7M01504 Биология в КУ им. Ш. Уалиханова
-
Цель образовательной программы подготовка конкурентоспособных магистров в педагогической и научной сфере, развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, совершенствование навыков их реализации в педагогической и научно-исследовательской деятельности в условиях современной модернизации системы образования и науки
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Название ВУЗа Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M014 Подготовка педагогов биологии (казахский, русский, английский языки)
-
Область образования 7M01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 7M015 Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам
Дисциплины
-
Исследовательская культура и научная этика
Цель курса: Формирование базовых знаний и умений поиска необходимой научной литературы по теме исследования, их практического использования в научно-педагогической деятельности. Содержание: Понятия методологии и методики научного исследования. Принципы этики научного исследования. Научная добросовестность исследователя и проблема плагиата. Принципы и культура научного цитирования. Нормы и механизм этики исследования. Международно-признанные стандарты этического регулирования исследовательской деятельности. Активные методы обучения: ризома-метод, метод проектов, кейс-стади. В результате освоения дисциплины магистрант будет знать основные научные этические принципы и то как они применяются в педагогической и исследовательской деятельности; сможет применять этические принципы при планировании и проведении научно-исследовательской деятельности; сможет идентифицировать этическую дилемму и предложить аргументированное решение по ее разрешению; будет знать последствия неэтического поведения; будет уметь составлять информированное согласие для своего исследования; будет знать требования выдвигаемые научными рецензированными журналами к соблюдению этического стандарта.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Cовременные методы исследований
Цель: подготовка специалистов, способных решать экспериментальные и фундаментальные задачи в биологии с учетом системного подхода на всех этапах научно-исследовательской деятельности. Содержание: Современные методы биологических исследований. Методологические основы экспериментальных исследований. Математические методы в биологии. Методы клеточной биологии. Физико-химические методы в биологии. Методы экологических исследований. Применение современных методов исследований в проведении собственных исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований
Цель: сформировать теоретико-методологические и практические основы организации и планирования научных исследований и инновационной деятельности Содержание: Изучение теоретико-методологических и практических основ организации научно-исследовательской деятельности в контексте развития современной научно-технологической политики РК. Этапы планирования и организации НИР. Международное научно-техническое сотрудничество. Основные положения и методические указания по подготовке проектов. Использование проектного метода. Планирование собственных исследований.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель курса – формирование основ педагогической культуры преподавателя высшей школы, его научно-педагогических и практико-ориентированных компетенций для осуществления инновационной, профессионально-педагогической деятельности в системе образования. Задачи - на основе теоретических знаний подготовить будущего преподавателя к творческому решению профессиональных задач; сформировать навыки педагогического анализа, выбора методов планирования и организации учебно-воспитательного процесса; сформировать культуру педагогического общения. Методы: активные методы обучения, проектная работа, кейс-стади.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
История и философия науки
Цель курса: История и философия науки представляет собой в ведение в общую проблематику философии науки, рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Дисциплина ориентирована на анализ мировоззренческих и методологических проблем. Освоение курса «История и философия науки» в дальнейшем способствует успешному освоению конкретных научно-теоретических дисциплин, согласно профилю обучения магистрантов. Цель и задачи дисциплины состоит в том, чтобы дать знания по истории науки и ее философско-методологическим проблемам. Задачи курса: знать понимание предмета и основных концепции современной философии науки; владеть возникновение науки и основные стадии её эволюции; уметь раскрытие структуры научного знания, научные традиции и научные революции, особенности современного этапа развития науки. Быть компетентными в философских проблемах естественных и технических наук.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель курса: Развитие навыков устной и письменной речи, необходимых для профессиональной сферы деятельности, навыков применения языкового материала во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. При прохождении курса магистранты расширяют профессиональный словарный запас, учатся работать с различными электронными словарями и справочниками. В процессе обучения применяются коммуникативный, интерактивный методы и информационные технологии, индивидуальные и групповые формы работы, включая исследовательскую проектную деятельность в области изучаемого иностранного языка. Материалы и источники подбираются с учетом специфики образовательной программы.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Физико-химические методы исследований в биологии
Цель: знание основных физико-химических методов исследований в биологии. Содержание: Использование современных физико-химических методов для изучения свойств и функций важнейших классов химических веществ, биологических мембран, физико-химических основ функционирования живых систем, кинетики биологических процессов. Методы микроскопирования, рентгеноструктурного анализа, меченых атомов. Спектральные методы. Методы молекулярной биологии. Обучение с использованием проектных технологий. Групповая работа.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Биологическая статистика
Цель: сформировать уровень знаний, умений и навыков по биологической статистике, необходимый для осуществления научно-исследовательской и педагогической деятельности. Содержание: Этапы научного исследования. Вариационная статистика. Графический и табличный способ представления результатов. Методы анализа взаимосвязи между качественными и количественными признаками. Корреляционнй и регрессивный анализ. Оценка достоверности результатов исследования. Компьютерные пакеты статистической обработки данных. Интерактивные занятия. Групповая работа.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель курса: формирование у магистрантов знаний по психологии управления и практических навыков принятия управленческих решений на основе овладения основными психологическими механизмами при стратегическом, проектном и других видах управления. Ознакомить магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, её местом в системе психологического знания. Сформировать представление о современных тенденциях научного управления-новой научной управленческой парадигме. В результате усвоения дисциплины магистрант должен овладеть компетенциями: (общекультурные компетенции)-способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;(профессиональными компетенции)способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах; способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Теоретическая биология
Цель: ознакомить с основными положениями и законами теоретической биологии. Содержание: Физическая и биологическая картина мира. Изучение уровней организации и живой материи. Физиологическая и биохимическая сущность жизни. Законы термодинамики живых систем. Функционирование живых организмов как открытых термодинамических систем. Теория эволюции. Биологическая эволюция. Происхождение человека. Современная концепция биосферы. Информация в живых системах. Обсуждение актуальных проблем теоретической биологии. Групповые методы работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Сравнительная анатомия животных
Цель: дать систематизированный обзор строения органов и систем органов у животных разных таксономических групп. Содержание: Уровни организации животных. Систематический обзор беспозвоночных животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Органы движения. Эволюция пищеварительной системы. Формирование нервной системы у беспозвоночных животных. Систематический обзор позвоночных животных. Кожные покровы позвоночных. Особенности скелета. Мускулатура. Пищеварительная система. Органы дыхания. Выделительная система. Нервная система позвоночных. Групповая работа.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Эволюционная биология
Цель: овладение магистрантами теоретических и методологических основ эволюционной биологии. Содержание: Традиционные эволюционные теории и дискуссионные концепции в этой области. Современные концепции и теории эволюции, их естественно-научное содержание и философское обоснование. Синтетическая теория эволюции. Теория нейтральной эволюции. Теория прерывистого равновесия. Эволюционная биология развития. Палеонтологические и биогеографические методы. Морфологические и молекулярно-генетические методы эволюционной биологии. Междисциплинарные связи. Мини-проекты. Дискуссии актуальных вопросов эволюционной биологии.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Методика преподавания биологии в вузе
Цель курса: знание и понимание специфики и овладение методическими приемами преподавания биологических дисциплин в вузе, подготовка к успешному осуществлению самостоятельной педагогической деятельности Содержание: Структура биологических дисциплин в ВУЗ е и их планирование. Методика проведения занятий по биологическим дициплинам. Применение традиционных и инновационных технологий обучения при преподавании биологических дисциплин. Педагогический контроль. Проблемные дискуссии, обсуждение учебных ситуаций.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Экологическая анатомия растений
Цель: сформировать знания по экологической анатомии растений и взаимосвязи структуры растения и окружащейсреды. . Содержание: Методы эколого-анатомических исследований растений. Анатомические особенности гигрофитов, гидрофитов, мезофитов. Закон ксероморфной структуры В. П. Заленского. Классификация ксерофитов (по П. А. Генкелю). Особенности морфолоо-анатомической организации галофитов. Особенности анатомии литофитов (петрофитов). Особенности морфологии и анатомии сциофитов и гелиофитов. Адаптации оксилофитов и психрофитов к среде произрастания. Групповая работа. Индивидуальные проекты.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Онтогенез
Цель: формирование у магистрантов правильного естественно-исторического представления о человека и животных как о частицах природы. Содержание: Типы онтогенеза животных. Оплодотворение. Партеногенез. Бластогенез. Бластула. Типы гаструляции. Сравнительный обзор процессов гаструляции. Нейруляция. Зародышевые оболочки. Развитие производных эктодермы, энтодермы, мезодермы. Теория зародышевых листков. Регенерация. Размножение и ранние стадии развития млекопитающих. Постэмбриональное развитие. Внутриутробное развитие человека. Онтогенез и эволюция. Интерактивные методы обучения. Работа в малых группах.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Биоритмология
Цель: дать представление о биологических ритмах и их влиянии на физическое и психическое здоровье и интеллектуальные способности человека. Содержание: Биологические ритмы как периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений. Характеристика биоритмов. Классификация биоритмов. Биоритмы человека. Тело человека как совокупность множества ритмов с разными характеристиками. Суточные ритмы. Физиологические и экологические биоритмы. Практическое значение знаний биоритмов живых организмов. Проектный метод.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Новые подходы в преподавании биологии
Цель: овладеть умениями и навыками к использованию современных педагогических технологий в профессиональной деятельности. Содержание: Новые технологии в преподавании биологии. Современные подходы к оцениванию результатов обучения. Личностно-ориентированное обучение. Компетентностный подход в преподавании биологии. Методы педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности. Технология проектного обучения. Применение стимулятивно-мотивационного метода в обучении. Информационно-коммуникативная компетентность учащихся. Особенности дистанционного обучения. Использование активных и интерактивных методов обучения. Проблемные дискуссии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Методы поиска и анализа научной информации по биологии
Цель: формирование знаний и умений, обеспечивающих культуру поиска, отбора, анализа и потребления научной информации. Содержание: Информационные ресурсы. Ресурсы научных библиотек. Электронные библиотеки. Наукометрические базы данных. Показатели публикационной активности ученых. Библиографический поиск (сплошной и выборочный). Технологии поиска в электронных ресурсах. Критерии отбора источников информации. Оформление библиографического аппарата научной работы. Работа с научной литературой.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Цифровые технологии и искусственный интеллект в научных исследованиях
Цель:формирование системы компетенций в области цифровых технологий и искусственного интеллекта в научно-исследовательской деятельности. Содержание:Использование цифровых технологий в различных областях биологии. Направления развития искусственного интеллекта (ИИ). Возможности применения ИИ в биологии, анализе биологических объектов. Мобильные программы и приложения. Экспертные системы. Нейронные сети. Современные проблемы применения цифровых технологий и ИИ. Средства защиты информации. Групповая работа. Интерактивные формы обучения.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Молекулярные механизмы наследственности и изменчивости
Цель: сформировать научный взгляд на механизмы наследственности и изменчивости организмов. Содержание: Современные представления о молекулярных механизмах репликации и транскрипции. Регуляция транскрипции у прокариот. Трансляция генетической информации. Генетическая организация хромосом эукариот. Происхождение и эволюция генетического кода. Молекулярные основы мутаций. Эволюция нуклеиновых кислот. Плазмиды бактерий. Задачи генной инженерии. Практическое значение явлений наследственности и изменчивости организмов. Интерактивные занятия. Мини-проекты.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Современные концепции биологического образования
Цель: сформировать у магистрантов навыки к использованию современных концепций биологического образования в профессиональной деятельности. Содержание: Проблема оптимального сочетания фундаментального образования и профессиональной подготовки кадров. Современные концепции как стратегии общего образования. Основные концепции биологического образования. Личностно-ориентированное образование и компетентностный подход в биологическом образовании учащихся. Обсуждение концепций биологического образования. Групповая работа. Интерактивное обучение.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Биофизика
Цель: сформировать у учащихся представление о действии физических законов на различных уровнях организации живых систем. Содержание: Биоэнергетические процессы. Биофизика фотобиологических процессов. Гемодинамика. Влияние ионизирующего излучения на организм. Биологическое действие оптических лучей. Биоакустика. Локация в разных средах. Биомеханика. Функции и структура опорно-двигательного аппарата биосистем. Адаптация, устойчивость и надежность биологических систем разного уровня организации. Интерактивные формы обучения. Проблемные дискуссии.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
Профессии
Результаты обучения
- демонстрировать и применять на профессиональном уровне знания, основанные на передовых достижениях современной науки и методологии образования
- использовать языковые и информационно-коммуникативные компетенции в педагогической и научно- исследовательской деятельности
- планировать и проводить научно-исследовательскую работу, приводящую к определенному вкладу для решения актуальных проблем биологии в Республике Казахстан
- осуществлять сбор научной информации и интерпретацию результатов с учетом соблюдения исследовательской этики
- демонстрировать приемы критического мышления в процессе приобретения новых знаний, необходимых для профессионального роста, с целью продолжения образования в докторантуре