Действующая образовательная программа

7R01123 Детская хирургия в ЗКМУ им. Оспанова

  • Цель образовательной программы Целью модульной образовательной программы резидентуры по специальности «Детская хирургия» является подготовка врача, способного оказать высококвалифицированную хирургическую помощь детям с врождённой и приобретённой патологией, с травматическими повреждениями на всех уровнях – от первичной медико-санитарной до высокотехнологичной, с соблюдением принципов доказательной медицины и использованием современных диагностических и лечебных технологий.
  • Академическая степень Резидентура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 3 года
  • Объем кредитов 210
  • Группа образовательных программ R023 Детская хирургия
  • Область образования 7R01 Здравоохранение (медицина)
  • Направление подготовки 7R011 Здравоохранение

Дисциплины

  • Гнойная хирургия

    Дисциплина направлена на формирование у резидента профессиональных знаний и практических навыков по диагностике, лечению и профилактике гнойно-воспалительных заболеваний у детей, включая абсцессы, флегмоны, остеомиелиты и другие гнойно-воспалительные патологии. Резидент изучает клинические признаки и лабораторно-инструментальные методы диагностики, критерии дифференциальной диагностики, принципы антибактериальной терапии, асептики и антисептики. Осваиваются техники вскрытия и дренирования гнойных очагов, санации ран, алгоритмы ведения пациентов на всех этапах лечения согласно современным стандартам доказательной медицины.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 30
  • Плановая хирургия с урологией

    Дисциплина направлена на формирование у резидента компетенций в диагностике и дифференциальной диагностике плановой хирургической и урологической патологии у детей: грыжи, врожденные аномалии, доброкачественные опухоли, приобретенные заболевания мочеполовой системы. Резидент овладевает навыками выбора показаний и сроков консервативного и оперативного лечения с учетом анатомо-физиологических особенностей детского возраста, познает принципы предоперационной подготовки, оценку операционно-анестезиологических рисков, принципы послеоперационной реабилитации и диспансерного наблюдения в соответствии с современными стандартами доказательной медицины.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 40
  • Травматология, ортопедия

    Дисциплина направлена на формирование у резидента клинических навыков диагностики и лечения травматических повреждений и ортопедических заболеваний у детей. Резидент изучает особенности течения переломов, вывихов, ушибов, а также врождённых и приобретённых ортопедических патологий (дисплазия тазобедренного сустава, косолапость, деформации позвоночника и конечностей). Осваиваются методики репозиции и иммобилизации, принципы консервативного и оперативного лечения, показания к хирургическому вмешательству и алгоритмы послеоперационной реабилитации в соответствии с международными рекомендациями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 25
  • Торакальная хирургия

    Дисциплина позволяет резиденту освоить знания по врождённым и приобретённым заболеваниям органов грудной клетки у детей (врождённая диафрагмальная грыжа, гнойно-деструктивная пневмония, эмпиема плевры, спонтанный пневмоторакс, химические ожоги пищевода, травмы и опухолевые процессы). Резидент овладевает методами визуализационной диагностики (рентгенография, компьютерная томография, ультразвуковое исследование), принципами консервативного ведения (дренажирование, антибактериальная терапия), а также показаниями и техниками торакоскопических и торакотомических вмешательств, организацией послеоперационной респираторной поддержки и мониторинга согласно современным протоколам доказательной медицины.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 20
  • Неотложная хирургия

    Дисциплина формирует у резидента клинические знания и практические навыки экстренной хирургии в педиатрии. Резидент изучает стандартизированные алгоритмы первичной оценки состояния ребёнка при острых хирургических патологиях (острый аппендицит, перитонит, кишечная непроходимость, перфоративные язвы, желудочно-кишечные кровотечения), а также при травмах органов брюшной и забрюшинной области. Осваиваются методы оценки витальных показателей, дифференциальной диагностики, стабилизации гемодинамики, техники экстренных лапаротомий и лапароскопий, оценка операционно-анестезиологических рисков и организация послеоперационной реанимационной помощи в соответствии с клиническими протоколами и принципами доказательной медицины.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 25
  • Амбулаторно-поликлиническая хирургия

    Дисциплина направлена на формирование у резидента клинических компетенций в организации и оказании хирургической помощи детям в амбулаторных условиях и дневных стационарах. Резидент осваивает алгоритмы планирования оперативных вмешательств, принципы предоперационного обследования, оценки анестезиологических рисков и применения малоинвазивных технологий. Особое внимание уделяется формированию навыков ведения пациентов в раннем послеоперационном периоде вне стационара, включая динамическое наблюдение, контроль послеоперационных ран и профилактику осложнений. Также резидент изучает вопросы маршрутизации пациентов, показания для госпитализации, а также критерии завершения амбулаторного наблюдения. Освоение дисциплины способствует развитию умений безопасного и эффективного оказания хирургической помощи детям на догоспитальном и постгоспитальном этапах в соответствии с принципами доказательной медицины и современными клиническими рекомендациями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 24
  • Острые гинекологические заболевания в ургентной детской хирургии

    Дисциплина направлена на формирование у резидента компетенций в диагностике и лечении острых гинекологических состояний у девочек подросткового возраста, включая острые воспалительные заболевания и экстренные кровотечения. Осваиваются особенности предоперационной подготовки, оценки анестезиологических рисков, современные хирургические и малоинвазивные методы оказания экстренной помощи. Рассматриваются стратегии послеоперационного ведения с учетом профилактики осложнений и сохранения репродуктивного здоровья.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Актуальные вопросы стомирования желудочно-кишечного тракта у детей.

    Дисциплина позволяет резиденту получить знания о показаниях к формированию стомы у детей с различной патологией желудочно-кишечного тракта. Осваиваются методы выбора оптимальной техники стомирования с учетом анатомо-возрастных особенностей, алгоритмы послеоперационного ухода и профилактики осложнений, подходы к закрытию стомы и оценке функциональных результатов. Особое внимание уделяется современным стратегиям реабилитации и мониторинга качества жизни пациентов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Эндоскопическая хирургия

    Дисциплина позволяет резиденту освоить показания и принципы выполнения лапароскопических и торакоскопических вмешательств у детей, приобрести системные знания о возможностях и ограничениях эндовидеохирургических технологий в детском возрасте. В рамках освоения дисциплины формируются компетенции по организации и оснащению эндоскопической операционной, проведению предоперационной подготовки и оценке операционно-анестезиологических рисков. Резидент осваивает технику установки портов, создания пневмоперитонеума, введения оптики и инструментов, принципы обеспечения визуального контроля и безопасности вмешательства. Также формируются навыки организации послеоперационного ухода с минимизацией инвазивности и рисков. Освоение дисциплины способствует развитию клинического мышления и практических умений в соответствии с принципами доказательной медицины и современными стандартами малоинвазивной хирургии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 16
  • Хирургия новорожденных

    Формирование специальных углубленных знаний и практических умений по диагностике и лечению врожденных пороков развития и приобретенных хирургических заболеваний периода новорожденности. Обучение принципам антенатальной диагностики пороков развития, тактике пренатального консультирования и алгоритму лечения новорожденного в послеродовом периоде

    Год обучения - 3
    Семестр - 1
    Кредитов - 20

Результаты обучения

  • Способен правильно сформулировать и обосновать клинический диагноз врождённых и приобретённых заболеваний и травматических повреждений у детей, назначить оптимальный план лечения и оценить его эффективность на всех уровнях медпомощи, руководствуясь принципами доказательной медицины.
  • Способен проводить дифференциальную диагностику хирургических патологий у детей и сформулировать заключение, основанное на современных клинических рекомендациях.
  • Способен интерпретировать результаты комплексного обследования ребёнка. (лабораторные, инструментальные, визуальные методы) и разработать дальнейшую тактику лечебно-профилактических мероприятий.
  • Способен определять хирургические риски и применять безопасные, малоинвазивные и эндоскопические методы лечения для обеспечения высокого качества помощи ребёнку.
  • Способен выполнять лечебно-диагностические манипуляции, ассистировать и/или самостоятельно проводить операции, соблюдая стандарты безопасности пациента и инфекционного контроля.
  • Умеет оказывать экстренную хирургическую помощь при заболеваниях, требующих неотложной хирургической помощи.
  • Способен вести медицинскую документацию в электронных информационных системах, оформлять выписной, этапный, переводной и посмертный эпикризы в соответствии с нормативами РК.
  • Способен составить план диспансерного наблюдения и реабилитации ребёнка, оценивать эффективность мероприятий и проводить профилактическое консультирование семьи.
  • Способен эффективно взаимодействовать с ребёнком, его родителями и специалистами здравоохранения, демонстрируя эмпатию, лидерские и коммуникативные навыки, осуществлять санитарно-просветительскую работу и проводить мероприятия по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний у детей.
  • Способен действовать в правовом и организационном поле здравоохранения РК, участвовать в работе мультидисциплинарных команд и процессах управления качеством.
  • Способен формулировать исследовательские вопросы, критически анализировать научные данные и внедрять результаты исследований в клиническую практику детской хирургии.
  • Способен к непрерывному профессиональному развитию: самостоятельно обучается, обучает коллег, участвует в конференциях, школах, семинарах и других формах непрерывного медицинского образования.
Top