6B03102 Культурология в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Качественная подготовка специалистов в области Культурологии, способных анализировать и давать объективную оценку социокультурным фактам, проводить консультации, мониторинг, экспертизу в сфере культуры на основе теоретико-методологической базы.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B039 Культурология
-
Предметы на ЕНТ Иностранный язык и Всемирная история
-
Область образования 6B03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 6B031 Социальные науки
Дисциплины
-
Методы научных исследований
Цель: формирование методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в организации и проведении научных исследований. Изучаются общенаучные методы исследования, в том числе методы поиска, обработки, систематизации, анализа, синтеза, обобщения и аргументации научной информации для получения объективного содержания научного знания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Экология и безопасность жизнедеятельности человека
Цель – сформировать ряд ключевых компетенций, базирующихся на современных концепциях природопользования, реализующих принципы гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой. Будут изучены: принципы устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, способы оценки и минимизации рисков, защиты от опасностей, мероприятия по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Правовые основы противодействия коррупции
Цель дисциплины: сформировать ответственное отношение, способность демонстрировать на практике применение принципов, норм антикоррупционного законодательства в целях предупреждения коррупционных правонарушений, формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям, антикоррупционной культуры, гражданской ответственности. Будут изучены: антикоррупционное законодательство, система и деятельность субъектов противодействия коррупции, причины и условия, способствующие коррупции, антикоррупционная политика, международный опыт борьбы с коррупцией.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура Средневековья
Цель дисциплины – формирование теоретико-методологической базы специалиста-культуролога, формирование способности аналитически исследовать особенности становления науки и образования, религиозно-философского мышления средневековья; мировоззренческие принципы, паттерны культуры Средневековья; этапы развития культуры Средневековья; основные тенденции развития культуры Средневековья; применять методологию, основной категориально-понятийный аппарат, основные культурологические методы изучения культуры Средневековья.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Цель дисциплины - сформировать у обучающихся рациональное финансовое поведение на основе понимания финансовой информации, а также способности критически оценивать и анализировать процессы, связанные с защитой их прав и интересов в качестве потребителей финансовых услуг посредством использования финансовых инструментов в том числе цифровых технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Античная культура
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать научно-методологические подходы исследования тенденции развития античной культуры; анализировать закономерности ее развития, этапы развития античной культуры, применять методологию, основной категориально-понятийный аппарат, основные культурологические методы в изучении античной культуры; синтезировать информацию культурологического исследования античной культуры.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Учение Абая
Цель дисциплины – сформировать у будущих специалистов способности к самопознанию, использованию учения Абая как основы духовности и интеллектуальности современного Казахстана, применению своих профессиональных знаний, пониманий и способностей через призму гуманизма и просвещения в целях укрепления единства страны и гражданской солидарности общества. Будут изучены: понятие об учении Абая; источники учения; составные части учения Абая; категории учения Абая; измерительные приборы учения Абая; сущность и значение учения Абая.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Цель: формирование базовых знаний в области теории и практики создания собственного бизнеса, необходимых для формирования: экономического образа мышления; нацеленности на коммерчески реализуемые индустриально-инновационные проекты. Рассматриваются основные условия внутренней и внешней среды предпринимательства и малого и среднего бизнеса; государственное регулирование и роль государства для предпринимательской среды.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Аль-Фараби и современность
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о научно-философском наследии великого тюркского мыслителя Абу Насра аль-Фараби в контексте развития мировой и национальной культуры. Будут изучены особенности наследия аль-Фараби и его влияние на формирование тюркской философии, характер влияния восточной философии на Европейский Ренессанс; традиционные и современные проблемы истории национальной и мировой философии.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Культура Ренессанса
Цель дисциплины – формирование способности критически дифференцировать историко-философские и социокультурные условия формирования культуры Ренессанса, этапы развития культуры Ренессанса; основные тенденции развития культуры Ренессанса; применять культурфилософский подход в изучении философско-теоретического материала по культуре Возрождения; систематизировать результаты исследования о социокультурных основаниях формирования средневековой теологической философии и христианской религии в западной Европе.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
История культуры модернизма
Цель дисциплины – формирование способности объективно оценивать вклад модернизма в живопись, сформировать критический подход в исследовании проблем культуры модернизма; основных этапов развития культуры модернизма, основных видов и жанров искусства модерна, дифференцировать предметную сферу, методы исследования истории культуры модернизма; применять терминологический аппарат данной дисциплины в профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Теория казахской культуры
Цель дисциплины – формирование способности анализировать основные положения, идеи теории казахской культуры, основные тенденции ее развития; применять методологию, основной категориально-понятийный аппарат, основные подходы и методы изучения теории казахской культуры в отношении новых феноменов, инновационных культурных объектов; систематизировать информацию философского и культурологического плана, базовые понятия, категории, необходимые для изучения истории казахской культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Культура Нового Времени
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать историко-философские, социокультурные условия формирования культуры Нового Времени, научно-методологические подходы в исследовании основных памятников культуры, ее выдающихся представителей, специфику культуры эпохи Нового времени как фундамента гуманистических идеалов, антропоцентрический характер европейской культуры, основные ее ценности: свобода личности, инновационность, полицентризм властей.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Философия и теория культуры
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать основные принципы и положения философии культуры; содержание истории европейской, отечественной культурфилософской мысли, применять методологию философии и теории культуры в исследовании новейших явлений и трансформаций. происходящих в современной культуре; систематизировать, обобщать информацию культурологического плана для объективной оценки значение философии и теории культуры в системе наук.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Этика
Цель дисциплины – формирование способности критически анализировать научно-методологические подходы в исследовании характеристик морали; основное содержание моральных качеств и норм морали; специфику основных направлений и течений в развитии гуманистической мысли; систематизировать методы, концептуальные и методологические подходы этики в обосновании роли, значения ключевых базовых понятий для будущей профессиональной деятельности.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
История казахской культуры
Цель дисциплины – формирование способности анализировать историю казахской культуры; основные тенденции развития истории казахской культуры; применять методологию, основной категориально-понятийный аппарат, основные подходы, методы изучения истории казахской культуры; систематизировать философско-культурологического подходы в изучении истории казахской культуры; оценить значение истории казахской культуры в исторической ретроспективе.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Культурное наследие и памятники мировой культуры
Цель дисциплины – формирование способности объективно оценивать актуальные проблемы, особенности изучения и сохранения памятников мировой культуры, роли памятников мировой культуры и культурного наследия в кульутрной жизни народов, методы исследования памятников мировой культуры; применять системный, комплексный подход в изучении памятников мировой культуры; дифференцировать способы актуализации и сохранения национально-культурных характеристик памятников мировой культуры.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 6
-
Эстетика
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать предметную область эстетики, историю эстетической мысли; содержание шедевров мировой и отечественной культуры; основные направления развития эстетической мысли; применять методологию, подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях эстетической мысли; синтезировать информацию философского и культурологического плана в оценке значения эстетики в исторической ретроспективе.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Номадическая культура
Цель дисциплины – формирование способности объективно оценивать, интерпретировать особенности, достижения, систему ценностей и влияния образа жизни номадов на их культуру, объективно оценивать место и роль номадической культуры народов Северной и Средней Азии, особенности религии в цивилизации кочевников, символизм в культуре номадов, типологию номадических культур, феномен Новые номады.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Этнокультурология
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать многообразие ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей, научно-методологические подходы, теоретико-концептуальные исследования различных этнокультурных сообществ, в оценке различия межкультурного общения, теорий коммуникации, особенностей этнической культуры народов мира, истории развития этнокультурных исследований.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Теория массовой культуры
Цель дисциплины – формирование способности объективно оценивать современные исследования массовой культуры; феномены массовой культуры; предметную область, методы исследования массовой культуры, состояние и развитие пробелмы массовой культуры в теориях XX и XXI вв.; систематизировать информацию о процессах производства и распространения массовой культуры; оценить проблематику потребления и ее роль в массовой культуре.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Европейская культура XX века и общество
Цель дисциплины-формирование способности к критической оценке исторически изменчивой и целостной формой европейской культуры XX в., с противоречивой системой ценностей и смыслов, анализа специфики ее национально дифференцированного существования; познакомить с основными этапами европейской культуры XX в, ее культурными типами, функционированием и характером системы духовных ценностей эпохи.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Феминистские культурные исследования
Цель дисциплины – формирование способности критически исследовать феминистские, гендерные теории в сочетании с вопросами, относящимися к расе, классу, этнической принадлежности; сформировать у студентов критическое осмысление проблем феминистских культурных исследований; этнографические подходы в исследовании феминизма, феминистского дискурса, предмет, методы исследования феминистских культурных исследований; применять культурологический подход к явлениям феминизма; оценить феминистские новации.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Казахское декоративно-прикладное искусство и мировое искусство
Цель дисциплины – формирование способности объективно анализировать роль современного искусства в репрезентации основных характеристик понятия «красота» в современную эпоху, сущность декоративно-прикладного искусства, культурные аспекты символов в декоративно-прикладном искусстве казахов, исторический аспект развития казахского декоративно-прикладного искусства; осуществлять академические исследования, посвященные изучению казахского декоративно-прикладного искусства.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Прекрасное в теории культуры, культура и современность
При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: влияние визуальной коммуникации на формирование стандартов красоты. Концепции красоты. Духовная красота. Теории красоты и современного искусства. Постмодернистское искусство. Эстетика. Восприятие красоты в медиа. Эталоны физической красоты в разных медиа. Эрос и физическая красота.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Семиотика
Цель дисциплины - сформировать способность оценивать достижения в области семиотики; основные этапы истории и закономерности развития семиотики как науки; дифференцировать предметную область, методы исследования семиотики; применять категориальный аппарат современной семиотики в исследовании основных нарративных практик, анализировать вербальный (в том числе погранично-вербальный) текст; объективно оценивать основной вклад, сделанный семиотикой в культурологию.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Азиатское кино
Цель дисциплины – формирование способности к независимой критической оценки и интерпретации основных жанров и направлений азиатского кинематографа; оценке историко-культурного состояния азиатского кино; систематизировать жанры современного азиатского кино; обосновать значение и роль азиатского кино в современном мировом кинематографе; сформировать объективную оценку о роли азиатского кино в современном кинематографическом искусстве.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Культурная политика Казахстана
Цель дисциплины- изучение основных нормативно-правовых актов РК, в которых раскрываются основные направления культурной политики. Рассматриваются такие темы как «Общее видение развития сферы культуры в РК», «Приоритетные направления культурной политики», «Современные подходы к пониманию роли культуры в формировании новой социокультурной среды», др.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Корпоративная культура: основные принципы и ценности
Цель дисциплины Изучение корпоративной культуры как формы организационной культуры, включающей в себя ценности, традиции, нормы поведения. Данный предмет позволяет не только изучить теоретический материал, но и сформировать в обучающемся понимание необходимости интеграции в процессы коллективного развития культуры, уметь адаптироваться, разделять ценности и идентифицироваться для решения коллективных целей.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Гендер и женские исследования в гуманитарных науках
Цель дисциплины – формирование способности оценивать историю гендерного развития, феминистскую культурную экологию; сформировать у студентов критически подходить к изучению проблем гендера и женских исследований; основных теорий пола, феминизма, мужественности; применять ключевые элементы гендерных проблем в социальных и культурных аспектах; синтезировать знание гендерных интерпретаций в культуре, политике, истории, экономике, религии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Фольклор и устная традиция
Цель дисциплины – формирование способности объективно оценивать научно-методологические подходы к различным практикам фольклора, национально-художественным традициям, жанры фольклора; дифференцировать отличительные и выразительные средства фольклора от литературы; осуществлять анализ фольклорного текста; выявлять в тексте такие жанры фольклора как эпический, лирический и драматический.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 6
-
Глобализация, медиа-культура, коммуникации и социальные сети
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать коммуникацию как культуру, межкультурную коммуникацию; сформировать у студентов критическое мышление в исследовании проблем глобальной медиа-культуры, коммуникации, социальных сетей; применять методы исследования глобальной медиа-культуры, коммуникации, социальных сетей, медиатехнологии, синтезировать базовые принципы оценки культуры и поведения на межличностном уровне.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Казахская культура и современность
При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: объективная интерпретация места и роли казахской культуры в разрезе современности, традиции и инновации в казахской культуре в современную эпоху; дифференциация особенностей развития казахстанской и этнической казахской культуры в условиях глобальных изменений на основе культурологического анализа; систематизация информации о специфике развития современной казахской культуры.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Современная культура и тело
При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Женское тело в западной культуре. Мужественность в современной культуре. Влияние современного общества на культуру тела. Проблемы культуры тела. Идея «тела в современном обществе». Антропология человеческого тела. Культура тела в контексте новой критической школы. Социальное время. Теории социального пространства. Душа и тело. Гомидная триада.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Cовременная культура и Европейское кино
Цель дисциплины – формирование способности критически оценивать основные тенденции развития европейского кино; специфические разновидности жанра исторического кино; специфику современного состояния европейского кино; применять семиотические, структуралистские, нарративные методы анализа фильмов, метода психоанализа в исследовании кино жанра хоррор; роль течений европейского кино как немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французская новая волна.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Культурная антропология
Цель дисциплины – освоить теоретический курс, формирующий научно-методологическую точку зрения студентов. Дисциплина опирается на область знаний: теоретические и методологические основы культурной антропологии. Курс изучает функционирование общества, определяемого культурой разных народов. В отличие от физических характеристик рас, которой занимается биологическая антропология, философская антропология изучает характеристики человеческой жизни, определяемые самой природой человека.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Политика в области охраны культурного наследия Казахстана
Цель дисциплины – изучение уникальных культурных объектов Казахстана, определенных в ходе реализации государственной программы «Мәдени мұра»; казахстанских памятников, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО; а также общемировых тенденций, характеризующих культурные политики развитых стран в области сохранения культурных объектов, их практик и моделей управления развитием культуры, др.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Повседневная культура: теория и проблемы
Цель дисциплины – изучение содержательных характеристик культуры повседневности как совокупности синкретических аспектов социальной жизни. Курс дает студенту теоретические знания, а также формирует у него общекультурные компетенции повседневности, позволяет конструктивно устанавливать межличностные, а также деловые отношения, способствует осмыслению необходимости навыков гармонизации отношений с социумом.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Современная культурная диффузия: проблемы и решения
Цель дисциплины – изучение состояния современных обществ с точки зрения культурной диффузии, взаимного проникновения культурных форм, образцов, элементов духовной и материальной культуры, их востребованность и заимствования. Курс формирует у студента такие умения как глубокое погружение в определенную культуру, анализ заимствованных элементов, историко-культурные условия соприкосновения и др.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Мифы народов мира
Цель дисциплины – Изучение мифа как принципа осмысления мира и служащего основным механизмом культурной преемственности и образцом значимых форм поведения человека. Изучая феномена мифа, обучающиеся получают знания о мифах народов мира, и то, каким образом мифологическое наследие отражается в культурных традициях, религии, литературе, театральном и изобразительном искусстве.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Культура и маргинальность
Цель дисциплины – формирование способности объективной оценки сущности маргинализации; специфики феномена маргинальности; роль и значение маргинальных образований для казахстанского общества постсоветского периода; дифференцировать методологию изучения культуры, маргинальности, основные характеристики процесса маргинализации в контексте современного культурного фона; оценить роль радикальных изменений социальной структуры как следствия социокультурной динамики маргинальности.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Молодежная культура и масс-медиа
Цель дисциплины – формирование способности объективно оценивать социокультурные основы молодежной культуры, масс-медиа, исторические и социально-экономические условия формирования молодежной культуры, генезис, систему ценностей современной молодежной субкультуры; основные направления молодежной культуры; культурно-исторические истоки появления молодежной культуры; обосновать ключевые проблемы современной молодежной субкультуры.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы культурно-досуговой деятельности
Цель дисциплины – формирование целостной системы знаний о культурно-досуговой деятельности как единстве теории, методики и принципов организации. Особенностью данной дисциплины является его практико-ориентированность. Курс позволит студенту освоить основы организации культурно-досуговой деятельности, ее организационной структурой, основными направлениями и формами работы, а также с функциональными обязанностями специалистов данной сферы.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Методы и методология культурных исследований
Цель дисциплины – формирование способности дифференцированно применять совокупность методов в исследовании различных объектов культуры, теоретико-методологических принципов и методов культурных исследований применительно к различному классу культурных явлений, объективно оценить место, роль основных методов и методологии культурных исследований. Данный курс формирует способность критчисеки оценивать основные теоретические подходы, эмпирические методы изучения различных аспектов культуры.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 6
-
Проектирование в культурно-досуговой деятельности
Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка овладения технологией организации и проектирования культурно-досуговой деятельности. В рамках изучения дисциплины рассматриваются: цели и задачи проектирования; история проектирования; структура проекта; типология проектов; требования к проектной работе; этапы работы над проектом; виды презентаций проектов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Анализировать историю развития мировой культуры и цивилизации, их культурогенез и многообразие ценностей, демонстрирующий понимание методов культурных исследований, принципов философии, истории и теории культуры.
- Обобщать теоретико-методологическую базу ведущих культурологических школ и концепций, оперируя их ключевыми понятиями, принципами, терминами, проблематикой, артефактами и паттернами.
- Оценить особенности тюркской, кочевой, традиционной и современной казахской культуры, опираясь на творчество личностей, внесших свой вклад в ее формирование, с целью определения факторов успеха казахской модели развития в контексте евразийского и всемирно-исторического процесса
- Проводить исследования зная основы этнокультурологии, культурной антропологии, экологии и семиотики.
- Анализировать этапы формирования культуры модерна, а также основные тенденции и динамику современной культуры.
- Оценивать нарушения гендерного равенства основываясь на теоретические, методологические подходы в гендерных, феминистских исследованиях культуры и принципы гендерной политики.
- Делать сравнительный и критический анализы продукции современного кинематографа.
- Оценивать эстетические особенности фольклора, произведений художественного и прикладного искусства.
- Проводить мониторинг субкультурных образований в отечественной и современной западной культурах, а также молодежному и маргинальному фактору в динамике культуры основываясь на принципы культурной политики.
- Определять проблемы медиа-коммуникации и культурной диффузии в контексте глобализации.
- Формировать корпоративную культуру используя современные теоретические знания о массовой, повседневной и корпоративной культурах, их принципах и ценностях.
- Знать культурную политику государства и принятые официальные документы по опыту сохранения мирового и отечественного культурного наследия.
- Знать основы организации и проектирования культурно-досуговой деятельности, основы финансовой грамотности и правовые основы противодействия коррупции в предпринимательстве