Действующая образовательная программа

7M02302 Филология (русская) в ГУ им. Шакарима

  • Цель образовательной программы Подготовка конкурентоспособных научно-педагогических кадров, обладающих профессиональными и научными компетенциями по филологическому направлению и навыками их реализации в педагогической и научной деятельности
  • Академическая степень Магистратура
  • Языки обучения Русский, Казахский
  • Срок обучения 2 года
  • Объем кредитов 120
  • Группа образовательных программ M060 Филология
  • Направление подготовки 7M023 Языки и литература
  • Иностранный язык (профессиональный)
    Кредитов: 5

    Повышение исходного уровня владения иностранным языком и дальнейшее развитие их языковой и коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального и научного общения, а также для дальнейшего самообразования. Подготовки специалиста, владеющего иностранным языком как средством осуществления научной деятельности в иноязычной языковой среде и средством межкультурной коммуникации, - специалиста, понимающего значение адекватного овладения иностранным языком для научной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы
    Кредитов: 5

    Курс направлен на формирование системы знаний о педагогических технологиях и умений по проектированию педагогического процесса на основе технологического подхода; об основных свойствах и содержательных характеристиках различных педагогических технологий и основных этапах проектирования технологий обучения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Контрастивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Формирование и развитие у обучающихся общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность посредством освоения теоретических и практических основ науки о языке; ознакомление обучающихся с принципами и методами сопоставления различных языков в том числе на примере сравнения русского с изучаемыми языками (английским, казахским); формирование представления о контрастивной лингвистике как современном направлении в языкознании

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Юрислингвистика
    Кредитов: 5

    Целью курса, имеющего теоретико-практическую и просветительскую направленность, является донесение до слушателей информации о роли языка в формировании профессиональной и обыденной юридической культуры. В теоретические задачи курса входит овладение комплексом социально востребованных знаний относительно базовых понятий современного юрислингвистического дискурса. Практические задачи дисциплины связаны с рассмотрением специфичных черт конфликтогенного текста и выработку навыков его многоаспектного анализа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Инновационные технологии в литературном образовании
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование профессиональных умений по использованию современных педагогических технологий в преподавании литературы в высшей школе. Краткое содержание курса: Роль инновационных технологий в изучении литературы. Определение педагогической технологии. Классификация инновационных педагогических технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий в изучении художественных произведений. Использование готовых электронных ресурсов: ОМС, презентации, хронолинии, электронные учебники.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Интегративная сопоставительная лингвистика
    Кредитов: 5

    Курс «Интегративная сопоставительная лингвистика» имеет целью заложить основы знаний о сопоставительной лингвистике как направлении общего языкознания, ее терминологическом аппарате и методах исследования, формирование у магистрантов знаний о сопоставительной лингвистике, ее направлениях и отличии от контрастивной лингвистики, сравнительно-исторического и типологического языкознания; выработать навыки работы с методами сопоставительной лингвистики; сформировать умения в области сопоставительного анализа.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Инновационные технологии преподавания русского языка
    Кредитов: 5

    Цель курса - познакомить магистрантов с современным этапом эволюции инновационных технологий и возможностями их использования в образовательном процессе, с методами и средствами решения филологических задач с применением информационных технологий, с ролью инновационных технологий в развитии творческого мышления; научить применять полученные знания в процессе практической работы с языковым материалом и текстом; способствовать формированию глобального мышления в условиях работы в образовательных сетях Интернета.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • История и философия науки
    Кредитов: 5

    Курс «История и философия науки» исследует историческую эволюцию наук и философские перспективы, которые они формируют. Описываются истоки современной науки, ее социальные и институциональные контексты. Рассматриваются философские проблемы, связанные с мысленными экспериментами, подтверждением и опровержением теорий, происхождением и применением количественных и качественных методов исследований

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Актуальные проблемы русского языкознания/русского литературоведения
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование знаний об актуальных проблемах русского языкознания и литературоведения. Краткое содержание курса. Рассматриваются вопросы сравнительно-исторического языкознания, классической филологии и классической русской литературы, вопросы прикладной, экспериментальной, компьютерной лингвистики и современной русской литературы. Понятие об актуальных проблемах коммуникативной лингвистики, славянской культуры и литературы.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Психология управления
    Кредитов: 3

    Формирование научно-обоснованных представлений о системе психических явлений, психологических переменах поведения и сознательной деятельности человека в современных условиях. Рассматриваются теоретико-практические проблемы психологической науки, категориальная система психологии управления, утверждается историзм психологического анализа практики управления, раскрываются объяснительные принципы анализа управленческой деятельности, структура психологических учений и школ, и другие вопросы психологической науки в приложении к теории и практике управленческой деятельности. Курс позволяет выработать научные представления о современных теориях и подходах в психологии.

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Педагогика высшей школы
    Кредитов: 3

    Формирование основ профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, педагогической компетентности в общей проблематике, вопросах методологических и теоретических основ педагогики высшей школы, во владении современными технологиями анализа, планирования и организации обучения, воспитания, коммуникативными технологиями субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза

    Год обучения - 1
    Семестр 1
  • Философский дискурс модернизма
    Кредитов: 5

    Целью курса «Философский дискурс модернизма» является изучение модернистского философского дискурса, отражающего современное мироощущение, конституирующего мировоззренческие проблемы, порождённые научно-промышленной революцией и капитализацией. В задачи курса входит определение специфики модернистского способа мышления и особенностей дискурса модернизма, отражающего специфику мироощущения человека, выявление модернистских тенденций, понятий и принципов посредством рассмотрения текстов теоретиков данного направления.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Язык и межкультурная коммуникация
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины: формирование системы знаний о взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации. Краткое содержание курса. Общие вопросы соотношения языка и культуры, специфика национального речевого и коммуникативного поведения разных народов, специфика взаимодействия разных ментальностей. Изучение фактического материала для иллюстрирования лингвокультурного взаимодействия из нескольких национальных традиций.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Художественная литература и культура России XIX в (2 пол.)
    Кредитов: 5

    Своеобразие литературной и культурной ситуации в России XIX в. (II половина). Классическая русская литература XIX в. – «золотой век» русской литературы. Основные принципы развития реализма. Особенности поэзии и особенности прозы второй половины XIX в. Драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова. Поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Проза И.С. Тургенева, М.Ф. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Основные произведения, темы, идеи, жанры, герои. Художественное значение русской классической литературы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Социолингвистика
    Кредитов: 5

    Курс «Социолингвистика» предполагает знакомство магистрантов с предметом и объектом социолингвистики как науки, теоретическими и практическими основами современной социолингвистики, ее основными проблемами и способами их решения, раскрыть характер социальных факторов, детерминирующих развитие языка и определяющих его общественную природу, показать неразрывную связь языка с культурой говорящего на нем коллектива и детерминированность функционирования языка социально-культурными факторами

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Современная русская литература
    Кредитов: 5

    Курс «Современная русская литература» дает представление магистрантам о современном литературном процессе, основных тенденциях развития литературы, значимых представителях различных течений современной эпохи, основных жанровых и художественных стратегий, определяющих своеобразие литературы данного периода, литературной критикой последних лет. Также данный курс способствует формированию представления о литературном развитии как закономерном, едином и непрерывном процессе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Язык и культура
    Кредитов: 5

    Курс «Язык и культура» является актуальным и динамически развивающимся направлением современной науки, совмещающим в себе достижения лингвистики и культурологии. При формировании материала курса учитываются как базовые, уже сложившиеся к настоящему времени знания в области лингвокультурологии, так и данные собственно лингвистические (паремии, фразеологизмы, метафоры, символы, стереотипы и эталоны), рассматриваются актуальные проблемы речевого этикета, гендерный аспект речевого поведения, экологии культуры и языка.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Литература России и Казахстана: перекрестный взгляд
    Кредитов: 5

    По своему содержанию курс нацелен на изучение русско-казахской литературной рецепции, освоение широкого спектра современных методик литературоведческого анализа, расширение филологической культуры обучающихся и охватывает такие темы как жанровые особенности современной прозы России и Казахстана, традиции классического эпического повествования и их реализация в современной литературе, новый этап художественной эволюции деревенской прозы, проблема войны в современной прозе, женская проза как художественный феномен.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Художественный дискурс литературы русского зарубежья
    Кредитов: 5

    Целью дисциплины является показ истории становления, развития и специфики литературы Русского зарубежья, ее общности и тесных взаимосвязей с русской литературой, создававшейся в метрополии. Задачами курса являются знакомство с основными направлениями и тенденциями литературы русского зарубежья и с кругом произведений, представляющих вершинные достижения литературы русской эмиграции, формирование представления о связи литературы зарубежья с историей, культурой, социальными движениями в обществе.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Психолингвистика
    Кредитов: 5

    Дисциплина «Психолингвистика» направлена на расширение базовой профессиональной компетентности магистранта в области психолингвистики посредством знакомства с фундаментальными идеями и концепциями отечественных и зарубежных методологов; формирования профессиональных знаний об объекте и предмете исследования в области психолингвистики; освоения технологий проведения психолингвистических исследований, а также использования лингвистических данных при анализе речевого поведения человека.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Когнитивная лингвистика
    Кредитов: 5

    Курс "Когнитивная лингвистика" представляет собой звено цикла предметов по изучению лингвистики, в котором рассматриваются этапы формирования и задачи когнитивной лингвистики. Курс направлен на понимание и осмысление понятий концепт, значение, а также структуру концепта и методики его описания. Основная цель изучения курса "Когнитивная лингвистика" - расширение лингвистического кругозора магистрантов и подготовка к изучению концептов как основы языковой картины мира.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Исследовательские технологии дискурса
    Кредитов: 5

    Целью изучения данной дисциплины является ознакомление с основными проблемами общей теории дискурса, рассматриваемыми в широком контексте прагматики языкового общения, социолингвистики и теории коммуникации. В задачи курса входит выявление типовой структуры дискурса, понимаемого как сложное целенаправленное речевое действие, совершаемое в конкретном социопрагматическом контексте; актуализация и углубление знаний о конститутивных признаках дискурса.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Сопоставительная лингвокультурология
    Кредитов: 5

    Курс «Сопоставительная лингвокультурология» направлен на формирование у магистрантов антропоцентрически ориентированного знания о языке как основной части культуры, как способе передачи социокультурной информации и формирования национальных картин мира, овладение различными научными подходами к художественному произведению и литературному процессу, овладение принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, педагогической и критической деятельности магистра-филолога.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 1
    Семестр 2
  • Интертекстуальность литературы
    Кредитов: 5

    Целями освоения дисциплины «Интертекстуальность литературы» являются овладение теоретическими и практическими знаниями основных направлений и тенденций современного литературоведения; углубленное изучение современного литературного процесса в контексте теоретических изысканий отечественных и зарубежных исследователей второй половины ХХ века, изучение функций интертекстуальности в современном литературном процессе, а также аллюзии и реминисценции и другие приемы интертекстуальности.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Литературная критика
    Кредитов: 5

    Цель изучения дисциплины – дать целостное представление о русской критике ХIХ-ХХ веков как научно-художественной и научно-педагогической составляющей истории русской и мировой литературы. Курс рассматривает последовательное становления русской критической мысли ХIХ-ХХ века, отражающее идейную борьбу в русской литературе через сопоставление различных точек зрения на произведения русской классической литературы, теорию и историю литературной критики ХIХ-ХХ века.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Литература постмодернизма
    Кредитов: 5

    Целями освоения дисциплины «Литература постмодернизма» являются: освоение основных теоретических понятий, составляющих основы постмодернизма; углубление знаний об основных направлениях постмодернизма, знакомство с творческими биографиями крупнейших писателей данной эпохи; освоение основных принципов построения литературно-художественных систем постмодернизма; обсуждение разных текстов постмодернизма в контексте соответствующих течений и современной критики и литературоведения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Герменевтика художественного текста
    Кредитов: 5

    Получение базовых знаний в области герменевтики текста, знакомство с основными вехами истории герменевтики, с терминологическим аппаратом герменевтики. Кроме того, задача курса состоит в том, чтобы выработать у магистранта представление о тексте как объекте книговедческого и лингвостилистического исследования; помочь понять сущность текста; познакомить с типологией текстов и их компонентами, сформировать навыки анализа текстов и их компонентов.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Семиотика художественного текста
    Кредитов: 5

    Курс основывается на уже имеющихся теоретических представлениях о специфике гуманитарных наук. Целью дисциплины является формирование системного представления о сущности семиотики художественного текста, ее понятийно -категориальном аппарате, принципах и основных проблемах, закономерностях развития, а также междисциплинарном характере применения методик семиотики художественного текста и методологическом своеобразии. Курс предполагает формирование умений и навыков анализировать тексты с учетом семиотического подхода.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Русская литература в контексте культуры
    Кредитов: 5

    Курс «Русская литература в культурном контексте» относится к циклу социально-гуманитарных дисциплин, направлен на формирование у магистрантов понимания сущности культуры, ее роли в жизни, в профессиональной сфере. Логически и содержательно-методически курс связан с изучением дисциплин гуманитарного цикла с их практической ориентацией на формирование гуманистического мировоззрения магистрантов, расширения их общекультурной, теоретической и профессиональной подготовки в области культурологии, история, истории литературы, философии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Постмодернизм в русской литературе
    Кредитов: 5

    Курс дает представление о специфике развития русской прозы рубежа ХХ-ХХI веков, о значении курса в системе литературоведческой подготовки филолога, формирует необходимый теоретический фундамент, навыки интертекстуального анализа, анализа жанрово-стилевых трансформаций произведений современной прозы, дает представление о процессах интеграции в современной прозе, о взаимодействии классических и неклассических художественных систем, о принципах выбора различных методик анализа произведений современной прозы.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Русский язык как иностранный
    Кредитов: 5

    Цель дисциплины – обеспечить овладение иностранными обучающимися нефилологических специальностей высшего образования русским языком как средством межкультурного, межличностного и профессионального взаимодействия в социальнокультурной, официально-деловой, профессиональной и повседневной сферах общения в неограниченном круге коммуникативных ситуаций и тем общения в пределах уровня компетентного владения языком, сформировать у обучающихся комплекс языковых (фонетических, лексических, грамматических, стилистических) навыков.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Активные процессы в современном русском языке
    Кредитов: 5

    Цель – выработать представление о языке как о постоянно изменяющемся объекте, в то же время объекте стабильном и устойчивом; на основе выявления причин закономерностей языкового развития помочь понять сущность этого развития. Задачи дисциплины: 1) показать закономерности развития я зыка и его норм; 2) определить значение развития языка; 3) способствовать выработке научного представления о нормах литературного языка в их историческом развитии.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Структурно-семантический анализ поэтического текста
    Кредитов: 5

    Целью изучения дисциплины «Структурно-семантический анализ поэтического текста» является освоение принципов анализа языка художественного текста как целостной эстетической системы, формирование навыков использования принципов и методов современной лингвистики текста. Задачами дисциплины является ознакомление обучающихся с основными теоретическими положениями и понятиями и инструментарием лингвистического анализа текста; знакомство с опытом исследования текста в разных научных парадигмах.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Теория и практика перевода
    Кредитов: 5

    Дисциплина «Теория и практика перевода» призвана познакомить магистрантов со спецификой процесса перевода как акта двуязычной коммуникации, с проблемой переводимости и адекватности текста, единицами перевода, классификацией видов и форм перевода, лексических, грамматических, стилистических аспектов перевода, и тем самым создать теоретическую основу для формирования у обучаемых переводческих компетенций, необходимых для целей эффективного межкультурного общения.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Инновационные технологии в преподавании языковых дисциплин
    Кредитов: 5

    Цель - ознакомиться с основными особенностями реализации инновационных технологий в современной методике преподавания языковых дисциплин. Задачи изучения дисциплины: расширение методического кругозора магистрантов; овладение инновационными технологиями проведения занятий; овладение приемами научно-исследовательской деятельности необходимыми для реализации различных аспектов инновационной деятельности в методике преподавания языковых дисциплин; развитие методического мышления в процессе овладения инновационными технологиями.

    Селективная дисциплина
    Год обучения - 2
    Семестр 1
  • Код ON8

    Определять особенности каждого из сопоставляемых языков, которые могут ускользать от внимания исследователя при одном лишь «внутреннем» изучении языка

  • Код ON6

    Определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками

  • Код ON9

    Видеть связь с различными видами прикладного языкознания, прежде всего с преподаванием родного языка, где оно позволяет предвидеть и преодолевать нежелательную интерференцию, а также с теорией перевода, для которой оно дает надежную лингвистическую базу

  • Код ON11

    Анализировать текст с учетом новых подходов и направлений лингвистической науки

  • Код ON12

    Сравнивать языковые факты с точки зрения достижений современной лингвистики

  • Код ON5

    Выбирает необходимые методы исследования, модифицирует существующие и разрабатывает новые методы исходя из задач конкретного исследования

  • Код ON7

    Выявлять схождения и расхождения в использовании языковых средств различными языками

  • Код ON4

    Решает задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний

  • Код ON1

    Интерпретировать новейшие теории и концепции как подтверждение закономерностей и тенденций развития филологической науки и осмысливать реалии современной теории и практики на основе истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания

  • Код ON10

    Определять материал для типологии, для выявления универсалий

  • Код ON2

    Анализировать и критически осмысливать социально и профессионально значимый опыт, эффективно общаться в межкультурной среде в устной и письменной форме, в том числе на иностранном языке, работать в команде и организовывать работу малых коллективов, развивать свои физические, духовные и нравственные качества

  • Код ON3

    Применять знания педагогики и психологии высшей школы для осуществления образовательной и педагогической деятельности по кредитной технологии обучения

Top