7M03111 Психология в социальной сфере и профессиональной деятельности в ТарГУ им. Дулати
-
Цель образовательной программы Цель образовательной программы - подготовка специалистов-магистров психологии в социальной сфере и профессиональной деятельности, владеющих современными приемами, методами психологического исследования, обеспечивающих им приоритетную востребованность и возможность самореализации в социальной сфере.
-
Академическая степень Магистратура
-
Языки обучения Русский, Казахский, Английский
-
Название ВУЗа Таразский университет имени М.Х.Дулати
-
Срок обучения 2 года
-
Объем кредитов 120
-
Группа образовательных программ M066 Психология
-
Область образования 7M03 Социальные науки, журналистика и информация
-
Направление подготовки 7M031 Социальные науки
Дисциплины
-
История, состояние тенденций развития современной психологии
Цель дисциплины: формирование у магистрантов представления о развитии психологической науки в историко-культурном, философском и научно-методологическом контексте, освоение теоретических подходов и аналитических инструментов, необходимых для критического анализа текущего состояния и прогнозирования перспектив развития современной психологии. В результате обучения магистрант будет сравнивать различные научные школы и подходы с точки зрения их методологии, предмета и значения; оценивать вклад ключевых теоретиков и практиков в развитие психологической науки; выявлять закономерности и тенденции трансформации психологического знания на современном этапе.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психология стрессоустойчивого поведения
Цель дисциплины: формирование знаний о психологических механизмах стрессоустойчивости, факторах и стратегиях адаптации личности к стрессовым ситуациям, практическихе навыков диагностики, профилактики и формирования стрессоустойчивого поведения в различных социальных и профессиональных контекстах. В результате обучения магистрант будет анализировать и диагностировать стрессовые состояния, разрабатывать и внедрять программы развития стрессоустойчивости, применять психологические знания и технологии в работе с личностью и группами, испытывающими стрессовые нагрузки в различных сферах жизнедеятельности, консультировать по вопросам преодоления стрессов, управления эмоциями и восстановительных практик.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Психотерапия и психологическая реабилитация личности и группы
Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических умений в области современной психотерапии и психологической реабилитации личности и группы, профессиональных компетенций в выборе, обосновании и применении психотерапевтических подходов, организации и проведении восстановительной работы с различными категориями клиентов. В результате обучения магистрант будет проводить психотерапевтическую диагностику и разрабатывать план индивидуальной или групповой работы, выбирать адекватные методы психотерапии и психологической реабилитации в зависимости от проблемы клиента, формулировать цели и задачи психотерапевтической и реабилитационной работы; организовывать и проводить психокоррекционные и реабилитационные занятия в индивидуальном и групповом формате.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
История и философия науки
Цель дисциплины – формирование общей научной, философско-методологической, мировоззренческой и дисциплинарно-теоретической базы для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов, ученых, преподавателей. Результаты изучения дисциплины: магистрант сможет выбирать и применять методы научного исследования; формулировать и решать основные задачи научно-исследовательской деятельности; развивать навыки логического, системного и критического мышления; использовать теоретические знания для обоснования и аргументации собственной позиции по научным проблемам. Владение знаниями о современных концепциях истории и философии науки; навыками анализировать современные проблемы истории и философии науки; концептуальным и методологическим аппаратом современной истории и философии науки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Педагогика и психология высшей школы
Цель: формирование у магистрантов профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения и управления образовательным процессом в высшей школе, развитие способностей к планированию и реализации преподавательской деятельности с учетом современных требований образования. Будут изучаться: нормативно-правовые основы деятельности вуза и преподавателя, трансформация высшего образования в условиях цифровизации и глобализации, образовательный процесс в высшей школе, коммуникация, взаимодействие и управление в образовательной среде, психолого-педагогическая диагностика и сопровождение, оценка результатов и педагогическая рефлексия. В результате освоения дисциплины магистранты приобретут навыки планирования, проведения учебных занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, использования цифровых и активных методов обучения, осуществление диагностики и сопровождение образовательной деятельности, владение навыками педагогического планирования, методами профессионального общения и психолого-педагогической поддержки.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Иностранный язык (профессиональный)
Цель дисциплины – системное углубление коммуникативной компетенции в рамках международных стандартов иноязычного образования на основе дальнейшего развития навыков и умений активного владения языком в профессиональной деятельности. Результаты изучения дисциплины: применение навыков устной коммуникации на иностранном языке; чтения иностранной литературы по соответствующей специальности и статей общественно-политической направленности с последующей обработкой и интерпретацией извлеченной информации; письменного изложения научной информации на иностранном языке в общепринятых основных формах; перевода текстов с иностранного языка на язык обучения и с языка обучения на иностранный язык на материале аутентичных текстов общенаучной и профессиональной направленности; аудирования на материале профессионально-ориентированного содержания.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Теоретико-методологические основы психологии
Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного представления о системе теоретических подходов и методологических принципов современной психологии, развитие способности к критическому анализу психологических теорий, овладение методологическими навыками научного исследования в области психологии. В результате обучения магистрант будет способен анализировать и сравнивать различные теоретические подходы в психологии; выбирать методологические основания для планируемых исследований; выявлять логические и методологические ошибки в интерпретации данных; соотносить конкретные методы с задачами и гипотезами исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Психосоматика и психология здоровья
Цель дисциплины: ознакломление магистрантов с психосоматическими процессами и механизмами влияния психологических факторов на здоровье человека, развитие профессиональных компетенций в диагностике, профилактике и психологической коррекции психосоматических расстройств в рамках концепции психологии здоровья. В результате обучения магистрант будет выявлять и оценивать психологические факторы, влияющие на развитие соматических заболеваний, проводить психологическое консультирование с элементами психосоматической диагностики, использовать психодиагностические инструменты для оценки уровня стресса, тревожности, копинг-стратегий, мотивации к здоровью, разрабатывать и реализовывать программы психологической помощи для укрепления здоровья и повышения стрессоустойчивости.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Методика и технология преподавания профильных дисциплин
Цель дисциплины: развитие у магистранта научного осмысления современных психологических знаний и их практического применения, формирование профессиональной компетентности в методике и технологии преподавания профильных дисциплин. В результате обучения магистрант будет разрабатывать рабочие программы и методические материалы по профильным дисциплинам, применять современные технологии преподавания в соответствии с спецификой дисциплины, решать практические проблемы, выбирать критерии оценки эффективности обучения.
Год обучения - 1
Семестр - 1
Кредитов - 4
-
Современные научные инструментарии исследований
Цель дисциплины: формирование у магистрантов системного понимания современных методов, методик и технических средств научного исследования; развитие навыков самостоятельного проектирования, проведения и анализа эмпирических исследований с использованием актуальных инструментов количественного и качественного анализа, цифровых платформ и программно-аналитических средств. В результате обучения магистранты будут применять современные научные инструментарии для проведения научных исследований, учитывая объектно-предметные особенности научного направления; выбирать эффективные методы и способы организации научного исследования.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Методика преподавания психологии в высшей школе
Цель дисциплины: формирование у магистрантов профессионально-педагогических компетенций, необходимых для эффективного преподавания психологических дисциплин, оценки и рефлексии собственной педагогической деятельности, овладение методологическими, теоретическими и практическими основами организации учебного процесса, проектирования образовательных программ. В результате обучения магистрант будет организовывать и структурировать учебную дисциплину, подбирать и применять методы и технологии обучения с учётом специфики психологического материала.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Психокоррекция свойств личности
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с моделями психокоррекции в рамках различных психологических направлений, коррекционными методами психологической помощи; психологическими классификациями нарушения когнитивного, поведенческого функционирования. В результате обучения магистрант будет владеть современными техниками психологической коррекции свойств личности, соблюдать этические принципы и ограничения психокоррекционной работы, разрабатывать и проводить психокоррекционные программы, направленные на развитие личности и преодоление психологических трудностей.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Практикум по психотерапии в социальной сфере
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с системой знаний о теоретических основах и прикладных подходах к психотерапии в социальной сфере; формирование профессиональных умений и навыков применения психотерапевтических методов и технологий в работе с различными социальными группами и проблемами. В результате обучения магистрант будет выявлять потребность в психотерапевтической помощи, разрабатывать и реализовывать психотерапевтические программы, подбирать методы и подходы под конкретный социальный запрос, вести документацию, составлять психотерапевтические заключения и рекомендации.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Семейная психотерапия
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с теоретическими основами и основными направлениями семейной психотерапии, методами и техниками психологической помощи семье; формирование навыков организации и проведения психотерапевтической, научно-исследовательской работы в области семейной психотерапии. В результате обучения магистрант будет определять проблемные области и ресурсы семьи, знать жизненный цикл семьи, этапы развития и семейные кризисы, использовать профессиональные знания и практические навыки семейной психотерапии и семейного консультирования в профессиональной деятельности.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Современные проблемы гендерной психологии
Цель дисциплины: ознакомление с основными теориями и современными направлениями гендерной психологии, изучение различных аспектов, связанных с формированием и проявлением гендерной идентичности, гендерными стереотипами, ролями и отношениями в современном обществе, формирование умения применять гендерный подход к анализу поведения человека. В результате обучения: магистрант будет понимать социокультурные факторы, влияющие на гендер; анализировать гендерные аспекты в различных контекстах, владеть навыками профессиональной компетентности психолога в области гендерной психологии для решения практических задач, связанных с проблемами взаимоотношений между полами.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 5
-
Базовые модели консультативной практики
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с основными ориентирами работы психолога в индивидуальном и групповом контексте, моделями и этапами, особенностями психологического консультирования в типичных случаях; развитие навыков ведения консультативной беседы в формате запроса клиента, применения технических приемов в решении проблемы. В результате обучения магистрант будет понимать системные, этические и организационные аспекты консультативной практики, владеть теоретическими моделями и практическими методами психологического консультирования, выбирать и обосновывать консультативную модель, соответствующую типу запроса и особенностям клиента.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Методы научного исследования
Цель дисциплины: ознакомление с теоретико-методологическими и практическими основами организации научно-исследовательской деятельности, логикой и структурой научного исследования, научного аппарата и планирования исследования; формирование навыков планирования и организации собственной исследовательской деятельности, работы с научной литературой, проведения и анализа результатов исследования. В результате обучения магистрант будет планировать и организовывать исследования, обосновывать практическую значимость исследуемой проблемы, анализировать и интерпретировать данные, оформлять результаты в соответствии с научными стандартами.
Год обучения - 1
Семестр - 2
Кредитов - 6
-
Психологические основы искусственного интеллекта
Цель дисциплины: ознакомление с психологическими особенностями и основными направлениями исследований в области искусственного интеллекта, знание взаимодействие человека с искусственным интеллектом и влияние нейронных сетей в мозг человеке. В результате обучения магистрант будет понимать потенциал и влияние искусственного интеллекта на психику человека, различать положительные и отрицательные стороны применения, уметь научно обосновывать влияние искусственного интеллекта на поведенческие акты человека.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные социально-психологические технологии в управлении человеческим капиталом
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с психологическими концепциями управления человеческим капиталом, спецификой и классификацией социально-психологических технологий, формирование профессиональных компетенций, направленных на эффективное взаимодействие с персоналом, управление информацией и психологической поддержки личности. В результате обучения магистрант будет знать психологические факторы в управлении человеческими ресурсами, уметь использовать методы психодиагностики и профилактики профессионального выгорания и поддержки благополучия личности, адаптировать социально-психологические технологии развивающие человеческий капитал как стратегический ресурс.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Современные методы статистики в психологии
Цель дисциплины: формирование у магистрантов фундаментальных теоретических знаний и практических навыков применения современных статистических методов в психологических исследованиях; развитие умений критического анализа количественных данных, использования программных средств для статистической обработки результатов эмпирических исследований. В результате обучения магистрант будет применять современные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях, обосновывать и проверять научные гипотезы, представить и объяснить статистические данные в научной и прикладной форме, интерпретировать и представлять количественные результаты в соответствии с профессиональными и академическими стандартами.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Защитные механизмы в психологии
Цель дисциплины: формирование у магистрантов глубокого теоретического и практического понимания природы, функций и классификаций психологических защитных механизмов, развитие профессиональных компетенций в их диагностике, интерпретации и применении знаний о защитах в психокоррекционной и психотерапевтической практике. В результате обучения будет знать проявления защитных механизмов, учитывать особенности защитных реакций при построении психокоррекционных и терапевтических стратегий, уметь проводить психодиагностические методы для оценки уровня и типа психологических защит, анализировать влияние защитных механизмов на межличностные отношения, профессиональную деятельность и личностный рост.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Клинический психоанализ
Цель дисциплины: ознакомление с особенностями клинического применения психоаналитической теории в диагностике, интерпретации и терапии психических расстройств; развитие навыков клинической психоаналитической работы с различными категориями клиентов, обеспечение подготовки к научной и практической деятельности в области клинического психоанализа. В результате обучения магистрант будет обобщать и выстраивать клинический психоаналитический процесс, определять уровень организации личности на основе клинических признаков, формулировать психоаналитический диагноз и составлять клиническое описание случая, подбирать психоаналитическую тактику и технику с учётом клинической картины и особенностей клиента.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Теория и практика психологического эксперимента
Цель дисциплины: формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в области организации, проведения и анализа психологического эксперимента, умения критически осмысливать экспериментальные данные и применять современные методы экспериментального исследования в психологии. В результате обучения магистрант будет знать ключевые понятия, теоретические модели и основные этапы проведения психологического эксперимента; проектировать, анализировать и проводить научно обоснованные психологические исследования, интерпретировать результаты статистической обработки и формулировать выводы, обоснованные с точки зрения психологической теории.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Акме личностного и карьерного роста
Цель дисциплины: формирование у магистрантов целостного представления о закономерностях и механизмах личностного и профессионального развития, навыков управления карьерой и построения индивидуальной траектории роста с учётом современных требований рынка труда и внутреннего потенциала личности. В результате обучения магистрант будет проводить самоанализ, выявлять личностные ресурсы, ограничения и зоны развития, разрабатывать и реализовывать индивидуальный план личностного и карьерного роста, использовать техники развития эмоционального интеллекта, уверенности в себе, саморегуляции и стрессоустойчивости, анализировать профессиональные роли и компетенции, востребованные на рынке труда.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Теория и практика психоанализа
Цель дисциплины: ознакомление с теоретическими и методологическими основами классических и современных направлений психоанализа, формирование навыков научной интерпретации психоаналитических концепций личности и психопатологии, практических навыков применения психоаналитических подходов в консультативной и исследовательской деятельности в рамках профессиональных и этических стандартов. В результате обучения магистрант будет анализировать поведение и внутренние конфликты личности в терминах психоаналитических теорий, выявлять проявления бессознательных процессов в поведении клиента, использовать психоаналитические концепции в психодиагностике и консультативной работе, интерпретировать и аргументировать выбор психоаналитического подхода в зависимости от проблемы клиента и контекста работы.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
-
Акмеология
Цель дисциплины: ознакомление магистрантов с методологическими основами и законами акмеологии в системе наук о человеке, логикой акмеологического исследования, особенностями развития профессионала и профессионализма. В результате обучения магистрант будет понимать принципы акмеологии и ее роль в профессиональном развитии, применять методы, способствующие личностному и профессиональному развитию.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 6
-
Арт терапевтические технологии в практической деятельности психолога
Цель дисциплины: ознакомление с историей развития и методологией арттерапевтического направления в психотерапии и психокоррекции; формирование профессиональных компетенций применения арт-терапевтических технологий и методов в деятельности психолога. В результате обучения магистрант будет интегрировать теоретические и практические исследования в арттерапевтическом направлении, психокоррекции, использовать арт-терапевтические технологии и техники в разные возрастные периоды развития индивида с учётом проблем и запросов.
Год обучения - 2
Семестр - 1
Кредитов - 5
Профессии
Результаты обучения
- Демонстрировать знание коммуникативной компетенции иноязычного образования для развития навыков и умений владения языком в профессиональной деятельности, подготовки научных статей и свободного устного общения; генезиса, философской сущности и развития научного знания, закономерности организации и развития науки.
- Знать основные теории и концепции педагогики и психологии высшей школы; современные подходы, методы и технологии преподавания профильных дисциплин в вузе; разрабатывает учебно-методические материалы; мотивирует студентов к обучению и формированию профессиональных компетенций; использует цифровые инструменты и платформы в образовательной деятельности.
- Использовать методологические позиции психологических направлений, школ и отдельных исследований, формируя общие представления о методологии науки и методах психологии высшей школы, проводить экспертизу и коррекцию образовательной среды разного уровня с использованием современных технологий обучения, устанавливает взаимосвязь и проводит параллели между концепциями и направлениями в психоанализе.
- Демонстрировать знания эмоциональной и когнитивной саморегуляции в условиях стресса, использовать умение ориентироваться в различных методах интеллектуальных систем, проявлять базовые знания научного поиска и их применения в профессиональной деятельности.
- Демонстрирует знания в работе индивидуального и группового контекста, владеет приемами психологического консультированя, владеет приемами психологического консультирования по вопросам, связанным с личностным ростом клиента, методами психокорекции.
- Использует полученные знания для решения задач планирования карьеры, демонстрирует методы психотерапии уделяя особое внимание современным тенденциям в гендерной психологии и акмеологии, анализирует фактические данные искусственного интеллекта.