Действующая образовательная программа

7M01703 Русский язык и литература в ЗКГУ им. М. Утемисова

Дисциплины

  • Организация и планирование научно-исследовательской работы

    Овладевают структурой планирования научных исследований, анализируют вопросы организации научных исследований в сфере лингвистики и литературоведения, описывают основы научно-исследовательской и научно-методической деятельности, связанной с филологией.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика высшей школы

    Магистранты овладеют основами профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, теоретическими основами современной педагогической науки. Выполняя практические задания проводят анализ педагогических идей, традиционных и инновационных технологий педагогического процесса в вузе; прогнозируют развитие высшего образования, применяют разнообразные формы организации педагогического процесса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Методы научного исследования

    Цель: познакомить магистрантов с методами научных исследований. При изучении курса магистрант демонстрирует знания методов организации и планирования научных исследований, использует современные методы для научных исследований в природных и лабораторных условиях с использованием современной аппаратуры и прикладных компьютерно-информационных программ.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Интенсивное изучение языка, ориентированное на профессиональную лексику, умение вести диалог на профессиональном уровне. При изучении курса магистранты должны: знать закономерности построения письменной и устной речи на иностранном языке, основы ведения документации и деловой переписки; уметь понимать на слух и читать текстовой материал; владеть навыками монологической и диалогической речи.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы языкознания и литературоведения

    Цель: расширение и углубление филологического образования магистрантов, актуализация и активизация их теоретико-методологических знаний, изучение теории, методологии и основных значимых достижений традиционного и современного языка для выполнения научно-исследовательских работ. Основные разделы: Современная лингвистика в свете теории смены научных парадигм. Научные направления и школы. Антропоцентризм. Функционализм. Психолингвистика, когнитивная лингвистика, художественная литература как феномен. Расширение проблематики исследований в литературоведении.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Профессиональный менеджмент

    Магистранты изучают вопросы практического содержания управления, формируется комплекс знаний об управлении, вырабатываются конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности, анализа систем управления и их проектирования. Магистранты приобретают навыки по принятию управленческих решений в основных сферах, в вопросах организации основных процессов, планирования и управления на предприятии

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Конструктивная лингвистика

    Цель: конструктивное сопоставление внепространственно-виртуальной виртуальности и пространственно-временной актуальности структур в структурном континууме. Основные разделы: Возникновение конструктивной лингвистики. Требования конструктивности. Предложение как исходный объект. Динамические законы построения предложения-высказывания. Язык как динамическая система. Необходимость учета прагматики, социальных факторов при описании всей системы языка. Конструктивные методы в лингвистике. Трансформационный анализ. Методы синтаксической парадигмы, семантических исследований, компонентного анализа, индукции и дедукции.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Историческая лексикология: методические аспекты

    Цель: обеспечить понимание студентами законов развития русской лексики; показать связь развития лексического фонда с изменениями в культурной и политической жизни общества; продемонстрировать, что русский язык занимает определенное место в системе славянских языков; выявить причины и пути развития русской лексики.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Планирование научных проектов

    В целях определения темы научной работы, основной целью дисциплины является выбор специальной литературы и проблем филологических исследований, ознакомление и освоение организационными работами с начала и до конца исследования. Организация и планирование процесса исследования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Производственный менеджмент

    В ходе изучения данного курса магистранты получат представление о роли производственного менеджмента в системе управления организацией; изучат основы развития бизнес-процессов и предпринимательской деятельности, особенности управления инновационными проектами; типы производственных процессов, принципы построения производственной структуры предприятия, методы организации производственных и бизнес-процессов, методы прогнозирования, планирования производственной деятельности. В результате изучения курса магистранты овладеют практическими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной деятельностью предприятия

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психология управления

    Магистранты овладеют понятиями о психологии управления, его целях и задачах. Выполняя практические задания, изучат эффективные методы и приемы различных ситуаций при управлении. Работая в группах, разрабатывают методы и приемы эффективного взаимодействия с группами и коллективами, решения конфликтных ситуаций

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Текст и дискурс в современной лингвистике

    В курсе данной дисциплины изложены концепции текста и дискурса в современных научных парадигмах; текст представлен как объект исследования в лингвистике текста; определены существующие типологии дискурса в современной лингвистике, национально-культурная специфика построения дискурса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Инновационный менеджмент

    Целью дисциплины является получение знаний и методологических основ исследования инновационных процессов, раскрытие сущности научного подхода на основе общенаучных методов исследования, а также формирование у магистрантов способности к принятию эффективных решений в области управления инновациями. В результате изучения дисциплины магистранты осваивают управление проектами, приобретают теоретические знания и практические навыки, адаптируются к инновационной среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • История и философия науки

    В ходе изучения данного курса будут рассмотрены особенности научного познания. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению таких вопросов, как функции науки, философия и наука, роль философии в возникновении науки, структура научного знания, эмпирические и теоретические знания, динамика науки, научных традиций и научной революции, научная рациональность, ее виды и ценности, наука как социальный институт, место наук в системе научных знаний

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Технологии обучения в языковом образовании

    Рассматриваются вопросы использования современных технологий обучения языку в условиях высшей школы. Изучаются современные методы и технологии обучения, предлагаются методические рекомендации по использованию различных методов и технологий в зависимости от цели, содержания и этапа обучения русскому языку в университете.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современные проблемы межкультурной коммуникации

    Цель: изучение актуальных проблем языкового сознания в полиэтничном обществе, деятельности этнокультурных объединений Казахстана в межкультурном взаимодействии, формирование евразийской толерантности. Основные разделы: Сущность, модели межкультурной коммуникации. Исторические факторы и обстоятельства возникновения. Культура: элементы, основные характеристики и функции. Основные характеристики, функции коммуникации. Проблема чужеродности культуры и этноцентризма. Проблема культурного шока. Аккультурация как освоение чужой культуры. Сущность и значение стереотипов. Сущность и типы предрассудков. Межкультурные конфликты и психологические механизмы преодоления конфликтов. Природа межкультурных конфликтов, причины их возникновения и способы преодоления. Инкультурация и социализация. Виды межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теория и практика преподавания филологических дисциплин в вузе

    Изучение теоретического материала методики преподавания и применение знаний во время педагогической практики. Данная дисциплина позволяет целенаправленно готовиться к преподаванию курсов именно в филологическом аспекте.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая типология

    Цель - установление сходства и различий между языками. Основные разделы: Лингвистическая типология как раздел языкознания. Типологическая классификация языков: этапы становления. Типологическое родство языков как проблема общей типологии. Типология фонологических, морфологических, лексических, синтаксических систем. Интерференция на языковых уровнях. Ономасиологический аспект: слово как средство номинации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы семасиологии

    Цель: изучение гендерных аспектов социальных функций языка, зависимости от их половой принадлежности. Основные разделы: История и методология гендерных исследований. Интеллектуальные и социальные причины возникновения гендерных исследований. Гендерные исследования в лингвистике. Связь языка и гендера. Мужской и женский дискурсы. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии. Синтаксис, фразеология, грамматика и лексика в системе гендерного анализа. Гендерные различия в речи на материале разных языков. Выявление гендерных стереотипов в средствах массовой информации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Историческая лексикология

    Цель: изучение основных положений исторической лексикологии. Основные разделы: Историческая лексикология русского языка: предмет, задачи, источники и методы. Актуальные проблемы исторической лексикологии. Языковая ситуация и история лексического состава. Историческое слово в семасиологическом аспекте. Историческое слово в составе лексико-семантической группы. Историческое слово в жанрово-функциональном аспекте. Диалектная стратификация старорусской лексики. Историческая лексикология и лексикография: взаимозависимость и взаимодействие. Проблема иллюстрации в историческом слове.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Компетентностный подход в обучении

    В процессе изучение курса происходит развитие качеств творческой личности, анализ основных видов творческой деятельности, развитие быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, создание на занятиях проблемной ситуации, обучение способности видеть проблему и не бояться ее новизны, своеобразии и плодотворность мышления, изобретательность, интуиция.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Гендерная лингвистика

    Цель: изучение гендерных аспектов социальных функций языка, зависимости от их половой принадлежности. Основные разделы: История и методология гендерных исследований. Интеллектуальные и социальные причины возникновения гендерных исследований. Гендерные исследования в лингвистике. Связь языка и гендера. Мужской и женский дискурсы. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии. Фразеология, грамматика и лексика, синтаксис в системе гендерного анализа. Гендерные различия в речи на материале разных языков. Выявление гендерных стереотипов в средствах массовой информации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Основные направления современной социолингвистики

    Цель: знание базовых понятий о предмете изучения и основных подходах к решению проблем общества с точки зрения лингвистики. Основные разделы: Социолингвистика как наука. Микро - и макросоциолингвистика. История развития социолингвистики. Теория антиномий, концепция языковой эволюции, теория языковой эволюции. Язык и общество. Уровни владения языком. Формы существования языка. Нормы литературного языка. Вариантность нормы. Социальные факторы и внутренние законы языка. Социальная и функциональная дифференциация языка. Языковая ситуация. Языковая политика. Межличностная и межкультурная коммуникация. Методы социолингвистических исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвистическая дискурсология

    Цель: изучение принципов и методов лингвистического анализа дискурса в сопоставлении с традиционным текстовым анализом. Основные разделы: Теория дискурса в системе наук о языке. История возникновения и развития теории дискурса. Общая характеристика, категории и типы дискурса. Сущность дискурса - анализ как междисциплинарной дисциплины. Виртуальное общение и компьютерно-опосредованный дискурс как новая речевая формация. Самопрезентация языковой личности в компьютерно-опосредованном дискурсе. Взаимодействие и развитие дискурсов. Языковая организация интернет-коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Описательная и сравнительная паремиология

    Цель: изучение лингвокультурной специфики паремий в разных языках и культурах в сравнительно-сопоставительном аспекте. Основные разделы: Паремиология. Понятие паремии. Паремический фонд казахского и русского языка. Комплексный подход к изучению языка фольклора казахского и русского народа. Семантика паремий. Современное бытование паремий: вариативность. Понятие о сопоставительной и кросскультурной паремиологии. Паремиология, прагматика и познание. Пословично-поговорочная картина мира.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Функциональная лингвистика

    Цель: совершенствование знаний в области структурной лингвистики и теории коммуникации. Основные разделы: Систематизация функциональных лингвистических исследований. Важнейшие направления функциональной лингвистики: функциональная грамматика, функциональный подход к интерпретации текста, функциональный синтаксис и стилистика. Структура функционально-семантического поля. Функциональная грамматика как важнейшая часть общей функциональной модели языка. Функциональный подход к интерпретации текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Языковая личность и ее структура

    Цель: обучение понятию и структуре исследования явления «языковая личность», лингвистическому анализу ее мировоззренческих и культурологических компонентов. Задачи: формирование умения конструирования модели и анализа коммуникативных знаний языковой личности; демонстрация умения анализировать языковую личность, составлять речевой портрет и языковой паспорт личности; навыка анализа дискурса личности.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Компаративистика

    Цели: формирование представления о месте и роли компаративного метода в исследовании сравнительно-исторического изучения родственных индоевропейских языков, ключевых проблем современных компаративных исследований и применяемого в современной компаративистике категориально-понятийного аппарата. Задачи: овладение навыками современных методов компаративного анализа. Демонстрация навыков выделения структуры, типологии родственных индоевропейских языков при их анализе; владения компаративными методами при исследовании.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Когнитивная лингвистика

    Цель: изучение основных теоретических установок в истории развития когнитивной лингвистики. Основные разделы: Становление когнитивной лингвистики: источники этапы формирования науки. Проблемы и задачи и постулаты науки. Терминологическая база когнитивной лингвистики. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики. Структура концепта и методика его описания. Концепт как основа языковой картины мира. Теория концептуальной метафоры.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвоконфликтология

    Цель: освещение основных вопросов по лингвоконфликтологии с учетом современных научных исследований, изучение лингвистической, социально-психологической природы речевого конфликта. Основные разделы: Лингвоконфликтология как особый раздел лингвистики. Язык и речь как источник конфликтных ситуаций. Речевые конфликты в межличностной коммуникации. Типы речевого поведения конфликтующих. Речевые конфликты в сфере массовой коммуникации и их разновидности. Речевой конфликт в рекламной коммуникации. Признаки недостоверной рекламы. Понятие о речевых конфликтах в сфере политики. Речевые конфликты в разных институциональных сферах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Лингвопрагматика

    Цель: изучение основных категорий прагматики. Задача: знание основных направлений и проблем прагмалингвистических исследований, теоретических материалов прагмалингвистики в ходе анализа фактов родного и изучаемых языков в профессиональной деятельности. Демонстрация навыков использования лингвистической терминологии в сфере прагматики, ведения аргументированной дискуссии по проблемам прагмалингвистики.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Художественный текст и художественный мир

    Цель: изучение научных концепций организации образной системы в единой архитектуре художественных произведений и основных положений о внутреннем мире словесного художественного творчества. Основные разделы: Художественный мир писателя как историко-литературная категория. От биографии к художественному автору. Жанровая система. И референции художественного мира. Структура повествования. Герой в художественном мире. Категория событийности. Предметный мир. Портрет. Художественная деталь. Повествовательная структура и точка зрения в литературном произведении. Темы и мотивы, пространство и время, хронотоп и пейзаж в художественном произведении.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Теория и практика языковой политики различных стран мира и отдельных регионов

    Цель: исследование вопроса о социальном существовании языка, основных понятиях социолингвистики, микро- и макросоциолингвистической теории и новых методах исследований. Задачи: овладение методами социолингвистического мониторинга языковой политики в различных странах, отдельных регионах. Демонстрация владения навыками cоциолингвистического мониторинга языковой политики различных стран и регионов; исследования её итогов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Компьютерная лингвистика

    Цель: подготовка обучающихся к применению на практике; анализ и обработка текстовой информации с применением программных технологий. Основные разделы: Основные направления и предмет компьютерной лингвистики. Когнитивный инструментарий компьютерной лингвистики. Направления компьютерной лингвистики. Современный машинный перевод. Компьютерная лексикография и корпусная лингвистика. Информационные технологии в научной деятельности. Классификация электронных средств учебного назначения. Электронные учебники, словари, учебно-методические материалы. Мультимедиа в помощь филологу.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Интерлингвистика

    Цель - изучение различных аспектов международного общения. Основные разделы: Интерлингвистика как наука. История интерлингвистики. Типология и эволюция международных искусственных языков. Периодизация истории интерлингвистики. Философские языки в истории интерлингвистики. Априорное и апостериорное лингвопроектирование. Пазиграфия. Пазилалии. Музыкальный язык (сольресоль). Волапюк. Эсперанто. Основные плановые языки ХХ в. неутраль, окциденталь, Проблемы интерлингвистики. Международный язык науки. Типология плановых языков. Современное развитие интерлингвистической мысли. Знаменитые интерлингвисты.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные синтаксические теории

    Цель: изучение современного периода в развитии русского синтаксиса. Основные разделы: Основные современные синтаксические теории. Логический аспект изучения синтаксиса. Связь логического аспекта с конструктивным синтаксисом. Структурный аспект изучения синтаксиса. Коммуникативный аспект изучения синтаксиса. Способы актуализации коммуникативного центра высказывания. Актуальное членение предложения. Структурно-семантическое направление. Взаимообусловленность языка, мышления и действительности, языка и речи. Диалектическое единство структуры и семантики языка. Системность языкового строя. Многоаспектность языковых единиц. Проявление свойств синтаксических единиц в синтаксических связях и отношениях. Синкретизм синтаксических явлений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Интегративная лингвистика и еe прикладные аспекты

    Цель: привить навыки анализа сходства и различий в языковых явлениях в сравнительно-сопоставительном аспекте, выявление вызывающих эти явления закономерностей. Основные разделы: Основные понятия интегративной лингвистики. Интегративное сопоставление. Сопоставительное языкознание. Методы и подходы. Сопоставительно-типологическое описание языков. Сопоставительно-типологическое описание фонетической системы русского и казахского языков. Сопоставительная семасиология и фразеология. Словообразование русского и казахского языков с интегративными позициями. Морфологические процессы на русском и казахском языках. Совместное синтаксиса и его применение.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Жанры современной литературы

    Цель: изучение современной теории жанров, развития и эволюции жанровых систем в русской и западноевропейской литературах. Задачи: знание возникновения и формирования жанра романа, типологии русского романа и развитии его отдельных, наиболее важных разновидностей.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Проблемы сравнительного литературоведения

    Цель: изучение международных литературных связей и отношений, сходства и различия между ними в художественных текстах. Основные разделы: Основные проблемы, понятия и термины сравнительного литературоведения. Национальная, региональная и всемирная литература. Понятия «своего/чужого». Типологические признаки; сходства и различия. Методологические принципы анализа первоисточника. Сравнительное литературоведение в концепции. Типология литературных направлений, литературных жанров. Контактные, бинарные, генетические и контекстные связи. Сравнительный анализ лирического, драматического, эпического произведения. Интермедиальность литературы. Национальная литературная традиция. Сравнительное изучение культур.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы психолингвистики

    Задачи дисциплины «Психолингвистика» состоят в следующем: выявить психические феномены, составляющие содержание языковой (коммуникативной) личности; определить сущность и содержание языкового сознания; выявить психические процессы, связанные с порождением и восприятием речевых высказываний и развернутых текстов; определить уровень усвоения языка и формирования общей языковой (речевой) способности в процессе онтогенеза.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвостилистический анализ поэтического текста

    Цель: формирование навыков лингвистического анализа поэтического текста и развитие творческих речевых умений. Основные разделы: Литература как искусство слова. Идейно-композиционные особенности стихотворения. Стилистический потенциал различных уровней системы языка. Звукопись. Роль ассонанса в стихотворении. Стилистические возможности морфемики и морфологии. Синонимы и антонимы. Антитеза, парадокс. Сравнение. Ассоциативный перенос значения слова. Порядок слов в предложении. Стилистическое богатство синтаксиса. Риторические обороты речи. Фигуры речи.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Научные проблемы анализа художественного текста

    Цель: изучение методов интерпретации художественного текста на основе его основных статей и категорий. Основные разделы: Художественное произведение как эстетический объект. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Структурная организация, форма и содержание художественного текста. Герменевтика. Интерпретация произведения. Автор в художественном произведении. Сюжет и композиция. Роль и место конфликта в поэтике произведения. Художественный образ. Образ человека и аспекты его анализа. Функции пейзажа. Функция портрета. Художественная деталь. Символ. Средства выразительности. Стилистические фигуры и тропы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблема русского классического реализма

    Цель: изучение закономерностей и специфики русского классического реализма. Основные разделы: Реализм как литературное направление. Русский реализм XIX века. Критический реализм. А.С. Пушкин как основоположник русского реализма. Реализм в русской литературе XX века: символизм, критический реализм, социалистический реализм, мифологический реализм, натурализм. Герой в литературе реализма. Психологизм реалистических произведений

    Год обучения - 2
    Семестр - 2
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Использует методы лингвистической и литературоведческой науки в профессиональной деятельности.
  • Ориентируется в политической, экономической, культурно-исторической ситуации в казахстанском обществе.
  • Проводит контрастно-сопоставительный анализ языковых единиц и категорий в диахронии и синхронии, а также жанровой и стилистической специфики художественного текста.
  • Проектирует профессиональные ситуации в образовательной сфере с применением теоретических, методических знаний и инновационных технологий;
  • Отстаивает свою точку зрения в публичных выступлениях, научных полемиках в профессиональной деятельности.
  • Совершенствует уровень межличностных отношений, коммуникативных стратегий и тактик, принятых в профессиональной деятельности путем построения конструктивного диалога как на государственном, так и русском, английском языках.
  • Организовывает профессиональную деятельность, связанную с использованием филологических знаний в социально-гуманитарной сфере.
  • Решает проблемы современной филологической науки путем высокого теоретического и методического уровня преподавания филологических дисциплин и понимания педагогического менеджмента.
  • Критически оценивает современные концепции, выдвигает гипотезы и предлагает способы их экспериментальной проверки в организации и планировании НИР.
  • Проводит исследования в области психолого-педагогических и филологических наук, используя результаты собственных научных исследований.
Top