6B01505 Биология в Yessenov University
-
Цель образовательной программы Подготовка высококвалифицированного учителя биологии на цифровой платформе активной педагогики в сфере образования Каспийского региона.
-
Академическая степень Бакалавриат
-
Языки обучения Русский, Казахский
-
Срок обучения 4 года
-
Объем кредитов 240
-
Группа образовательных программ B013 Подготовка учителей биологии
-
Предметы на ЕНТ Биология и Химия
-
Область образования 6B01 Педагогические науки
-
Направление подготовки 6B015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам
Дисциплины
-
Цитология и гистология
Цель дисциплины: является формирование знаний о развитии функции клеток, закономерностях развития, морфофункциональной организации и особенностях развития тканей. В курсе рассматриваются характеристики клеток тканей, органов, объясняются процессы, происходящие на клеточном и тканевом уровне, устанавливается единство и разнообразие клеток, закрепляется навыки приготовления микропрепаратов, анализируются микропрепараты клеток, тканей и их структур.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория и методика воспитательной работы
Цель преподавания дисциплины: Формирование профессионально-педагогической компетенции будущего учителя в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися. В дисциплине рассматриваются - развитие у студентов установки на овладение профессионально-педагогическими знаниями и умениями в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися; расширение и углубление у студентов знаний общей теории воспитания; формирование у студентов профессионально-педагогических знаний в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Физиология развития школьников
Цель: овладение основными закономерностями роста и развития человеческого организма, функционирования систем органов на разных этапах индивидуального развития. Предмет направлен на изучение анатомо-физиологических особенностей тела детей и подростков, основных закономерностей развития и их отношения к окружающей среде. Предмет включает в себя особенностей развития организма, роста организма, начиная со стадии онтогенезного развития
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 3
-
Анатомия и морфология растений
Цель дисциплины: формирование у студентов представления о клетке, тканях, вегетативных и генеративных органах и способах размножения растений. На практических занятиях приобретают навыки морфологического описания растений, чтения формул и диаграмму цветка. В курсе рассматриваются навыки приготовления анатомических препаратов с целью их микроскопического и структурно-функционального исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Служение обществу
Цель дисциплины - формирование навыков служения обществу в целях развития духовно-нравственных качеств обучающихся. Дисциплина направлена на формирование активной жизненной позиции студентов путем включения в решение конкретных проблем общества и приобретения навыков проектной деятельности, понимания психологических основ эффективной коммуникации в социальной среде, критического мышления. В ходе теоретического материала обучающиеся изучают темы волонтерской деятельности, лидерства, критического мышления, выявляют проблемы, разрабатывают проекты.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Эмоциональный интеллект
Цель дисциплины: формирование знаний, умений, навыков управления эмоциональным интеллектом. Дисциплина направлена на формирование человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта, способного распознавать эмоции себя и окружающих, эффективно взаимодействующего в профессиональной и социальной среде. Курс рассматривает историю возникновения эмоционального интеллекта, модулей, типов эмоций, типов темперамента.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Дизайн урока и оценивание
Цель дисциплины: формирование у обучающихся навыков дизайна уроков, ознакомление с современными технологиями оценивания результатов обучения. Дисциплина направлена на формирование творческого подхода к организации уроков, исследования урока (Лессон Стади) в теории и методике преподавания истории, выработки профессиональных умений и навыков, отбором содержания материала для проверки знаний и получения обратной связи, выбором методов, форм и средств оценивания результатов обучения.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 4
-
Цифровая педагогика
Цель дисциплины: освоение информационных технологий для применения в современной образовательной среде при решении педагогических задач, и для формирования профессиональной компетентности педагога. В курсе рассматривается классификация цифровых технологий, используемых в учебном процессе, технологии обработки цифрового изображения, технологии использования электронных учебников, технологии работы с образовательными платформами. Курс направлен на использование интернет-ресурсов, мультимедийных средств, цифровых технологий для образовательных и исследовательских целей.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Систематика растений
Цель дисциплины: направлен на изучение классических и современных методов исследования растительного покрова, знакомство с таксономией видовых особенностей растений, ареалов распространения, взаимосвязи видов, привитие обучающимся теоретических знаний по систематике растений, развитие навыков самостоятельной работы с растительными объектами. В курсе рассматриваются связи растений между собой и окружающей средой, определяет значение растений и способов их защиты.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 5
-
Глобальная экология
Цель дисциплины состоит в том, чтобы заложить основы профессиональных знаний и навыков глобального экологического мышления по современным тенденциям развития биосферы на планетарном уровне; Дисциплина направлена на формирование глобального экологического мышления, осознаний глобальных экологических процессов и решения глобальных экологических проблем В данном курсе рассматриваются разные аспекты понятия климат, влияние климата на живую природу; основные факторы эволюции биосферы.
Год обучения - 2
Семестр - 3
Кредитов - 3
-
Возрастная психология
Цель дисциплины: изучение возрастной динамики психики человека, онтогенеза психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерностей развития психических процессов. Дисциплина формирует теоретико-методологические основы закономерностей и концепций психического развития личности, особенности анализа информационных данных, сформированных и полученных при экспериментальных исследованиях. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т.д.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 4
-
Дизайн мышление
Цель дисциплины заключается в реализации творческого процесса генерации и осуществления идей, помогающих людям быть гибкими в применении знаний; развитии нестандартного мышления, позволяющего найти нешаблонные решения в условиях неопределенности, создать прорывные идеи. В курсе представлены методология и практика процесса проектирования, создания, развития и апробации инновационных дизайн-продуктов, описание инструментов дизайн-мышления, которые способствуют развитию и совершенствованию профессиональных навыков.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Педагогика
Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности будущих учителей по осуществлению педагогической деятельности в системе среднего образования. Курс представляет систему научных знаний о теоретико-методологических основах педагогики и истории ее развития, раскрывает закономерности, принципы, содержание и методы целостного педагогического процесса, способствует овладению практическими умениями и навыками его осуществления.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы финансовой грамотности
Повышение уровня финансовой грамотности позволят обучающимся принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы и своевременно распознавать финансовые мошенничества. Курс «Основы финансовой грамотности» направлен на получение знаний и навыков в области управления личными финансами. В рамках курса обучающиеся научаться использовать на практике всевозможные инструменты в области финансов, сохранять и приумножать накопления, грамотно планировать бюджет, получат практические навыки по исчислению и уплате налогов и правильному заполнению налоговой отчетности, научаться анализировать финансовую информацию и ориентироваться в финансовых продуктах для выбора адекватной инвестиционной стратегии.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы антикоррупционной культуры
Цель дисциплины формирование гражданской позиции по противодействию коррупции как антисоциальному явлению. Курс направлен на совершенствование антикоррупционной культуры и формирование морально-нравственной и правовой ответственности за коррупционные правонарушения. Дисциплина системно раскрывает универсальную сущность, природу происхождения, причину устойчивости коррупции, также анализируются социально-экономические, правовые, культурные, нравственно-этические аспекты противодействия коррупции в Республике Казахстан.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы искусственного интеллекта
Целью курса является предоставление обучающимся базовых знаний о возможностях и применениях искусственного интеллекта в современном мире и их значении для различных областей деятельности. Содержание курса включает: общие сведения об ИИ и его истории; обсуждение этических проблем и вызовов, связанных с применением искусственного интеллекта; рассмотрение вопросов конфиденциальности данных, прозрачности алгоритмов и потенциального влияния на общество; основы поиска; парадигмы агентов: иерархическая парадигма, реактивная парадигма и гибридная парадигма; классическое планирование и исполнение; физическая структура роботов; нейронные сети: предыстория и основы
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Медиаграмотность
Цель дисциплины - овладение базовыми навыками качественной интерпретации медиасообщений, освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ и изучение методов деконструкции информационных материалов. Курс учит отличать новостной текст от рекламы и пропаганды, оценивать источники информации по степени их надежности и авторитетности, понимать разницу между фактом и мнением.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Предпринимательство
Целью дисциплины является получение практических навыков осуществления предпринимательской деятельности на основе изучения теории и практики предпринимательства в конкурентной среде. Дисциплина направлена на изучение механизма создания собственного дела, бизнес-планирования с использованием информационных и цифровых технологий, финансового и кадрового обеспечения, видов предпринимательского риска, предпринимательской тайны и культуры предпринимательства
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Искусство речи
Цель дисциплины - обеспечить теоретическую и методологическую базу для формирования коммуникативных умений и навыков, составляющих основу профессиональной компетенции будущего специалиста. Курс нацелен на формирование навыков владения словом. В пределах курса обучающиеся учатся формировать безукоризненно чистую, правильную, точную, выразительную и, с другой стороны, коммуникативно уместную и эффективную речь.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Основы права
Цель дисциплины - повышение уровня юридической и правовой культуры студентов для эффективного взаимодействия в профессиональной и социальной среде. Данная дисциплина формирует представление об основных понятиях и категориях юриспруденции; дает четкое представление об основных положениях действующего законодательства, развивает навыки самостоятельного ориентирования в казахстанском правовом поле; навыки работы с юридическими документами.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Сакральный Мангистау
Цель дисциплины: обеспечить четкое понимание историко-культурных процессов и проблем взаимодействия истории и культуры, исторической и культурной трансформации процесса сакрализации, роли и значении сакральных пространств в укреплении национальной идентичности Казахстана. В ней рассматривается археологические, исторические, культурные памятники Мангистау, являющиеся национально-культурным наследием и исследуются исторические и политические события края.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Экономическая теория
Цель дисциплины - дать базовые знания по экономике, представление об экономике как системе, основных понятиях, категориях, законах и закономерностях экономического развития. Экономическая теория рассматривает и изучает фундаментальные проблемы функционирования экономики, эволюцию социально - экономического развития общества, закономерности индивидуального воспроизводства (микроэкономику), воспроизводство на уровне национальной экономики (макроэкономику), мезоэкономику и мировое хозяйство.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Зоология
Цель дисциплины: изучение морфологии, анатомии, биологии, систематики, экологии животных и их роль в биосфере и жизни человека. Курс изучает современное систематическое положение представителей всех типов животного царства, детальное строение изучаемых представителей, особенности жизненных циклов и онтогенеза, уровни организации изучаемых объектов, распространение, филогению. Предмет рассматривает основные этапы в эволюции животного мира, методику морфологических исследований животных, использование технических средств при выполнении лабораторных заданий.
Год обучения - 2
Семестр - 4
Кредитов - 5
-
Методика и технология обучения биологии
Цель изучения: Курс дает возможность понять важность окружающей среды, важность природоохранных и реабилитационных мер, важность общественной и частной гигиены труда, адаптировать учащихся к жизни и образованию. Предмет рассматривает содержание дисциплины и способы обучения по формам обучения, систему процессов обучения и воспитания в зависимости от специфики школьной биологии.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Основы академического письма
Цель дисциплины формирование у обучающихся навыков создания академических текстов и письменного представления результатов научных исследований в целях развития профессиональных знаний. Дисциплина направлена на обучение основам написания и изложения научной информации, работы с текстами академического характера, как учебными, так и исследовательскими. В данном курсе рассматривается ряд вопросов, освоение которых направлено на формирование у обучающихся навыков работы с научными текстами.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 3
-
Молекулярная биология
Цель дисциплины: формируют знания о структурах и функциях белков и нуклеиновых кислот, генетическом коде, принципах и механизмах воспроизведения и реализации генетической информации, структуре генома. В курсе рассматриваются основные этапы развития молекулярной биологии, изложение принципов строения и основных функций нерегулярных биополимеров, изучение свойств генетического кода, изложение принципов и этапов репликации, транскрипции, трансляции и обратной транскрипции.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Физиология и биохимия растений
Целью дисциплины является формирование у обучающихся знаний о сущности физиологических процессов в растениях. В курсе рассматриваются физиологические процессы растений: фотосинтез, дыхание растений, водный обмен, минеральное питание растений, устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды, взаимосвязь метаболических процессов в растениях.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
Профессиональный иностранный язык
Целью курса является овладение студентами коммуникативной компетенций, которая в дальнейшем позволит пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразования, совершенствования профессиональных знаний. Курс включает грамматику, лексический материал профессионального характера и тексты профессиональной направленности.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 3
-
Биология почвы
Цель дисциплины: познакомить студентов с структурой, составом, свойствами почвенной биологии, закономерностями географического распространения, формированием, экологией, способами эффективного использования и улучшения. Рассматривает закономерности распределения почв на земле, взаимосвязь почвообразующих факторов, пространственное перемещение почв, их попеременное расположение в определенной зоне земного шара. Направлен на определение процесса почвообразования, развития, влияния экологических факторов на почву, путей эффективного использования почвенных запасов.
Год обучения - 3
Семестр - 5
Кредитов - 5
-
STEM обучение
Цель дисциплины: формирование практических знаний в современных школах о сущности и важности междисциплинарной интеграции в преподавании естественных наук. Предмет направлен на обзор методов проектирования, проблемного и совместного обучения, обучения на основе предпринимательства и технологий. Курс рассматривает принципы и критерии выбора целей, задач и содержания междисциплинарных курсов STEM в современных школах.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
IT генетика
Цель изучения: развить профессиональные навыки и личностные компетенции, позволяющие студентам использовать современные ИКТ в области генетики (наследственность, мутации, активация и деактивация генов,а также их характеристики и функции). Обучать применению знаний ИТ-генетики в различных областях, таких как медицинская генетика, иммуногенетика, генная инженерия и прикладная генетика. Предмет направлен на развитие профессиональных навыков и личных компетенций, позволяющих использовать современные ИКТ в области генетики (наследственность, мутации, активация и деактивация генов, а также их характеристики и функции).
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Химия
Цель дисциплины: формирование у студентов мировоззренческих взглядов о химии и естествознании в целом. Дисциплина изучает теоретические основы химии, а также закономерности важнейших процессов в химических системах. Предмет включает в себя строение атома, периодический закон, теорию химической связи, основы химической термодинамики и кинетики, теорию растворов, основы электрохимии.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Биология индивидуального развития
Целью дисциплины дать обучающимся представление о механизмах, лежащих в основе индивидуального развития живых организмов. В дисциплине представлены сведения об онтогенезе и филогенезе, индивидуальном развитии организма, репродуктивной биологии и практическом применении ее достижений, циклах онтогенеза, этапах и процессах индивидуального развития, гаметогенезе, оплодотворении, делении, гаструляции, нейруляции, производных осевых органов.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Анатомия человека
Цель дисциплины: изучение структурно-функциональных особенностей органов и систем организма человека. В курсе рассматриваются морфология, топография, развитие и функции внутренней системы организма: опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, мочеполовая, эндокринная система, нервная система. Дисциплина направлена на формирование представлений о взаимодействии организма человека с внешней средой.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Инклюзивное образование
Целью дисциплины является изучение необходимости и сущности инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в контексте стратегии гуманизации образования, психолого-педагогических основ, моделей и содержания инклюзивного образования. Данный курс ориентирован на профессиональную компетентность педагога, направленную на формирование готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
Год обучения - 3
Семестр - 6
Кредитов - 5
-
Экология растений и животных
Цель дисциплины: является формирование знаний о экологических группах растений и животных в условиях их существования в экосистеме. В курсе рассматриваются основные методы экологии растений и животных, общие представления об экологических факторах и закономерностях их действия на организмы, экологические группы растений и животных, адаптацию растений и животных к различным факторам и ориентации их в окружающей среде.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Флора и фауна мира
Цель дисциплины: формирование у студентов четкого представления о факторах, движущих силах и закономерностях распространения живых организмов эволюционного процесса, материалистического мировоззрения, понимания связи теории с избранной ими специальной области биологии В курсе рассматриваются систематические знания учащихся о флоре и фауне окружающей среды, флористических, фаунистических, биотических миграциях континента, современном районировании мирового океана, основных типах биомов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Организация исследовательской /проектной работы
Цель изучения: проектная организация по биологии является развитие исследовательских навыков, социальных, коммуникативных и когнитивных компетенций будущего специалиста биолога. Организация проектной деятельности по биологии предназначена для развития навыков будущего учителя-биолога - использования методов разработки учебных, научных, социальных проектов и изучения проектной работы, организации оборонной деятельности. Как учебный дисциплина обеспечивает формирование внутренней позиции знаний студента по биологии - направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, усвоение и самостоятельное осуществление контрольно-оценочной деятельности.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Основы биотехнологического производства
Цель изучения: знакомство студентов с существующими и перспективными технологическими процессами биотехнологии и формирование современных идей, знаний и умений для самостоятельного решения практических задач в области комплексной и рациональной переработки сырья на основе производства. Дисциплина посвящена формированию современных и прогрессивных технологических процессов биотехнологии и формированию современных идей, знаний и навыков для решения практических задач в комплексной и рациональной переработке основных материалов.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Теория эволюции
Цель изучения: изучить историю эволюционных идей в развитии естествознания, пути и движущие силы эволюции, их механизмы и общие закономерности Предмет изучить историю эволюционных идей в развитии естествознания, пути и движущие силы эволюции, их механизмы и общие закономерности. Курс формирует на важности эволюционной теории в формировании мировоззрения, Ж.Б.Ламарк, Ч.Р.Дарвина и проблемы макроэволюции, эволюция филогенетических групп, эволюция жизни в целом.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Физиология человека и животных
Цель дисциплины: познакомить студентов с основными представлениями о функциях организма, с принципами системной организации, дифференциации, интеграции функций организма. Дисциплина направлена на формирование у студентов представления о механизмах регуляции физиологических функций, о взаимодействии регуляторных систем и механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды организма и обеспечивающих адекватную реакцию организма на события в окружающем его мире.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
-
Инновационные методы в биологии
Умение студентов своевременно принимать, обрабатывать и эффективно использовать новые педагогические инновации, не отставая от научно-технического прогресса в условиях применения инновационных технологий в процессе обучения биологии. Инновационное обучение не только углубляет знания, но и ведет студента к учебной деятельности, пробуждает у него мотивацию к обучению, реализует преподавание биологии с использованием инновационных технологий в реальных условиях.
Год обучения - 4
Семестр - 7
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Планирует учебные занятия, составляя планы уроков с учётом особенностей и потребностей обучающихся, определяя соответствующие методики преподавания и инструменты оценивания.
- Выражает собственную гражданскую и нравственную позицию, позицию в рамках своей роли в модернизации и цифровизации Казахстанского общества на основе фундаментальных знаний и навыков в социальной, политической, культурной, психологической областях науки.
- Проводит учебные занятия по методике преподавания биологии, используя дидактические знания в интеграции со знаниями по систематики растений, цитологии и гистологии, биологии индивидуального развития и методике и технологии обучения биологии.
- Проводит учебные занятия по биологическим дисциплинам, используя педагогические технологии дифференцированного и интегрированного обучения, с учетом возрастных особенностей, и потребностей обучающихся.
- Строит воспитательный процесс, проявляя уважение к личности обучающихся, применяя знания педагогики, возрастной психологии и физиологии развития школьников, учитывая уровни эмоционального интеллекта обучающихся.
- Применяет теоретические знания и практические навыки в организации воспитательной работы обучающихся, содействуя формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни в сотрудничестве с родителями, педагогами и социумом.
- Разрабатывает программы и методики обучения по биологии, проектируя индивидуальную траекторию развития учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей, используя информационно-коммуникационной технологии обучения и применяя широкий спектр образовательных ресурсов.
- Разрабатывает учебные материалы по дисциплинам в соответствии с заданными целями занятий, с возрастными особенностями, потребностями учащихся, определяя методы и приемы обучения биохимии, ботаники, зоологии, общей биологии, генетики, эволюции.
- Проводит исследования образовательного процесса с использованием методов анализа теории и методики биологии, физиологии развития школьников, анатомия и физиология человека письменно представляя результаты исследований.
- Использует результаты актуальных исследований по совершенствованию образовательного процесса, в том числе исследования урока (Lesson study) в преподавании теории и методики биологии, STEM-обучения, инновационных методов в биологии, теории эволюции, биологии индивидуального развития.
- Осуществляет эффективную коммуникацию, развивая языковые компетенции обучающихся, поддерживая комфортную, доступную учебную среду и эмоционально-психологический климат в классе, развивая нестандартное мышление, инициируя инновационные идеи, правильно выбирая и используя информацию из интернет-ресурсов.
- осуществляет рефлексию своей деятельности, изучая лучше педагогические практики, определяя собственные потребности в совершенствовании профессиональной деятельности через планирование повышения своей квалификации с дальнейшей возможностью организации собственного дела, используя знание основ экономической теории, предпринимательства, дизайна мышления, иностранного языка, практикоориентированных спецкурсов.
Похожие ОП
6B01505 Биология
Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова (ВКУ им. Аманжолова)
6B01505 Биология
Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (АРГУ им. Жубанова)
6B01505 Биология
Костанайский региональный университет имени Ахмет Байтұрсынұлы (КРУ им. Байтурсынова)
6B01505 Биология (IP)
Международный Таразский инновационный институт имени Шерхана Муртазы (ТИГУ)
6B01505 Биология
Северо-Казахстанский университет имени М.Козыбаева (СКУ им. Козыбаева)
6B01505 Биология (IP)
Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова (ЮКГУ им. М. Ауезова)
6B01505 Биология
Аркалыкский педагогический институт имени И.Алтынсарина (АркПИ им. Алтынсарина)