Новая образовательная программа

7M01702 Русский язык и литература в АтУ им. Досмухамедова

Дисциплины

  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель дисциплины: курс иностранного языка предусматривает формирование межкультурной, коммуникативной и функциональной компетенции магистрантов, развитие лексических и языковых особенностей на английском языке, владение иностранным языком и понимание культурных особенностей стран, говорящих на английском языке. Предусматривается использование: обзора грамматики, методики чтения и подготовки к письменной работе, написание эссе, методики аудирования и говорения. В содержание входит знание и умение применять в коммуникативной и профессиональной деятельности фонологические, лексические, грамматические явления английского языка в определенном программой объеме.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Организация и планирование научных исследований

    Цель курса состоит в формировании у магистрантов способность творчески мыслить, самостоятельно организовывать и выполнять научно-исследовательские работы, анализировать и обобщать научную информацию в области исследования. Дать магистрантам представление об основах планирования и организации научного исследования; обучить магистрантов базовым принципам и методам научного исследования; научить магистрантов правильно оформлять результаты своих научных исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель дисциплины сформировать способность сопоставлять и обобщать современные научные открытия, взятые в их исторической динамике и рассмотренные в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Учебный курс формирует понимание развития науки и структуры научного знания, роли науки в развитии общества. Дисциплина направлена на изучение: истории и философии науки, методологии естественнонаучного, социологическо-гуманитарного и технического знания. При изучении курса магистранты должны проектировать и осуществлять комплексные исследования на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика высшей школы

    Цель дисциплины: сформировать у магистрантов профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, теоретическими основами современной педагогической науки. Выполняя практические задания проводят анализ педагогических идей, традиционных и инновационных технологий педагогического процесса в вузе; прогнозируют развития высшего образования, применяют разнообразные формы организации педагогического процесса. Содержание дисциплины: современная парадигма высшего образования, система высшего профессионального образования в Казахстане, методология педагогической науки, методологический аппарат педагогического исследования, профессиональная компетентность преподавателя высшей школы, содержание высшего образования, новые образовательные технологии в высшей школе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Лингвистическое источниковедение

    Цели освоения дисциплины получить целостное представление о лингвистическом источниковедении как новом направлении в современном языкознании; овладеть базовыми принципами, логикой и методами научного исследования по лингвистическому источниковедению; применять полученные знания и умения в процессе преподавания лингвистических дисциплин и практической редакционно-издательской деятельности - публикации лингвистических источников и справочников.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психология управления

    Цель курса: обучение магистрантов основам психологии высшей школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в сфере педагогической деятельности. При изучении дисциплины магистранты будут изучать следующие аспекты: личность и ее потенциал в системе управления, организация и социальная группа как объекты управления, мотивация и результативность организации, психология конфликта и способы его разрешения, техники и приемы эффективной коммуникации, лидерство в организации, психологические основы принятия управленческих решений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Теоретические основы языкознания

    Целью данной дисциплины: освещение глубинных принципов устройства языка и теории языка как центральных методологических проблем современной науки, основных течений, направлений, школ и концепций современной лингвистики, развитие навыков профессионального теоретического и языкового мышления магистрантов

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые направления в языкознании

    Цели дисциплины: расширение научного кругозора магистрантов за счет углубления представления об активно обсуждаемых в мировой лингвистике проблемах, совершенствования навыка сопоставительного анализа различных точек зрения и интерпретации научных концепций, формирования умений в области экспериментальных методов исследования языковых явлений. Введение, Антропоцентрическая парадигма – основа развития новых направлений в языкознании, Психолингвистика, Когнитивная лингвистика, Лингвистическая семантика, Лингвистика текста, Коммуникативная лингвистика, Прагмалингвистика, Функциональное направление в лингвистике, Прикладная лингвистика, Лингвокультурология, Социолингвистика, Лингвополитология, Генеративное направление в лингвистике, Теория имплицитности, Теория языковой личности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингводидактика

    Цели изучения учебной дисциплины – создать условия для овладения магистрантами теоретическими знаниями о современных образовательных стратегиях и концепциях, подходах к преподаванию языка; о применяемой системе принципов, методов; об эффективных педагогических технологиях; о специфике организации учебного процесса с учетом познавательных интересов, потребностей и индивидуальных особенностей студентов высшего и среднего образования, что обеспечит становление профессиональной компетентности магистрантами.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Русская литература в мировом культурном контексте

    Целью освоения дисциплины является знакомство и усвоение универсальных констант русской культуры; освоение корпуса текстов, в которых наиболее выразительно и полно представлены основополагающие характеристики русской культуры; Содержание: Понятие культуры, литература в системе культуры, константы русской культуры, русская культура: взгляд со стороны, специфика русского Просвещения, русский романтизм, русская и мировая литература XIX в., военная тема в русской и мировой литературе ХХ в.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Новые направления в литературоведении

    Целью курса является формирование представлений и углубление знаний в области теоретических и методологических аспектов современного литературоведения. Содержание дисциплины: современная филология , ее объекты и материал изучения, методы исследования, современные варианты методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования, расширение проблематики исследований в литературоведении, категория пространства в истории философии, исследование текста и коммуникации как одна новых задач филологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проза русскоязычных писателей Казахстана

    Цель дисциплины: расширение научного кругозора магистрантов путем углубления представлений о проблемах, активно обсуждаемых в литературоведении, совершенствования навыков сравнительного анализа различных точек зрения и интерпретации научных концепций. Содержание: проблема изучения творчества русскоязычных и двуязычных писателей, национальная духовная инициатива в произведениях русскоязычных казахстанских прозаиков, художественный дискурс и проблема языковой концептуализации мира в творчестве писателя-билингвы, языковая личность писателя-билингвы в художественном дискурсе, анализ национальной языковой картины мира

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Функциональная лингвистика

    Цель курса: совершенствование знаний в области структурной лингвистики и теории коммуникации, развитие умения анализа речевой деятельности в аспекте межличностного взаимодействия, принципов анализа ее речево-актовой структуры. Содержание курса: ознакомления принципами, приемами и основными положениями функциональной лингвистики и спецификой данной области в общей системе современной филологической науки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингвистика текста

    Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов основных понятий о тексте в свете современной интегральной парадигмы научного знания, систематизация и углубление знаний основного круга проблем «текст ↔ смысл», овладение основными операциями и процедурами лингвистического анализа текста. В результате освоения дисциплины магистрант должен знать основы теории текста; уметь ориентироваться в теоретическом материале; анализировать языковые произведения в соответствии с поставленной задачей; владеть основными методами лингвистического анализа текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теоретические основы периодизации истории литературы

    Цель предмета - выделить систему научных оценок в литературоведении, периодизацию истории литературы. Двумя важнейшими главами литературоведения являются задачи систематизации особенностей общего применения логики истории литературы и теории литературы. В выполнении этой сложной научной цели и задачи магистрантам предлагается анализ, связанный с историко-культурными закономерностями наблюдения за миром и национальным литературным процессом. Даются обширные сведения о теоретико-методологических особенностях фундаментальных исследованиях, написанных в связи с историей литературы, методах и их влияния на развитие литературоведения.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Интерактивные методы преподавания в ВУЗe

    Цель дисциплины: подготовка магистрантов к педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях на основе существующих методик. Знание интерактивных методов обучения и образовательных технологий, рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Когнитивная лингвистика

    Цели дисциплины: ознакомление магистрантов с историей возникновения и развития когнитивной лингвистики, различными современными направлениями данной области лингвистики; уточнение категориально-терминологического аппарата; изучение методов и приемов семантико-когнитивных исследований. Содержание: Введение, когнитивная лингвистика: направления исследования, язык как объект когнитивных исследований, когнитивная лингвистика в мире, когнитивная семантика, концептуализация и категоризация, концепт, типология концептов, структуры представления знаний в языке, фреймовая семантика, фреймовые теории, языковые средства активизации фреймов и фреймовых связей, категоризация мира, прототипический подход, уровни и когнитивные модели категоризации, категоризация языковых единиц.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Гендерная лингвистика

    Цели освоения дисциплины познакомить магистров с основными положениями и проблематикой гендерной лингвистики в диахронии и на современном этапе; рассмотреть социокультурные и психологические предпосылки становления гендерных исследований; доказать взаимосвязь языка и гендерного фактора; проанализировать использование языка в коммуникативных целях, и в частности речевое поведение как процесс выбора оптимального варианта для построения высказывания, характерного для мужчин или для женщин; познакомить с правилами и закономерностями гендерного речевого поведения в филогенезе и онтогенезе; выявить гендерные стереотипы и установки, отраженные языковым сознанием и реализованные в ассоциациях критерии анализа гендерного фактора в коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Этнолингвистика

    Цель дисциплины - знакомство с методологическими основами этнолингвистики, понятийным аппаратом данной науки, связью ее с другими гуманитарными науками; формирование представления о самобытности этнических языков и представляемых ими «картин мира», о механизмах, обеспечивающих взаимопонимание между народами в процессе обмена культурными ценностями и опытом жизни. Этнолингвистика как наука, Предмет и задачи, Объект этнолингвистики, История становления этнолингвистики, Идеи В. фон Гумбольдта, Теория лингвистической относительности Б.Уорфа и Э. Сепира, Направления этнолингвистики, их представители, Этногенез и этническая история как объекты этнолингвистики, Этническое своеобразие языка, Национально культурная семантика слова, Понятия модели мира, картины мира, языковой картины мира, Способы представления языковой картины мира.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Литературные произведения как текст и художественный мир

    Цель курса: освоение ключевых понятий, терминов, категорий и принципов поэтики литературного произведения, осмысление эстетической сущности искусства слова, овладение первичными навыками системно-целостного анализа художественного текста, понимание сущности читательской деятельности. Содержание дисциплины нацелено на формирование представлений о месте искусства слова в истории и социокультурной жизни, о системно-целостном единстве художественного произведения, исторических фазах литературного процесса, о путях и методах понимания и анализа литературных явлений.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Основы прикладной лингвистики

    Цель дисциплины: глубокое теоретическое и практическое освоение современных методов, проблем и достижений прикладной лингвистики; подготовка обучающихся к проведению научных исследований в области, сопровождение объектов теоретических и прикладных лингвистических технологий на основе проектирования; получение магистрантами знаний по проблемам лингвистического образования-использование текстовых процессоров, систем контент-анализа, словарных и словарных баз данных, автоматизированных систем, практических навыков работы, синтаксического и морфологического анализа и синтеза лексикографической информации.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Мировая литература в современном обществе

    Целью дисциплины является формирование представления об основных этапах развития мировой литературы, о специфике национальных литературных традиций. Дисциплина нацелена на подготовку выпускников к производственно-практической деятельности по обеспечению межкультурной коммуникации, а также к самообучению и непрерывному совершенствованию профессиональных и коммуникативных навыков в течение всей жизни.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Социолингвистика

    Цель дисциплины – определение общих, социально обусловленных закономерностей функционирования и развития языков; описание влияния социальных факторов на функционирование языка в процессе речевой коммуникации. Статус социолингвистики как научной дисциплины, Объект, предмет, цели и задачи социолингвистики, Истоки современной социолингвистики, Основные направления современной социолингвистики, Основные категории социолингвистики(языковое сообщество, языковой код, переключение кодов), Языковая ситуация как категория социолингвистики, Формирование рас, этносов, языков, Язык в межэтнических контактах, Культурный компонент в языке и проблемы перевода, Языковая политика и языковое строительство, Методы социолингвистического исследования.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвокультурология

    Языковые основы формирования национальной культуры раскрыть через фразеологические сочетания, показать преемственность языка и национальной культуры, использовать национальные культурные данные, послужившие основой формирования фразеологизмов, путем этнолингвистического, лингвокультурологического анализа. Основные разделы дисциплины: углубленное изучение национальных культурных данных, основанных на формировании фразеологизмов

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 6
  • Художественная антропология и литературное творчество

    Цель учебной дисциплины – сформировать знание о художественной культуре и устойчивый интерес магистрантов к пониманию культурных доминант различных исторических эпох и стилей, приобщить их к этическим и эстетическим ценностям мировой культуры, развить толерантное отношение к миру, способность воспринимать свою национальную культуру как уникальную часть мировой культуры. Изучение учебной дисциплины предусматривает решение следующих задач: развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативнообразного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы перевода художественной литературы

    Цель курса научить магистрантов разбираться в сущности дискурсивной структуры и языковой ориентации художественного текста, осуществлять адекватный перевод художественных текстов различных жанровых типов. Дать магистрантам представление о языковой, эстетической, культурологической интерпретации художественного текста; ознакомить магистрантов с основными принципами перевода художественного текста; научить магистрантов определять общую стратегию перевода и преодолевать конкретные переводческие трудности; ознакомить их с основными функционально-стилистическими и жанровыми разновидностями художественного перевода.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Лингвопрагматика

    Цель учебной дисциплины-формирование у магистров теоретических знаний по проблемам языка как средства общения, включающего использование коммуникативной цели языковой единицы как средства деятельности, воздействия и взаимодействия говорящего, соотнесение его с поведением и деятельностью говорящего. Развитие умения пользоваться соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом в области научно-исследовательской деятельности и формирование навыков работы с научно-теоретической литературой.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Психолингвистика

    Цели дисциплины: cформировать у магистранта глубокие знания, умения, компетенции, необходимые для психолингвистического обследования речевой деятельности и языковой способности носителей языка с учетом разных факторов. В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть существующими методиками психолингвистического описания языка и речи, лексикон, аудирование речи, карта контроля, состояния речи, методы дополнения языкового знака и метод пиктограмм и т.д.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Применять на профессиональном уровне знание филологических закономерностей развития и функционирования языковых и литературоведческих систем, направлений и периодов развития языкознания, анализ актуальных проблем современного языкознания
  • Применять методы и приемы обучения русскому языку и литературе через новые технологии в организациях образования разного уровня
  • Демонстрировать знания о развитии мирового литературного процесса, современных направлений литературоведения, преемственности творчества писателей
  • Владеть иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах
  • Обследовать системы методологических принципов и методических приемов в проведении лингвистических, литературоведческих, и методических исследований
  • Владеть современными научными парадигмами в области языкознания и литературоведения, оригинальными методиками в области филологического знания, способами интерпретации результатов научно-исследовательской деятельности
  • Применять на профессиональном уровне знания педагогики и психологии управления высшей школы в своей научно-педагогической деятельности
  • Создавать свои оригинальные идеи в развитие науки и результаты научных исследований в виде публикаций и выступлений в академической, экспертной и профессиональной среде
  • Интегрировать знания, полученные в рамках различных дисциплин в понимании методологии научного познания
Top