Действующая образовательная программа

6B02305 Казахская филология в КазНУ им. аль-Фараби

Дисциплины

  • Теоретическая фонетика и фонология современного казахского языка

    Целью дисциплины является дать студентам сведения о звуковом строе казахского языка, раскрыть понятие фонетической и фонологической системы, определить место фонетики как дисциплины лингвистического цикла, способствующей развитию навыков практического иcпользования языка с осознанием закономерностей произносительных форм, уметь делать, артикуляционный анализ, уметь транскрибировать текст с разграничением фонетической и фонологической транскрипцией, изучать характеристики орфоэпических и орфографических вариантов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Методы научных исследований

    Цель дисциплины – сформировать навыки в познавательной деятельности в сфере науки. Использовать методы научных исследований для понимания и усвоения информации. Уметь описывать объект исследования. Владеть методами поиска, обработки научной информации, систематизации, анализа, синтеза для получения объективного содержания научного знания. Применять аналитические и практические методы исследования и системы аргументации для обоснования, утверждения, оценки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Учение Абая

    Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; оценочные средства учения Абая; сущность и значение учения Абая.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы финансовой грамотности

    Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лексикология и лексикография современного казахского языка

    Цель дисциплины: Целью дисциплины является освоение общих закономерностей организации лексико-фразеологического уровня казахского языка как подсистемы общей системы языка и особенностей его функционирования, использовать категории системности словарного состава языка, понимать парадигматических и синтагматических отношений в лексике и фразеологии, взаимосвязи и взаимообусловленности лексических единиц как единиц номинативно-информационного характера, лингвистически грамотно характеризовать конкретные лексические и фразеологические явления казахского языка.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экология и устойчивое развитие

    Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения, научного понимания взаимосвязи между природой и обществом, а также на комплексное освоение целей и принципов устойчивого развития. В рамках курса рассматриваются глобальные и региональные экологические проблемы, охрана окружающей среды и пути рационального использования природных ресурсов. Студенты осваивают навыки принятия научно обоснованных и ответственных решений в области устойчивого развития.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Введение в инклюзию

    Цель дисциплины: усвоение системы научно-теоретических знаний основ инклюзивного образования, формирование ценностных ориентаций организации взаимодействия с лицами с особыми образовательными потребностями, овладение компетенциями в области профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Предпринимательство

    Дисциплина направлена на формирование экономического мышления и развитие предпринимательских компетенций студентов. В рамках курса рассматриваются основные закономерности рыночной экономики и основы организации предпринимательской деятельности. Студенты изучают механизм функционирования экономики, роль бизнеса в социально-экономическом развитии, этапы создания и ведения дела.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Аль-Фараби и современность

    Цель дисциплины – формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены: особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы безопасности жизнедеятельности человека

    Дисциплина направлена на подготовку студентов знающих теоретические и практические основы обеспечения безопасности человека от опасных, вредных факторов среды обитания, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и получения практических навыков оказания первой помощи пострадавшим.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Правовые основы противодействия коррупции

    Цель курса: Сформировать способность анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции. Дать объективные знания о проблемах коррупции в современном обществе. Показать роль ИИ в выявлении, предупреждении и анализе коррупционных рисков. Объяснить основные положения антикоррупционного законодательства. Обучить навыкам преодоления коррупции с учётом современных цифровых технологий и аналитических инструментов ИИ.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Казахская диалектология

    Казахская диалектология изучает говоры и диалекты казахского языка. Рассмотрение причин возникновения диалектных явлений и зоны распространения диалектных явлений, изучение диалектных особенностей в составе казахского языка языковой характер, позиции фонетических особенностей, смысловые, стилевые различать группы, личностные особенности грамматических особенностей.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Словообразование современного казахского языка

    Цель: Комплексное изучение основных закономерностей и способов системы словообразования казахского языка путем анализа его теоретических понятии и внутренней семантической структуры, определить основные понятия системы словообразования казахского языка, оценить связи системы словообразования и теории номинации, определить основные закономерности системы словообразования, нализировать основные методы в системе словообразования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Казахская литература древнего периода

    Цель дисциплины: формировать способность усвоение своеобразия литературного процесса древнего мира, его национальной самобытности, преемственной связи с древней казахской литературой и народным творчеством; её идейно-эстетической, художественной сущности, процесс формирования, развития литературного наследия казахской литературы в древности и средневековье. Духовные, культурные и художественные ценности. Влияние древнего литературного наследия на развитие современной казахской литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Казахское народное устное творчество

    Цель предмета – всесторонне ознакомить студентов с казахской устной народной литературой как предметом, раскрывающим многовековую духовную культуру казахского народа и фольклорное наследие, самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений, формируются понятия истории и теории фольклора, его генезисе и специфике сохранения и распространения, его общественной значимости.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Введение в литературоведение

    Цель дисциплины – сформировать способность применять основные теоретические понятия литературоведения, необходимые для изучения художественного творчества. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования особенностей построения и идейно-тематического содержания произведений художественной литературы. Дисциплина направлена на изучение особенностей содержания, построения художественных произведений, методов исследования творчества писателей, определения значения профессии литературоведа.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Морфология современного казахского языка

    Цель курса углубить теоретические знания и сформировать целостное представление о морфологии как системном обусловленном явлении, дать общее описание морфологической системы казахского языка, основные отличия слова и части речи, определить грамматические категории частей речи, дать общее описание лексико-грамматическим, синтаксическим свойствам частей речи в казахском языке.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • История казахской литературы XIX века

    Основная цель обучения истории казахской литературы: подготовка специалистов-литературоведов для обучения казахской литературе в высшей школе, дать студентам представление о научной системе казахского литературоведения, объяснить роль художественной литературы в культурной и общественной жизни, анализировать пути развития, основные этапы и закономерности развития литературы XIX века, раскрыть особенности литературы ХIХ века, объяснить литературу скорбного времени (Зар заман); литературу Коканского ханства; айтыс; поэзию сал-серэ; Кисса- дастаны; новую письменную литературу Европы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Синтаксис современного казахского языка

    Курс ставит целью познакомить с традиционными и современными представлениями о предложении как многоплановой языковой единице, способной выполнять основные функции языка, изучение закономерностей синтаксиса простого предложения как основной синтаксической единицы и особенностей его функционирования, усвоение структурно-семантических типов простого предложения, их специфики, что необходимо для будущей профессиональной работы специалиста-филолога, знать языковую систему, их специфику, а также тенденции их развития.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 6
  • Казахская литература XIV-XVIII веков

    Основная цель курса – глубокое и системное освоение того что литературные произведения поэтов песенников XV-XVIII веков служили интересам и целям народа, изучение взаимосвязи между литературой и историей на основе фактических данных, понять поэтическую характеристику средневековой литературы и жанровой специфики, отражение в произведениях Татигары, Актамберди, Бухара, Умбетея значительных событий, переживших казахский народ в XVII веке, и творчество М.Ауэзова, С.Сейфуллина, Х.Досмухамеда оценка научной ценности его трудов, связанных с историей литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 4
    Кредитов - 5
  • Абай и его литературная школа

    Цель дисциплины - освоить Абая и его литературную школу, анализ, оценка традиций и новизны в литературных произведениях и творческом наследии Абая, изучать пути формирования школы абаеведения, знать роль Абая в истории казахской культуры и литературы, углубить признание и анализ научной ценности истории Абая.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Восточные хисса-дастаны: генезис, варианты, структура

    Целью дисциплины - является изучение литературных связей между казахской литературой и литературой Востока, уметь модернизовать сюжет «Тысячи и одной ночи», «Тотынама» и «Шахнама» в казахских киссы-поэмов, знать системные взаимосвязи казахской и восточной литературы, уметь анализировать принципы построения киссы-поэмов, уметь проводить текстологический анализ сюжетов и образов восточных киссы-поэмов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Семиотика национальных кодов в Казахском фольклоре

    Цель дисциплины – анализировать значение и функция национальных кодов в фольклоре семиотическими методами. Студенты рассматривают мифологические, ритуальные и традиционные элементы казахского языка как символическую систему. Дисциплина позволяет глубже понять духовные ценности казахской культуры и черты, определяющие идентичность нации. Кроме того, изучается структура и функция языковых и художественных знаков в фольклорных текстах.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Функционально-коммуникативный синтаксис современного казахского языка

    Цель дисциплины - изучение способов адаптации синтаксической системы к коммуникативным целям, распределение предложения значимым коммуникативным образом, группировка предложений в соответствии с их эмоциями, основные предложения и предложения по порядку места, актуализация, явления актуализации, контекстный контекст предложения, концепция синсемантика, признаки синсемантики, парцелляция, коммуникативная структура текста.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Теория художественной речи

    Цель дисциплины: Обнаружение дискурса и слушателя на уровне речи, определение типов интонации в зависимости от направления общения, факторов интонации, связанных с уровнями интонации, прагматические, познавательные, этнолингвистические, культурно-просветительные и др. выступления. объяснение и доказательство его характеристик.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Digital-литература: от блога до интерактивного романа

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать ключевые формы цифрового литературного творчества, навыки анализа и создания мультимедийных текстов. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для понимания особенностей влияния цифровой среды на литературные жанры, стили, технологии повествования, взаимодействие с читателем. Дисциплина направлена на изучение форм цифровой литературы: блогов, фанфиков, визуальных новелл, гипертекстовых, интерактивных произведений.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • История критики казахской литературы

    Основная цель дисциплины всесторонне выявить пути развития литературы, дать ясное представление о формировании этапов истории развития литературы, процессов и условий, в которых зарождается литературная критика, знать историю и современное состояние отечественного фольклора; владеть навыками собирания и обработки произведений устного народного творчества, уметь проводить сопоставительный анализ отечественных литератур в контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса, владение методами жанрового художественного мышления.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Прагматика язык масс-медиа

    Цель дисциплины: Разъяснение основных понятий о целях, миссии и практике журналиста на разных медиа платформах, этических стандартах профессии и ответственности журналистов перед обществом, а также изучение особенностей журналистской работы и мультимедийного редактирования, студент изучает основные понятия о цели, миссии и практике журналиста на медиа-платформах, этических стандартах профессии и ответственности журналистов перед обществом, а также об особенностях журналистской работы и работе по редактированию мультимедиа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Семантика казахского языка

    Цель дисциплины - анализ основных научно-теоретических положений теории семантики, на основе данных казахского языка выявление значения слова. Изучение семантики в гносеологическом и онтологическом аспектах. Так как формирование глубинной семантической структуры слова имеет онтологическую основу, значение слова рассматривается в связи с его историей формирования.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Язык и дискурс

    Цель дисциплины - сформировать современной языковой и дискурсивной лингвистики в новом направлении, принципы общения, текст и дискурс, параметры текстов, дефиниции дискурса и текста, дискурсно-когнитивное направление, проблемы дискурса, типы и жанры дискурса, тематические виды дискурса, жанры, лингвокультурное и идиоэтическое описание дискурса, экстралингвистическое описание дискурса.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Этнографический дискурс в казахской литературе

    Цель дисциплины – изучение проявлений духовной и материальной культуры казахского народа на стыке литературы и этнографии. В литературных текстах раскрывается художественное воплощение традиций, национального мировоззрения и культурных кодов, этнических черт. Позволяют комплексно проанализировать социально-культурный образ жизни казахского народа, его верования и этические нормы, суеверия и языковые особенности литературных произведении.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Духовная и материальная лексика

    Цель дисциплины - непрерывность культуры и языка, система фундаментальных понятии в связи культуры и языка; духовно-культурные особенности родственных названии; этносимволическое описание и природа народной этнокультурной лексики о традициях, обычаях и поверьях, этнокультурные и этнолингвистическая природа названии цветов в казахском языке, ономастическое пространство культуре народа.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • История казахской литературы ХХ века

    Основная цель курса – ознакомить студентов с литературным наследием, теорией литературы и литературной критикой первой половины ХХ века, изучить основные проблемы её исследования, рассмотреть другие актуальные вопросы истории литературы, изучение идейно-тематического содержания, проблематики, жанрового и художественного своеобразия произведений казахских писателей данного периода.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Основы цифровой филологии

    Цель дисциплины-овладение методами и приемами в области анализа и обработки казахоязычной информации, текстовых данных в цифровом пространстве, анализ возможностей развития кластера лингвистического образования в рамках создания цифровой индустрии и путей цифровой трансформации классической филологии.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Историческая грамматика казахского языка

    Основная цель обучения - определить закономерности изменений в законах и тенденциях развития всех ветвей языка, фонетическая, морфологическая система казахского языка, основанная на истории казахского языка, его системных особенностях, предмете изучения истории казахского языка, методы и методы изучения истории казахского языка, влияние исторических изменений и теоретических явлений на историю языка.

    Год обучения - 3
    Семестр - 5
    Кредитов - 5
  • Ахметоведение: теоретические основы

    Данный курс изучает научное наследие лидера казахского языкознания Ахмета Байтурсынулы, определяет фонетические, лексические, грамматические принципы и их познавательное значение. Дает оценку сингармологическим и грамматическим, грамматологическим принципам в произведении А. Байтурсынулы «Тил - курал» («Язык-орудие») с современного научно-теоретического уровня, сопоставляет и критически оценивает, изучает, признает их с более поздними теориями в казахском языкознании

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Мифопоэтика казахской литературы

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать и описывать глубинные смыслы и культурные коды казахской литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для анализа мифопоэтических моделей мышления, роли сакрального пространства, образа героя, жертвоприношения, магии и природы. Дисциплина направлена на изучение мифологических архетипов, символов и структур, присутствующих в казахской литературе от устного эпоса до современной прозы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Технология разбора языка в филологическом образовании

    Цель дисциплины – овладение единым содержанием и системой науки казахского языка, его словарным составом и грамматическим строем по технологии комплексно-ступенчатого анализа, обучение нормам литературного языка, привитие навыков грамотного и художественного письма, формирование системного мышления и культуры речи. Рассматриваются виды языкового анализа, теоретико-методологический характер языкового анализа, его изучение, новые технологии в языковом анализе.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Литературные лаборатории в эпоху цифровизации

    сформировать способность понимать принципы и приемы креативного письма и анализа цифровых форм литературного выражения. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для практического освоения литературных жанров в цифровом контексте. Дисциплина направлена на изучение принципов создания авторских проектов – от классических рассказов и эссе до мультимедийных историй.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Роль казахской печати в формировании терминологии

    Рассматривает роль прессы в образовании специальных слов, терминов в области науки и техники и промышленности, о значении проделанной работы по полноте и гармонизации терминологического строя, способах создания терминов, причины недостатков в формировании терминов в печати

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая поэтика сценической речи

    Цель дисциплины: Сценический язык - умение освоить множество элементов, таких как звук, дикция, дыхание, ритм голоса, тон персонажа, пауза, интонация. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Определение дискурсивных характеристик сценического языка в языке речи, обсуждение актерской речи с точки зрения интонации в современной лингвистике и лингвистическое описание интонации.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Казахское импровизаторское искусство

    Целью дисциплины является изучение истории становления и развития, роли импровизаторского искусства казахского народа, роль айтыса в современной жизни общества, уметь всесторонне и глубоко анализировать современный айтыс, выявлять жанровое своеобразие айтыса, связь между айтысом и письменной литературой, мастерство исполнения.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Терминология национального корпуса

    Цель дисциплины-обеспечение последовательности языков в научной, технической и профессиональной сферах и развития казахского языка в соответствии с современными требованиями, четкой и точной передачи понятий и правильного использования в обществе посредством обобщения, систематизации и стандартизации терминов на государственном языке.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Эстетические категории в поэзии акын-жырау

    Целью дисциплины является освоение эстетических категории поэзии акын-жырауов, нормы шариата в фольклорных жанрах, основы ислама в эпосах и лиро-эпосах, религиозные-философские категории в средневековых литературных памятников, тема ислама в региональных школах эпоса, Концепции о происхождении вселенной, Концепции о происхождении вселенной в творчестве сырдарьинских и западных поэтов.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Аналитизм в казахском языке

    Определять роль аналитических структур в грамматическом строении казахского языка, распознавать его функции в функциональной системе; формировать знания, умения и навыки об аналитизме определяет цель дисциплины. Рассматривается: место вспомогательных слов в аналитических конструкциях; именные и глагольные аналитические формы и форманты; функция аналитических структур на языковых уровнях.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Литературный процесс и критика

    Цель дисциплины - выявить своеобразие жанров литературной критики и литературного процесса, этапы критики казахской литературы, связь критики с жизнью, народность литературной критики, история критики мировой литературы, историчность и научность литературной критики, роль казахской литературной критики в общественном мнении, изучение критических статей, формировать стиль письма критических статей, современная казахская литературная критика и литературоведение; критический взгляд на казахскую драматургию и социальная критика.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Современная литература: тенденции и направления

    Цель дисциплины – формирование умения выявлять, понимать тенденции и направления в современной литературе. Содержание дисциплины направлено на формирование представлений о понятии и осмысленном использовании понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений, о системе стилей языка художественной литературы.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • История казахского литературного языка

    Цель дисциплины – дать систематические научные знания по этапам становления и развития истории казахского литературного языка, знакомит с этапами укрепления национального казахского языка, становления современного литературного языка, рассматриваются особенности разграничения исторических каналов, языковых традиций, заложивших основы становления Казахского литературного языка.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 5
  • Стилистика казахского языка

    Цель дисциплины – изучение теоретических основ стилистики, рассмотрение новых исследований современной стилистики формирование стилевых навыков будущего специалиста-филолога. Объяснять теоретические основы стилистики; характеризовать новейшие приемы современной стилистики; применять теоретические знания в данной области.

    Год обучения - 3
    Семестр - 6
    Кредитов - 6
  • Основы текстологии

    Предметом основы текстологии является изучение текста произведения и его критическая проверка с целью его интерпретации и последующей публикации. Текстология обобщает принципы, методику и приемы изучения текста, основываясь на сравнительном, историко-литературном, литературоведческом и книговедческом методах исследования. Критика текста как «система приемов понимания произведения».

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Модернизм и постмодернизм в казахской литературе

    Целью дисциплины - является изучение особенностей проявления модернистских и постмодернистких тенденций в казахской литературе, начало мирового модернизма, становление модернизма в казахской литературе, модернизм в казахской поэзии начало 20 века, новаторские поиски казахской прозы в начале 20 века, казахская поэзия 20 века, мнение казахский ученых литераторов, постмодернизм в современной казахской поэзии.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Принципы сравнителного изучения литератур

    Цель дисциплины: на основе овладения филологическими концепциями в области сравнительного и сопоставительного литературоведения, сравнительная литератураведение: направление в науке, филологический метод исследование,сравнительно-исторический, исторические методы, связь литературы Востока и Запада как проблемы взаимосвязей kитературы, типологические стыки, текст, контекст, интертекст, посторонние (чужие) слова в художественном произведении; стилизация и подражание, мотив как универсальная категория исторической и теоритической поэтики, Национальные особенности поэтики портрета, пейзажа.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Линнгвопоэтика Абая

    Рассмотриваются лингвопоэтические особенности слов Абая и закономерностей развития казахского литературного языка через слова Абая, особенности значения и значения в словах Абая, словоупотребления в тексте, семантической структуры, познавательной обоснованности поэтических употреблений в тексте.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Типология жанра

    Цель - изучение типологического и жанрового своеобразия казахской литературы, деление литературы по родам, история происхождения литературных родов, эпос: изложение и его субъект, закономерности лирики, межродовые формы литературе «Поток сознании»; понятия жанра, фольклорная основа литературного жанра, понятия «Форм смысла», роман: жанровая суть, жанровая система, канонизация жанра, противоречие жанра и его традиции, история казахской повести, фольклор и эпос, проблема жанра в Западной литературе.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Технологии ИИ на казахском языке

    Цель дисциплины-овладение такими возможностями ИИ, как работа с платформами для изучения казахского языка Duolingo, LingQ, использование средств исправления грамматических ошибок Grammarly, автоматические Редакторы, перевод, поиск синонимов, создание текста и особенности создания интерактивных заданий.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Основы копирайтинга

    Цель дисциплины-научить студентов знать рекламные тексты, содержательные и структурно-композиционные особенности материалов, понимать технологии их создания, специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть инновационными подходами при создании средств и медиатекстов, методами и технологиями подготовки медиапродукции в различных символьных системах.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Теория литературы и эстетика

    Цель дисциплины сформировать способность понимать понятийно-категориальный и методологический аппарат современного литературоведения и эстетики. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для исследования природы художественного творчества, тенденций развития литературного процесса. Дисциплина направлена на глубокое изучение методов и приемов исследования художественного творчества, литературных течений и направлений, жанрово-стилевого своеобразия, структурно-языковой организации произведений писателей.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Функциональная грамматика казахского языка

    Цель дисциплины: Рассмотрение функциональных особенностей казахского национального литературного языка, основанное на его полисистемности, в тесной связи с антропоцентрическим фактором; определение коммуникативного, прагматического, когнитивно-ассоциативного и эстетического богатства функций национального языка в условиях мирового культурного пространства и выявление его познавательного значения.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 6
  • Применение технологий ИИ в изучении литературы

    Цель дисциплины – сформировать способность интегрировать современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) в анализ, интерпретацию и преподавание литературных текстов. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для использования методов автоматического анализа поэтических и прозаических произведений, их обработки с помощью ИИ-инструментов (ChatGPT и др.). Дисциплина направлена на развитие критического мышления, навыков цифровой грамотности.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Модификация казахской поэзии XXI века

    Цель дисциплины – научно осмыслить трансформацию идейно- художественных и поэтических структур казахской поэзии XXI века, выявить особенности индивидуального поэтического стиля современных авторов и проанализировать литературные процессы в контексте модификации жанров, тем и форм.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Казахская литература и кино

    Цель дисциплины – сформировать способность понимать взаимосвязь между литературным и кинематографическим произведением, выявлять особенности трансформации текста в визуальный образ. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения художественных фильмов и сериалов, созданных по мотивам классики и современной прозы. Дисциплина направлена на развитие навыков анализа образов, символики и визуальных интерпретаций литературных текстов.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Казахская терминология

    Цель дисциплины-рассмотрение места и деятельности казахской терминологии в языкознании, требований к термину, научных принципов казахской терминологии, внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование термина, этапов становления казахской терминологии, способов терминообразования.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Современная казахская литература

    Цель дисциплины - сформировать способность понимать и описывать закономерности развития современной казахской литературы. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу для изучения творчества казахских писателей конца ХХ – начала XXI веков. Дисциплина направлена на изучение жанрового состава произведений, художественных поисков казахских писателей, направлений развития современной казахской литературы в условиях глобализации интеграции общества.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Основы спичрайтинга

    Цель дисциплины – рассмотрение понятия принципов спичрайтинга,особенностей спичрайтинга, изучения в лингвистике, композиции лингвистического устного и письменного текста как структуры основных структур-идей, отражающихся в тексте, структур мыслительных процессов говорящего, структур речевой ситуации

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5
  • Национальный корпус и лингвистика текста

    Цель дисциплины-разграничение видов и типов крупномасштабных, крупногабаритных репрезентативных текстов, данных, использование новых методов хранения, сбора, анализа, сравнительного исследования текста, овладение новыми видами, новыми формами текстов, такими как автоматизированные словари и грамматики, пополнение национальных корпусов, разработка научно-теоретического обоснования его реализации.

    Год обучения - 4
    Семестр - 7
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Формируется собственное мнение о новых направлениях, новых научных выводах, актуальных проблемах языкознания и литературоведения.
  • Различает становление и развитие казахского языка, связи между древними и современными языками, происхождение слов, грамматические и лингвистические изменения.
  • Анализирует фонетические и фонологические закономерности казахского языка, состав слов, особенности словообразования, преобразования структуры предложения и логико-грамматических типов предложения в соответствии с коммуникативными требованиями.
  • Овладевает основными единицами текста, редактирует текст, различает виды филологического анализа.
  • Проводит исследования функциональных, коммуникативных, прагматических, когнитивных особенностей казахского национального литературного языка.
  • Оценивает дискурс, медиа-текст с лингвопрагматической точки зрения.
  • Осваивает современные инновационные идеи, принципы межъязыкового и межкультурного общения.
  • Готовить научные труды, учебники, методические указания, словари в области языкознания и литературоведения в научных исследованиях, академических институтах и учебных заведениях.
  • Редактирует научную, техническую, социально-политическую, экономическую, художественную литературу, материалы в переписке с загранучреждениями и предприятиями
  • Эффективно использует методы и средства получения, хранения, обработки информации в сфере СМИ
  • Владеет написанием рефератов, филологических пояснений, аналитических эссе, обзорно-рефератов, научных отчетов, учебно-исследовательских проектов, научных докладов, тезисов статей, филологических комментариев в государственных учреждениях и организациях.
  • Проводит научную экспертизу этапов развития, культуры, языка, социальных и межличностных отношений Казахского общества.
Top