Действующая образовательная программа

7M01702 Русский язык и литература в КУ им. Ш. Уалиханова

Дисциплины

  • История и философия науки

    Цель курса: История и философия науки представляет собой в ведение в общую проблематику философии науки, рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Дисциплина ориентирована на анализ мировоззренческих и методологических проблем. Освоение курса «История и философия науки» в дальнейшем способствует успешному освоению конкретных научно-теоретических дисциплин, согласно профилю обучения магистрантов. Цель и задачи дисциплины состоит в том, чтобы дать знания по истории науки и ее философско-методологическим проблемам. Задачи курса: знать понимание предмета и основных концепции современной философии науки; владеть возникновение науки и основные стадии её эволюции; уметь раскрытие структуры научного знания, научные традиции и научные революции, особенности современного этапа развития науки. Быть компетентными в философских проблемах естественных и технических наук.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Психология управления

    Цель курса: формирование у магистрантов знаний по психологии управления и практических навыков принятия управленческих решений на основе овладения основными психологическими механизмами при стратегическом, проектном и других видах управления. Ознакомить магистрантов с историей развития зарубежной и отечественной науки управления, её местом в системе психологического знания. Сформировать представление о современных тенденциях научного управления-новой научной управленческой парадигме. В результате усвоения дисциплины магистрант должен овладеть компетенциями: (общекультурные компетенции)-способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них;(профессиональными компетенции)способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах; способность и готовность к проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; способность и готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Педагогика высшей школы

    Цель курса – формирование основ педагогической культуры преподавателя высшей школы, его научно-педагогических и практико-ориентированных компетенций для осуществления инновационной, профессионально-педагогической деятельности в системе образования. Задачи - на основе теоретических знаний подготовить будущего преподавателя к творческому решению профессиональных задач; сформировать навыки педагогического анализа, выбора методов планирования и организации учебно-воспитательного процесса; сформировать культуру педагогического общения. Методы: активные методы обучения, проектная работа, кейс-стади.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель курса: Развитие навыков устной и письменной речи, необходимых для профессиональной сферы деятельности, навыков применения языкового материала во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. При прохождении курса магистранты расширяют профессиональный словарный запас, учатся работать с различными электронными словарями и справочниками. В процессе обучения применяются коммуникативный, интерактивный методы и информационные технологии, индивидуальные и групповые формы работы, включая исследовательскую проектную деятельность в области изучаемого иностранного языка. Материалы и источники подбираются с учетом специфики образовательной программы.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 3
  • Современное литературоведение: ведущие проблемы и тенденции

    Цель дисциплины - углубление знаний о состоянии современного литературоведения, знакомство с научными школами, направлениями, концепциями в зарубежной и отечественной науке. В данном курсе рассматриваются ведущие актуальные проблемы и тенденции развития литературоведения на современном этапе. Основные литературоведческие школы (психологическая школа, неомифологическая школа, структурализм, сравнительно-историческая школа, сравнительное литературоведение, герменевтика как теория понимания и интерпретации и др.). Закономерности развития литературного процесса.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы языкознания

    Цель дисциплины - углубление знаний о состоянии современного языкознания. Данный курс поможет правильно анализировать научную литературу, самостоятельно пополнять и углублять лингвистические знания; познакомит с методологическими основами новых научных теорий и концепций, с современными методами и приемами исследования языка, а также научит обучающихся объяснять активные процессы, происходящие в современном русском и других языках.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Исследовательская культура и научная этика

    Цель курса: Формирование базовых знаний и умений поиска необходимой научной литературы по теме исследования, их практического использования в научно-педагогической деятельности. Содержание: Понятия методологии и методики научного исследования. Принципы этики научного исследования. Научная добросовестность исследователя и проблема плагиата. Принципы и культура научного цитирования. Нормы и механизм этики исследования. Международно-признанные стандарты этического регулирования исследовательской деятельности. Активные методы обучения: ризома-метод, метод проектов, кейс-стади. В результате освоения дисциплины магистрант будет знать основные научные этические принципы и то как они применяются в педагогической и исследовательской деятельности; сможет применять этические принципы при планировании и проведении научно-исследовательской деятельности; сможет идентифицировать этическую дилемму и предложить аргументированное решение по ее разрешению; будет знать последствия неэтического поведения; будет уметь составлять информированное согласие для своего исследования; будет знать требования выдвигаемые научными рецензированными журналами к соблюдению этического стандарта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История русского языка

    Цель дисциплины - проследить историю развития русского языка на всем его протяжении, обобщая результаты изменений на всех уровнях языковой системы. Задачи курса: сформировать знания о закономерностях развития русского языка на всех этапах его истории; углубить представления о культурно-исторической обусловленности языковых преобразований, о принципах истории языка в его функциональном движении; выработать историческое видение современных лингвистических процессов, которые помогут раскрыть явления современного русского языка сквозь призму диахронических тенденций.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Современный литературный процесс

    Современный литературный процесс – историко-литературный курс, призванный дать общие представления о русской литературе на современном этапе, создать целостную картину литературной жизни последних десятилетий. В результате изучения данной дисциплины магистрант будет знать тенденции развития современного литературного процесса, творчество наиболее крупных писателей и поэтов данной эпохи; иметь представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте современной русской литературы последних десятилетий. При изучении литературного процесса конца ХХ – начала XXI вв. особое внимание уделяется художественно-теоретическому аспекту, своеобразию индивидуального авторского стиля, особенностям организации художественного текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Художественный мир и художественный текст

    Цель курса – углубить знания о таких важнейших компонентах мира художественной литературы, как художественный мир и художественный текст. Серьезное внимание уделяется понятиям времени и пространства (хронотоп), образной системе литературного произведения, проблемам читательского восприятия. Текст рассматривается как объект филологического анализа. На конкретных литературных примерах даются понятия интертекстуальности, жанрово-стилевой и структурной организации текста. Данный курс призван сформировать специальные профессиональные компетенции, необходимые в педагогической и научно-исследовательской направленности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 6
  • Современные проблемы науки и образования

    Цель дисциплины - осмысление специфики педагогической науки и образования как социокультурных феноменов; знакомство с современными направлениями развития науки и образования; освоение приемов философского анализа процессов, происходящих в системе педагогического знания и образования; систематизация категориально-понятийного аппарата; овладение методологическими основаниями научно-исследовательской деятельности в области педагогики. Задачи: развитие у магистров способностей использовать современные достижения в науке и образовании; становление профессиональной компетентности будущего магистра.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Интерактивные методы преподавания языка и литературы

    Цель дисциплины – изучение интерактивных методов и технологий, применение которых базируется на идеях кооперативного обучения, новейших стратегиях и техниках работы, существовании обратной связи. Инвариантной частью курса являются достижения фундаментальной теории обучения русскому языку и литературе. В содержание предмета входит также обновлённый контент вузовского обучения. В процессе преподавания данной дисциплины используются наработки методики русского языка и литературы, связанные с формированием важных профессионально-методических компетенций; развитием умения использовать потенциал инновационных технологий в научно-исследовательской и педагогической деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвокультурология

    Цель дисциплины – изучить основные теоретические концепции, теоретическую и практическую базу данного курса, составить представление о новейших направлениях в современных лингвистических исследованиях. Показать связь лингвокультурологии и межкультурной коммуникации познакомить с культурными векторами вербальных и невербальных сущностей, составляющих национальный фонд, показать возможности дальнейших научных изысканий в этой перспективной области с выявлением лингвистических и культурологических доминант.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методология научных исследований

    Цель дисциплины - овладеть системой знаний об организации и проведении научного исследования; познакомить с методикой эмпирического и теоретического исследования; научить планировать научное исследование, педагогический эксперимент; писать статью. При научном исследовании необходимо соблюдать методологию: всесторонне, достоверно изучать объект, процесс или явление, их структуру, связь и отношения на основе разработанных принципов и методов познания, а также получать и внедрять в практику результаты исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания филологических дисциплин в высшей школе

    Цель дисциплины - систематизация знаний по филологии, полученных за время обучения, с целью их дальнейшего применения в преподавательской деятельности. В рамках данного курса происходит овладение активными методами преподавания филологических дисциплин. Полученные основы методики преподавания языка представляются в рамках рассматриваемой дисциплины. Курс направлен на лингводидактическую, филологическую подготовку магистрантов к профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Социолингвистика

    Цель дисциплины: изучить широкий круг проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями. Рассмотреть механизм воздействия социальных факторов на язык и ту роль, которую играет язык в жизни общества. Познакомить с понятием «социолингвистика», с предметом и объектом её изучения, с основными направлениями в исследовании. Составить представление о социальных способах коммуникации в аспекте межкультурного общения. Изучить существующие классификации социальной дифференциации языка. Актуальные перспективы социолингвистических исследований в русистике. Функции языка и речи. Культурное и природное в языке. Социолингвистическая зона. Социальные условия, сферы и среды функционирования языка. Языковое общение в эволюции человека. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка. Специфику молодежного социолекта.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психолингвистика

    Цель дисциплины - изучение языка, речи, коммуникации и познавательных процессов в связи с психологическими процессами и их соотнесенностью с системой языка. Задачи дисциплины: познакомить с историей становления психолингвистики как науки, проследить ее развитие и своевременное состояние; отразить проблемы и перспективы современной психолингвистики; познакомить магистрантов с терминологическим аппаратом психолингвистических исследований, метаязыком изучаемой дисциплины.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Язык и культура: теория и практика составления словарей

    Цель дисциплины - изучить историю русской лексикографии, её истоки и традиции. Показать основные направления развития современной лексикографической теории и практики. Изучить классификации и типологии словарей по сфере употребления лексем, исторической перспективе, происхождению, стилистическому использованию и др. Аспекты лексикографического описания слова в словарях различных типов. Лексикографические параметры. Макроструктуры. Микроструктуры. Основные направления лексикографической науки в Казахстане.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Новые стратегии лингводидактического образования

    Цель дисциплины - сформировать знания по основным направлениям обновления содержания образования. Дисциплина базируется на реализации общедидактических принципов научности, систематичности, доступности, наглядности, постепенности и общеметодических и специфических принципах лингводидактики. Важной частью дисциплины является блок работы с инновациями в образовании, инновационными технологиями, применяемыми в современном филологическом образовании, в частности – с техниками и приёмами электронного обучения (e-learning).

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Актуальные проблемы современной мировой литературы

    Цель дисциплины – рассмотреть такие ведущие проблемы современной мировой литературы, как мифологизация художественного сознания ХХ- ХХI вв., эволюция жанровой системы, вопросы глобализации и национального начала в литературе, усиление роли вторичной условности в искусстве, явление массовой культуры и ее влияние на общественное сознание, направления и течения в современной литературе, тенденции развития драматургии, проблема перевода и др. Все теоретические вопросы рассматриваются на примере литературных произведений современных писателей и поэтов.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методика преподавания русского языка как иностранного

    Цель дисциплины - лингводидактическая подготовка магистрантов к преподаванию русского языка как иностранного в соответствии с приоритетными трендами и наработками современной методической науки. Дисциплина базируется на ведущих принципах теории обучения русскому языку как иностранному, коммуникативном целеполагании, речеведческом векторе языкового образования. Данный курс обеспечивает формирование у обучающихся необходимых компетенций, актуализированных глобальными тенденциями и особенностями конкретной учебной аудитории.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Основные направления зарубежной литературы ХХ века

    Цель дисциплины – изучить следующие вопросы: основные литературные направления, течения и школы, эволюция жанровой системы, общие закономерности мирового современного историко-литературного процесса, мифологизация художественного мышления в литературе последних десятилетий, проблемы интертекстуальности и повышенного интереса к условным формам и приемам в искусстве. При изучении современного мирового литературного процесса особое внимание уделяется художественно-теоретическому аспекту, своеобразию индивидуального авторского стиля, особенностям организации художественного текста.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего профессионального образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований
  • применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучением дисциплин в высшей школе.
  • обладать коммуникативными способностями;свободно трактовать правила и принципы на основе их творческого развития и переосмысления теоретических концепций, выдвигать гипотезы и предлагать способы их экспериментальной проверки, а также чётко и ясно сообщать свои выводы, обоснования, владеть основами делового общения и приёмами достижения компромисса, предотвращая производственные конфликты, владеть ораторским искусством, умением правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме.
  • применять современные компьютерные технологии при обработке результатов научных экспериментов, сборе, обработке, хранении и передаче информации при проведении самостоятельных научных исследований
  • владеть современными научными парадигмами языкознания и литературоведения, системой методологических принципов и методических приёмов филологического образования
  • обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, статьи, отчета; применять знания, необходимые для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре.
  • использовать современные техники и инновационные технологии в процессе профессиональной деятельности, отражающей новейший контент отечественного и мирового образования
  • создавать конкурентоспособный филологический продукт, обладающий характеристиками, которые необходимы для его коммерциализации
Top