Новая образовательная программа

7M01901 Специальная педагогика в КазНЖПУ, QYZPU

  • Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, обладающих творческим, критическим мышлением, мировоззренческой культурой, готовых к решению стандартных и нестандартных профессионально-педагогических задач и научных проблем в области обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M021 Специальная педагогика
  • Область образования 7M01 Педагогические науки
  • Направление подготовки 7M019 Специальная педагогика

Дисциплины

  • Иностранный язык (профессиональный)

    Дисциплина направлена на обеспечение освоения супербазового стандарта как минимум на уровне B1, а также на формирование межкультурной и коммуникативной компетентности магистрантов, обучающихся по нелингвистическим направлениям. Включает изучение специализированной лексики, терминологии и коммуникативных стратегий, соответствующих предметной области магистратуры. Магистранты знакомятся с профессиональными текстами, документацией и коммуникативными ситуациями, с которыми они могут столкнуться в будущей карьере.

    Кредитов - 4
  • Интерактивные технологии профессиональной подготовки специального педагога

    Дисциплина направлена на развитие у магистрантов глубоких знаний и навыков, необходимых для эффективной разработки и организации учебного процесса в условиях высшего учебного заведения. В рамках дисциплины магистранты изучают современные методы обучения, включая как традиционные, так и инновационные подходы, такие как лекции, семинары, практические занятия, проектное обучение, кейс-метод, использование информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта (ИИ). Особое внимание уделяется внедрению активных методов обучения, включая проблемное, исследовательское и дистанционное обучение. Магистранты осваивают применение современных методов и технологий обучения, управление образовательным процессом, использование ИКТ и методов оценки учебных достижений, а также формирование эффективной образовательной среды.

    Кредитов - 4
  • Дизайн исследования и этические нормы

    Магистранты изучают различные аспекты дизайна исследования, включая формулирование исследовательских вопросов, выбор методологии, разработку инструментов сбора данных и планирование процедур анализа данных. Кроме того, в ходе дисциплины уделяется особое внимание этическим нормам и стандартам, регулирующим исследовательскую деятельность в образовании, таким как конфиденциальность данных, соблюдение прав. Дисциплина предусматривает изучение основных количественных методов, применяемых в научных исследованиях, а также их использование в сфере образования. В рамках обучения магистранты применяют полученные знания для разработки и выполнения исследовательских проектов, что обеспечивает формирование необходимых навыков для проведения качественных и этичных исследований в области образования.

    Кредитов - 6
  • Количественные исследования и анализ данных

    Цель дисциплины направлена на освоение методов количественного анализа в области образования и социальных наук. Магистранты изучат основы планирования количественных исследований, разработку инструментов сбора данных (анкеты, опросы), принципы выборки, а также методы статистической обработки данных с использованием современных программных средств. Особое внимание уделяется формулированию гипотез, интерпретации результатов, проверке статистических моделей и визуализации данных.

    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Дисциплина «История и философия науки» дает магистрантам представление об эволюции мышления в контексте развития научного метода. Магистранты анализируют основные философские понятия и их влияние на научные открытия, используя навыки критического мышления и сравнительного анализа. Они оценивают влияние идеологий на формирование научных парадигм, используют интеллектуальные навыки для сравнения и оценки различных подходов к знанию. Обсуждая и исследуя исторические контексты, магистранты развивают навыки анализа и синтеза информации, а также глубокое понимание связи между философией и наукой.

    Кредитов - 4
  • Академическое письмо

    Дисциплина развивает навыки письменной речи в академическом контексте. Дисциплина включает изучение структуры научного текста, методов исследования и аргументации, правил цитирования и оформления ссылок. Магистранты осваивают методы планирования, написания и редактирования научных эссе, рецензий и исследовательских статей, а также вопросы академической этики и правила форматирования работ. Через практические задания и получение обратной связи магистранты развивают способность ясно, логично и обоснованно выражать свои мысли в рамках академической дискуссии. Цель дисциплины — формирование у магистрантов академических навыков письма, необходимых для научно-исследовательской деятельности.

    Кредитов - 4
  • Качественные исследования и анализ данных

    Дисциплина углубленно изучает качественные методы, применяемые в образовательных исследованиях. Магистранты знакомятся с различными методами сбора данных, такими как интервью, фокус-группы, наблюдение и анализ документов. Дисциплина развивает навыки сбора, записи и анализа качественной информации, интерпретации результатов и формирования выводов на основе качественных данных. Особое внимание уделяется анализу и освоению принципов обеспечения обоснованности и надежности результатов исследования при применении качественных методов. Магистранты развивают навыки формирования качественного подхода, теоретической базы и разработки исследовательских вопросов.

    Кредитов - 5
  • Педагогика и психология высшей школы

    Дисциплина направлена на предоставление магистрантам глубоких знаний в области педагогики и психологии высшей школы. В ходе обучения рассматриваются инновационные методы организации учебного процесса, проектирование образовательных программ, подходы к оценке учебных достижений студентов, а также психологические аспекты лидерства, включая мотивацию, лидерство, коммуникацию и управление конфликтами.

    Кредитов - 4
  • Медико-социальное сопровождение лиц с ООП

    По итогам освоения курса магистрант: эффективно участвует в процедуре Командной оценки ООП детей и их семей на основе «Научной методологии «Процедуры комплексной диагностики проблем психосоциального развития детей», «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности» и других нормативных документов, владеет приемами скрининга по выявлению детей группы риска, проводит анализ и оценку медико – социальных условий жизни лиц с ОВ, семьи или группы людей, выявляет и участвует в решении медико-социальных проблем через эффективное взаимодействие с представителями организаций здравоохранения и социальной защиты, разрабатывает методики обучения педагогических кадров и родителей детей с ООП, интегрирует знания, полученные в рамках разных дисциплин, для решения исследовательских задач в новых условиях, осуществляет планомерную деятельность по повышению осведомленности общества и родителей детей с ООП о проблемах лиц с нарушениями психо-физического развития, призывая к участию в реализации прав уязвимых групп населения в контексте действующих нормативно-правовых актов

    Кредитов - 5
  • Методологические основы и технологии научных исследований в специальной педагогике и психологии

    Магистрант ознакомится с диалектическим методом познания и технологиями научного исследования в области обучения, воспитания и развития детей с ООП; анализирует и интерпретирует различные подходы к изучению фак-тов, явлений педагогической действительности в области специального и инклюзивного образования; при проведении научных исследований применяет современные технологии со строгим соблюдением норм научной этики и академической чествности. педагогические и психологических теорий и концепций в специальной педагогике и психологии. сравнивает и критически оценивает различия в проведении диагностических процедур с участием детей с ограниченными возможностями и экспериментального обучения в рамках констатирующего и формирующего экспериментов в условиях специального и инклюзивного образования, управляет самостоятельной научно-исследовательской активностью в процессе написания магистерской диссертации, доводит уровень самостоятельности до 75%

    Кредитов - 4
  • Проектирование программ психолого-педагогической поддержки семьи

    В ходе освоения дисциплины магистранты смогут , посредством освоения специального алгоритма, разрабатывать и реализовывать Программы психолого-педагогической поддержки семьи, определять виды и формы включения родителей детей с ООП в коррекционо-развивающий процесс с целью формировать у них устойчивую потребность в применении и использовании психолого-педагогических знаний в целях развития ребенка

    Кредитов - 4
  • Анализ литературы, теоретические и концептуальные рамки в области специальногшо и инклюзивного образования

    В процессе изучения дисциплины магистранты проводят критический анализ научных исследований, разрабатывают собственные исследовательские подходы и применяют навыки сравнительного анализа для понимания ключевых концепций и тенденций в сфере образования. Каждое задание направлено на развитие критического мышления и аналитической работы с научными материалами, что помогает магистрантам не только глубже понять предметную область, но и подготовиться к созданию собственных научных проектов.

    Кредитов - 4
  • Научно-методологические основы разработке содержания специального образования

    Магистрант овладеет понятием «Современный специальный образовательный процесс» через разработку специальных образовательных программ (общеобразовательных, адаптированных, сокращенных, коррекционно-развивающих, типовых, индивидуальных) и условий, в которых эти ОП будут реализованы максимально эффективно; научится рассчитывать риски и перспективы, исходя из особенностей развития каждого ребенка, проводить в жизнь индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции, адекватную среду жизнедеятельности

    Кредитов - 5
  • Технологии развития критического мышления

    Цель курса-двуединая: 1) усвоение приемов развития интеллектуальных умений у учащихся (включая детей с ООП): принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др. и 2) усвоение приемов ТКМ в контексте теории непрерывного самообразования – как системообразующий элемент, обеспечивающий непрерывность и преемственность самообразования и саморазвития на протяжении всей жизни. Магистрант научится целенаправленно отбирать и применять эффективные приемы РКМ в работе с детьми с ОВ и в процессе саморефлексии, овладеет алгоритмом разработки оригинальных форм организации уроков и развивающих занятий в контексте новой образовательной стратегии– как составной части самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития личности.

    Кредитов - 4
  • Современные технологии критериального оценивания и контроля в условиях образовательной инклюзии

    Дисциплина формимрует практические навыки педагогической квалиметрии на примере оценивания достижений обучающихся детей с ООП. В ходе изучения дисициплины магистранты познакомятся с видами и функциями административного контроля, нормативно-правовыми актами, регулирующими этот процесс, и современными технологиями критериального оценивания в специальной организации

    Кредитов - 5
  • Этические нормы и принципы образовательной инклюзии ООП

    В ходе изучения дисициплины магистранты придут к пониманию принципов инклюзивного образования, гуманистических идей инклюзивного образования, идей толерантности и этики работы с детьми с ООП в соответствии с «Педагогическим регламентом дефектолога» и «Правилами педагогической этики» (приказ МОН РК от 11 мая 2020 года № 190). Магистрант знает и применяет в ходе практик и в учебном процессе принципы и методы работы в коллективе, демонстрирует стремление к корпоративному единению, этически грамотно организует педагогическое общение с детьми разного возраста и с родителями детей Разрешает конфликтные ситуации, применяя знания по психологии кризисных состояний, имеет определенные моральные ориентации и установки, отвечающие этико – нравственным нормам педагогического общения

    Кредитов - 5
  • Лидерство и стратегическое управление в специальной организации

    Целью изучения дисциплины является формирование у магистрантов представлений о психолого-педагогических аспектах лидерства, особенностях личностного влияния и управления членами педагогического коллектива, включая специалистов службы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП в общеобразовательном и специальном коррекционно- образовательном процессе, принципах формирования команды и ее успешное функционирование в контексте удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВР. . на учебных занятиях отрабатываются приемы из технологий групповой работы, детерминантами мотивации и самомотивации, освоение моделий маневрирования при формировании команд,стратегиями управления. В итоге обучения магистрант знает основные теории и концепциии взаимодействияв команде, включая вопросы мотивации и управления конфликтами на основе использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели; применяет на практике различные методы индивидуальной и групповой мотивации для решения командных задач; распознает стили общения в коммуникативных ситуациях (учебной, деловой, неформальной);организует командное использования стратегии сотрудничества.

    Кредитов - 5
  • Мониторинг в специальном образовании

    Дисициплина формирует знания об основных явлениях и закономерностях в сфере образования лиц с ООП, особенностях процесса мониторинга в специальном образовании; понимание специфики проведения мониторинговых исследований в инклюзивных организациях образования; магистрант будет способен применять различные мониторинговые методы и приемы, технологии и подходы , разрабатывать диагностический инструментарий по оценке качества специальных образовательных услуг Магистрант познакомится с приемами скрининга по выявлению детей группы риска, включая детей с расстройствами аутистического спектра

    Кредитов - 5
  • Соц иально-коммуникативные технологии специального образования

    Материал дисициплины представлен в контекстах теоретико-фундаментальной и прикладной дефиниций понятия « социально-коммуникативная технология» Магистрант осваивает, отбирает и применяет традиционные и современные технологии специального педагога - на тренингах и практиках , посещает кабинет психолого-педагогической коррекции при ВУЗе, отрабатывает навыки работы в кабинете социально-бытовой ориентировки ( СБО), сенсорной комнате, кабинете Монтессори- терапии. Разрабатывает программы помощи семьям и программы продвижения и популяризации идей инклюзии в обществе, участвует в разработке Дорожных карт по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в Республике Казахстан, способствует устранению социальных и психологических барьеров в процессе социальной интеграции лиц с особенностями психо-физического развития.

    Кредитов - 5
  • Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

    В рамках изучения дисциплины, магистрант получит знания о международных и отечественных нормативно-правовых актах психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в историческом понимании , то есть в контексте эволюции отношения общества к детям с особенностями психо-физического развития. Магистрант интегрирует позитивный отечественный и зарубежный опыт психолого-педагогического сопровождения и знания нормативно-правовой базы и на этой основе и в полном соответствии с содержанием действующих законов и подзаконных актов: проектирует безопасную специальную предметно-развивающую среду, оценивает особенности и возможности детей с ООП, выбор адекватной стратегии, различных тактик, методов работы с ними, взаимодействует с родителями с целью определения сильных сторон и проблем, разрабатывает Программы помощи семьям и Дорожные карты

    Кредитов - 5
  • Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании

    эффективное освоение дисциплины обеспечит формирование основ гуманистического мировоззрения и культуры здоровья; воспитание навыков здорового образа жизни; изучение педагогических и психогигиенических технологий здоровьесбережения. Конечная цель дисциплины - способствовать формированию образовательных и научно-исследовательских компетенций при решении задач в области здоровьесбережения а также гуманистической, толерантной, рефлексивной позиции в практике охраны жизни и здоровья человека- будет реализовано практикоориентированным путем,- через приобретение практических навыков на базе Кабинета психолого-педагогической коррекции и Ресурсного центра развития специального и инклюзивного образования

    Кредитов - 5
  • Ассистивные технологии в специальном образовании

    Освоение дисциплины обеспечивает способность и готовность использовать современные технологии, цифровые срдства, ресурсы глобальной сети в профессионльной деятельности с детьми с ООП с учетом специальных условий. Магистрант знает и анализирует : нормативно-правовую базу по применению ИКТ и классификацию ИКТ в специальном образовании; целесообразно отбирает дидактические, развивающие или ассистивные технологии и устройства -индивидуально , обосновывает свой выбор; эффективно использует все встроенные возможности ОС в процессе: моделирования специального образовательного процесса, разработки дизайна РРТ, оформлении производственной документации; применяет навыки критического мышления при отборе программных продуктов на рынке специальных услуг по удовлетворению ООП, использует ресурсы сети для решения исследовательских задач при написании диссертации

    Кредитов - 5
  • Проектирование инклюзивного образовательного процесса

    дисциплина формирует системные, межличностные и предметные компетенции для эффективной деятельности по проектированию процесса обучения, воспитания и развития детей с ООП в условиях инклюзивной образовательной организации для их дальнейшей социальной адаптации и трудовой реабилитации. Магистрант планирует учебный инклюзивный процесс с применением организационных технологий на этапах целеполагания, отбора содержания, методов и технологий ( включая ИКТ) , форм и средств, при соблюдении специальных образовательных условий, проведения мониторинга инклюзивного образовательного процесса,

    Кредитов - 5
  • Социально-педагогическая акмеология

    В результате освоения дисциплины магистрант анализирует аспекты и направления педагогической акмеологии, психолого-акмеологические основы профессиональной рефлексии, педагогического общения, педагогического артистизма, этико-культурологические знания педагога, толерантность в педагогическом общении, проблема идентификации педагогической акмеологии

    Кредитов - 5
  • Технологии командного взаимодействия в обучении и развитии детей с ООП

    Дисициплина формирует знания и понимание необходимости осуществления междисициплинарной деятельности в образовании лиц с ООП, магистрант овладеет научной организацией труда при взаимодействии с различными специалистами и родителями, будут сформированы навыки осуществления «командной оценки» при работе с детьми с ООП в формате МКФ и облегченной междисциплинарной оценки. Магистрант усвоит и сможет применять пятиэтапный алгоритм оценки особых образовательных потребностей, адаптируя его к каждому конктретному случаю

    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Определяет современные тенденции, тренды, направления и закономерности развития науки и высшего образования в условиях глобализации и интернационализации, планирует и проводит методологически обоснованные исследования в области специальной педагогики и методики высшего профессионального образования, представляет пути коммерциализации полученных результатов и анализирует возможные риски (DD -1, DD -2)
  • Владеет эффективными способами коммуникации в устной и письменной формах в рамках профессиональной деятельности на государственном и других языках на основе использования оригинальных источников из разных областей общей и профессиональной культуры, применяя для передачи, получения и переработки научной информации приемы критического мышления, цифровые технологии, демонстрируя осуществление обратной связи, и рефлексии; успешно работает в научно-исследовательской группе, применяя soft skills (DD -1, DD -2, DD -3)
  • Демонстрирует научное понимание фактов, явлений и событий из области специального и инклюзивного образования, обосновывает и применяет методики оценки, отбора, планирования, реализации и внедрения инновационных идей и передового опыта в процесс управления образовательными системами для достижения позитивного результата в процессе оказания специальных образовательных услуг детям с ООП в современных социокультурных условиях (DD -1, DD -4)
  • Проводит специальное психолого-педагогическое обследование и эффективно участвует в процедуре Командной оценки особых образовательных потребностей детей и их семей на основе «Научной методологии «Процедуры комплексной диагностики проблем психосоциального развития детей», «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности» и других нормативных документов и стандартов из обрасти оказания специальных комплексных услуг детям с ООП;( DD -3, DD -4)
  • Планирует и организует взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, руководит работой команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, вырабатывая командную стратегию; принимает решения, разрешает конфликтные ситуации, основываясь на знаниях психологии для обеспечения индивидуализации обучения детей с ООП на всех уровнях образования в организациях, реализующих принцип инклюзии (DD -1 -3, DD -4)
  • Владеет методологией и техникой разработки содержания процесса обучения, применяет современные педагогические технологии при проектировании и реализации специальных образовательных программ по предметам коррекционного цикла для всех категорий детей с ООП с учетом принципов концентричности и преемственности обучающего контента на всех ступенях образования; демонстрируя поступательное пополнение профессиональных знаний и управление качеством саморазвития и (DD -2, DD -5)
  • Демонстрирует знание педагогической квалиметрии, критериального оценивания при разработке диагностического инструментария и показателей уровня развития лиц с ООП - для составления индивидуальных образовательных маршрутов на основе глубоких знаний онтогенеза детского возраста, определения динамики развития и эффективности индивидуальных ( адаптивных, сокращенных) программ
  • Проектирует безопасную безбарьерную образовательную среду, учитывая особые образовательные потребности обучающихся, проявляя толерантность к их индивидуальным особенностям и обеспечивая условия для максимального раскрытия личностного потенциала каждого из субъектов специального образовательного процесса с признанием в профессиональной деятельности социально-этических ценностей, основанных на гуманистической парадигме общественной морали ( традициях, обычаях, нормах);( DD -1, DD -2)
  • Разрабатывает методики обучения педагогических кадров и родителей детей с ООП для работы с лицами с особыми образовательными потребностями, интегрирует знания, полученные в рамках разных дисциплин, для решения исследовательских задач в новых условиях, осуществляет планомерную деятельность по повышению осведомленности общества и родителей детей с ООП о проблемах лиц с нарушениями психо-физического развития, призывая к участию в реализации прав уязвимых групп детей в контексте действующих нормативно-правовых актов. (DD -1-5)
Top