7M01511 Биология в ЖУ им. Жансугурова
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных магистров, обладающих углублённой научной и педагогической подготовкой, глубокими знаниями и практическими навыками в области биологии и экологии, способных к преподаванию, научным исследованиям, внедрению инновационных практик, конкурентоспособных на рынке труда и адаптирующихся к изменяющимся профессиональным условиям.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Жетысуский университет имени Ильяса Жансугурова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M014 Подготовка педагогов биологии (казахский, русский, английский языки)
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M015 Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам
Дисциплины
-
Организация и планирование исследований
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов навыки организации и планирования научных исследований в биологии. Содержание: Работа с научной литературой, планирование и проведение экспериментов, анализ данных, подготовка отчетов, а также управление исследовательскими и инновационными проектами. В результате освоения магистранты смогут эффективно планировать, проводить и управлять научными проектами в биологии
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины — формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области преподавания в высшей школе. Содержание включает теоретические основы педагогики, методы и технологии обучения, управление учебным процессом, педагогическое взаимодействие и проектирование учебных курсов. В результате освоения дисциплины магистранты овладевают современными методиками преподавания, оценивают роль педагогики в системе наук и способны эффективно организовывать образовательную деятельность в высшей школе
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Вода, воздух и изменение климата
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов комплексное понимание взаимосвязи воды, воздуха и изменений климата. Содержание: Основы гидрологии, метеорологии и климатологии, природные циклы, физико-химические свойства, антропогенное воздействие, загрязнение, экстремальные явления и глобальное потепление. В результате освоения магистранты смогут анализировать природные процессы, оценивать климатические изменения и разрабатывать устойчивые подходы к управлению ресурсами
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Статистический анализ
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов навыки применения статистических методов для анализа биологических данных и проведения научных исследований. Содержание дисциплины: основы описательной статистики для обобщения данных и инференциальной статистики для проверки гипотез и выводов о генеральной совокупности. Рассматриваются методы статистического мышления и анализа, применимые в биологии. В результате освоения дисциплины магистранты смогут правильно обрабатывать и интерпретировать данные, проводить статистический анализ и делать обоснованные научные выводы
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины – формирование у магистрантов системного представления о развитии философского и научного знания, развитие навыков критического анализа, междисциплинарного синтеза и оценки теорий в научном и образовательном контексте. Курс охватывает ключевые этапы эволюции философии и науки, рассматривает школы мысли и методологические подходы — от античности до постпозитивизма. В результате освоения дисциплины магистранты умеют критически анализировать теории, аргументированно обсуждать основания науки, самостоятельно осмысливать актуальные проблемы
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Методы экологической судебной экспертизы
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов знания и навыки проведения экологической судебной экспертизы. Содержание: Изучение правовых основ, объектов и методологии экспертизы, лабораторных методов анализа загрязнений, а также ГИС-технологий для оценки экологического состояния и выявления источников загрязнения. В результате освоения магистранты смогут проводить комплексную экспертизу и обоснованно оценивать экологическое состояние территорий
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Стратегии защиты горных экосистем
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов понимание проблем и стратегий охраны горных экосистем. Содержание: Биоразнообразие, экологические функции, угрозы (климат, промышленность, туризм), правовые основы, методы сохранения и восстановления, борьба с инвазивными видами. В результате освоения магистранты смогут разрабатывать и применять стратегии защиты горных экосистем с учётом природоохранных и социально-экономических факторов
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биология высоких гор
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов знания о биологических особенностях и адаптациях организмов в высокогорных экосистемах. Содержание дисциплины: абиотические факторы высокогорья, адаптации растений, животных и микроорганизмов к экстремальным условиям, экологические взаимодействия и влияние человеческой деятельности на эти экосистемы. В результате освоения дисциплины магистранты смогут анализировать биологические процессы и взаимодействия в высокогорных условиях, а также оценивать воздействие антропогенных факторов на эти уникальные экосистемы
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Психология управления
Цель дисциплины – формирование у магистрантов целостного представления о психологических аспектах управленческой деятельности, развитие аналитических умений, способности к междисциплинарному синтезу и оценке управленческих практик с позиций психологии. Курс охватывает ключевые теории и подходы в психологии управления, включает изучение личности руководителя, управленческого взаимодействия, организационной культуры и психологических основ принятия решений. В результате освоения дисциплины магистранты умеют анализировать управленческие процессы, моделировать эффективные взаимодействия и оценивать психологическую обоснованность управленческих стратегий.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
ГИС (Географические информационные системы) - физическая география горных хребтов
Цель дисциплины – развитие навыков использования ГИС для изучения физической географии горных хребтов. Содержание: Изучение возможностей ГИС для анализа и визуализации пространственных данных, а также основных природных процессов и характеристик горных регионов. В результате освоения магистранты смогут применять ГИС для комплексного анализа и интерпретации природных процессов в горах
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины — развитие у магистрантов иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для работы, научной деятельности и общения в международной среде. Содержание включает обучение иностранному языку с учетом специальной направленности, работу с научными и деловыми текстами, развитие навыков устной и письменной речи, написания научных текстов, публичных выступлений, а также освоение принципов межкультурного общения. В результате освоения дисциплины магистранты способны эффективно использовать иностранный язык в учебной и исследовательской работе, свободно ориентируются в научных дискуссиях, умеют анализировать и создавать тексты разного уровня и жанра
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 4
-
Сравнительная анатомия позвоночных
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов знания о морфологической и физиологической организации позвоночных животных и их эволюционных связях. Содержание дисциплины: особенности анатомии и физиологии позвоночных, их филогенетические взаимоотношения, данные эмбриологии и палеонтологии. Рассматриваются эволюционные процессы и онтогенез позвоночных. В результате освоения дисциплины магистранты будут владеть понятийным аппаратом сравнительной анатомии, смогут интерпретировать эволюционные и морфологические данные для анализа развития позвоночных животных
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Новые подходы в обучении биологии
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов педагогические компетенции с применением инновационных методов преподавания биологии. Содержание: изучение интерактивных технологий, проектного обучения, цифровых ресурсов и междисциплинарной интеграции для повышения мотивации и понимания биологии. В результате освоения магистранты смогут разрабатывать и применять современные образовательные стратегии, учитывающие потребности студентов
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Защита и сохранение биоразнообразия
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов понимание принципов сохранения и устойчивого использования биоразнообразия. Содержание: изучение уровней биологического разнообразия, причин вымирания видов, основ систематики, экологических кризисов и стратегий защиты экосистем. В результате освоения магистранты смогут оценивать состояние биоразнообразия и применять научные методы для его сохранения
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Загрязнение и микробиология
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов знания о роли микроорганизмов в загрязнении и очистке окружающей среды. Содержание: виды загрязнений, микробиологические аспекты, микроорганизмы как индикаторы и агенты биоремедиации, методы мониторинга и влияние загрязнений на микробные сообщества.В результате освоения магистранты смогут оценивать микробиологические процессы и применять методы для мониторинга и очистки среды
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Современные проблемы молекулярной биологии
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов понимание ключевых направлений и современных проблем молекулярной биологии. Содержание: изучение современных теорий, достижений и методов молекулярно-генетических исследований, а также работа с научной литературой и базами данных. В результате освоения магистранты смогут применять молекулярно-генетические подходы и анализировать научную информацию в исследовательской и практической деятельности
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Экологические методы
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов знания и навыки применения экологических методов для исследования природных систем и оценки антропогенного воздействия. Содержание: методологические подходы, сбор и анализ данных, полевые методы, отбор проб, учет биоразнообразия и изучение структуры и функций экосистем. В результате освоения магистранты смогут проводить комплексные экологические исследования и оценивать состояние окружающей среды
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Сравнительная анатомия высших растений
Цель дисциплины – формирование у магистрантов знаний об анатомии и морфологии высших растений и их эволюционных особенностях. Содержание дисциплины: строение растений на морфологическом и анатомическом уровнях, методы подготовки анатомических препаратов, возрастные и сезонные изменения, классификация растений по местообитанию, филогенетическое совершенствование растений. В результате освоения дисциплины магистранты будут владеть основными понятиями и методами сравнительной анатомии высших растений, необходимыми для углубленного биологического анализа
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 6
-
Методика преподавания биологии в унивеситете
Цель дисциплины – подготовить магистрантов к преподаванию биологии в вузе. Содержание: Теоретические основы методики преподавания, Болонский процесс, современные методы и формы обучения, оценивание знаний, разработка учебных программ, интеграция дисциплин и организация научно-исследовательской работы студентов. В результате освоения магистранты смогут разрабатывать и применять эффективные образовательные программы и методы обучения в области биологии
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Использовать иностранный язык для профессионального общения, получения информации, работы с специализированной научной литературой, публикации научных работ, подготовки и защиты научных исследований
- Применять психолого-педагогические методы и технологии в управленческой и педагогической деятельности для формирования образовательной среды и развития организационной культуры
- Применять географические информационные системы и методы экологической судебной экспертизы для решения практических задач в сфере охраны окружающей среды, анализа геопространственных данных, оценки экологических рисков и воздействия загрязняющих веществ
- Проводить анализ анатомо-морфологических и физиологических особенностей растений и позвоночных животных, классификацию по местообитанию, выявление филогенетических связей и подготовку анатомических препаратов для микроскопического и функционального исследования
- Осуществлять экологические и микробиологические методы для оценки состояния окружающей среды, анализа загрязняющих веществ, использования биоиндикации, а также микробиологического анализа воды, почвы и воздуха для выявления и оценки воздействия загрязнителей на экосистемы и микробные сообщества
- Владеть методами преподавания биологии в вузе, инновационными методиками обучения, технологиями оценивания и управления учебно-воспитательным процессом в условиях трансформации системы образования
- Проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- Исследовать организацию живых организмов на молекулярно-генетическом и клеточном уровнях, наследственность и патологии, а также применять молекулярно-генетические методы для научных исследований и охраны биоразнообразия
- Разрабатывать стратегии сохранения биоразнообразия на основе анализа природных циклов воды и воздуха, их физико-химических характеристик, антропогенного воздействия и оценки экологического состояния экосистем с учётом климатических изменений, адаптациям жизни к экстремальным условиям больших высот
- Организовывать научные исследования, включая планирование биологических экспериментов, разработку отчетов, анализ результатов и использование инструментов статистического мышления и методов анализа данных