7M03202 Журналистика в КазНУ им. аль-Фараби
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы - качественная подготовка профессиональных кадров для научной и образовательной сферы высших учебных заведений, способных критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории и практики журналистики; разрабатывать и применять новые идеи в системе информации в рамках исследуемых контекстов; решать профессиональные и иные проблемы в новых и незнакомых контекстах; нести социальную и этическую ответственность за результаты профессиональной и научной деятельности.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Казахский национальный университет имени аль-Фараби
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M067 Журналистика и репортерское дело
-
Область образования 7M03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 7M032 Журналистика и информация
Дисциплины
-
Методология и методы медиаисследований
Цель дисциплины – сформировать базу, необходимую для проведения обучающимися собственных исследований в ходе подготовки магистерских диссертаций, а в дальнейшем – для реализации профессиональных задач в сфере исследовательской и журналистской деятельности. Предмет содержит концепции и методы изучения различных аспектов функционирования современных медиаинститутов, с методологией, программой и организацией научных и научно-прикладных исследований в данной области.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Организация и планирование научных исследований (англ.)
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования. Учебный курс позволяет интерпретировать и критически оценивать медийный опыт в рамках различных парадигм медиаисследований, использовать методы сбора данных в эмпирическом исследовании.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные медиа технологии
Цель дисциплины – сформировать теоретические и практические основы современных медиа технологий. Предмет обеспечивает владение системой углубленных знаний в области теории и технологии современной журналистики; умением работать с базами данных, в том числе в глобальных компьютерных сетях, использовать новейшие технологии; концептуальной основой разработки современных медиа технологий.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Управление технологиями цифровых медиа
Цель дисциплины – сформировать способность применять современные модели, методы и инструменты (программные средства), позволяющие целостно решить задачи журналистики с использованием цифровых медиа. Будут изучены мультимедийные инструментальные средства; анимации графических объектов в специализированном программном обеспечении; программные обеспечения для сбора, обработки, хранения и демонстрации динамического содержимого программных продуктов.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Предпринимательство в эпоху цифровых технологий
Цель дисциплины – сформировать навыки разработки алгоритмов и развернутых проектов решения практических проблем взаимодействия бизнеса и цифровых медиа. Курс изучает бизнес-модели, ставшие возможными благодаря цифровой сфере, чтобы понять потенциал, предлагаемый цифровыми технологиями для предпринимателей, которые хотят запустить стартап или продолжить более традиционную карьеру, где цифровой компонент жизненно важен для успеха.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Научно-популярная журналистика
Цель дисциплины – сформировать представление о специфике научной журналистики, о достижениях современной науки в различных областях знания. Будут изучены основные тенденции развития научной журналистики, научные издания Казахстана; техника создания научно-познавательного журналистского материала и методы его обработки (коррекции); аналитические навыки работы с материалом; этапы развития образовательного телевидения; уровни научной популяризации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология управления
Цель дисциплины: обеспечить научную подготовку высококвалифицированных специалистов на основе изучения фундаментальных понятий психологии управления, создание предпосылок для теоретического понимания и практического применения важнейших аспектов сферы управления в процессе профессионального становления. Курс направлен на изучение закономерностей развития и функционирования психических процессов, основ эффективного взаимодействия и преодоления конфликтов, саморазвития и самопрезентации.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 3
-
Методика преподавания журналистских дисциплин
Цель дисциплины – сформировать основы методической подготовки обучающихся к будущей педагогической деятельности. Курс нацелен на изучение проблем журналистского образования в условиях цифровой революции и перехода на новые образовательные стандарты с учетом современных требований медиасреды; компетентностный подход в образовании; научно-методическое обеспечение инновационных процессов в современном журналистском образовании; методические аспекты преподавания профессиональных учебных дисциплин в системе журналистского образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины: сформировать практические навыки в различных видах речевой деятельности на иностранном языке. Учебный курс формирует способность воспринимать, понимать и переводить информацию в современном глобальном пространстве, участвовать в научных мероприятиях для апробации собственных исследований. Дисциплина направлена на совершенствование компетенций в соответствии с международными стандартами иноязычного образования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины: сформировать целостное системное представление о философии как особой форме познания мира, об основных ее разделах, проблемах и методах их изучения в контексте будущей профессиональной деятельности. Учебный курс формирует теоретико-методологическую основу научно-исследовательской работы.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Конвергентная журналистика
Цель дисциплины – сформировать теоретические знания о концепции развития конвергентной журналистики. Будут изучены современные методы исследования, специфика работы в конвергентных редакциях. Предмет дает представление о новых условиях работы мультимедийных журналистов в современных условиях глобализации, дигитализации и конвергенции.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современный медиатекст
Цель дисциплины – сформировать у обучающихся систему представлений о структуре, семантике, прагматике, стилистике и риторике медиатекста. Курс нацелен на изучение роли СМИ в динамике языковых процессов. Также рассматриваются функционально-стилистический статус медиаречи; определение медиатекста как базовой категории языка СМИ; лингвоформатные признаки основных типов медиатекстов; модальность медиатекста; риторика и семиотика стратегий медиадискурса.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Актуальные концепции масс-медиа
Цель дисциплины – сформировать углубленные представления о мировых и отечественных инновационных подходах к рассмотрению масс-медиа. Предмет нацелен на актуальные проблемы функционирования казахстанских СМИ (политических, экономических, этико-правовых, организационно-управленческих, технологических, профессионально-творческих, кадровых и др.), умение базироваться на этих знаниях.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Педагогика высшей школы
Цель дисциплины: сформировать способность к педагогической деятельности в вузах и колледжах на основе знаний дидактики высшей школы, теории воспитания и менеджмента образования, анализа и самооценки преподавательской деятельности. Учебный курс направлен на изучение тенденций развития образования и Болонского процесса. Курс поможет овладеть преподавательским и кураторским мастерством, различными стратегиями и методами обучения и воспитания.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Антропология и проектирование коммуникативного познания
Цель дисциплины – сформировать профессиональные компетенции в области обеспечения эффективности культурной коммуникации в журналистике. Будут изучены особенности процессов динамики культуры с освоением понятий "культурные феномены", "коммуникативное поле культуры в журналистике";- овладение студентами умениями отличать символическую организацию культуры и проявлений в журналистской культуре с анализом культурных моделей, представленных в системе деятельности средств массовой информации.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Управление медиапроектами
Цель дисциплины – сформировать навыки эффективного планирования и разработки нового или усовершенствования существующего медиапроекта; изучение базовых ценностей и принципов современных систем управления медиапроектами, основанных на методах agile; а также освоение навыков руководства творческими коллективами средств массовой коммуникации. Будут изучены стандарты в управлении проектами; способы монетизации проекта; управление рисками проекта.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Медиакритика
Цель дисциплины – сформировать практические навыки корректного критического анализа медийных текстов всех видов СМИ. Будут изучены медиакритика как новое направление в журналистике; критика как род деятельности; медиакритика как самостоятельная область искусствоведения; становление медиакритики в Казахстане: предпосылки возникновения, предмет и задачи, основные медийные рубрики, творчество медиа обозревателей ведущих СМИ.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Аксиология журналистики
Цель дисциплины – сформировать представления об аксиологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине. Курс содержит ознакомление с основными формами существования аксиологии, направлениями и методами изучения журналистской деятельности; формирование личной и глобальной аксиологической модели как важной составляющей профессиональной культуры журналиста; уход от «плоской» аксиологии СМИ к полноценной национальной картине мира.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Искусственный интеллект в системе СМИ
Цель дисциплины-формирование у магистрантов базовых представлений о применении и влиянии искусственного интеллекта в системе СМИ, оценка их эффективности и разработка медиа проектов, созданных с помощью ИИ. Дисциплина направлена на овладение навыками применения искусственного интеллекта в системе СМИ.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Концепции медийной и информационной грамотности
Цель дисциплины – сформировать углубленные знания по медийной и информационной грамотности, выработки общих подходов и создания целостной и многоуровневой концепции. Будут изучены такие основные понятия, как свобода самовыражения, доступ к информации и фундаментальные права; взаимосвязь медийной и информационной грамотности, гражданской позиции и демократии; понятие редакционной независимости.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Компьютерная лингвистика и текстовый анализ
Цель дисциплины – сформировать навыки и умения работать методами компьютерной лингвистики, применяемые при обработке текстов в предметно-ориентированных информационных системах. Будут изучены виды используемых лингвистических ресурсов и методы их разработки, рассмотрены задачи автоматического аннотирования тестов, рубрикации и кластеризации текстов, извлечения информации из текстов; методы извлечения устойчивых словосочетаний и терминов из текстов.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Онлайн-исследования в области коммуникаций
Цель дисциплины: сформировать и обосновать применимость онлайн-методов для решения той или иной задачи; выбрать и обосновать применимость и особенность одного или нескольких методов онлайн-исследования при изучении того или иного явления. При изучении дисциплины студенты будут изучать следующие аспекты: Будут изучены разработки дизайна социологического онлайн-исследования, а также практической реализации исследовательского проекта; презентации результатов онлайн-исследования.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Анализировать актуальные проблемы и перспективы развития журналистики как области знаний, ее междисциплинарные связи; применять синтез и трансформацию журналистского и междисциплинарного знания для решения учебно-образовательных, исследовательских задач.
- Анализировать разнообразные феномены СМИ, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, сюжеты, произведения, ситуации, процессы и т.п.).
- Интерпретировать и оценивать журналистские тексты различной стилевой и жанровой принадлежности.
- Вычленять, формулировать журналистскую проблему, решать ее на основе научных методов исследования и медиатехнологий.
- Проектировать сценарии реализации исследовательских проектов на основе информации и методологий ее изучения.
- Применять теорию журналистики в прикладных областях; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам политики государства; выдвигать, аргументировать и решать научные проблемы с использованием достижений современной информационной культуры, современных методов и средств научного познания в области журналистики.
- Применять профессионально-практические умения и навыки обучения масс-медиа в учебных заведениях с использованием современных компьютерных технологий, интерактивных методов обучения и инструментов искусственного интеллекта; использовать учебные материалы с опорой на различные источники информации в области медиа.
- Определять актуальность магистерского исследования; исследовательские цели и задачи; выбирать и обосновать соответствующую методологию исследования; оценивать и интерпретировать полученные результаты.
- Создавать учебные и исследовательские междисциплинарные проекты: разрабатывать сценарии выполнения, аргументированно прогнозировать результаты и выводы.
- Системно представлять программы планирования, организации и практической реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по журналистике в организациях высшего образования; демонстрировать традиционные и инновационные образовательные методики и технологии преподавания журналистских дисциплин.
- Порождать инновационные идеи, выдвигать самостоятельные гипотезы; выстраивать траектории профессиональных совершенствований.
- Разрабатывать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций; составлять основные результаты и выводы по исследовательскому проекту, презентовать итоги работы (в виде отчетов, статей, с привлечением современных средств печати и редактирования); соотносить собственные интересы с общественными и этическими ценностями, а также с интересами команды; свободно владеть языковыми параметрами профессиональной компетенции.