6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе (Русский язык как иностранный) в КазНПУ им. Абая
-
Цель образовательной программы Подготовка педагога-профессионала, обладающего современными предметными, коммуникативными, цифровыми, предпринимательскими компетенциями, навыками инклюзивного образования, способного к созданию высококачественного обучающего контента и организации образовательного процесса в области русского языка как иностранного
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B017 Подготовка учителей русского языка и литературы
-
Предметы на ЕНТ Русский язык и Русская литература
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе
Дисциплины
-
Введение в лингвистику
Цель: Формирование представления о базовых лингвистических понятиях; знакомство с основными сведениями о языке, необходимыми для дальнейшего изучения лингвистических дисциплин. Содержание: Система и структура языка, основные понятия, термины языкознания. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы. Компетенции: Способность оперировать базовыми понятиями в области русского языкознания, правильно употреблять языковые средства при осуществлении коммуникативной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Основы языкознания
Общее и частное языкознание. Основные разделы языкознания. Язык и общество. Язык и мышление. Язык и речь. Система и структура языка. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Фонетика современного руского языка
Цель: Формирование целостного представления о современном состоянии фонетической системы русского языка. Содержание: Фонетическая система современного русского языка. Фонетические особенности русского языка. Классификации гласных и согласных звуков. Фонетические процессы. Орфоэпия, орфоэпические нормы. Графика. Компетенции: Способность применять теоретические и практические знания в области фонетики современного русского литературного языка в научной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы литературоведения
Цель: Систематизация теоретических сведений по литературе; формирование навыков литературоведческого анализа художественных произведений. Содержание:Литературоведение как отрасль научного знания. Структура художественного произведения. Язык. Роды и жанры. Литературно-художественные направления, течения, школы. Основы стиховедческой науки. Компетенции: Способность применять знания в области литературы, филологического анализа и интерпретации текста для организации учебного процесса.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Введение в филологическую науку
Введение в специальность.Система и структура языка, основные понятия и термины разделов языкознания: «Фонетика и фонология», «Лексикология», «Грамматика». Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы. Понятийный аппарат науки о литературе, ее предмета, литературного художественного произведения, формирование первичных навыков анализа и интерпретации литературного произведения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Практическая фонетика русского языка
Русский алфавит. Артикуляционный аспект фонетики. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Позиционные и комбинаторные чередования гласных и согласных. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила произношения. Фонетическое членение речи. Типы интонационных конструкций.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии в образовании
Ознакомление студентов с сущностью цифровых технологии и способами их применения. Современные цифровые технологии, использование их в образовании. Технологии мультимедиа. 3D-технологии в образовании. Разработка качественных цифровых образовательных ресурсов. Виртуальная реальность. Методика использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения. Формируемые компетенции: владеет способами применения цифровых технологии в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Физиология развития школьников
Общие закономерности роста, развития детей, подростков. Физиология, гигиена нервной системы, возрастные особенности высшей нервной деятельности. Физиология, сенсорные системы. Физиология желез внутренней секреции, половое воспитание. Возрастные особенности, опорно-двигательный аппарат, особенности вегетативных систем. Гигиенические требования к зданиям, освещению и оборудованию школ. Основы формирования здорового образа жизни.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Лексикология современного русского языка
Цель: Формирование целостного представления о лексической и фразеологической системе современного русского литературного языка. Содержание: Слово и понятие. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике. Словарный состав. Социальная дифференциация. Русская фразеология. Компетенции: Способность применять теоретические и практические знания в области лексикологии современного русского литературного языка в научной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Лексика и фразеология русского языка
Лексическая омонимия, синонимия, антонимия. Словарный состав. Устаревшая и новая лексика. Лексические пласты русской лексики, различающиеся по происхождению. Стилистическая дифференциация современной лексики. Фразеология. Картина мира, ее отражение в лексике и фразеологии русского языка.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Морфемика современного русского языка
Учение о морфеме. Типы морфем в русском языке. Морфемная структура русского слова. Морфемный состав слова, его современная структура и происхождение. Классификация морфем по роли в слове. Морфемный анализ.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Словообразование современного русского языка
Цель: Формирование целостного представления о словообразовательной системе русского языка. Содержание:Морфема и морфемная структура слова. Основа слова. Словообразовательная структура слова. Способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательные модели и типы. Компетенции: Способность применять теоретические и практические знания в области словообразования современного русского литературного языка в научной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
История русской литературы 19 века
Романтизм и реализм.Элегии и баллады В.А. Жуковского. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Творчество А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя в контексте движения к реализму. «Натуральная школа».
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Русская литература 19 века
Цель: Формирование представления о закономерностях историко-литературного процесса, о роли русской литературы XIX в. в системе мировой культуры. Содержание: Общая характеристика эпохи. Литературно-общественный процесс. Русский романтизм. Гражданский романтизм. Драматургия. Социальная проза. Поэзия. Компетенции: способность применять знания в области истории русской литературы 19 века, филологического анализа и интерпретации текста.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Педагогика
Цель: формирование психолого-педагогической направленности будущего учителя по осуществлению педагогической деятельности в системе среднего образования. Методологические основы педагогики. Закономерности, принципы, методы, средства, формы воспитания. Коллектив как средство воспитания. Дидактика. Закономерности, принципы содержание, методы, средства, формы обучения и воспитания. Педагогический контроль. Формируемые компетенции: выполняет профессиональные задачи, установленные нормативными документами в системе образования
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Абайтану
Формирование полноценного, любящего человечество, гуманного, толерантного гражданина, проникнутого гуманистическим учением Абая.Воспитывать глубокую любовь к мыслям Абая о вечных ценностях: чтение, образование, наука, искусство, воспитание, нравственность, выраженные в его стихах и прозрениях; показать основные источники, повлиявшие на мировоззрение поэта-мыслителя; овладение понятием чести и совести, исходящим из восточной культуры, исламской философии.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Психология
Базовые знания об основных фундаментальных отраслей психологической науки от древности до современности. Курс охватывает актуальные проблемы становления, развития теоретико-методологических основ и современные разработки функционирования и развития личности человека, обобщения исследовательского опыта всех психологических наук.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Части речи в современном русском языке
Сопоставительное определение частей речи. Общие значения частей речи. Основания для определения частей речи. Основные соотношения между частями речи. Лексико-грамматические разряды слов по частям речи.Грамматические категории частей речи.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Морфология современного русского языка
Цель: Формирование целостного представления о системе частей речи, способах словоизменения в современном русском языке. Содержание: Грамматическое значение. Система частей речи, классификация. Грамматическая характеристика частей речи. Компетенции: Способность применять теоретические и практические знания в области морфологии современного русского литературного языка в научной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Практика русской речи в социокультурной сфере общения
Цель: Развитие языковой и речевой компетенции для эффективной коммуникации в устной и письменной формах. Содержание: Тексты информативно-тематического характера по темам «Хобби, путешествия», «Семья и семейные отношения», «Образование», «Молодежь и её проблемы», «Экология и климат» и др. Компетенции: Способность к коммуникации на русском языке в сфере социально-бытового и социально-культурного общения.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Национальное воспитание
Сущность национальной культуры казахского народа; история, язык, обычаи и традиции, самобытность казахского народа; сущность национальных интересов, национальных ценностей, ценностных ориентаций казахского народа, всего казахстанского народа; межэтнический, межконфессиональный и межкультурный диалог; общечеловеческие ценности - жизнь, свобода, совесть, вера, любовь, счастье, фиксирующие «вечные» идеалы Добра, Истины, Красоты, способствующие сохранению мира.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 3
-
Арт образование
Цель: рассмотрение роли искусства в становлении развития мировых религии. Содержание: базовые знания об основных вехах становления и развития мирового искусства и художественной культуры. Виды искусства, архитектура и живопись и книгопечатание на службе религии. Исламские архитектурные памятники на территории Казахстана. Компетенции: расскрытие эволюции мирового искусства и его роли в современном религиоведении.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Русская литература 20 века
Цель: Формирование представления о закономерностях историко-литературного процесса, о роли русской литературы 20 в. в системе мировой культуры. Содержание: «Серебряный век». Русская литература «первой оттепели». Кризис русской литературы 80-х гг. 20 века. Постмодернизм. Сетевая литература. Компетенции: способность применять знания в области истории русской литературы 20 века, филологического анализа и интерпретации текста.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Современная русская литература
Основные черты современного литературного процесса. Русский реализм на рубеже 20-21 вв. Русский постмодернизм. Современная поэзия. Современная драматургия. Массовая литература в современной России. Современная военная проза. Современная женская проза.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Практика речевого общения на русском языке
Ситуации деловой коммуникации, социально культурной сферы, сферы международного сотрудничества. Экономика и мир труда. Деловая культура. Организация свободного времени. СМИ. Политическое и социально-экономическое сотрудничество.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 50
-
Синтаксис современного русского языка
Цель:Формирование целостного представления о типологии синтаксических единиц; овладение приемами практического анализа явлений синтаксиса. Содержание: Предложение, признаки. Типы словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетании, предложении. Члены предложения. Типы предложений. Компетенции: Способность применять теоретические и практические знания в области синтаксиса современного русского литературного языка в научной и профессиональной деятельности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Инклюзивное образование
Роль инклюзивного образования в социальной и образовательной политике. Нормативно-правовое обеспечение, модели, формы, виды инклюзивного образования. педагогика и психология инклюзивного образования. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования. Проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ООП в условиях инклюзивного образования.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы теории межкультурной коммуникации
Межкультурная коммуникация, проблемы данной отрасли науки. Нормы, правила и стили межкультурной коммуникации, ментальные особенности и национальные обычаи представителей различных культур, сравнение ценностных систем представителей восточных и западных культур. Понятие толерантности. Основы коммуникативной компетентности. Профессиональная деятельность (научно-исследовательская, организационно-управленческая, производственная и социально-технологическая) в условиях межкультурной интеграции. Эффективное кросскультурное взаимодействие.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Русский язык как иностранный - В2
Цель: Формирование коммуникативных навыков в пределах 2 сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. Содержание: Функциональная стилистика. Официально-деловой стиль речи. Деловая документация и коммуникация. Экологические проблемы, нравственные и социально-культурные проблемы общества. Новости, интервью. Классическая литература. Компетенции: Способность осуществлять успешную коммуникацию в ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сфер общения.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Методика преподавания русского языка
Теоретические и методологические основы методической науки и первоначальных методических умений, обеспечивающих выполнение различных функций учителя русского языка. Подготовка к уроку, педагогический анализ и рефлексия учебного процесса. Предмет и проблемы методики обучения русскому языку. Цели обучения русскому языку. Структура и содержание русского языка в школе. Классификация методов обучения русскому языку. Характеристика основных форм внеклассной работы.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Практикум письменной речи
Устная и письменная форма русского литературного языка. Жанры писем. Языковые и стилистические особенности писем разных жанров. Эссе. Оформление письменных высказываний разговорно-обиходного, художественного, официально-делового, публицистического стиля.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы экономики и бизнеса
Общественное производство. Сущность, формы, структура капитала. Издержки производства. Доходы производства в рыночной экономике. Понятие бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Теория собственности, общественные формы хозяйствования. Товар, деньги. Общественно экономическая система. Возникновение рынка. Финансовая система. Роль государства в развитии бизнеса. Макроэкономика. Ресурсосбережение. Цикличность экономического развития. Инфляция и безработица. Казахстан в системе мирохозяйственных связей.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Аудиовизуальный курс русского языка В2
Цель: Формирование навыков аудирования законченного по смыслу аудио-, видеотекста, где используются эксплицитные способы выражения содержания. Содержание: Диалоги. Новости. Объявления. Тексты культурного содержания. Художественные фильмы. Компетенции: Способность к коммуникации на русском языке в устной и письменной формах в сфере социально-бытового, социально-культурного, официально-делового общения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Теория и методика обучения русскому языку как иностранному
Проблемы и цели методики обучения русскому языку. Структура и содержание русского языка в школе. Методы обучения русскому языку. Внеклассная работа.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Продвинутый иностранный язык (Русский язык как иностранный – С1)
Цель:Достижение высокого уровня коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Содержание:Научный стиль речи. Современная художественная проза. Участие в дискуссии по любой социально-культурной, морально-этической проблеме. Написание эссе, писем с элементами анализа и оценивания информации, определением своей позиции. Интервью. Компетенции: Свободное пользование русским языком как средством коммуникации во всех сферах общения в неограниченном круге ситуаций.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Язык СМИ
Цель: Ознакомление с нормами публицистического стиля русского литературного языка, родами и жанрами публицистики Содержание: Язык печатных и электронных СМИ в системе функциональных стилей. Газетные заголовки. Языковая игра. Экология языка в контексте экологии культур. Компетенции: Способность к коммуникации на русском языке в сфере социально-культурного и официально-делового общения.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Методика и технологии дистанционного обучения
Цель:формирование у студентов компетентностей, необходимых для организации дистанционного обучения. Содержание: Основные понятия и технологии дистанционного обучения. Интернет-образование, виртуальное образование. Цифровые гаджеты и цифровые средства. Типология и формы учебных занятий: Интернет-уроки, чат-занятия, веб-уроки, дистанционные олимпиады и проекты, конкурсы, вебинары и т.д. Диагностика и оценка. Формируемые компетенции:владеет способами дистанционного обучения в своей профессиональной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 3
-
Деловое письмо
Цель: Формирование умений и навыков письменного делового общения в актуальных ситуациях. Содержание: Документ как особый тип текста. Документы, обслуживающие коммуникацию внутри организации; документы, актуальные при трудоустройстве: речевые клише, структура, логика текста. Деловая переписка. Компетенции: Способность осуществлять успешную коммуникацию в письменной форме на русском языке в сфере официально-делового общения, в реальной бизнес-сфере.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Практикум по аудированию (С1)
Прослушивание и понимание на слух содержания законченного по смыслу аудиотекста, его основного тематического содержания; основных целей и мотивов говорящего, характера его отношения к предмету речи и реципиенту.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Педагогические технологии обучения литературе
Цель: Ознакомление с основными тенденциями совершенствования школьного курса литературы в связи с обновлением школьного образования и технологиями его преподавания. Содержание: Современные научные исследования в области теории методики литературы, новые педагогические технологии, методические достижения, передовой опыт учителей-словесников. Компетенции: Владение технологиями критериального оценивания, критического мышления, информационными, здоровьесберегающими, инновационными технологиями обучения
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
-
Информационные технологии обучения русскому языку и литературе
Современная социокультурная ситуация и влияние информатизации на филологическое образование. Филологический сегмент Интернета и поисковые технологии при изучении русского языка и литературы. Статические информационные технологии в преподавании русского языка и литературы. Плюсы и минусы учебной презентации. Интерактивные технологии в преподавании русского языка и литературы. Web-2.0-технологии в филологическом образовании. Дистантные формы обучения и сетевое взаимодействие при изучении русского языка и литературы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Аудиовизуальный курс русского языка С1
Цель: Формирование навыков аудирования законченного по смыслу аудио-, видеотекста, где используются имплицитные способы выражения содержания. Содержание: Полилоги. Интервью. Тексты научно-популярного, публицистического стиля. Художественные фильмы. Компетенции:Способность к коммуникации на русском языке в устной форме и письменной формах в неограниченных сферах и ситуациях общения.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Организация учебной деятельности и методика преподавания в школе
Представление о формах организации педагогического процесса в средней школе и методике преподавания в условиях модернизации современного образования в Казахстане. Современные тенденции развития образования. Казахстанские образовательные стандарты. Профессиональные стандарты работников среднего образования. Образовательная программа среднего образования. Формы организации учебной деятельности в казахстанской школе.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 4
Результаты обучения
- применяет базовые литературоведческие понятия в научной и профессиональной деятельности; описывает основные этапы периодизации русской и казахской литератур, содержание и поэтику включенных в программу художественных произведений, факты биографии и творчества классиков русской литературы
- решает общечеловеческие и профессиональные задачи, руководствуясь базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, в том числе в инокультурном социуме; организует работу в команде; демонстрирует культуру мышления, навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, проектирования траектории своего профессионального роста и личностного развития
- интегрирует систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, понимая и соблюдая принципы и поддерживая культуру академической честности
- управляет целостным педагогическим процессом в поликультурной среде с учетом: обновленного содержания среднего образования; личностно-ориентированного, культурологического и компетентностного подходов, СМАРТ-образования; основных функций менеджментов различных образовательных учреждениях
- организует педагогический процесс, применяя технологии критериального оценивания, критического мышления, информационные, здоровьесберегающие, инновационные технологии обучения для повышения эффективности учебного процесса
- использует инструменты ИКТ и Интернета с целью извлечения, оценивания, хранения, подготовки, представления и обмена информацией; участвует в профессиональной сфере деятельности через интернет-сообщества с учетом меняющегося рынка образования и труда
- применяет базовые литературоведческие понятия в научной и профессиональной деятельности; описывает основные этапы периодизации русской и казахской литератур, содержание и поэтику включенных в программу художественных произведений, факты биографии и творчества классиков русской литературы
- оперирует базовыми понятиями в области русского языкознания; правильно употребляет языковые средства при осуществлении коммуникативной деятельности; применяет орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка в речи
- успешно осуществляет коммуникацию на русском языке в устной и письменной формах в сфере социально-бытового, социально-культурного, официально-делового и профессионального общения, а также в реальной бизнес-сфере для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, применяет методы научных исследований и академического письма
- применяет в профессиональной деятельности теоретические и практические знания в области русской филологии в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, владеет навыками самостоятельного продолжения обучения
Похожие ОП
6B01702 Подготовка учителей русского языка и литературы
Центрально-Азиатский Инновационный Университет (ЦАИУ)
6B01702 Подготовка учителей русского языка и литературы
Университет имени Жумабека Ахметулы Ташенева (Сырдарья)
6B01706 Подготовка учителей русского языка и литературы
Таразский университет имени М.Х.Дулати (ТарГУ им. Дулати)