Действующая образовательная программа

6B03104 Культурология в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Дисциплины

  • Антикоррупционная культура

    Цель изучения дисциплины: раскрытие таких категорий, как право и государство, дать необходимое общее представление студентам о национальных отраслях права, ознакомление с основными нормами права Республики Казахстан, в том числе нормативно-правовыми актами в сфере конституционного, административного, гражданского, уголовного и иных отраслей права Казахстана.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы научных исследований

    Дисциплина направлена на формирование у студентов понимания особенностей культурологических исследований и развитие исследовательских навыков. Цель — овладение фундаментальными и прикладными методами исследования, навыками работы с академическими текстами (чтение и письмо) и проведения полевых исследований. Дисциплина включает историко-типологические, антропологические, функционалистские, структуралистские, семиотические и визуальные методы, а также интервьюирование, наблюдение, создание ментальных карт и работу с нарративами.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Инклюзивная культура в современном обществе

    Целью дисциплины является формирование у студентов навыков знаний основ инклюзивной культуры общества, базовых принципов инклюзивной культуры, а также знания нормативно-правовых аспектов организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В результате освоения дисциплины формируются способности студентов использовать принципы инклюзии в социальной и профессиональной сферах, способности выбирать коммуникативные стратегии в мультикультурном обществе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Целью дисциплины является формирование у обучающихся рационального финансового поведения при принятии решений, касающихся личных финансов, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования в том числе цифровых технологий. Повышение уровня финансовой грамотности позволят обучающимся принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы и своевременно распознавать финансовые мошенничества. Курс «Основы финансовой грамотности» направлен на получение знаний и навыков в области управления личными финансами. В рамках курса обучающиеся научаться использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, получат практические навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности, научаться анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах для выбора адекватной инвестиционной стратегии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в культурологию

    Дисциплина направлена на формирование общих представлений о двух уровнях фундаментальной и прикладной культурологии, о принципиальной междисциплинарности культурологического подхода. Цель дисциплины –дать представление о специальности, о специфике культурологического знания, ознакомить со сферами применения культурологического знания, компетенциями культуролога. В рамках дисциплины изучается специфика культурологического знания, профессиональные квалификации и сферы деятельности культуролога

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство и бизнес

    Дисциплина направлена на формирование теоретических, научно-практических навыков организации предпринимательской деятельности и бизнеса. В содержании дисциплины рассматриваются нормативно-правовые, экономические и организационно-управленческие основы формирования предпринимательского мышления, что позволяет эффективно анализировать и решать реальные бизнес-задачи, а также адаптироваться к динамичной деловой среде. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины, обеспечат студентов необходимыми компетенциями для принятия обоснованных решений в процессе ведения бизнеса и развития предпринимательских проектов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Устойчивое развитие, экология и безопасность жизнедеятельности

    Цель: дать знания о принципах устойчивого развития, основ целей устойчивого развития (ЦУР), ESG-принципов, декарбонизации и научить анализировать взаимосвязь экологических, социальных, экономических факторов, оценивать риски и разрабатывать устойчивые стратегии глобальных экологических и социальных вызовов и их последствий, экобезопасности водных ресурсов, воздушного бассейна, деградации земельных ресурсов, продовольственной безопасности, природных и техногенных бедствиях, связанных с антропогенной деятельностью и способах защиты от них.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Цивилизации древности

    Дисциплина направлена на изучение культуры, обычаев, традиций и наследия древних цивилизаций в широком историко-культурном контексте. Цель — сформировать комплексное представление о достижениях древних культур и их влиянии на развитие мировой цивилизации. В рамках дисциплины рассматриваются особенности первобытной культуры, а также культуры Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Ирана, Мезоамерики и африканских племён. Студенты научатся анализировать специфику культурного развития в разные исторические периоды и выявлять их связь с современностью.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Образы космоса в массовой культуре

    Дисциплина направлен на получение знаний об астрокультурных исследованиях и развитие исследовательских навыков. Цель дисциплины - сформировать представления об астрокультуре и способах ее изучения, развить навыки исследования визуальных репрезентаций космоса в массовой культуре. В рамках курса будут рассмотрены репрезентации космоса в локальном и глобальном контекстах в самых различных медиа – кинематографе, литературе, фотографии, видеоиграх, музеях, социальных медиа. В рамках дисциплины студенты научаться навыкам визуального анализа различных текстов культуры, презентации результатов исследований, работы в команде, расширят свои познания в области современных исследований культуры и культурного ландшафта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Contemporary Art в Казахстане

    Дисциплина направлена на анализ современного художественного опыта в Казахстане. Цель — исследование форм современного искусства и их содержательно-социальной специфики. В рамках дисциплины изучаются граффити, муралы, инсталляции, медиа-арт, перформансы, активизм, а также современные арт-проекты и их авторы. Анализируется связь искусства с актуальными проблемами современности через творчество художников.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Развитие изобразительного искусства в Казахстане

    Дисциплина направлена на рассмотрение истории казахстанского изобразительного искусства в широком историко-культурном контексте. Целью дисциплины является углубленное ознакомление студентов с историей развития изобразительного искусства в Казахстане, стилями и формами актуального искусства. Дисциплина формирует навыки визуального, семиотического, деколониального анализа, коммуникации с современными художниками.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 7
  • Введение в исследования Центральной Азии

    Дисциплина представляет собой вводный курс по междисциплинарному и культурологическому изучению региона Центральной Азии. Цель — сформировать у студентов комплексное представление об исторических, культурных, политических и цивилизационных особенностях региона. В рамках дисциплины рассматриваются вопросы региональной идентичности, тюркского наследия, колониального и постколониального опыта, трансграничных связей и вызовов глобализации. Студенты осваивают навыки анализа Центральной Азии как самостоятельного объекта исследования и критической оценки современных региональных процессов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Теории и история искусства

    Дисциплина направлена на ознакомление с основными понятиями, периодами и направлениями в теории и истории искусства, с различными типами интерпретаций произведений искусства, рассмотрение актуальных теоретических проблем искусствознания. Цель дисциплины - сформировать системное знание и целостное представление о формах и направлениях искусства. В рамках дисциплины рассматриваются нелинейные представления искусства в условиях постколониальности, теоретической и аналитической методологии искусствознания.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Интеллектуалы мусульманского мира

    Дисциплина направлена на изучение работ и интеллектуалов мусульманского Востока. Цель дисциплины -формирование культурологического подхода в понимании и изучении научно-теоретического материала по культуре и религии народов Средней Азии и Ближнего Востока ІХ-XIV вв. В рамках дисциплины рассматривается философские мысли, научные достижения и поэтические труды мыслителей Средней Азии и Ближнего Востока.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Онтология и морфология культуры

    Дисциплина направлена на изучение фундаментальных оснований культуры как особой формы человеческого бытия. В рамках курса рассматриваются ключевые подходы к пониманию культуры, ее онтологический статус, морфология культуры, как совокупность устойчивых форм, структур и символических систем, формирующих культурную реальность. По завершении дисциплины студенты смогут анализировать структуру и формы проявления культурных феноменов, применять полученные знания в аналитической и исследовательской деятельности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Этика и эстетика

    Дисциплина направлена на формирование у обучающихся целостного представления о сущности, генезисе и ключевых проблемах этики и эстетики как учений о морали и красоте. В рамках дисциплины обучающиеся осваивают основные категории, концепции и подходы, характерные для этического и эстетического мышления в историко-культурном контексте. Особое внимание уделяется анализу моральных норм, этических дилемм, эстетических вкусов и идеалов, а также их трансформации в современном мире. Обучающиеся учатся аргументированно рассуждать о ценностях, различать нормативные и описательные подходы в этике, анализировать художественные произведения с точки зрения эстетических теорий. Освоение дисциплины развивает навыки критического мышления, культурологического анализа, способности к моральной рефлексии и эстетической оценке. Дисциплина закладывает фундамент для дальнейшего профессионального осмысления культурных явлений сквозь призму этических и эстетических критериев.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культура европейского средневековья и Возрождения

    Дисциплина направлена на расширение знаний в области истории мировой культуры и аналитических навыков. Цель дисциплины - углубленное изучение европейской культуры средневековья и Возрождения на основе разных методологических подходов, современных концепций. В рамках дисциплины рассматривается формы социальной организации и поведения, способы мышления и художественного выражения в историческом контексте. Студенты научаться анализировать и сравнивать культурные тексты рассматриваемых эпох, освоят навыки визуального и семиотического анализа, презентации собственных проектов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Мусульманский Ренессанс и тюркская культура

    Дисциплина направлена на изучение культуры мусульманского ренессанса и тюркоязычной культуры. Цель дисциплины - дать целостное представление о становлении и развитии истории и культуры тюрко-мусульманских народов. В рамках дисциплины рассматривается основные тенденции, определявшие развитие истории и культуры тюрко-мусульманских народов; основные подходы и методы в изучении истории и культуры тюрко-мусульманских народов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • История казахской культуры

    Дисциплина направлена на изучение особенности казахской культуры. Цель дисциплины – ознакомить студентов казахской культурой в процессе ее исторического развития, культурным наследием, традицией, обычай казахского народа. В рамках дисциплины рассматривается культурные особенности кочевой цивилизации, духовное и материальное наследие казахского народа, научные достижения, великие личности казахской степи и их творчество. Значение казахского фольклора, произведений жырау, акынов, биев, музыкантов, памятников письменной литературы, содержание религиозной жизни народа, просвещения, обычаев, менталитета, нравственных и эстетических идеалов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Культура повседневности

    Дисциплина направлена на изучение теории повседневной культуры. Цель дисциплины - усвоение студентами общей методологии исследования повседневности, различных подходов к изучению повседневности, а также приобретению навыков работы с различными источниками. В рамках дисциплины приобретаются навыки работы с официальными и личными архивами. В качестве основного материала для исследований и примером применения изучаемых методик в курсе рассматривается повседневность советского периода. Предусмотрено чтение научной литературы и текстов, посвященных повседневности, а также методологии ее изучения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Театральная культура в Казахстане

    Дисциплина направлена на изучение театрального искусства Казахстана. Цель дисциплины – создание условий для самореализации и развития личности обучающегося, выявление его творческого потенциала средствами театральной педагогики. В рамках дисциплины рассматривается история зарождения театрального искусства в Казахстане, основные направления и жанры, первые постановки, репертуары, взаимодействие театра и науки.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Религия и искусство

    Дисциплина направлена на обучение студентов знаниям о взаимосвязи религии и искусства. Цель дисциплины - формировать знания об особенностях религии и искусства, истории развития архитектурных форм, где проводятся религиозные обряды. В рамках дисциплины рассматривается профессиональный категориальный аппарат, знакомит студентов с основными религиозными традициями мира, о месте искусства в религии, механизмы воздействия религии на человека через искусство; изучает влияние религии и искусства на духовное раскрытие человека и развитие творческого потенциала.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Культура Нового времени

    Дисциплина направлена на изучение социально-экономических и культурных изменений, основных этапов, достижений культуры Нового времени. Цель дисциплины – формирование базовых знаний и целостного представления о культуре Нового времени, развитие навыков работы с различными культурологическими источниками. В рамках дисциплины рассматриваются основные культурные процессы и явления Нового времени, эволюция художественных направлений, идей и ценностей, а также влияние исторического контекста на развитие форм культуры в различных сферах. По результатам обучения формируются навыки классификации и интерпретации культуры Нового времени в контексте как истории мировой культуры, так и современных идей, тенденций на основе знания и понимания ее достижений, развиваются навыки критического анализа культурологических источников, академического письма, аргументированного обоснования своей позиции и ведения диалога.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Американская культура

    Дисциплина направлена на обзор американской культуры на основе письменных текстов от колониального периода до современной сцены. Цели дисциплины - изучить предметное поле американской культуры в ее соотнесенности с другими типами культуры. В рамках дисциплины рассматриваются культурные ценности, которые считаются основой американской культуры, а также то, как эти ценности трансформировались и выражаются в современности через различные формы. такие темы, как: семья, этническое и культурное разнообразие, потребительство, развлечения и технологии и другие.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Литература современного Казахстана

    Дисциплина направлена на выявление тенденций развития казахской литературы сегодня. Цель дисциплины – проанализировать характер развития современной казахской литературы. В рамках дисциплины рассматриваются основные деятели современной казахской литературы, их произведения, жанр казахской литературы, колониальные и постколониальные теории в изучении казахской литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История казахской музыки

    Дисциплина направлена на изучение исторического развития казахской музыки, её жанрового разнообразия, а также творчества выдающихся исполнителей и композиторов. Цель — сформировать системное представление о традиционном и профессиональном музыкальном искусстве казахов и осмыслить значение музыкального наследия как культурного кода. В рамках дисциплины рассматриваются музыкальные формы от древности до современности (кюй, терме, жыр, айтыс, народные песни), музыкальные инструменты и исполнительские школы. Студенты осваивают навыки музыкального анализа, исторического сопоставления и культурной интерпретации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культурная политика в Казахстане

    Дисциплина направлена на изучение концепций и практик культурной политики. Цель дисциплины — формирование целостного представления о сущности и эволюции культурной политики. В рамках дисциплины изучаются нормативные и правовые документы в сфере культурной политики, проводится сравнительный анализ различных моделей, рассматриваются механизмы и инструменты реализации культурной политики. Будут проводить сравнительный анализ моделей культурной политики различных стран, а также применять полученные знания для критической оценки и разработки предложений по совершенствованию культурной политики в контексте современных вызовов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Корпоративная культура

    Дисциплина направлена на изучение ценностей, норм, традиций и этических установок, которые формируют внутреннюю атмосферу и поведение сотрудников в трудовом коллективе. В рамках курса рассматриваются исторические и региональные особенности становления корпоративной культуры, а также её основные принципы и их влияние на эффективность работы трудового коллектива или организации. Важное внимание уделяется роли руководства в создании корпоративной среды, взаимодействию между сотрудниками, вопросам формирования мотивации и корпоративной идентичности. Дисциплина поможет студентам развивать навыки управления организационными процессами и улучшения морально-психологического климата в трудовых коллективах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория массовой культуры

    Дисциплина направлена на изучение формирование и развитие массовой культуры. Цель дисциплины - сформировать у студентов разностороннее понимание феномена массовой культуры, а также выработать навык анализа массовой культуры с использованием современных концептуальных и теоретических инструментов. В рамках дисциплины рассматриваются определение современных культурных тенденций, основных направлений массовой культуры и ее места в современном мире, проникновение культурных стереотипов в разные слои общества, выявление основных характеристик западной и казахстанской массовой культуры; изучение различных текстов массовой культуры - рекламы, телевизионных сюжетов, блокбастеров в литературе и кино, возникновения масскультурных стереотипов, культурных мифов, феномена потребности в «массовых» текстах в современном мире.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культурный брендинг

    Дисциплина направлена на изучение теории и практики культурного брендинга. Цель дисциплины – изучение базовых понятий и концептуальных основ культурного брендинга. В рамках дисциплины изучаются концепции культурного брендинга, рассматриваются механизмы, инструменты создания культурного брендинга.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Постмодернизм в искусстве

    Дисциплина направлена на изучение особенности искусства постмодернизма. Цель дисциплины - сформировать базовые знания о постмодернизме как явлении культуры, рассмотреть его особенности, понятия и категории, проявления в различных видах искусства. в рамках дисциплины рассматриваются основные проблемы искусства постмодернизма.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Искусственный интеллект и исследовательская практика: этика, технологии, культура

    Дисциплина направлена на изучение взаимодействия искусственного интеллекта с современным искусством и культурными практиками, Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о принципах функционирования искусственного интеллекта и научить их анализировать и оценивать художественные, культурные и этические аспекты его применения в исследовательской и творческой практике. В рамках дисциплины будет рассматриваться: применение генеративных алгоритмов в цифровом искусстве, музыке, литературе и дизайне; роль ИИ в музейной и кураторской деятельности (цифровые архивы, виртуальные выставки, иммерсивные среды); проблема авторства, оригинальности и подлинности в AI-арт-практиках; этические вопросы, связанные с автоматизированным созданием культурных объектов (deepfake, авто-плагиат, алгоритмическая предвзятость).

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Визуальная антропология

    Дисциплина направлена на изучение сущности визуальной информации, виды визуальных источников. Цель дисциплины - сформировать представление о визуальной антропологии, её сущности, теоретическом и прикладном потенциале, соответствующее актуальным научным представлениям. В рамках дисциплины рассматриваются история и место визуальной антропологии в системе научных знаний, направления и школы внутри визуальной антропологии, основные концепции

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Региональные исследования в культурологии

    Дисциплина направлена на изучение культурных особенностей, традиций и процессов, характерных для различных регионов мира, с акцентом на их уникальность и взаимовлияние в глобальном контексте, включая культурное наследие и современные тенденции Казахстана. Цель дисциплины — сформировать у студентов системное понимание региональной культурной специфики, подчеркнуть уникальность культурных явлений и их взаимодействие в мировом контексте, а также развить способность анализировать и интерпретировать культурные процессы в их географическом и историческом измерении. В ходе изучения дисциплины формируются навыки анализа культурных процессов, работы с этнографическими и историческими источниками, проведения сравнительных исследований, а также применения междисциплинарного подхода для изучения культурного разнообразия регионов, включая Казахстан и его роль в глобальном культурном пространстве.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвокультурология и межкультурная коммуникация

    Дисциплина направлена на получение знаний и навыков в области лингвокультурологии и межкультурной коммуникации. Цель дисциплины - формирование у студентов базовых знаний в области лингвокультурологии и первичных навыков лингвокультурологического анализа культуры, формирование личностной, межкультурной и коммуникативной компетентностей. В рамках дисциплины студенты научаться демонстрировать навыки коммуникации; оценивать различные ситуации межкультурной коммуникации; интерпретировать различные тексты, кейсы с лингвокультурологической оптики.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Процессы коммеморации в современной культуре Казахстана

    Дисциплина направлена на формирование навыков самостоятельной исследовательской работы бакалавров культурологов через исследование современной коммеморативной культуры Казахстана. Цель дисциплины - показать разнообразие подходов исследования памяти как культурного, социального и политического проекта. В рамках дисциплины рассматриваются колониальные, постколониальные и деколониальные концепции и практики в современной культуре Казахстана.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • История и теория кино

    Дисциплина направлена на получение знаний и навыков в области исследования кинематографа. Цель дисциплины — формирование у студентов навыков углублённого прочтения киноконтента и умения использовать его как эвристический инструмент анализа социальной реальности. В рамках дисциплины студенты расширят знания о мировом кинематографе, познакомятся с концептуальными подходами к исследованию феномена кино, а также освоят методы семиотического и дискурсивного анализа киноконтента. В результате освоения дисциплины обучающийся сможет анализировать кинопроизведения с применением современных теорий и методов культурологического анализа, интерпретируя кино как форму социальной репрезентации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Культурный туризм в Казахстане

    Дисциплина направлена на изучение перспективного и активно развивающегося в настоящее время направления – культурного туризма. Цель дисциплины - сформировать представление об особенностях развития и функционирования культурной составляющей туристической отрасли в Казахстана и ее перспективы. В рамках дисциплины рассматриваются история развития культурного туризма, культурный потенциал страны, культурные продукты, объекты туризма.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Музеология

    Дисциплина направлена на изучение теории и практики музейной деятельности. Цель дисциплины сформировать у студентов представления о музеологии, привить способность понимать специфический язык музея, видеть уникальность и ценность сохранившихся памятников культурного наследия, а также ознакомление инструментами исследования музеологии. В рамках дисциплины рассматриваются история развития музейного дела, направления деятельности музея, создание экспозиции, основные источники и методы музеологии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Философия и теория культуры

    Дисциплина направлена на определение места и роли философского осмысления культуры в ее историческом измерении, определении основных философско-методологических подходов в изучении культуры, ее роли в социально-культурной жизни человека, в раскрытии главных проблем взаимодействия человека и культуры. Целью дисциплины является анализ влияния философии на формирование культурных практик и наоборот. В рамках данной дисциплины студенты изучают основные теоретические подходы к культуре, анализируют культурные процессы и явления с философской точки зрения, и разрабатывают собственные концептуальные подходы к анализу культуры.

    Год обучения - 3
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Исследование материального и нематериального культурного наследия

    Дисциплина направлена на изучение ключевых подходов, методов и технологий исследования, сохранения и трансляции материального и нематериального культурного наследия, с акцентом на их культурную и историческую значимость. Она способствует формированию у студентов глубокого понимания роли наследия в укреплении национальной идентичности и в глобальном культурном контексте. Цель дисциплины – обучить студентов исследовать культурное наследие с использованием современных методик, развивать навыки анализа и интерпретации объектов и явлений культуры, а также применять полученные знания для сохранения и популяризации культурных традиций. В рамках дисциплины будут рассматриваться материальное и нематериальное культурное наследие казахского народа, включая архитектурные памятники, ремесленные традиции, музыкальные произведения, обычаи, обряды, фольклор и язык. Особое внимание уделяется изучению символов и ритуалов, их антропологического значения, а также вопросам цифровизации и современных практик презентации культурного наследия. Дисциплина также предполагает изучение международных подходов к охране культурного наследия, сотрудничество с глобальными инициативами, такими как UNESCO, и адаптацию мирового опыта к условиям Казахстана.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Постколониальная литература

    Дисциплина направлена на изучение проблем постколониального периода. Цель дисциплины - исследование культурных явлений, объединяемых под вывеской «постколониальное письмо». В рамках дисциплины рассматриваются проблемы репрезентации, культурной гегемонии и культурных стереотипов Запада и Востока, взаимосвязь постколониализма и постмодернизма: децентрации и маргинальности, вопросы гибридности, мультикультурализма в «пограничной» прозе постколониальных авторов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская мифология

    Дисциплина направлена на изучение казахской и шире, тюркской мифологии, осмысление роли казахской мифологии в пространстве мировой культуры Цели изучения дисциплины: дать обучающимся целостное представление о казахской мифологии в контексте философии мифа, ознакомить с эволюцией национальных архетипов в системе мифов; изучить современные парадигмы исследования казахской мифологии, основываясь на трудах известных отечественных мифологов и теоретиков мифа, способствовать овладению обучающимися понятийным аппаратом, определяющим специфику анализа мифологии; текстов по казахской мифологии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основы межкультурного и межцивилизационного диалога

    Дисциплина направлена на формирование целостное представление о диалоге разных культур и цивилизаций; познакомить с многообразием культур, понять особенности диалога культур в условиях процесса глобализации. Цель дисциплины - освоение теоретических и практических основ межкультурного и межцивилизационного диалога на основе его современной парадигмы и казахстанских историко-культурных традиций. В рамках дисциплины рассматриваются основные подходы к современному пониманию межкультурного диалога в его отличии от межкультурной, транскультурной, кросскультурной коммуникаций, мультикультурализма, поликультурности, культурной компетенции, культурной интерференции и т.п.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные культурные индустрии и практики

    Дисциплина направлена на формирование глубокого понимания современных культурных индустрий и практик, их структур и динамики функционирования. Цель дисциплины — развить критическое мышление и аналитические навыки в области культурных явлений. В рамках дисциплины рассматриваются медиаиндустрии, креативные индустрии, культурное предпринимательство, а также влияние цифровых технологий на культуру. Студенты изучают процессы культурного производства, распространения и потребления, а также взаимодействие культуры с экономикой и обществом.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные гендерные исследования

    Дисциплина направлена на формирование у студентов понимания гендерных теорий, анализ социальных конструкций пола и гендера, а также изучение влияния гендерных факторов на различные аспекты общества. Цель дисциплины — развить критическое мышление и навыки анализа гендерных явлений. В рамках дисциплины рассматриваются гендерные стереотипы, феминистские теории, гендерные роли в культуре и медиа, а также вопросы гендерного равенства и социальной справедливости.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и теория моды

    Дисциплина направлена на формирование у обучающихся компетенции в области истории и теории моды, стимулировать творческое развитие студентов, способствовать развитию навыков научного анализа и сопоставления процессов в области культуры и моды разных периодов. Цель дисциплины - анализ исторических изменений в моде и понимание их культурного и социального значения. В рамках дисциплины рассматриваются ключевые эпохи и стили в моде, влияния различных культур на моду, а также основные теории и концепции, формировавшие развитие моды до наших дней.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Кураторство и современные арт практики

    Дисциплина направлена на развитие кураторского мышления и приобретение широкого спектра практических знаний и навыков, необходимых для придумывания и реализации кураторских проектов. Цель дисциплины - изучение института кураторства, как целостного феномена, как самостоятельного вида профессиональной деятельности, направленной на оценку художественных явлений, анализ художественных, социальных и культурных процессов. В рамках дисциплины рассматриваются основные тенденции развития арт проектов, функции куратора, методы и инструменты создания проектов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Исследовательская этика

    Дисциплина формирует ответственное научное поведение и осознанный подход к этическим аспектам профессиональной деятельности. Её цель — изучить основные этические принципы и нормы научных исследований, а также их практическое применение. Студенты развивают этические компетенции с учётом цифровых тенденций, получают теоретические знания и навыки их использования, что важно для становления профессионального исследователя. Также изучаются алгоритмы составления этических соглашений, протоколы этических комиссий и материалы по международному и казахстанскому законодательству в области исследовательской этики, авторского права и интеллектуальной собственности, включая инклюзивные сообщества.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовая культура

    Дисциплина направлена на расширения контекстов культуры. Цель дисциплины - сформировать у студентов высокий уровень правового сознания, потребности соблюдения закона и уважения прав человека. В рамках дисциплины предусмотрены обозначение концептуальных и методологических подходов к пониманию феномена права и его места в культуре. Будут рассмотрены такие важные аспекты, как социальная история права, права человека и закон, гражданская позиция и активность, право и мораль, правовой трансфер и др.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахские традиции воспитания

    Дисциплина направлена на изучение системы традиционных казахских воспитательных практик, обычаев и ценностей. Цель дисциплины — ознакомить с культурными основами воспитания, формированием моральных и этических норм в казахском обществе. Дисциплина формирует навыки анализа этнографического воспитательного опыта, понимание роли семейного и общественного воспитания, а также умение применять традиционные подходы в современной образовательной практике.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Культурная и социальная антропология

    Дисциплина направлена на получение обучающимися знаний основных направлений, теорий, школ культурной и социальной антропологии, владение ее понятийно-категориальным аппаратом, также методами исследования в данной области культурологического знания. Целью дисциплины является формирование знаний о истории, предметной области, методах культурной и социальной антропологии, выработка навыков сбора и анализа антропологического материала, использования его в научных исследованиях. В рамках дисциплины обучающиеся научатся интерпретировать социально-антропологический и культурно-антропологический материал, оформлять результаты в письменной и устной форме, разовьют навыки академического письма.

    Год обучения - 4
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и профессионального общения; анализировать и интерпретировать литературные тексты, уметь сравнивать и сопоставлять литературные традиции разных культур, выделяя общие и уникальные черты.
  • Применять информационно-коммуникационные технологии, знания из различных областей науки и принципы исследовательской этики для разработки, внедрения и анализа решений на основе искусственного интеллекта; обеспечивать этическую ответственность при использовании ИИ, интегрируя междисциплинарные знания для создания эффективных и социально ответственных решений, применимых в различных предметных областях с учетом современных технологических, экономических и социальных вызовов.
  • Применять философские знания для формирования мировоззренческой позиции, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; навыки анализа и интерпретации поведения; навыки критического анализа социальных процессов, проведения социологических исследований, интерпретации данных и применения социологических знаний в практике; навыки критического мышления, анализа политических явлений, оценки политических событий и тенденций, а также способности к аргументированному обсуждению политических вопросов; навыки критического анализа культурных явлений, интерпретации культурных текстов и понимания межкультурных взаимодействий.
  • Соблюдать нормы здорового образа жизни для успешной профессиональной деятельности; выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы, проявлять экологичность, развивать экологическое и антикоррупционное сознание; формировать навыки для эффективной коммуникации и демонстрировать знание о корпоративной культуре, ее типах, функциях и задачах.
  • Обладать достаточным уровнем правосознания, исполнять профессиональные обязанности и принципы культуры поведения и этические нормы общения; применять навыки владения базовыми принципами и подходами инклюзивной культуры, выбирать стратегию коммуникации в повседневной и профессиональной деятельности, основанную на принципах социального равенства.
  • Демонстрировать знание о специальности, специфике культурологии, нравственных и эстетических основах человеческих взаимоотношений; профессионально разбираться в ценностях мирового и отечественного художественного наследия; определять основные философско-методологические подходы в изучении культуры; применять и интерпретировать культурологические концепции в исследовании Центральной Азии; сопоставлять общее в исторических тенденциях с особенным, связанным религиозными, культурными, социальными условиями страны; применять методологии и методов научной работы антрополога, в том числе методик полевого исследования, анализа источников и литературы; организовать полевые антропологические и этнографические работы.
  • Классифицировать и интерпретировать историю мировой и казахской культуры с учетом современных идей; демонстрировать понимание специфики культурного развития в различные периоды; определять онтологические и морфологические аспекты культуры; демонстрировать понимание специфики культурного развития цивилизаций древности, европейской, американской культур и мусульманского мира в различные периоды; определять онтологические и морфологические аспекты культуры; критически анализировать, систематизировать, сравнивать исследуемые материалы.
  • Демонстрировать знания о развитии искусства от древности до современности, основных этапах развития казахстанской и западноевропейской живописи, истории становления и развитии казахского и мирового музыкального, театрального искусства и искусства кино и моды; применять полученные знания о национальной культуре для научных исследований; готовить аналитические обзоры по искусству, анализировать применение искусственного интеллекта в художественных и исследовательских практиках с этико-культурологических позиций; участвовать в разработке проектов, связанных с арт-практиками, включая интеграцию цифровых технологий и искусственного интеллекта.
  • Применять базовые знания об особенностях формирования культурной политики, понятийный аппарат и теории культурного брендинга, культурных индустрий в проектной и исследовательской деятельности, интерпретировать современные маркетинговые концепции, мировые и отечественные имиджевые практики; делать аналитические обзоры, владеть инструментами и методами брендирования, первичными навыками планирования культурных проектов.
  • Использовать теоретико-методологические и правовые основы охраны культурного наследия в культурологических, краеведческих проектах и практиках; ориентироваться в музейном деле, создавать современные креативные концепции музея и концепции туристических маршрутов в Казахстане; знать законы и нормативные акты в сфере культуры, спорта и туризма; владеть методикой выявления объектов нематериального культурного наследия; анализировать связи между материальным и нематериальным культурным наследием; разрабатывать рекомендации по сохранению, популяризации и использованию культурного наследия в современном обществе в соответствии с требованиями современной цифровой гуманитаристики.
  • Применить методологии и методов научной работы антрополога, в том числе методик полевого исследования, анализа источников и литературы; описание и анализ повседневной и массовой культуры, сложных продуктов и аудиовизуальных источников; проведение антропологических исследований на основе языка, межкультурной коммуникации, практик национального воспитания, современных гендерных исследований и текстов культуры; разработка теоретических и практических проектов.
  • Составлять аналитические документы разных жанров, тексты творческого характера, анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте, формировать и презентовать проекты, связанные с социокультурными процессами и практиками; проводить исследовательские и проектные работы, применяя междисциплинарный подход и учитывая культурные, исторические и этические аспекты.
Top