Действующая образовательная программа

7M01704 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения в КазНЖПУ, QYZPU

Дисциплины

  • История и методология филологического образования

    Цель дисциплины – сформировать у магистрантов цельную систему представлений об истории и методологии филологии и филологического образования в основных этапах ее развития с учетом различных литературоведческих школ в их взаимодействии с опорой на актуальные исследования методологического характера. Задачи: усвоение навыков квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведённых другими специалистами, с использованием современных методик и методологий; формирование представлений о теоретических моделях историко-литературного процесса в к. XVIII-XXI веках; формирование исторического подхода к фактам истории литературы и формам их теоретического осмысления; изучение сущности интертекстуального подхода в литературоведении и приобретение навыков интертекстуального анализа.

    Кредитов - 4
  • История и философия науки

    Дисциплина «История и философия науки» дает магистрантам представление об эволюции мышления в контексте развития научного метода. Магистранты анализируют основные философские понятия и их влияние на научные открытия, используя навыки критического мышления и сравнительного анализа. Они оценивают влияние идеологий на формирование научных парадигм, используют интеллектуальные навыки для сравнения и оценки различных подходов к знанию. Обсуждая и исследуя исторические контексты, магистранты развивают навыки анализа и синтеза информации, а также глубокое понимание связи между философией и наукой.

    Кредитов - 4
  • Коммуникативные стратегии и тактики

    Дисциплина направлена на развитие у магистрантов глубоких знаний и навыков, необходимых для эффективной организации учебного процесса в условиях высшего учебного заведения. В рамках дисциплины магистранты изучают современные методы обучения, включая как традиционные, так и инновационные подходы, такие как лекции, семинары, практические занятия, проектное обучение, кейс-метод, использование информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта (ИИ). Особое внимание уделяется внедрению активных методов обучения, включая проблемное, исследовательское и дистанционное обучение. Магистранты осваивают применение современных методов и технологий обучения, управление образовательным процессом, использование ИКТ и методов оценки учебных достижений, а также формирование эффективной образовательной среды.

    Кредитов - 4
  • Актуальные проблемы современного литературоведения

    Цели дисциплины – рассмотреть актуальные проблемы современной литературоведческой науки, дать представление о структуре и основных методологических направлениях современного литературоведения; формирование понятийного аппарата, содержащего основные фундаментальные и частные понятия литературоведения как науки. В курсе дается представление о переходных процессах в методологии современного литературоведения, о динамике картин мира как общекультурном процессе и его закономерностях; переходных процессах в современной филологической науке и их закономерностях; основных параметрах, характеризующих традиционную научную парадигму отечественного литературоведения; процессе смены методологических установок в современном литературоведении.

    Кредитов - 5
  • Технологии обучения в высшей школе

    Цель дисциплины – формирование у магистрантов целостного представления о технологиях обучения в высшей школе, о системе филологических дисциплин в педагогическом вузе, их месте в профессиональной подготовке выпускников педагогической направленности. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности демонстрировать знание современных проблем методической науки и образования для решения профессиональных задач на современном этапе развития высшего образования.

    Кредитов - 5
  • Критическое мышление и научная грамотность

    Цель дисциплины – обучение магистрантов основным приемам критического мышления в обучении русскому языку и литературе, рассмотреть, как теоретико-методологические основы критического мышления, так и реализацию их в практике научного и практического исследования. В ходе изучения курса сформировать у магистрантов способности применять знания по курсу при анализе лингвистических явлений; навыками критического анализа дискурса; анализировать эмпирический материал, применяя методы критического анализа; давать критический анализ лингвистических теорий; коммуникативной компетенций в составе ее структурных компонентов: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной, стратегической.

    Кредитов - 5
  • Количественные исследования и анализ данных

    Цель дисциплины направлена на освоение методов количественного анализа в области образования и социальных наук. Магистранты изучат основы планирования количественных исследований, разработку инструментов сбора данных (анкеты, опросы), принципы выборки, а также методы статистической обработки данных с использованием современных программных средств. Особое внимание уделяется формулированию гипотез, интерпретации результатов, проверке статистических моделей и визуализации данных.

    Кредитов - 5
  • Дизайн исследования и этические нормы

    Магистранты изучат различные аспекты исследовательского дизайна, включая формулирование исследовательских вопросов, выбор методологии, разработку инструментов сбора данных и планирование процедур анализа данных. Кроме того, особое внимание в курсе уделяется этическим нормам и стандартам, регулирующим проведение исследований в области образования, таким как конфиденциальность данных, права и благополучие участников исследования. Обучение включает практическое применение полученных знаний для проектирования и реализации научных проектов, обеспечивая тем самым формирование у магистрантов необходимых навыков для проведения высококачественных и этически обоснованных исследований в сфере образования.

    Кредитов - 6
  • ИКТ и медиа- информационная грамотность

    Цель дисциплины – подготовка медийно и информационно грамотных педагогов. Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения. Программа обучения педагогов медийной и информационной грамотности объединяет оба подхода. Несмотря на различия и варианты концептуальной проработки теории обучения медийной и информационной грамотности, они связаны с компетенциями, делающими акцент на необходимости развития поисковых навыков и способности осмысленно взаимодействовать с медийными и информационными каналами, независимо от их конкретных форм и используемых технологий.

    Кредитов - 5
  • Качественные исследования и анализ данных

    Дисциплина углубленно изучает качественные методы, применяемые в образовательных исследованиях. Магистранты знакомятся с различными методами сбора данных, такими как интервью, фокус-группы, наблюдение и анализ документов. Дисциплина развивает навыки сбора, записи и анализа качественной информации, интерпретации результатов и формирования выводов на основе качественных данных. Особое внимание уделяется анализу и освоению принципов обеспечения обоснованности и надежности результатов исследования при применении качественных методов. Магистранты развивают навыки формирования качественного подхода, теоретической базы и разработки исследовательских вопросов.

    Кредитов - 5
  • Информационные ресурсы в литературоведении

    Цель дисциплины сформировать способность понимать и применять в практической деятельности современные электронные ресурсы; демонстрировать понимание состава, функций и возможностей использования информационных технологий; объяснять принципы применения информационных технологий в процессе проведения научных исследований в сфере литературоведения и фольклористики; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; решать проблемы, связанные с применением информационных технологий в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы; самостоятельно разрабатывать литературные сайты и Интернет порталы; самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью современных информационных технологий, новые знания и умения, необходимые для успешной и эффективной реализации профессиональной деятельности.

    Кредитов - 5
  • Гендерная лингвистика

    Цель дисциплины – изучение социальных функций языка, развитие профессиональной и социальной компетентности на основе формирования представлений о проблемах гендерного и феминистского подхода и его применения в современной социологической практике, систематизация знаний в области полоролевой проблематики, формирование эгалитарно-постэгалитарного мировоззрения у педагогов.

    Кредитов - 4
  • Актуальные проблемы лингводидактики

    Цель дисциплины – сформировать системное представление об объективных данных усвоения языка, а также научной базы для оценки эффективности выбора тех или иных методов обучения и их дальнейшего совершенствования, раскрыть основные направления анализа, управления и моделирования процесса овладения языком; создать общее представление об уровнях и качестве лингвокультурной подготовки магистрантов в контексте антропологической парадигмы современного языкового образования.

    Кредитов - 4
  • Педагогика и психология высшей школы

    Дисциплина направлена на предоставление магистрантам глубоких знаний в области педагогики и психологии высшей школы. В ходе обучения рассматриваются инновационные методы организации учебного процесса, проектирование образовательных программ, подходы к оценке учебных достижений студентов, а также психологические аспекты лидерства, включая мотивацию, лидерство, коммуникацию и управление конфликтами.

    Кредитов - 4
  • Культура педагогического общения

    Цель дисциплины – осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя; научить основным приемам эффективного педагогического общения; ознакомить магистрантов с основными формами педагогического общения; выработать навыки, связанные с овладением форм педагогического этикета. Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате освоения дисциплины, могут применяться выпускниками в педагогической и прикладной деятельности.

    Кредитов - 5
  • Педагогическая риторика

    Цель дисциплины – формирование коммуникативной и риторической компетенции педагога; осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя; овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний; развитие креативно мыслящей языковой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач. Курс педагогической риторики должен вызвать у магистрантов критическое осмысление собственной речи, сформировать способность к устранению коммуникативных недостатков в речи обучающихся.

    Кредитов - 5
  • Русская литература в контексте мировой культуры

    Цель дисциплины – формирование способности сопоставительного анализа различных культурных феноменов; освоение специфики различных видов искусства и понимание роли и своеобразия литературы; знакомство и усвоение универсальных констант русской культуры; освоение корпуса текстов, в которых наиболее выразительно и полно представлены основополагающие характеристики русской культуры; развитие способности к самостоятельному пониманию и анализу отдельных литературных произведений и творчества писателей в широком историко-культурном контексте.

    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Дисциплина развивает навыки письменной речи в академическом контексте. Дисциплина включает изучение структуры научного текста, методов исследования и аргументации, правил цитирования и оформления ссылок. Магистранты осваивают методы планирования, написания и редактирования научных эссе, рецензий и исследовательских статей, а также вопросы академической этики и правила форматирования работ. Через практические задания и получение обратной связи магистранты развивают способность ясно, логично и обоснованно выражать свои мысли в рамках академической дискуссии. Цель дисциплины — формирование у магистрантов академических навыков письма, необходимых для научно-исследовательской деятельности.

    Кредитов - 4
  • Методика преподавания русского языка и литературы в высшей школе

    Цель дисциплины – усвоение основных тенденций развития образования в Казахстане, его содержания, технологий обучения. В ходе изучения курса магистрант овладеет основами профессионально-педагогической культуры преподавателя, умениями и навыками, востребованными в педагогической деятельности; применяет навыки проектирования нормативных и правовых актов, учебных планов, учебных программ на основе международного опыта, практической организации учебного процесса и методики преподавания.

    Кредитов - 5
  • Русский язык в контексте казахстанской межкультурной коммуникации

    Цель дисциплины – формирование у магистрантов навыков межкультурной коммуникации в ее языковой, предметной и деятельностной формах, принимая во внимание стереотипы мышления и поведения в культурах языков народов Казахстана; дать представление о языке как о культурной реальности; научить ориентироваться в проблемах межкультурной коммуникации, связанных с проблемами русского языка как социального явления и коммуникации в Казахстане; дать представление о языках современных коммуникаций в условиях глобализации; сформировать представление о проблеме взаимодействия «язык-культура-общество»; научить разбираться в социально-психологических аспектах межкультурной коммуникации; сформировать способность оценивать и сравнивать культурное пространство двух и более языков и анализировать культуру сквозь призму языка.

    Кредитов - 5
  • Межкультурная коммуникация

    Цель дисциплины – формирование профессиональных компетенций в системе лингвистических знаний по межкультурной коммуникации для обеспечения языковой, социокультурной, межкультурной, межнациональной коммуникации в различных сферах профессиональной деятельности, а также в научно-исследовательской сфере; заложить основы коммуникативной компетентности у будущих магистров в условиях межкультурной интеграции.

    Кредитов - 5
  • Коммуникационный менеджмент

    Цель дисциплины – формирование у магистрантов системных знаний о концептуальных основах коммуникационного менеджмента как научного управления потоками информационного взаимодействия людей, их групп, общественных и политических формирований с целью решения стратегических и тактических задач в развитии общественных отношений. Задачи курса: выработать у магистрантов понимание теоретических положений, сущности, процесса, функций коммуникационного менеджмента, его специфики в различных сферах деятельности и ситуациях; способствовать овладению магистрантами навыками управления информационным взаимодействием в различных сферах предметной деятельности, приемами и методами проведения коммуникационных исследований для работы в соответствующих подразделениях и оказания консалтинговых услуг; знать технологии и методики организации коммуникационного менеджмента.

    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Дисциплина направлена на обеспечение освоения супербазового стандарта как минимум на уровне B1, а также на формирование межкультурной и коммуникативной компетентности магистрантов, обучающихся по нелингвистическим направлениям. Включает изучение специализированной лексики, терминологии и коммуникативных стратегий, соответствующих предметной области магистратуры. Магистранты знакомятся с профессиональными текстами, документацией и коммуникативными ситуациями, с которыми они могут столкнуться в будущей карьере.

    Кредитов - 4
  • Литературные направления и школы

    Дисциплина «Литературные направления и школы» нацелена на дальнейшее углубление литературоведческой подготовки магистрантов-филологов, формирование представлений о литературных направлениях и школах, овладение практическими навыками интерпретации текстов художественных произведений, а также расширение общегуманитарного кругозора. Цель дисциплины – систематизирование знаний об основных направлениях и школах в литературоведении, освоение категориального аппарата, приведение основных теоретико-литературных понятий в системное единство.

    Кредитов - 5
  • Анализ литературы, теоретические и концептуальные рамки в области образования

    В процессе изучения дисциплины магистранты проводят критический анализ научных исследований, разрабатывают собственные исследовательские подходы и применяют навыки сравнительного анализа для понимания ключевых концепций и тенденций в сфере образования. Каждое задание направлено на развитие критического мышления и аналитической работы с научными материалами, что помогает магистрантам не только глубже понять предметную область, но и подготовиться к созданию собственных научных проектов.

    Кредитов - 4

Результаты обучения

  • Интегрирует научные результаты в содержание образования с учетом взаимосвязи науки и образовательного процесса, актуальных вопросов истории и философии науки, профессиональных основ речевой коммуникации, а также соблюдения этических и правовых стандартов при использовании искусственного интеллекта в условиях трансформации образования.
  • Применяет в профессиональной деятельности теоретико-методологические основы развития педагогических и психологических наук, методы обучения в соответствии с инклюзивными принципами с учетом студентов с различными способностями, процессы управления и усвоения, а также суть и содержание психолого-педагогических исследований.
  • Представляет структуру, методологию, данные и выводы исследования в соответствии с академическими стандартами, соблюдая этические нормы на всех этапах научной работы.
  • Совершенствует знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования.
  • Владеет коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации.
  • Использует в практической деятельности исследовательские и цифровые навыки, информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте.
  • Демонстрирует знание методологии (подходы, принципы, логику, методы исследования, анализ данных, апробирование результатов и др.) и важность соблюдения этических принципов в научных исследованиях; способен проектировать количественное или качественное исследование в соответствии с поставленной научной задачей, синтезирует методологическое знания (Action Research) для решения практических задач будущей профессиональной деятельности (Lesson study).
  • Демонстрирует полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы в собственной научно-исследовательской деятельности.
  • Применяет навыки проектирования нормативных и правовых актов, учебных планов, учебных программ на основе международного опыта.
  • Систематизирует закономерности функционирования современной языковой системы в условиях межкультурной коммуникации, различая лингвистические и культурологические явления в разных языках, учитывая способы связи языка и культуры в их взаимодействии; способны демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории литературы; имеет представление о различных жанрах литературных текстов.
  • Осознает себя гражданином мира и ответственным членом цифрового общества, содействует безопасному использованию цифровой информации и технологий, соблюдению этических и правовых норм.
  • Понимает функции медиа, оценивает качество выполнения этих функций и использовать медиа и информации в процессе обучения.
Top