе

    Цель дисциплины - формирование профессиональной компетенции по инновационной деятельности в лингводидактике высшей школы: реализация инновационных технологий обучения в процессе преподавания русского языка и литературы как системно-структурного образования. Будут изучаться современные инновационные педагогические технологии обучения (теории и практики); принципы инновационного обучения; методы и приемы методики преподавания русского языка и литературы в высшей школе. В результате освоения дисциплины докторанты приобретут практические навыки применения инновационных методик преподавания русского языка и литературы в высшей школе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Цель дисциплины - формирование профессиональных и коммуникативных компетенций в написании академических текстов, осознанный выбор языковых единиц и их использование в зависимости от задач конкретного общения, осуществление аналитических текстовых действий (анализ и редактирование подготовленных рукописей). Изучаются структура и семантика текста, механизмы его формирования и восприятия; особенности академических жанров; основные цели аналитической обработки текстов как полной информационной и структурно полной целостности. В результате освоения дисциплины докторанты приобретают профессиональные навыки, связанные с построением текста, правильным, коммуникативным и целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), методами работы с текстом.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Использование искусственного интеллекта в корпусной лингвистике

    Цель дисциплины – сформировать систему знаний по истории становления корпусной лингвистики, основным принципам технологии создания корпусов, типам корпусов, достижениям и проблемам корпусной лингвистики, возможностям поиска и статистической обработки корпусного материала с использованием искусственного интеллекта. Будут изучены возможности применения корпусных методов в филологических исследованиях с использованием искусственного интеллекта. В результате освоения дисциплины докторанты познакомятся с отличительными особенностями корпусной лингвистки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психологическое направление в литературоведении

    Цель дисциплины - подготовка к профессиональной деятельности по теоретическому и практическому изучению философских основ психологического направления в литературоведении, представлений о психологизме художественного произведения. Будут изучаться философские основы и особенности психологического направления в литературоведении; психоаналитическая критика; творчество писателей в русле психологического направления; концепция контекста чтения и текста. В результате освоения дисциплины докторанты приобретут навыки и умения психологического анализа художественного текста, опираясь на психологические концепции автора и читательское восприятие.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Концепции современной филологической науки

    Цель дисциплины - сформировать целостное представление о концепциях современной филологической науки. Будут изучаться история, современное состояние и перспективы развития филологии в целом; методология, базовые принципы, объекты, направления и методика научного исследования. В результате освоения дисциплины будут приобретены навыки исследования на основе существующих методик в конкретной области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Казахстанское литературоведение в контексте мировой литературоведческой науки

    Цель дисциплины – формирование знаний и навыков, направленных на изучение особенностей и развития казахстанской литературы в рамках глобального литературного процесса. В рамках дисциплины будут изучены: вклад казахстанских литературоведов и писателей в развитие мировой литературы; становление казахстанской литературы, литературных направлений и течений в контексте мировой литературной науки; применение мировых литературоведческих теорий и методов для анализа казахстанской литературы, выявление её специфики и универсальных черт. В результате освоения курса докторанты овладеют навыками сравнительно-сопоставительного анализа произведений казахстанских авторов с мировыми образцами, выявляя сходства и различия. Докторанты овладеют навыками критического анализа литературных произведений, способностью учитывать культурные, социальные и исторические контексты, а также применять базовые теории и методы в контексте казахстанской литературной традиции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4

Результаты обучения

  • Анализировать, классифицировать и давать оценку особенностям жанров академического письма и научного стиля. Осуществлять профессиональную деятельность, связанную с написанием академических текстов, поиском информации в научных базах данных, реферированием текстов, аналитической обработкой образцов академического письма в современном информационном пространстве, и способностью публикации научных статьей в международных научных журналах.
  • Критически оценивать и интерпретировать основные методы и подходы в проведении научных исследований фундаментальных и прикладных проблем современной науки; демонстрировать результативность выбранных научных методов в области филолого-педагогической деятельности и применять их в научно-исследовательской деятельности. Использовать методы, технологии научных исследований в профессиональной деятельности, организовывать научные эксперименты. Генерировать новые научные идеи при решении исследовательских и профессиональных задач научно-педагогической деятельности, в том числе в междисциплинарных областях, расширяя границы научного познания.
  • Демонстрировать системное понимание предмета лингвоконцептологии; использовать понятийно-категориальный аппарат и методы описания национально-культурных особенностей в языке и сравнения концептуальных систем разных культур. Критически оценивать и систематизировать актуальные концепции современного филологического знания. Формулировать оригинальные научные идеи с использованием достижений передовой исследовательской и методической мысли.
  • Предлагать свои идеи по использованию принципов, ключевых понятий и методов для сравнительного анализа казахстанского литературоведения с достижениями мировой литературоведческой мысли; открывать возможности развития теоретического знания, актуализируя творчество казахстанских авторов и популяризируя их достижения в научной среде и широкой читательской аудитории; способствовать культурному развитию общества, базирующегося на знании.
  • Оценивать и прогнозировать развитие корпусной лингвистики с применением технологий искусственного интеллекта; декларировать собственные научные идеи и доказывать практическую значимость полученных результатов аудитории специалистов. Адаптироваться к изменениям, связанным с влиянием искусственного интеллекта на образовательное пространство, осваивать новые навыки, творчески использовать традиционный и инновационный методический инструментарий в преподавании лингвистических и историко-литературных дисциплин; генерировать внедрение собственных инновационных методик в учебный процесс и быть открытым для новаций; развивать технологии, обеспечивающие качественное филологическое образование.
  • Анализировать степень доминирования психологического направления в литературоведении, проводить литературоведческую экспертизу текста и формулировать выводы о значении психологических аспектов литературы в понимании антропологической природы человека. Демонстрировать системное понимание взаимосвязанных базовых структурных элементов художественных произведений, оценивать структуру произведения как смыслообразующую систему; интерпретировать художественный текст как многоуровневую структуру. Аргументированно представлять результаты актуальных исследований в области филологического образования перед научно-педагогической общественностью.
Top