Новая образовательная программа

7M03122 Клиническая психология с основами психотерапии в КазНПУ им. Абая

Дисциплины

  • Психодидактика: психологические основы эффективного обучения и преподавания

    Психологические механизмы и закономерности, лежащие в основе процесса обучения и преподавания, а также способы их оптимизации для повышения образовательной эффективности. Когнитивные, мотивационные и эмоциональные аспекты усвоения знаний; Психологические особенности учебной деятельности студентов; Развитие познавательных способностей и метапредметных компетенций; Взаимодействие преподавателя и обучающихся с точки зрения психологии обучения; Проектирование обучающих материалов и педагогических стратегий с учетом индивидуальных различий.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Философия и методология науки: когнитивные основания психологического знания

    Фундаментальные философские и методологические принципы научного познания, с акцентом на когнитивные предпосылки формирования психологического знания. Когнитивные механизмы научного познания (восприятие, мышление, интуиция, интерпретация); Роль языка, концептуальных схем и ментальных моделей в построении научного знания; Методология психологии как науки на стыке гуманитарного и естественнонаучного подходов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель: формирование у магистрантов навыков коммуникации на иностранном языке в профессиональной сфере. Содержание: изучение терминологии и специфики языка в соответствии с профессиональной областью магистрантов, а также развитие навыков письма, устной речи, аудирования и чтения с учетом профессиональных потребностей. Компетенции: 1. Владение профессиональной лексикой и грамматикой на иностранном языке. 2. Умение составлять и понимать тексты профессионального характера. 3. Навыки устной коммуникации в профессиональной среде. 4. Способность культурно адаптироваться и взаимодействовать с носителями языка на профессиональном уровне. 5. Умение использовать иностранный язык для работы с профессиональной документацией и информацией. 6. Способность применять полученные знания и навыки на практике в профессиональной деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Современные технологии преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования

    Инновационные формы, методы и средства обучения психологии с учётом требований цифровизации, компетентностного подхода и непрерывного образования. Современные педагогические технологии в обучении психологии (проектное, проблемное, интерактивное, смешанное обучение); Цифровые образовательные платформы и инструменты (LMS, онлайн-курсы, VR/AR, мультимедиа); Особенности преподавания психологии взрослым и профессионалам (андрагогика, менторство, тренинговые технологии); Формирование профессиональных компетенций через практико-ориентированные подходы; Оценка образовательных результатов и обратная связь в цифровой среде.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Цифровая методология в психологических исследованиях

    Цифровые инструменты, технологии и аналитические подходы, используемых в современной психологической науке. Теоретические и практические аспекты применения цифровых платформ для сбора, обработки и интерпретации психологических данных.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Цифровые образовательные технологии в преподавании психологии

    Цифровизация учебного процесса: онлайн-курсы, вебинары, гибридное обучение; Применение Learning Management Systems (LMS), электронных ресурсов и образовательных приложений; Использование интерактивных технологий: ментальные карты, квизы, VR/AR, симуляции; Разработка мультимедийного и цифрового контента для преподавания психологических дисциплин; Организация цифровой обратной связи и онлайн-оценивания знаний студентов.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель: В ходе курса магистранты изучают историю науки от зарождения до современного этапа неоклассической науки, эволюцию и основные концепции современной философии науки, а также философские проблемы основных подсистем науки. Магистранты формируют культуру научного мышления и развивают свои аналитические способности и исследовательские навыки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Педагогика и психология высшей школы

    Педагогика и психология высшей школы как предмет включает в себя теоретические и практические аспекты подготовки и воспитания будущих специалистов. Предлагаемый курс направлен на формирование педагогической позиции магистра, как будущего преподавателя, подготовка к различным видам педагогической деятельности: реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов; разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки студентов и целей обучения; выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе. В процессе обучения данному курсу магистранты овладевают основными теоретическими понятиями, знаниями психологических и педагогических закономерностей, принципов, механизмов профессиональной деятельности. В тоже время, дисциплина содержит темы по основным методам научных исследований, факторы развития личности, психологические и педагогические особенности деятельности преподавателя, основы образовательных технологий и коммуникаций

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методология современной психологической науки

    Методология науки и методологические проблемы психологии. Методологические принципы проведения научных исследований. Актуальные проблемы в психологии. Методы и методики эмпирических исследований в психологии. Общенаучные и эмпирические методы исследований. Значение математических и статистических методов в психологии. Организация психологического эксперимента. Основные требования к научному психологическому исследованию. Статистические методы обработки данных, полученных в ходе экспериментального научного психологического исследования. Компьютерные технологии в экспериментальных психологических исследованиях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Качественные и количественные методы исследования в психологии

    Цель: научить магистрантов применять качественные и количественные методы в психологических исследованиях. Содержание: Стратегии и этапы количественного и качественного анализа данных. Нарративный анализ. Дискурс-анализ. Интерпретативный репертуар. Интервьюирование. Графические методики. Экспрессивный рисунок: 
процедура и основы анализа. Компетенции : способен планировать эффективный поиск качественных психотерапевтических методов и методик в области исследования психологического здоровья.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Дизайн теоретического и эмпирического психологического исследования

    Теоретическое и эмпирическое исследование в области клинической психологии и психотерапии. Структура эмпирического исследования. Оценка качества психологического исследования. Эксперименты. Этические принципы проведения исследования на людях, на животных. Понятия «плагиат», «фабрикация данных исследования». Этические проблемы психологического исследования

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Психологическое консультирование в клинической психологии

    Консультативная помощь людям с психологическими трудностями, связанными с соматическими, психическими и поведенческими расстройствами. Цели, задачи и этические принципы клинико-психологического консультирования; Специфика консультирования в условиях психических и психосоматических нарушений; Установление контакта и диагностика запросов клиентов с клинической симптоматикой; Стратегии и техники консультирования: когнитивно-поведенческий, гуманистический, экзистенциальный и другие подходы; Консультативное сопровождение при кризисах, хронических заболеваниях, психосоматике, тревожных и депрессивных расстройствах.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Анализ данных в психологии с использованием программного обеспечения (SPSS/R/Python)

    Методы статистической обработки и интерпретации психологических данных с применением современных цифровых инструментов. Основы математической статистики в психологических исследованиях; Работа с программным обеспечением SPSS: ввод, обработка, анализ и визуализация данных; Использование языка R и Python (пакеты psych, tidyverse, pandas, scikit-learn) для проведения описательной, корреляционной, регрессионной и факторной статистики; Анализ достоверности, надежности и валидности психометрических инструментов; Интерпретация и представление результатов в научных публикациях.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Клиническая психология

    Представление о психических расстройствах, особенностях психического развития, методах клинико-психологической диагностики и интервенций. Изучаются биопсихосоциальные причины возникновения психических нарушений, современные классификации (МКБ, DSM), основные методы психотерапии и психокоррекции, а также особенности работы с различными категориями клиентов (дети, подростки, взрослые, пожилые). Психологические аспекты психопатологии; Методы клинического интервью, наблюдения и психологического тестирования; Этика и профессиональные стандарты работы клинического психолога; Курс является основой для подготовки специалистов, способных работать в сфере психического здоровья, образования, здравоохранения и социальной поддержки.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Кейс-методы в психологических исследованиях

    Методология и практика использования кейс-анализа (case study) как одного из качественных методов исследования в психологии. Теоретические основания кейс-метода и его место в системе психологических методов; Типология кейсов: клинические, образовательные, организационные, социально-психологические; Этапы разработки, реализации и анализа кейс-исследований; Стратегии сбора данных (наблюдение, интервью, документы) и интерпретация результатов; Этические аспекты работы с кейсами в научной и прикладной практике.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Нейропсихология и психосоматика

    Цель: курс направлен на изучение взаимосвязей между мозговыми процессами, психическими состояниями и соматическим здоровьем. Магистранты получат углубленные знания о том, как нейропсихологические механизмы влияют на психическое и физическое здоровье, а также научатся применять эти знания на практике. Содержание: Введение в нейропсихологию и психосоматику. Локализация функций высшей нервной деятельности в головном мозге. Теория А. Р. Лурия. Анатомия и физиология нервной системы. Мозговые механизмы психических функций. Нейропсихологическая диагностика. Особенности психосоматических расстройств. Виды психосоматических заболеваний. Стресс и его влияние на психику и соматику. Психотерапия психосоматических расстройств. Кейс-стади и анализ клинических случаев. Компетенции: знать функциональное значение разных типов электрической активности головного мозга человека и особенности генерации ритмов в норме и патологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Клиническая психология детского и подросткового возраста

    Особенности психического развития, психических расстройств и пограничных состояний у детей и подростков, а также методы диагностики, коррекции и профилактики в клинико-психологической практике. Нормы и аномалии психического развития в онтогенезе; этиология, патогенез и клинико-психологическая характеристика детских и подростковых расстройств (тревожные, поведенческие, аффективные, расстройства развития и др.); возрастная специфика проявлений психических нарушений; методы психодиагностики и интерпретации данных (наблюдение, тестирование, интервью); психологическая коррекция и сопровождение детей с нарушениями развития, взаимодействие с семьей и образовательной средой.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Основы психологической помощи при зависимости и созависимости

    Цель: ознакомление магистрантов с направлениями и методами оказания психологической помощи при зависимости и созависимости Содержание: Факторы, причины и предпосылки развития зависимостей у детей и подростков. Этапы формирования зависимого поведения у детей и подростков. Основные подходы к профилактике зависимого поведения у детей и подростков. Методы кризисного консультирования. Психологическое сопровождение и виды психотерапии в кризисных ситуациях. Психологическая помощь при возрастных кризисах, при эмоциональном выгорании, при нормативных и ненормативных семейных кризисах. Суггестивная психотерапия. Компетенции: способен определить экстремальные и кризисные ситуации; дать оценку психическому состоянию человека.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

    Закономерности аномального развития. Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза. Ведущие факторы, обусловливающие возникновение нарушений развития. Роль и место психологии аномального развития в психологии, педагогике и медицине. Классификации видов психического недоразвития. Особенности гностических, эмоционально-волевых процессов и личности у детей и подростков с психическим недоразвитием. Клинико-психологические особенности детей и подростков с нарушениями поведения. Клинико-психологические особенности детей и подростков с эмоциональными нарушениями. Основные направления коррекционной работы с детьми и подростками с нарушением поведения.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо

    Академическое письмо направлено на улучшение эффективных коммуникативных навыков, способствуя ясности и организации в передаче идей. Оно поощряет критическое мышление и аналитические навыки, акцентируя внимание на оценке информации и изучении основных исследовательских навыков. Цель курса – улучшить общие навыки академического письма, особенно в контексте исследований.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5
  • Патопсихология и Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе

    Цель: в обеспечении магистрантов системой теоретических знаний в области патопсихологии как одной из важнейших практических сфер клинической психологии, формированию навыков организации и проведения патопсихологического исследования. Содержание: Патопсихологические синдромы. Методы патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования с испытуемыми разных возрастных категорий. Патопсихологическая семиотика нарушений когнитивной сферы. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Нарушения личности в патопсихологии. Качественный анализ и стратегии патопсихологического исследования. Методы наблюдения и беседы. Протокол и методики патопсихологического исследования. Общие аспекты патопсихологической синдромологии. Компетенции: составлять психологический прогноз по развитию личности, групп, организаций, с целью анализа состояния проблемы в области психологии здоровья и психотерапии, зависимого и асоциального поведения, на основе которых прогнозирует динамику ситуаций риска и состояния здоровья человека.

    Год обучения - 2
    Семестр - 3
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • применять теоретические и практические знания и навыки клинического психолога в образовательных и медицинских учреждениях; действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; способностью организовывать и координировать деятельность психологических служб.
  • диагностировать психологические факторы риска нарушения здоровья человека; способен проводить и владеть математическими методами социально-психологической экспертизы и прогноза;
  • составлять психологический прогноз по развитию личности и проводить психокоррекционную и психотерапевтическую работу, обеспечивающую психическое и психологическое здоровье людей; владеть различными техниками и методами консультирования, адаптированными к потребностям клиента.
  • выделять факторы риска отклонений психического и психологического здоровья, отклоняющего, зависимого и асоциального поведения, на основе которых прогнозирует динамику ситуаций риска и состояния здоровья человека;
  • разрабатывать программы психологических интервенций (тренинг, психокоррекция, психотерапия, психологическое консультирование); знать функциональное значение разных типов электрической активности головного мозга человека и особенности генерации ритмов в норме и патологии
  • составлять дизайн и программу психологического исследования в области клинической психологии, аргументировать, анализировать, описывать, обосновывать и представлять психологические данные адекватными методами и технологиями, применять статистические методы в обработке психологических данных
  • умением выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик;
  • владеть знаниями об основных видах экспертной деятельности, идентифицировать и работать с пограничными состояниями, психосоматикой; овладеть психотерапевтическими технологиями при работе с клиентами.
Top