Действующая образовательная программа

7M08107 Агропочвоведение и питание растений в КазАТУ им. Сейфуллина

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, способных к решению теоретических и практических задач в области почвоведения и агрохимии, способных сформулировать и решать современные научные и практические проблемы по восстановлению и повышению плодородия почв, оптимизации питания растений и повышению продуктивности сельскохозяйственных культур, успешно осуществляющих исследовательскую и управленческую деятельность в различных сельскохозяйственных отраслях.
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский, Английский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M131 Растениеводство
  • Направление подготовки 7M081 Агрономия

Дисциплины

  • Основы научных исследований

    Дисциплина изучает базовые принципы и методы научного исследования. Подготовка к научно-исследовательской и организационно-методической деятельности, связанной с проведением научных исследований в изучаемой области. Также изучает понятия о науке, характерные черты современной науки, определение и классификация научных исследований, методы научного исследования в области сельского хозяйства, этапы научного исследования, основные цели и подходы научного исследования, сущность пассивного и активного эксперимента и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Формирует навыки управления организованной деятельностью людей посредством изучения психологических законов и закономерностей управления и качества труда, формирует умения принимать научно обоснованные решения, структурировать действия других людей, управлять организацией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Дисциплина изучает общие проблемы, методологические и теоретические основы педагогики. Включает в себя компетенции, связанные с методикой, методами преподавания и технологиями обучения в вузе. Формирует цели и социальные функции высшего образования, систему профессионального мышления, навыки анализа обучения и воспитания.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Физика и химия почв

    Предмет, цель и задачи курса «Физика и химия почв». Гранулометрический и микроагрегатный состав почв. Процессы структурообразования почвы. Удельная и объемная масса почв. Почвенный воздух и методы исследования. Водный и тепловой режимы почв. Современные представления о гумусообразовании. Почвенные коллоиды. Поглощение катионов почвой. Состав почвенного раствора и методы их изучения. Микроэлементы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Фитосанитарные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

    Современные тенденций становления фитосанитарии; систем и технологий оптимизации фитосанитарного состояния и оценка состояния агроэкосистем, разработка приемов и способов их устойчивого развития, фитосанитарные технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур. Фитосанитарная диагностика агроэкосистем. Определение фитосанитарного неблагополучия агроэкосистем. Методы определения фитосанитарного состояния почв. Методы фитоэкспертизы семян.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Формирует навыки методологического и диалектического подхода к исследованию, обобщает философские знания, изучает вопросы исторического развития, его структуру, анализирует закономерности и тенденции научного познания, систематизирует результативность научно- исследовательской работы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Экологические аспекты применения удобрений

    Состояние химизации земледелия в РК. Основы агроэкологического взаимодействия в системе «удобрение – почва – растение – человек». Экологические аспекты применения азотных удобрений, накопление нитратов, загрязнение почвы, растений, водоемов и др. Фосфорные удобрения и окружающая среда, тяжелые металлы, зафосфачивание почв. Применение калийных удобрений и микроудобрений и состояние окружающей среды. Экологические аспекты применения органических удобрений. Понятие об экологически оптимальных нормах удобрений. Санитарные свойства почв. Экологически безопасная технология производства, транспортировки, хранения удобрений и подготовка их к внесению. Приемы получения экологически чистой продукции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Геоботаника

    Дисциплина изучает принципы классификации растительности, основы фитоценологии; концепции организма и континуализма в геоботанике, их характеристики; структуры фитоценоза, континууме и дискретности растительности; принципы и методы описания растительности; динамику растительных сообществ, сукцессиях, закономерностях эволюции растительных сообществ; территориальное распределение растительных сообществ, географии растительности; основные этапы развития геоботаники; закономерности взаимодействия растений и растительных сообществ и среды и основные черты взаимодействия между растениями в сообществах; основные отличительные признаки фитоценоза; принципы выделения растительных ассоциаций, доминантный и эколого-флористический подходы в классификации растительности и др.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Научные основы питания растений и применения удобрений

    Физиологические основы взаимодействия растения и почвы. Движущие силы транспорта ионов. Функции тканей корня в радиальном транспорте ионов. Синтез корнем органических соединений. Оптимизация гумусового состояния почв. Процессы мобилизации и иммобилизации питательных элементов в системе почва-растение-удобрение. Азотные удобрения и проблема "экстравазата". Ретроградация и биологическая иммобилизация фосфатов в почвах. Особенности взаимодействия с почвой калийных удобрений

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Генезис и классификация почв

    Генезис, география и классификация почв как дисциплина изучает закономерности происхождения, образования и развития (генезиса) почв в результате длительного взаимодействия с окружающей средой и их качественного различия и принципы классификации почв, почвенно-географического районирования почвенного покрова Земли.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 4
  • Почвенная и растительная диагностика

    Основы диагностики питания растений. Растительная диагностика. Задачи и методы растительной диагностики. Визуальная диагностика. Химическая диагностика: тканевая диагностика, экспресс – анализы срезов и сока растений, листовая диагностика. Функциональная и фотометрическая диагностика питания сельскохозяйственных культур. Уровни (параметры) содержания макро и микроэлементов в с/х растениях. Морфо-биометрическая диагностика. Почвенная диагностика. Показатели окультуренности почв.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Формирует иноязычную коммуникативную компетенцию как значимый компонент профессиональной компетентности и культуру научной письменной речи у обучающихся, позволяющей интегрироваться в международную научную деятельность, позволяет свободно оперировать научно-понятийным аппаратом по специальности, расширить научно-информационную базу, овладевать широкими научными знаниями, выявлять перспективные направления профессиональной и научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Ландшафтное планирование и проектирование агроландшафтов

    Принципы и методология ландшафтного планирования; Организация и опыт ландшафтного планирования; принципы и процедура проектирования агроландшафтов; проектирование мелиоративных мероприятий в адаптивно-ландшафтных системах земледелия; особенности проектирования АЛСЗ для земель различных агроэкологических групп в зональном и провинциальном аспектах; техническое, экономическое, информационное обеспечение проектирования земледелия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Система удобрения культур в севооборотах

    Биологические особенности питания с/х культур. Потребность культур в элементах питания. Интенсивность и периодичность поступления питательных веществ в растения. Вынос питательных веществ урожаем с/х культур в зависимости от интенсивности применения удобрений и уровня агротехники. Содержание и запасы веществ в различных почвах Казахстана. Использование питательных веществ из почвы с/х растениями.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Математическое моделирование в агропочвоведении

    Элементы математического анализа; введение в дифференциальные уравнения и уравнениям математической физики; математическое моделирование, основные понятия; основные этапы математического моделирования; применение математических моделей в почвоведении; элементы математической статистики; регрессионный анализ.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Биоремедиация почв

    Принципы биоремедиации. Биоремедиация различных сред. Технологии биоремедиации. Биологическое удаление тяжелых металлов и радионуклидов. Фиторемедиация. Биодеградация, биодеструкция. Основные принципы микробной биоремедиации почв.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Цифровые технологии в почвоведении и агрохимии

    Пространственная организация почвенного покрова; ГИС в почвенной картографии; изучение и создание базы данных в ГИС; дешифрирование материалов средств ДЗЗ; дешифрирование крупномасштабных авиационных и космических снимков; создание рабочих вариантов почвенной и геоморфологической карт; обработка подосновы; создание электронной карты структур почвенного покрова и рельефа; создание электронных агрохимических картограмм с базой данных; системы дифференциально ванного внесения для точного земледелия.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Агрохимическое обследование почв

    Цель и задачи агрохимического обследования почв. Использование данных дистанционного зондирования земель (космоснимки), GPS-ГЛОНАСС приемников и автоматических пробоотборников в современных системах земледелия. Основные этапы агрохимического обследования почв. Составление карт пространственного распределения агрохимических показателей внутри каждого поля. Оформление результатов обследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Агроэкологическая оценка земель

    Построение системы агроэкологической оценки земель в соответствии с требованиями сельскохозяйственных культур и агротехнологий; ландшафтно-экологический анализ территории; агроэкологическая оценка геоморфологических, литологических, гидрогеологических, гидрологических, агроклиматических, геохимических условий и структур почвенного покрова, разработка группировок структур почвенного покрова по природно-сельскохозяйственным зонам и провинциям; фитосанитарная оценка земель; оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преоброзованности

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 4

Результаты обучения

  • Знать и понимать основные определения, теоремы, формулы, теоремы и методы математического моделирования. Применять полученные знания на практике; уметь самостоятельно решать задачи с дальнейшим обобщением полученных результатов. Владеть техникой решения различных типов расчетных задач, анализировать теоретические данные, организация и проведения лабораторного контроля качества почв и грунтов, анализов кормов растительного происхождения для оценки их качества. Приобрести практические навыки в формализации задач, построении математических моделей и выборе наиболее приемлемых методов решения.
  • Описывать функционально-стилистические характеристики научного изложения материала на изучаемом иностранном языке, общенаучную терминологию и терминологический подъязык соответствующей специальности на иностранном языке, применять основы деловой пере-писки в рамках международного сотрудничества.
  • Представлять геопространственные данные в ГИС, проводить их пространственную привязку и векторизацию, редактировать проекции и масштаб картографических изображений, использовать данные дистанционного зондирования, глобального позиционирования и ресурсы внешнего картографического и информационно-аналитического сервиса; составлять основные модели пространственных объектов и данных, их организации и управления ими, основные виды, структуру и этапы создания геоинформационных систем (ГИС) цифровые технологии в почвоведение и агрохимии.
  • Описывать агроэкологические и агрономические свойства почв и их пригодность для возделывания сельскохозяйственных культур; изучить фитосанитарное и санитарное состояние почв; проводить фитосанитарный мониторинг в течение времени; выявлять заболевания растений; выявлять процессы деградации почв и ландшафтов; проводить агрономическую оценку структур почвенного покрова; классифицировать почвы на агроэкологические и мелиоративные группировки; выбирать приемы диагностики эрозионноопасности и эродированности почв, мелиоративной оценки засоленных почв и солонцов; агромелиоративной оценки земель, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами; выражать мнение по проведению ландшафтно-экологического анализа территории и агроэкологической оценки земель; проводить на загрязненных почвах биоремедиацию для разработке мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв.
  • Oпределять современные тенденции в развитии научного познания; выявлять актуальные методологические и философские проблемы науки и знать историю и философию науки; анализировать психологию познавательной деятельности студентов; выбирать психолого-педагогические методы и средств повышения эффективности обучения и воспитания; применять профессиональное педагогическое мышление на основе овладения современными технологиями обучения и воспитания студенческой молодежи, способами организации их научно-исследовательской деятельности, формами и методами контроля качества образования; интерпретировать новейшие теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки в области почвоведения и агрохимии, применять знания и умения в проведения современных научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
  • Определять основные понятия, классификацию методов исследования, их сущность и основные требования к ним, принципы и этапы планирования эксперимента; определять порядок ведения документации и отчетности; вычислять и использовать для анализа статистические показатели количественной и качественной изменчивости, проводить дисперсионный анализ результатов опытов, заложенных разными методами, корреляционный, регрессионный и ковариационный анализы, планировать схему и структуру различных опытов, технику их закладки и проведения, программу наблюдений и методику проведения анализов и наблюдений.
  • Определять типы взаимодействия между видами в фитоценозе, характеристики ценопопуляции (обилие, численность, покрытие, масса, встречаемость), пространственную структуру фитоценозов (ярусность, мозаичность, синузиальность), применять методы геоботанических исследований, геоботанические классификации; подбора и размещения сельскохозяйственных культур и сортов, проектирования структуры угодий, пашни, системы севооборотов в АгроГИС; описывать фитоценозы, ценопопуляции; интерпретировать мировой опыт ландшафтного планирования, системного подхода при проектировании агроландшафтов; выносить суждения о структуре и функциях ландшафтов, конфликтах природопользования; выбирать методологии ландшафтного планирования, разрабатывать проекты адаптивно-ландшафтных систем земледелия и мелиоративных мероприятий на землях различных агроэкологических групп.
  • Обобщать фундаментальные и прикладные знания на практике; излагать и критически анализировать базовую информацию в области физики и химии почв; объяснять принципы объединения почв в таксономические группы по строению, составу, свойствам, происхождению и плодородию; делать заключение по результатам данных физико-химических свойств почв; анализировать общие закономерности географического распределения почв, типы структуры почвенного покрова; делать выводы об особенностях формирования и генезиса почв, закономерностях их распространения, экологической роли почв в природе и жизни человека; применять современные экспериментальные методы исследования почв в полевых и лабораторных условиях, решать современные научные и практические проблемы на стыке наук, знать классификации почв Казахстана и мира.
  • Применять знания, понимание и способности по проведению комплексной диагностики питания растений, по основам питания с/х растений и приемы их регулирования; закономерности изменения основных свойств почв в связи с питанием растений и применением удобрений, приемы и условия повышения их эффективности; определить рациональные дозы, сроки и способы внесения удобрений под с/х культуры; разработать ежегодный план применения удобрений для хозяйства; планирование производства продукции овощных культур, сообщать информацию, идеи, выводы, проблемы и решения по основным положениям теории минерального питания в связи с диагностикой минерального питания растений; использовать современные методы почвенно-растительной диагностики питания растений, агрохимических исследований, выражать точку зрения в области питания растений.
Top