Действующая образовательная программа

7M02302 Филология в ЦКА

Дисциплины

  • Психология управления

    Цель изучения дисциплины - приобретение психологических компетенций управления, развитие личностных и профессиональных качеств для эффективного лидерства и создания гармоничных отношений в коллективе. Изучаются психоэмоциональные, когнитивные и поведенческие процессы, которые влияют на эффективность и динамику управления людьми, социальная психология, психология личности, психология групповой динамики. В ходе прохождения курса изучаются: психология лидерства, мотивация и вовлеченность, командная работа и групповые процессы, коммуникация и управление конфликтами, психологические аспекты принятия решений, психология стресса и выгорания. Рассматриваются условия, влияющие на взаимоотношения людей в организациях: цифровизация и автоматизация, гибридные и удалённые формы работы, многообразие и инклюзивность, трансформация ценностей и приоритетов, стрессовые условия труда. В результате прохождения курса у магистранта формируются следующие управленческие навыки: контроль эмоционального интеллекта, лидерство, разрешение конфликтов, формирование и управление командой, эффективная коммуникация участниками профессиональной деятельности и стейкхолдерами.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Современные методы литературоведческих исследований

    Цель изучения дисциплины - формирование навыков анализа, интерпретации, критического осмысления текста литературных произведений, понимания современных литературоведческих методов и методологии, примения современных методов литературоведческих исследований в научной и практической деятельности. Изучаются теоретические основы и практические приемы анализа литературных произведений, применяя традиционные (историко-генетический, сравнительно-исторический, биографический, социологический, семантический методы, метод теоретической и описательной поэтики, метод чтения) и современные (историко-функциональный, структурно-семиотический, феноменологический, герменевтико-интерпретационный, психоаналитический, феминистский, постколониальный, интертекстуальный, когнитивный, компаративный, лингвистический, фольклорный методы, анализ дискурса) методы литературоведческих исследований. Рассматриваются культурологический, постклассический, экологический, жанровый, рецептивный, гендерный, критический подходы, метод социологической рецепции. В ходе изучения курса приобретаются навыки применения комбинации разных методов литературоведческих исследований.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Академическое письмо и жанровый анализ научных текстов

    Цель изучения дисциплины - формирование комплекса практических навыков академического письма и жанрового анализа научных текстов, необходимых для успешного написания и оформления магистерской диссертации, публикаций и иных исследовательских работ в соответствии с современными требованиями. Магистранты приобретают навыки создания таких работ как: аннотация и реферат научного текста, рецензия и критический отзыв, научная статья, обзор литературы, магистерская диссертация, (введение, формулировка проблемы, постановка цели и задач, гипотеза, анализ источников, аргументация, выводы), заявка на грант или участие в конференции, научные доклады, тезисы, выступления, монография. В результате освоения курса магистрант способен: выявить жанровые особенности и функциональные задачи различных видов академических текстов; создавать академические тексты с учетом норм научного стиля, структуры и лексики, в том числе в рамках собственной диссертационной работы; редактировать текст с точки зрения логики аргументации, структуры и соответствия жанру; оформлять научные работы в соответствии с требованиями к академическим публикациям и диссертациям; разрабатывать исследовательский проект, используя навыки, полученные в ходе анализа жанров.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • История и философия науки

    Цель изучения дисциплины - рассмотрение развития науки в историческом контексте, раскрытие философии науки; формирование культуры критического научного мышления, развитие аналитических способностей и навыков научно - исследовательской деятельности. В ходе изучения дисциплины формируется комплексное представление о закономерностях развития науки, научных гипотез и теорий, о специфике специального познания, понимание проблематики феномена науки как предмета специального анализа. В дисциплине наука и процесс научного творчества представлены как целостный феномен в его методологических, логических, аксиологических, этических, социальных характеристиках. Изучается наука Древнего мира, Средних веков, Нового времени, наука XIX-XX веков, современная наука. Рассматриваются школы и направления философии науки (эмпиризм, рационализм, структурализм, постструктурализм, экзистенциализм, критическая теория, позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм (логический позитивизм), герменевтика, феноменология, прагматизм, социология науки), течения (критический рационализм, научный реализм, конструктивизм) подходы (конструктивизм, фаундешионализм, когерентизм, редукционизм, аналитическая философия науки и другие). Также изучаются: Методы научного исследования (индукция, дедукция, аналогия, эксперимент и другие), проблемы роста научного знания (кумулятивное накопление знаний, научные революции, смена парадигм), взаимосвязь науки и общества (влияние науки на культуру, политику и экономику, социальная ответственность ученых).

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Педагогика высшей школы

    Цель изучения дисциплины - формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, формирование педагогической компетентности, ознакомление будущих преподавателей с общей проблематикой, методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными технологиями анализа, планирования и организации обучения и воспитания, коммуникативными технологиями взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе вуза. Раскрывается специфика педагогики высшей школы: целевая направленность; особенности контингента; акцент на самостоятельность и активность; интеграция науки и образования; внедрение новых образовательных технологий; сложность и многогранность; динамичность и инновационность; ориентация на результат. Рассматриваются основные мировые тенденции развития образования: как сферы услуг; как ключевого звена научно-технической и инновационной политики. Изучаются современные тенденции в высшем образовании: глобализация и интеграция, непрерывное обучение, цифровизация, дистанционное образование, геймификация, адаптивное обучение, интегральный подход, использование искусственного интеллекта, технологии VR и AR, Agile и Scrum-технологии, фундаментализация и прагматизация, метакомпетенции. Особое внимание уделяется современным образовательным технологиям, методике преподавания в высшей школе.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Иностранный язык (профессиональный)

    Цель изучения дисциплины - углубление коммуникативной компетенции владения иностранным языком в профессиональной, деловой, научно-исследовательской, научно-методической, учебно-методической, педагогической деятельности на уровне С1. В процессе изучения дисциплины совершенствуются: письменные и устные навыки, необходимые для профессиональной, научно-исследовательской, научно-методической, педагогической, учебно-методической деятельности, коммуникации со стейкхолдерами; академическая грамотность, необходимая для научного дискурса, работы с профессиональной филологической литературой, анализа зарубежных источников для осуществления исследовательской деятельности.

    Год обучения - 1
    Семестр - 1
    Кредитов - 4
  • Актуальные проблемы русского литературоведения

    Цель изучения дисциплины - освоение современных подходов к изучению русской литературы, формирование навыков анализа и интерпретации художественных текстов, оценивать литературный процесс в его современном состоянии, развитие критического мышления и приобретение навыков исследования проблем русского литературоведения и разработки их решений. Курс обеспечивает углубленное изучение научных теорий и концепций русского литературоведения, исследование структуры современного литературоведения, методологические подходы к исследованию художественного текста. В дисциплине изучаются современные тенденции и направления развития русской литературы и литературоведческой науки. Рассматриваются вопросы, связанные с теорией и историей литературы, с литературной критикой, их анализ в контексте социальных, культурных и политических реалий. Изучаются современные проблемы, стоящие перед русской литературой: влияние глобализации и постмодернизма на литературный процесс, проблемы идентичности и национальной литературы в современном мире, взаимодействие литературы и других видов искусства (кино, музыка, изобразительное искусство), роль литературы в формировании общественного сознания и культурной памяти. Анализируется состояние литературной критики, ее функции и влияние на литературный процесс. Изучается творчество писателей и поэтов, жанры и направления русской литературы, проблемы интерпретации и понимания художественного текста.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Активные процессы в современном русском языке

    Цель изучения дисциплины – формирование комплекса компетенций в сфере анализа, оценки и интерпретации активных изменений (преимущественно лексических и синтаксических) в современном русском языке с учетом влияния как внутренних языковых процессов (тенденции к экономии речевых усилий, аналогии, развитие новых языковых структур), так и внешних факторов (социальных, медиатехнологических, культурных), а также развить навыки практического применения современных языковых форм в профессиональной, исследовательской и академической коммуникации. Изучаются следующие темы: Современный русский язык: динамика, вариативность, нормы; Источники языковых изменений: внутрисистемные и внешние факторы; Методология изучения языковых процессов: корпусные, статистические и дискурсивные методы; Лексические изменения (Неологизмы и их типология; Заимствования: адаптация, частотность, сферы употребления; Меметическая лексика, интернет-слэнг, "говорящие" хэштеги; Семантические сдвиги и переосмысление слов); Синтаксические трансформации (Новые модели организации текста и предложения; Упрощение синтаксических конструкций под влиянием медиа; Разговорные и письменные цифровые форматы: клиповость, дробность, нарративность); Медийно-информационная среда как фактор языковых изменений (Роль соцсетей, блогов, подкастов, видеоплатформ; Языковые практики инфлюенсеров и их влияние на норму; Визуально-вербальные гибриды: эмодзи, гифки, мемы как часть языкового выражения); Практическая аналитика (Корпусный анализ лексических и синтаксических новаций: Проектная работа: анализ медиатекста с точки зрения языковых изменений; Разработка практических рекомендаций по использованию новых языковых форм).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Использование искусственного интеллекта в научных исследованиях

    Цель изучения дисциплины - формирование компетенций по применению искусственного интеллекта в научных исследованиях. Магистранты приобретают компетенции эффективно использовать искусственный интеллект при сборе, обработке и анализе данных, решении исследовательских задач. Приобретаются навыки применения таких инструментов и нейросетей как ChatGPT, Kampus.ai, AiWriteArt, Gemini, DeepL, WordyBot, Neuro-Texter в исследовательской, педагогической, профессиональной деятельности филолога. Изучается лексико-семантический и синтаксический анализ текста, генерация текстов и литературное творчество, перевод текста, анализ литературных произведений, исследование языковых изменений и литературных традиций, разработка учебных материалов и новых методов преподавания филологических дисциплин с помощью искусственного интеллекта. Особое внимание уделяется возможностям, ограничениям, рискам и этике применения искусственного интеллекта в филологии: точность интерпретации контекста, культурные особенности языка, этические проблемы авторских прав.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблемы теории межкультурных коммуникаций

    Цель изучения дисциплины - формирование комплексного представления об истоках, истории и современном состоянии исследований в области теории межкультурной коммуникации; развитие коммуникативной компетенции как системы знаний и навыков, позволяющих осуществлять эффективное межкультурное общение, уважая культурные различия. Дисциплина изучает процесс взаимодействия между представителями разных культур, выявляя возможные трудности и конфликты, а также условия для успешного общения. Рассматриваются теоретические основы межкультурной коммуникации, проблемы и барьеры, факторы, влияющие на межкультурную коммуникацию, стратегии и навыки эффективного общения, этические вопросы межкультурной коммуникации, практическое применение межкультурной коммуникации.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Теория литературы

    Цель изучения дисциплины - освоение ключевых теорий и концепций литературы, формирование практических навыков интерпретации, анализа и критического осмысления художественного текста на основе современных направлений в теории литературы. Изучаются основные направления в теории литературы: экспрессивная теория, миметическая теория, прагматическая теория и объективная теория. Рассматриваются классические основания литературной теории (Аристотелевская поэтика, риторика, мимесис и катарсис; Гегелевская эстетика); такие подходы как формализм, структурализм, постструктурализм, новый историцизм, марксизм, постколониализм, гендерные исследования, нарратология, деконструкция, интертекстуальность, герменевтика, феноменология, психоаналитическая критика. Рассматриваются такие концепции как: поэтика, стиль, литературный род и жанр, форма и содержание, сюжет и композиция, образ и мотив. Приобретаются навыки применения таких методов анализа текста как: лингвистический, нарратологический, структурный, семиотический, дискурсивный, интертекстуальный, концептуальный, кластерный, корреляционный анализ, контент –анализ, экспертная оценка текста, анализ временных рядов, идеологическая и гендерная критика, анализ рецепции и читательского отклика, постколониальный и культурный анализ, тематический и мотивный анализ, текстовый майнинг. По завершении курса магистрант: анализирует художественный текст с опорой на конкретные теоретические подходы; сопоставляет различные интерпретации текста в зависимости от методологии; определяет структуру и нарративные стратегии литературного произведения; формулирует исследовательские вопросы и аргументированные суждения о тексте; применяет теоретические модели для анализа произведений.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Лингводидактика высшей школы

    Цель изучения дисциплины - приобретение практических навыков в области преподавания филологических дисциплин в высшей школе, с опорой на современные научные достижения и педагогические технологии. Особое внимание уделяется изучению актуальных методов и подходов лингводидактики (коммуникативный, интерактивный, компетентностный, когнитивно-дискурсивный, интеркультурный), разработке учебных материалов. В процессе обучения магистранты приобретают навык применения методов лингводидактики в условиях цифровой образовательной среды. Изучаются такие темы как: общие закономерности обучения филологическим дисциплинам, включая вопросы мотивации, целей обучения, усвоения языковых знаний, навыков и умений; анализ различных методик обучения филологическим дисциплинам; организация образовательного процесса в высшей школе; современные тенденции в области лингводидактики; роль языка в обществе и образовании; специфика обучения филологии в высшей школе; методы и приемы обучения различным аспектам языка (грамматика, лексика, чтение, письмо, аудирование, говорение), методы контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов; современные образовательные технологии.

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Иностранный язык для академических целей

    Цель изучения дисциплины – формирование комплекса компетенций для использования иностранного языка в академической деятельности филолога. В ходе изучения дисциплины у магистрантов формируются такие компетенции как: академическое письмо (написание научных статей, рефератов, докладов, эссе и других академических текстов, подготовка магистерской диссертации в соответствии с требованиями); академическое чтение (понимание академических, научных текстов, извлечение информации, критический анализ и интерпретация); академическая устная речь (участие в дискурсах, дискуссиях, презентациях, докладах, сообщениях, умение вести научный диалог); академический этикет (использование иностранного языкав в соответствии с правилами и нормами академической среды).

    Год обучения - 1
    Семестр - 2
    Кредитов - 5
  • Проблемы типологического и сравнительно-сопоставительного языкознания

    Цель изучения дисциплины – формирование комплекса таких навыков как: выявление универсальных языковых явлений и закономерностей; разработка принципов классификации языков по различным параметрам; сопоставление языковых систем для выявления сходств и различий на разных уровнях языка; анализ процессов языковых изменений и развития; применение результатов типологических и сравнительно-сопоставительных исследований в академической и научной деятельности. Приобретаются навыки решения таких проблем как: разработка новых методов анализа языковых данных, интерпретация результатов в свете общих закономерностей языка и конкретных особенностей сопоставляемых языков. В дисциплине изучаются типологическое языкознание (выявление универсальных и специфических черт в языках, классификацию языков по структурным признакам и их группировку в типологические классы); сравнительно-сопоставительное языкознание (сопоставление языков для выявления сходств и различий в их структуре). Рассматриваются типологические характеристики языков мира, история и методы сравнительно-сопоставительного языкознания, взаимодействие языков и языковые контакты, актуальные проблемы типологических исследований, контрастивный анализ конкретных языковых пар.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Когнитивная лингвистика

    Цель изучения дисциплины - формирование комплекса навыков, позволяющих анализировать язык как средство познания и формирования картины мира: анализ концептов, понимание когнитивных процессов, моделирование языковой картины мира, категоризация и концептуализация, анализ текста с когнитивной точки зрения, применение методов когнитивной лингвистики, анализ взаимосвязи языка и культуры. В дисциплине изучаются: взаимосвязь языка и мышления; когнитивные структуры и процессы (ментальные репрезентации, концепты, фреймы, прототипы); языковая картина мира; методы исследования когнитивной лингвистики (концептуальный анализ, фреймовый анализ, прототипическую семантику, когнитивное моделирование, дефинитивный и компонентный анализ, этимологический анализ, контекстуальный анализ, когнитивно-матричный анализ, категориально-матричный анализ, категориальный анализ, анализ когнитивно-дискурсивной интерпретанты). В результате освоения курса приобретаются навыки применения когнитивной лингвистики в филологических исследованиях, преподавании языка, психолингвистике, компьютерной лингвистике и других сферах.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Методы и приемы лингвистических исследований

    Цель изучения дисциплины – приобретение навыков использования различных методов и приемов лингвистических исследований, анализа языкового материала, оценки качества исследований. Дисциплина изучает совокупность методов и приемов, используемых для анализа языка и речевой деятельности. Рассматриваются как общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение, описание, эксперимент, моделирование), так и собственно лингвистические методы (описательный, структурный, сравнительно-исторический методы, компонентный, фонологический, морфологический, синтаксический, семантический, дистрибутивный, прагматический, оппозитивный анализ.), методы реконструкции, формализации, статистические, социолингвистические, психолингвистические методы, метод непосредственно составляющих. Рассматривается применение методов лингвистических исследований в социолингвистике, психолингвистике, антрополингвистике, нейролингвистике, лингвокультурологии, лингводидактике, терминоведении, лексикографии, коммуникативной, когнитивной, компьютерной лингвистике.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Новые направления русского литературоведения

    Цель изучения дисциплины – формирование навыков критического осмысления современных тенденций в русской литературе, анализа литературных произведений, аргументированного изложения своих выводов. Рассматриваются такие направления, как постструктурализм, деконструктивизм, феминистская критика, когнитивное литературоведение, культурология, семиотика и другие, применяемые к изучению русской литературы. Изучаются: новые методы исследования (методы анализа текста, основанные на современных теоретических концепциях, включая компьютерный анализ текста, нарратологию, дискурс-анализ и другие); актуальные проблемы в русской литературе (вопросы идентичности, памяти, гендера, постколониализма, экологии и другие, в контексте современных литературных исследований); влияние цифровых технологий и новых медиа на современное литературоведение и на восприятие русской литературы в целом; взаимодействие литературоведения с другими гуманитарными науками, такими как философия, социология, культурология, психология и другие, в рамках изучения русской литературы.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Актуальные проблемы русского языкознания

    Цель изучения дисциплины – формирование комплекса навыков анализа и разработки конструктивных решений проблем языковых явлений, понимания закономерностей развития русского языка, критического осмысления языковых норм и их изменений, умение работать с разнообразными источниками информации о языке. Рассматриваются теоретические проблемы русского языкознания (вопросы языковой структуры и функционирования русского языка, современные тенденции развития русского языка, взаимодействие языка и мышления, проблемы языковой нормы и вариативности, вопросы типологии русского языка). Изучаются практические проблемы русского языкознания (русский язык как иностранный, проблемы преподавания русского языка, лингвистическое обеспечение в различных сферах (медиа, медицина, юриспруденция и т.д.), перевод и межкультурная коммуникация). Освещаятся социальные аспекты русского языкознания (языковая политика, социолингвистические проблемы русского языка, язык и общество, сохранение и развитие русского языка в условиях глобализации).

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5
  • Социальная лингвистика

    Цель изучения дисциплины – формирование практических навыков выявления и исследования социальных факторов, влияющих на язык; исследования взаимосвязи между языком и социальными структурами и отношениями в обществе; анализа социальных вариантов языка и их использования; применения методов социолингвистических исследований; анализа роли языка в формировании социальных отношений. Изучаются: социальная стратификация языка (различия в языке, связанные с социальным статусом, возрастом, образованием и другими социальными характеристиками); социальные диалекты и варианты языка (разновидности языка, характерные для определенных социальных групп); влияние социальных факторов на языковые изменения; функционирование языка в различных социальных контекстах; роль языка в формировании и поддержании социальной идентичности. Рассматриваются методы социолингвистических исследований: методы сбора материала (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование, анализ текстов), методы обработки данных (количественные, качественные, смешанные), методы оценки результатов (верификация, валидация, анализ ошибок), моделирование (разработка социолингвистических моделей для описания и предсказания языкового поведения в различных социальных контекстах), экспериментальные методы (проведение контролируемых экспериментов для изучения влияния социальных факторов на языковое поведение). В дисциплине рассматривается взаимосвязь с другими лингвистическими (психолингвистика, этнолингвистика, лингвокультурология, прагматика) и нелингвистическими (социология, психология, антропология, история, философия, экономики, политология) науками.

    Год обучения - 2
    Семестр - 1
    Кредитов - 5

Результаты обучения

  • Осуществлять социальную, профессиональную, научную, академическую коммуникацию с коллегами, обучающимися, стейкхолдерами на иностранном языке; демонстрировать знание общенаучной и филологической терминологии на иностранном языке; использовать иностранный язык в профессиональных и академических целях, в целях социализации обучающихся.
  • Анализировать историю и философию науки; демонстрировать культуру критического научного мышления и осмысления современной науки с позиции исторического развития и философских категорий.
  • Интегрировать в практику навыки подготовки, проведения, оформления научного исследования, применения методов и приёмов лингвистических, литературоведческих исследований, академического письма; проводить жанровый анализ научных текстов; применять возможности искусственного интеллекта в научных исследованиях.
  • Использовать психологические навыки для эффективного решения коммуникативных, образовательных, профессиональных задач, конструктивных управленческих решений; выстраивания взаимоотношений с участниками профессиональной деятельности и стейкхолдерами.
  • Анализировать и интерпретировать теорию и историю литературы, теорий и концепции литературоведения, актуальные проблемы и новые направления русского литературоведения.
  • Демонстрировать знание функционально-коммуникативной природы изменений и трансформаций, происходящих в русском языке; исследовать концепции, теоретические основы и направления общего и русского языкознания.
  • Демонстрировать навыки эффективной межкультурной коммуникации; анализировать данные об истоках, истории, современном состоянии, проблемах теории межкультурной коммуникации и актуальных исследованиях в этой сфере.
  • Осуществлять преподавательскую деятельность, используя современные образовательные технологии; применять эффективные методики обучения филологии, современные методы языкового образования в свете положений лингводидактики, социальной и когнитивной лингвистики для помощи молодёжи в социализации.
  • Разрабатывать научно обоснованные решения имеющихся проблем типологического и сравнительно-сопоставительного языкознания; использовать общелингвистическую, типологическую, сравнительно-сопоставительную терминологию.
Top